ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Особенности речи в личностно ориентированном общении· Персональность адресации. · Спонтанность и непринужденность · Ситуативность · Эмоциональность. _________________________________ Особенности речи в личностно ориентированном общении. Речевое поведение в личностно ориентированном общении, т.е. при взаимодействии небольшого числа находящихся рядом и хорошо знакомых друг другу людей, обладает такой отличительной особенностью, как использование повседневной разговорной речи, важнейшими характеристиками которой можно считать следующие. 1. Персональность адресации. Собеседники обращены непосредственно друг к другу, говорящий учитывает возможности понимания темы сообщения его слушателем, ждет активной ответной реакции, будь то сочувствие, возражение или согласие. Каждый активно влияет на характер речевого общения. 2. Спонтанность и непринужденность. Условия непосредственного общения не позволяют заранее спланировать разговор, собеседники вынуждены мыслить и говорить одновременно. Нормы спонтанной естественной речи допускают, что беседующие вмешиваются в разговор друг друга, уточняя или меняя его тему; говорящий может перебивать сам себя, что-то вспоминая, возвращаясь к уже сказанному. Высказывания полны оговорок, повторений, исправлений и других языковых погрешностей. 3. Ситуативность. Повседневная речь контекстуально связана. Как только участники взаимодействия определили для себя ситуацию, смысловое содержание беседы, их реплики становятся все более сжатыми. Для такой речи вполне обычны многочисленные и разнообразные опущения, ссылки, условные обозначения, к которым прибегают люди. Однако для общающихся между собой это, как правило, не является серьезным препятствием во взаимопонимании. Непосредственный контакт говорящих, тот факт, что предметы, о которых идет речь, чаще всего видны или известны собеседникам, позволяет им использовать мимику и жесты как способ восполнения неточности выражений, неизбежной в неформальной речи. Ситуативность предполагает и учет прошлых ситуаций общения с данным человеком (если они имели место), его социальный статус как условие, которое необходимо соблюдать, чтобы быть понятым в данной ситуации. По этой причине любое высказывание, вполне невинный вопрос могут быть наполнены гаммой самых разнообразных чувств, начиная от простого любопытства и кончая невысказанными укорами, затаенной обидой. 3. Эмоциональность. Контекстуальная связанность, спонтанность и непринужденность речи в непосредственном общении усиливают ее эмоциональную окраску, выдвигают на первый план эмоционально-индивидуальное восприятие говорящими как темы разговора,
Слайд 4.31
Фатическая речь - обмен информацией, сообщение о чем-либо. _____________________________ Основными целями речевой коммуникации в повседневном общении могут быть: само общение, удовлетворение потребности в общении; при этом речь называется фатической; обмен информацией, сообщение о чем-либо. Фатическая речь строится как обмен репликами, по содержанию ассоциативно связанных друг с другом, причем поддержание разговора может служить самоцелью. Слайд 4.32 Цели фатической речи:
_____________________________________
Цели фатической речи частично варьируются в зависимости от оппозиции близкие — неблизкие отношения (см.: Винокур Тр Фатическая речь // Межличностное общение: Хрестоматия. СПб 2001). Можно представить следующую шкалу:
Слайд 4.33 Жанры фатической речи: · ухудшающей межличностные отношения в прямой форме: прямые обвинения, оскорбления, выяснения отношений, ссоры; · улучшающей межличностные отношения в прямой форме: доброжелательные разговоры по душам, признания, комплименты, исповеди/проповеди; · ухудшающей межличностные отношения в косвенной форме: например, перекладывание ответственности на партнера: розыгрыш, издевка, похвальба, некоторые разновидности иронии; · улучшающей межличностные отношения в косвенной форме: флирт, шутка; · сохраняющей отношения без изменения их качества: праздноречевые жанры типы болтовни, вежливой беседы. __________________________________________________ Жанры фатической речи можно также расположить на шкале укрепление / разрушение межличностных отношений (см.: Дементьев В.В. Фатические речевые жанры // Вопросы языкознания. 1999. № 1. С. 37—55). В этой связи можно говорить о речи: · ухудшающей межличностные отношения в прямой форме: прямые обвинения, оскорбления, выяснения отношений, ссоры; · улучшающей межличностные отношения в прямой форме: доброжелательные разговоры по душам, признания, комплименты, исповеди/проповеди; · ухудшающей межличностные отношения в косвенной форме: например, перекладывание ответственности на партнера: розыгрыш, издевка, похвальба, некоторые разновидности иронии; ·. улучшающей межличностные отношения в косвенной форме: флирт, шутка; · сохраняющей отношения без изменения их качества: праздноречевые жанры типы болтовни, вежливой беседы. Речевыми приемами, с помощью которых в непосредственном устном диалоге оказывается психологическая поддержка собеседнику, являются различные короткие реплики, цель и смысл которых подчеркнуть внимание, интерес к содержанию речи собеседника, предоставить ему более активную роль в диалоге. Утвердительный кивок головы, короткие «ага», «угу», «так», «понятно» подтверждают, что все в порядке, контакт есть. Даже если кажется, что собеседник не обращает внимания на эти знаки, они ему очень нужны. Общую заинтересованность передают внимательный взгляд, поза активного слушателя, любая реакция на речь собеседника. Интерес выражают различные уточнения и уточняющие вопросы. Последние особенно незаменимы в общении с неразговорчивыми или застенчивыми людьми. Они побуждают к развитию темы, открывают ее новые повороты. Ярко проявляется интерес с помощью реплики-подхвата: речевой партнер присоединяется к реплике собеседника, достраивая мысль, развивая и уточняя ее. Свободное общение в семейном и дружеском кругу характеризуется целыми сериями подхватов. Ценен подхват и в случае, когда говорящий теряет мысль или слово. Но если в общении хорошо знающих друг друга людей подхват служит знаком их доверительного общения, то в деловой обстановке он может отдавать подобострастием.
Слайд 4.34 Информативная речь обслуживает общение, целью которого является обмен информацией, выяснение истины, принятие решения. ____________________________________________ Информативная речь обслуживает общение, целью которого является обмен информацией, выяснение истины, принятие решения. Информативное речевое поведение в повседневном межличностном взаимодействии обычно осуществляется в жанре бытового разговора. Коммуникантов мало интересует контактная сторона общения, информация для них гораздо важнее. Как правило, такие разговоры происходят в ситуации, не располагающей к длительному пространному обсуждению, зачастую «на бегу», автоматически. Вступить в бытовой разговор могут и хорошо знакомые, близкие люди, и совершенно незнакомые. Степень близости говорящих не имеет решающего значения. При совместном решении задачи речевые высказывания направлены на достижение общей точки зрения. Этот способ общения предполагает наличие общей цели, что заметно ограничивает тематику. Набор адекватных для данного способа правил ведения разговора также ограничен: каждое высказывание тщательно взвешивается, каждое слово достаточно строго подбирается и оценивается, нарушение правил, например непонимание со стороны собеседника или отказ от решения, может привести к смене способа общения. Допускаются повторения и уточнения. Решение вырабатывается совместно при обоюдном согласии собеседников. Выработкой решения взаимодействие заканчивается или начинается новый способ общения. Слайд 4.35 Коммуникативные тактики речевого поведения: · включение партнера в свою логику путем приглашения подумать вместе; · позитивное и уважительное рассмотрение его мыслей; · отстраненность содержания речи от слушателя, движение по внутренней логике предмета (позиция независимости). _________________________________ К коммуникативным тактикам, которые используются в информативном виде речевого поведения, можно отнести: · включение партнера в свою логику путем приглашения подумать вместе; · позитивное и уважительное рассмотрение его мыслей; · отстраненность содержания речи от слушателя, движение по внутренней логике предмета (позиция независимости). Плодотворное взаимодействие возможно при согласованном принятии обоими собеседниками одного и того же способа общения. Если это не удается сразу, то выбирается приемлемый способ общения или разговор прерывается по инициативе любого из партнеров. Итак, процесс речевого общения в повседневном взаимодействии зависит: от того, что выходит на первый план в сообщении - информация или контакт; от предпочитаемой собеседниками степени косвенности коммуникативных средств (прямые или косвенные формы); от характера межличностных отношений (кооперативные или конфликтные). Коммуникативная цель любого высказывания может оказаться недостигнутой, т.е. не совпасть с тем воздействием, которое данное высказывание в реальности оказало на адресата. Причины возникновения подобного несовпадения связаны со следующим: · адресат неправильно понял коммуникативную цель услышанного им высказывания; · адресат правильно опознал коммуникативную цель, но не хочет или не может реагировать на высказывание в соответствии с замыслом говорящего; · высказывание оказывает на адресата незапланированное эмоциональное воздействие. При проявлении несогласия также можно следовать определенным правилам. Если даже при различных точках зрения собеседники намерены сохранить контакт, то лучше свое сообщение о несогласии начать с речевой поддержки, после которой ввести возражение. Например: «Прекрасная мысль, жаль, что...», «Интересное предложение, но не думаете ли вы, что...» Тон в случае внутреннего несогласия становится несколько натянутым, суховатым, но вежливость означает подтверждение контакта. Возникающая при этом формальность поддержек покажет внимательному собеседнику, что возникло расхождение во взглядах. Исключение всех речевых поддержек означает несогласие решительное и бесповоротное, резко и навсегда. В этом случае собеседник лишается всех психологических опор, результатом чего становится разрыв отношений. Слайд 4.36 Невербальная коммуникация - обмен между людьми невербальными сообщениями (т.е. без использования слов) и их интерпретацию. ________________________________________ Функции невербальной коммуникации в межличностном общении. Невербальная коммуникация представляет собой обмен между людьми невербальными сообщениями (т.е. без использования слов) и их интерпретацию. Невербальные сообщения могут быть закодированы посредством: · выразительных движений тела (так называемое экспрессивное поведение личности — мимика, жесты, позы и т.д.); · звукового оформления речи (высота, громкость, скорость, ритмичность и т.д.); · определенным образом организованной микросреды, окружающей человека (т.е. пространства, которое индивид может контролировать или изменять: от обстановки квартиры до расстояния, на котором предпочтительно говорить с собеседником); · использования материальных предметов, имеющих символическое значение (например, букет ко дню рождения или опущенная штора на окне как условный знак, что заходить опасно). Различие между вербальной и невербальной коммуникацией можно представить следующим образом (см. табл.). Слайд 4.37
Сравнительные характеристики невербальной и вербальной коммуникации
В процессе невербальной коммуникации человек получает разнообразную информацию. Во-первых, это информация о личности коммуникатора. Она включает сведения о темпераменте че ловека, его эмоциональном состоянии в данной ситуации, его Я-образе и самооценке, его личностных свойствах и качествах, его коммуникативной компетентности (то, как он вступает в межличностный контакт, поддерживает его и выходит из него), его социальном статусе, принадлежности его к определенной группе или субкультуре. Во-вторых, это информация об отношении участников ком- В-третьих, это информация об отношении участников коммуникации к самой ситуации, позволяющая им регулировать взаимодействие. Она включает сведения о включенности в данную ситуацию (комфортность, спокойствие, интерес) или стремлении выйти из нее (нервозность, нетерпение и т.д.). Невербальные и вербальные сообщения, сопутствуя друг другу, находятся в сложном взаимодействии. Выделяют несколько функций, которые невербальные сообщения выполняют при взаимодействии с вербальными: дополнения (включая дублирование и усиление) вербальных сообщений, опровержения вербальных сообщений, замещения вербальных сообщений, регулирования разговора. Дополнение означает, что невербальные сообщения делают речь более выразительной, уточняют и проясняют ее содержание. Если вы обнимаете друга в тот момент, когда говорите ему, что вы очень рады его видеть, объятие служит дополнением к вашему речевому сообщению. Речь можно точнее понять и лучше запомнить, если она дублируется жестами. Например, в театральной кассе человек сопровождает просьбу о двух билетах показом двух палфев. Невербальные знаки могут использоваться для усиления наиболее важных моментов речи. Так, привлечь внимание слушателя можно, повышая громкость голоса, делая перед словами паузы или жестикулируя определенным образом (например, поднятый вверх указательный палец как знак «это важно»). Опровержение означает, что невербальное сообщение противоречит вербальному. Если на вопрос: «Вам интересно?», ваш собеседник демонстрирует замешательство, отводит глаза в сторону, извиняюще улыбается и при этом говорит: «В общем, да», то следует усомниться в правдивости его ответа. Именно потому, что невербальное поведение в значительной степени спонтанно, меньше контролируется сознанием, оно может опровергать сказанное. Даже если свою первую реакцию человек контролирует, подлинное состояние обнаружится спустя примерно 4—5 с. Улыбка или выражение удивления, которые длятся дольше этого времени, могут указывать на обман. Вот почему полезно наблюдать за соответствием между речевыми и неречевыми посланиями. Замещение означает использование невербального сообщения вместо вербального. Например, в шумной аудитории вы жестами пальцев и рук передаете находящемуся вдали от вас приятелю, что нужно выйти поговорить, или во время дискуссии ведущий может без слов, с помощью лишь взгляда и поворота головы и тела предложить кому-то из участников выступить. Регулирование означает использование невербальных знаков для координации взаимодействия между людьми. При этом часто используются описанные выше знаки, замещающие слова: поворот головы в сторону того, кто должен выступать; тон голоса, сообщающий о завершении фразы; прикосновение к кому-то, выражающее желание о чем-то спросить, одобрительные или неодобрительные возгласы в адрес выступающего — эти и многие другие знаки регулируют течение коммуникации. Слайд 4.38 Правила невербальной коммуникации: · использование невербальных знаков должно быть определенным и узнаваемым; · мы должны быть способны переводить наши чувства и намерения в невербальные средства («кодировать»); · наблюдатель должен быть способен к интерпретации невербальных знаков («декодировать»). _______________________________________________ Невербальная коммуникация подчиняется определенным правилам, которым мы следуем бессознательно, но чутко реагируем на их нарушение. К этим правилам могут быть отнесены следующие: · использование невербальных знаков должно быть определенным и узнаваемым; · мы должны быть способны переводить наши чувства и намерения в невербальные средства («кодировать»); · наблюдатель должен быть способен к интерпретации невербальных знаков («декодировать»). Выполнение этих правил оказывается не такой простой задачей. Выделенные выше особенности невербальных сообщений — кон-текстуальность, многозначность, спонтанность и ненамеренность многих из них — предопределяют сложность процесса интерпретации невербального поведения. Например, в группе есть человек, который никогда не выступает. Его молчание, безусловно, передает определенное сообщение. Но сообщение о чем? Он стесняется? Кму нечего сказать? Он погружен в свои личные проблемы? Или он просто устал? Ответить однозначно на эти вопросы невозможно. Дело не в том, что мы не можем «го понять, а в принципиальной невозможности адекватного «перевода» языка вербальной коммуникации на язык невербальной. Установлено, что устойчивыми и более или менее однозначными явййнотся лишь экспрессивные коды основных эмоциональных состояний человека: радости, страха, гнева, внимания, удивления, презрения и некоторых других. Остальные способы невербально кодирования подвержены влиянию множества факторов, напрмер зависит от общей ситуации общения; индивидуальных особе ностей проявления состояний каждым из участников общени пола; возраста; степени значимости партнеров друг для друга; культурных и этнических норм выражения индивидуальных особеннстей личности. Очевидно, что практически невозможно учесть все эти факторы в ситуации непосредственного межличностного взаимодействмя с целью точной интерпретации невербальных посланий. Поэтому мы постоянно ошибаемся в определении содержания многих вербальных сообщений, перепроверяем свои выводы, уточняем Итак, интерпретируя невербальные послания, необходимо учитывать следующие моменты (см.: Лабунская В.А. Проблема обучения кодированию и интерпретации невербального поведения // Психологический журнал. 1997. № 5. С. 85—94): · уникальность невербального языка; · неизбежность противоречий между невербальным выражений и его психологическим содержанием; · изменчивость способов невербального выражения; · зависимость успешности кодирования от умения человека адекватно выражать свои переживания, от уровня сформированности у него навыков кодирования невербальных сообщений. Интерпретация невербального поведения превращается в творческий процесс, который требует от его участников наблюдательности, интереса и внимания к людям, социального интеллекта, т.е. того, что называют коммуникативной компетентностью. Слайд 4.39 Слушание — осознанное восприятие всех Слышать - это процесс, в ходе которого мы стремимся понять и запомнить услышанное ____________________________________________ Эффективное слушание. Слушание — осознанное восприятие всех «Слушать» и «слышать» — не одно и то же. Большинство людей рождаются, способными слушать. Это физиологический естественный процесс, не требующий сознательных усилий от человека. Слышать - это процесс, в ходе которого мы стремимся понять и запомнить услышанное Если наличие слуха как одного из базовых органов чувств — условие успешной адаптации организма к внешней среде, то развитая способность слышать — условие социальной адаптации человека, возможность устанавливать и поддерживать межличностные отношения, следовательно, важнейшее коммуникативное качество личности. Это процесс, в ходе которого человек отбирает из всех внешних звуков те, что отвечают его потребностям и интересам. Во многом он аналогичен чтению. Какой-то материал мы читаем более внимательно, какой-то быстро просматриваем, а в каком-то смотрим лишь на заголовок или на Имя автора, чтобы решить, стоит ли его читать. Отбор устной информации происходит сходным образом: что-то мы слушаем поверхностно, что-то — с напряженным вниманием. Само по себе избирательное отношение к информации — фундаментальная особенность человеческого восприятия. Проблема слушания лежит в области межличностной коммуникации, поскольку связана не столько с избирательностью, сколько с искажением или вовсе пропуском сообщений, предназначенных коммуникантами друг другу. В соответствии с базовой моделью коммуникации «жизнь» сообщения включает по крайней мере четыре стадии: 1) сообщение, которое намерен сделать отправитель (его мысли); 2) сообщение, каким оно высказано (его реальное кодирование говорящим); 3) то, как оно интерпретировано (декодировано слушателем); 4) то, каким оно окончательно сохранилось в памяти слушателя. При переходе сообщения от одной стадии к другой неизбежна потеря информации, в результате чего переданное сообщение может вовсе не соответствовать исходному. слушающего; факторы, связанные с характером сообщения, и факторы внешней среды. Слайд 4.40
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|