Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Коммуникативная функция




«Нет никакой информации вне коммуникации, нет ни­каких сообщений вне коммуникации, нет никакого пони­мания вне коммуникации». Луман Н.

Как уже было сказано, СМИ относятся к социальным коммуникациям, представляя собой их особый, институциализированный вид — организации по производству и распространению массовой информации. Следовательно, коммуникативная и информационная функции присущи им по определению и могут рассматриваться и как их имманентные (неотъемлемые, прирожденные) свойства, без кото­рых невозможно выполнение других функций.

 

Слайд 7.10.

Содержание коммуникативной функции — охват рассредоточен­ных людей и общностей для общения, получения, обмена информаци­ей, взаимонастройки и организация данного вида социального обще­ния с расчетом на позитивные эффекты.

_______________________________

Содержание коммуникативной функции — охват рассредоточен­ных людей и общностей для общения, получения, обмена информаци­ей, взаимонастройки и организация данного вида социального обще­ния с расчетом на позитивные эффекты. Выполнение такой функции зависит от внешних и внутренних факторов и условий.

Особенности коммуникативной функции — способность соединять большие рассредоточенные общности, включая людей в коммуникацию в индивидуальном порядке. Так образуется «строительный материал» и для формирования новых общностей (солидарностей, идентичностей). Возникает возможность (при соответствующем контенте) инте­грации уже сложившихся общностей (социально-организационная функция) и формирования тех, что не могут существовать вне СМИ (социально-креативная функция).

Слайд 7.11.

Первейшее условие выполнения коммуникативной функции — доступ к коммуникациям на полюсе как производ­ства и распространения, так и потребления информации.

_____________________________________

 

 

Первейшее условие выполнения коммуникативной (а значит, и всех других) функции — доступ к коммуникациям на полюсе как производ­ства и распространения, так и потребления информации.

Доступ к коммуникациям, как минимум, предполагает возможность для представителей самых широких социальных слоев иметь технические сред­ства приема вещательной информации и минимальный уровень платеже­способности для приобретения в розницу или подписку печатных изданий. Это зависит от множества политических и экономических факторов.

Слайд 7.12.

 

Революции отечественной печатной прес­сы (по Б. Дубину):

1) в середине 1970-х го­дов— «революция дефицитаризации»:;

2) вторая половина 1980-х годов — «революция мобилизации»;

3) с начала 1990-х годов — «революция дифференциации».

________________________________

Рас­сматривая современную историю развития отечественной печатной прес­сы, социолог Б. Дубин говорит о трех революциях:

1) в середине 1970-х го­дов— «революция дефицитаризации»: сужение круга доступных источников (лимиты на подписку, малый объем розничных продаж). Добавим: именно тогда подписка на книги и периодику стала своеобразной валютой для бар­терных обменов между теми, кто имел доступ к какому-либо виду дефици­тов. А если учесть, что вся тогдашняя экономика была дефицитарной, мож­но представить себе объем таких отношений;

2) вторая половина 1980-х годов — «революция мобилизации»: громадный подъем интереса к прессе, публицистике в целом, рост объема публикаций от нештатных авторов из самых широких слоев населения;

3) с начала 1990-х годов — «революция дифференциации»: невиданный рост числа каналов после принятия нового закона о СМИ и более всего среди них — еженедельников, сначала обще­российских, а позднее местных; спад интереса к «флагманам перестройки» («Московские новости», «Общая газета» и др.). Добавим, что с начала 1990-х годов дифференциации помешало резкое снижение доступности пе­чатной прессы: оплачивать ее выпуск и, главное, доставку оказалось не по карману, прежде всего самой читающей части населения — массовой интел­лигенции.

Слайд 7.13.

 

Доступность информации одна из наиболее важных для социологического изучения проблем.

_______________________________________

 

Как уже было показано, доступность — одна из наиболее важных для социологического изучения проблем: речь идет о распре­делении в обществе тех благ или ресурсов, которые становятся все бо­лее значимыми, — информационных, с учетом неравного экономичес­кого и политического, социально-культурного положения различных частей общества. Появление и распространение Интернета, как отмечалось, обострило эту проблему. Именно в связи с этим обозначилось разделение общества на «юзеров» (тех, кому удается иметь доступ и соответственно «фору» в разных сферах жизни) и «лузеров» (тех, кто такого доступа, а значит, и многого другого не получил).

 

Слайд 7.14.

В России сузился размер совокуп ной аудитории газет.

_________________________________

Наряду с расширением коммуникативных возможностей идут и про­тивоположно направленные процессы. В России сузился размер совокуп ной аудитории газет. Так, по данным исследования, в 1991 г. не вы­писывали газет всего 8,1% жителей Ярославля и примерно столько же — в селах Ярославской области. А уже к середине 1990-х годов по России со­вокупная аудитория газет сократилась в 1,75, журналов — в 4 раза. В 1992 г. практически не читали газет 22% опрошенных, а выписывающих было куда меньше. В особо бедственном положении оказались жители села. В нача­ле нынешнего века (2001 г.) редактор «Журналиста» писал, что, по сообще­нию «Российской газеты», 97% селян Ставрополья не получали ни одного печатного издания. Вывод таков: «Нет смысла в свободе слова, если оно не­доступно для большинства населения страны».

Слайд 7.15

Особенностью коммуникативной функции СМИ является то, что они, знакомят людей с их реальными современ­никами, а не — как искусство — с их образами.

____________________________

Особенностью коммуникативной функции СМИ является то, что они, как отметил еще один из пионеров отечественных исследований телевидения, прежде всего, знакомят людей с их реальными современ­никами, а не — как искусство — с их образами (правда, сегодня под­линность выходящих на «свет» благодаря СМИ фигур многими иссле­дователями подвергается сомнению: не имеем ли мы дело лишь с тщательно сформированными имиджами).

Будучи самой мощной системой среди социальных коммуникаций, СМИ способны обеспечивать связи как по вертикали «власть (правя­щий класс) — общество», так и по «горизонтали» (между различными частями общества). Связь же между редакцией (или иной медиаорганизацией) и аудиторией может принимать в конкретных социально-политических условиях тот или иной характер.

В советское время СМИ воспринимались обществом чаще всего как часть властной системы, властной вертикали (что и было на самом деле). Соответственно в редакции писали жалобы на несправедливость решений местных органов власти или просьбы о помощи в ремонте, получении квар­тиры и т.п. В постсоветское время произошла смена, как реального положе­ния, так и образа СМИ в глазах аудитории, что вызвало и необходимость смены ролей самих журналистов. Это породило известную растерянность у медиапрофессионалов: они перестали выступать «от имени и по поручению» власти, а собственные способы влияния на нее, в том числе при поддержке общества, не только не развили, но и потеряли, если она и была.

Выполнение коммуникативной, как любой другой функции, в зна­чительной мере зависит от участников коммуникации. В России, где нет традиции ответственности и подконтрольности власти обществу, в том числе через СМИ, традиции постоянного участия власти в от­крытых коммуникациях, практически не слышно ее отклика на апел­ляции к ней в СМИ со стороны журналистов или аудитории.

Достаточно вспомнить просто-таки знаковую безответность «Писем президенту» журналиста А. Минкина в «Московском комсомольце». Ско­рее всего, на ответ и не надеялись, но упорное молчание адресата стало слишком символичным. Об этом следует помнить в связи с особенностями пост­советского периода, когда «даже революционные лидеры реформ не счита­ли необходимым публично объяснять свои действия», а «отчуждение ре­форматоров от своего народа лишило дело ускорения модернизации, дело реформы необходимой общественной поддержки». Та же ситуация скла­дывается и сегодня; тем театрализованнее выглядят с интервалом в годы устраиваемые сеансы общения главы государства с народом. «Фактически внутри одного отдельно взятого государства на данный момент существует два отдельно взятых социальных сообщества: власть и не власть, то есть мы, все остальные». Характерно, что при этом сам президент в одном из выс­туплений еще в апреле 2004 г. обратил внимание на то, что среди острейших про­блем нашей жизни — отсутствие связи между обществом и властью. Соз­дание «сверху» Общественной палаты вряд ли заменило повседневную демократическую практику коммуникации. «Должно возникнуть взаимо­действие между институциализированным формированием воли, которое протекает в рамках образований, способных к принятию решений и запро­граммированных на их проведение в жизнь, с одной стороны (т.е. властных органов ), и, с другой, — запрограммированными, неформальны­ми высокочувствительными процессами формирования мнений». Такое взаимодействие возникает не только при контактах власти с общественны­ми организациями, но и в более широком русле — через массовые коммуни­кации. Ни того, ни другого в России пока не получилось.

Слайд 7.16

Плохо реализуемая коммуникативная функция порождает отчуж­дение — чувство, что наши возможности, которыми мы обладаем как человеческие существа, присваиваются другими.

___________________________________________

Плохо реализуемая коммуникативная функция порождает отчуж­дение — «чувство, что наши возможности, которыми мы обладаем как человеческие существа, присваиваются другими». Право говорить и право быть услышанным неразрывны и всеобщи в демократическом обществе, но их реализация далека от желаемого уровня даже в про­двинутых в этом отношении странах.

Слайд 7.17

Коммуникативная функция имеет собственную ценность.

Важность психологических эффектов ощущения связи чело­века с другими, невидимыми и вместе с тем психологически ощущае­мыми как присутствующие в том же информационном пространстве.

___________________________________________

Коммуникативная функция имеет собственную ценность. Дело не только в том, что она является исходной для выполнения любых дру­гих функций, но и в психологических эффектах ощущения связи чело­века с другими, невидимыми и вместе с тем психологически ощущае­мыми как присутствующие в том же информационном пространстве. Это обстоятельство становится особенно очевидным в ситуациях экстремальных (например, выход из строя передающих технических средств из-за пожара на Останкинской телебашне). Первая попытка выявить эту функцию имела место в американской социологии 1940-х годов, когда в свя­зи с забастовкой типографских рабочих не выходили основные газетные из­дания. По существу, самодостаточной ценности средств коммуникации для общества, их социальной значимости посвятил свои работы канадский об­ществовед М. Маклюэн (М. Macluhan), чья идея, что сама коммуникация уже есть сообщение, нашла множество как сторонников, так и оппонентов. Психологическая необходимость в коммуникации наблюдается в случае, когда одинокие люди не могут обходиться без включенного теле- или ра­диоприемника.

Самоценность коммуникации и коммуникативной функции связа­на с уникальным значением процесса общения для всех социальных субъектов. Среди основных функций общения выделяют такие, как обслуживание предметной деятельности, приобщение других к своим ценностям, приобщение к ценностям других и (отметим особо!) обще­ние ради общения. Оно формирует психологическую общность. А на этой основе возможна и общность воли, действий.

В современном мире повышается значимость коммуникаций раз­ных масштабов, включая общенациональный и мировой. В частности, это связано с необходимостью обмена практиками — т.е. способами орга­низации социальной деятельности, ее содержанием, смыслами и соот­ветствующими понятиями.

Слайд 7.18

Развитие локальных общностей обеспечивается за счет:

1) их артикуляции, т.е. попадания в фокус вни­мания, описания, распространения;

2) реконфигурации — выведения прак­тики или ее аспектов на центральное место;

3) заимствования — переноса в иные сферы.

____________________________________

 

 

В наше время развитие локальных общностей, а значит, изменение прак­тик обеспечивается за счет: 1) их артикуляции, т.е. попадания в фокус вни­мания, описания, распространения; 2) реконфигурации — выведения прак­тики или ее аспектов на центральное место; 3) заимствования — переноса в иные сферы. При отсутствии обмена практиками уменьшается возможность взаимопонимания. А это затрудняет обмен практиками. Получение инфор­мации о других практиках и жизни других сообществ может быть невыгод­ным власти и «неуютным» для рядовых граждан. Вспоминая свою (советс­кую) юность, И. Бродский писал: «Скудость окружала нас, но, не ведая лучшего, мы от нее не страдали».

Для такой большой и сложной по географическому и этническому со­ставу страны при том, что за последние десятилетия резко сократилась воз­можность для значительной части населения передвигаться по ней к мес­там отдыха, в гости, на экскурсии, очень важно не потерять связей через СМИ.

Роль СМИ в системе социальных связей определяется возрастающей ценностью информационных ресурсов, которые не сводятся лишь к соб­ственно знаниям, сведениям. На основе последних возникают новые «бо­гатства» — ресурсы, капиталы, крайне неравномерно распределяющиеся между людьми из-за неравного доступа к коммуникациям. В частности, это предопределяет усиление диспропорций в накоплении личностью и обще­ством разных видов капиталов.

Слайд 7.19

Трансмиссия (трансляция, пере­дача) разнообразной информации от социальных институтов к обще­ству и от одних его частей к другим.

· реклама

· экономика

· политика

· культура

____________________________________

Способность связывать людей, доставлять им информацию поро­дила широкую деятельность СМИ по трансмиссии (трансляции, пере­даче) разнообразной информации от социальных институтов к обще­ству и от одних его частей к другим. Было бы странно, если бы самая широкоохватная система каналов не обслуживала многие обществен­ные потребности и цели. Одна из рано освоенных СМИ областей — реклама, информация, связывающая производителей и потребителей товаров и услуг.

Внедряясь в СМИ, реклама постепенно наращивает не только эконо­мические, но и более широкие потенции: участвует в распространении мо­делей поведения, еще шире — в социализации детей и молодежи. Недаром общество обеспокоено именно таким, косвенным, путем насаждения опре­деленных стереотипов отношения и поведения (так, в России была запре­щена реклама пива с включением людей-персонажей, что делало ее наибо­лее заразительной). Иногда функция трансмиссии становится главной, и тогда получаются рекламные издания, которых роднит со СМИ разве что физический способ распространения — в виде сброшюрованных прейску­рантов журнального типа («Товары и цены») или принявших газетный вид досок объявлений («Из рук в руки»). Реклама, проходящая по каналам СМИ, может камуфлироваться под другие виды публикаций: в «Аргумен­тах и фактах» она становится похожей на традиционно оформленные воп­росы читателей и ответы редакции. В «Московском комсомольце» — на со­общение из рубрики «Срочно в номер».

Восприятие рекламы влияет на отношение и к другому контенту в СМИ. Так, падение доверия к ним в значительной мере связано с той, пусть не­вольной, поддержкой, которую они оказали публикацией на своих страни­цах и размещением в 1990-е годы в эфире рекламы оказавшихся мошеническими фирм типа «МММ», «Хопер-инвест», «Властелина» и многих других. Не улучшает имиджа «Московского комсомольца» размещение рек­ламы фирм, предлагающих интим-услуги: несмотря на наличие серьезных, в том числе аналитических материалов, издание рассматривается многими как «желтое».

Наряду с рекламой обычно и распространение через СМИ деловой информации типа биржевых сводок и курсов валют. Большая доля такой информации характерна для СМИ, рассчитанных на обслужива­ние деловой и профессиональной активности (от широко специализи­рованных, вроде «Коммерсанта», до узконаправленных типа журнала «Бухгалтер»).

Известно, что рынок в целом, и финансовый в особенности, чрез­вычайно чувствителен к позитивно или негативно окрашенной инфор­мации. Через систему своих функций СМИ осуществляют роль настройщика экономических «чувств» и поведения: они могут создавать панику (именно в этой связи «Альфа-банк» подавал судебный иск к «Коммерсанту», который дал информацию о скоплении обеспокоенных вкладчиков, забирающих вклады из его отделений) или вселять уве­ренность в хороших перспективах, например, для инвестиций. Таким образом, трудно провести жесткую границу между собственно журна­листской и другого происхождения информацией, между информиро­ванием и трансмиссией в экономической сфере.

Трансмиссионную роль СМИ осуществляют и в сфере политиче­ских отношений (публикация законопроектов, законов, решений власти и т.п.). У истоков СМИ стояли разного рода вестники, которые заме­нили глашатаев и фельдъегерей, развозивших депеши и другие посла­ния «сверху». В советское время подобная роль была безоговорочно обя­зательной, на бесплатной основе; прежде всего это была публикация официальных документов. Отчеты со съездов Коммунистической партии занимали иногда все специальные многостраничные выпуски ежедневных газет.

Теперь такая практика изменилась, закрепляется договорами с органа­ми власти, в том числе на возмездной основе, регламентируется также зако­ном. В этой же сфере СМИ осуществляют связь между властью и электоратом. Зачастую это носит декларативный характер. Такого рода деятельность оживляется в период выборов. Она жестко регламентируется законом (на­пример, время, отводимое представителям разных партий в предвыборной агитации на телевидении). Однако широко распространилось использова­ние через СМИ так называемого «административного ресурса», когда дей­ствующий глава исполнительной власти мелькает на экране и полосах из­даний по любому поводу.

СМИ стали главными каналами для «связей с общественностью». Такого рода связи всегда нацелены на формирование положительного образа персоны или организации.

СМИ оказываются подходящими каналами для обращения к широкой публике, использования нелобовых ходов по привлечению внимания, зак­реплению позитивного образа, а то и для «черного пиара», где на нерегламентированной законом основе они камуфлируют под независимую объек­тивную информацию материалы, пропагандирующие позитивный образ клиента. Стоит отметить, что смысловой границы между «пиаровскими» и так называемыми положительными материалами нет, что и порождает не­внятность регламентации многих публикаций, возможность незаконного взимания за них денег.

СМИ отведена ведущая роль каналов трансляции культуры. Не раз отмечалось, что в целом их деятельность иесть перенос культуры во времени и пространстве, если понимать ее широко, как это делают со­циологи: «биологически ненаследуемое содержание совместной жиз­ни и деятельности людей, представляющее собой искусственные, со­зданные людьми, объекты (артефакты); организованные совокупности этих артефактов; созданная самими людьми динамическая среда суще­ствования и самореализации людей; источник регулирования социаль­ного взаимодействия и поведения».

СМИ передают знания, нормы, ценности, опыт деятельности и сами участвуют в их формировании. В узком смысле слова речь идет о культуре как области художественного творчества.

С появлением СМИ, как считают многие исследователи, возникло то, что называют массовой культурой - «формой культуры, произведения которой стандартизируются и распространяются среди широкой публики, без учета региональных, религиозных или классовых субкультур», т.е. анти­под культуры элитарной, оригинальной. В большинстве случаев, говоря о такой культуре, исходят из представления о том, что само тиражирование уже неизбежно снижает ее уровень. Разумеется, слушать симфонический концерт лучше всего в зале, а не по радио или телевидению. Однако не у всех есть возможность попасть в зал. К тому же само по себе тиражирова­ние не обрекает произведение к скатыванию к «масскульту». Так, трансля­ция классики по телевидению не переводит ее в сниженный культурный статус. Вопрос в том, как именно осуществлен перенос. Сериал по роману Ф. Достоевского «Идиот» несопоставим по своим художественным каче­ствам и нравственному содержанию с сериалами «Счастье ты мое» и т.п. Советское радио сумело создать «золотой фонд» инсценировок художественных произведений для детей и взрослых с участием великих актеров. Сказка «Айога» в исполнении великой актрисы М. Бабановой ни­как не похожа по уровню на «смехопанорамы» или «аншлаги».

К коммерциализации и усреднению культуры приводят те же факторы, что влияют и на снижение уровня собственно журналистских произведе­ний (аналитичности, выразительности, объективности, полноты и других качеств). К тому же здесь действует принцип научения, «концерта по заяв­кам». Нельзя не отметить и противоположную тенденцию: нали­чие среди медийных каналов тех, что рассчитаны на искушенного читателя, слушателя, зрителя. Таковы, например, познавательные передачи типа «Оче­видное — невероятное» на телевидении или «Джаз для коллекционеров» на радио «Эхо Москвы». Проблема — в необходимости формирования первич­ных культурных навыков, вкуса у массовой аудитории, что зависит и от се­мьи, и от школы, и от СМИ. Поэтому требует особой поддержки государ­ства и вещание на каналах типа «Культуры», производство и показ хороших просветительских, детских, молодежных передач.

Процесс визуализации культуры, проявляющийся через возраста­ние роли зрелищных форм, прежде всего телевизионных, в современ­ной России сочетается с «делитературизацией» общественной жизни.

Когда-то чтение было здесь одним из всеобще распространенных заня­тий, выполняющих целую гамму функций — от сплочения семьи (чтение вслух) до приобщения к жизни страны. Литературно-публицистические «толстые» журналы, например, кроме того что несколько компенсировали книжный дефицит, были главной дискуссионной площадкой для обсужде­ния в рамках дозволенного не только литературных, но и общественных проблем. Недаром инженеры и другие слои массовой интеллигенции выпи­сывали их «вскладчину», по одному экземпляру на отдел НИИ или целую компанию друзей.

Один из социологов печати Б. Дубин еще в начале 1990-х годов предре­кал «демонополизацию и децентрализацию системы коммуникаций в об­ществе, включая печатные способы». Последние, по его мнению, теряют свое значение, поскольку произойдет «делитературизация культурной и общественной жизни: снятие сверхнагрузок как со словесности, замещавшей любые формы действия, так и с писателя, наделенного атрибутами проро­ка». Действительно, очереди в книжные магазины и к газетным киоскам пропали, но ведь пропал и дефицит. И 20 кг макулатуры за книгу У. Кол­линза «Женщина в белом», как в советское время, собирать не надо, как и вставать в пять часов утра в очередь за «Огоньком» в киоске.


Есть и те, кто считает, что «образом самой читающей страны» мы обязаны не многотомью собраний сочинений, а потаенностью, загадочным флером, сопровож­дающим самиздатовскую литературу». «Скажите нынешним детям, что за это чтение раньше срок могли дать, — детей будет не оторвать».

Учитывая наличие в СМИ множества произведений художествен­ной культуры, рассчитанных на легкое восприятие, стоит отметить их деятельность по передаче текстов, имеющих функцию развлечения, игры. Функция развлечения не жестко связана с видом мате­риалов. Этой цели, в конце концов, может служить и досужее чтение судебной хроники. Однако есть специализированные жанры, формы, прямо нацеленные на данную функцию.

С ранних этапов развития СМИ, уже в периодической печати, закла­дывалась традиция размещения материалов для отдыха — анекдотов и ре­бусов, кроссвордов и шарад. Такие публикации служили наращиванию ауди­тории, увеличению объема редакционной почты (многочисленные ответы на викторину позволяли отчитываться в советское время перед партийны­ми органами о числе «писем трудящихся» в редакцию). Такие произведе­ния могут служить и вполне серьезным целям. Так, сериал «Граница» был рассчитан на формирование положительного образа армии, закрепление патриотических чувств. Зачастую это дает более успешные результаты, не­жели прямая пропаганда в «серьезной форме». Массовые акции по поводу побед или проигрыша национальной футбольной сборной — пример того, как зрелище работает на национальную интеграцию. На такие же соци­альные эффекты рассчитаны и передачи типа «Старые песни о главном». Зарубежные исследователи неоднократно выявляли связь развлекательных передач с процессами политической социализации, т.е. формированием ло­яльности к политической системе, с передачей норм политического поведе­ния. Они отмечают, что любые виды так называемых «несерьезных» пере­дач типа игровых шоу, спортивных трансляций, мыльных онер формируют определенные модели поведения, закрепляют ценности состязательности, инициативы, «игры по правилам» и т.п.

Частью коммуникативной деятельности СМИ можно считать вклю­чение в них трансляции так называемой художественной самодеятель­ности, предоставление публичных площадок. Таких передач на современ­ном телевидении практически нет, поскольку рейтинговая политика, а также возможность получать прибыли от трансляции выступлений профессиональных исполнителей (известно, что теперь не телевидение им платит, а они ему — за промоушн) требуют ставить в программу вовсе не художественную самодеятельность. Сейчас телевидение решило сделать несколько шагов навстречу аудитории и появились передачи «Стань звездой» или про танцы, но все равно их мало.

Производство произведений культуры все больше включено в дея­тельность электронных СМИ. Отбор кинофильмов для показа, их заказ, производство на дочерних или партнерских предприятиях становятся частью работы на канале, неотделимой от производства собственно журналистской информации и даже вытесняющей ее, переводящей те­левидение в область шоу-бизнеса. Теперь и произведения создаются с учетом требований (формата), сценарии пишутся в расчете на телеви­зионный сезон.

СМИ относятся к виду моноцентрических коммуникаций, где ин­формация распространяется из единого центра для рассредоточенного множества людей. Однако из практики известно и установлено иссле­дованиями, что часть людей получает информацию, поступившую че­рез СМИ, от других людей, так что информационный поток принимает двухступенчатый характер (two-step flow of mass communication).

Впервые подобный феномен был зафиксирован и описан еще в 1940-е го­ды американскими исследователями П. Лазарсфельдом (P. Lazarsfeld) и Б. Берельсоном (В. Berelson). В своем исследовании конца 1960-х годов наши социологи также обнаружили в селах Рязанской области среди опрошенных пример­но 8%, которые узнавали о содержании опубликованных материалов и пе­редач от других людей. Специальные исследования на Западе, в том числе знаменитый опрос о том, как американцы узнавали об убийстве президента Дж. Кеннеди, показали, что при передаче информации происходят взаимо­влияния, определяющие результаты восприятия информации. Более дру­гих влияют на окружающих так называемые лидеры мнений, авторитетные в той или иной области.

 

Слайд 7.21

Конфигурация коммуникаций зависит, в частности, от реальных условий приема массовой информации.

________________________________________________

Конфигурация коммуникаций зависит, в частности, от реальных условий приема массовой информации. Например, в России в 1950-1960-е годы при первоначальном распространении домашнего телесмот­рения телевизор марки «КВН» с его крошечным экраном смотрели всей семьей, с соседями. А это значит, что реакция окружающих опосредо­вала влияние самого телевизионного содержания. До сих пор в России значительная часть аудитории, имея один телеви­зор, смотрит передачи с кем-либо еще. Однако, если есть более чем один телевизор, — ситуация меняется. В среднем по России два и более телевизо­ра имеет 21% семей, в Москве — 48%, а это означает то, что в столице мас­совая телевизионная коммуникация чаще функционирует способом, харак­терным как раз для данного вида: с индивидуализированным приемом информации. Появление пультов дистанционного управления завершает процесс индивидуализации: каждый зритель может строить собственный межканальный «трафик».

 

Слайд 7.22

СМИ могут действовать:

· в одно- или двустороннем (частично двустороннем) режиме,

· привле­кая аудиторию к участию в производстве информации,

· допуская или не допуская ее к контролю и программированию собственной деятель­ности.

_______________________________

Как любая социальная коммуникация, СМИ могут действовать в одно- или двустороннем (частично двустороннем) режиме, привле­кая аудиторию к участию в производстве информации, допуская или не допуская ее к контролю и программированию собственной деятель­ности. Вместе с тем СМИ устроены таким образом, что положение жур­налистов и аудитории несимметричны, полная взаимообратимость ролей нереальна. На полюсе журналистов всегда остается возможность фильтрации распространяемой информации, инициатива в открытии интерактивных возможностей (опций).

С появлением Интернета эта природная несимметричность является с новой силой. Сайты, относящиеся к СМИ, воспроизводят исконное поло­жение вещей при развитии любых форм интерактивности: инициатива в формировании контента и в предоставляемых интерактивных опциях — за редакцией. Однако в эпоху развития интерактивных технологий у СМИ есть и преимущества в сочетании множества функций, профессиональной под­готовке и возможности канализировать массовую информацию от различ­ных индивидов и групп, обобщать ее, институциализировать ее бытие.

Изменение режима функционирования коммуникаций — задача чрезвычайно трудная, так как уходит корнями в общественные отно­шения. Вот почему при всех призывах к развитию двусторонности, ин­терактивности в СМИ мало что меняется. «Коммуникация — это в выс­шей степени социальный процесс. Измените ее форму, ее средства. Она тут же изменит природу групп и форму власти», — отмечает француз­ский обществовед С. Московичи.

Слайд 7.23

Коммуникативная функция реализуется и в установлении, восстанов­лении реальных связей между людьми, соединении их в малые групповые общности.

_____________________________________

 

Коммуникативная функция реализуется и в установлении, восстанов­лении реальных связей между людьми, соединении их в малые групповые общности. Таково, к примеру, основное назначение передач типа «Жди меня» (Первый канал). Иногда это может быть и одним из планируемых резуль­татов. Так, благодаря радиопередаче «Серебряные нити» («Маяк») одна из юных слушательниц, потеряв родителей, нашла себе опекуна. Газета «Ком­мерсантъ» ведет рубрику, благодаря которой находят друг друга те, кто нуж­дается в помощи, и благотворители.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных