ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Коммуникативная функция«Нет никакой информации вне коммуникации, нет никаких сообщений вне коммуникации, нет никакого понимания вне коммуникации». Луман Н. Как уже было сказано, СМИ относятся к социальным коммуникациям, представляя собой их особый, институциализированный вид — организации по производству и распространению массовой информации. Следовательно, коммуникативная и информационная функции присущи им по определению и могут рассматриваться и как их имманентные (неотъемлемые, прирожденные) свойства, без которых невозможно выполнение других функций.
Слайд 7.10. Содержание коммуникативной функции — охват рассредоточенных людей и общностей для общения, получения, обмена информацией, взаимонастройки и организация данного вида социального общения с расчетом на позитивные эффекты. _______________________________ Содержание коммуникативной функции — охват рассредоточенных людей и общностей для общения, получения, обмена информацией, взаимонастройки и организация данного вида социального общения с расчетом на позитивные эффекты. Выполнение такой функции зависит от внешних и внутренних факторов и условий. Особенности коммуникативной функции — способность соединять большие рассредоточенные общности, включая людей в коммуникацию в индивидуальном порядке. Так образуется «строительный материал» и для формирования новых общностей (солидарностей, идентичностей). Возникает возможность (при соответствующем контенте) интеграции уже сложившихся общностей (социально-организационная функция) и формирования тех, что не могут существовать вне СМИ (социально-креативная функция). Слайд 7.11. Первейшее условие выполнения коммуникативной функции — доступ к коммуникациям на полюсе как производства и распространения, так и потребления информации. _____________________________________
Первейшее условие выполнения коммуникативной (а значит, и всех других) функции — доступ к коммуникациям на полюсе как производства и распространения, так и потребления информации. Доступ к коммуникациям, как минимум, предполагает возможность для представителей самых широких социальных слоев иметь технические средства приема вещательной информации и минимальный уровень платежеспособности для приобретения в розницу или подписку печатных изданий. Это зависит от множества политических и экономических факторов. Слайд 7.12.
Революции отечественной печатной прессы (по Б. Дубину): 1) в середине 1970-х годов— «революция дефицитаризации»:; 2) вторая половина 1980-х годов — «революция мобилизации»; 3) с начала 1990-х годов — «революция дифференциации». ________________________________ Рассматривая современную историю развития отечественной печатной прессы, социолог Б. Дубин говорит о трех революциях: 1) в середине 1970-х годов— «революция дефицитаризации»: сужение круга доступных источников (лимиты на подписку, малый объем розничных продаж). Добавим: именно тогда подписка на книги и периодику стала своеобразной валютой для бартерных обменов между теми, кто имел доступ к какому-либо виду дефицитов. А если учесть, что вся тогдашняя экономика была дефицитарной, можно представить себе объем таких отношений; 2) вторая половина 1980-х годов — «революция мобилизации»: громадный подъем интереса к прессе, публицистике в целом, рост объема публикаций от нештатных авторов из самых широких слоев населения; 3) с начала 1990-х годов — «революция дифференциации»: невиданный рост числа каналов после принятия нового закона о СМИ и более всего среди них — еженедельников, сначала общероссийских, а позднее местных; спад интереса к «флагманам перестройки» («Московские новости», «Общая газета» и др.). Добавим, что с начала 1990-х годов дифференциации помешало резкое снижение доступности печатной прессы: оплачивать ее выпуск и, главное, доставку оказалось не по карману, прежде всего самой читающей части населения — массовой интеллигенции. Слайд 7.13.
Доступность информации — одна из наиболее важных для социологического изучения проблем. _______________________________________
Как уже было показано, доступность — одна из наиболее важных для социологического изучения проблем: речь идет о распределении в обществе тех благ или ресурсов, которые становятся все более значимыми, — информационных, с учетом неравного экономического и политического, социально-культурного положения различных частей общества. Появление и распространение Интернета, как отмечалось, обострило эту проблему. Именно в связи с этим обозначилось разделение общества на «юзеров» (тех, кому удается иметь доступ и соответственно «фору» в разных сферах жизни) и «лузеров» (тех, кто такого доступа, а значит, и многого другого не получил).
Слайд 7.14. В России сузился размер совокуп ной аудитории газет. _________________________________ Наряду с расширением коммуникативных возможностей идут и противоположно направленные процессы. В России сузился размер совокуп ной аудитории газет. Так, по данным исследования, в 1991 г. не выписывали газет всего 8,1% жителей Ярославля и примерно столько же — в селах Ярославской области. А уже к середине 1990-х годов по России совокупная аудитория газет сократилась в 1,75, журналов — в 4 раза. В 1992 г. практически не читали газет 22% опрошенных, а выписывающих было куда меньше. В особо бедственном положении оказались жители села. В начале нынешнего века (2001 г.) редактор «Журналиста» писал, что, по сообщению «Российской газеты», 97% селян Ставрополья не получали ни одного печатного издания. Вывод таков: «Нет смысла в свободе слова, если оно недоступно для большинства населения страны». Слайд 7.15 Особенностью коммуникативной функции СМИ является то, что они, знакомят людей с их реальными современниками, а не — как искусство — с их образами. ____________________________ Особенностью коммуникативной функции СМИ является то, что они, как отметил еще один из пионеров отечественных исследований телевидения, прежде всего, знакомят людей с их реальными современниками, а не — как искусство — с их образами (правда, сегодня подлинность выходящих на «свет» благодаря СМИ фигур многими исследователями подвергается сомнению: не имеем ли мы дело лишь с тщательно сформированными имиджами). Будучи самой мощной системой среди социальных коммуникаций, СМИ способны обеспечивать связи как по вертикали «власть (правящий класс) — общество», так и по «горизонтали» (между различными частями общества). Связь же между редакцией (или иной медиаорганизацией) и аудиторией может принимать в конкретных социально-политических условиях тот или иной характер. В советское время СМИ воспринимались обществом чаще всего как часть властной системы, властной вертикали (что и было на самом деле). Соответственно в редакции писали жалобы на несправедливость решений местных органов власти или просьбы о помощи в ремонте, получении квартиры и т.п. В постсоветское время произошла смена, как реального положения, так и образа СМИ в глазах аудитории, что вызвало и необходимость смены ролей самих журналистов. Это породило известную растерянность у медиапрофессионалов: они перестали выступать «от имени и по поручению» власти, а собственные способы влияния на нее, в том числе при поддержке общества, не только не развили, но и потеряли, если она и была. Выполнение коммуникативной, как любой другой функции, в значительной мере зависит от участников коммуникации. В России, где нет традиции ответственности и подконтрольности власти обществу, в том числе через СМИ, традиции постоянного участия власти в открытых коммуникациях, практически не слышно ее отклика на апелляции к ней в СМИ со стороны журналистов или аудитории. Достаточно вспомнить просто-таки знаковую безответность «Писем президенту» журналиста А. Минкина в «Московском комсомольце». Скорее всего, на ответ и не надеялись, но упорное молчание адресата стало слишком символичным. Об этом следует помнить в связи с особенностями постсоветского периода, когда «даже революционные лидеры реформ не считали необходимым публично объяснять свои действия», а «отчуждение реформаторов от своего народа лишило дело ускорения модернизации, дело реформы необходимой общественной поддержки». Та же ситуация складывается и сегодня; тем театрализованнее выглядят с интервалом в годы устраиваемые сеансы общения главы государства с народом. «Фактически внутри одного отдельно взятого государства на данный момент существует два отдельно взятых социальных сообщества: власть и не власть, то есть мы, все остальные». Характерно, что при этом сам президент в одном из выступлений еще в апреле 2004 г. обратил внимание на то, что среди острейших проблем нашей жизни — отсутствие связи между обществом и властью. Создание «сверху» Общественной палаты вряд ли заменило повседневную демократическую практику коммуникации. «Должно возникнуть взаимодействие между институциализированным формированием воли, которое протекает в рамках образований, способных к принятию решений и запрограммированных на их проведение в жизнь, с одной стороны (т.е. властных органов ), и, с другой, — запрограммированными, неформальными высокочувствительными процессами формирования мнений». Такое взаимодействие возникает не только при контактах власти с общественными организациями, но и в более широком русле — через массовые коммуникации. Ни того, ни другого в России пока не получилось. Слайд 7.16 Плохо реализуемая коммуникативная функция порождает отчуждение — чувство, что наши возможности, которыми мы обладаем как человеческие существа, присваиваются другими. ___________________________________________ Плохо реализуемая коммуникативная функция порождает отчуждение — «чувство, что наши возможности, которыми мы обладаем как человеческие существа, присваиваются другими». Право говорить и право быть услышанным неразрывны и всеобщи в демократическом обществе, но их реализация далека от желаемого уровня даже в продвинутых в этом отношении странах. Слайд 7.17 Коммуникативная функция имеет собственную ценность. Важность психологических эффектов ощущения связи человека с другими, невидимыми и вместе с тем психологически ощущаемыми как присутствующие в том же информационном пространстве. ___________________________________________ Коммуникативная функция имеет собственную ценность. Дело не только в том, что она является исходной для выполнения любых других функций, но и в психологических эффектах ощущения связи человека с другими, невидимыми и вместе с тем психологически ощущаемыми как присутствующие в том же информационном пространстве. Это обстоятельство становится особенно очевидным в ситуациях экстремальных (например, выход из строя передающих технических средств из-за пожара на Останкинской телебашне). Первая попытка выявить эту функцию имела место в американской социологии 1940-х годов, когда в связи с забастовкой типографских рабочих не выходили основные газетные издания. По существу, самодостаточной ценности средств коммуникации для общества, их социальной значимости посвятил свои работы канадский обществовед М. Маклюэн (М. Macluhan), чья идея, что сама коммуникация уже есть сообщение, нашла множество как сторонников, так и оппонентов. Психологическая необходимость в коммуникации наблюдается в случае, когда одинокие люди не могут обходиться без включенного теле- или радиоприемника. Самоценность коммуникации и коммуникативной функции связана с уникальным значением процесса общения для всех социальных субъектов. Среди основных функций общения выделяют такие, как обслуживание предметной деятельности, приобщение других к своим ценностям, приобщение к ценностям других и (отметим особо!) общение ради общения. Оно формирует психологическую общность. А на этой основе возможна и общность воли, действий. В современном мире повышается значимость коммуникаций разных масштабов, включая общенациональный и мировой. В частности, это связано с необходимостью обмена практиками — т.е. способами организации социальной деятельности, ее содержанием, смыслами и соответствующими понятиями. Слайд 7.18 Развитие локальных общностей обеспечивается за счет: 1) их артикуляции, т.е. попадания в фокус внимания, описания, распространения; 2) реконфигурации — выведения практики или ее аспектов на центральное место; 3) заимствования — переноса в иные сферы. ____________________________________
В наше время развитие локальных общностей, а значит, изменение практик обеспечивается за счет: 1) их артикуляции, т.е. попадания в фокус внимания, описания, распространения; 2) реконфигурации — выведения практики или ее аспектов на центральное место; 3) заимствования — переноса в иные сферы. При отсутствии обмена практиками уменьшается возможность взаимопонимания. А это затрудняет обмен практиками. Получение информации о других практиках и жизни других сообществ может быть невыгодным власти и «неуютным» для рядовых граждан. Вспоминая свою (советскую) юность, И. Бродский писал: «Скудость окружала нас, но, не ведая лучшего, мы от нее не страдали». Для такой большой и сложной по географическому и этническому составу страны при том, что за последние десятилетия резко сократилась возможность для значительной части населения передвигаться по ней к местам отдыха, в гости, на экскурсии, очень важно не потерять связей через СМИ. Роль СМИ в системе социальных связей определяется возрастающей ценностью информационных ресурсов, которые не сводятся лишь к собственно знаниям, сведениям. На основе последних возникают новые «богатства» — ресурсы, капиталы, крайне неравномерно распределяющиеся между людьми из-за неравного доступа к коммуникациям. В частности, это предопределяет усиление диспропорций в накоплении личностью и обществом разных видов капиталов. Слайд 7.19 Трансмиссия (трансляция, передача) разнообразной информации от социальных институтов к обществу и от одних его частей к другим. · реклама · экономика · политика · культура ____________________________________ Способность связывать людей, доставлять им информацию породила широкую деятельность СМИ по трансмиссии (трансляции, передаче) разнообразной информации от социальных институтов к обществу и от одних его частей к другим. Было бы странно, если бы самая широкоохватная система каналов не обслуживала многие общественные потребности и цели. Одна из рано освоенных СМИ областей — реклама, информация, связывающая производителей и потребителей товаров и услуг. Внедряясь в СМИ, реклама постепенно наращивает не только экономические, но и более широкие потенции: участвует в распространении моделей поведения, еще шире — в социализации детей и молодежи. Недаром общество обеспокоено именно таким, косвенным, путем насаждения определенных стереотипов отношения и поведения (так, в России была запрещена реклама пива с включением людей-персонажей, что делало ее наиболее заразительной). Иногда функция трансмиссии становится главной, и тогда получаются рекламные издания, которых роднит со СМИ разве что физический способ распространения — в виде сброшюрованных прейскурантов журнального типа («Товары и цены») или принявших газетный вид досок объявлений («Из рук в руки»). Реклама, проходящая по каналам СМИ, может камуфлироваться под другие виды публикаций: в «Аргументах и фактах» она становится похожей на традиционно оформленные вопросы читателей и ответы редакции. В «Московском комсомольце» — на сообщение из рубрики «Срочно в номер». Восприятие рекламы влияет на отношение и к другому контенту в СМИ. Так, падение доверия к ним в значительной мере связано с той, пусть невольной, поддержкой, которую они оказали публикацией на своих страницах и размещением в 1990-е годы в эфире рекламы оказавшихся мошеническими фирм типа «МММ», «Хопер-инвест», «Властелина» и многих других. Не улучшает имиджа «Московского комсомольца» размещение рекламы фирм, предлагающих интим-услуги: несмотря на наличие серьезных, в том числе аналитических материалов, издание рассматривается многими как «желтое». Наряду с рекламой обычно и распространение через СМИ деловой информации типа биржевых сводок и курсов валют. Большая доля такой информации характерна для СМИ, рассчитанных на обслуживание деловой и профессиональной активности (от широко специализированных, вроде «Коммерсанта», до узконаправленных типа журнала «Бухгалтер»). Известно, что рынок в целом, и финансовый в особенности, чрезвычайно чувствителен к позитивно или негативно окрашенной информации. Через систему своих функций СМИ осуществляют роль настройщика экономических «чувств» и поведения: они могут создавать панику (именно в этой связи «Альфа-банк» подавал судебный иск к «Коммерсанту», который дал информацию о скоплении обеспокоенных вкладчиков, забирающих вклады из его отделений) или вселять уверенность в хороших перспективах, например, для инвестиций. Таким образом, трудно провести жесткую границу между собственно журналистской и другого происхождения информацией, между информированием и трансмиссией в экономической сфере. Трансмиссионную роль СМИ осуществляют и в сфере политических отношений (публикация законопроектов, законов, решений власти и т.п.). У истоков СМИ стояли разного рода вестники, которые заменили глашатаев и фельдъегерей, развозивших депеши и другие послания «сверху». В советское время подобная роль была безоговорочно обязательной, на бесплатной основе; прежде всего это была публикация официальных документов. Отчеты со съездов Коммунистической партии занимали иногда все специальные многостраничные выпуски ежедневных газет. Теперь такая практика изменилась, закрепляется договорами с органами власти, в том числе на возмездной основе, регламентируется также законом. В этой же сфере СМИ осуществляют связь между властью и электоратом. Зачастую это носит декларативный характер. Такого рода деятельность оживляется в период выборов. Она жестко регламентируется законом (например, время, отводимое представителям разных партий в предвыборной агитации на телевидении). Однако широко распространилось использование через СМИ так называемого «административного ресурса», когда действующий глава исполнительной власти мелькает на экране и полосах изданий по любому поводу. СМИ стали главными каналами для «связей с общественностью». Такого рода связи всегда нацелены на формирование положительного образа персоны или организации. СМИ оказываются подходящими каналами для обращения к широкой публике, использования нелобовых ходов по привлечению внимания, закреплению позитивного образа, а то и для «черного пиара», где на нерегламентированной законом основе они камуфлируют под независимую объективную информацию материалы, пропагандирующие позитивный образ клиента. Стоит отметить, что смысловой границы между «пиаровскими» и так называемыми положительными материалами нет, что и порождает невнятность регламентации многих публикаций, возможность незаконного взимания за них денег. СМИ отведена ведущая роль каналов трансляции культуры. Не раз отмечалось, что в целом их деятельность иесть перенос культуры во времени и пространстве, если понимать ее широко, как это делают социологи: «биологически ненаследуемое содержание совместной жизни и деятельности людей, представляющее собой искусственные, созданные людьми, объекты (артефакты); организованные совокупности этих артефактов; созданная самими людьми динамическая среда существования и самореализации людей; источник регулирования социального взаимодействия и поведения». СМИ передают знания, нормы, ценности, опыт деятельности и сами участвуют в их формировании. В узком смысле слова речь идет о культуре как области художественного творчества. С появлением СМИ, как считают многие исследователи, возникло то, что называют массовой культурой - «формой культуры, произведения которой стандартизируются и распространяются среди широкой публики, без учета региональных, религиозных или классовых субкультур», т.е. антипод культуры элитарной, оригинальной. В большинстве случаев, говоря о такой культуре, исходят из представления о том, что само тиражирование уже неизбежно снижает ее уровень. Разумеется, слушать симфонический концерт лучше всего в зале, а не по радио или телевидению. Однако не у всех есть возможность попасть в зал. К тому же само по себе тиражирование не обрекает произведение к скатыванию к «масскульту». Так, трансляция классики по телевидению не переводит ее в сниженный культурный статус. Вопрос в том, как именно осуществлен перенос. Сериал по роману Ф. Достоевского «Идиот» несопоставим по своим художественным качествам и нравственному содержанию с сериалами «Счастье ты мое» и т.п. Советское радио сумело создать «золотой фонд» инсценировок художественных произведений для детей и взрослых с участием великих актеров. Сказка «Айога» в исполнении великой актрисы М. Бабановой никак не похожа по уровню на «смехопанорамы» или «аншлаги». К коммерциализации и усреднению культуры приводят те же факторы, что влияют и на снижение уровня собственно журналистских произведений (аналитичности, выразительности, объективности, полноты и других качеств). К тому же здесь действует принцип научения, «концерта по заявкам». Нельзя не отметить и противоположную тенденцию: наличие среди медийных каналов тех, что рассчитаны на искушенного читателя, слушателя, зрителя. Таковы, например, познавательные передачи типа «Очевидное — невероятное» на телевидении или «Джаз для коллекционеров» на радио «Эхо Москвы». Проблема — в необходимости формирования первичных культурных навыков, вкуса у массовой аудитории, что зависит и от семьи, и от школы, и от СМИ. Поэтому требует особой поддержки государства и вещание на каналах типа «Культуры», производство и показ хороших просветительских, детских, молодежных передач. Процесс визуализации культуры, проявляющийся через возрастание роли зрелищных форм, прежде всего телевизионных, в современной России сочетается с «делитературизацией» общественной жизни. Когда-то чтение было здесь одним из всеобще распространенных занятий, выполняющих целую гамму функций — от сплочения семьи (чтение вслух) до приобщения к жизни страны. Литературно-публицистические «толстые» журналы, например, кроме того что несколько компенсировали книжный дефицит, были главной дискуссионной площадкой для обсуждения в рамках дозволенного не только литературных, но и общественных проблем. Недаром инженеры и другие слои массовой интеллигенции выписывали их «вскладчину», по одному экземпляру на отдел НИИ или целую компанию друзей. Один из социологов печати Б. Дубин еще в начале 1990-х годов предрекал «демонополизацию и децентрализацию системы коммуникаций в обществе, включая печатные способы». Последние, по его мнению, теряют свое значение, поскольку произойдет «делитературизация культурной и общественной жизни: снятие сверхнагрузок как со словесности, замещавшей любые формы действия, так и с писателя, наделенного атрибутами пророка». Действительно, очереди в книжные магазины и к газетным киоскам пропали, но ведь пропал и дефицит. И 20 кг макулатуры за книгу У. Коллинза «Женщина в белом», как в советское время, собирать не надо, как и вставать в пять часов утра в очередь за «Огоньком» в киоске. Есть и те, кто считает, что «образом самой читающей страны» мы обязаны не многотомью собраний сочинений, а потаенностью, загадочным флером, сопровождающим самиздатовскую литературу». «Скажите нынешним детям, что за это чтение раньше срок могли дать, — детей будет не оторвать». Учитывая наличие в СМИ множества произведений художественной культуры, рассчитанных на легкое восприятие, стоит отметить их деятельность по передаче текстов, имеющих функцию развлечения, игры. Функция развлечения не жестко связана с видом материалов. Этой цели, в конце концов, может служить и досужее чтение судебной хроники. Однако есть специализированные жанры, формы, прямо нацеленные на данную функцию. С ранних этапов развития СМИ, уже в периодической печати, закладывалась традиция размещения материалов для отдыха — анекдотов и ребусов, кроссвордов и шарад. Такие публикации служили наращиванию аудитории, увеличению объема редакционной почты (многочисленные ответы на викторину позволяли отчитываться в советское время перед партийными органами о числе «писем трудящихся» в редакцию). Такие произведения могут служить и вполне серьезным целям. Так, сериал «Граница» был рассчитан на формирование положительного образа армии, закрепление патриотических чувств. Зачастую это дает более успешные результаты, нежели прямая пропаганда в «серьезной форме». Массовые акции по поводу побед или проигрыша национальной футбольной сборной — пример того, как зрелище работает на национальную интеграцию. На такие же социальные эффекты рассчитаны и передачи типа «Старые песни о главном». Зарубежные исследователи неоднократно выявляли связь развлекательных передач с процессами политической социализации, т.е. формированием лояльности к политической системе, с передачей норм политического поведения. Они отмечают, что любые виды так называемых «несерьезных» передач типа игровых шоу, спортивных трансляций, мыльных онер формируют определенные модели поведения, закрепляют ценности состязательности, инициативы, «игры по правилам» и т.п. Частью коммуникативной деятельности СМИ можно считать включение в них трансляции так называемой художественной самодеятельности, предоставление публичных площадок. Таких передач на современном телевидении практически нет, поскольку рейтинговая политика, а также возможность получать прибыли от трансляции выступлений профессиональных исполнителей (известно, что теперь не телевидение им платит, а они ему — за промоушн) требуют ставить в программу вовсе не художественную самодеятельность. Сейчас телевидение решило сделать несколько шагов навстречу аудитории и появились передачи «Стань звездой» или про танцы, но все равно их мало. Производство произведений культуры все больше включено в деятельность электронных СМИ. Отбор кинофильмов для показа, их заказ, производство на дочерних или партнерских предприятиях становятся частью работы на канале, неотделимой от производства собственно журналистской информации и даже вытесняющей ее, переводящей телевидение в область шоу-бизнеса. Теперь и произведения создаются с учетом требований (формата), сценарии пишутся в расчете на телевизионный сезон. СМИ относятся к виду моноцентрических коммуникаций, где информация распространяется из единого центра для рассредоточенного множества людей. Однако из практики известно и установлено исследованиями, что часть людей получает информацию, поступившую через СМИ, от других людей, так что информационный поток принимает двухступенчатый характер (two-step flow of mass communication). Впервые подобный феномен был зафиксирован и описан еще в 1940-е годы американскими исследователями П. Лазарсфельдом (P. Lazarsfeld) и Б. Берельсоном (В. Berelson). В своем исследовании конца 1960-х годов наши социологи также обнаружили в селах Рязанской области среди опрошенных примерно 8%, которые узнавали о содержании опубликованных материалов и передач от других людей. Специальные исследования на Западе, в том числе знаменитый опрос о том, как американцы узнавали об убийстве президента Дж. Кеннеди, показали, что при передаче информации происходят взаимовлияния, определяющие результаты восприятия информации. Более других влияют на окружающих так называемые лидеры мнений, авторитетные в той или иной области.
Слайд 7.21 Конфигурация коммуникаций зависит, в частности, от реальных условий приема массовой информации. ________________________________________________ Конфигурация коммуникаций зависит, в частности, от реальных условий приема массовой информации. Например, в России в 1950-1960-е годы при первоначальном распространении домашнего телесмотрения телевизор марки «КВН» с его крошечным экраном смотрели всей семьей, с соседями. А это значит, что реакция окружающих опосредовала влияние самого телевизионного содержания. До сих пор в России значительная часть аудитории, имея один телевизор, смотрит передачи с кем-либо еще. Однако, если есть более чем один телевизор, — ситуация меняется. В среднем по России два и более телевизора имеет 21% семей, в Москве — 48%, а это означает то, что в столице массовая телевизионная коммуникация чаще функционирует способом, характерным как раз для данного вида: с индивидуализированным приемом информации. Появление пультов дистанционного управления завершает процесс индивидуализации: каждый зритель может строить собственный межканальный «трафик».
Слайд 7.22 СМИ могут действовать: · в одно- или двустороннем (частично двустороннем) режиме, · привлекая аудиторию к участию в производстве информации, · допуская или не допуская ее к контролю и программированию собственной деятельности. _______________________________ Как любая социальная коммуникация, СМИ могут действовать в одно- или двустороннем (частично двустороннем) режиме, привлекая аудиторию к участию в производстве информации, допуская или не допуская ее к контролю и программированию собственной деятельности. Вместе с тем СМИ устроены таким образом, что положение журналистов и аудитории несимметричны, полная взаимообратимость ролей нереальна. На полюсе журналистов всегда остается возможность фильтрации распространяемой информации, инициатива в открытии интерактивных возможностей (опций). С появлением Интернета эта природная несимметричность является с новой силой. Сайты, относящиеся к СМИ, воспроизводят исконное положение вещей при развитии любых форм интерактивности: инициатива в формировании контента и в предоставляемых интерактивных опциях — за редакцией. Однако в эпоху развития интерактивных технологий у СМИ есть и преимущества в сочетании множества функций, профессиональной подготовке и возможности канализировать массовую информацию от различных индивидов и групп, обобщать ее, институциализировать ее бытие. Изменение режима функционирования коммуникаций — задача чрезвычайно трудная, так как уходит корнями в общественные отношения. Вот почему при всех призывах к развитию двусторонности, интерактивности в СМИ мало что меняется. «Коммуникация — это в высшей степени социальный процесс. Измените ее форму, ее средства. Она тут же изменит природу групп и форму власти», — отмечает французский обществовед С. Московичи. Слайд 7.23 Коммуникативная функция реализуется и в установлении, восстановлении реальных связей между людьми, соединении их в малые групповые общности. _____________________________________
Коммуникативная функция реализуется и в установлении, восстановлении реальных связей между людьми, соединении их в малые групповые общности. Таково, к примеру, основное назначение передач типа «Жди меня» (Первый канал). Иногда это может быть и одним из планируемых результатов. Так, благодаря радиопередаче «Серебряные нити» («Маяк») одна из юных слушательниц, потеряв родителей, нашла себе опекуна. Газета «Коммерсантъ» ведет рубрику, благодаря которой находят друг друга те, кто нуждается в помощи, и благотворители.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|