Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Пространствен­ные характеристики межличностного взаимодействия




· вертикальные

· горизонтальные

________________________

Обозначают вертикальные и горизонтальные пространствен­ные характеристики межличностного взаимодействия (см.: Доцен-ко Е.Л. Межличностное общение: семантика и механизмы. Тюмень, 1998). Вертикальная составляющая находит свое выра­жение в представлениях о взаимном расположении партнеров по общению: пристройка к партнеру свысока, пристройка к нему на­равне, пристройка снизу, отстраненная от партнера позиция.

Пристройка сверху может выглядеть как поучения, осуждения, советы, порицание, замечания, обращения на «ты», высокомерные или покровительствующие интонации, похлопывание по плечу, по­дача руки ладонью вниз, взгляды сверху вниз и др.

Позиция подчиненной стороны предполагает свои стереотипы в поведении. В этой позиции человек демонстрирует зависимость, требует защиты, лишен инициативы, власти. Пристройка снизу проявляется как просьба, извинение, оправдывание, виноватые или заискивающие интонации, наклоны корпуса, опускание головы и другие формы демонстрации зависимости и подчинения.

Позиция равенства сторон также предполагает соответствую­щие вербальные и невербальные формы поведения: спокойный взгляд в глаза собеседнику, открытое выражение чувств и желаний, обоснованные высказывания и готовность выслушать критические замечания в свой адрес с последующим их обсуждением и т.д.

Способность к смене способов взаимодействия в зависимости от в°зникшей ситуации и поставленной задачи, репертуар позиций, которым владеет человек, — одна из существенных характеристик Компетентного коммуникатора.

Горизонтальная составляющая межличностного вза­имодействия находит свое выражение в использовании (или в отка­зе от использования) межличностных преград, стоящих на пути сближения людей, что предопределяет ту или иную межличност ную дистанцию. Такими преградами могут быть внешние физические барьеры как эквиваленты психологических преград: стол, стул скрещенные на груди руки, поза «нога на ногу», паузы, остановки перевод разговора на другие темы. Преградой может оказаться «закрытость» той или иной сторон личности для другого человека (например, в проявлении эмоций, нравственных или религиозных ценностных ориентации, эрудиции и т.д.), что также создает опре­деленную дистанцию между людьми. По мнению социальных пси­хологов, полное отсутствие межличностной дистанции (т.е. интим­ной, личной зоны) ненормально. Вопрос состоит в том, оптималь­на ли существующая дистанция для достижения целей конкретного межличностного взаимодействия.

К пространственным характеристикам межличностного взаимо­действия можно отнести и способы выделения и обозначения ин­дивидом территории, которую он считает «своей». Это может быть физическая территория: кабинет, рабочий стол, пятачок под нога­ми в переполненном автобусе; на эмоциональном уровне — это право на собственное настроение, собственное отношение к чему-либо или к кому-либо; на ролевом уровне — право на выбор профес­сии, рода занятий, индивидуальный способ выполнения своей ра­боты.

Таким образом, пространство, создаваемое в процессе межлич­ностного взаимодействия с его горизонтальными, вертикальными, территориальными измерениями, становится фактором, воздейст­вующим на успешность/неуспешность конкретного взаимодейст­вия, его характер и перспективы.

 

Слайд 4.15

Стрессовая ситуация — это ситуация, кото­рая становится для человека, переживающего или воспринимающего ее, причиной стресса или тревоги.

__________________________________________________________________

Трудные ситуации. Среди типичных социальных ситуаций меж­личностного взаимодействия следует выделить так называемые трудные, или стрессовые. Стрессовая ситуацияэто ситуация, кото­рая становится для человека, переживающего или воспринимающего ее, причиной стресса или тревоги. М. Аргайл в своей работе, посвящен­ной социальным ситуациям, приводит, в частности, следующее оп­ределение: «Данная ситуация заставляет вас чувствовать тревогу или дискомфорт либо потому, что вы не знаете, как поступить, либо потому, что она заставляет вас испытать чувства страха, смущения или неловкости» (Аргайл М., Фурнхэм А., Грэхэм Дж. А. Социальные ситуации. Гл. 12. Стрессовые ситуации // Межличностное обще­ние: Хрестоматия. СПб., 2001. С. 220). Учеными был проделан ог эомный объем работ для того, чтобы выделить типы стрессовых ситуаций, их основные характеристики, конкретные элементы, вызывающие трудности, и важнейшие стадии развития социально:итуации с тем, чтобы помочь людям вести себя в них более yспешно.

 

Слайд 4.16

Стрессовые ситуации межличностного взаимодействия:

1) ситуации неодобрения или критики со стороны других;

2) ситуации публичного выступления и социальной активности;

3) ситуации конфронтации и выражения недовольства;

4) ситуации сексуального контакта;

5) ситуации интимности и теплоты в общении;

6) ситуации конфликта или отвержения со стороны родителей;

7) ситуации утраты близкого человека или значимых отно­шений.

_________________________________________

В результате в качестве стрессовых были определены следую­щие ситуации межличностного взаимодействия:

1. ситуации неодобрения или критики со стороны других;

2. ситуации публичного выступления и социальной активности;

3. ситуации конфронтации и выражения недовольства;

4. ситуации сексуального контакта;

5. ситуации интимности и теплоты в общении;

6. ситуации конфликта или отвержения со стороны родителей;

7. ситуации утраты близкого человека или значимых отно­шений.

Источники беспокойства и тревожности в данных ситуациях могут быть связаны как с субъективными состояниями участников коммуникации, так и с параметрами самой ситуации.

Так, стресс может вызывать трудность в ориентации в ситуации: целевая структура ситуации бывает очень сложной, человек может не осознавать свои основные цели или цели партнеров по взаимо­действию, может преследовать цели, не очень уместные в данной ситуации, что приводит к внутреннему конфликту или конфликту с другими людьми. Стресс могут вызывать жесткость или, напротив, неясность, неопределенность правил, которые нужно соблюдать. Некоторые ситуации оказываются сложными, поскольку требуют знания концептов, специфических для этих ситуаций. Примерами могут служить дебаты, аукционы, похороны, драки (борьба), имею­щие четкие концепты, которые нужно понять, чтобы участвовать в них успешно. Ситуации, предполагающие соблюдение определен­ных ритуалов, оцениваются как трудные в том случае, если люди не знакомы с последствиями, значением или целями ритуализованных актов или не знают, как представить себя или оценить свое собст­венное поведение.

Если в работе с субъективными состояниями существуют два ос­новных терапевтических направления — снижение тревожности при помощи бихевиоральной терапии или совершенствование на­выков и способности управлять ситуациями при помощи тренинга, то в случае трудностей, связанных с параметрами самой ситуации, совершенствование способов видения ситуации может сделать ее менее стрессовой.

Слайд 4.17

Восприятие — это про­цесс отбора, организации и интерпретации чувственных данных.

Эффекты межличностного восприятия. Восприятиеэто про­цесс отбора, организации и интерпретации чувственных данных.

Слайд 4.18

Закономрности восприятия:

принцип избирательности

принцип целостности

принцип константности (устойчивости)

______________________________________________

Среди общих закономерностей восприятия как одного из важнейших пси­хических процессов обычно отмечают:

  • принцип избирательности: в каждой конкретной ситуации чело­век обращает внимание лишь на сравнительно малую часть воз действии, но при этом создает хотя и ограниченную, но зато более связную и осмысленную картину мира;
  • принцип целостности: люди воспринимают объекты и ситуации не дискретно, но как динамичное целое, спонтанно организуют свои восприятия в осмысленную форму, при этом действуют принципы пространственной близости, сходства;
  • принцип константности (устойчивости): имеет место сравни­тельная устойчивость нашего восприятия даже в меняющихся условиях.

Таким образом, восприятие предстает не как пассивный про­цесс, при котором мы автоматически реагируем на полученные сти­мулы, но как процесс активный. Чувства, которые вызывают в нас люди или ситуации, лишь отчасти зависят от внешнего мира, но в значительной степени зависят от нас, воспринимающих этот мир.

Вряд ли нужно доказывать, что особенности человеческого вос­приятия существенным образом влияют на протекание межлич­ностной коммуникации. Обратим внимание на некоторые правила, которые полезно помнить и следование которым во многом орга­низует процесс управления своим восприятием.

 

Слайд 4.19

Правила восприятия:

Правило 1. Процесс восприятия имеет личностную основу. Разные люди, воспринимая одни и те же сигналы, интерпретируют их по-разному.

Правило 2. Если считать, что именно наши интерпретации наиболее точно отражают реальность, то у нас могут возникать трудности в ходе межличностной коммуникации.

Правило 3. Если позволять насущным интересам, эмоциям, потребностям «контролировать» наше восприятие, можно пропус­тить направленные к нам важные сообщения от других людей.

_______________________________

Правило 1. Процесс восприятия имеет личностную основу. Разные люди, воспринимая одни и те же сигналы, интерпретируют их по-разному.

Правило 2. Если считать, что именно наши интерпретации наиболее точно отражают реальность, то у нас могут возникать трудности в ходе межличностной коммуникации.

Правило 3. Если позволять насущным интересам, эмоциям, потребностям «контролировать» наше восприятие, можно пропус­тить направленные к нам важные сообщения от других людей.

Сформулированные правила позволяют в общем процессе чело­веческого восприятия все же выявить то, что отличает восприятие людьми предметов от восприятия людьми друг друга.

Первая особенность связана с тем, что субъект и объект межличностного восприятия — в данном случае это люди — принци­пиально подобны. Следствием этого кажущегося очевидным ут­верждения становится то, что индивид (субъект восприятия), делая заключение о состоянии или намерениях другого лица, в макси­мальной степени склонен и имеет возможность использовать при этом свой собственный опыт. Другими словами, мы допускаем, что в какой-то степени опыт другого человека напоминает наш собст­венный, и такое допущение помогает нам более точно его воспринимать. Например, если я знаю, что мой коллега вернулся с похорон, то мой собственный прошлый опыт, скорее всего, дает мне возможность интерпретировать его молчание как депрессию, а не як безразличие или обиду на меня. Правда, эта же наша способность может приводить к серьезным ошибкам восприятия, вызыва­ющим проблемы во взаимопонимании.

Вторая особенность обусловлена следующим. Если чело­век допускает ошибку при восприятии предмета (например, принимает искусственные цветы за настоящие), то он довольно легко может ее исправить, произведя с этим предметом действия, кото­рые позволят обнаружить ошибку. Ошибку в восприятии другого человека или неверные представления о его целях или намерениях значительно сложнее не только проверить, но и исправить. При этом часто воспринимающий и не ставит перед собой задачу уточ­нить или проверить свое представление, искренне считая его вер­ным. Разумеется, иногда люди поправляют восприятие друг друга, но чаще одна ошибка влечет за собой другую, значительно влияя на последующий характер межличностной коммуникации.

Итак, главным регулятором в построении общения является тот образ партнера, то представление о нем, которое имеется у каждо­го. Именно к этому образу и будут обращены коммуникативные по­слания. При его формировании важное значение имеет первое впе­чатление о человеке.

Каждый из нас имеет собственные представления и суждения о людях, мире, о себе; планы, которые надо осуществить в будущем, и др. Все это может каким-то образом отразиться на первом впечат­лении о другом человеке. Вопрос о степени объективности форми­рующегося первого впечатления связан с вопросом о роли понима­ния ситуации общения для построения образа другого. В разных си­туациях нам требуются такие представления о партнере, которые помогали бы нам выстроить свое поведение и коммуникацию с ним. В конкретных условиях не нужно знать, какой человек «вооб­ще», необходимо представлять себе, как он проявится в данной си­туации, чего от него ждать сейчас, при данных целях, задачах, же­ланиях, в данном контексте. Общение строится не «вообще», а «здесь и сейчас», и представление о партнере должно отражать эту реальность.

 

Слайд 4.20

Психологические особенности участников общения:

· Влияние самооценки

· Проецирование.

· Эффект ореола

· Стереотипизация

________________________________-

Множество ситуаций подтверждает драматическое воздействие первого впечатления на восприятие, что может повлиять на после­дующую коммуникацию между людьми. Это воздействие могут уси­лить некоторые психологические особенности участников общения. Ука­жем на некоторые из них.

Влияние самооценки. Полнота и характер оценки друго­го человека зависят от таких качеств оценивающего, как степень его уверенности в себе, присущее ему отношение к другим людям. Если один из участников общения уверен, что его суждения о дру гом точно соответствуют действительности, то он обычно не заин тересован в получении обратной связи. В этом случае воздействи первого впечатления может оказаться решающим. Большинство ич нас не раз переживали подобную ситуацию, когда возникает эсп-фект «человека-невидимки». Не важно, что вы делаете или говори-те, другой человек не реагирует на ваше поведение, поскольку уже сделал о вас свое заключение, на которое невозможно повлиять.

Проецирование. Познающий может вкладывать свои со­стояния в другую личность, приписывать ей черты, которые в дей­ствительности присущи ему самому, а у оцениваемой личности могут отсутствовать. Психологи обнаружили, что испытуемые, в личности которых были ярко выражены желчность, упрямство, по­дозрительность, чаще замечали эти черты у людей, предложенных им для оценки, чем испытуемые, у которых эти черты отсутство­вали.

Эффект ореола. Это тенденция воспринимающего преуве­личивать однородность личности партнера, например переносить благоприятное впечатление об одном качестве человека на все его другие качества.

Действует несколько типовых схем запуска эффекта ореола (см.: Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. М., 1999). Чаще всего применяется схема восприятия, которая запускается в случае неравенства партнеров в той или иной сфере — социальной, интеллектуальной и др. Эта схема начинает работать не при вся­ком, а только при действительно важном, значимом для восприни­мающего неравенстве. Люди склонны систематически переоцени­вать различные психологические качества тех, кто превосходит их по какому-то существенному для них параметру. Так, если я болез­ненный и слабый, но хочу быть здоровым и сильным и встречаю пышущего здоровьем и силой человека, то не исключено, что я переоценю его по всем параметрам — в моих глазах он будет и кра­сив, и умен, и добр.

В одном остроумном эксперименте студентам разных групп по­казывали одного и того же мужчину. В одной группе его представ­ляли как студента, во второй — как лаборанта, в третьей — как пре­подавателя, в четвертой — как доцента, в последней — как профес­сора. После того как гость уходил, участников эксперимента проси­ли максимально точно определить его рост и рост самого экспериментатора. Оказалось, что рост последнего не менялся, а вот рост представленного мужчины неуклонно увеличивался по мере повышения его социального статуса.

Можно предположить, что схема восприятия в данном случае та­кова. При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то ясному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более по-озкительно, чем было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Важно, что превосходство фиксируется по Ояному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Эту ошибку восприятия стали называть дейст­вием фактора превосходства.

Другая ошибка, связанная с действием эффекта ореола, заключа­ется в том, что если человек нам нравится внешне, то одновремен­но мы склонны считать его более хорошим, умным, интересным и т.д., т.е. переоценивать многие его психологические характерис­тики.

Еще одна схема запуска эффекта ореола связана с действием фактора «отношения к нам»: те люди, которые нас любят или хоро­шо к нам относятся, кажутся нам значительно лучше (умнее, спра­ведливее и т.п.) тех, кто относится к нам плохо.

Таким образом, при формировании первого впечатления «эф­фект ореола» проявляется в том, что общее позитивное впечатле­ние о человеке приводит к переоценке, а негативное впечатле­ние — к недооценке неизвестного нам человека. Если в ситуации об­щения действует хотя бы один из рассмотренных факторов — пре­восходства, привлекательности или отношения к нам, то человек скорее всего применит одну из схем восприятия и, возможно, оши­бется в оценке партнера.

Стереотипизация. Социальные стереотипы — основа фор­мирования первого впечатления, а социальная стереотипизация — главный механизм этого процесса. Социальный стереотип — устойчи­вое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное предста­вителям той или иной группы. Любой социальный стереотип являет­ся порождением определенной группы людей, и отдельный чело­век пользуется им лишь в том случае, если относит себя к этой груп­пе. Трудность заключается в том, что видимым носителем того или иного стереотипа всегда является конкретный индивид. Поэтому при объяснении происхождения и функции стереотипа часто пыта­ются идти от изучения опыта человека, его знаний о предмете сте­реотипа, т.е. от его индивидуальных особенностей. Это приводит к неверным выводам о том, будто социальные стереотипы — следст­вие ограниченного опыта, невежества, плод скороспелых обобще­ний. Однако такие объяснения противоречат не только данным ис­следований, но и фактам, известным большинству людей.

Везде, где можно выделить различные группы, существуют и сте­реотипы, определяющие представления этих групп друг о друге, и адекватно они могут использоваться только в межгрупповых отно шениях для быстрой ориентировки в ситуации и определения людей как представителей различных групп. Ориентировка и опре­деление происходят мгновенно: по знакам групповой принадлеж­ности срабатывает механизм стереотипизации и актуализируется соответствующий социальный стереотип. Для запуска этого меха­низма совершенно неважно, что в действительности происходит каков личный опыт владельца стереотипа; главное — не ошибиться в ориентировке.

Ситуации первой встречи относятся именно к межгрупповому уровню общения. Поскольку в ней основное — решить вопрос о групповой принадлежности партнера, то наиболее важными харак­теристиками партнера оказываются те, что позволяют отнести его к какой-то категории, группе. Именно эти характеристики и вос­принимаются наиболее точно. Все остальные черты и особенности индивида просто достраиваются по определенным схемам. Если об­щение ограничено по каким-то причинам только межгрупповым уровнем, то такая схема восприятия всегда приводит к успеху.

Вместе с тем стереотипизация предполагает определенную оценку и неизвестных воспринимающему свойств и качеств его партнера, что может привести к неадекватному общению в даль­нейшем, за пределами ситуации первой встречи, когда потребуется точность в определении именно этих ненаблюдаемых психологи­ческих качеств.

Таким образом, восприятие другого всегда одновременно верно и неверно, правильно и неправильно, более точно в отношении главных в данный момент характеристик и менее точно в отноше­нии остальных. Вот почему требуются дополнительные усилия, чтобы видеть как сходство, так и различия между людьми.

Важно отметить следующее. Почти каждый взрослый человек, имеющий достаточный опыт общения, вполне способен точно оп­ределить наиболее значимые характеристики партнера — его соци­ально-демографическую и профессиональную принадлежность, психологические черты. Однако эта точность высока только в ней­тральных обстоятельствах, когда устранены все возможности взаи­модействия, общения, зависимости между людьми и единственной задачей является точное и полное восприятие другого человека. Чем менее нейтральны отношения, чем более люди заинтересова­ны по тем или иным причинам друг в друге, тем выше вероятность ошибок.

При изучении коммуникационных навыков важным становится вопрос о том, можно ли утверждать, что восприятие одних людей более точно, чем восприятие других. Психологи согласны в том, что среди людей, способных точнее судить и понимать поведение других, чаще встречаются те, кто:

  • в своих заключениях опираются на наблюдение за поведением,а не на стереотипы; л. менее авторитарные личности;
  • более объективно относящиеся к себе.

Таким образом, неудачи и провалы в межличностной коммуни­кации часто случаются потому, что, во-первых, люди неверно и неточно воспринимают друг друга; во-вторых, не понимают, что их восприятия неточны. И хотя было бы иллюзией считать, что более точное восприятие всегда приводит к более эффективной коммуникации, тем не менее удовлетворенность общением и в кратковременных, и в долговременных отношениях во многом за­висит от степени адекватности и глубины межличностного вос­приятия.

Слайд 4.21

Коммуникативные стили - привычные, устойчивые способы поведения, присущие данному че­ловеку, которые он использует при установлении отношений и взаимодей­ствии с другими людьми.

__________________________________________________

Коммуникативные стили. Понятие коммуникативного стиля обо­значает привычные, устойчивые способы поведения, присущие данному че­ловеку, которые он использует при установлении отношений и взаимодей­ствии с другими людьми.

В данном определении обращается внимание на индивидуаль­ные различия в поведении людей; указывается на устойчивость дан­ного способа поведения; акцент делается на внешние формы пове­дения, на то, что можно наблюдать — видеть и слышать.

Приведем несколько примеров. Если человек бывает искренним лишь с несколькими близкими друзьями и этот вид самораскрытия важен для него, то можно сказать, что глубокое самораскрытие с близкими — часть его межличностного стиля и одна из ценностей его системы межличностного общения. Или, предположим, кто-то никогда не сплетничает, не говорит о людях за их спиной, так как не желает порочить чью-либо репутацию или создавать кому-либо проблемы. В этом случае отказ от сплетен о людях — часть его стиля и одна из межличностных ценностей. А может быть, размыш­ляя о своих отношениях с другими людьми, вы заметили, что всегда стараетесь добиться своего. Скажем, вы идете с приятелями только на тот фильм или концерт, который интересует лично вас; именно вы всегда устанавливаете время встречи (поездки, развлечения и т.п.); в беседе с людьми, как правило, вы задаете тему разговора и говорите большую часть времени. Это может означать, что управ­ление, манипулирование людьми, доминирование над ними являет­ся частью вашего межличностного стиля и входит в систему ваших межличностных ценностей.

Понимание собственного коммуникативного стиля и умение распознавать стиль партнера по коммуникации — важные характе­ристики коммуникативной компетентности.

От чего зависит устойчивость стереотипов поведения человека и что лежит в основе различия индивидуальных схем? Краткий ответ на этот вопрос: во-первых, особенность Я-концепции и, во-вторых, требования культурной среды. Более глубокий ответ нужно искать в области исследования структур личности, в частнос­ти в формировании механизмов психологических защит. Согласно неофрейдистам, защитные механизмы осуществляют регуляцию поведения таким образом, что они помимо сознания человека предопределяют весь его последующий стиль жизни.

Большинство исследователей стилей деятельности и общения разделяют следующие методологические установки:

· стиль представляет собой проявление целостности индивиду­альности;

· стиль связан с определенной направленностью и системой цен­ностей личности;

· стиль выполняет компенсаторную функцию, помогая индивиду­альности наиболее эффективно приспособиться к требованиям среды.

К анализу стилей межличностного взаимодействия обращались многие выдающиеся психологи. Рассмотрим идеи некоторых из них.

 

Слайд 4.22

Жизненный стиль - уникальное со­единение черт, способов поведения и привычек, которые, взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивида (по А.Адлеру).

___________________________________________________

Известный австрийский психолог А. Адлер ввел в психологию понятие жизненного стиля, рассматривая его как уникальное со­единение черт, способов поведения и привычек, которые, взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивида.

По мнению Адлера, жизненный стиль формируется у ребенка уже в возрасте 4 или 5 лет и настолько прочно закрепляется, что впоследствии почти не поддается серьезным изменениям и стано­вится главным стержнем поведения человека.

Каждый человек в своей жизни, согласно Адлеру, поставлен перед тремя неизбежными проблемами:

1) профессиональная проблема: как найти занятие, которое по­зволило бы выжить в сложном социальном мире;

2) проблема сотрудничества и дружбы: как занять такое положе­ние среди других людей, которое позволило бы сотрудничать с ними и пользоваться совместно преимуществами сотрудничества;

3) проблема любви и супружества: как приспособиться к тому факту, что продолжение и развитие жизни человечества зависит от нашей любовной жизни.

 

Все эти проблемы взаимосвязаны. На основании того, как реша­ются три главные жизненные задачи, Адлер предложил типологию жизненных стилей, правда, оговариваясь при этом, что он не рас­сматривает людей как типы, потому что у каждого человека свой, индивидуальный стиль жизни, а выделяемые им типы установок — лишь концептуальное средство для лучшего уяснения понятия.

В своей классификации ученый использует в качестве перемен­ных две движущие силы развития личности — социальный интерес и степень активности. Социальный интерес проявляется в сотрудничестве с другими людьми ради общего успеха. Его проти­воположностью является эгоистический интерес. Степень ак­тивности имеет отношение к тому, как человек подходит к реше­нию жизненных проблем. Как считал Адлер, каждый человек имеет определенный энергетический уровень, в границах которого он ре­шает свои жизненные проблемы и который может варьироваться у разных людей от вялости, апатичности до постоянной неистовой активности. Степень активности играет конструктивную или де­структивную роль только в сочетании с социальным интересом.

Слайд 4.23

Типы жизнен­ных установок:

управляющий тип

берущий тип

избегающий тип

социально-полезный тип

________________________________

Эти два измерения позволяют выделить следующие типы жизнен­ных установок:

· управляющий тип — люди самоуверенные и напористые, с незначительным социальным интересом. Они активны, но их поведение не предполагает заботы о благополучии других. Для них характерна установка превосходства над внешним миром. Сталкиваясь с основными жизненными задачами, они решают их в агрессивной, антисоциальной манере;

· берущий тип — люди с подобной установкой относятся к внешнему миру паразитически, удовлетворяют большую часть своих потребностей за счет других. У них нет социального инте­реса, но, обладая низкой степенью активности, маловероятно, что они причинят вред другим;

· избегающий тип —у людей этого типа нет ни достаточно­го социального интереса, ни активности, необходимой для ре­шения своих собственных проблем, для них характерно соци­ально-бесполезное поведение;

· социально-полезный тип — люди, соединяющие в себе высокую степень социального интереса и высокий уровень ак­тивности. Они проявляют истинную заботу о других, заинтере­сованы в общении с ними, осознают, что решение жизненных задач требует сотрудничества, личного мужества и готовности помогать другим людям.

Введенный Адлером фактор социального интереса позволяет выделить и установки межличностного взаимодействия: индивиду алистическое стремление к социальному превосходству над други. ми может быть рассмотрено как вариант борьбы против других людей с целью стать выше их; социальное тяготение равных инди­видов друг к другу предполагает интерес к другим людям, участие по отношению к ним (полезная сторона) или их использование (не­полезная сторона).

 

Слайд 4.24

Основная ориентация в отношениях с другими людьми (К. Хорни):

 

  • ориентация на людей, или уступчивый тип
  • ориентация от людей, или обособленный тип
  • ориентация против людей, или враждебный тип

________________________________________________

Стили поведения в межличностных отношениях, лишь намечен­ные в концепции Адлера, получили глубокое исследование и разви­тие в работах немецкого психолога К. Хорни. Основной тезис ее подхода заключается в следующем: в целях достижения чувства без­опасности в окружающем мире, снижения тревоги человек прибе­гает к разным защитным стратегиям. Каждой стратегии сопутству­ет определенная основная ориентация в отношениях с другими людьми:

· ориентация на людей, или уступчивый тип. Этот тип пред­полагает такой стиль взаимодействия, для которого характерны зависимость, нерешительность, беспомощность. Человеку уступ­чивого типа необходимо, чтобы в нем нуждались, любили и за­щищали его, руководили им. Подобные люди завязывают отно­шения с целью избежать чувства одиночества, беспомощности или ненужности, однако за их любезностью может скрываться подавленная потребность вести себя агрессивно;

· ориентация от людей, или обособленный тип. Для этого типа характерна установка никоим образом не дать себя увлечь, идет ли речь о любовном романе, работе или отдыхе. В резуль­тате человек такого типа утрачивает истинную заинтересован­ность в людях, привыкает к поверхностным наслаждениям. Для данного стиля характерно стремление к уединенности, незави­симости и самодостаточности;

· ориентация против людей, или враждебный тип. Этот стиль характеризуется доминированием, враждебностью, тягой к эксплуатации. Враждебный тип способен действовать тактич­но и дружески, но его поведение в итоге всегда нацелено на об­ретение контроля и власти над другими, все направлено на по­вышение собственного престижа, статуса или на удовлетворе­ние личных амбиций.

По мнению Хорни, каждый из нас когда-либо применял эти стра­тегии в межличностных отношениях. Как у здоровой, так и у невро­тической личности все они находятся между собой в состоянии конфликта. Однако у здоровых людей этот конфликт не несет в себе такого эмоционального заряда, как, например, у больных нев­розами. Здоровому человеку присуща большая гибкость, он спосо­бен менять стратегии сообразно обстоятельствам. Невротик же, когда решает встающие перед ним вопросы или строит отношения с другими, не в состоянии сделать правильный выбор между этими тремя стратегиями.

 

Слайд 4.25

Типы коммуникантов (В. Сатир):

плакатор (угодливый тип)

блеймер (обвиняющий тип)

компьютер (безэмоциональный тип)

дистрактор (неуместный тип)

______________________________

Различные коммуникативные стили исследовались американ­ским психологом В. Сатир, которая сделала акцент на описании паттернов коммуникации, т.е. используемых вербальных и невер­бальных знаков и приемов. Сатир исходит из предположения, что изменение внешних поведенческих реакций может помочь в изме­нении отношения человека к самому себе, прежде всего, повысить его самооценку. Для этого необходимо как можно точнее предста­вить, почувствовать, какие именно модели поведения — интона­ции, движения и позы тела, выражение лица и характерная лекси­ка — соответствуют тому или иному стилю. Она выделяет четыре достаточно устойчивых паттерна, в описании установок которых очевидно влияние Хорни:

· плакатор (угодливый тип). Его внутренняя установка: «я — ничтожество». Плакатор всегда говорит, как бы заискивая, пыта­ясь благодарить, извиняться; он никогда не выражает несогла­сия независимо от предмета разговора. Изъясняется он так, как будто ничего не может сделать сам и должен иметь кого-нибудь в качестве наставника;

· блеймер (обвиняющий тип). Внутренняя установка этого типа: «я одинок, я неудачник». Блэймер — это диктатор, хозяин, тот, кто находит ошибки. Он ведет себя как человек, превосхо­дящий всех; кажется, что он говорит: «все было бы прекрасно, если бы не ты». Голос его грозен, напряжен, часто пронзителен и громок; -

· компьютер (безэмоциональный тип). Внутренняя установка такого типа: «я чувствую себя уязвимо». Он всегда очень коррек­тен, разумен, спокоен, хладнокровен и собран, в нем не заметна ни одна эмоция. Голос его невыразителен, глух, монотонен; сло­варь насыщен абстракциями;

· дистрактор (неуместный тип). Его внутренняя установка: «никому до меня нет дела, для меня нигде нет места». Что бы ни говорил и ни делал дистрактор, это не относится к тому, что го­ворит или делает кто-то другой, дистрактор никогда не отвечает по существу. Его голос может быть певучим, ударения в словах часто неправильны, интонации могут повышаться и понижаться совершенно без причин, потому что он ни на чем не фокусиру­ется.

По мнению Сатир, способы коммуникации усваиваются челове­ком в раннем детстве. Пытаясь найти свой собственный путь в сложном и часто угрожающем мире, ребенок использует тот или инойотиль, после достаточно длительного пользования которым он уже более не может отличать свои реакции от чувства собствен­ного достоинства или чувства своей индивидуальности. Использо­вание моделей поведения плакатора, блеймера, компьютера и дц_ страктора в той или иной степени укрепляет в человеке чувство низкой самооценки и приниженности. Альтернативой этим типам, по мысли Сатир, является конгруэнтное поведение, при котором все составляющие сообщения соответствуют друг другу: голос произносит слова, соответствующие выражению лица, положению тела, интонациям. Взаимоотношения протекают легко, свободно и честно, и чувство собственного достоинства не подвергается таким испытаниям, как в описанных четырех случаях.'

Подобно Хорни, признающей гибкость использования разны: ориентации в качестве показателя здоровой личности в отличие от тевротической, Сатир также считает, что можно с равным успехом «плакатировать», если вам угодно, «блеймировать», если вам это нравится, быть «компьютером» или «дистрактором», если вам эт нужно. Разница между уродливым и нормальным паттернами состоит лишь в том, что вы знаете, что делаете, и готовы ко всем возможным последствиям.

 

Слайд 4.26

Окно Джохари (Джозеф Луфт и Харри Ингхэм)

  Я знаю о себе Я не знаю о себе
Другие знают обо мне Открытая зона Слепая зона
Другие не знают обо мне Скрытая зона Неизвестная зона

 

 

___________________________________________

 

Моделью, позволяющей представить различные коммуникати ные стили, является так называемое «окно Джохары» (название об­разовано начальными буквами имен двух американских психоло­гов, предложивших эту модель, - Джозефа Луфта и Харри Ингхэма). Ее суть в демонстрации взаимозависимости между информа­цией о нас самих, которая доступна только нам, и осознанием тоге как другие воспринимают нас.

 

 

  Я знаю о себе Я не знаю о себе
Другие знают обо мне Открытая зона Слепая зона
Другие не знают обо мне Скрытая зона Неизвестная зона

 

Метафора «окна» реализуется в модели следующим образом: перед нами четыре «стекла» (зоны) в одном окне, размер каждого «стекла» зависит от осознания человеком своего поведения, чувств и мотиваций. В зависимости от получаемой информации «окно Джохари» иногда меняется в размере. Рассмотрим каждую зону отдельно:

· открытая з о н а отражает общую открытость человека миру, его потребность быть узнанным, она включает все аспекты о нем, известные ему самому и другим;

· слепая зона включает то, что другие воспринимают в чело­веке, но что ему самому недоступно. Например, он склонен не­умышленно монополизировать разговор или считает, что остро­умен, а друзья находят его юмор тяжеловатым; он считает, что ведет себя уверенно, но другим заметна напряженность в его по­ведении. Слепая зона может содержать любые ненамеренные коммуникативные стимулы;

· скрытая зона включает то, что индивид предпочел бы не раскрывать кому-либо еще;

· неизвестная зона включает все, что еще не познано ни самим человеком, ни другими людьми, его неизведанные ресурсы, потенциал личностного роста, о котором он лишь предпола­гает, что тот существует, либо стремится к нему. Все зоны взаимозависимы: изменения в одной вызывают изме­нения в другой. Если вы что-то раскрыли из скрытой зоны, тем самым сделали эту часть открытой, соответственно открытая зона увеличилась, а скрытая зона уменьшилась. Если друзья сказали вам о вашей нервозности, эта информация стала частью открытой зоны, соответственно уменьшилась слепая зона. Бывает, что такие изменения не всегда желательны (иногда сообщение человеку, что он нервничает, лишь усиливает это состояние).

В целом же авторы этой модели считают, что увеличение откр той зоны, т.е. не только самопознание, но и в определенной степе ни раскрытие себя перед другими, — наиболее желательная страте гия межличностной коммуникации. Лучшее знание себя в отноше ниях с другими приводит к росту самоуважения и самопринятия.

В своем поведении люди довольно последовательны, поэтому авторы «окна Джохари» считают возможным говорить о коммуника­тивном стиле человека в зависимости от доминирования той или иной зоны.

Стиль А характеризует людей, которые демонстрируют скорее безличный подход в отношениях. У них доминирует неизвестная зона, они обычно уходят от контактов, избегают личностного само­раскрытия, участия в делах других и тем самым создают образ ри­гидного, т.е. сторонящегося других, некоммуникативного человека.

Стиль Б характерен для людей, которые стремятся к обще­нию, но одновременно боятся раскрывать себя и в целом не дове­ряют другим. Если кто-либо понимает это и говорит'им об этом, они перестают доверять и этим людям. Здесь доминирует скрытно зона.

Стиль В характерен для крайне самоуверенных людей, кото­рые при этом не осознают, как они действуют на других и как вос­принимаются другими. Те, кто общается с такими людьми, часто ощущает, что к их идеям и высказываниям не прислушиваются, счи­тают малоценными. Естественно, что подобное поведение может вызывать обиду и враждебность. Здесь доминирует слепая зона.

Стиль Г характерен для людей, демонстрирующих откровен­ность, открытость, понимание потребностей и настроения других. Здесь доминирует открытая зона.

Таким образом, авторы всех рассмотренных концепций, призна­вая, что люди отличаются друг от друга по способу обращения с ок­ружающими или своими коммуникативными стилями, выделяют во многом сходные модели поведения. Типичными схемами поведе­ния в межличностном взаимодействии являются: готовность сбли­жаться с людьми (ориентация на людей, открытость); стремление избегать их (ориентация от людей, изоляция); установка на борьбу (ориентация против людей, доминирование); желание и готов­ность подчиняться (демонстрация слабости, самоунижение).

Слайд 4.27

отношение к другому как к ценности отношение к другому как к средству

 

____________________________________________________________________________

 

 

Описанные схемы поведения находят свое проявление в продук­тивном или непродуктивном коммуникативном стиле. В основу раз­личения этих двух стратегий контакта может быть положена цен­ностная ось «отношение к другому как к ценности - отношение к другому как к средству» (см.: Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феноме­ны, механизмы и защита. М., 1997).

П ервый полюс конституирует отношение к партнеру как к ценности. В этом отношении можно выделить моральную и психо­логическую стороны. Моральная сторона состоит в признании дру­гого человека в качестве свободного, ответственного, имеющего право быть таким, каков он есть. Психологическая сторона состоит в стремлении к сотрудничеству, равноправным партнерским отно­шениям, к совместному решению возникающих проблем, в готов­ности понять другого, умении децентрироваться, видеть человека во всей его многосложности, уникальности, изменчивости. В пове­денческом плане это установка на диалог и сотрудничество.

Второй полюс характеризуется отношением к партнеру как к средству, объекту, орудию достижения своих целей: нужен — при­влечь, не нужен — отодвинуть, мешает — убрать. Подобная установ­ка базируется на ощущении собственного превосходства над другими в чем-либо, доходящем до чувства собственной исключительнос­ти. В психологическом плане эта позиция проявляется в эгоцент­ризме — непонимании другого, отсутствии попыток увидеть ситуацию его глазами, в упрощенном, одностороннем видении своего партнера, в использовании стереотипных представлений, расхожих суждений о нем. В поведенческом плане — это опора на однонаправленность воздействия, его монологичность с использо­ванием стандартных, привычных, автоматических приемов.

Большинство случаев взаимодействия людей между собой нахо­дится между описанными полюсами. В чистом виде объектное от­ношение проявляется нечасто, поскольку вызывает моральное осуждение со стороны окружающих и, кроме того, часто техноло­гически невыполнимо, так как приходится считаться с сопротивле­нием адресата воздействия, отстаивающего свое право на субъект­ное».

Каждый человек оказывается перед проблемой выбора своей собственной позиции, своего «участка на оси». Для описания взаи­мопереходов между полюсами психологи предлагают выделить не­сколько уровней, каждый из которых соответствует определенной стратегии межличностного взаимодействия.

Слайд 4.28

Основные стратегии межличностного взаимодействия:

· Доминирование.

· Манипуляция.

· Соперничество

· Партнерство.

· Содружество.

__________________________________________

1. Доминирование. Отношение к другому как к вещи или средству достижения своих целей, игнорирование его интересов и намерений, стремление обладать, распоряжаться, получить неогра­ниченное одностороннее преимущество. Стереотипное представ­ление о другом, открытое без маскировки императивное воздейст­вие: от насилия, подавления, господства до внушения, приказа с ис­пользованием грубого простого принуждения.

2. Манипуляция. Возникает на том этапе, когда открыто переиграть соперника уже не удается, а полностью подавить нет возможности. При этом сохраняется тенденция игнорирования его интересов и намерений, однако стремление добиться своего проис­ходит с оглядкой на производимое впечатление. Воздействие скры­тое с опорой на автоматизмы и стереотипы, с привлечением слож­ного опосредованного давления. Наиболее частые способы воздей­ствия — провокация, обман, интрига, намек.

3. Соперничество. Партнер представляется опасным и не­предсказуемым, с силой которого приходится считаться, но основ­ная задача — переиграть его. Если манипуляция строится на маски­ровке как цели воздействия, так и самого факта воздействия, то со­перничество допускает признание факта воздействия, но цели еще скрываются. Интересы другого учитываются в той мере, в какой это диктуется задачами борьбы с ним.

4. Партнерство. Отношение к другому, как к равному, с кем надо считаться, но в то же время стремление не допустить нанесе­ния ущерба себе, раскрывая цели своей деятельности. Отношения Равноправные, но осторожные, основанные на согласовании инте ресов и намерений. Способы воздействия строятся на договоре, который служит, и средством объединения, и средством оказания дав­ления.

5. Содружество. Отношение к другому, как к самоценности.

Стремление к объединению в совместной деятельности для дости­жения близких или совпадающих целей. Основной инструмент воз­действия уже не договор, а согласие (консенсус).

К продуктивному стилю взаимодействия, строго говоря, могут быть отнесены лишь последние две установки. Этот стиль понимается как плодотворный контакт в межличностном взаимодействии, спо­собствующий установлению отношений взаимного доверия, рас­крытию личностных потенциалов и достижению эффективных ре­зультатов совместной деятельности.
Продуктивный стиль не существует между людьми изначально, он устанавливается, требуя от участников коммуникации значи­тельных психологических и энергетических затрат. К сожалению, люди часто не могут приспособиться друг к другу, прийти к согла­сию, преодолеть психологические барьеры, установить довери­тельные отношения. Иногда, достигнув доверия на первых этапах развития отношений, они не способны сохранить его. Результатом является переход к непродуктивному стилю взаимодействия, бло­кирующему, реализацию личностных потенциалов и достижение оптимальных результатов совместной деятельности; в нем находят воплощение первые три установки на шкале межличных отношений.

Слайд 4.29

Критерии продуктивности стиля межличностного взаимодействия:

- по характеру активности в позиции партнеров

- по характеру выдвигаемых целей

- по характеру ответственности

____________________________________________

Выделяют несколько основных критериев продуктивности стиля межличностного взаимодействия (см.: Горянина В.А. Психологичес-кие предпосылки непродуктивности стиля межличностного взаи­модействия //Психологический журнал. 1997. № 6. С. 73—83):

  • по характеру активности в позиции партнеров: в продуктивном — оба партнера как соучастники деятельности занимают ан тивную позицию; в непродуктивном — имеет место, активная позиция ведущего партнера и пассивная позиция подчинения — ведомого;
  • по характеру выдвигаемых целей: в продуктивном — партнернерстве совместно разрабатывают как близкие, так и дальние цели; в непродуктивном — доминирующий партнер сообщает только в ближайших целях, не обсуждая их с подчиненным;
  • по характеру ответственности: в продуктивном — за результат деятельности ответственны все участники взаимодействия; в непродуктивном — всю ответственность несет доминирующий партнер;
  • по характеру отношений, возникающих между партнерами: в продуктивном — доброжелательность и доверие; в непродуктив­ном — агрессия, обида, раздражение.

Каждая стратегия построена на использовании конкретных по­веденческих моделей. Стратегия партнерского взаимодействия предполагает владение такими механизмами взаимопонимания, как де-центрация; эмпатия; точность и ясность в выражении потребнос­тей, чувств, эмоций; искренность.

Децентрация представляет собой психологическую способ­ность отойти от своего Я и приблизиться к Я другого человека, встать на точку зрения другого, посмотреть на мир его глазами. Де­центрация в коммуникации характеризуется тем, что отправитель предвидит расшифровку получателя, принимает во внимание его точку зрения и кодирует на условиях получателя. Аналогично этому, децентрация получателя заключается в том, что он слушает и расшифровывает на условиях отправителя. Противополож­ностью децентрации является эгоцентризм. Эгоцентрик — че­ловек, у которого снижена или полностью отсутствует способность ориентации на другого, о чем он может даже и не подозревать (в отличие от эгоиста; поэтому не следует путать эгоцентризм как пси­хологическую характеристику с эгоизмом как нравственной ха­рактеристикой человека). Крайний эгоцентризм может служить серьезным препятствием в коммуникации. Если один из участников коммуникации — эгоцентрик, то ее успешное протекание возможно только в том случае, если другой участник наделен развитой способ­ностью к децентрации. Это часто происходит, например, в случаях общения ребенка и взрослого.

Механизм децентрации лежит в основе эмпатии - сложней­шего средства межличностого общения. Кратко определить эмпа-тию можно как понимание другого посредством эмоционального проникновения в его внутренний мир, чувства и мысли. Быть в со­стоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков, но при этом не переходить к состоянию идентификации с другим (т.е. не занимать позицию «я точно такой, как ты», «я=ты»). При эмпа­тии наше уважение к другому проявляется в нашем внимании к нему, полностью направленном на то, о чем нам говорят в данный момент. Очень легко подменить эмпатию советом, поучением, под­бадриванием, сочувствием, выспрашиванием или рассказыванием историй о самом себе. Все приведенные способы оказания под­держки могут быть важны сами по себе, но прямого отношения к эмпатии не имеют, более того, будучи неудачно использованы, они могут вызвать у собеседника острое чувство непонимания, эмоцио­нальное отторжение.

Компетентность коммуникатора и состоит в том, чтобы почув­ствовать, когда требуется эмпатия, а когда нет. Одним из призна­ков такой потребности могут служить очень сильные эмоциональ­ные переживания собеседника, окрашивающие его сообщение. Повторим еще раз: при эмпатии мы не берем на себя ответствен­ность за переживаемые нашим партнером чувства, мы не демон­стрируем согласия с ними, мы надеваем «сочувствующие уши» rf этим создаем атмосферу взаимопонимания. Способность к эмпа­тии предполагает не только психологическую чуткость как лич­ностную характеристику, но и вполне определенные навыки, ко­торые приобретаются и оттачиваются на практике. Соответствен­но основными приемами эмпатии являются: эмпатическое выслу­шивание, включая «отзеркаливание» фраз собеседника (т.е. их) точное повторение); их перефразирование; сообщение партнеру о переживаемых им эмоциях и чувствах; указание на смысл пере­живаемого им.

Таким образом, коммуникативные стили проявляются, прежде всего, как набор определенных действий, умений и навыков, соот­ветствующих психологической направленности личности.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных