ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Функция форума, или канала социального участия«Государственное овладение необъятными российскими пространствами сопровождалось страшной централизацией, подчинением всей жизни государственным интересам и подавлением свободы личных и общественных сил. Всегда было слабо у русских сознание личных прав и не развита была самодеятельность классов и групп». Бердяев Н. Судьба России. М.; Харьков, 1998. С. 326 Понятие «демократии участия», т.е. такой формы демократического устройства, при которой широкие слои общества, рядовые граждане принимают непосредственное участие в выработке политики, в обсуждении, подготовке решений и контроле за их реализацией, широко распространилось в левых политических кругах Запада в 1960-1970-х годах. Два понятия: «социальное участие» и «гражданское участие» весьма близки, употребляются часто как синонимы, а в последнем иногда подчеркивается активность именно в политической сфере. Несколько позже возникло понятие «культуры участия»; были обозначены сменяющие друг друга стадии ее развития: «культура граждан» следует после культуры «приходской» и «культуры подчинения». Когда говорят о социальном участии, имеют в виду всю общественную сферу, «где сталкиваются интересы множества личностей, где отдельные люди выступают в самых разных полях: как мужчины и женщины, предприниматели и рабочие, преподаватели и студенты, ораторы и слушатели, производители и потребители». Но наиболее важно участие гражданское — «там, где индивиды выступают как граждане государства». Слайд 7.50 Идея социального или гражданского участия связана с представлением о двух основных способах осуществления демократии — через делегирование полномочий (представительная форма демократии) и непосредственное выражение воли (прямая или непосредственная деократия). ________________________ Идея социального или гражданского участия связана с представлением о двух основных способах осуществления демократии — через делегирование полномочий (представительная форма демократии) и непосредственное выражение воли (прямая или непосредственная деократия). Такая идея рассматривается в контексте критики той практики делегирования полномочий, которая сложилась в современном обществе и реализуется через выборы. Отдавая свой голос раз в несколько лет за определенного кандидата во власть, рядовые граждане отлучаются на достаточно длительный период от управления обществом, от принятия решений, которые будут влиять в конечном итоге на их собственную жизнь. В итоге формируется и определенный настрой: граждане перестают верить в возможность влиять на решения, развивается социальная апатия — безразличие к вопросам общественной жизни. «Именно действие механизма делегирования... оказывается первопричиной политического отчуждения», — считал П. Бурдье. В итоге граждане предоставляют партиям и делегатам «огромную свободу, включая свободу говорить им вещи, противоречащие тому, что сказали бы сами, если бы были способны говорить от себя». И «чем больше люди обездолены, тем больше они вынуждены и склонны, желая заявить о себе в политике, полагаться на доверенных лиц». В оценке важности функции участия нужно помнить именно о возможности говорить «от себя». При этом возникает проблема трудного сочетания принципов демократизма и профессионализма, степени компетентности масс в управлении. Вместе с тем «государство в лице чиновников не в состоянии ни предвидеть все сложности развития, ни предложить многообразные варианты решений, ни выбрать из них наиболее эффективный вариант. Это может сделать только свободное общество, без страха и ограничений обсуждающее все без исключения проблемы и все возможные варианты их решения. Ограничение на обсуждение, основанное либо на государственной цензуре, либо на самоцензуре журналистов, чиновников, политиков, означает такое ослабление, такой удар по стране, с которым не сравнится никакая внешняя угроза». СМИ могут оказываться управляемыми со стороны людей, не способных понять их назначение. Очередной владелец газеты «Московские новости» (а она, долгое время была рупором либеральных идей) заявил по горячим следам сделки, что она должна стать проправительственной, «не должна направлять общественное мнение против устоявшихся структур». Поскольку, мол, политические и административные структуры организованы теми, за кого проголосовали во время выборов, «то преднамеренно настраивать против них общественное мнение неправильно». Идея общественного контроля за властью, составляющего непременный атрибут демократического устройства, как видим, начисто отвергнута. Это может происходить и в силу сервильности (желания выслужиться перед властью), и дремучей некомпетентности, и не менее дремучего консерватизма, но последствия для издания и его аудитории одинаково пагубны. Рассматривая коммуникативную, информационную, ценностно-регулирующую, социально-организационную функции, нельзя не учитывать способности СМИ выполнять их посредством многостороннего обмена информацией, хотя большинство функций, так или иначе, выполняются и при одностороннем режиме работы СМИ. В этом случае коммуникативная функция ограничивается вертикальной связью «сверху — вниз»; информационная легко скатывается к пропагандистской, «склеивается» с ценностно-регулирующей; социально-организационная тяготеет к агитационно-мобилизационной и т.д. Превращение СМИ в истинные средства массовой коммуникации совершается именно тогда, когда аудитория начинает принимать участие в производстве информации, а «общество можно характеризовать тем, какая часть его речевой жизни протекает в общественных местах... и какой доступ каждый человек имеет к "общему котлу" политических дебатов и дискуссий». Объем «публичной речевой жизни» в СМИ несравнимо больше других каналов. Так, за несколько минут радиостанция «Эхо Москвы» получает на свой вопрос до нескольких тысяч звонков-ответов, которые к тому же дополняются отдельными звонками-суждениями, аргументирующими точку зрения радиослушателя. Слайд 7.51 Суть двустороннего «участвующего» режима функционирования СМИ состоит в следующем: ■ участие в производстве информации возможно не только для профессиональных журналистов, но и для аудитории, в том числе той ее части, которую составляют специалисты в освещаемых вопросах; ■ информация, поступающая любыми путями (письма, телефонные звонки, пейджинговые и интернет-сообщения), не сводится лишь к отклику на публикации, но и включает сообщения, созданные по инициативе нежурналистов (постановка не освещенных ранее вопросов, суждения о работе СМИ и т.п.); ■ отбор журналистами сообщений для публикации, оглашения не подчинен желанию подтвердить лишь собственную позицию; ■ в арсенал методов оглашения общественного мнения включаются статистические обзоры обращений; ■ по мере развития информационных технологий (Интернет и др.) двусторонний обмен становится структурно более сложным: аудитория получает возможность адресоваться не только к единому центру (редакции), но и друг к другу.
__________________________ Напомним, что суть двустороннего «участвующего» режима функционирования СМИ состоит в следующем: ■ участие в производстве информации возможно не только для профессиональных журналистов, но и для аудитории, в том числе той ее части, которую составляют специалисты в освещаемых вопросах; ■ информация, поступающая любыми путями (письма, телефонные звонки, пейджинговые и интернет-сообщения), не сводится лишь к отклику на публикации, но и включает сообщения, созданные по инициативе нежурналистов (постановка не освещенных ранее вопросов, суждения о работе СМИ и т.п.); ■ отбор журналистами сообщений для публикации, оглашения не подчинен желанию подтвердить лишь собственную позицию; ■ в арсенал методов оглашения общественного мнения включаются статистические обзоры обращений, где выявляются такие их характеристики, как социальный, географический, поселенческий состав обращающихся, тематика обращений, соотношение содержательных характеристик таких сообщений; ■ по мере развития информационных технологий (Интернет и др.) двусторонний обмен становится структурно более сложным: аудитория получает возможность адресоваться не только к единому центру (редакции), но и друг к другу. Рассматривая работы отечественных и зарубежных исследователей, нетрудно заметить, что многое в них — о желаемом, социально необходимом, а не о реальной деятельности СМИ. Это касается не только российских СМИ, но и тех, что действуют даже в самых демократически развитых странах. Мировая практика дала лишь отдельные примеры использования СМИ для многостороннего общения, причем преимущественно локальных. Известная у нас работа американского практика и исследователя Э. Миллера отражает нечастый случай: городская газета сумела втянуть жителей в формирование повестки дня выборной кампании, в разработку общественного наказа, а заодно, повысив массовый интерес к этому, поднять и собственный тираж. В 1980-1990-х годах кабельное телевидение в США, а позже и в Европе дало новые практики: выделение времени для выступлений местных жителей. Демократические радикалы подчеркивают, что «в социальных стратегиях необходимо учитывать потребности любых социальных, политических, культурных движений в своих СМИ, в контроле над ними и в связях с основными (mainstream) СМИ149. Слайд 7.52 Функция форума — в возможности преодолевать в обмене информацией любые расстояния в налаживании реальной двусторонней связи между редакцией и аудиторией, в обслуживании разносторонней работы журналистов с информацией, поступающей от пользователей. ___________________________ С развитием Интернета функция форума получила техническое обеспечение в виде соответствующей опции. Ее особенность — в возможности преодолевать в обмене информацией любые расстояния в налаживании реальной двусторонней связи между редакцией и аудиторией, в обслуживании разносторонней работы журналистов с информацией, поступающей от пользователей. С приходом Интернета появляются неограниченные возможности для хранения и отложенного во времени использования информации, в упорядочивании (модерации процесса общения). Роль модератора требует от журналиста определенной профессиональной подготовки и, что не менее важно, настроя на такую раба. В той же мере настрой, желание участвовать требуется и от аудитор А всем возможным участникам обмена мнениями необходимы соответствующие политические условия, прежде всего соблюдение права свободу слова. Идея той роли СМИ, которая в нынешнем обществоведении получила название форума, представление о необходимости движения граждан «от аудитории к арене», освоения ими «публичной сферы», «публичных площадок», к которым прежде всего относятся СМИ, не так уж и нова. Так, во Всеобщей Декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., утверждалось право не просто на информацию, а на коммуникацию, и уже тогда использовалось понятие «интерактивный обмен». В обществе, где неуклонно повышается объем социальной деятельности, связанной с производством, распространением, потреблением символов и управлением в той же сфере, доступность и осуществление права на участие в коммуникациях становятся все более важными. Все документы международного журналистского сообщества, принятые в последние десятилетия, подтверждают незыблемость информационных и коммуникативных прав людей, ответственность журналистов за их реализацию. При этом в состав принципов входят и обеспечение доступности, участия публики в деятельности СМИ, включая право на поправки и ответ на публикацию в СМИ. Возможность участия широких масс в коммуникациях рассматривается как одна из основных демократических ценностей, поскольку такое участие является наиболее доступной формой социального участия, делает реальным процесс «коллективного формирования воли». Активность СМИ при вовлечении в двусторонний разговор аудитории определяется множеством факторов и, несомненно, возрастает в периоды общественного подъема. В России во второй половине 1980-х и первой половине 1990-х годов общество стояло перед выбором пути развития, на страницы целого ряда изданий, в радио- и телеэфир вырвались голоса многих людей. Так, в нескольких номерах 1992 г. журнал «Юность» помещал вопросы, приглашая читателей ответить письмом на такие темы: переломные моменты в жизни и выход из них; как сохранить себя в трудное время и т.п. Редакция провела конкурс на лучшее письмо-исповедь. В конце 1980-х годов «Литературная газета» пригласила в редакцию представителя читателей — инженера, который рассказывал на страницах издания, что он увидел в редакции, узнал о журналистской работе. В каждом номере журнала «Огонек» печаталось множество заметок, корреспонденции, эссе представителей самых разных слоев общества о происходящем, об истории страны и ее будущем. Общественность была мобилизована на дебаты. В последующие годы печатные СМИ, которые по природе своей более всего приспособлены для обстоятельного дискурса, т.е. протяженного по времени разностороннего рассуждения и обсуждения, уступили место вещательным каналам. Однако, за редким исключением, в рамках облегченного формата на радио FM-диапазона люди обмениваются дорожными впечатлениями, рассказывают о своем настроении в данный момент, просят передать привет любимой и т.п. На телевидении во многих случаях общественное обсуждение превратилось в ток-шоу для непритязательной дневной аудитории, из них уходит общественно-политическая тематика. Характерно, что в 2001 г. еженедельник «Аргументы и факты», прежде славившийся серьезным анализом происходящего, привлекавший к разговору читателей, теперь уже обращался к ним с приглашением присылать рассказы о приключавшихся с ними курьезных ситуациях. А типичный для этого издания жанр «вопрос-ответ» стал инструментом рекламы. Бесспорно, для читателей дороги и собственные лирические переживания и проблемы взаимопонимания с детьми. Для человеческого общения нет ничтожных тем. Плохо лишь, когда все это заменяет необходимый разговор о том, что определяет жизнь общества, о его взаимоотношениях с властью. Слайд 7.53 Аспекты социального участия через СМИ: — влияние на контент и политику СМИ путем высказывания оценок, требований, ожиданий, в том числе через массовые опросы; — обладание долей внимания («освещения») со стороны СМИ; — выявление и оглашение мнений через каналы массовой информации; — включенность во владение и распоряжение СМИ, в том числе чер организации типа общественных советов при СМИ; — наконец, публикация/оглашение материалов, высказываний через СМИ. ________________________________ Социальное участие через СМИ состоит в использовании их способности не только информировать людей (информационная функция), но и связывать их между собой (коммуникативная функция), создавая новые сообщества (социально-креативная функция), предоставляя площадки для обмена мнениями общественным организациям или отдельным гражданам (функция форума, или канала социального участия). Участие в коммуникациях шире, нежели только включенность в форум. Аспекты участия таковы: — влияние на контент и политику СМИ путем высказывания оценок, требований, ожиданий, в том числе через массовые опросы; — обладание долей внимания («освещения») со стороны СМИ; — выявление и оглашение мнений через каналы массовой информации; — включенность во владение и распоряжение СМИ, в том числе чер организации типа общественных советов при СМИ; — наконец, публикация/оглашение материалов, высказываний через СМИ. Напомним, что СМИ — коммуникации, в которых центр производство контента находится в руках медиаработников. Поэтому участие регулируется в основном ими, если речь не идет о создаваемых под давлением власти или общества советах при СМИ. Сегодня включенность граждан в коммуникации ограничивается потреблением информации или участием в качестве респондентов (опрашиваемых) в опросе — в виде пассивного объекта наблюдения и измерения. Французский обществовед П. Бурдье предостерегал от «эффекта рейтинга», благодаря которому придается «демократическая легитимность логике коммерции». Иными словами, не следует считать демократичностью медиаработников то, что они измеряют рейтинги — величину аудитории каналов или передач. Это всего-навсего обратная связь в ее простейшей форме и с целью продажи рекламодателям внимания аудитории. Рассмотрим соотношение понятий «участие» и «обратная связь». Термином «обратная связь» зачастую обозначают любые формы получения информации об и от аудитории. В таком понимании сквозит медиацентризм, т.е. взгляд на отношения с аудиторией со стороны медиапрофессионалов. Понятие обратной связи возникло в кибернетике (науке об управлении в сложных системах), обозначая возможность для управляющей системы получать информацию о состоянии управляемой, о ее реакции на воздействия со стороны управляющей. Но, с точки зрения общества, смысл такой связи в ином: в возможности непрофессиональному субъекту участвовать в управлении информационными процессами, воздействовать на них, включаться в производство и распространение, обмен информацией с более широкими целями влияния на общественную жизнь. Участие не сводится, разумеется, к возможности оказаться в числе опрашиваемых в рейтинговых исследованиях. Не ограничивается оно и откликами на то содержание, которое опубликовано в СМИ. Здесь речь должна идти о возможности проявления инициативы граждан в самой постановке вопросов для обсуждения и месте в этом для инициативы граждан. Ситуация в СМИ должна отличаться тем самым от практики опросов, ибо «один из наиболее вредоносных эффектов изучения общественного мнения состоит именно в том, что людям предъявляется требование отвечать на вопросы, которыми они сами не задавались». В возможности для граждан проявить инициативу в постановке вопросов, в их учете, публикации и состоит особая роль СМИ в установлении связей в обществе по горизонтали и вертикали. Тем самым — в артикуляции забот граждан через массовые каналы, в формировании самими гражданами повестки дня, а вовсе не в возможности для СМИ знать, в какой мере читателям, слушателям, зрителям понравились размышления корреспондентов или ведущих. Подход к коммуникациям, с точки зрения участия в них граждан, или партиципарный («участвующий») подход, предполагает существенное изменение привычных для теории и практики журналистики понятий. Слайд 7.54 Основы демократического подхода к свободе прессы в свете идеи участия граждан в коммуникациях:
1. Основной контур свободы прессы — вопрос не цензуры, а прав человека, особенно на коммуникацию. 2. Субъект свободы слова не СМИ, не журналист, а граждане, для которых эта свобода гарантирует демократию и качество жизни. 3. Поскольку именно СМИ организуют реализацию гражданами свободы слова, то они (СМИ) и ответственны перед гражданами. Для этого необходимы как общие социальные нормы, так и, особенно, саморегуляция СМИ. 4. Демократия требует как открытости в осуществлении власти, так и эффективного гражданского участия в дебатах, в процессе принятия решений. 5. Свобода слова в условиях демократии требует публичной арены на местном, региональном, национальном и международном уровнях. ________________________________
Финский исследователь К. Норденстренг сформулировал пять основ демократического подхода к свободе прессы в свете идеи участия граждан в коммуникациях. 1. Основной контур свободы прессы — вопрос не цензуры, а прав человека, особенно на коммуникацию. 2. Субъект свободы слова не СМИ, не журналист, а граждане, для которых эта свобода гарантирует демократию и качество жизни. 3. Поскольку именно СМИ организуют реализацию гражданами свободы слова, то они (СМИ) и ответственны перед гражданами. Для этого необходимы как общие социальные нормы, так и, особенно, саморегуляция СМИ. 4. Демократия требует как открытости в осуществлении власти, так и эффективного гражданского участия в дебатах, в процессе принятия решений. 5. Свобода слова в условиях демократии требует публичной арены на местном, региональном, национальном и международном уровнях. Для этого мало юридических норм, которые гарантируют свободу дискуссий. Необходимы реальные возможности для открытого информирования и дебатов. Указанные подходы слабо реализуются даже в странах с развитыми демократическими отношениями. Недаром американский исследователь Р. Макчесни (R. McChesney) назвал свою книгу, обозначив характерное для СМИ положение: «Богатые медиа, бедная демократия». К основным дисфункциям в этой сфере можно отнести: подмену журналистами общественного мнения собственным, практическое отсутствие пространства для общественного обсуждения вследствие уменьшения и фрагментации аудитории печатных СМИ, нерегулярности и случайности чтения, изменения структуры радийного и телевизионного вещания, невнимания власти к публикациям СМИ; потерю доверия, авторитета СМИ у существенной части их аудитории, в частности из-за сервильного их поведения по отношению к власти или бизнесу. Особый вопрос — о месте информационной активности среди других видов социального участия. Есть точка зрения, в соответствии с которой информационное участие — суррогат, замена реальной социальной деятельности «разговорами». Она не лишена оснований. Миллионы писем в год на телевидении (правда, многие из них были откликами на викторины или заявкам на повторы любимых эстрадных номеров и передач) и сотни тысяч в редакции центральных газет в советское время могут рассматривается как «паровыводящий клапан». Однако опыт более развитых в демократическом отношении стран показывает, что потенции СМИ могут быть использованы в серьезном конструктивном социальном качестве; именно массовая информационная активность выдвигается на первый план в социальной практике. Уже первые отечественные социологические исследования феномена письма в редакцию и его автора установили наличие явной связи между информационной и другими видами социальной активности авторов. По данным «Таганрогского исследования», в 1960-1970-х годах большинство внештатных авторов оказывались людьми с разнообразной социальной активностью: 93% из них выполняли ту или иную общественную работу; 67% регулярно выступали с предложениями об улучшении производственной деятельности, 64% — об улучшении деятельности общественных организаций предприятий. Исследование, проведенное сотрудниками факультета журналистики МГУ в Ярославской области, показало, что занимавшиеся общественной работой были и более активными читателями газет, особенно центральных. Так, среди занятых общественной работой читали «Комсомольскую правду» около 71%, тогда как среди незанятых — около 54%. Интересно, что среди людей с общественными «нагрузками» гораздо больше, чем среди незанятых, оказалось тех, кто считал, что пресса должна помогать людям общаться, обсуждать свои проблемы, совместно искать пути их решения (52% против 36%). Интерес ко всем включенным в опрос общественно-политическим темам у «нагруженных» оказался выше, чем у остальных. Положительная связь между информационной и другими видами социальной активности подтверждалась и исследованиями на Западе. Так, один из результатов знаменитого Шарлотского проекта — в установлении явной связи между электоральной и информационной активностью горожан. При снижении электоральной активности падают тиражи газет. Необходимость форума в прессе осознана сравнительно давно. Еще в 1960-е годы знаменитый канадский обществовед М. Маклюэн (М. Macluhan) констатировал: «По мере увеличения скорости информации политика все более отходит от представительства и делегирования полномочий избирателями к непосредственному вовлечению всего сообщества в централизованные акты принятия решений»'. Реализация функции форума среди прочих факторов зависит от состояния медиасистемы. По мнению французского политолога П. Шампаня, «развитие журналистского поля, относительно автономное от политического поля, а также рост тиражей прессы и, соответственно, признание права на политические и профсоюзные объединения, привели к увеличению форм политического выражения вне пределов парламентской представительности». Однако указанное увеличение не случается само собой, нужны усилия и профессионалов, и общественности.
Слайд 7.55 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|