Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ИНДУКТИВНЫЙ И ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ В ЭКСКУРСИЯХ




 

Показ объекта экскурсии должен быть построен так, что­бы постепенно раскрывались его особенности. Порядок наблюдения, его последовательность могут носить индуктив­ный или дедуктивный характер. Эти методы познания имеют такое же значение для методики, как анализ и синтез. Одна­ко есть существенное различие в их применении. Если ана­лиз и синтез активно используются в той части экскурсии, которая получила условное название «показ», то индукция и дедукция находят место в рассказе. Индукция — способ рас­суждения (логический метод), основанный на умозаключе­нии от частных, единичных случаев, от разрозненных фак­тов к общему выводу и обобщениям. Дедукция — способ рассуждения, логическое умозаключение от более общего к менее общему, частному, от общих суждений, положений к отдельным фактам, выведению следствия из посылок. Оба эти способа рассуждения не существуют изолированно, они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Экскурсия представляет собой информационный процесс — передачу систематизированной информации аудитории. В этом процессе имеет место прямая и обратная связь: экс­курсовод показывает и поясняет — прямая связь; экскурсан­ты воспринимают информацию и выражают свое отношение к ней (реакция) — обратная связь. Реакцию экскурсовода на реакцию экскурсантов можно рассматривать как коррекцию прямой связи, которая ведет к последующим изменениям содержания и формы рассказа, а также методики показа объектов.

Важную роль в процессе познания играет память, важ­ный канал восприятия. Память — одно из свойств нервной системы, которое находит выражение в способности запо­минать информацию. Все то, что видел и слышал экскур­сант, о чем он думал, что пережил, получая зрительную и слуховую информацию, откладывается в его памяти. Основ­ными процессами памяти являются запоминание, сохране­ние, воспроизведение, узнавание, воспоминание.

Виды памяти: произвольная и непроизвольная, непосредст­венная и опосредованная, кратковременная и долговременная.

Особые виды памяти: двигательная (моторная), эмоцио­нальная, образная и словесно-логическая.

Типом образной памяти являются зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная и вкусовая. Восприятие мате-

риала на экскурсии связано в основном со зрительной (показ), слуховой (рассказ) памятью и построено на осмыс­ленном запоминании материала. Успешному запоминанию способствует установка на запоминание, которую дает экс­курсовод. Раскрывая тему, он должен иметь в виду индиви­дуальные особенности памяти экскурсантов. Наибольшей эффективностью в запоминании экскурсионного материала добиваются люди, имеющие зрительно-слуховую память. Излагая материал, экскурсовод опирается на зрительную память экскурсантов, используя прежде всего долговремен­ную образную память и информацию, которая в ней хра­нится. Он учитывает различия, характеризующие разные группы экскурсантов.

Люди с развитым интеллектом (мыслительными способ­ностями) лучше усваивают информацию. Люди с неразви­тым интеллектом, имея слабую память, нуждаются в «разжевывании» материала — в подробных разъяснениях, повторении, обширном комментировании наблюдаемого.

Для экскурсовода важно, чтобы воспринятая экскурсан­том информация объединялась и систематизировалась. То- • гда она будет сохранена в памяти и может быть воспроизве­дена по памяти. Успех этих процессов зависит от того, на­сколько осмыслен материал, от степени его значимости, установок, которые дает экскурсовод.

Внимание на экскурсии — это сосредоточенность мыслей, зрения и слуха человека на каком-либо объекте. Успех экс­курсии зависит от таких свойств внимания, как активность, направленность, широта, интенсивность, устойчивость.

Большое значение вниманию придавал К. Д. Ушинский. Он называл внимание единственной дверью, через которую впечатления внешнего мира приходят в душу человека. Но для того, чтобы внимание человека было направлено на оп­ределенные объекты, необходимо его организовать и управ­лять им.

Различают три вида внимания: непроизвольное, произ­вольное и послепроизвольное. Непроизвольное (непред­намеренное) внимание характеризуется пассивностью, объект при этом заранее не подбирается и осматривается без ка­кой-либо цели. Это не требует волевых усилий. Такой вид внимания не показателен для экскурсии.

Произвольное (сознательное, преднамеренное) внимание характеризуется активностью, оно требует волевых усилий человека, направляется и удерживается с помощью задачи быть внимательным. В экскурсии этот вид внимания акти­визируется правильно построенным рассказом и выбором объектов. Произвольное внимание предполагает заинтересо­ванность экскурсантов. Поэтому важно в самом начале экс­курсии вызвать интерес к предмету показа и рассказа.

Послепроизвольное внимание характерно тем, что увлекает, захватывает и не требует от человека волевых усилий. На ос­нове возникшего интереса к объектам показа и рассказа раз­вивается активная мыслительная деятельность экскурсантов.

Для экскурсии характерны два вида внимания — произ­вольное и послепроизвольное. Устойчивость произвольного внимания обеспечивается новизной, необычностью самого объекта, неожиданностью полученной устной информации, контрастностью, например, памятника архитектуры с дру­гими зданиями, расположенными рядом. Внимание, его направленность и устойчивость на экскурсии во многом зависят и от таких качеств людей, как добросовестность,.трудолюбие, терпение, желание пополнять свои знания.

Не менее важно в экскурсии иметь в виду пределы объе­ма внимания. «Объем внимания — количество объектов, которое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий срок времени»1.

Необходимо при показе объектов опираться на такую особенность сознания, как распределенность внимания — способность экскурсанта при одновременном наблюдении нескольких объектов, находящихся в поле его зрения, рас­пределять свое внимание между этими объектами и пра­вильно дозировать его в целях лучшего усвоения экскурси­онного материала.

Существует еще одна особенность сознания — переклю­чение внимания — способность переносить его с одного на­блюдаемого объекта на другой. На экскурсии — это пере­мещение внимания экскурсантов с показа на рассказ, смена видов деятельности (например, наблюдения и изучения объ­ектов).

Экскурсовод должен учитывать такое качество внимания, как его легкую отвлекаемость. Это важно при проведении экскурсий по оживленным городским улицам, где внимание участников постоянно отвлекают посторонние предметы, не являющиеся объектами показа (транспорт, прохожие, не-

ожиданное появление пожарной или санитарной машины). Отвлекаемость обычно возникает при малой интенсивности внимания. Усиливается рассеянность на экскурсии под влиянием и таких факторов, как разговоры соседей, внеш­ние шумы. Некоторые экскурсанты легко переключают внимание с объекта на объект («порхающее» внимание).

Успех экскурсии зависит от степени концентрации внима­ния. Сосредоточенность внимания даже у экскурсантов одной группы различна — одни, увлеченные темой, заинтересован­ные объектами и рассказом экскурсовода, не обращают вни­мание на окружающее, других это отвлекает, мешает им со­средоточиться.

Экскурсоводу нужно учитывать усталость людей, если они приходят на экскурсию после окончания рабочего дня. У таких экскурсантов появляется рассеянность, с трудом удается добиться интенсивности их внимания.

Экскурсионная методика требует, чтобы интерес к экс­курсии, ее теме и содержанию формировался заранее перед началом экскурсии и во вступительном слове экскурсовода.

Внимание экскурсантов зависит от ряда обстоятельств: ин­тереса к теме, мастерства показа, формы рассказа, подготов­ленности аудитории и др. Содержательность, логичность, ин­тересная форма подачи материала способствуют сохранению внимания к предмету наблюдения и излагаемому материалу.

Опыт показывает, что устойчивость внимания экскурсантов снижается по ряду причин: невысокое качество рассказа — монотонность, бедность языка, однообразие информации, отсутствие необходимой связи с показом. Кроме того, оби­лие сообщаемой информации также приводит к ослаблению

внимания.

Деятельность экскурсовода тесно связана с проблемой внимания. Важную роль играет докоммуникативная фаза, когда он готовится в проведению экскурсии, изучает объек­ты, составляет индивидуальный текст, работает над методи­ческими приемами и выразительными средствами речи, и коммуникативная, когда он работает с экскурсионной груп­пой на маршруте. Коммуникативную фазу характеризует решение таких задач, как установление контактов с аудито­рией, создание интереса к экскурсионному материалу и поддержание его на протяжении всей экскурсии, организа­ция внимания и направление психической деятельности экскурсантов.

В экскурсиях сочетаются три вида психических процессов: познавательный — ощущение, представление, мышление, воображение; эмоциональный — переживания; волевой — усилия для сохранения внимания, работы памяти.

Задача экскурсовода — пробудить интерес у слушателей к теме и основным вопросам проводимой экскурсии. Делается это с помощью психологической установки на восприятие сказанного.

Важное место в формировании интереса к теме занимает вступление, которое вводит экскурсантов в содержание экс­курсии. Устойчивость внимания экскурсантов во многом зависит от того, с какого объекта начинается экскурсия и чем маршрут будет завершен.

«Исходный пункт должен дать завязку экскурсионного маршрута, и притом так, чтобы в дальнейшем развитии экс­курсии постепенно получалось более полное выявление экскурсионного сюжета; конечный пункт должен намечать­ся так, чтобы в нем можно было закруглить и обобщить экскурсионный материал всего маршрута и таким образом подвести итог всей экскурсии»1.

Важно, чтобы наиболее ярким было впечатление, кото­рое производит на экскурсанта первый объект. Неожидан­ность, новизна зрительного материала вызывают интерес, нужные эмоции. Этому способствует рассказ экскурсовода, особенно его начало. В результате в экскурсионной группе создается определенный психологический настрой, который определяет отношение к экскурсоводу и сообщаемой им информации. И поэтому показ и рассказ необходимо орга­низовать так, чтобы до конца экскурсии сохранить у участ­ников приподнятое настроение, особый микроклимат в группе.

Экскурсовод, учитывая требования психологии, управля­ет вниманием экскурсантов. С этой целью он использует ряд методических приемов показа и рассказа. Например, пауза в речи экскурсовода заставляет экскурсантов быть внимательнее (в группе замолкают разговоры, взгляды уст­ремляются на экскурсовода). В тех случаях, когда внимание к рассказу экскурсовода ослабевает, он переключает внима­ние слушателей на объект, включает «зрительный ряд». Ко­гда же памятник перестает привлекать внимание, экскурсо­вод приводит интересный пример, рассказывая о примеча­тельном событии. Такая перестройка требует большого опы­та, и своего собственного и почерпнутого от других экскур­соводов.

Знание законов психологии позволяет экскурсоводу вла­деть вниманием группы на протяжении всей экскурсии, учитывать особенности восприятия материала экскурсанта­ми, эффективно воздействуя на сознание и чувства участни­ков мероприятия.

Психология требует учитывать возрастные особенности экскурсантов. Наиболее низкий уровень внимания наблюда­ется в возрасте от 18 до 21 года, средний — 22—25 лет, в группе, где экскурсантам 26 лет и выше, уровень внимания возрастает.

Внимание экскурсантов связано также с отношением экскурсовода к группе, к каждому экскурсанту, с его умени­ем удерживать в поле своего внимания тему и предмет из­ложения материала, его композицию, соблюдать логику изложения, учитывать реакцию экскурсантов. Экскурсовод должен разбираться в таких психологических состояниях личности, как активность, бодрость, работоспособность, удовлетворенность, усталость, подавленность и др. Не менее важно иметь представление о типах темперамента (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик). Все вышепе­речисленное дает возможность экскурсоводу правильнее строить работу с экскурсантами.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных