Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ И СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ.




 

Антропогенез - процесс формирования homo sapiens как биологического вида. Этот процесс завершился приблизительно 40 тыс. лет назад, после чего дальнейшая эволюция человека стала носить социаль­ный характер. Возникновение «человека разумного» означало, что и формы его коллективного существования постепенно стали обре­тать черты, характерные для сложившейся общественной органи­зации. В процессе социогенеза ~ становления и развития человеческого общества — эти черты получали все большее развитие и конкретное наполнение, свойственное каждой последующей стадии в эволю­ции социума.

Человеческая психика имеет длительную историю развития. Способы отражения действительности, средства коммуникации, меха­низмы регуляции поведения, деятельность современного человека, по предположению ряда палеоантропологов, формировались в те чение миллиона лет, начиная с четвертичного периода, ознамено­вавшегося появлением первых людей. Существует и другая пози­ция, призывающая ограничить историю вида homo sapiens 40— 35 тыс. лет, в качестве критерия формирования человека рассмат­ривающая возникновение второй сигнальной системы и знаковой функции речи. Далее проводится краткий анализ путей развития средств коммуникации древних людей, позволивших им достигнуть уровня современного homo sapiens.

В конце XIX в. доцент Амстердамского университета Э. Дюбуа нашел костные останки, принадлежащие обезьяночеловеку прямо­ходящему (Pithecanthropus erectus). Питекантроп совмещал те­лесные особенности человекообразной обезьяны и человека и был признан промежуточным звеном, объединяющим представителей различных ступеней эволюции. Объем его черепной коробки (750 см3) превышал соответствующие показатели человекообраз­ных обезьян, хотя был значительно меньше, чем у современного че­ловека. Признаком, послужившим для отнесения найденного суще­ства к человеку, служили найденные рядом с ним древние орудия труда — эолиты — камни, на которых заметна обработка одного из краев, другой край удобен для захватывания рукой. Орудия труда являются характерной особенностью деятельности человека, отли­чающей его от обезьян. Создание таких орудий требовало опреде­ленного уровня развития средств взаимодействия, позволяющих не только закрепить полученные навыки в памяти одного индивида, но и передать их другим представителям вида. Предположительно, средства взаимодействия питекантропов имели сигнально-двигательный характер и основывались прежде всего на механизме под­ражания и имитации.

Следующим из найденных предков человека был пекинский с и н а н т р о п. Этот человек жил, как и питекантроп, в первой полови­не четвертичного периода. Вместимость черепа синантропа превы­шала 1000 см3. Найдены свидетельства культуры синантропа — ка­менные орудия труда и остатки кострищ. Предположительно, си­нантропы имели довольно примитивное физическое строение, умели делать грубые каменные орудия, охотиться. Жили они груп­пами в пещерах, умели разводить и сохранять огонь, что коренным образом отличало их от питекантропов. Существуют доказательст­ва того, что синантроп использовал в пищу не сырую, а обработан­ную на огне пищу. Для регуляции совместной деятельности в танйх условиях средства коммуникации должны были выйти за пределы жестов и мимики, необходимость общения ночью требовала звуко­вых сигналов.

Питекантроп и синантроп были древнейшими людьми, живши­ми в доледниковый период. Ледниковая эпоха ознаменовалась по­явлением нового типа древних людей: неандертальцев и кро­маньонцев. Палеоантропологи предполагают, что неандертальцы относятся к первой половине и более поздним эпохам максималь­ного оледенения (200—35 тыс. лет назад), а кроманьонцы — ко вто­рой его половине.

Первые находки останков древних людей, принадлежащих к типу н е а н д е р т.а л ь ц е в, сделаны в Европе в конце XIX и начале XX в. Древние останки неандертальцев были найдены и на терри­тории бывшего СССР — в Узбекистане. Неандертальцы обладали черепами вытянутой формы с выраженным, надглазничным вали­ком. Объем черепной коробки превышал 1200 см3, однако лобные доли были относительно невелики и мозг имел ряд черт сходства с мозгом человекообразных обезьян. Строение костей нижних ко­нечностей показывает, что ноги еще не были вполне выпрямлены в коленных суставах. По-видимому, у них была довольно неуклюжая походка.

Как и синантропы, неандертальцы обитали в пещерах. Останки других зверей показывают, что неандертальцы вели интенсивную охоту, в то время как более древние люди добывали пищу в большей степени собиранием плодов и корней. В процессе охоты они напа­дали на животное сообща, убив его, разрезали кожу каменными ору­диями, срезали мясо, раздалбливали кости. Предполагают, что шкуры животных неандертальцы использовали для укрытия тела и для подстилок. Значительно усложнилась техника ведения хозяйст­ва. Происходило дальнейшее разделение труда и выделение наибо­лее опытных охотников для управления первобытным стадом. Каменные орудия неандертальцев были более разнообразны и чше обрабатывались. В раскопках найдены ручные рубила, у которых обработанный конец мог служить как ударный, колющий и ежущий инструмент.

Усложнение коллективных действий и общественных взаимоотношений повлекло за собой появление новых средств общения. Полагают, что именно у неандертальцев начала формироваться членоаздельная речь.

Находки древних захоронений наводят палеоантропологов на ысль о наличии у неандертальцев культовых погребений.

Психологический анализ приведенных фактов позволяет сделать предположение о довольно высоком уровне психического развития неандертальцев. Их орудия труда свидетельствуют о специализации членов группы, разделении ответственности за выполне-ие различных задач и, следовательно, о наличии различных спо собностей для их выполнения. Они могли ставить задачи и плани­ровать коллективные действия для их решения, прогнозировать бу­дущее развитие событий.

Немецкий специалист, автор труда «Пробуждающееся мышле­ние: у истоков человеческого интеллекта» Ф. Клике пишет: «При обучении конкретным способам применения и изготовления ору­дий решающую роль играют пространственные представления и способность к подражанию. Это предъявляет серьезные требова­ния к наглядно-образной памяти. Но подлежащие таким образом сохранению конкретные описания тех или иных ситуаций чрезвы­чайно многочисленны. Возможно, с необходимостью запоминать все это связан факт сильного увеличения головного мозга неандер­тальцев».

Наличие культовых захоронений можно расценивать как доказа­тельство существования традиций и самосознания, которые осно­вывались на представлениях о «загробной» жизни.

Учеными не выработано единого мнения о том, является ли не­андерталец непосредственным предком современного вида Homo sapiens. К примеру, М.Ф. Нестурх считает, что человек эволюциони­ровал последовательно от типа неандертальцев к кроманьонцу и затем к современному виду (см.: Нестурх М.Ф. Происхождение чело­века. М., 1970). По мнению Ф. Кликса, неандертальцы представля­ли тупиковую ветвь эволюции. Существует предположение, что чрезмерное развитие наглядно-образной системы переработки ин­формации в ущерб логико-понятийному механизму привело к от­теснению и исчезновению неандертальцев. Их вытеснил более раз­витый человек кроманьонского типа, положивший начало диффе­ренциации линий развития, которая имела выраженный регио­нальный характер.

Человек верхнего палеолита — кроманьонец — отличался телесным строением, приближающимся к современному человеку. Его череп имел прямой лоб, надбровные дуги вместо надглазнично­го валика, подбородочный выступ. Он умел изготавливать с по­мощью отжимной техники сложные орудия не только из камня, но и из кости и рога. Важным шагом вперед являлось умение изготов­лять составные орудия.

В условиях потепления, наступившего вслед за периодом макси­мального оледенения, кроманьонцы часто использовали открытые стоянки. Они начали охотиться на диких лошадей и зубров, что требовало как специализации, так и организации коллективных действий для достижения результата.

У кроманьонцев было более высокое, чем у первобытного неан­дертальца, социальное объединение — род. Регуляция поведения на уровне инстинкта уступала место более совершенным механизмам социальной регуляции.

Переход от палеолита к неолиту был связан с изобретением лука, приручением собаки. К этому периоду относятся находки ору­дий, разрисованных цветными узорами, что является свидетельст­вом возникновения знаковой культуры.

По-видимому, кроманьонец в своем развитии преодолел барьер, разделяющий животное и человека. Он владел конструк­тивными приемами изготовления и применения орудий. Совер­шенствовался процесс разделения труда: все большее значение приобретали операции, продиктованные не прямым биологичес­ким мотивом, но имеющие промежуточный результат для дости­жения общей цели. В рамках индивидуальной деятельности этот результат становился самостоятельной целью. Постепенное накопление коллективного опыта привело к потребности в обучения подрастающего поколения. Расширение первобытной коммуны сделало необходимым введение упорядочивающих правил и норм поведения. Социальные мотивы деятельности становились более сильными, чем биологические: решение могло быть принято в пользу интересов рода вопреки голоду и жажде, стремлению безопасности и сохранению собственной жизни. В процессе таких преобразований развивались способы коммуникации, совершенствовались функции речи.

Известный палеопсихолог Б.Ф. Поршнев, исследовавший механизмы развития средств коммуникации человека, доказывал, что на самых ранних этапах развития предка человека в качестве регуляторов взаимодействия работают механизмы имитации и интеракции, а на этапе возникновения человеческого общества ведущими механизмами становятся суггестия и контрсуггестия. Основные функции суггестии заключаются в подавлении поведения, непосредственно связанного с потребностями индивида, пробуждении поведения, направленного на интересы взаимодействия. Суггестия — один из наиболее архаических механизмов мышления. Основной ее принцип сводится к формуле «приказ — выполнение». В связи с этим предполагается, что древние слова были глаголами, интердиктивными и императивными, побудительными повелительными. Суггестивный уровень общения — это уровень онтологии, бытия, являющийся только предпосылкой для развития нового, гносеологического уровня.

В процессе эволюции сформировался контрсуггестивный механизм регуляции, заключающийся в отказе от непосредственного выполнения суггестии. По словам Поршнева:

«В поступательном ходе всемирной истории происходили один за другим качест­венные сдвиги в отношениях между словами и вещами. Контрсуггестия побеждала суггестию, вещи побеждали слова. Это принадлежит к очень глубоким чертам исто­рии как единого процесса. Сдвиги начались вместе с ранними стадиями развития труда и производства, но они становятся наиболее отчетливыми с утратой трудом и материальной жизнью своей традиционности и квазинеподвижности. Так в процес­се эволюции появился новый контур регуляции поведения, обеспечивающий разви­тие познания, созидания нового знания. <Однако контрсуггестия не является завер­шающей стадией развития механизмов взаимодействиях История человеческого общества насыщена множеством средств пересечения всех и всяческих проявлений контрсуггестии. Всю их совокупность я называю «контрконтрсуггестия». Сюда включаются и физическое насилие, сбивающее эту психологическую броню, кото­рой защищает себя индивид, и вера в земные и неземные авторитеты и, с другой стороны, принуждение послушаться посредством неопровержимых фактов и логи­ческих доказательств» (Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. М., 1974. С. 11, 197).

Итак, в процессе развития формировались особые функции средств коммуникации, отличающие человека от других представи­телей животного мира. Речь становилась ведущим средством:

· познания окружающего мира, инструментом мышления, позво­ляющим присваивать образам определенные значения и знаки;

· передачи накопленного знания и опыта;

· регуляции взаимодействия в виде: непосредственного побужде­ния к действию или его прекращению (принуждения и запрета); информирования о чем-то (убеждения); оценки, систематиза­ции и организации ответных действий;

· внутренней самоорганизации и самоуправления человека.

Развитие технических средств коммуникации. Возникнове­ние человеческой речи приблизительно 40 тыс. лет назад в коммуникативистике нередко называют «первая коммуникативная рево­люция». Язык стал основным средством общения и передачи ин­формации. Этот процесс совершенствовался по мере изобретения различных технических средств связи — письма, печати, газет, те­лефона, телеграфа, радио, телевидения, но ни одно из них не ума­ляет ведущей роли языка как основного истинно человеческого средства общения.

За первой коммуникативной революцией последовали еще три, также связанные с совершенствованием средств передачи сообще­ний: возникновение письменности, изобретение печатного станка, развитие электронных массмедиа. Если говорить на языке коммуникативистики, то вторая революция превратила устную речь в письменные символы передачи информации, т ретьятрансфор­мировала их в печатные, а четвертая — в электронно-компьютерные.

Письменность. Возникновение письменности, положившее нача­ло переходу от словесной культуры к письменной, датируется приблизительно 3-м тысячелетием до н.э. Самыми ранними формами письма были предметное письмо, в котором средствами передачи смысла служили различ­ие предметы (например, стрела или меч могли означать объявле- ie войны, а зеленая ветвь — предложение мира; разновидностью эедметного письма можно назвать «язык цветов», принятый на востоке), а также узелковое письмо, получившее распростра­нение у скотоводческих племен для учета поголовья стад, где коли­чество узелков соответствовало количеству животных.

Непосредственными предшественниками современного письма стали пиктографическое (рисуночное) и иероглифическое письмо. Они до сих пор используются некоторыми народами. В пикто­графии простые изобразительные знаки, иногда способные вы­зывать зрительные ассоциации, обозначают отдельные предметы, действия, процессы и т.д. В иероглифическом письме каждый отдельный знак обозначает слово или словосочетание. Очевидно, что овладение иероглифическим письмом требует немалых усилий по заучиванию многочисленных иероглифов. Подлинной революцией в письменности стало изобретение фонетического письма, в котором особым символом обозна­лся каждый отдельный звук. Оно связало устную речь и письмо, эгда мы говорим, мы произносим сравнительно немного сущест­венно различающихся звуков. Поэтому количество символов, необ­ходимых для их обозначения, невелико. Такое письмо оказалось эф­фективным, гибким и высокоадаптивным средством общения, удобным для обучения и запоминания, поскольку не надо учить ты­сячи иероглифов. Фонетическое письмо упростилось до набора из нескольких десятков букв современного алфавита.

Примечательно, что, борясь с избыточностью знаков в письме, некоторые народы пользовались только согласными звуками. Так, финикийцы (которые, предположительно, были первыми, кто ис­пользовал фонетическое письмо еще в конце 2-го тысячелетия до н.э;) записывали только согласные звуки, обозначавшиеся 22 знаками. Гласные отсутствуют и в древних рукописях других наро­дов. Греки к согласным добавили гласные буквы. Ко II в. до н.э. сло­жился классический латинский алфавит, насчитывающий 23 буквы. Классическая латиница легла в основу письменности романо-германских народов, а также балтийских и некоторых славянских (по­ляки, чехи, словаки, словенцы, хорваты).

Классический греческий алфавит, включающий 24 буквы, с не­большими изменениями сохранился до настоящего времени. Он был заимствован Византией, а в дальнейшем стал основой славян­ской письменности благодаря подвижнической просветительской деятельности братьев Кирилла и Мефодия, создавших в IX в. сла­вянскую азбуку и переведших на славянский язык первые богослу­жебные книги.

Церковно-славянский язык в его древнерусском варианте также характеризовался высокой степенью сжатости: часто встречаю­щиеся слова сокращенно записывались в религиозных текстах всего несколькими буквами, подобно тому, как мы в настоящее время пользуемся аббревиатурами вроде ООН, ЮНЕСКО, РФ, СНГ и др. Чем больше было распространено то или иное слово, тем ско­рее оно угадывалось и тем меньше о нем требовалось сообщать.

Возникновение письменности, особенно в ее фонетическом ва­рианте, сыграло колоссальную цивилизационно-культурную роль. Письменный язык в отличие от устного фиксировался на матери­альном носителе — пергаменте, бумаге и т.д. Его коммуникативные возможности исключительны: с помощью письменности люди по­лучили возможность накапливать, хранить и передавать знания не только от человека к человеку, но и от поколения к поколению. Письменность позволяет возвращаться вглубь истории, знакомить­ся с классическим литературным и философским наследием про­шлого, «общаться» с далекими предками. Письмо решило проблему объема и точности передаваемой информации (нетрудно предста­вить, насколько оно превысило возможности человеческой памя­ти). Благодаря письму стали развиваться наука и образование, бы­стрее стало меняться само общество.

С возникновением письменности человечеству пришлось ре­шать еще одну важную проблему — проблему поверхностей, пригод­ных для письма. Камень, глина, дерево, медь и латунь оказывались тяжелыми и громоздкими; широкие листья, вроде пальмовых, легко повреждались. Кроме того, все перечисленные материалы (как позже береста на Руси) обладали одним существенным недо­статком — делали практически невозможным внесение изменений или исправлений в текст.

Современные историко-культурные исследования показывают, что древние римляне были, вероятно, первыми, кто преодолел эту трудность: они покрывали деревянные дощечки воском и затем вы­резали в нем свои тексты. Чтобы внести изменения в написанное, разглаживали воск, а на разглаженной поверхности писали исправ­ленный текст. Адресат мог прочесть его и написать ответ на той же восковой табличке, предварительно разгладив воск. Так возникла двусторонняя система посланий, вполне в духе современного факс-аппарата (условным прообразом которого можно считать восковую табличку).

Значительный прорыв совершили египтяне, изобретшие папи­русную бумагу для письма. Из папируса, произраставшего на отме­лях Нила, египтяне нарезали длинные узкие полосы, которые они переплетали, сушили на солнце и выравнивали куском раковины или камнем. В результате получалась ровная и прочная поверх­ность для письма. Технология производства бумаги, придуманная древними египтянами, имеет много общего с современным бумаж­ным производством.

Книгопечатание. Третья коммуникативная революция связана с изобретением печатного станка. Книгопечатание обусловило пере­ход от устной (преимущественно) культуры к книжной и значитель­но увеличило размах коммуникаций. Книга, отпечатанная типо­графским способом, стала достоянием широкого круга читателей.

Историки культуры отмечают, что китайцы еще в конце IX в. первыми стали использовать наборную печать в виде вырезанных деревянных блоков. Еще за 400 лет до Гутенберга люди из Сун и тангуты из Си Ся (царств, граничащих с Китаем) экспериментировали с наборным текстом. Ими было напечатаны тысячи буддистских текстов. Если тангуты выпустили потрясающее число печатной продукции, то это потому, что потрясающими были их умение и техника. Что значит напечатать Трипитаку (600-страничный свод буддистских учений). Представьте себе, что вы собираетесь напечатать энциклопедию и для этого начинаете с изобретения собственной письменности, затем, затем изготовляете печатные доски, вырезая по дереву в зеркальном исполнении каждую страницу из всех томов.

Приблизительно в 1440 г. наборная печать была открыта в Германии И. Гутенбергом (1399—1468), а печатание первой знаменитой Библии Гутенберга было закончено в 1456 г. Ученые до сих пор не пришли к единому мнению, изобрел ли Гутен­берг свой станок самостоятельно или заимствовал у китайцев; более того, некоторые специалисты утверждают, что печать с на­борных матриц была открыта в Голландии раньше, чем в Гер­мании.

Новый способ распространился очень быстро и ознаменовал на­чало «эры Гутенберга». Данный термин, широко используемый в со­временной коммуникативистике, был предложен известным канад­ским ученым Г.М. Маклюэном (столь же часто используется и дру­гой его термин «Галактика Гутенберга») для обозначения одного из трех выделенных им этапов в развитии цивилизации наряду с воз­никшим ранее письменным и современным, основанным на элек­тронных аудиовизуальных массмедиа.

Россия вступила в «эру Гутенберга» через сто лет, при Иване Грозном, когда в 1564 г. в Москве И. Федоровым и П. Мстиславцем была напечатана первая книга на русском языке — «Апостол».

Изобретение Гутенберга использовалось практически в неиз­менном виде вплоть до конца XVIII в. В начале XIX в. на смену пе­чатному станку пришли печатные машины, обладающие значитель­но большей производительностью. В 1866 г. У. Буллоком была со­здана ротационная машина, печатающая одновременно на обеих сторонах бумажного полотна и потому исключительно удобная для выпуска газет. Спустя два десятилетия в США появилась строкоот ливная машина — линотип, а в 1897 г. — буквоотливная наборная ма­шина — монотип, значительно облегчающая корректуру и верстку. Бурное развитие полиграфической индустрии охватило весь мир. Так, в России в 1913 е было 2668 полиграфических предприятий, на которых работало около 100 тыс. человек (см.: Соколов А.В. Эво­люция социальных коммуникаций. СПб., 1995. С. 130).

Промышленное производство книг повлекло за собой значи­тельные социокультурные последствия. Во-первых, быстрый рост научной и образовательной сферы общества и увеличение доли гра­мотного населения; книга стала с самого начала «невежества тем­ность прогоняти» (С. Полоцкий), будучи средством не только рели­гиозного, но и светского просвещения. Во-вторых, развитие книго­печатания сказалось на развитии библиотечного дела, В-третьих, оно привело к возникновению целой отрасли производства — бу­мажной промышленности.

С точки зрения коммуникативистики книга оказалась надежным средством коммуникации — хранилищем информации и средством ее трансляции, увеличивая возможности коммуникационных кон­тактов как между современниками, так.и между поколениями и представителями различных культур.

Развитие полиграфии и бумажной промышленности обусловило появление и быстрый рост журнально-газетной индустрии. Так воз­ник мощный канал массовой коммуникации — пресса, воздействие которой на массовое сознание по праву снискало ей титул «четвер­той власти». Пресса начинает успешно конкурировать с книжным производством, а в некоторых странах, например в России в XIX в., становится центром культурного и литературно-публицистическо­го процесса. Таким образом, к началу XX в. в «Галактике Гутенбер­га» в равной степени представлены как книжное, так и газетно-журнальное производство.

Печатные газеты появились на заре 17 в. сначала в Германии (1609), затем в Англии (1622) и во Франции (1631). В России первая газета «Ведомости» увидела свет в 1702 г. Историки прессы установили, что процесс ее развития шел стремительно: уже в 1690 г. в Лейпциге была защищена первая диссертация о газетном деле, а чуть позже – диссертация по вопросам права прессы. По статистическим данным, опубликованным К. Кошиком, за период с 1885 по 1923 г.г. в Германии была защищена 221 диссертация по проблемам функционирования газеты.

Поначалу газеты были далеки от формы и содержания, присущих сегодняшней прессе, хотя уже Вольтер определил этот тип издания как «сообщение о государственных и общественных» делах. И только французская революция сделала очевидным тот факт, что общество нуждается в газете как возможности держать население в курсе политических событий.

К концу 19 в., по данным, собранным в свое время Н. Рубакиным, на 1 млн. жителей приходилось периодических изданий: в Швейцарии – 230, Бельгии – 153, Германии – 129, Франции – 114, Норвегии – 89, Великобритании – 88, Испании – 68, Италии – 51, Австрии – 43, Греции – 36, Сербии – 26, России – 9.

 

Электронная коммуникация. Четвертая коммуникативная револю­ция связана с возникновением и развитием электронных средств коммуникации. Согласно концепции Маклюэна, она знаменовала конец «эры Гутенберга» и начало перехода от условных печатных знаков к возрождению естественной устности, характерной для до-письменной культуры, но основанной на новейших радиотелевизи­онных средствах связи.

Естественность новых средств связи Маклюэн видел в «элек­тронной устности» с ее слуховизуальным воздействием на людей, тогда как печатная культура, по его мнению, воспитывала искусст­венное, линейное, одномерное восприятие мира (основанное на принципе бегущей строки), лишенное зрительной и акустической многомерности и натуральности. Провозглашая конец «эры Гутенберга», Маклюэн расчищал путь идеям «новой грамотности» — элек­тронной, аудиовизуальной, взамен традиционной, основанной на печатном слове.

Возникновение и развитие электронной коммуникации решало ряд проблем, связанных с передачей и получением сообщений, бла­годаря колоссально возросшим скорости и объема передаваемой на большие расстояния информации.

Начало было положено созданием техники телеграфии. Еще в 1267 г. Р. Бэкон высказал мысль о том, что для связи на дальние расстояния можно использовать «симпатическую иглу» (природ­ный магнит). В 1746 г. английский естествоиспытатель Уотсон передал электрические сигналы по проводу длиной около двух миль. Таким образом, представление о дальней связи с помощью некой невидимой субстанции возникло уже очень давно, но реали­зовано оно было лишь в XIX в.

В нашей стране изобретателем электромагнитного телеграфа считается русский ученый П.Л. Шиллинг (1786—1837). В 1832 г. он создал первый пригодный для практики электромагнитный теле­графный аппарат и продемонстрировал первую телеграфную пере­дачу. Однако его аппарат имел ограниченный диапазон действия и не обеспечивал запись принимаемых сигналов. Более совершенную версию телеграфа (релейный телеграфный аппарат) предложил Ф. Морзе (1791—1872) — американский портретист, переквали­фицировавшийся в техника. Его изобретение обеспечивало дистан­ционную передачу сообщений с использованием специального дво­ичного кода — «азбуки Морзе». В 1844 г. Морзе со своей группой за-ршили проведение телеграфной линии между Вашингтоном и тимором и через нее азбукой Морзе было отправлено знаменитое послание «Что сотворил Бог?» — первое послание, отправленное по первой общественной телеграфной линии в мире. В 1851 г. я связи начали использовать подводный кабель, проложенный од Ла-Маншем, а в 1866 г. и Трансатлантический кабель, проложенный между Европой и Америкой. По этим кабелям передавали леграфные сообщения, а после изобретения телефона появилась озможность передавать по проводам и человеческий голос.

Изобретателем телефона был А.Г. Белл (1847—1922) — шотландец, эмигрировавший в Америку (г. Бостон). В 1876 г. Белл и его ассистент ТА. Уотсон получили патент США на телефонный прибор. В 1878 г. Белл продемонстрировал свое изобретение королеве Виктории, которая была так восхищена им, что распорядилась проло­жить телефонную линию от острова Уайт до Лондона. Несколько месяцев спустя первая в мире общественная телефонная линия начала функционировать в Лондоне. В России первые городские те лефонные станции начали действовать в 1882 г. в Петербурге, Мос­кве, Одессе и Риге. К концу XIX в. телефонная связь распространи­лась по всему миру.

В то же время продолжались поиски более быстрых и более де­шевых, чем телефонная, способов передачи сообщений на большие расстояния, которые могла обеспечить только беспроводная связь. В 1894 г. итальянский радиотехник и предприниматель Г. Маркони (1874—1937) начал свои эксперименты, а в течение 1895 г. он добился успеха, посылая простейшие сигналы на рассто­яние более 3 км. В 1897 г. в Лондоне департамент телеграфа бри­танской почты организовал демонстрацию аппарата Маркони.

В России работы по созданию радиопередающего и принимаю­щего устройства велись физиком и электротехником А.С. Поповым (1859—1906). Весной 1895 г. он продемонстрировал изобретенный им первый в мире радиоприемник. К лету 1897 г. Попову удалось достичь дальности радиосвязи 5 км, а в 1901 г. — около 150 км.

К 1901 г. Маркони удалось значительно увеличить дальность ра­диосвязи — он послал первое радиосообщение через Атлантичес­кий океан, используя для этого подвешенную к воздушному змею принимающую антенну длиной свыше 100 м. Началась эра радио­связи на большие расстояния. Для первых радиосообщений ис­пользовалась азбука Морзе, но уже в 1906 г. появилась возможность передавать и человеческий голос. Человеческая речь и музыка впе­рвые прозвучали по радио в Великобритании в 1907 г.

Еще в начале XX в. Маркони предсказал, что вскоре появится «видимый телефон». Активная работа по его созданию велась в Рос­сии. Профессор Санкт-Петербургского технологического институ­та Б.Л. Розинг 22 мая 1911 г. произвел первый в мире опыт переда­чи изображения по проводам на расстояние. Им была создана элек­тронно-лучевая трубка — прообраз современного кинескопа (кста­ти, ученик Б. Розинга В. Зворыкин стал создателем первой телевизионной камеры). В 1925 г. в Лондоне Дж.Л. Берд осущест­вил беспроводную передачу изображения человека из одной комна­ты в другую. Через три года из студии Берда Британская радиове­щательная корпорация (Би-Би-Си) провела сеанс первого в мире публичного телевизионного вещания. В 1936 г. Би-Би-Си начала регулярное телевещание на весь мир. Новое средство комму­никации по своей эффективности значительно превзошло все предыдущие, стал складываться новый тип культуры — экранной, сочетающей звуковые и визуальные способы передачи и воспри­ятия сообщений.

В 1940 г. появились первые пробные цветные телевизионные программы — это было начало цветного телевидения. По степенно начали формироваться межнациональные телевизион­ные связи. Так, в 1959 г. телесети 12 европейских стран объедини­лись в сеть Евровидения. Создание телекоммуникационных спут­ников позволило телевещанию стать поистине всемирным явле­нием. Первый искусственный спутник был запущен в 1957 г. в Со­ветском Союзе, а к концу 1980-х гг. на земной орбите вращались уже около 3500 спутников. Причем общее количество спутников, запус­каемых СССР, было почти в 3 раза больше, чем запускаемых всеми остальными странами (включая США). Спутники изменили всеоб­щее восприятие мира. Ныне наша планета окружена кольцом спут­ников, которые создают невидимую электромагнитную сеть, связы­вающую мир воедино постоянным обменом видимой и слышимой информацией. Спутник связи получает сигналы от наземного пере­датчика или от соседних спутников-трансляторов, затем посылает сигналы на соответствующие земные приемники. При этом спут­ник может связываться с неограниченным количеством наземных принимающих станций, входящих в радиус его действия. В послед­ние годы стоимость радиотелевизионных систем (профессиональ­ных и бытовых), принимающих сигналы со спутников, резко снизи­лась, а их качество кардинально улучшилось — их коммуникацион­ная загрузка удваивается приблизительно каждые 5 лет. Все это предвещает радикальные культурные последствия: космическая эра, начавшаяся чуть более 40 лет назад, привела к глобальным переменам в коммуникациях.

В последние 20 лет конкуренцию спутникам составила воло­конно-оптическая связь. Волоконно-оптический кабель бо­лее надежен с точки зрения обеспечения устойчивости и безопас­ности передачи. Связь по нему осуществляется быстрее, слыши­мость значительно лучше, а затраты на его производство во много раз меньше, чем на производство медного кабеля. В 1988 г. всего лишь одна нить волоконно-оптического кабеля была способна пере­давать одновременно более 3 тыс. телефонных разговоров, тогда как объем передач по одному медному кабелю не превышал 48 раз­говоров. Теперь этот показатель многократно увеличился — по одной нити оптического волокна можно передавать одновременно несколько миллионов телефонных разговоров.

В декабре 1988 г. вступил в действие первый телефонный кабель с использованием волоконной оптики, проложенный через Атлан­тический океан. Этот кабель позволял вести телефонные разгово­ры одновременно 40 тыс. абонентам, что в 3 раза превышало объем трех существующих медных кабелей и спутниковой связи. Во вто­рой половине 1990-х гг. была установлена связь с использованием волоконной оптики между всеми континентами. Огромное значение для развития коммуникаций имело быстрое развитие компьютерной техники. Долгое время вычисли­тельная техника и техника связи развивались параллельно: гро­моздкие ламповые ЭВМ первых поколений занимались в основном рутинной переработкой огромного количества цифр. Сегодня ком­пьютеры и коммуникационные технологии становятся все более тесно связанными. В результате поступающая информация может обрабатываться в неизмеримо больших объемах и гораздо быстрее, чем раньше. Ключевым моментом такого схождения стало превра­щение информации в цифровую, т.е. ее выражение в последо­вательности двоичных чисел (по аналогии с тем, как азбука Морзе использует только точки и тире). Цифровую информацию можно хранить, копировать, изменять, подвергать иным манипуляциям. О развитии цифровых технологий свидетельствует тот факт, что на цифровой компакт-диск (CD) первоначально помещалась 70-ми­нутная музыкальная запись, а сегодня на одном CD-ROM может уместиться текст солидной энциклопедии. Цифровые технологии в отличие от аналоговых (используемых, например, й обычных маг­нитофонах) позволяют делать неограниченное количество копий без потери качества — оригинал и тысячная копия будут идентич­ными. Цифровая информация может храниться как угодно долго, она не ветшает и легко доступна при наличии соответствующей техники.

Таким образом, спутники, волоконная оптика и современные компьютерные технологии создали фундамент принципиально новой системы коммуникационных связей. Она приобрела поисти­не глобальные масштабы. Новые системы коммуникаций позволя­ют передавать со скоростью света любую информацию в любой форме — звуком, текстом, цифрами или изображением — любому человеку, находящемуся в любой точке планеты. Современные тех­нологии связи, хранения и обработки информации в своей сово­купности создают такое интегральное качество, которое без пре­увеличения можно назвать информационным обществом, ближай­шим выражением которого стала всемирная коммуникационная сеть Интернет.

История жизни на земле начинается с возникновения биологических организмов, которые для того, чтобы выжить и произвести себе подобных, нуждались в генетической, чисто рефлекторной информации, а также в информации новой, достаточно оперативной, для ориентации в окружающей среде. Стадные животные, объединялись для того, чтобы выжить. Человек на первом этапе своего существования ничем не отличался от животных, но развиваясь, он обучался все новым знаниям, которые он стремился передать последующим поколениям. Таким образом, обозначилась потребность во внегенетической оперативной информации.

Естественно, первые команды человек отдавал с помощью нечленораздельных звуков и жестов. Но как только операции по обслуживанию рода усложнились, появилась необходимость в своеобразном коде, который бы обобщал, генерализировал, замещал собой деятельность для трансляции этого обобщения как в пространстве, для сегодняшней совокупности рода, так и во времени, для передачи накопленного знания следующим поколениям. Эта проблема стала наиболее актуальной, когда общество переросло рамки отдельного «стада», когда появились роды, племена и человеческое общество стало функционировать как сложная система: появилась необходимость коммуникации или не-коммуникации с другими.

Слайд 1.2.

Язык – специальный код, с помощью которого можно было, абстрагируясь от отдельного события, генерировать знания и передавать их от поколения к поколению.

Функции языка:

· ориентация в окружающей среде;

· корреляция реакций различных частей общества на стимулы окружающей среды;

· передача социального наследия от одного поколения к другому.

__________________________

 

Итак, возник язык – специальный код, с помощью которого можно было, абстрагируясь от отдельного события, генерировать знания и передавать их от поколения к поколению. Стала возможной коммуникация, осуществленная вербальными средствами.

Это была первая революция в сфере коммуникации, по сути – радикальный шаг человечества на пути из царства животных. По выражению американского социолога Лассуэла, посвятившего много исследований теме зарождения коммуникации в обществе, возник механизм, с помощью которого существуют и развиваются человеческие отношения, а также осуществляются следующие функции:

· Ориентация в окружающей среде;

· Корреляция реакций различных частей общества на стимулы окружающей среды;

· передача социального наследия от одного поколения к другому.

Но и сама информация в ходе эволюционного развития человеческого сообщества усложнилась. Генетическая информация, способствовавшая естественному отбору, стала вытесняться оперативной, а еще в большей степени «накопляемой» информацией. «Накопляемая информация» теперь влияла на выживаемость не менее, чем гены. Процесс разработки кода для общения членов сообщества стал более ускоренным, а сам код более сложным. Из уст в уста передавались мифы, сказки, табу, регламентирующие поведение, т. е. совокупность внегенетической информации, или культуры, накопленной человечеством в ходе своего развития. Она была нужна, чтобы обеспечить человеческому сообществу стабильность и задавать ему в ходе этого развития координаты движения.

Первые вожаки осуществляли трансляцию знаний контактно и была тупиковой. Сделать же ее дистанционной – возможно было только одним способом, используя в качестве цементирующего основания для «управляемых» информацию о том, что можно и нужно делать и чего делать нельзя. Эту новую информацию исследователи назвали структурной, поскольку с ее помощью постоянно воспроизводилась: возникали нормы, традиции, ценности, неукоснительное выполнение которых переставало быть только требованием власти. Выполнение их обеспечивалось незыблемым родовым мнением, властью «других», властью окружения… За многие сотни лет с этим явлением произошли различные метаморфозы, которые и привели к феномену общественного мнения.

Таким образом, в ходе развития функции управления трансформировались. К призывам типа «делай как я, потому что так хочу я – сильный и ужасный» присоединились иные обоснования, в которых ведущая роль принадлежала знанию – «делай так, потому что это полезно и правильно», - а также нормам, идеалам и ценностям – «делай так, потому что это одобрено божеством (Богом) и Властью». Профессионализация этих призывов оттачивалась в возникающих социальных институтах – семье, религии, искусстве, праве, науке.

Разделение труда коснулось и области воспроизведения структурной информации. Начинается развитие социальных институтов, продуцирующих ее в целях поддержания устойчивости социального организма и обеспечения (обоснования) целей его развития.

Слайд 1.3.

Этапы развития средств коммуникации:

1)устная речь;

2)дистанционная устная речь;

3) материализация языка;

__________________________

Этапы развития средств коммуникации:

1)устная речь – обычный человеческий голос.

2)Дистанционная устная речь. Для усиления человеческого голоса использовались гонцы, передающие известия из уст в уста, барабанный бой, предупреждающий об опасности, веревка с узелками, переданная посланцем, сигнальный костер, означающий приближение врага. В Западной Европе в средние века, например, необычным способом использовались колокола. Был «хлебный колокол» – в ранний час под его удары, не раньше и не позже, хозяйки начинали месть тесто. Только после призыва «колокола чистоты» жители выходили мести мостовую. Был и «трудовой колокол», который отмечал начало и конец работы»; по ударам «пивного колокола» открывались двери питейных заведений.

Информация становилась все более разнообразной, многозначной, самодостаточной, иногда противоречащей той, которая исходила из центра, из властных структур.

Развитие материального производства породило несколько обстоятельств, способствовавших развитию коммуникативных отношений. Производство стало топографически оформляться вдали от проживания ремесленного производителя. Заняв место в пространстве, оно само стало потребителем земли, воды, воздуха – всего того, что всегда в общественном мнении воспринималось как благо. Как ценность, принадлежащая всем, а не только феодалу, на чьей земле эта вода, например, находилась. Появилась социальная потребность в специальной деятельности по объяснению как этого факта, так и снятию возможных напряжений в обществе. Эта потребность нуждалась в новых информационных каналах между производством и населением. Зародившиеся впоследствии ПР-структуры – отклик на эту потребность.

Во-вторых, определилась фигура (социальная роль) владельца готового продукта, отличная от работника, занятого на отдельной операции. При этом у владельца появилась необходимость в постоянном общении со своими работниками, цель которого не в последнюю очередь была связана с обоснованием перед ними заработной платы, продолжительности трудового дня и т. п. Здесь сосредоточены основные узлы тех проблем, которые стали затем центральными в деятельности структур ПР не только по гармонизации отношений с обществом в целом, но и в рамках отдельных производственных групп. Эти «сиюминутные» обязанности администраций перед реальными работниками осознавались в долгосрочной перспективе – как обязанность создавать благоприятное общественное мнение для увеличения спроса на вои рабочие места. Эти процессы тоже были новой социальной потребностью, которая нуждалась в новых информационных каналах.

В-третьих, работник, занятый на отдельной операции (чем их было больше, тем больше было рабочих мест, а специализация вела к росту производительности труда) в результате завершенного цикла не видел готового продукта, становился лишь объективным потребителем его. И он в неменьшей степени, чем производитель, нуждался в информационном обеспечении, связанным с массовым производством товаров, т. е. в рекламе.

В- четвертых, рост производительности привел к тому, что производство товаров стало массовым. Товаров стало так много, что произошло переключение внимания производителя с проблемы «как произвести» на проблему «как продать» продукцию. Тогда в производственном цикле стала обособляться новая профессиональная сфера деятельности – маркетинг, которая и стала решать проблему «как продать» с помощью рекламы.

И, наконец, владелец концентрировал в своих руках прибыль от производства на стадии первоначального накопления капитала. И с ним стали связаны процессы продуцирования и распространения массовой информации. И когда встал вопрос о создании информационных каналов в целях актуализации социальных интересов владельца, необходимый для этого капитал был уже налицо. Здесь возникло объективное противоречие между узостью социальных интересов отдельных социальных груп п (рекламодателей, ПР-структур, собственников средств производства, владельцев капитала) и зависимостью от их решений массы людей.

3) Материализация языка. Первые европейские газеты (как раз и олицетворяли собой исторические новые функции, связанные с маркетинговыми запросами материального производства и с претензиями новых собственников на создание социальной программы действий для всего социума) или были рекламными листками, или вышли из лона политических прокламаций, сначала эпизодических, а затем все более регулярных. Но были и еще 2 потребности для все более усложняющегося общества: необходимы были информационные каналы для удовлетворения чисто справочных нужд населения и для обслуживания нужд рынка, который становился все более и более интернациональным в период многочисленных географических открытий и колониальной экспансии. Данные о движении капитала, акций, финансовых потоков в этой ситуации также нуждались в обнародовании.

Итак, рождение прессы можно отнести к периоду второй революции в сфере коммуникаций, связанной с изобретением И. Гуттенбергом в 1440 г. печатного станка.

Хотя, справедливости ради, следует заметить, что еще за 400 лет до Гутенберга люди из Сун и тангуты из Си Ся (царств, граничащих с Китаем) экспериментировали с наборным текстом. Ими было напечатаны тысячи буддистских текстов. Если тангуты выпустили потрясающее число печатной продукции, то это потому, что потрясающими были их умение и техника. Что значит напечатать Трипитаку (600-страничный свод буддистских учений). Представьте себе, что вы собираетесь напечатать энциклопедию и для этого начинаете с изобретения собственной письменности, затем, затем изготовляете печатные доски, вырезая по дереву в зеркальном исполнении каждую страницу из всех томов.

 

Слайд 1.4.

Появление газет

Германия (1609)

Англия (1622)

Франция (1631)

Россия (1702)

__________________________

Печатные газеты появились на заре 17 в. сначала в Германии (1609), затем в Англии (1622) и во Франции (1631). В России первая газета «Ведомости» увидела свет в 1702 г. Историки прессы установили, что процесс ее развития шел стремительно: уже в 1690 г. в Лейпциге была защищена первая диссертация о газетном деле, а чуть позже – диссертация по вопросам права прессы. По статистическим данным, опубликованным К. Кошиком, за период с 1885 по 1923 г.г. в Германии была защищена 221 диссертация по проблемам функционирования газеты.

Поначалу газеты были далеки от формы и содержания, присущих сегодняшней прессе, хотя уже Вольтер определил этот тип издания как «сообщение о государственных и общественных» делах. И только французская революция сделала очевидным тот факт, что общество нуждается в газете как возможности держать население в курсе политических событий.

 

Слайд 1.5.

На 1 млн. жителей к концу XIX в. приходилось периодических изданий:

· Швейцария – 230,

· Бельгия – 153,

· Германия – 129,

· Франция – 114,

· Норвегия – 89,

· Великобритания – 88,

· Испания – 68,

· Италия – 51,

· Австрия – 43,

· Греция – 36,

· Сербия – 26,

· Россия – 9.

 

(по данным Н. Рубакина)

________________________

К концу 19 в., по данным, собранным в свое время Н. Рубакиным, на 1 млн. жителей приходилось периодических изданий: в Швейцарии – 230, Бельгии – 153, Германии – 129, Франции – 114, Норвегии – 89, Великобритании – 88, Испании – 68, Италии – 51, Австрии – 43, Греции – 36, Сербии – 26, России – 9.

Новые коммуникационные технологии, вроде телеграфа и телефона, сразу же были оценены по достоинству, и каждое изобретение тотчас получало признание – сначала у бизнеса, а потом у всего населения. В 1890-е г.г. телеграф был в Гражданской войне тем, чем канал Си-эн-эн во время войны в Персидском заливе в 1991 г. Он помог вызвать, а затем удовлетворить интерес людей к событиям. Хотя тогда система массовой коммуникации только начала складываться, людей уже волновало то, как на них самих, их детей и соседей влияют ежедневные газеты, кинофильмы и радиопередачи. Именно в это время социологические теории (прежде всего Огюста Конта, Герберта Спенсера, Фердинанда Тенниса и Эмиля Дюркгейма) поставили во главу угла концепцию массы как формы обезличенных человеческих отношений, характерных для нарождающегося общественного строя, в них были разработаны основные положения массового общества и соответственно массовой коммуникации.

Тогдашний рост медиаиндустрии соответствовал модели промышленного развития, которая повторяется во всех коммуникационных революциях. Всякий раз новые технологии дестабилизируют статус-кво, вызывая крупномасштабную и часто очень быструю перестройку. Доходы крупных корпораций, опирающихся на старые технологии, стремительно падают, в то же время несколько компаний-новичков получают огромные прибыли. В отличие от «традиционных» медиа они не имеют связей с другими социальными институтами, ощущающими ответственность перед обществом

Новые меди часто дают людям то, что они хотят, даже если долгосрочные последствия могут оказаться негативными. В отличие от «традиционных» медиа они не имеют связей с другими традиционными социальными институтами, ощущающими ответственность перед обществом. Адаптация к новым медиа часто подрывает существующие социальные роли и связи. Меняющаяся медиаиндустрия заставляет меняться и другие общественные институты, включая политические, религиозные, деловые, военные и образовательные. Поэтому неудивительно, что их руководители постоянно бьют тревогу по поводу чрезмерной власти и вредного влияния медиа. Как только появляются новые медиа, критики всячески стремятся задержать их рост или поставить их под свой контроль.

В последние десятилетия резко возрос интерес к миру коммуникаций в целом. Все чаще выделение этапов развития человеческого общества связано с преобладанием на каждом из них социальных коммуникаций определенных видов.

 

Слайд 1.6.

 

Виды цивилизации:

  1. Дописьменная.
  2. Письменная
  3. Электронная

(О. Тоффлер)

___________________

Американский футуролог и публицист О. Тоффлер исходит из того, что человечество пережило два вида цивилизации: дописьменную, письменную – и переживает нынешнюю – электронную.

Представление о том, что человечество вступает в принципиально новый этап развития, сформировалось еще на стыке 1960-70-х г.г., когда были сформулированы тезисы о наступлении общества информационного с одной стороны, и постиндустриального, с другой. Несмотря на несовпадения и взаимную критику авторов многочисленных концепций, можно выделить ряд черт, рассматриваемых как присущие или неизбежно развивающиеся на современном этапе (в обществе постиндутриализма, постмодерна, радикального модерна, техноэлектронном и т.п.):

· качественно расширяется автоматизация и компьютеризация разных видов деятельности, перераспределяются центры тяжести – от создания вещей к оказанию услуг, на первое место выходит производство знания информации, возникают новые и расширяются старые наукоемкие отрасли;

· главной подсистемой общества становится не экономика, а информация (знаете, кто в семье главный? Правильно: у кого пульт от телевизора); повышается ее роль как одного из важнейших видов ресурсов, которым располагает человечество для своей жизнедеятельности (наряду с материальной собственностью, экономическим капиталом и др.). Знание и информация превращаются в основные источники получения и увеличения стоимости;

· с изменением роли информации перестраивается иерархия социальных институтов: на первое место среди элементов, необходимых для поддержания целостности общества, выходят средства коммуникации;

· за счет развития информационных технологий расширяется доступ к информации для индивидов и групп;

· повышение роли информации и знания приводит к формированию новой элиты, чья роль основывается на квалификации, а не на обладании собственностью. Соответственно главной областью социальных конфликтов становится образование и контроль над информацией. Недоступность информации приводит к отчуждению (личности от общества, одних групп от других, государства от общества);

· учет способа производства информации выдвигается как определяющий при выделении стадий развития общества.

Появление Интернета открыло невиданное разнообразие вариантов организации дистанцированного общения между людьми: электронные почта и коммерция; библиотеки, конференции и многое другое – все это, не отходя от одного и того же средства индивидуального пользования – персонального компьютера. Возник вопрос: с чем мы имеем дело? Это единый вид общения (а многие так и считают, что все в Интернете СМИ), его среда (медийная), включающая разные по социальной природе коммуникации? И если это справедливо, то по каким основаниям классифицировать разные ресурсы в Сети? Какие нормы регулирования к ним применять?

В последней четверти 20 века многое было сказано и по поводу медиатизации – возрастания объема и роли процессов распространения и получения опосредованной информации, заменяющей непосредственный опыт людей; усиление роли фокусирования СМИ на явлениях и персонах, зависимость их статуса от внимания медиа. На протяжении ХХ в. множество западных ученых отмечали возрастающее значение СМИ, и особенно телевидения во всех сферах жизни общества. В своих критических эссе и лекциях французский обществовед Бурдье показал, что дело дошло даже до медиатизации науки, которая долго была отдельным элитарным «полем».

Развитие Интернета обострило информационные отношения. Нигде так не легко выдавать чужое за свое, использовать третичный, пятиричный и далее текст, «сливать компромат». Вместе с тем появилось и множество сомнений в том, как квалифицировать здесь информационные ресурсы. По мнению американского исследователя Д. Мэррила «Компьютерные сети и общение людей через интернет не являются журналистикой и имеют отношение к СМИ не больше, чем человек, который пообщался со своим соседом через забор на заднем дворе. Однако многие утверждают, все, что есть в Интернете – СМИ.

И еще одно важно обстоятельство. Сначала в более развитых странах, а позже и в других, множатся ряды людей и круг профессий, где повседневно приходится решать задачи по выбору каналов коммуникации для общения с контрагентами (общественностью, аудиторией, потребителями, электоратом, конкурентами, партнерами, клиентами и т.п.) – для рекламы, ПР, промоушена.

Без преувеличения, коммуникацию можно считать необходимым и всеобщим условием жизнедеятельности человека и одной из самых фундаментальных основ существования обществ. Общество – не столько совокупность индивидов, сколько те связи и отношения, в которых данные индивиды находятся друг с другом. Во многом именно этим и объясняется столь пристальный интерес к коммуникации со стороны представителей самых разных научных направлений, и, в первую очередь, общест­воведов. История общественной мысли свидетельствует, что фило­софы и социологи, политологи и культурологи, психологи и педагоги, лингвисты и журналисты всегда, в той или иной мере, обра­щались к проблемам человеческого общения. Однако каждый новый исследователь, столкнувшийся с ними, обнаруживал, что коммуникативная проблематика оказывается едва ли не самой запутанной.

Многие объясняют это тем, что коммуникативная проблематика столь же безгранична и разнообразна, как и само человеческое об­щество, если не сказать — как окружающий нас мир.

Если для российской системы образования теория коммуника­ции — сравнительно новая учебная и научная дисциплина, то за ру­бежом, особенно в университетах Европы и США, уже сложилась определенная традиция ее преподавания. Здесь в качестве самосто­ятельной академической дисциплины эта область научного знания сформировалась в середине XX в. и стала развиваться столь же бы­стрыми темпами, как и вызвавшая ее к жизни электронно-коммуни­кативная революция. В течение нескольких десятилетий в США и ряде других стран читаются курсы по теории коммуникации, сло­жился круг авторитетных специалистов и школ, издается большое количество учебной и научной литературы.

Особенно заметный рост исследовательского интереса к про­блемам коммуникации и информации стал наблюдаться во второй половине XX в. Вызван он был в первую очередь бурным разви­тием кибернетики, математической теории коммуникации и со­временных электронных систем связи. С появлением работ Н. Винера, К. Шеннона, У.Р. Эшби, наших отечественных ученых А.И. Берга, А.Н. Колмогорова и других термины «коммуника­ция», «информация», «информационный обмен» получили широ­кое распространение в самых разных отраслях науки и стали едва ли не самыми многозначными. К началу 1960-х гг. только в зару­бежной философской и социологической литературе насчитыва­лось около сотни определений коммуникации. Можно с уверен­ностью сказать, что сегодня таких определений существует на по­рядок больше. Поэтому каждый, кто интересуется результатами научных исследований в данной области, сталкивается с богатым спектром точек зрения, аспектов, срезов, попыток общетеорети­ческого и специального подхода к исследованию и пониманию коммуникации.

Слайд 1.7.

 

Коммуникация — механизм, посредством которого обеспечивается существова­ние и развитие человеческих отношений, включающий в себя все мыслительные символы, средства их передачи в пространстве и сохранения во времени (Ч. Кули).

_____________________________________

Приведем лишь некоторые определения, встречающиеся в лите­ратуре:

  • Коммуникация — механизм, посредством которого обеспечивается существова­ние и развитие человеческих отношений, включающий в себя все мыслительные символы, средства их передачи в пространстве и сохранения во времени (Ч. Кули).

Слайд 1.8.

 

Коммуникация — обмен информацией между сложными динамическими систе­мами и их частями, которые в состоянии принимать информацию, накапливать ее, преобразовывать (А. Урсул).

_______________________________

  • Коммуникация — обмен информацией между сложными динамическими систе­мами и их частями, которые в состоянии принимать информацию, накапливать ее, преобразовывать (А. Урсул).

Слайд 1.9.

 

Коммуникация — в широком смысле социальное объединение индивидов с помо­щью языка или знаков, установление общезначимых наборов правил для различной целенаправленной деятельности (К. Черри).

_____________________________

  • Коммуникация — в широком смысле социальное объединение индивидов с помо­щью языка или знаков, установление общезначимых наборов правил для различной целенаправленной деятельности (К. Черри).

 

Слайд 1.10.

 

Коммуникация есть информационная связь субъекта с тем или иным объектом — человеком, животным, машиной (М. Каган).

_______________________________

  • Коммуникация есть информационная связь субъекта с тем или иным объектом — человеком, животным, машиной (М. Каган).

Слайд 1.11.

 

 

Коммуникация — это, прежде всего способ деятельности, который облегчает вза­имное приспособление поведения людей... Коммуникация — это такой обмен, кото­рый обеспечивает кооперативную взаимопомощь, делая возможной координацию действий большой сложности (Т. Шибутани).

______________________

  • Коммуникация — это прежде всего способ деятельности, который облегчает вза­имное приспособление поведения людей... Коммуникация — это такой обмен, кото­рый обеспечивает кооперативную взаимопомощь, делая возможной координацию действий большой сложности (Т. Шибутани).

 

Слайд 1.12.

 

  • Коммуникация — это акт отправления информации от мозга одного человека к мозгу другого человека (П. Смит, К. Бэрри, А. Пулфорд).
  • Коммуникация — это акт отправления информации от мозга одного человека к мозгу другого человека (П. Смит, К. Бэрри, А. Пулфорд).

 

Слайд 1.13.

 

Коммуникация (биол.) — это передача сигналов между организмами или частями одного организма, когда отбор благоприятствует продуцированию и восприятию сигналов. В процессе коммуникации происходит изменение информации и взаим­ная адаптация субъектов (Д. Льюис, Н. Гауэр).

_________________________

  • Коммуникация (биол.) — это передача сигналов между организмами или частями одного организма, когда отбор благоприятствует продуцированию и восприятию сигналов. В процессе коммуникации происходит изменение информации и взаим­ная адаптация субъектов (Д. Льюис, Н. Гауэр).

Слайд 1.14.

 

Коммуникация — специфический обмен информацией, процесс передачи эмо­ционального и интеллектуального содержания (А.Б. Зверинцев, А.П. Панфилова).

_____________________

  • Коммуникация — специфический обмен информацией, процесс передачи эмо­ционального и интеллектуального содержания (А.Б. Зверинцев, А.П. Панфилова).

Слайд 1.15.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных