Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Представления о патологиях и дисфункциях в медицине




Патология - учение о болезнях, причинах их возникновения, закономерностях и итогах их развития.

Условия выявления патологий:

а) существование в медицинской науке достаточно широкого перечня известных патологий; б) наличие набора признаков (симптомов) патологий данного типа, сочетание которых обнаруживает соответствующие забо­левания, существование достаточно развитых учений о причинах возникновения, этапах развития, закономерностях протекания этих болезней;

в) знания о конечном итоге развития того или иного заболевания и факторах, способствующих или препятству­ющих развитию болезней, и т. д.

«Дисфункция» - рассмотрение нежелательных аспектов поведения или функциониро­вания объекта как следствие или побочный продукт развития других процессов, иногда неприятных, иногда типичных, а иногда и позитивных.

________________

Представления о патологиях и дисфункциях в медицине

Как уже говорилось, представления о патологиях и дис­функциях возникли первоначально в медицине. Именно там они имеют глубокие корни. Однако, как нам представляется, эти положения были неверно прочитаны и истолкованы рядом специалистов, работающих с организациями. В медицине, когда речь идет о патологиях или дисфункциях, фактически имеются в вид; два взгляда на неприятные явления, или отклонения от нормы организме.

Повторим, одно из базовых представлений о патологии, сформированное в теоретической медицине, связывает патологию с учением о болезнях, причинах их возникновения, закономерностях и итогах их развития. Соответственно в рамках этог учения выделяют патологическую физиологию и патологическую анатомию (Советский энциклопедический словарь). При этом в медицине, если говорят о патологиях, сам термин ори ентирует на опознание или выявление одного из уже известных типов заболеваний, симптомы и логика протекания которого хорошо известны.

Соответственно процесс диагностики посредством выяв­ления типов патологии возможен при наличии ряда условий. К числу таких условий относятся: а) существование в медицинской науке достаточно широкого перечня известных патологий; б) наличие набора признаков (симптомов) патологий данного типа, сочетание которых обнаруживает соответствующие забо­левания, существование достаточно развитых учений о причинах возникновения, этапах развития, закономерностях протекания этих болезней; в) знания о конечном итоге развития того или иного заболевания и факторах, способствующих или препятству­ющих развитию болезней, и т. д. Только при этих условиях врач может выявлять и прогнозировать дальнейшее развитие болезни, а следовательно, назначать лечение и говорить о противопоказа­ниях. Только тогда выявленная причина заболевания, квалифи­цируемая как патология (если она действительно установлена), и должна быть по возможности устранена или купирована.

Что касается термина «дисфункция», то хотя этот термин в медицине тоже был введен для обозначения сбоев в выполнении функций организма, он не имел значения их непосредственной причины. Нежелательные аспекты поведения или функциониро­вания объекта здесь рассматриваются как следствие или побочный продукт развития других процессов, иногда неприятных, иногда типичных, а иногда и позитивных. В качестве таковых, напри­мер, могут рассматриваться неприятные явления, возникающие в контексте развития (например, нарушения функций у детей в переходном возрасте) или сопутствующие выполнению других функций (например, неприятные физиологические эффекты у женщины, связанные с беременностью). При этом, поскольку отклонение не рассматривается как причина сбоев, ее устранение необязательно, иногда нежелательно, а в некоторых случаях даже невозможно.

Очевидно, что две версии идентификации нелриятных явлений диктуют в медицине и две принципиально различные стратегии поведения врачей, действующих по результатам диагностики. Медицинская практика и многочисленные целенаправленные клинические исследования ученых, занятых проблемами раз­вития медицины позволили с высокой степенью достоверности выделить перечень типичных патологий и дисфункций организ­ма, а также создать развитую систему учений о протекании тех или иных заболеваний. Именно это позволило создать медицину как направление в корректирующей практике, которое апеллирует в диагностике организма к принципиальному разведению пред­ставлений о сущности патологий и дисфункций.

Очевидно, что даже с учетом апелляции сторонников дан­ного подхода в организационной диагностике к методологии медицины их попытка рассмотреть дисфункции как тип органи­зационной патологии или смешать эти понятия выглядит безос­новательной. Отсылки же к постулатам патодиагностики в меди­цине недостаточны для проведения внятных различий между двумя версиями организационных отклонений.

Уже беглое изучение степени проработанности этих терми­нов в социологии приводит нас к мысли, что хотя они оба в опре­деленной степени используются в социологии, но их значения определены по-разному и они в разной степени популярны среди социологов. Наиболее употребляемым в социологии является представление о дисфункциях в социальных системах.

Представления о дисфункции в макросоциологии и социологии организаций

По сравнению с медициной в социологии смысл термина претерпевает определенные изменения, но здесь также представ­ления о дисфункциях не связаны с поисками причины сбоев или нарушений функций в социальной системе. Они рассматриваютсякак следствие иных процессов. Изучение феномена, стоящего этим термином, имеет давнюю традицию в социологии. Оно изначально шло в привязке к одной из двух базовых парадигм в изучени социальных образований: объективистской и конструктивистской.

Введение представления о дисфункциях тесно связано объективистской традицией, а конкретнее — с развитием функционализма в социологии. Сам термин введен Р. Мертоном в кон­тексте теории социального действия. Он трактовал социальную функцию как суммарный итог действия, включающий как рациональный (изначально известный и спланированный), так и неза­планированный компонент. Общий итог реально можно оценить; лишь после совершения действия.

Отправными пунктами в рассуждении Мертона являлись:

· типичное для функционалистов представление о социаль­ных системах как о специфическом социальном организме, развивающемся и функционирующем по своим законам, где; главным критерием развития системы является повышение ее способности сохранить себя как целостность и обеспечить выживание в динамичной внешней среде;

· представление о множественности и разнонаправленности последствий любого совершенного социального действия, а также об оценке этих последствий с точки зрения сохранения целостности и, соответственно, выживания системы.

Как известно, социальная функция в этой модели — это то, оценку чему можно дать лишь после совершения действия. Она трактуется как вся агрегированная совокупность последствий) социального действия (итоги которого никогда не сводятся толь­ко к запланированным процессам), оцененных с точки зрения способности социальной системы к выживанию и сохранению целостности. Последствия делились, во-первых, по основанию их осознанности — на манифестированные (провозглашенные) и латентные (сознательно не встроенные в цель) действия, во-вто­рых, по основанию влияния на сохранение социальной системы как целостности (или ее подсистем), на «экофункцию», «нонфункцию», «дисфункцию».

Слайд 19.22.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных