Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Аксиомы межличностной коммуникации.




Слайд 4.8

Аксиомы межличностной коммуникации (по П. Вацлавику)

Аксиома 1. Невозможность отсутствия коммуникации.

Аксиома 2. Любая коммуникация имеет уровень содержания и уро­вень отношения.

Аксиома 3. Пунктуация последовательности событий.

Аксиома 4. Симметрическое и комплементарное взаимодействие.

Аксиома 5. Коммуникация может быть как намеренной, так и не­намеренной, эффективной и неэффективной.

Аксиома 6. Коммуникация необратима.

____________________________________

Американскому пси­хологу П. Вацлавику принадлежит заслуга описания некоторых свойств коммуникации, имеющих большое прикладное значение в контексте межличностного взаимодействия и названных им аксио­мами человеческой коммуникации (см.: Ъацлавик П., Бивин Дж., Джексон Д. Психология межличностных коммуникаций. СПб., 2000). Знание данных свойств позволяет объяснить то, что исследо­ватель назвал патологической коммуникацией, т.е. осложнения, способные привести к тупикам в межличностном общении. Рас­смотрим важнейшие аксиомы.

Аксиома 1. Невозможность отсутствия коммуникации.

Если признать, что любое поведение в ситуации взаимодействия обладает информационной ценностью, т.е. является коммуникацией, становится очевидным, что как бы человек ни старался, он не может не вступать в коммуникацию. Активность или пассивность, слова или молчание — все это передает информацию: влияет на других людей, которые в свою очередь не могут не ответить на эту коммуникацию и, следовательно, сами в нее вступают. Если люди просто не разговаривают друг с другом или не обращают друг на друга внимания, это вовсе не опровергает утверждения, сделанные выше. Человек у стойки бара, который смотрит прямо вперед, пассажир, сидящий в само­лете с закрытыми глазами, — оба они ясно сообщают, что не хотят ни с кем разговаривать, и окружающие обычно прекрасно понимают эти сообщения и оставляют их в покое. Очевидно, что это такая же коммуникация, как и оживленная дискуссия.

Можно выделить ряд стратегий ухода от общения (или сообщений о нежелании вступать в коммуникацию):

· прямая демонстрация (в более или менее грубой форме) нежела­ния общаться; правда, поскольку такое поведение не соответст­вует правилам вежливости, оно требует определенного мужест­ва и способствует возникновению довольно напряженного и не­ловкого молчания, что на самом деле и означает наличие комму­никации; ^ стратегия наименьшего сопротивления, когда один из партне­ров неохотно поддакивает другому или со всем соглашается;

· дисквалификация коммуникации, когда один из партнеров дей­ствует так, что сводит на нет как собственные сообщения, так и сообщения другого человека. К этой технике относится широ­кий спектр коммуникационных феноменов: противоречивые высказывания, непоследовательность, перемена темы, непол­ные предложения, неправильное понимание, невразумитель­ность или манерность речи, буквальное толкование метафор или метафорическое понимание буквальных замечаний и т.д;

· приемлемое для собеседника, не обижающее его указание при­чин, по которым в данный момент общение нежелательно: чело­век может притвориться спящим, глухим, пьяным, сделать вид, что не понимает языка собеседника или изобразить наличие лю­бого другого дефекта, свидетельствующего об оправданно невоз­можной коммуникации. Во всех этих случаях сообщение остает­ся одним и тем же, а именно: «Я бы не возражал поговорить с тобой, но есть то, что мне мешает, что сильнее меня, то, в чем я не виноват».

Таким образом, невозможность не вступать в коммуникацию де­лает все ситуации, в которые включены два или более человека, межличностными, коммуникационными.

Аксиома 2. Любая коммуникация имеет уровень содержания и уро­вень отношения.

В процессе коммуникации не только передается информация, Но одновременно детерминируется характер отношений между коммуникаторами. Уровень содержания — это та информация, которая передается в сообщении. При этом неважно, является ли данная информация правдивой, ложной, надежной, неправильной иди неразрешимой. На уровне отношений передается то, как это сооб­щение должно быть воспринято. Отношение может быть выражено как речевыми приемами, так и невербально с помощью крика улыбки или других способов. Характер отношений можно ясно понять из контекста, в котором происходит коммуникация. Например, содержанием фразы «Закройте дверь» является ожидание вполне определенного действия. Но эта фраза может быть произ­несена по-разному: как команда, как мольба, как предложение и т.д. Избранный способ выражения содержит сообщение о том, какими видят партнеры свои взаимоотношения: доброжелательными или враждебными; равными в социальном отношении или один из них находится в прямой зависимости от другого; чувствуют себя спо­койно и комфортно или переживают состояние тревоги и волне­ния и т.д.

В межличностном общении экспрессивная окраска сообщения часто более важна, чем его содержание. Вместе с тем, по мнению исследователей, чем более спонтанны и «здоровы» отношения, тем более аспект отношений отходит на второй план. Напротив, «не­здоровые» отношения характеризуются тем, что за природу отно­шений идет постоянная борьба, а содержательный аспект коммуни­кации становится все менее и менее важным.

Смешение уровня содержания и уровня отношения нередко при­водит к нарушению коммуникации.

Аксиома 3. Пунктуация последовательности событий.

Люди организуют свое взаимодействие, опираясь на собствен­ное представление о важном и неважном, причинах и следствиях поступков, на интерпретацию смысла происходящего. Эти смысло­вые доминанты организуют поведенческие события, оказывая су­щественное влияние на происходящее взаимодействие (подобно тому, как знаки пунктуации задают смысл предложению).

Несогласие относительно пунктуации последовательности со­бытий лежит в основе возникновения бесконечных проблем во взаимоотношениях. Мы не можем быть уверены ни в том, что другой обладает тем же объемом информации, ни в том, что он сде­лает такие же выводы из этой информации. Решение вопроса о том, что является важным, а что нет, совершенно по-разному про' исходит у разных людей. Во всех случаях рассогласованной коммуникационной организации обычно можно наблюдать конфликт относительно того, что является причиной, а что следствием нз наблюданмого события. Примером патологической коммуникации, вызванной нарушением последовательности причин и следствий, является эффект «самоосуществляющегося пророчества». Это по­ведение, которое вызывает у окружающих такую реакцию, на ко­торую это поведение было бы естественным ответом. Например, человек, строящий свое поведение на основе предпосылки «ник­то меня не любит», будет вести себя недоверчиво, демонстрируя массу защитных реакций, или агрессивно. Такое поведение вряд ли вызовет симпатию окружающих, что подтвердит изначальную предпосылку этого человека. При этом сам человек ошибочно считает, что он просто реагирует на отношение окружающих, а не провоцирует его. В данном случае это и составляет проблему пунктуации.

Аксиома 4. Симметрическое и комплементарное взаимодействие.

Отношения между людьми базируются либо на равенстве, либо на отличии. В первом случае партнеры стараются скопировать по­ведение друг друга, поэтому их отношения можно назвать сим­метрическими. Слабость или сила, нравственность или без­нравственность не имеют здесь никакого значения, поскольку ра­венство может поддерживаться в любой из этих областей. Во вто­ром случае поведение одного партнера дополняет поведение другого, такой тип взаимодействия называется комплементар-н ы м. Симметричные отношения, таким образом, характеризуются равенством и минимизацией различий, в то время как особен­ностью комплементарного взаимодействия является доведение раз­личий до максимума.

В комплементарных взаимоотношениях можно выделить две различные позиции. Один партнер занимает более высокую, важ­ную, первичную позицию, а другой — подчиненную, вторичную, более низкую. Эти понятия довольно полезны, если их не прирав­нивать к словам «хороший» или «плохой», «сильный» или «сла­бый». Комплементарные отношения могут устанавливаться соци­альной или культурной средой (как в случае взаимоотношений ма­тери и младенца, врача и больного, учителя и ученика) или быть характерным стилем отношений данной диады. В любом случае важсно подчеркнуть, что природа этих отношений носит взаимоза­висимый характер, разные типы поведения взаимно дополняются. Нельзя сказать, что один из партнеров установил комплементар­ные отношения с другим, скорее каждый ведет себя так, что это Предполагает и одновременно является причиной поведения дру­гого.

Симметричность и комплементарность сами по себе не являются «хорошими» или «плохими», «нормальными» или «ненормаль ными». Оба вида взаимоотношений выполняют важные функции Но они чреваты патологией. В симметричных взаимоотношениях постоянно присутствует опасность соревновательности, эскалации равенства симметричного взаимодействия, когда происходит поте­ря стабильности и так называемый сбой, что приводит к ссорам и конфликтам между индивидами. Таким образом, патология в сим­метричных взаимоотношениях характеризуется более или менее открытой враждой.

В здоровых симметричных взаимоотношениях партнеры спо­собны уважительно относиться друг к другу, что ведет к появлению доверия и уважения со стороны другого. Когда симметричные от­ношения нарушаются, можно наблюдать скорее отвержение, а не игнорирование личности другого. В свою очередь патологические изменения комплементарных взаимоотношений проявляются в иг­норировании, а не отвержении личности другого (например, мать, которая продолжает обращаться со своим взрослым сыном, как с ребенком).

Аксиома 5. Коммуникация может быть как намеренной, так и не­намеренной, эффективной и неэффективной.

Нельзя сказать, что коммуникация имеет место только тогда, когда она произвольна, осознанна и успешна, т.е. когда достигается взаимное понимание. Обычно люди обдумывают свое поведение (речь, манеры), особенно в ситуациях небытовых. Однако часто мы действуем необдуманно, о чем можем впоследствии сожалеть: чело­век, находящийся рядом с нами, может услышать тихо сделанное нами замечание в надежде, что он не слышит; мы можем выйти ИЖ себя; не подумать о том, как будет воспринята наша реплика. Неже­лательные последствия, к которым может привести ненамеренная коммуникация, делают актуальным способы «сохранения лица» ка& своего, так и другого. Как отмечал социолог И. Гоффман, от члена любой группы ожидают не только самоуважения, но и определен-' ной чуткости. Человек, являющийся свидетелем унижений другого и сохраняющий при этом спокойствие, имеет в нашем обществе ре­путацию «бессердечного», а тот, кто способен спокойно взирать на действия, разрушающие его собственное лицо, считается «бесстЫД* ным».

Аксиома 6. Коммуникация необратима.

Иногда и хотелось бы вернуть время, исправить слова или по­ступки, но, к сожалению, это невозможно. Последующие объясне­ния с партнером могут что-то исправить, извинения могут смягчить обиду, однако созданное впечатление изменить очень сложно.

.

3.СИТУАЦИОННЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Понятие социальной ситуации и ее структура. Все процессы ком­муникации происходят в определенном контексте. Переменными, формирующими определенный контекст коммуникации, могут быть место и время встречи, намерения или цели участников обще­ния, наличие или отсутствие посторонних лиц, групповые нормы и т.д. Наша интерпретация чьих-то слов или действий в огромной степени определяется контекстом, в рамках которого мы воспри­нимаем эти слова или действия.

Слайд 4.9

социальная ситуация — это естественный фрагмент социальной жизни, определяемый включенными в него людьми, местом действия и характером развертывающихся дейст­вий или деятельности.

__________________________________

В самом общем виде социальная ситуация — это естественный фрагмент социальной жизни, определяемый включенными в него людьми, местом действия и характером развертывающихся дейст­вий или деятельности.

Слайд 4.10

 

Универ­сальные факторы социального взаимодействия:

1) цели;

2) правила;

3) роли;

4) набор элементарных действий — простейшие вербальные и невербальные формы участия во взаимодействии;

5) последовательность поведенческих актов;

6) концепты-знания,

7) физическая среда;

8) язык и речь;

9) трудности и навыки.

_____________________________________________________

Занимаясь изучением социальных ситуаций, группа социальных психологов Оксфордского университета под ру­ководством М. Аргайла предложила выделять следующие универ­сальные факторы, присутствующие на любой стадии социального взаимодействия, которые придают ситуации определенность:

1. цели;

2. правила, т.е. общепринятое мнение о допустимом и недопус­тимом поведении в ряде конкретных ситуаций;

3. роли, т.е. принятые в данной культуре модели взаимодей­ствия;

4. набор элементарных действий — простейшие вербальные и невербальные формы участия во взаимодействии;

5. последовательность поведенческих актов (например, приня­тый порядок смены ролей говорящего и слушающего);

6. концепты-знания, т.е..наличие в когнитивной структуре оп­ределенных категорий, обеспечивающих понимание ситуации, как, например, знание при игре в шахматы, что такое ферзь или что оз­начает слово «шах». В социальной ситуации такими концептами выступают представления о людях, социальной структуре, элемен­тах взаимодействия и объектах, включенных во взаимодействие;

7. физическая среда, элементами которой являются границы ситуации (закрытое помещение, улица, площадь и т.п.), физичес­кие качества среды, воздействующие на органы чувств (цвет, шум, запахи и т.п.), реквизит (например, классная доска, парты в школь­ном классе), пространственные условия (расстояния между людьми и объектами);

8. язык и речь, т.е. ситуационно обусловленные словарь, обороты речи, интонации, используемые участниками взаимодействия;

  1. трудности и навыки — различные препятствия для взаимодействия и навыки их преодоления.

Среди перечисленных факторов отмечены как объективные ас­пекты ситуации, внешние по отношению к субъекту действия, так и субъективные, локализованные в сознании и психике индивида Ключевое положение, по мнению исследователей, занимают цели Они рассматриваются как независимые переменные, а все осталь­ные параметры как зависимые от них. Следующими за структурой целей по своей значимости для определения типа ситуации идут правила, эмоциональная атмосфера и умение преодолевать труд­ности. Например, встреча друзей после длительной разлуки или встреча студента и научного руководителя с целью обсудить ход ра­боты над дипломом будут различаться в первую очередь по этим параметрам, хотя, разумеется, отличия будут касаться и используе­мого стиля речи, и, возможно, выбранного места встречи. Анализи­руя ситуацию, в которой осуществляется общение, мы, таким обра­зом, разделяем в ней известное и неизвестное, вычленяя цель обще­ния, его задачу и одновременно фиксируя имеющиеся условия до­стижения цели.

Важными характеристиками ситуации, воздействующими на по­ведение людей, являются: знакомая — незнакомая; формальная — неформальная; ориентированная на выполнение дела — ориенти­рованная на общение; поверхностная — глубокая (интимная) вклю­ченность.

 

Слайд 4.11

 

типы социальных ситуаций (по М. Аргайлу):

  • официальные события;
  • личностное взаимодействие с близкими друзьями или родствен­никами;
  • случайные эпизодические встречи со знакомыми;
  • формальные контакты в магазинах и на работе;
  • асимметричные взаимодействия, связанные с социальными умениями;
  • конфликт и переговоры;
  • групповая дискуссия

__________________________________________

В соответствии с этими характеристиками Аргайл и его сотруд­ники выделили следующие типы социальных ситуаций:

официальные события (формальные социальные события);

· личностное взаимодействие с близкими друзьями или родствен­никами;

· случайные эпизодические встречи со знакомыми;

· формальные контакты в магазинах и на работе;

· асимметричные взаимодействия, связанные с социальными уме­ниями (например обучение, руководство, интервьюирование);

· конфликт и переговоры;

· групповая дискуссия.

Предложенная типология ситуаций не является единственной. Одна из наиболее известных классификаций видов ситуации межличностного взаимодействия связана с именем американского психолога Э. Берна (см.: Берн Э. Игры, в которые играют люди> Люди, которые играют в игры. М., 1988). В ее основе лежит то, что он назвал потребностью в структурировании времени. Хорошо из­вестна проблема, часто встречающаяся у подростков после первой встречи: «Ну и о чем мы потом с ней (с ним) будем говорить?» Этот вопрос возникает нередко и у взрослых. Достаточно вспомнить, как мучительна вдруг возникшая пауза в общении, когда никто из собеседников не в состоянии высказать ни одного уместного заме­чания, чтобы не дать разговору замереть. Люди постоянно озабоче­ны тем, как структурировать свое время. Одна из функций в жизни общества состоит в том, чтобы оказывать друг другу взаимопомощь в этом вопросе.

 

Слайд 4.12

Структурирование времени коммуникации (по Э. Берну):

· Замкнутость

· Ритуалы

· Времяпрепровождение

· Совместная деятельность

· Игры

· Близость

___________________________________________________






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных