Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 7. Функции и роли СМИ




Технологии хороши или плохи в зависимости от нашего исполнения. Они суть продолжения нас самих.

Кастелъс М. Галактика Интернет. Екатеринбург, 2004.

Подходах к моделированию функций СМИ

Коммуникативная функция.

Информационная функция.

Ценностно-регулирующая функция.

Социально-организационная и социально-креативная функции.

Функция форума, или канала социального участия.

Функция психического регулирования

 

Подходах к моделированию функций СМИ

Слайд 7.2.

В социологии функции понимают как:

а) роль, которую должен выполнять социальный субъект (индивид, организация и т.д.) в соот­ветствии с его целями и задачами в данной социальной системе (функ­ция как задача);

б) объективные последствия выполнения такой роли (функция как результат, реальная деятельность).

___________________________

Получается, что по­нятие функции охватывает и предназначение, и реальную роль СМИ. Поэтому на теоретическом уровне социология не только обобщает прак­тику, результаты деятельности СМИ, но и обосновывает представле­ния о том, какими должны быть функции, чтобы соответствовать при­роде общества, общностей и коммуникаций, потребностям людей на том или ином этапе общественного развития, т.е. здесь интегрируются пред­ставления и о должном (идеальном), и о сущем (реальном).

Представления о должном в деятельности СМИ определяются пози­цией субъектов таких представлений. Нет скрижалей, на которых высече­ны функции. История мирового обществоведения содержит массу свидетельств о неоднократном изменении взглядов на назначение и возможности этого типа коммуникации, на взаимоотношения СМИ с аудиторией. Ин­формационно-технологические открытия, новые проблемы в жизни чело­вечества, новые идеи заставляют изменяться ранее сложившиеся позиции.

В социальных коммуникациях участвуют социальные субъекты, а в это понятие (субъект) «включаются такие его свойства, как актив­ность, сознательный характер деятельности, ценностная селективность, уникальность». Правда, субъектность, т.е. обладание признаками дей­ствительного субъекта (а не объекта) жизнедеятельности, — это каче­ство, развивающееся и проявляющееся в разной степени, в чем СМИ участвуют не в последнюю очередь. Например, реальная субъектность аудитории выражается не только в ее праве и возможностях выбирать канал информации или публикации и передачи, любить одних телеве­дущих и не любить других, т.е. осуществлять упомянутую селектив ность. Она проявляется и через ее реальное участие в обмене информацией по каналам СМИ.

 

Слайд 7.3.

 

Представление о функциях зависит и от того, насколько познана, раскры­та природа СМИ, и от того, чьими «глазами», с чьих (каких) позиций мы смотрим на них, в какой системе рассматриваем: государства или общества, личности или нации, армии или театра и т.д.

___________________________________

 

Однако сейчас важно подчеркнуть, что представление о функциях зависит и от того, насколько познана, раскры­та природа СМИ, и от того, чьими «глазами», с чьих (каких) позиций мы смотрим на них, в какой системе рассматриваем: государства или общества, личности или нации, армии или театра и т.д.

Обратимся к примерам: в 1980-х годах. ЮНЕСКО осуществило меж­дународное исследование локальных СМИ. В его программе было заявле­но представление о роли таких СМИ для локальных сообществ (local community). Перечислены 15 функций, суть которых — в единстве инфор­мирования и обмена информацией, доступности знакомства с чужими и опубликования собственного мнения и т.п. Другой пример — роль СМИ в отдельной сфере жизни общества; в политических отношениях один из авторов предлагает описывать их через такие функции: информационную, социализации, критики и контроля, артикуляции, формирования общнос­тей и общественного мнения.

Слайд 7.4.

Функции, специфические для прессы качественной (по К.Ж. Бертрану):

1) наблюдение за жизнью общества и полный отчет о его состоянии;

2) формирование образа мира;

3) обеспечение форума для выработки консенсуса;

4) распространение культуры.

__________________________

Французский исследователь К.Ж. Бертран выделяет функции, специфические для прессы качественной: 1) наблюдение за жизнью общества и полный отчет о его состоянии; 2) формирование образа мира; 3) обеспечение форума для выработки консенсуса; 4) распространение культуры. Можно спорить о том, насколько специфичны эти функции именно для качественной прессы. Похоже, что они присущи прессе в целом, но выполняются в разной мере. Однако здесь важно констатировать попытку построения модели в прило­жении к отдельным видам СМИ.

Слайд 7.5.

Функции СМИ для стран периода постсоциалистического развития (П. Тамаш):

· стабилизация общественной системы;

· поддержка слабого гражданского общества;

· поддержка новых элит, участие в их легитимации и формирование доверия к ним;

· установление новых гра­ниц публичности и приватности;

· социальное определение в новой системе стратификации;

· внедрение новых моделей делового поведения

_____________________________________

Еще пример: венгерский социолог П. Тамаш рассматривает масс-медиа в конкретный постсоциалистический — период развития ряда стран. Он называет следующие функции: стабилизация общественной системы; поддержка слабого гражданского общества; поддержка новых элит, участие в их легитимации и формирование доверия к ним; установление новых гра­ниц публичности и приватности; социальное определение в новой системе стратификации; внедрение новых моделей делового поведения.

 

Слайд 7.6.

Функции СМИ для формирования мнений гр аждан (К. Норденстренг):

· информаци­онная — information (дать возможность свободно и независимо сформиро­вать свою точку зрения),

· контрольная — critique (наблюдение и контроль за различными общественными силами);

· форум — forum (обеспечить пред­ставленность разных точек зрения, их оглашение).

_________________________________

Финский исследователь К. Норденстренг (К. Nordenstreng) выделяет три основные функции для формирования мнений граждан: информаци­онную — information (дать возможность свободно и независимо сформиро­вать свою точку зрения), контрольную — critique (наблюдение и контроль за различными общественными силами) и форум — forum (обеспечить пред­ставленность разных точек зрения, их оглашение).

Приведенные примеры говорят о многообразии подходов, контек­стов, в рамках которых рассматриваются функции СМИ. Соответ­ственно и ряды таких функций могут быть разными. Однако это не от­меняет необходимости искать общую функциональную основу, заданную природой общества и коммуникаций. Это предполагает вы­явление элементарных (исходных, имманентных, базовых) функций, которые модифицируются, конкретизируются в различных областях со­циальной деятельности, сферах социальных отношений.

Слайд 7.7.

Универсальная модель функций любых видов со­циальной коммуникации ( Г. Лассуэлла):

1) контроль за окружающей действительностью (surveillance);

2) установление ко­ординации в отношении разных частей общества к окружающей дей­ствительности (correlation);

3) передача социального наследия следу­ющим поколениям (transmission).

___________________________________

Самая ранняя универсальная модель функций любых видов со­циальной коммуникации была еще в середине прошлого века опубли­кована американским обществоведом Г. Лассуэллом. Это: 1 ) контроль за окружающей действительностью (surveillance); 2) установление ко­ординации в отношении разных частей общества к окружающей дей­ствительности (correlation); 3) передача социального наследия следу­ющим поколениям (transmission).

 

Слайд 7.8.

Любые комму­никации могут действовать (по Г. Лассуэллу):

  • в одностороннем (one-way) режиме,
  • в двустороннем (two-way) режиме,

 

* качество обратимости в общении (reciprocity).

__________________________________

Для формирования представлений о социальном назначении СМИ важно обратить внимание на то, что Г. Лассуэлл считал: любые комму­никации могут действовать в пределах присущих им возможностей и в одностороннем (one-way), и в двустороннем (two-way) режиме, а ре­шающим оказывается качество обратимости в общении (reciprocity). Чем больше возможности и желания у коммуникантов (участников общения) устанавливать и поддерживать режим обратимости, т.е. хотя бы временной смены ролей по передаче информации, тем ближе к дву­сторонней организации функционирования оказывается процесс ком­муникации. И в этом случае функции любой коммуникации, в том чис­ле СМИ, естественным образом расширяются, но в пределах их природных возможностей.

 

Слайд 7.9.

СМИ органически не способны «к ответу», взаимообратимо­сти ролей между коммуникантами и потому должны быть разрушены, за­менены принципиально иными способами общения.

(Ж. Бодрийяр)

________________________________________

У этой точки зрения есть решительные противники. К числу наиболее радикальных относится французский обществовед Ж. Бодрийяр, по мне­нию которого СМИ органически не способны «к ответу», взаимообратимо­сти ролей между коммуникантами и потому должны быть разрушены, за­менены принципиально иными способами общения.

Основой для построения модели базовых функций СМИ может служить представление о видах человеческой деятельности, которые СМИ со своей универсальностью способны «сопровож­дать», обслуживать. Эти виды: преобразовательная (куда входит и со­циально-организационная), познавательная, ценностно-ориентационная и коммуникативная (или общение). На такой основе, с учетом специфики СМИ, представляется возможным говорить о функциях коммуникативной, информационной (информационно-познаватель­ной), ценностно-регулирующей, социально-организационной и ее пси­хологическом срезе — функции психического регулирования. А с вклю­чением в рассматриваемую деятельность как активного субъекта аудитории можно выделить и функцию форума (или шире — канала социального участия).

В 1970-х годах российский философ и социолог Б. А. Грушин опре­делил функции передачи информации в системе управления: информиро­вания, воспитания, организации поведения, создания определенного эмо­ционально-психологического тонуса, коммуникации, называя их элементарными. Если учесть, что речь идет о коммуникациях социальных, т.е. действующих в обществе, а само общество — это система, основанная

на управлении и самоуправлении, то можно считать предложенную модель наиболее общей для описания интересующих нас элементарных функций СМИ.

Однако стоит повторить: она требует развития с учетом возможно­сти для СМИ функционировать как в одностороннем, так и двусторон­нем режиме. Такой подход исторически появляется поз­же, как и сама практика включения аудитории в обмен информацией.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных