ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 7. Функции и роли СМИТехнологии хороши или плохи в зависимости от нашего исполнения. Они суть продолжения нас самих. Кастелъс М. Галактика Интернет. Екатеринбург, 2004. Подходах к моделированию функций СМИ Коммуникативная функция. Информационная функция. Ценностно-регулирующая функция. Социально-организационная и социально-креативная функции. Функция форума, или канала социального участия. Функция психического регулирования
Подходах к моделированию функций СМИ Слайд 7.2. В социологии функции понимают как: а) роль, которую должен выполнять социальный субъект (индивид, организация и т.д.) в соответствии с его целями и задачами в данной социальной системе (функция как задача); б) объективные последствия выполнения такой роли (функция как результат, реальная деятельность). ___________________________ Получается, что понятие функции охватывает и предназначение, и реальную роль СМИ. Поэтому на теоретическом уровне социология не только обобщает практику, результаты деятельности СМИ, но и обосновывает представления о том, какими должны быть функции, чтобы соответствовать природе общества, общностей и коммуникаций, потребностям людей на том или ином этапе общественного развития, т.е. здесь интегрируются представления и о должном (идеальном), и о сущем (реальном). Представления о должном в деятельности СМИ определяются позицией субъектов таких представлений. Нет скрижалей, на которых высечены функции. История мирового обществоведения содержит массу свидетельств о неоднократном изменении взглядов на назначение и возможности этого типа коммуникации, на взаимоотношения СМИ с аудиторией. Информационно-технологические открытия, новые проблемы в жизни человечества, новые идеи заставляют изменяться ранее сложившиеся позиции. В социальных коммуникациях участвуют социальные субъекты, а в это понятие (субъект) «включаются такие его свойства, как активность, сознательный характер деятельности, ценностная селективность, уникальность». Правда, субъектность, т.е. обладание признаками действительного субъекта (а не объекта) жизнедеятельности, — это качество, развивающееся и проявляющееся в разной степени, в чем СМИ участвуют не в последнюю очередь. Например, реальная субъектность аудитории выражается не только в ее праве и возможностях выбирать канал информации или публикации и передачи, любить одних телеведущих и не любить других, т.е. осуществлять упомянутую селектив ность. Она проявляется и через ее реальное участие в обмене информацией по каналам СМИ.
Слайд 7.3.
Представление о функциях зависит и от того, насколько познана, раскрыта природа СМИ, и от того, чьими «глазами», с чьих (каких) позиций мы смотрим на них, в какой системе рассматриваем: государства или общества, личности или нации, армии или театра и т.д. ___________________________________
Однако сейчас важно подчеркнуть, что представление о функциях зависит и от того, насколько познана, раскрыта природа СМИ, и от того, чьими «глазами», с чьих (каких) позиций мы смотрим на них, в какой системе рассматриваем: государства или общества, личности или нации, армии или театра и т.д. Обратимся к примерам: в 1980-х годах. ЮНЕСКО осуществило международное исследование локальных СМИ. В его программе было заявлено представление о роли таких СМИ для локальных сообществ (local community). Перечислены 15 функций, суть которых — в единстве информирования и обмена информацией, доступности знакомства с чужими и опубликования собственного мнения и т.п. Другой пример — роль СМИ в отдельной сфере жизни общества; в политических отношениях один из авторов предлагает описывать их через такие функции: информационную, социализации, критики и контроля, артикуляции, формирования общностей и общественного мнения. Слайд 7.4. Функции, специфические для прессы качественной (по К.Ж. Бертрану): 1) наблюдение за жизнью общества и полный отчет о его состоянии; 2) формирование образа мира; 3) обеспечение форума для выработки консенсуса; 4) распространение культуры. __________________________ Французский исследователь К.Ж. Бертран выделяет функции, специфические для прессы качественной: 1) наблюдение за жизнью общества и полный отчет о его состоянии; 2) формирование образа мира; 3) обеспечение форума для выработки консенсуса; 4) распространение культуры. Можно спорить о том, насколько специфичны эти функции именно для качественной прессы. Похоже, что они присущи прессе в целом, но выполняются в разной мере. Однако здесь важно констатировать попытку построения модели в приложении к отдельным видам СМИ. Слайд 7.5. Функции СМИ для стран периода постсоциалистического развития (П. Тамаш): · стабилизация общественной системы; · поддержка слабого гражданского общества; · поддержка новых элит, участие в их легитимации и формирование доверия к ним; · установление новых границ публичности и приватности; · социальное определение в новой системе стратификации; · внедрение новых моделей делового поведения _____________________________________ Еще пример: венгерский социолог П. Тамаш рассматривает масс-медиа в конкретный — постсоциалистический — период развития ряда стран. Он называет следующие функции: стабилизация общественной системы; поддержка слабого гражданского общества; поддержка новых элит, участие в их легитимации и формирование доверия к ним; установление новых границ публичности и приватности; социальное определение в новой системе стратификации; внедрение новых моделей делового поведения.
Слайд 7.6. Функции СМИ для формирования мнений гр аждан (К. Норденстренг): · информационная — information (дать возможность свободно и независимо сформировать свою точку зрения), · контрольная — critique (наблюдение и контроль за различными общественными силами); · форум — forum (обеспечить представленность разных точек зрения, их оглашение). _________________________________ Финский исследователь К. Норденстренг (К. Nordenstreng) выделяет три основные функции для формирования мнений граждан: информационную — information (дать возможность свободно и независимо сформировать свою точку зрения), контрольную — critique (наблюдение и контроль за различными общественными силами) и форум — forum (обеспечить представленность разных точек зрения, их оглашение). Приведенные примеры говорят о многообразии подходов, контекстов, в рамках которых рассматриваются функции СМИ. Соответственно и ряды таких функций могут быть разными. Однако это не отменяет необходимости искать общую функциональную основу, заданную природой общества и коммуникаций. Это предполагает выявление элементарных (исходных, имманентных, базовых) функций, которые модифицируются, конкретизируются в различных областях социальной деятельности, сферах социальных отношений. Слайд 7.7. Универсальная модель функций любых видов социальной коммуникации ( Г. Лассуэлла): 1) контроль за окружающей действительностью (surveillance); 2) установление координации в отношении разных частей общества к окружающей действительности (correlation); 3) передача социального наследия следующим поколениям (transmission). ___________________________________ Самая ранняя универсальная модель функций любых видов социальной коммуникации была еще в середине прошлого века опубликована американским обществоведом Г. Лассуэллом. Это: 1 ) контроль за окружающей действительностью (surveillance); 2) установление координации в отношении разных частей общества к окружающей действительности (correlation); 3) передача социального наследия следующим поколениям (transmission).
Слайд 7.8. Любые коммуникации могут действовать (по Г. Лассуэллу):
* качество обратимости в общении (reciprocity). __________________________________ Для формирования представлений о социальном назначении СМИ важно обратить внимание на то, что Г. Лассуэлл считал: любые коммуникации могут действовать в пределах присущих им возможностей и в одностороннем (one-way), и в двустороннем (two-way) режиме, а решающим оказывается качество обратимости в общении (reciprocity). Чем больше возможности и желания у коммуникантов (участников общения) устанавливать и поддерживать режим обратимости, т.е. хотя бы временной смены ролей по передаче информации, тем ближе к двусторонней организации функционирования оказывается процесс коммуникации. И в этом случае функции любой коммуникации, в том числе СМИ, естественным образом расширяются, но в пределах их природных возможностей.
Слайд 7.9. СМИ органически не способны «к ответу», взаимообратимости ролей между коммуникантами и потому должны быть разрушены, заменены принципиально иными способами общения. (Ж. Бодрийяр) ________________________________________ У этой точки зрения есть решительные противники. К числу наиболее радикальных относится французский обществовед Ж. Бодрийяр, по мнению которого СМИ органически не способны «к ответу», взаимообратимости ролей между коммуникантами и потому должны быть разрушены, заменены принципиально иными способами общения. Основой для построения модели базовых функций СМИ может служить представление о видах человеческой деятельности, которые СМИ со своей универсальностью способны «сопровождать», обслуживать. Эти виды: преобразовательная (куда входит и социально-организационная), познавательная, ценностно-ориентационная и коммуникативная (или общение). На такой основе, с учетом специфики СМИ, представляется возможным говорить о функциях коммуникативной, информационной (информационно-познавательной), ценностно-регулирующей, социально-организационной и ее психологическом срезе — функции психического регулирования. А с включением в рассматриваемую деятельность как активного субъекта аудитории можно выделить и функцию форума (или шире — канала социального участия). В 1970-х годах российский философ и социолог Б. А. Грушин определил функции передачи информации в системе управления: информирования, воспитания, организации поведения, создания определенного эмоционально-психологического тонуса, коммуникации, называя их элементарными. Если учесть, что речь идет о коммуникациях социальных, т.е. действующих в обществе, а само общество — это система, основанная на управлении и самоуправлении, то можно считать предложенную модель наиболее общей для описания интересующих нас элементарных функций СМИ. Однако стоит повторить: она требует развития с учетом возможности для СМИ функционировать как в одностороннем, так и двустороннем режиме. Такой подход исторически появляется позже, как и сама практика включения аудитории в обмен информацией. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|