Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие «отклик» в компьютерно-опосредованной коммуникации




Говоря о жанрах КОК, стоит понимать, что сама компьютерно-опосредованная коммуникация представляет собой сложную форму между опосредованной и неопосредованной коммуникацией, так называемую устно-письменную речь. Поэтому к отдельным жанрам КОК могут быть отнесены аналоги жанров и опосредованных, и неопосредованных форм, а также некоторые принципиально новые. Более того, мы согласны с Н. С. Андриановой в том, что в КОК существует постоянно развивающаяся жанровая система, для которой характерны смешение различных жанров, образование новых модификаций.

 

Несмотря на большое количество жанров в исследуемом нами виде дискурса, нас заинтересовал специфичный для КОК жанр «отклик» и мы задались целью рассмотреть, проанализировать и охарактеризовать его. Он проявляется в том, что пользователь реагирует каким-либо образом (чаще письменным текстом и чуть реже текстом с добавлением медийных файлов, одними лишь медийными файлами, смайлами или добавлением плюсов\минусов или же лайков) на размещенные в сети на каком-либо ресурсе материалы (посты) или иные комментарии.

 

Жанр отклик формируется и реализуется на множестве Интернет-ресурсов, где есть возможность реагирования на какие-либо посты и медиафайлы. Не смотря на устоявшееся наименование и характер исследуемого понятия, широко применяющееся повсеместно, Егорова М.А. находит термин «комментарий» неподходящим для обозначения этого популярного исследуемого жанра и предлагает использовать термин «отклик», приводя весомые доводы в пользу его корректности для обозначения исследуемого феномена.

 

Во-первых, термин «комментарий» довольно узок, в то время как сами комментарии слишком разнообразны по своей коммуникативной функции и довольно часто не являют собой комментирование базовой записи по сути. Очень часто мы можем встретить целые «беседы» коммуникантов под постом, которые не имеют ничего общего с тематикой самого поста. В этом случае термин «отклик» является более широким понятием и охватывает огромные просторы всех встречающихся коммуникативных ситуаций под постом.

 

Во-вторых, термин «комментарий» характеризует текст в содержательном плане. Говоря о комментарии к посту, мы обычно подразумеваем лишь текст-реакцию на сам пост, в то время как средств выражения и вариантов комментирования записи (и не только) под одним постом очень много. Термин «отклик» не характеризует и не ограничивает содержание комментария. И сам по себе он указывает на признак жанра и на соотнесенность отклика к какому-либо стимулу (отклик здесь является реакцией), которым может являться как сам пост, так и мнения иных комментаторов к этому посту, а также иные поднятые идеи, которые могут выливаться в небольшие беседы под постом, именуемые «оффтопом».

 

В качестве вывода Егорова А.М. подчеркивает, что «отклик» является самостоятельным жанром КОК и что его целесообразно рассматривать как отдельный феномен коммуникации, а не как часть поста, поскольку, не смотря на огромное жанровое разнообразие самих постов, во всех откликах к ним имеются определенные «…общие ядерные жанрообразующие признаки». (Егорова М.А, Вестник ВГУ 2014)

 

Мы находим правильным отнести жанр «отклик» к массовой коммуникации ввиду его общедоступности, а также возможности влияния на отдельных коммуникантов и общественное мнение, хоть и в гораздо меньшей степени, чем медиа ресурсы и институты.

 

Кроме того, Егорова А.М. находит в нем и черты групповой коммуникации с полилогичным и диалогичным характером. Это означает, что на пост реагируют некоторое количество коммуникантов, находящихся в сети; все комментирующие имеют общую тему для обсуждения и все они берут на себя роль активного говорящего. Однако полилог может переходить и в диалог, когда комментирующий становится более заинтересован в общении с определенным индивидуумом. В большинстве случаев способом обращения к кому-либо является следующая формула: знак @ + никнейм пользователя.

 

В жанре «отклик» можно заметить черты политематичности. Комментирующие могут оставлять отклики не только к посту, но и к другим комментариям, развивать новые темы и никто не может с уверенностью сказать какие именно темы будут затронуты в комментариях.

 

Для жанра «отклик» подходят одновременно оба типа коммуникации – синхронный и асинхронный. Это происходит потому, что лишь определенная часть комментирующих находится онлайн, спонтанно реагируя на пост или иные отклики (откликом или изменением рейтинга поста плюсом или минусом). В остальном, комментирование не обязывает коммуниканта быть постоянно онлайн, и поэтому появление новых откликов или уже существующие беседы могут растянуться на несколько дней, недель или даже месяцев.

 

Егорова А.М. относит создателей откликов к эксплицированному типу коммуникантов, поскольку на очень многих Интернет-ресурсах от пользователей требуется регистрация. Но здесь важно сделать оговорку, что пользователи крайне редко вводят свои реальные данные при регистрации. Многие коммуниканты предпочтут скрываться за выдуманными никнеймами и аватарами и отсутствием реальных данных об их личности, так как это придает им анонимности с одной стороны и, соответственно, высвобождает их из оков общественных норм поведения и дает большую свободу слова. А с другой стороны, пользователи, таким образом, создают некую виртуальную личность, подчиненную их идеям и желаниям. Поэтому мы находим более правильным относить создателей откликов к псевдо-эксплицированному типу коммуникантов в тех случаях, когда веб-сайты не требуют предоставления реальной информации о личности пользователя (на сайтах записи к врачу, некоторых государственных и юридических вебсайтах и пр.).

 

Также для отклика характерны черты как устной, так и письменной речи. Эмоциональность устной речи реализуется с помощью построения устной речи письменным способом, а также дополнительных знаков препинания, смайлов, эмотиконов и мемов. Все отклики подчинены традиционной иллокутивной классификации речевых актов, где присутствуют директивы, вопросы, экспрессивы и репрезентативы. Часто отклики можно охарактеризовать как носящие перлокутивный эффект, когда комментирующий при создании отклика запланировал некое воздействия на адресата. В качестве примера сюда можно отнести троллинг.

 

По словам Егоровой А.М. жанр «отклик» толерантен к грамматическим и лексическим ошибкам, а также прочим отклонениям языковых норм в виду того, что часто комментирующие используют не свой родной язык для общения. Однако на данный момент мы заметили изменение ситуации в обратную сторону. Часто можно заметить, как один из коммуникантов поправляет предыдущего, совершившего ошибку. Также возник феномен Grammar Nazi и аналогичных ему. К Grammar Nazi относят себя люди, «сражающиеся» в комментариях за следование языковым нормам и за отсутствие ошибок в комментариях. Это особенно характерно для сайтов с коммуникантами одной языковой группы. Кроме того, чрезмерное употребление дополнительными знаками препинания, например, «??!?!!!!!» или «)))))», вызывает неодобрение другими участниками интернет-дискурса.

 

 

 

Мы согласны со взглядами Егоровой А.М. и поэтому здесь и далее будем использовать термин «отклик» как широкое определение и как полное наименование жанра для всего разнообразия комментариев к постам.

 

Как мы отмечали выше, отклик являет собой форму «оперативного реагирования» пользователями на какой-либо пост или иной отклик, т.е. публикацию информации любого рода в сети (Егорова М.А, Вестник ВГУ 2014). Практически все комментарии становятся мгновенно доступными для общественности, ровно, как и сама публикация. И здесь мы можем наблюдать интересный феномен, заключающийся в том, что многим индивидуумам интереснее читать именно отклики к постам, чем информацию в самом посте. Такой феномен, на самом деле, понять довольно просто, ведь «пост» - это ограниченный объем информации на определенную тему и подчиненный определенному жанру и стилю. В глазах читателя он не совсем «живой» по своей сути, поскольку индивидуум, опубликовавший данный пост, собирал, готовил, редактировал информацию и в итоге показал лишь свою субъективную точку зрения, будь то взгляд на политическую ситуацию в мире или открытие тайны исчезновения носков. А в это же время отклики к посту – это море мнений, взглядов, обмена информацией, сатира на тему поста, какие-то юмористические заметки, отсылки к культурным реалиям и стихийно образующиеся живые дискуссии.

 

Подытоживая все вышесказанное мы хотим привести следующее определение:

 

Отклик – форма реагирования пользователями на тот или иной пост или иной отклик, носящий черты устной и письменной речи. Термин «отклик» является широким понятием, указывает на признак жанра и на соотнесенность отклика к какому-либо стимулу (отклик является реакцией), которым может являться как сам пост, так и мнения иных комментаторов к этому посту, а также иные поднятые идеи, которые могут выливаться в небольшие беседы под постом, именуемые «оффтопом».

 

В последние годы интерес к «визуальной информации» вырос многократно и заинтересовал множество исследователей лингвистики, семиотики. В виду визуализации интернет-пространства появились новые виды текста, осложненные семиотически: поликодовые, креолизованные, видеовербальные и пр. В работе Г. В. Ейгер и В. Л. Юхт о типологии текстов (1974) были выделены два базовых типа моно- и поликодовых текстов. "К поликодовым текстам в широком семиотическом смысле должны быть отнесены и случаи сочетания естественного языкового кода с кодом какой-либо иной семиотической системы (изображение, музыка и т.п.)" (Ейгер, Юхт 1974: 107).

 

Поликодовый отклик

В интернет-пространстве вариантов постов и способов создания откликов к ним – невероятное множество. Разные сайты нацелены на различную возрастную аудиторию. Технические возможности сайтов так же ограничивают и направляют развитие откликов в определенном русле. Заинтересовавшие нас, как исследователей, интернет-ресурсы обладают такими техническими возможностями, которые позволяют использовать дополнительные файлов (помимо самого текста) в откликах. Таким образом, именно эти интернет-ресурсы стимулируют пользователей употреблять дополнительные возможности создания откликов, то есть, невербальные способы коммуникации. И, как результат, мы наблюдаем на двух исследуемых нами ресурсах развитие феномена поликодового отклика.

 

Понятие поликодовости заключено в самом слове «поликодовый» (много кодов). Но о каких же кодах идет речь в нашем исследовании? Безусловно, это в первую очередь наличие вербальных и невербальных компонентов одновременно. Их объединение характеризуется образованием взаимозависимых структур в содержательном и формальном аспектах. Такой текст обычно относят к категории устно-письменной речи. Невербальными компонентами могут выступать изображения, видео, аудио файлы с наличествующими в них мимикой, жестами, звуками, эмоциями – специфичными только для устной коммуникации. Вербальными компонентами являются сам текст в отклике в текстовом формате или на изображении, или в видео.

 

Применение паралингвистических (невербальных) знаков к тексту не означает, что текст является поликодовым. Но если паралингвистические средства носят в себе определенную информацию или вносят дополнительный смысл или эмоции к тексту, то его можно назвать поликодовым.

Поэтому, опираясь на изученный нами материал, мы предлагаем следующее определение поликодового отклика.

Поликодовый отклик – лингвовизуальное сообщение для более эффективного общения, сочетающее в себе особенности вербальной и невербальной информации, создаваемое с целью выделить свою виртуальную личность, а также воздействовать или вызвать определенную реакцию у прочих пользователей.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных