Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Схема. Типология эффектов массовой коммуникации.




НАПРАВЛЕННОСТЬ

Планируемые эффекты

Время

· Индивидуальный отклик · Компания в СМК   Краткосрочные
  • Распространение инноваций
  • Распределение информации и знаний
Долгосрочные
  • Индивидуальная реакция
  • Коллективная реакция
  • Социальный контроль
  • Социализация
  • Влияние на результаты событий
  • Представление реальности
  • Институциональные изменения
  • Культурные изменения

 

Непланируемые эффекты

Поясним кратко суть основных эффектов массовой коммуникации, приведенных на схеме:

· Индивидуальный ответ, отклик — процесс, с помощью которого происходит изменение установок, знаний, поведения или их закрепле­ние, стабилизация. Происходит это в качестве реакции на сообщения, цель которых и состоит в осуществлении изменений.

· Кампания в средствах массовой коммуникации. В этом случае используется несколько каналов массовой коммуникации, помощью которых достигаются цели информирования или убеждения аудито­рии. Наиболее часто кампании применяются в области политики, потребительской рекламы.

· Индивидуальная реакция. Состоит в непланируемых коммуника­тором последствиях, наблюдаемых после контактов индивидов с материалами массовой коммуникации. Происходит за счет имитации и научения. Предметом их могут быть самые различные области индивидуальной и социальной реальности — следование новым жизненным стилям, акты девиантного поведения, проявления боязни и страха, и т. д.

· Коллективная реакция представляет собой ряд индивидуальных реакций, переживаемых одновременно многими людьми. Последнее приводит к совместным действиям неуправляемого типа. Эффекты страха, беспокойства, ярости в потенциале могут приводить к панике и гражданским волнениям.

· Распространение инноваций. Планируемое распространение но­вовведений в целях долгосрочного развития. При этом используются кампании в средствах массовой коммуникации, а также сети межлич­ностной коммуникации.

· Распределение информации и знаний. Является следствием дея­тельности массовой коммуникации по распространению информации событийного порядка. При этом зачастую происходит неравномерное распределение информации между социальными группами, а также выборочная расстановка приоритетов при освещении тех или иных фрагментов реальности.

· Социализация. Влияние средств массовой коммуникации на про­цессы научения и принятия норм, ценностей и образцов поведения в конкретной социальной ситуации.

· Социальный контроль. Относится к тенденциям в деятельности средств массовой коммуникации по поддержке стабильности сложив­шегося социального порядка посредством «индустрии сознания».

· Представление социальной реальности. Процесс близкий к пре­дыдущему. Однако здесь больший акцент делается на производстве знаний и мнений, нежели формировании ценностных представлений. Связано это с тем, что массовая коммуникация в силу своей приро­ды вынуждена постоянно создавать и транслировать незавершенные версии реальности.

· Институциональные изменения. Результат непланируемого при­способления существующих институтов к развитию средств массовой коммуникации. Последнее особенно относится к коммуникационным функциям этих институтов.

· Влияние на результаты событий. Связано с ролью, которую игра­ют средства массовой коммуникации, наряду с прочими властными институтами, в разрешении ключевых вопросов жизни общества — войны, мира, революций и т. п.

· Культурные изменения. Трансформации в наиболее общих образ­цах ценностей, поведения, символических формах, присущих отдель­ным социальным группам (например, молодежи), обществу в целом или совокупности обществ.


Остановимся подробнее на содержании некоторых известных проектов, посвященных изучению эффектов массовой коммуникации. Если в рамках предыдущей темы частично затрагивалась проблема­тика индивидуальных эффектов, то теперь в фокусе нашего внимания будут эффекты массовой коммуникации на уровне группы и общества.

Подходы к измерению результатов деятельности СМИ могут быть раз­личными. Экономическая эффективность деятельности медиапредприятий тоже может быть предметом изучения и основой для принятия практиче­ских решений. Можно выделять и эффективность медиаменеджмента. Со­циологи же изучают социальные эффекты — результаты воздействия на общество, сознание и жизнедеятельность людей, на те общности, в которые они включены.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных