Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Мифологическая организация.




Мифы выступают в роли банка данных, из которого черпаются все серьезные идеи и цели. Даже, если не признавать существования определенных архетипов, нам следует согласиться, что определенный набор сюжетов имеет высокую степень повторяемости, и новый сюжет возникает с опорой на их существование. Например, американский фильм, названный в переводе «Мой друг Датч». В нем богатый мальчик из разведенной семьи едет по Америке к своей матери в сопровождении ее любовника, которого ненавидит, поскольку он принадлежит к другой социальной среде. Во время этого путешествия он избавляется от своей заносчивости и в итоге отворачивается от своего богатого отца. Перед нами сюжет «Принца и нищего», в рамках которого богатство ассоциируется с набором не очень хороших качеств. Оказавшись в реальных, а не в тепличных условиях, мальчику приходиться отказываться от многих привычек, чтобы адаптироваться к новой среде. Например. Он в столовке для бедных делится куском хлеба с девочкой-негритянкой, т. е. начинает проявлять качества, которых ранее у него не было. Эти качества учитывают существование других людей, ранее не имевших доступа в мир этого мальчика.

Известный фильм «Один дома» эксплуатирует мифологему «Мой дом – моя крепость», именно опора не на нее позволяет маленькому мальчику противостоять 2-м взрослым грабителям. Именно эта мифологема задает все правила поведения и оправдывает сюжет.

Сама идея «хеппи-энда» опять-таки мифологична, поскольку задает четкую интерпретацию мира: что бы в нем не происходило, мир все равно вознаграждает достойного. Это в достаточной степени христианское представление, и поэтому оно столь широко распространено. Кроме того, напряжение, создаваемое фильмом, с точки зрения психологии обязательно должно быть разрешено.

Та простота американского кино, которая часто раздражает европейского зрителя, одновременно говорит о выходе на уровень, более соответствующий массовой аудитории. Именно отсюда кассовый успех этих фильмов. Кино в этом плане выступает в качестве серьезного индикатора интересов массового сознания. Детскость американского взрослого кино (типа «Супермена») говорит лишь о детскости массовой аудитории в своем суммарном качестве. Если бы коммерческий успех лежал в иной плоскости, кино бы быстро перестроилось, поскольку оно не диктует зрителям свои интересы, а отражает интересы своего зрителя.

С. Эйзенштенн считал, что форму в искусстве задает тенденция к регрессу. То есть опора на апробированные сюжетные образцы, содержание же дает тенденцию к прогрессу.

«Воздействие на зрителя или слушателя возможно лишь при условии, что самой формой произведение обращено к этим глубинным архаичным слоям сознания. Оно от них неотделимо и поэтому может подвергнуться самой жестокой критике тех высших слоев сознания, участие которых в современном искусстве желательно, но не всегда осуществимо». Цирк, с точки зрения Эйзенштйена максимально эксплуатирует эту чувственную составляющую, поэтому его нельзя нагружать никаким содержанием.

Общей мифологией начинает «обрастать» любая социальная группа в результате многочисленных коммуникативных контактов. В том числе и искусственно созданные идентичностью. Например, «новая общность – советский народ» обладала не только официальной советской мифологией, но и неофициальной, выражаемой, например, фильмом «Ирония судьбы», в котором отсутствовали идеологические отсылки, что полностью противоречило официальному пласту, поддерживаемому государственным аппаратом. Набор фильмов, транслируемых телевидением в новогодние праздники, четко отражает существование этой мета-культуры.

Есть определенная жанровая мифологема, например, детектив. Он проходит под знаком мифологического противостояния злодея и героя, герой часто реализуется в виде детектива или полицейского. Злодей в рамках предложенной грамматики должен выиграть все битвы, кроме последней. При этом герой должен победить в единоличном поединке, не прибегая к помощи своих коллег. По этой причине последний бой, как и многие другие, практически неотделим от нападений злодея.

Можно также выделить следующие отклонения детектива от нормы:

1) это включенность в действие, когда зритель/читатель практически не имеет возможности оторваться до последней секунды/последней страницы. Можно сказать, что в этом случае вербальный и, соответственно, дискретный текст превращается в континуум, характерный для визуального текста.

2) Приоритет отдается разным типам знаков. Если для нормы характерными являются знаки-символы, то для детектива значимым оказываются знаки-символы, то для детектива значимыми оказываются знаки-индексы, по которым восстанавливается преступление.

3) Детектив более эмоционально нагружен. Подобного рода текст отражается в его сюжетной бедности. Собственно говоря, мы имеем то же соотношение в таких эмоционально нагруженных текстах, как эстрадная песня, для которой также характерна эмоциональная бедность сюжета.

 

 

5. Коммуникативная организация.

 

В качестве закона коммуникативных технологий следует признать тенденцию опоры при выдаче своих сообщений на уже имеющиеся в обществе коммуникативные потоки. Коммуникация лежит в их основе, поскольку путем внесения изменения в коммуникацию пытаются достичь изменений в поведении за счет произведенных изменений в модели мира человека. Эти переходы можно проиллюстрировать следующим образом:

Изменения в коммуникации изменения в модели мира Изменения в поведении

 

Избрав опору на имеющиеся в обществе типы коммуникации, естественным образом мы переходим к следующему шагу – опоре на наиболее эффективные для данной аудитории типы коммуникаторов. Это связано с принятой двухступенчатой схемой коммуникации, когда было обнаружено, что на аудиторию не только и не столько действуют СМИ, как последующее обсуждение их новостей вместе с «лидерами мнений». В этом же смысле используется термин «ключевые коммуникаторы».

Р. Орт предлагает разграничивать «людей престижа» и «ключевых коммуникторов». И те, и другие имеют воздействие на публику, но «людям престижа» более свойственна роль «привратников», определяющих какие новости попадут к аудитории. В то же время «ключевые коммуникаторы» сами воздействуют на население. Поскольку они находятся с населением в постоянном контакте им лучше известны его желания и интересы. Есть два типа ключевых коммуникаторов: обладающих влиянием в одной сфере, и обладающих влиянием во многих сферах. Последние типажи характерны для традиционных видов обществ. Список «ключевых коммуникаторов» конкретизируется выбором темы. О которой идет речь. Но при этом для некоторых обществ можно составить список носителей подобного коммуникативного влияния. Например, для Таиланда этот список выглядит следующим образом (по степени важности): монахи, профессионалы, военные, правительственные чиновники, врачи, торговцы. В отличие от старшего поколения, молодежь более внимательно следит за иностранными новостями.

Общие характеристики ключевого коммуникатора могут быть суммированы следующим образом:

· Он более открыт масс-медиа и другим источникам информации, он передает эти новости дальше группе, попутно интерпретируя их.

· Обычно с него начинаются процессы технологических новшеств.

· Он занимает более центральное место в обществе, более четко выражая ценности своей группы. Он в большей степени является частью группы, чем люди престижа.

· В области сельского хозяйства, общественных отношений, медицины его статус выше, чем у других.

· Он, как правило, более образован.

· Он более молод.

Из этого набора следует, что перед нами более молодой член общества, который тем не менее более образован и занимает более высокие позиции. Для поиска ключевых коммуникаторов предлагается следующее:

· Социометрический метод: членов группы опрашивают, к кому они обратятся за советом или информацией.

· Метод ключевых коммуникаторов: экспериментатор опрашивает наиболее информированных членов группы, кого они считают ключевыми коммуникаторами.

· Метод самоопределения: респондент отвечает на набор вопросов, позволяющих определить, является ли он ключевым коммуникатором.

В другой своей работе Р. Орт выделяет ряд характеристик источника сообщения, которые влияют на его эффективность:

· Близость с получателем информации. Близость оценок важнее близости области, в которой достигается воздействие. В целом, чем ближе источник и получатель друг к другу, тем скорее будет достигнуто изменение получателя. Кстати, по этой причине в теории переговоров одно из первых правил требует демонстрации близости (биографии, интересов, хобби и т. д.) переговорщика с оппонентом.

· Намерение. Если намерение к убеждению явное, аудитория будет относиться к такому сообщению с подозрением. При проведении психологических операций важно помнить, что потребитель информации всегда будет стремиться приписать намерение к воздействию подобных сообщений. Возможной стратегией в этом случае является демонстрация того, что источник относится с симпатией к получателю.

· Противоречие. Оно должно быть таким. Чтобы сохранилась возможность для общих действий. Поэтому источник должен находиться в рамках допустимого для получателя информации.

· Достоверность. Источник должен быть достоверным для получателя. Он может быть достоверным для получателя в одной ситуации, но стать недостоверным в другой. Следует анализировать этот феномен только с точки зрения аудитории.

· Экспертиза. Чтобы быть эффективным источник должен обладать экспертными оценками в обсуждаемой области.

В целом процесс коммуникации должен протекать таким образом, чтобы усилить те параметры, которые обладают воздействующей силой на источник. Р. Чалдини рассмотрел такие воздействующие характеристики, как титулы, одежда и атрибуты. Эксперименты показали, что 95% автоматически выполнили явно ошибочные указания врача. С точки зрения одежды, то экспериментатор, одетый в форменную одежду, имел больше успеха, когда заставлял окружающих на улице выполнять некоторые свои требования. Например, процент пешеходов, которые подчинились требовнаиям человека в униформе, составил 92%. В качестве примера атрибута рассматривались престижные автомашины: 50% водителей терпеливо ждали, когда подобная машина тронется с места на зеленом сигнале светофора, в то время как почти все сигналили, когда это же происходило со стоящей перед ними дешевой моделью. То есть в ряде ситуаций человек ведет себя автоматически, не задумываясь, и эти ситуации представляют особый интерес для коммуникатора.

Распространение идей может подчиняться теории диффузии Э. Роджерса. В соответствии с ней критической точкой распространения становится 5% популяции, но чтобы их убедить, следует достичь своим сообщением 50% популяции. При переходе через 20%, идея живет уже своей жизнью и более не требует интенсивной коммуникативной поддержки.

Э. Роджерс предложил 6 этапов, через которые проходит процесс адаптации идеи:

  1. Внимание.
  2. Интерес.
  3. Оценка.
  4. Проверка.
  5. Адаптация.
  6. Признание.

Э. Роджерс выделил по отношению к признанию новой идеи или товара следующие 5 типов людей:

1. Инноваторы. Число которых составляет 2,5%. Они мобильны, имеют коммуникации за пределами локальной культуры, в состоянии признавать абстрактные идеи.

2. Ранние адапторы, составляющие 13,5%. Это респектабельная группа, интегрированная в локальную культуру и представляющая в ней лидеров мнения.

3. Раннее большинство, составляющее 34%. Это колеблющиеся. Они принимают новые идеи как раз перед тем, как их примет средний житель.

4. Позднее большинство, составляющее 34%. Это скептики, принимающие решение после того, как это сделает средний житель. Для него важным является давление окружающих.

5. Поздние адапторы, составляющие 16%. Это традиционалисты. Они последними принимают решение и очень подозрительны ко всему новому.

Такое распределение важно для продвижения новых товаров или услуг, поскольку их введение оказывается возможным только с помощью отдельных слове населения, которые более расположены ко всему новому. Существует также группа людей, принципиально далекая от всего нового.

Необходимо также уделить внимание теории коммуникативных систем как подразделу теории коммуникации. В основе обоих теорий лежит понятие информационной асимметрии, однако его использование различно. Информационная асимметрия вызывает к жизни коммуникацию с тем, чтобы в результате ее прошедшая коммуникация уравняла знания источника и получателя. В принципе о коммуникативной единице мы можем говорить именно в аспекте, когда решение одного индивидуума выполняется другим, то есть когда имеется переход между двумя системами. Коммуникация – это всегда межуровневая передача информации.

В то же время говоря о коммуникативной системе мы говорим как о системе, в которой поддерживается информационная асимметрия. Например, текст является такой замкнутой коммуникативной системой. Коммуникативные системы заинтересованы в средствах создания и поддержания информационной асимметрии. В тексте это будет: разрешенные и запрещенные варианты поведения героев, типичные характеристики героя/антигероя, типичный финал, типичный конец. Текст – это искусственно поддерживаемая ассимметрия в рамках определенного пространства. Поэтому исследователи текста придают большое значение понятию его рамок, границ. Потребитель информации заинтересован в информационной асимметрии – сравним возвращение к тому же тексту, перечитывание текста.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных