Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Функция психического регулирования




На грани социальной психологии и социологии идет изучение того, как СМИ влияют не только на сознание и поведение людей, но и на их настроения, чувства.

Слайд 7.66

«Функция СМИ - создание определенного эмоционально-психо­логического тонуса». Речь идет о воздействии на психоэмоциональ­ный тонус людей, формировании настроений, чувств. Этот результат достигается через влияние не только содержания, но и форм подачи, приоритетов в отборе контента, дизайна, повторяемости выпусков в привычное время и всех характеристик, относящихся к медиа (Б.А. Грушин).

_______________________________

 

 

Отечественный социолог Б. А. Грушин настаивает на существова­нии у СМИ «функции создания определенного эмоционально-психо­логического тонуса». Речь идет о воздействии на психоэмоциональ­ный тонус людей, формировании настроений, чувств. Этот результат достигается через влияние не только содержания, но и форм подачи, приоритетов в отборе контента, дизайна, повторяемости выпусков в привычное время и всех характеристик, относящихся к медиа. Сам факт наличия сериала в сетке вещания, доставки или покупки издания в при­вычное время, в привычном месте и т.п. явления в этой сфере способ­ствует ощущению нормы, порядка. Становясь ритуальными, контакты со СМИ упорядочивают, делают комфортной повседневную жизнь. Так, некоторые исследователи выделяют для телевидения функцию «пси­хотерапии».

Во второй трети прошлого века начались исследования, которые ставили целью выяснить, каковы мотивы и результаты обращения к СМИ у самой аудитории (такой подход получил название uses and grati­fications approach). Один из исследователей Герта Герцог, работавших в рамках дан­ного направления, например, включила снятие напряжения (emotional release) в круг функций радиослушания.

В советских исследованиях данная функция обозначалась как развле­чение, гедонистическая (наслаждение, удовольствие), релаксация (отдых, расслабление), рекреация (восстановление сил). В свое время включение ее в исследования вызвало протест партийных органов: такая роль рассмат­ривалась как недостойная советских средств массовой информации и пропаганды. На самом деле, таким образом, обозначенная функция, разумеется есть, но она составляет лишь часть более широкой роли СМИ в формировании эмоциональных компонентов индивидуальной и общественной психологии.

Понятия «развлечение» и ему подобные не охватывают всех возможных психологических эффектов, которые не сводятся к релакса или развлечению. Например, публикации материалов и передачи, посвященные подвигу народа в Великой Отечественной войне, способствуют укреплению чувства гордости за свою страну, душевному подъему. Тому же может служить транс­ляция победоносного для отечественной команды футбольного матча. Постоянное же включение множества новостей криминального характера может приводить к негативным результатам. Так, превышение порога вос­приятия тревожных новостей может приводить к эффекту наркотизации (когда психика становится все менее чувствительной к такого рода инфор­мации), апатии, эффекту эскапизма — уходу от реальной действительнос­ти в развлечения, отвлечения от реальной жизни.

К числу явлений, связанных с поддержанием общего эмоциональ­ного тонуса, часто относят игру. Она действительно имеет разносторон­нее значение для людей. М. Маклюэн рассматривал игры как «подруч­ное средство участия во всей полноте жизни общества, какое не может предложить человеку никакая единичная роль или работа». Игры, с одной стороны, помогают приспосабливаться к коллективным требо­ваниям, а с другой — дают передышку от обычных социальных ролей и моделей поведения. С появлением Интернета актуализировалась проблема влияния игры на другие формы активности людей. Аноним­ность существования в пространстве Сети, возможность представить­ся кем угодно (в этом пространстве нет имен, здесь — «ники»), невоз­можность идентификации личности (т.е. опознания реальной персоны) создают соблазн ухода в виртуальные миры, уменьшения значимости реальных социальных связей на фоне виртуальных, когда Интерне «вместо инструмента, канала общения становится средой обитания».

В традиционных СМИ и в Интернете сохраняется хорошо известная социологам и психологам проблема влияния участия в играх на модели поведения, формирование позитивных или негативных чувств. Некоторые исследования показывают, что так же, как и агрессивное содержание телепередач и фильмов, сценарии современных игр могу ожесточать, настраивать на применение силы. Впрочем, здесь возникает та самая дилемма, которая не разрешена до сих пор в связи с телевидением: что же все-таки имеет место чаще — формирование агрессии или, напротив, снятие ее за счет психологического погружения в агрессивный контент (психологи говорят о сублимации, замещении, безопасном выходе из негативного состояния за счет участия в соответству­ющем по содержанию зрелище).

В процессе многочисленных исследований влияния телевизионных сцен насилия и жестокости выдвигалась идея существования близкой к обсуж­даемой здесь функции катарсиса (очищения). Речь идет по существу о воз­можности «сбросить» негативные эмоции, достигать «очищения» посред­ством наблюдения за жестоким зрелищем на телеэкране. Таким образом, телевидение может не только ожесточать, но и смягчать нравы. У этой ги­потезы есть столько же противников, сколько и сторонников.

В СМИ есть место обмену эмоционально воздействующими сигна­лами, а потому здесь возможны и эмоциональные реакции. Не существует жесткой привязки данной функции к определенно­му типу материалов или передач, хотя некоторые из них создаются именно для этого («Смехопанорама» вряд ли может служить чему-либо иному, кроме релаксации, формирования и закрепления позитивного настроения). Данная функция может сопутствовать любой другой.

 

Слайд 7.67

Эмоциональное воздействие СМИ происходит под влиянием не­скольких групп факторов, связанных с особенностями:

1) контента и его подачи;

2) профессиональных установок и поведения журналистов;

3) состава и других характеристик аудитории;

4)конкретной социаль­ной ситуации

____________________________

 

Эмоциональное воздействие СМИ происходит под влиянием не­скольких групп факторов, связанных с особенностями:

1) контента и его подачи;

2) профессиональных установок и поведения журналистов;

3) состава и других характеристик аудитории;

3) конкретной социаль­ной ситуации.

Способы взаимного или одностороннего воздействия в ходе ком­муникации — убеждение, внушение, заражение и подражание. Убеж­дение осуществляется «на основе главным образом рационального по­стижения реальных причинно-следственных связей между фактами действительности». Здесь, конечно, тоже может иметь место апелля­ция к недобрым чувствам — зависти, ненависти и т.п., но все-таки воз­действие идет, прежде всего, через аргументацию, пусть и односторон­нюю. Внушение же определяется не только и не столько содержанием информации, сколько ее внешней формой, выразительностью, подчер­кивающей «смысловую значимость и эмоциональную окраску сообще­ний, а также престижем источника». Оно предполагает некритиче­ское восприятие предлагаемого контента. Подражание — целостное восприятие поведения, облика других. Оно тем вероятнее, чем зарази­тельнее выглядит персонаж, реальный собеседник, участник каких-либо событий и т.п. Заражение — один из универсальных способов передачи культуры, практики и распространения эмоциональных реакций. Все способы и степень воздействия сильно варьируются в зависимости от Указанных факторов.

Уже отбор материалов для публикации, формирование «повестки Дня», содержит в себе возможность возникновения позитивных или негативных чувств. Для привлечения внимания аудитории СМИ используют самые разные приемы драматизации действитель­ности, акцентирования внимания на необычных, таинственных, грозящих явной или неявной опасностью событиях или их деталях. Держать в эмоциональном напряжении аудиторию — значит обеспечивать ее больший охват, т.е. тот самый рейтинг, который, в свою очередь, при­влечет рекламодателей. Иногда педалирование тревожности выгодно власти: тогда менее кри­тично, с большей готовностью согласиться, будет воспринято любое ее ре­шение или предлагаемый ею кандидат на высокий пост. Нагнетание дра­матизма, тревоги чревато, однако, проявлениями психологического эффекта наркотизации (психика не выдерживает напряжения). Сама при­рода СМИ, особенно телевидения, когда восприятие информации идет в обыденных условиях (наблюдение за смертью в домашних тапочках за чаш­кой чая, как неоднократно подчеркивали исследователи), чревата таким эффектом. Возможны проявления уже отмеченного эскапизма — ухода от действительности посредством отвлекающей, развлекающей, отупляющей информации или игр.

Известен «эффект бумеранга», когда результат воздействия оказы­вается обратным ожидаемому. Так, яркая, нарядная, самодовольная рек­лама может вызвать у одних праздничное ощущение («Обожаю рекла­му! Это мой мир!», — писала одна из участниц проведенного нами пресс-опроса), а у других — озлобление («Мы чужие на этом празднике жизни»). Оттого, что по большинству каналов все чаще идут програм­мы типа «Смехопанорамы», не обязательно будет хохотать вся страна. В ответ могут накапливаться и озлобление, негодование, раздражение. Отбор контента может быть стратегически направлен на формиро­вание только определенной гаммы чувств: мобилизации (подъема) или иммобилизации. Несколько десятилетий назад западно-немецкий об­ществовед, изучая наши СМИ, отмечал, что в качестве главной функ­ции советской пропаганды — стабилизации, противодействия всякому нежелательному изменению в обществе — «имеет место мобилизация масс не во имя изменения социальных и политических условий, а во имя сохранения установившейся системы господства и во имя того, чтобы устранить опасность апатии или даже оппозиции населения». В годы перестройки СМИ очевидным образом работали на активиза­цию, мобилизацию, но позже способствовали и спаду активности. Недаром в 1990-е годы возник новый жанр — «хорошие новости». В те годы от веде­ния информационных выпусков была отстранена С. Сорокина, мимика ко­торой при сообщении новостей показалась руководителям телеканала слиш­ком выразительно-тревожной.

Роль личности того, кто представляет контент на телевидении, осо­бенно высока, поскольку здесь имеет место «считывание» аудиторией только вербальных (словесных, речевых), но и других знаков: мимики, поз, жестов, интонационной окраски, тембра и каких-либо, не уста­новленных до сих пор, компонентов. Так, телекритики говорили о ком­ментаторе НТВ М. Осокине, что от него не будет страшным даже сообщение о конце света, настолько невозмутим он на экране.

Влияют на настроение и другие компоненты. В сфере функциони­рования СМИ есть место ритуалам — привычным формам поведения. Широко известно американское исследование аудитории в то время, когда из-за забастовки не выходили газеты. К сожалению, наша со­циология не использовала уникальную возможность для исследований во время прекращения телевещания из-за пожара на Останкинской те­лебашне. Ряд СМИ давали тогда выдержки из суждений людей. Но выявить реальное распределение мне­ний можно было, разумеется, лишь на репрезентативной выборке.

Известно влияние на отношение к СМИ чувства комфорта, выз­ванное их дизайном. Так, в эмпирическом исследовании было установ­лено, что женщины скорее предпочтут курсив, нежели мужчины. Спо­соб воспроизведения текста также немаловажен: в одном из районов Северо-Запада России пришлось пойти на комбинированную печать местной газеты высокой печатью и офсетом: пожилые давние подпис­чики не приняли новый офсетный вид издания, им была дороже ста­рая, с подслеповатыми иллюстрациями «районка».

Обстановка в стране, конкретная историческая ситуация во мно­гом определяет реакцию на самую разную информацию. Хрестоматий­ным стал пример с реакцией аудитории на радиоинсценировку романа фантаста Г. Уэллса «Война миров». В условиях тревожных событий перед началом Второй мировой войны и затянувшегося экономическо­го кризиса радиослушатели восприняли ее как документальный репор­таж. Началась паника.

Таким образом, функция психического регулирования может быть сопутствующей другим функциям СМИ. Но значительная часть кон­тента, направленного на формирование определенных чувств или сня­тие напряжения, формируется целенаправленно — в расчете именно на такую функцию. Психическая реакция на контент обусловлена множе­ством факторов, связанных как с контентом, так и с общим контекстом, на фоне которого он воспринимается; как с характеристиками аудито­рии, так и с поведением журналистов.

Общение людей, в том числе по каналам СМИ, имеет эмоциональ­ные компоненты. Логично выделить соответствующую функцию, ко­торую можно обозначить как психическую регуляцию. Медиапрофессионалы могут сознательно или бессознательно влиять на чувства и настроения людей. Такое влияние должно быть контролируемым, поскольку может приводить к нежелательным эффектам. Факторами эмо­ционального влияния могут быть не только содержание материалов и передач, но и многое другое: ритмы подачи информации, привычные компоненты дизайна и т.п. Для телевидения особенно важны соответствующие характеристики тех, кто преподносит информацию.

В заключение подчеркнем, что разделить функции можно лишь теоретически, в целях анализа. В реальности они тесно взаимосвязаны, определяются природой, потребно­стями общества и особенностями рассматриваемого вида коммуникаций.

Из самого существа коммуникации, как способа связи для обмена информацией, вытекают исходные, по определению, функции СМИ — коммуникативная и информационная. Речь идет о распространении информации в широком смыс­ле слова — аналитической и событийной, документальной и образной, оперативной, относящейся к истории, и др. Тем самым происходит фокусирование внимания общества на оп­ределенных событиях, или формирование «повестки дня».

Связывая людей для обмена информацией, СМИ дают возможность распространять не только сведения, но и отно­шение к ним, взгляд на них в свете норм и ценностей, господ­ствующих в обществе в целом или отдельных социальных средах, выполняя тем самым функцию ценностного регу­лирования. На основе общей информации и ценностного от­ношения к ней СМИ могут осуществлять функцию социаль­ной организации, интегрируя социальные общности, при­водя к определенным мобилизационным или агитационным результатам, т.е. влияя не только на знания и ценности, но и поведение людей.

СМИ участвуют и в построении новых, не существующих вне их или появляющихся только благодаря им социальных общностей, каких в современном обществе становится все больше. Такую функцию можно назвать социально-креатив­ной. Распространяя информацию с определенным содержа­нием и интонацией, совершая направленный ее отбор, СМИ выполняют функцию психической регуляции, формируют определенный тонус, настроения, чувства. И таким образом осуществляют свою генеральную общественную роль — социализацию, интегрирование людей на основе общих сведений и ценностей, реализуемую в коллективном поведении.

При двустороннем режиме деятельности функции умно­жаются: возникает возможность обмена информацией, т.е. форума и через него социального участия, создания на этой основе новых, не существующих без СМИ, общностей.

В процессе выполнения социальных функций происходит обмен ресурсами, в котором участвуют и СМИ, и их контр­агенты — общество, власть, бизнес.


Слайд 8.1.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных