Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






История государственного регулирования экспорта нефтепродуктов




Нефтяная промышленность играла важную роль в экономике царской России, вступившей во второй половине XIX в. на капиталистический путь развития. До середины 80-х гг. XIX века она стремительно развивалась и вышла на мировой рынок, став серьезным конкурентом американской нефтяной промышленности.

Промышленная добыча отечественной нефти была сосредоточена в двух районах: на Апшеронском полуострове (в Бакинской губернии) и на Северном Кавказе (в Терской и Кубанской областях). Еще в средние века добыча нефти в Баку являлась монополией персидских шахов. Известный венецианский купец Марко Поло, путешествовавший в конце XIII века по берегам Черного и Каспийского морей, в своих очерках писал, что нефть вывозилась из Баку в окрестные местности на верблюдах. Бакинские источники нефти перешли к России при Петре I (1723 г.), но в 1735 г., в царствование Анны Иоанновны, были вновь возвращены Персии. Только в 1813 г. по Гюлистанскому трактату Баку окончательно отошел к России и ханские нефтеисточники стали государственной собственностью.

К концу XIX века действовало свыше 300 буровых скважин, около сотни заводов занимались переработкой нефти. Российская нефтяная промышленность с каждым годом развивалась все более быстрыми темпами. Нефть, вытеснившая по выражению Д.И.Менделева лучину из крестьянской избы, стала одним из основных продуктов потребления, спрос на который постоянно возрастал.

Общая добыча нефти превышала полмиллиарда пудов. На внутреннем рынке России наиболее крупными ее потребителями являлись Москва и Петербург. Начиная с 1880 г. наблюдался интенсивный приток в российскую нефтяную промышленность иностранных капиталов: в ее развитии участвовали французские, немецкие и английские фирмы. Министр финансов граф С.Ю.Витте уделял большое внимание нефтяной отрасли - одному из важнейших источников доходов государственного бюджета. В результате промышленной революции важной статьей экспорта России стали нефтепродукты. Бакинская нефтяная промышленность, быстро развиваясь и вытесняя американский продукт с отечественного рынка, устремилась за границу.

С открытием в 1883 г. движения по Закавказской железной дороге, соединившей бакинский нефтяной район с Батумским портом, российские нефтепродукты получили наиболее короткий и дешевый путь к зарубежным рынкам. Уже в 1885 г. впервые из Батума в Бомбей был вывезен керосин. Российский керосин стал вывозиться также в Константинополь, прибрежные города Малой Азии, Греческий Архипелаг и Египет, Индию и Австралию. Первоначально, из-за слабой организации экспортного дела, находившегося в руках иностранных фирм, вывоз нефтепродуктов увеличивался медленно. В связи с этим важное значение имело основание Батумского нефтепромышленного и торгового общества - первого русского предприятия по развитию нефтяной торговли с заграничными рынками. Это предприятие, переименованное впоследствии в Черноморско-Каспийское торговое промышленное общество, в 1886 г. перешло в руки парижского банкирского дома братьев Ротшильд. С тех пор оно заняло лидирующее положение в нефтяном экспорте. В начале ХХ века Россия ежегодно экспортировала свыше 50 млн. пудов нефтепродуктов (керосина и осветительных масел). По потреблению керосина на одного человека Россия занимала одно из последних мест - 5 кг/год (США - 75, Бельгия - 38, Германия - 14,3, Швецария - 14,3, Англия - 13,4, Австро-Венгрия - 4,4 кг/год).

В конце XIX - начале XX века самые крупные действующие месторождения нефти в мире находились в США и России. Высокие темпы развития российской нефтяной промышленности позволили ей со второй половины 90-х годов XIX века стать мировым лидером по добыче нефти. К примеру, в 1900 г. Россия добыла 632 млн. пудов. Однако, с 1903 г. вперед выходят США (табл. 1.1). Как главные нефтедобывающие государства Россия и США являлись основными поставщиками нефти и ее производных на мировой рынок.

Таблица 1.1

Доля в мировой добыче нефти (в %)

Годы                      
Россия             23,5   22,6   19,5
США                     65,7

Источник: данные сайта http://www.oilru.com/nr

Введение российским правительством в 1891 г. высокой пошлины на иностранные продукты перегонки нефти обеспечило монополию отечественного керосина на внутреннем рынке и перспективу на мировом. Первоначально российский керосин (как и прочие нефтепродукты) в основном экспортировался в европейские страны, главным образом в Англию, Австрию, Голландию, Турцию и Италию. Позже отечественные нефтепродукты стали проникать и в страны Дальнего Востока: Индию, Индокитай, Китай, Японию. В 1890 г. 70% русского керосина экспортировалось в Европу, но уже 3-4 года спустя больше половины его отправлялось в восточные страны. Керосин в ящиках из Батума доставлялся на парусных и паровых судах, а наливной - исключительно на паровых. Свыше 95% вывозимого керосина из Батума доставлялось английскими пароходами, которые фрахтовались в Лондоне.

В Китай русский керосин доставлялся в ящиках и наливом. Одним из главных распределительных пунктов для керосина бы Гонконг, который снабжал этим продуктом все города и провинции Южного Китая. Вторым распределительным центром являлся портовый город Шанхай.

В Японию наливной керосин из Батума привозился на собственных паровых и парусных судах. После Британской Индии и Китая именно Япония являлась третьим керосиновым рынком для России на Дальнем Востоке. В вывозе нефтяных продуктов через Батум на долю фирм братьев Нобель и Ротшильд (Каспийско-Черноморское Товарищество) приходилось 50-60%. В последнее десятилетие XIX века в экспорте преобладают азиатские потребители (табл. 1.2). Наибольшее количество керосина Россия вывезла в 1904 г. - 85,1 млн. пудов.

Таблица 1.2

Экспорт нефтепродуктов из России (млн.пудов)

Регион Годы
               
Европа                
Восток                

Источник: данные сайта http://www.oilru.com/nr

В 1899 г. цены на керосин, коп/пуд, на европейских рынках были такие: Гамбург: русский - 100, американский - 108; Лондон: русский - 93, американский - 111.

После 1906 г. из-за экспортного кризиса Россия утратила свои ведущие позиции на восточных рынках. Из европейских государств наиболее емким был рынок Германии, потреблявший около 800 тыс. т керосина в год. Прочные позиции Россия имела в Англии, являвшейся также крупным рынком керосина среди западноевропейских государств. До 1904 г. русский керосин обеспечивал почти половину потребностей Англии. Затем лидерство здесь, как и в Германии, перешло в США.

Что же касается мирового нефтяного рынка, то на нем полную монополию имел американский трест "Стандард ойл". В 1906 г. в противовес заокеанскому тресту возникло международное европейское объединение во главе с немецким банком - "Европейский нефтяной союз", в состав которого наряду с австрийскими и румынскими фирмами вошли также "Братья Нобель", "Каспийско-Черноморское общество" и общество "Манташев и Ко". В 1907 г. монополистические объединения договорились о разделе сфер влияния, подписав соглашение, по которому доля "Европейского нефтяного союза" определялась в 25%, а "Стандард ойл" - 75%. К концу первого десятилетия ХХ в. к упомянутым международным трестам присоединилась и англо-голландская компания "Ройял Датч Шелл", настойчиво укреплявшая свои позиции как в России (на Дальнем Востоке), так и в Европе.

Объем экспорта керосина Россией на мировой рынок зависел не столько от ситуации на отечественном рынке, сколько от сильной конкуренции, прежде всего с американским трестом "Стандард ойл". В рассматриваемое время керосин являлся основным средством освещения, поэтому торговля им доминировала на мировом рынке. В отличие от других стран, в России производилось много мазута, который широко использовался в энергетическом хозяйстве.

"Эра керосина" (с конца XIX в. до первой мировой войны) на международном рынке была отмечена острой конкурентной борьбой за места сбыта этой нефтяной продукции и керосиновой войной (1910-1912 гг.).

В условиях вытеснения русского керосина с заграничных рынков центр тяжести экспорта нефтепродуктов России стал смещаться в сторону смазочных масел. Главным экспортером смазочных масел являлось товарищество братьев Нобель, за ним - Ротшильд, Шибаев, Лиознов, Менташев и другие. Благодаря своим отличным качествам русские смазочные масла в то время пользовались на мировом рынке устойчивой репутацией и постоянным спросом.

Российский экспорт смазочных масел в 1901 - 1904 гг. в среднем составлял 12,8 млн. пудов, а в 1912 г. - 16,47 млн. пудов. В общеевропейском экспорте масел Россия в 1911 г. имела 21,1%, США - 63,3%, Румыния - 2,9%. На европейском рынке главными потребителями смазочных масел были Англия, Германия и Бельгия. Конкурентами России являлись США и Румыния.

В 1920-х годах экспорт нефти и нефтепродуктов был одной из немногих статей, позволявших Советскому Союзу получать существенные валютные доходы. В 1922 г. был создан Синдикат нефтяной промышленности – Нефтесиндикат, который вместе с Нефтеторгом и Нефтеэкспортом занимался продажей нефти и нефтепродуктов за границу. С 12 сентября 1923 г. Нефтесиндикат «являлся монопольным органом по реализации нефти как на внутреннем, так и на внешнем рынках с непосредственным подчинением ВСНХ СССР в лице ГУТ (Главное управление по топливу ВСНХ СССР)»[8]. После ликвидации Нефтесиндиката в 1930 г. для торговли нефтью за рубежом было создано специальное государственное объединение «Нефтеэкспорт», подчиненное Наркомату внешней торговли. Перед этими организациями ставилась задача по увеличению нефтеэкспорта, который поднялся от 948 тыс. т нефти и нефтепродуктов в 1913 г. до 1685 тыс. т в 1926 г. и 2882 тыс. т в 1928 г. К 1928 г. доля советской нефти и нефтепродуктов на мировом рынке составляла 5,2 %[9].

В 1928/1929 г., операционный год с 1 октября по 30 сентября, которым в период НЭП измерялся ежегодный цикл в народном хозяйстве СССР, было вывезено 31,8 % нефтепродуктов[10], произведенных в стране, а бензина даже 88 %[11]. Советская нефтяная промышленность имела ярко выраженную экспортную ориентацию, которую во второй половине 1920-х годов было решено усилить.

Именно с этой целью тогда строились два мощных нефтепровода к Черному морю (Баку – Батум и Грозный – Туапсе), а также НПЗ в начальных и конечных пунктах этих нефтепроводов. Весной 1929 г. в строй действующих вступил трубопровод Грозный – Туапсе, в феврале 1930 г. – Баку – Батум. К этому времени значительная часть НПЗ в Батуме и Туапсе, как и в Баку, и в Грозном, уже была сдана. Строительство новых НПЗ было особенно важно для того, чтобы увеличить выпуск бензина, пользовавшегося тогда большим спросом на мировом рынке.

К 1928 г. структура мирового нефтеэкспорта (см. табл. 1.3) существенно изменилась по сравнению с довоенным временем и существенно отличалась от структуры нефтеэкспорта СССР (см. табл. 1.4). Доля керосина на международном рынке за 15 лет упала втрое и составляла 9,3 %, хотя в советском нефтеэкспорте керосин занимал почти четверть объема – 24,3 %. Мировой экспорт бензина увеличился вдвое и практически весь бензин, произведенный в Советском Союзе, отправлялся заграницу.

Таблица 1.3

Доля отдельных нефтепродуктов в мировом нефтеэкспорте

(в % ко всему товарному вывозу)

Годы Бензин Керосин Смазочные масла Мазут и сырая нефть
  10,6 39,8 8,8 40,8
  20,0 9,3 4,0 66,7

Источник: Нефтяное хозяйство. - 1929. - No 10. - С. 603.

Таблица 1.4

Структура советского нефтеэкспорта в 1927-1928 гг.

(в тыс. т. и в % от общего нефтеэкспорта)

Статья нефтеэкспорта Нефтеэкспорт
тыс. т. %
Керосин 663,3 24,3
Бензин 760,3 27,9
Смазочные масла и спец.продукты 245,1  
Нефтетопливо и сырая нефть   38,8
Итого 2727,7  

Источник: РГАСПИ.Ф. 670. Оп. 1. Д. 38. Л. 69

При снижении спроса на керосин в Европе приходилось вывозить советский керосин на рынки Востока – в Египет, Индию, Турцию и Персию. В Египет и Индию экспорт осуществлялся через мировые тресты. В 1924/1925 г. ими было продано 44 % советского керосина, в 1925/1926 г. – 24 %, в 1926/1927 г. – 33 %. Продажа керосина в Турции производилась отделением Нефтесиндиката из своих складов. Норма ввоза советских нефтепродуктов в эту страну устанавливалась специальным договором с турецкой монополией. В Персии в 1920-х годах советские нефтепродукты продавало советско-персидское общество «Персазнефть». Основной капитал общества был внесен «Азнефтью» (51 %), торгпредством СССР в Персии (15 %) и советско-персидским обществом «Шарк». Для реализации своих нефтепродуктов на европейских рынках Нефтесиндикат использовал четыре основных вида товаропроводящих каналов:

1) продажи государственным потребителям;

2) продажи независимым фирмам, которые брали на себя дальнейшее продвижение продукции к потребителям;

3) продажи компаниям, входившим в состав главных мировых нефтяных групп и

4) реализация через собственный распределительный аппарат, созданный в 1920-е годы в некоторых государствах.

Так, советская фирма «Russian Oil Products» (по первым буквам в русской транскрипции - «РОП») работала в Великобритании с августа 1924 г.; к началу 1925 г. она построила распределительные нефтехранилища в Бристоле и Кардиффе и стала продавать нефтепродукты через собственный нефтеторговый аппарат, на первых порах - на 1 - 3 пенса дешевле, чем другие фирмы. В середине 1920-х годов советские внешнеторговые ведомства создали в Германии собственную «Немецко-российскую нефтяную компанию» («Deutsche-Russische Naphta Kompanie» – «Дерунафт») для распределения нефтепродуктов. Другой советской нефтяной компанией в Германии была «Дероп», созданная в 1927/1928 г.

К 1927 г. Нефтесиндикат имел свои отделения и агентства в Милане, Вене, Праге, Константинополе, Смирне (Измире), Ревеле, Гельсингфорсе и Харбине. Кроме того, Нефтесиндикат был пайщиком акционерных обществ во Франции («Нафтрюсс») и Италии. В начале 1930-х годов Советский Союз продолжал осваивать новые рынки. В 1931 г. советские нефтепродукты впервые появились в южном Китае и Корее, в 1932 г. –Канаде и Новой Зеландии. Еще до окончания строительства нефтепроводов СССР стал наращивать нефтяной флот. В 1928 г. отмечалось: «За последние два года флот пополнился 4-мя новыми единицами: «Азнефть», «Грознефть», «Эльбрус», «Нефтесиндикат». Заканчивалось строительство нефтетопливных судов «Эмбанефть», «Советская Нефть», «Союз горнорабочих СССР». С введением этих судов тоннаж Нефтесиндиката должен был достичь 60 тыс. тонн. Кроме того, по заказу Нефтесиндиката на советских верфях строилось еще 5 судов с общим тоннажем 40 тыс.тонн».

Чтобы остановить «войну цен», в которую переросла конкуренция на мировом рынке, 17 сентября 1928 г. три ведущих нефтяных компании мира(«Стандарт Ойл», «Шелл» и «Англо-Персидская» – будущая «Бритиш Петролеум») подписали так называемое Акнакарийское соглашение, в результате которого был основан Международный нефтяной картель. И, одновременно, те же корпорации начали переговоры с Советским Союзом о согласовании позиции на рынках нефти. 28 февраля 1929 г. «Нью-Йорк Таймс» сообщала: «В четверг Детер-динг (Генри Детердинг – руководитель крупнейшей англо-нидерландской компании «Ройял Датч/Шелл»; после национализации нефтяных активов компании в Азербайджане активно выступал против СССР) и британские нефтяные фирмы заключили мир с Советами. Только что подписан договор на три года, который не только прекращает войну цен между британцами и Советами (РОП) на британском рынке..., но также кладет конец политическому враждебному отношению Детердинга к Советам. Главное достижение Советов заключается в том, что в договоре нет пункта о компенсации, которая должна была бы уплачиваться Детердингу за национализированную собственность, на что он до сих пор предъявлял такую упорную претензию».

Соглашение с западными корпорациями имело для Советского Союза скорее политическое значение. В конце 1929 г. начался кризис, названный в Америке Великой депрессией, на мировом рынке цены на нефть резко упали, и в новых условиях Советский Союз и нефтяные компании не смогли согласовать свою политику. В годы кризиса на мировом рынке резко упал спрос на нефть. В результате с 1929 по 1932 г. мировая нефтедобыча (без СССР) упала на 17 %. В СССР за тот же период добыча нефти, напротив, выросла на 56,5 % и к 1932 г. ее объем более чем на 3 млн. т превышал мощности нефтепереработки. Сырую нефть Советский Союз готов был экспортировать по демпинговым ценам. В несколько меньшей степени это относилось к нефтепродуктам, составлявшим основную часть нефтяного экспорта: когда строились черноморские НПЗ, не предполагалось, что их продукцию придется доставлять потребителям во внутренние районы России. Однако Советскому Союзу нужна была валюта для закупок оборудования, проведения форсированной модернизации экономики, создания новых предприятий и целых отраслей, ведь предприятия, построенные в годы НЭП, к 1928/1929 г. выпускали всего 4 % промышленной продукции СССР. Экспорт нефти позволял Советскому Союзу производить грандиозные закупки машин и оборудования. В разгар кризиса СССР наращивал экспорт нефти и нефтепродуктов (в физическом объеме), но выручка от их реализации существенно падала (см. табл 1.5). Увеличивали вывоз нефти и некоторые другие страны, например Румыния, где нефтеэкспорт вырос от 2,8 до 4,9 млн. т. Но США проводили иную политику: за годы кризиса экспорт нефтепродуктов оттуда сократился с 16,7 до 9,4 млн. т.

Таблица 1.5

Экспорт нефти и нефтепродуктов из СССР в 1929- 1933 гг. по стоимости и физическому объему

Годы          
Стоимость (млн. руб.)          
Физический объем (млн. т.) 3,86 4,71 5,2 6,1 4,89

Источник: Внешняя торговля к VII съезду Советов СССР: Отчет народного комиссариата внешней торговли. - М., 1935. - С. 12.

 

Советский нефтяной экспорт, нараставший в годы Великой депрессии, вызывал большую озабоченность ведущих нефтяных компаний, объединившихся в Международный нефтяной картель. В мае 1932 г. при участии СССР в Нью-Йорке открылась нефтяная конференция, основным вопросом которой стал экспорт советской нефти. Английские и американские представители предложили Советскому Союзу отказаться от самостоятельных действий на мировых рынках и поставлять им по 5 млн. т нефти ежегодно в течение 10 лет по фиксированной цене. Советский Союз не устраивала предложенная квота, т.к. была надежда на увеличение экспорта. Низкими, по мнению СССР, оказались и предложенные цены. Кроме того, не удалось придти к соглашению по вопросу о собственной сбытовой организации СССР за рубежом, которую западные партнеры предлагали ликвидировать. Советская сторона с начала переговоров выдвинула чрезмерные требования, а когда сняла их, то было уже поздно. По этому поводу И.В. Сталин писал Л.М. Кагановичу: «Директива Розенгольца (он вел переговоры от имени Советского правительства) исходит не из учета сил, а из максималистских требований, не подкрепленных силой. Так соглашения не строят. Нефтяная группа сильнее нас экономически. Она всегда может помешать нашему нефтеэкспорту, может сбить цены и вогнать нас в большие убытки, если даже предположить, что бросовой нефти для экспорта будет у нас все больше и больше. Но дело в том, что бросовой нефти у нас не будет больше, и наш экспортный нефтяной фонд будет уменьшаться ввиду колоссального и все растущего спроса на нефтепродукты со стороны водного и желдортранспорта, грузовой и автомобильной промышленности, тракторной и авиационной промышленности... Директива Розенгольца не учитывает силу и удельный вес нефтяников в деле интервенций. Она не учитывает того, что нам выгодно более или менее нейтрализовать политически англо-американскую нефтяную группу, если мы в самом деле хотим сохранить мир хотя бы в ближайшие два-три года». Переговоры в Нью-Йорке продолжались несколько недель, однако договориться с западными партнерами ни тогда, ни позже Советскому Союзу не удалось.

К концу первой пятилетки нефтепродукты были самой крупной статьей советского экспорта и составляли 18,7 % от его общей стоимости. Несмотря на мировой кризис, при подготовке заданий на вторую пятилетку намечалось резко увеличить вывоз нефти и нефтепродуктов. В декабре 1931 г. Госплан предложил к 1937 г. довести нефтяной экспорт СССР до 10,4 млн. т; на первое место среди экспортных товаров должны были выйти бензин и лигроин – 4,25 млн. т, затем мазут – 2,25 млн. т, керосин – 1,2 млн. т, газойль – 1,0 млн. т, смазочные масла – 525 тыс. т. На сырую нефть должно было приходиться менее 6 % нефтяного экспорта (600 тыс. т).

Однако этим планам не было суждено осуществиться. Во второй пятилетке нефтяной экспорт СССР значительно упал: нефти едва хватало для удовлетворения внутренних потребностей. Прирост ее добычи резко замедлился, а потребности в нефтепродуктах возросли. Бензин стал нужен для своих автомобилей, производство которых в СССР возросло от 671 штуки в 1927/1928 г. до 23879 штук в 1932 г. и 96700 штук в 1935 г.. Примерно таким же было положение с горючим для тракторов: с 1926/1927 г. его потребление увеличилось в 18,7 раза. Все больше нефтепродуктов требовали авиация и вооруженные силы. В результате, вместо намечавшихся к 1937 г. 4,25 млн. т бензина и лигроина вывезли в 10 раз меньше лишь 415 тыс. т; вместо 1,2 млн. т керосина – 243 тыс. т. К 1935 г. доля экспорта в общем объеме производства упала не только по нефтепродуктам, но и по многим другим товарам. Удельный вес экспорта в продукции народного хозяйства СССР снизился с 3,5 % в 1930 г. до 0,8 % в 1936 г.. В еще большей мере, чем экспорт, в начале второй пятилетки упал советский импорт. С 1931 по 1934 г. он в неизменных ценах сократился в 3,3 раза. Интересно, что максимальная доля импорта в поставках оборудования для «Азнефти» за весь период с 1920 по 1940 г. пришлась на 1926/1927 г.; тогда она достигла 40,6%.

В годы второй пятилетки структура советского экспорта изменилась. Доля нефтепродуктов уменьшилась, и объем выручки от их реализации был ниже, чем от реализации лесоматериалов, хлеба и пушнины.

Уменьшение вывоза нефти и нефтепродуктов из СССР продолжалось в годы третьей пятилетки: если в 1937 г. экспорт нефтепродуктов и сырой нефти составил 1930 тыс. т, то в 1938 г. – 1389 тыс. т, а в 1939 г. – 718 тыс. т. В 1940 г. нефтеэкспорт незначительно вырос до 874 тыс. т, что объясняется крупными поставками нефтепродуктов в Германию. Географическая структура советского нефтеэкспорта в этот период заметно менялась. В 1927/1928 г. на первом месте по объему ввоза из СССР нефти и нефтепродуктов стояла Италия -494 тыс. т, на втором была Великобритания –387 тыс. т, на третьем –Франция – 355 тыс. т, на четвертом – Германия – 344 тыс. т. Те же четыре страны, правда, в иной последовательности лидировали как импортеры советских нефтепродуктов и в 1929 г. (табл. 1.5).

Таблица 1.5

Удельный вес отдельных стран в советском экспорте нефти и нефтепродуктов в 1929 г. (в %)

Страны Великобритания Италия Германия Франция Испания Египет Турция Индия Южная Африка Бельгия
Удельный вес в советском экспорте 21,0 15,0 12,6 9,9 8,4 6,3 4,8 3,8 2,3 2,2

Источник: Мировая нефтяная торговля. - М. - Л.: Внешторгиздат, 1936. - С. 259.

 

С 1933 г. и по физическому объему, и по стоимости на первом месте среди покупателей советской нефти стояла Германия (до этого лидировала Великобритания), куда было экспортировано 10,3 % физического объема и 13,9 % стоимостного объема нефти и нефтепродуктов, в 1934 г. – соответственно 10,6 % и 14,3 %, в 1935 г. – соответственно 14,6 % и 19,7 %, в 1936 г. – соответственно 13,1 % и 15,4 %.

Однако в целом до Второй мировой войны значение советской нефти в импорте нефтепродуктов Германии было несущественным. В 1938 г. немецкий импорт нефти и нефтепродуктов составил 5019 тыс. т, из них 44,4 % поставили Венесуэла и Вест-Индия, 23,7 % – США, 8,9 % – Мексика, 3,7 % – Ирак, 3,1 % – Голландская Ост- Индия, 2,5 % – Перу, 0,65 % – Эстония, 0,3% – Польша, 3,5 % (190 тыс. т) – прочие. В 1938 - 1939 гг. Советский Союз практически не вывозил нефть и нефтепродукты в Германию; с 1933 г. их экспорт неуклонно снижался, в 1938 г. он упал почти до нулевой отметки. В 1940 г. объем поставок нефти и нефтепродуктов из СССР в Германию резко взлетел до 657 тыс. т. Это составляло 75 % советского экспорта нефтепродуктов, что вполне понятно, если вспомнить общеполитическую ситуацию того времени. После начала советско-финской войны в Англии и Франции даже разрабатывались планы бомбардировки бакинских нефтепромыслов. В годы предвоенных пятилеток максимальным экспорт нефти и нефтепродуктов из СССР был в 1932 г. - 5592 тыс. т нефтепро дуктов и 526 тыс. т сырой нефти; минимальным - в 1939 г., снизившись по сравнению с 1932 г. в 8,5 раз - до 474 тыс. т нефтепродуктов и 244 тыс. т сырой нефти. Экспорт керосина сократился за те же годы в 15,4 раза, бензина – в 17,2 раза. Планы прироста нефтедобычи во второй пятилетке выполнены небыли; более того, темп прироста существенно замедлился по сравнению с первой пятилеткой. Таким же оставалось положение и в третьей пятилетке. Все больше нефтепродуктов требовало народное хозяйство СССР. С 1929 по 1935 г. доля экспортного бензина сократилась с 91,5 % общего бензинового производства до 21,4 %, а керосина с 34 % до 8,5 %. В дальнейшем эта доля падала еще больше. В 1939 г. экспорт бензина из СССР был в 5,6 раза меньше, чем в 1935 г.; экспорт керосина за те же годы уменьшился в 7,7 раза.

Во второй половине 1930-х годов нефтяная промышленность СССР утратила преимущественно экспортную ориентацию; масштабы нефтеэкспорта многократно сократились. Причины этого - резко возросший спрос на нефтепродукты на внутреннем рынке, который не успевала удовлетворять нефтяная промышленность, а также ухудшение условий сбыта нефтепродуктов на внешнем рынке. После 1932 г. объемы вывоза нефтепродуктов уменьшались ежегодно, лишь в 1940 г. имел место относительно незначительный прирост вывоза, целиком направленный в Германию.[12]

В послевоенный период в СССР произошел огромный рост добычи нефти – с 19,436 млн т в 1945 году до 148 млн т в 1960. И именно тогда, в 1960 году, обнародуется решение о широкомасштабном экспорте нефти. «Наши братские страны давно нуждаются в нефти, а наша страна располагает ею в избытке И кому, как не нам помочь братским странам нефтью?», — писала «Пионерская правда» 13 декабря 1960 года.

В первые послевоенные годы экспорт нефтепродуктов из СССР был незначителен;а сырая нефть до 1948 года не вывозилась вообще. В 1950 году доля нефтепродуктов в валютной выручке составляла 3,9%. Но в 1955 году эта доля поднялась до 9,6% и в дальнейшем продолжила свой рост. Однако нефть в те времена стоила довольно дёшево — 2,88 доллара за баррель. По курсу 1:4, установленному в 1950 году, это составляло 11 рублей 52 копейки. Себестоимость же добычи одного барреля и его транспортировки до пункта назначения составляла в среднем 9 рублей 61 копейку. При таком положении дел экспорт был практически нерентабельным. Рентабельным он мог бы стать в случае, если за доллар будут давать больше рублей. После же проведения реформы за баррель нефтяники получали в долларах почти столько же — $2.89, но в рублях эта сумма уже составляла 2 рубля 60 копеек при всё той же 96-копеечной себестоимости барреля. Хитрая деноминация 1961 года принесла стране две беды – зависимость от нефтяного экспорта и хронический дефицит продовольствия, ведущий за собой коррупцию в сфере торговли. [13]

В 1970-х годах СССР резко увеличил объём экспорта нефти в западные страны, в Западную Европу, прежде всего Германию и Италию. В начале 1970-х годов в мире происходил нефтяной кризис, арабские страны ОПЕК повысили цены на нефть в несколько раз, поэтому европейские страны попытались диверсифицировать свои поставки и стали закупать частично нефть в СССР. Пик советского нефтеэкспорта был в 1980 году по странам СЭВ,доходы от экспорта нефтепродуктов составляли 27 млрд. долларов, а ВВП СССР был равен 2,5 трлн. долларов[14], а в 1984 году — абсолютный пик экспорта. СССР тогда экспортировал 172 млн тонн нефти. В 1970 год на экспорт уходило 95,8 млн тонн. Из них нефтепродукты — 29,0 млн тонн и сырая нефть — 66,8 млн тонн.[15]

В 1985 г. увеличение затрат на ввод в действие новых скважин и поддержание добычи на действующих, недостаток ресурсов приводят к падению нефтедобычи в СССР на 12 млн т. В это же время медленное снижение реальной стоимости нефти, начавшееся в 1981–1984 г., после решения Саудовской Аравии увеличить добычу более чем в трое, сменяется беспрецедентным в истории отрасли обвалом цен. В 1985–1986 гг. цены на ресурсы, от которых зависел бюджет Советского Союза, его внешнеторговый баланс, стабильность потребительского рынка, возможность закупать десятки миллионов тонн зерна в год, способность обслуживать внешний долг, финансировать армию и ВПК, упали в несколько раз.

После распада СССР внутренний спрос на нефть упал, возможностей для экспорта не хватало. Падение объемов добычи нефти прекратилось только в 1997 году. Мировой рынок нефти вступает в продолжительный период стагнации. Препятствовать росту цен и подталкивать их к снижению в долгосрочной перспективе будет сложившийся на рынке устойчивый избыток предложения нефти.

Было отмечено, что с 1920 года по 1970 год мировая нефтедобыча увеличивалась не только почти в каждом новом году, но и по десятилетиям добыча росла практически в геометрической прогрессии (увеличивалась почти вдвое за каждые 10 лет). С 1979 года происходит замедление темпов роста мировой нефтедобычи. В начале 80-х даже происходит кратковременное снижение добычи нефти. В дальнейшем рост объемов добычи нефти возобновляется, но уже не такими стремительными темпами как на первом этапе.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных