Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Паралингвистический уровень.




Основой данного уровня являются невербальные средства коммуникации – жесты, мимика, телодвижения, а также свойства голоса, тон, паузы, которые приянто называть паралингивистическими средствами коммуникации, в отличие от лингвистических – словесных знаков.

Термин «паралингвистика» имеет узкое и широкое толкование. В узком смысле он обозначает лишь фонационные средства коммуникации – тон речи, громкость, темп, паузы, заполнители пауз – так называемые вокализаторы типа «э-э», «мм-мм», а также такие качественные признаки голоса как тембр, высота, диапазон, наконец, особенности произношения индивида – хриплостью голоса, пришептыванием, причмокиванием и т. п. Шщирокое толкование паралингвистики включает и кинесические средства коммункации. Совокупность таких средств коммуникации, как жесты, позы, телодвижения, обозначается термином «кинесика» (греч. «движение»). Единицы кинесики называют кинемами. Ри широком понимании в паралингвитсику вкючаются и графические средства письменной формы коммуникации – графы, чхемы, плакаты, виды шрифов и т. п.

НВК является самой древней формой общения людей. Она передает 65% всей информации, поскольку сюда вкючены и невербальные сигналы, развившиеся как средства коммуникации ранбше, чем вербальный язык. Невербальные сигналы имеют определенные преимущества над невербальными – они воспринимаются непосредственно и поэтому сильнее воздаейтсвуют, несмотря на свобю кратковременность; они передают тончайшие оттенки отношения, оценки, эмоций, наконец, они могут передавать информацию, которую трудно или по каким-то причинам неудобно выразить словом.

В основе НВК 2 истока – биологический и социальный, врожденный и приобретенный в ходе жизненног опыта человека. Устанволено, что мимика при выражении эмоций у человека и приматов, некотоые жесты, телодвижения и позы являются врожденными и служат сиганалами для получения ответной реакции. В основе того вывода лежат известные труды Ч. Дарвина, эксперименты со слепыми и глухими детьми, у которых не было возможности имитировать мимику при выражении удовольствия или неудовольствия. Другим доказательством биологической природы некоторых НВК является то, что они плохо или с трудом поддаются сознательному контролированию – побледнение или покарснение лица, расширение зрачков, искривлене губ.ю частота моргания и др. Унаследованные человеком сигналы эмоций в резульатте его познавательной деятельности получили мощный стимул для дальнейшего развития не только по форме, но и по функциям. Так, улыюка человека, связанная с положительными эмоциями восходит к простому оскалу агрессии. С другой стороны отведение взгляда у животных – это знак успооения, умиротвоения, у человека – сигнал о нежелании продолжения контакта.

С изучением природы НВК связаны вопросы соотношения намеренного – ненамеренного и сознательного-бессознарельного. Грань, разделяющая их порой неуловима. Например, социальный акт самопрезентации как начальный и неизбежный этап осуществления контакта происходит ненамеренно,особенно когда он повторе\яется многократно ис тановится автоматическим навыком, не котролируемым рефлексией. Но из практики мы знаем, что в отдельных случаях самопрезентаиця является тщательно планируемым социальным актом, где все компоненты используются намеренно *буду улыбаться, сделаю легкий наклон корпуса или буду стоять, скрестив руки, певры руки не подам и т. п.). Эксперименты показали. Чо намеренно передаваемая информация о своих чувствах воспринимается легче особенно в случае приятных эиоций и хуже в случае негативных переживаний.

На основе признаков намеренности – ненамеренности различают 3 типа невербальных средств:

1) поведенческие знаки, коорые обусловлены физиологическими реакциями человека на тот или иной стимул поведения, напрмер, потоотделение от волнения, дрожь отхолода или страха и т. п.;

2) ненамеренные знаки, употребление которых обуслолвено привычками человека - например, тереть переносицу, дергшать себя за ухо без всякой надобности (такие знаки иногда называются самоадапторами);

3) собственно коммуникаативные занки – сигналы, которые передают информацию об объекте, событии или состоянии.

С этаким употреблением невербальных средств смыкается и другая оппозиция – проивопоставление сознательного и бессознательного в НВК. Если певрый подход носит прагматический хараткер, то второй – психологичсекий. Осознанное восприятие вербальных средств характерно в большей степени для получателя информации

В социальной дифференциации НВК выделяются те же параметры, что и вербальной коммункации – социльный статус, социальные роли, возраст, пол. Возраст и пол играют большую роль именно в НВК. Орни реализуются в основном бессознательно, как часть речевого этикета. Соцаильная дифференциация НВК проявляется преимущественно в следующих частных функциях – контактоустанавливающей (фатической), самопрезентующей, ритуальной и эмотивной.

В контактоустанавливающей функции социальная дифференциация может быть обусловлена социальными факторами по всем 4 параметрам. Так, социальный статус коммуникантов реализуется в формах установления контакта. Сравните, например, мимолетный взгляд или небрежный кивок головой вышестоящего и «заглядывание в глаза» ии поклон (определенной глубины и продолжительности) подчиненного. Для привлеечния внимания вышестоящий может просо поманить ладонью, пальцем или даже щелкнуть альцами (жест устаревший и грубый в гнастоящее время). Сущесвтуют различные формы руковпожатия, ориентированные на различный социальный статус коммункантов; при этом учитывается дистация между ними, последовательность (кто первым протянул руку), продолжительность, как подается ладонь (ребром, плашмя или протянуты всего 2 пальца и др.). Социальные роли,профессиональный статус реалоизуется так же согласно нормам невербального контакта. Особенно жестко эти нормы регламентируются дипломатическим протоколом, например, рукопожатие при обмене ратификационными грамотами отличается длительностью и энергичностью. Возрастной признак предписывает свои нормы контакта между старшим и младшим, которые устваиваются с приобретением социального опыта всеми членами общества. Дифференциация по признаку пола проявляется в различии форм актуализации данной функции. Такие невебальные знаки установления контакта, как «хлопнуть по плечу», поднести руку к головному убору в знак приветсивя, взять женщину под локоть, под ручку, обнять за талию или просто повиснуть на шее спутницы, характеризуюися как «мужские». Такие знаки, как «играть глазками», протянуть руку «лодочкой» для рукопожатия (чаще в сельской местности), считаются женскими.

Функция самопрезентации понимается достаточно широко – не только как официальное представлоение своей персоны, но как представление своей социальной роли в данной ситуации. Обычно эта функция актуализируеся согласно принятым в обществе нормам бессознательного, особенно по параметрам возраста и пола; сравните, например, типичную осанку и позу пожилого и молодого человека или «мужскую» и «женскую» манеру сидеть (Г. Финнн – поймать клубок ниток). Сознательное, а иногда и намеренное несоблюдение этих норм передает дополнителную информацию о соцаильной ориентации индивида. Интерпретация при этом может быть как положительтная, так и отрицательная. Дело в том, что для некоторых людей важна не только их истинная социальная оль в обществе, сколько оценочное восприятие этой роли другими членами общества.

В ритуальной функции (при встрече, прощании, благодарности, произнесении клятвы, присяги и т. п.) социальная дифференциация актуализируется по всем 4 параметрам социальных признаков в соответствии с принятыми правилами. Эти правила достаточно жестки и стандартизированы в любом культурно-генетическом ареале, отсюда – национальные различия, проблема национального стереотипа, часть которого формируется на основе специфических социальных норм невербального поведения представителей данного ареала.

В эмотивной и адаптирующей функциях социальная дифференициция проявляется более четко по признаку пола. К числу типичных «мужских» невербальных знаков относятся: бить кулаком по своей ладони или колену. По столу от досады, приложить руку к груди (сердцу) в знак признания, почесывать макушку, за ухом в состоянии растерянности, нерешительности, почесывать подбородок в состоянии задумчивости, подпереть голову ладонями, прикрыть лицо (рот), ладонью (рукавом от смущения (в сельской местности, вертететь кольцо на пальце в нервозном состоянии и др. Жесты- самодапторы могут быть индивидуальны, но все равно передают информацию о состоянии человека.

Некоторые невербальные средства имеют постоянную социальную значимость, например: рукопожатие, при котором ладонь направлена вниз, характерно для людей, осознающих свое доминирующее положение или власть; похлопать собеседника по колену в знак подбадривания может страший по возрасту или главныйпо своей роли (врач по отношению к пациенту). Другие невербальные средства не имеют постоянной социальной значимости, они варьируют в зависимости от сферы общения, принятой коммуникативной роли, замысла коммуниканта, необходимости корректировать невербальное поведение в самом процессе коммуникации. Так, глубокий (поясной) поклон варьирует по своей социальной значимости в зависимости от роли коммуникантов и ситуации; сравните, например, официальное првветствие высокопоставленного лица, раскланивание актера перед публикой в знак признательности, раскланивание в домашней обстановке как шутливый знак признательности или приветствия. Из 196 кинесических единиц, включенных в специальный словарь лишь 48 единиц имеют постоянную социальную значимость по признаку пола (22) и социального статуса (13). Это свидетельствует о том, что стратификационное и ситуативное варьирование характерно и для паралингвистического уровня. Распространенность социального варьирования в НВК объясняется тем, что ее единицы многокомпонентны, и иногда достаточно замещения одного компонента другим для видоизменения социальной значимости информации, сравните, например, возможные варианты прикосновения как знака сочувствия и утешения. Большую роль в актуализации социальной дифференциции играют ситуативные переменные коммуникации - проксемика (лат. Ближайший), то есть дистанция, устанавливаемая между коммуникантами во время общения; ориентация – определенное положение, позиция говорящего по отношению к следующему и наоборот; временной фактор (длительность взгляда, рукопожатия); последовательность (кто первым начинает ланяться или подает руку).

К ситуативным переменным, выражающим социальную дифференцицию можно отнести одежду и цвет одежды. Социальная значимость этих факторов менялась в различные исторические эпохи. В наиболее отчетливом виде эти факторы проявляются в моодежных группах, предстаавляющих различные субкультуры: хиппи, рокеры, панки и др. Существует и конвенциональный стиль одежды, свзяанный с социальным положением индивида в обществе, с родом его деятельности, например, стиль одежды работника стройки, учительницы и делового человека. Цвет одежды в некоторых случаях также указывает на социальную дфференциацию по статусу, по возрасту и имеет социальную значимость, особено в ритуалах, церемониях. Пурпур – «королевский» цвет, синий – цвет консервативной партии Великобритании, черный – у некоторых народов – белый) цвет траура и печали.

Наиболее «красноречивыми» средствами выражения признака социальной дифференциации являются фонационные средства. Особенно интенсивность, диапазон мелодического варьирования, а также темповые модуляции и тембр. Несмотря на то, что они обусловлены индивидуальными психофизиологическими свойствами говорящего. Особая роль принадлежит произносительной норме, но при этом следует отметить различную степень социальной значимости акцента. Так «аканье2 и «оканье» в русской речи свидетельствуют скорее о территориальной дифференциации, чем о собственно социальной хотя первый вариант под воздействем телевидения доминирует сред молодежи. Три типа «акцента» в Сша ассоциируются так же прежде всего с региональными нормами произношения.

В британском обществе произносительные нормы социально ориентированы и социально значимы. В результате опроса общественного мнения среди 11 факторов, определяющих принадлежность людей к определенному классу, большинство респондентов отметили то, «как люди говорят». В ситуациях официального общения отмечается усиление самоконтроля, стремления к «престижной» форме произношения, что приводит к «сверхпрвильной» речи, что звучит неественно. Такое стремление наблюдается чаще у женщин и объясняется неустойчивостью их социального статуса в британском обществе.

 

Типология НВК.

На основе признаков конвенциональности, намеренности – ненамеренности и функци построена такая типология:

1) иллюстраторы (иконические знаки, подразделяющиеся на пиктограммы и идеограммы. Пикторграммы – картинный сценический знак, изображающий объект мысли. Идеограммы – жест, выражающий работу ума, живой естетсвенный одухотворенный знак. Настоящим жестом Цицерон считал второй, достойный оратора. Первый же приличиствует лишь актеру.).

2) эмблемы – стандартизированные, принятые условно в данном обществе знаки для выражения согласия – несогласия, обозначения качественного свойства (поднятый вверх большой палец);

3) регуляторы – жесты, регулирующие продолжительность, ритм действий и т. п.;

4) адапторы, подразделяющиеся на самоадапторы, альтер- адапотры и объект-адапторы.

Типология жестов французского социолога А. Греймаса основана на тождестве функций жестов в связи с звуковой речью. Он различает практические жесты, мифические или символичесие и ритмические.

Типология жестов Т.М. Николаевой основана на 3 признаках – условности/неусловности жестов, их функции и связанности/несвязанности с речью:

1) условные, которые приняты в данном обществ по условию (соотностяся с эмблемами);

2) неусловные, которые обычно хорошо интерпретируются даже в различных ареалах, напвример, указывающие жестыы или выражающие эмоции (ссотносятся с пиктограммами);

3) подчеркивающие жесты, которые не передают самостоятельной информации, но усиливают или выделяют значения слов;

4) ритмические жесты, когда говорящий подчеркивает не отдельные слова, а все высказывание (соотносятся с идеограммами), сюда же относятся жесты, выражающие неуверенность (пожатие плеч, разведение рук в стороны)

 

Вероятно, наиболее оптимальным вариантом может быть типология, построенная на одном основании – функциональном. На основе многочисленных частных функций жестов и мимики выделяются 4 основных типа – указывающий, обозначающий, выражающий и регулирующий.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных