ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Ценностно-регулирующая функция«Ценностно-ориентированное взвешивание целей и целерациональное осмысление имеющихся средств служат принятию разумного решения относительно того, как нам следует воздействовать на объективный мир». Хабврмас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М, 1995. С. 17 Слайд 7.35 Функция корреляции, т.е. взаимную координация отношения людей к тому, что происходит в действительности (Г. Лассуэлл) ___________________- Как отмечалось, к числу всеобщих для социальных коммуникаций функций Г. Лассуэлл отнес функцию корреляции, т.е. взаимную координацию отношения людей к тому, что происходит в действительности. Д анная универсальная функция выполняется не столько через обмен знаниями о действительности, сколько через формирование отношения к ним, приведение их в связь с тем, что в социологии называется ценности и нормы, или ценностно-нормативная система. «Сознание человека, — писал выдающийся отечественный психолог С. Л. Рубинштейн, — включает... не только знание, но и переживание того, что в мире значимо для человека в силу отношения к его потребностям, интересам и т.д.». Процесс распространения информации с неизбежностью включает в себя и процесс распространения отношения к ней, т.е. процесс передачи не только сведений, знаний, но и сопряженных с определенными ценностями идей, стимулирующих принятие и усвоение определенных норм и образцов поведения. В духовном смысле ценности — это «ориентиры сознания индивидов или групп людей, связанные с аксиологическим (оценочным ) отношением к окружающему миру в широком диапазоне культурных значений и оценочных шкал: «хорошее — плохое», «высокое — низменное», «прекрасное — безобразное», «нравственное -безнравственное», «одобряемое — осуждаемое» и т.п.». Такие значения и шкалы создает не сама журналистика. Она их выражает, транслирует, применяет к происходящему, формулирует, проверяет фактами, дает публичный выход разным ценностным системам и вместе с тем стремится найти в них общее. Различают множество видов и конкретных ценностей, например, морально-этические (порядочность, человеколюбие), политические (демократизм, равенство, свобода), социальные (равенство, справедливость, солидарность) и др. Выделяют среди них и так называемые общечеловеческие (неприкосновенность человеческой жизни, равенство стран и народов и т.п.). Те ценности, которые реально разделяет, исповедует личность, группа, называются их ценностными ориентациями. Ценности воплощаются в социальных нормах — определенных стандартах, предписаниях, правилах поведения, которые также отражаются журналистикой, в том числе через одобрение (неодобрение), поддержку (порицание) конкретных поступков, действий, внешнего вида, манер и т.п. Благодаря регулярному влиянию СМИ, которое осуществляется через различные механизмы информационной деятельности (отбор, взаиморасположение сообщений, акценты, сопоставление и многое другое), происходит унификация (mainstreaming), «направление взглядов людей на социальную реальность в единое русло». Поскольку ценностное отношение к миру основано на потребностях, интересах, то социальные субъекты, владеющие и управляющие СМИ, не могут не действовать в процессе организации производства, отбора и распространения информации в соответствии с интересами, на основе разделяемых ими моральных, политических, религиозных, иных ценностей. Сложность структуры общества порождает и сложность строения ценностно-нормативных систем. В субкультурах (культурах отдельных частей общества — например, молодежи, сельчан, спортсменов и т.п.) есть специфика ценностей и норм. На социетальном уровне (общество в целом) также нужна своя система, генерализирующая, интегрирующая более локальные духовно-регулирующие подсистемы. И здесь незаменима роль общенациональных СМИ, скрепляющих общенациональную идентичность. У СМИ есть целый ряд способов осуществления рассматриваемой функции, начиная с отбора сообщений, освещаемых фигур, дат и т.п. Само познание и знание о мире тесно связаны с отношением к нему. Поэтому данную функцию можно рассматривать как отдельную лишь в целях теоретического анализа — в реальности она слита со всеми остальными. Убеждающее, ценностно-регулирующее воздействие на человека сложнее, чем простое сто информирование. Понять и принять — не одно и то же. Еще Козьма Прутков в известном афоризме высказывался: «мы говорим, что понимаем чего-то не потому, что наши понятия слишком малы, а потому что это не входит в круг наших понятий». Информирование рассчитано на понимание, а убеждение и внушение — на принятие. Успех убеждения невозможен без учета сложившейся ранее точки зрения на соответствующее явление. При этом ценностные системы сложносоставные, разноуровневые. Личность является одновременно носителем многих систем ценностей (семейных, профессиональных, гражданских и др.) в той мере, в какой она объективно и субъективно включена в разные общности. Для каждого есть свои референтные общности, на которые он равняется более, чем на другие, положением в которых дорожит больше. Поэтому усвоение ценностей при восприятии информации — процесс сложный, что неизменно показывали исследования эффектов и эффективности СМИ. Тоталитарным общественным системам свойствен идеологический и информационный монополизм, здесь неизбежно манипулирование массовым сознанием во имя интересов правящего класса. В демократических обществах сдерживанию духовной монополизации служат наличие многопартийной системы, разнообразных структур гражданского общества, включение производства и распространения информации в сферу свободного предпринимательства, антимонопольная политика государства, соответствующая система законодательных норм, равенство в их применении, а также профессионально-этическое регулирование (журналистские уставы, хартии, нормы). Однако и в демократических условиях отношения собственности (владения СМИ) могут способствовать доминированию мировоззрения отдельных групп в обществе.
Слайд 7.36 Журналисты могут действовать: · в интересах власти; · в интересах многих сил, групп; Чем более одностороннюю позицию занимают СМИ, тем в большее несоответствие приходят информационная и ценностно-регулирующие функции: влияние строится не на информационно обоснованном доказательстве, а на эмоциональном давлении. ______________________________ В коммуникациях, где роли не поляризованы, — отношения партнерские. Установление корреляции (координации позиций) идет за счет взаимного информирования, внушения и убеждения. В массовых коммуникациях типа СМИ внушающим и убеждающим субъектом скорее становится одна из сторон — журналисты. При этом действовать они могут в интересах власти, иной, стоящей за коммуникаторами, силы (тогда процесс протекает как пропаганда ) или в интересах многих сил, групп (тогда информационная политика средства информации становится плюралистической). Чем более одностороннюю позицию занимают СМИ, тем в большее несоответствие приходят информационная и ценностно-регулирующие функции: влияние строится не на информационно обоснованном доказательстве, а на эмоциональном давлении. Наша страна примеров тому знает множество. В репрессивные 1930-е годы радиорепродукторы постоянно разносили слова тогдашнего шлягера: «Над страной весенний ветер веет, с каждым днем все радостнее жить. И никто на свете не умеет лучше нас смеяться и любить». И далее: «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек». В застойные же 1970-е, с их нарастающей коррупцией, — на радио и телевидении была сплошная песенная романтика: «А я еду за туманом», «Ни минуты покоя», «Старость меня дома не застанет. Я — в дороге, я — в пути». Слайд 7.37 В нашей новостной журналистике нет традиции представлять, как минимум две точки зрения на событие. ___________________________ Для современной российской журналистики характерно стремление к экспансии журналистского взгляда на окружающее. Освободившись от советского идеологического монизма, журналисты заменили официальную точку зрения, оценку происходящего собственной. Исследования показывают, что подавляющее большинство материалов в печатной прессе, например, составляют журналистские монологи. В нашей новостной журналистике нет традиции представлять, как минимум две точки зрения на событие. В советское время такую оценку брали на себя политические лидеры (перефразируем когда-то всем известное; стихотворение — «Спите, дети, в добрый час, Сталин думает за вас»), ныне — работники СМИ (хотя в практике ряда каналов по-прежнему прослеживается традиционное властное доминирование или влияние корпоративных интересов).
Слайд 7.38 СМИ неодинаково используют механизмы ценностно-нормативного влияния. Печатной прессе подвластны рациональное аргументирование, глубокий анализ и обоснование оценочных выводов. Телевидению же больше свойственны эмоциональное влияние, заражение выраженными чувствами и манерами поведения персонажей. _______________________________
При прочих равных условиях разные средства СМИ неодинаково используют механизмы ценностно-нормативного влияния. Печатной прессе подвластны рациональное аргументирование, глубокий анализ и обоснование оценочных выводов. Телевидению же больше свойственны эмоциональное влияние, заражение выраженными чувствами и манерами поведения персонажей. Недаром так много исследований посвящено тем эффектам, которые возникают в результате подражания телевизионным героям (см. 6.5.2). При двустороннем режиме деятельности в процессе обсуждения, дебатов с участием общественности (общественного мнения, массовой аудитории) складывается истинный ценностный плюрализм с непосредственным участием представителей разных групп и позиций. Следовательно, ценностно-регулирующая роль СМИ тесно связана с функцией форума, канала социального участия. Объективно обусловленным стремлением сформировать единое отношение, согласие по конкретным поводам на основе общих ценностей и тем самым достигать общественного согласия объясняется и стремление СМИ к оперативности. Из теории, экспериментов и практической жизни хорошо известно, что первичное формирование ценностного отношения, установок (т.е. готовности реагировать на определенные объекты определенным образом) протекает легче, чем их изменение, тем более радикальное. Поэтому информационные каналы, особенно оппонирующие друг другу, стараются опередить оппонентов в освещении событий. Складывается определенная культура ценностного влияния на аудиторию, характерная для разных типов СМИ. Те из них, что относятся к качественным, придерживаются принципа четкого разделения фактов и мнений, отражающих ценностную систему (news and views). Пресса массовая, «желтая», бульварная не утруждает себя этим, часто выдает желаемое за действительное, предлагает версии, не подкрепленные никакими доказательствами. Слайд 7.39 Необходимость ценностно-регулирующей функции вытекает из самой природы, объективной потребности общества в цементирующих, интегрирующих механизмах, то есть она социализирует общество. __________________________ Необходимость ценностно-регулирующей функции вытекает из самой природы, объективной потребности общества в цементирующих, интегрирующих механизмах, то есть она социализирует общество. Роль ценностной регуляции в нем возрастает по мере уменьшения прямого принуждения или обычая, традиции как способа распространения, наследования, передачи от поколения к поколению форм совместной жизни людей. Социологи определяют процесс социализации, как «включение личности в систему социальных связей на основе усвоения ею ценностей, норм, образцов поведения данной группы или общества в целом в процессе собственной деятельности и общения». Процесс усвоения, субъективного принятия ценностей и норм (интериоризация, или интернализация) составляет «внутреннюю часть» более широкого процесса социализации. Социология СМИ рассматривает, как в этом участвуют эти средства массового общения. Не случайно наибольшее внимание приковано к воздействию на юную аудиторию. Самым первым институтом социализации для человека в его развитии оказывается семья («Крошка-сын к отцу пришел, и спросила кроха: что такое хорошо и что такое плохо...»), затем дошкольные («Платьице нарядное надели мне не зря: мы сегодня празднуем праздник Октября») и школьные учреждения («Пионер — всем ребятам пример»), учебные и трудовые коллективы (доска почета «Наши передовики) — с их официальными и неофициальными способами воздействия на человека. Если говорить очень упрощенно, то от воздействия типа «выполнять и не перечить» или от моделей — «Делай, как я» все чаще совершается переход к влиянию: «это хорошо (полезно, красиво и т.п.), а потому стоит одобрить (обдумать, сделать)». «Издание газет, — писал о первом по времени появления средстве массовой информации А. Де Токвиль, — приобретает все большее значение по мере того, как люди становятся все более равными и опасность индивидуализма возрастает. Полагая, что газеты служат гарантией свободы, мы приуменьшили бы их значение: они поддерживают существование самой цивилизации...Если бы не было газет, совместные действия едва ли были бы возможны». Один из наиболее крупных современных западных обществоведов Э. Гидденс относит СМИ к кругу важнейших «агентов социализации». Перестройка общественных отношений в России в середине 1980-х годов актуализировала рассуждение о характере процесса социализации и мере активности самой личности в нем. «В перспективе наиболее эффективна такая система отношений между личностью и обществом, группой, которая не только диктует человеку правила жизни, но и ставит перед ним вопрос: "Что и зачем мы должны сделать?". Иными словами, такая система предполагает участие всех и каждого в выработке коллективных норм и ценностей». Новейшая история России показала, что этого не случилось. Общество оказалось отстраненным от программирования преобразований. А недолгий период массового энтузиазма, который на рубеже 1980-1990 гг. выплеснулся в эфир и на полосы СМИ, сменился устойчивой апатией, ярко выраженным «астеническим синдромом» (Ю. Левада). Декларируемые ценности проверяются практикой. Общеизвестно, что идеи открытости страны миру, свободы слова, предпринимательства, либерализма многими россиянами не были приняты. Старое советское общественное устройство многим сегодня кажется желанным. «Утраченная стабильность материальной жизни (перебои с зарплатой, отсутствие тяжелой или бессмысленной, но привычной работы и т.п.) никак не могла быть компенсирована абстрактными для 90% населения политическими (либеральными) свободами, писали Т. Кошкарева, Р. Нарзикулов в «Независимой газете» в 1999. Общество оказалось расколотым. Требуются большие усилия по поддержанию единой ценностной системы. На этом фоне время от времени вспыхивают кампании по поиску национальной идеи, но, как и все насаждаемое «сверху», она вряд ли будет служить интеграции. Такого рода явления возникают естественным путем, в процессе долгого, общенационального же дискурса (обсуждения). В наши дни все раньше люди сталкиваются с ценностным влиянием общей культуры и субкультур именно через СМИ. Если семья, школа, трудовой коллектив, дружеские компании выступают в качестве средств социализации на определенных этапах жизни личности или в рамках отдельных жизненно-возрастных циклов, то СМИ — от минимального до преклонного возраста. Филя, Степашка и Каркуша вершат свою воспитательную миссию для самых маленьких. Телевизор смотрят в большинстве стран, что называется, до гробовой доски. На протяжении XX в. множество исследователей с равным рвением и с применением данных социологических, психологических и социально-психологических методов доказывали, что СМИ всемогущи во влиянии на людей, с одной стороны, и мало способны всерьез влиять — с другой. И те, и другие правы — ценностно-нормативное влияние результируется в каждом конкретном случае через сумму факторов, но возрастающую роль СМИ отрицать трудно.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|