Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Школа социальных систем




Школа описывает процесс ОР как естественно-организмический, закономерный поэтапный процесс структурных изменений, протекающий в логике структурной дифференциации и институционализации, ориентированный, с одной стороны, на повышение способности к выживанию. С другой стороны, это процесс, обусловленный искусственной рациональной природой организации. Сама организация описывается как система двойственной природы, которая развивает свои структуры во взаимодействии с окружением, стремясь доститигнуть баланса с ним и преодолеть проблемы и конфликты, возникаюшие внутри организации.

 

· Т. Парсонс, Р. Мертон, Ф. Селзник, Г. Саймон, А. Гоулднер, А. Этциони. (США)

· Дж.М. Гвишиани, Н.И. Лапин, А.И. Пригожин (СССР)

___________________________

1. Школа социальных систем — первая из школ и подходов в теории организаций, сформированная в рамках системной мето­дологии, опираясь на положения социологии (в версии структур, ного функционализма, теории конфликта и теории обмена), пси­хологии (по преимуществу в версии бихевиоризма) и отдельных положений экономики. Попыталась совместить и синтезировать положения классической школы и школы человеческих отноше­ний. Сформировалась к середине 50-х годов XX в. и просущество­вала на Западе (США) до конца 60-х годов XX в., а в СССР - со второй половины 60-х — до конца 70-х годов XX в. Ее представи­тели впервые обозначили в теории организаций проблему орга­низационного развития (ОР), хотя сам термин использовался ими крайне редко. Основные разработчики в США — Т. Парсонс, Р. Мертон, Ф. Селзник, Г. Саймон, А. Гоулднер, А. Этциони. В СССР развивалась усилиями Дж.М. Гвишиани, Н.И. Лапина, А.И. Пригожина. Школа представляет концептуальную схему структурных изменений, описывающую данный процесс как процесс двойственной природы. С одной стороны, процесс ОР описывается как естественно-организмический, закономерный поэтапный и эквифинальный процесс структурных изменении протекающий в логике структурной дифференциации и институционализации. Этот процесс ориентирован на повышение способности к выживанию и детерминируется как природой организации, так и логикой ее взаимодействия с окружением. Он проявляется в росте размера организации, в структурной и профессиональной дифференциации, в повышении институционализации и профессионализации деятельности, развитии организационной культуры. С другой стороны, это процесс, обусловленный искусственной рациональной природой организации. Он инспирируется и реализуется усилиями менеджеров, которые вносят коррективы в систему управления по мере развития, и организации и стараются преодолеть дисфункции, конфликты и проблемы (особенно в сфере управления), порождаемые естественным развитием организации. Сама организация в этой модели описывается как система двойственной природы, которая развивает свои структуры во взаимодействии с окружением, стремясь доститигнуть баланса с ним и преодолеть проблемы и конфликты, возникаюшие внутри организации.

 

Слайд. 17.13

Структурно-ситуационный подход представляет собой рациональ­но-искусственную, экзогенную, балансовую, адаптивную схему организационной динамики, описывающую процесс СИО как продукт сознательного приспособления структуры, направлений и способов деятельности единичной организации и ее элементов к изменениям состояния динамичной и гетерогенной внешней среды в условиях специфической ситуации. При этом функцио­нирование организации должно быть согласовано с типом реша­емой задачи, используемой технологией, внешним окружением, потребностями персонала.

(П. Лоуренс, Дж. Лорш, Дж. Томп­сон, Б. Хайнингс и Д. Хиксон)

____________________________

2. Структурно-ситуационный подход — первый по времени возникновения в ряду широко применяемых сегодня инвайроментальных взглядов на процесс ОР. Сформировался во второй половине 60-х годов XX в. в рамках ситуационной методологии. Основные разработчики - П. Лоуренс, Дж. Лорш, Дж. Томп­сон, Б. Хайнингс и Д. Хиксон. Представляет собой рациональ­но-искусственную, экзогенную, балансовую, адаптивную схему организационной динамики, описывающую процесс СИО как продукт сознательного приспособления структуры, направлений и способов деятельности единичной организации и ее элементов к изменениям состояния динамичной и гетерогенной внешней среды в условиях специфической ситуации. При этом функцио­нирование организации должно быть согласовано с типом реша­емой задачи, используемой технологией, внешним окружением, потребностями персонала.

Указанные изменения находят отражение в изменении структуры. Хотя организация в рамках ситуационного подхода трактуется как система, которую можно описать в терминах моде­ли как открытых, так и закрытых систем, особую роль играет вне­шняя среда. Она рассматривается как многослойное, динамичное образование, состоящее из гетерогенных частей и выступающее в разном обличии для разных специалистов и подразделений (рынок товаров и услуг, рынок технологии, рынок рабочей силы). Среда служит, главным образом, сферой обмена ресурсами.

Однако и сама организация, подобно внешней среде, трактуется как сложная искусственная система, состоящая из разнородных, относительно автономных частей, имеющих разную природу (сложные организации) и стремящихся к балансу со «своим» фрагментом среды. Основной механизм изменения — пассивная рациональная адаптация секторов организации к состоянию внешней среды. Процесс выработки приспособительных механизмов связывается с рациональной деятельностью менеджера. Дифференцированная адаптация ведет к диверсификации, изменению форм и структуры, создает проблему интеграции в организации, что, в свою очередь, ведет к появлению новых структур. Менеджеры — это лица, регистрирующие изменения среды и адекватно реагирующие на них.

 

Слайд. 17.14






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных