Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Социолингвистический подход




Ис­следует влияние различных социальных факторов на взаимодей­ствие языков, систему отдельного языка и его функционирование

_______________________

Социолингвистический подход имеет важное значение для теории коммуникации. «Социолингвистика» — сокращение от термина~«социологическая лингвистика», который был введен советским лин­гвистом Е.Д. Поливановым еще в 1920-х гг. Такое сокращение (англ. sociolinguistics) впервые было употреблено американским исследо­вателем X. Карри в 1952 г.

Социолингвистика охватывает область исследований, находя­щуюся в ведении социологии и психологии и связанную с социаль­ными и культурными аспектами, а также с функциями языка. Не­смотря на порой узкую идентификацию с несколько несопостави­мыми, хотя и важными, темами, касающимися языка и социальных классов, языка и этносов, языка и гендера и т.д., потенциально со­циолингвистика имеет намного более широкие интересы, включая большинство аспектов языка. Среди других главных ее областей на­ходятся прагматика и семиотика. Без преувеличения можно счи­тать, что социолингвистика в рамках общего изучения лингвисти­ки имеет крайне важное, а не периферийное значение. В современной социолингвистике при анализе языковых явле­ний и процессов основной акцент делается на роли общества: ис­следуется влияние различных социальных факторов на взаимодей­ствие языков, систему отдельного языка и его функционирование. В предметную область социолингвистики включаются объекты, при рассмотрении которых происходит органическое соединение социологических и лингвистических категорий. Так, если рассмат­ривать языковую коммуникацию в обществе, то ее можно предста­вить как континуум, который делится на сферы общения, совпа­дающие со сферами социального взаимодействия. С одной сторо­ны, это сфера общегосударственного или общеэтнического обще­ния, а с другой — сфера повседневно-бытового общения. Языки в многонациональной стране и формы существования национально­го языка (совокупность литературного языка, территориальных диалектов, социолектов-жаргонов, арго) в однонациональной стра­не составляют иерархическую систему, называемую «языковая си­туация». Иерархичность языковой ситуации состоит в неравной функциональной нагрузке используемых языковых образований или форм их существования — язык общегосударственного обще­ния или литературный язык обслуживает большее количество сфер общения, чем соответственно язык национального меньшинства или территориальный диалект.

Языковая ситуация в целом и функциональная нагрузка ее ком­понентов зависят от того положения в обществе, которое занимает говорящая на них социальная или этническая общность. Языковое меньшинство в колониальных странах господствовало во всех об­ластях жизни, и его язык в функциональном плане доминировал над автохтонными языками. В ходе общественного развития, осо­бенно при кардинальных социально-политических переменах, по­ложение этих общностей меняется и появляется необходимость привести в соответствие их новое положение с функциональной нагрузкой языковых образований. При этом встает проблема выбо­ра того или иного языкового образования для замены ранее исполь­зовавшегося. Процесс выбора языкового образования для тех или иных коммуникативных целей относится к компетенции языковой политики, которая определяется как совокупность мер, принимае­мых для изменения или сохранения языковой ситуации, для введе­ния новых или закрепления употребляющихся языковых норм, т.е. в языковую политику входят процессы нормирования, кодифика­ции литературной нормы, сознательная слово- и терминотворчес-кая деятельность.

Граждане государства или члены этноса, в котором функциони­рует несколько языковых образований, вынуждены кроме родного овладевать другим языком или другой формой существования языка. Они становятся билингвами либо диглоссными индивидами. Билингвизм и диглоссия обычно характеризуются функциональ­ным распределением языковых образований, отношениями функ­циональной дополнительности их друг к другу, отражающих кон­кретную языковую ситуацию. Поскольку языковые образования при билингвизме и диглоссии функционально распределены, инди­виды используют каждое из них для разных коммуникативных целей и в разных ситуациях общения. Таким образом, в реальности происходит выбор языкового образования и на индивидуальном уровне, получившем название «речевое поведение», которое опре­деляется как процесс выбора варианта для построения социально корректного высказывания. Речевое поведение меняется в зависи­мости от детерминантов коммуникативного акта (статус коммуни­кантов, заданный их социальной принадлежностью или социаль­ной ролью; тема и ситуация общения), правил использования вари­антов разных уровней (разные языки, подсистемы одного языка, варианты лингвистических единиц), заложенных в индивидуаль­ных речевых наборах билингва или диглоссного индивида, а также от смены каналов (переход от устного общения к письменному и наоборот), кодов (языковых и паралингвистических), жанров сооб­щений и т.д.

Кроме того, в предметную область социолингвистики входит об­ширный круг проблем, связанных с той активной ролью, которую язык играет в жизни общества (национальный литературный язык, сформировавшись вместе с нацией, становится важным фактором ее дальнейшей консолидации). Задача социолингвистики состоит не только в исследовании отражений в языке различных социаль­ных явлений и процессов, но и в изучении роли языка среди соци­альных факторов, обусловливающих функционирование и эволю­цию общества. Таким образом, социолингвистика изучает весь ком­плекс проблем, отражающих двусторонний характер связей между языком и обществом.

Современная социолингвистика располагает своими собствен­ными методами сбора социолингвистических данных. Наиболее важные из них: анкетирование, интервьюирование, включенное наблюдение, социолингвистический эксперимент, анонимные на­блюдения над речью обследуемых в общественных местах, непо­средственные наблюдения над спонтанной разговорной речью с последующей интерпретацией ее содержательной стороны с по­мощью информаторов. При обработке данных используются: кор­реляционный анализ, вариативные правила на основе объедине­ния количественных методов анализа с методами порождающей грамматики, импликационное шкалирование, сопоставительный анализ семантических полей и т.п.

 

 

Слайд 2.62






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных