Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Кого из вашего класса вы пригласили бы на свой День рождения?




СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА

 

Назначение: изучение межличностных отношений в группе (измерение степени сплочённости-разобщённости группы; выявление социометрического статуса отдельных учащихся; обнаружение сплочённых образований (неформальных групп) в группе, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры).

Процедура исследования. Учащимся предлагается выбрать из числа своих одногрупников тех, с которыми они хотели бы вместе учиться, работать, отдыхать и т.д. Количество выборов, которые им предлагается сделать, зависит от количества учащихся в группе (менее 20 учащихся – 2 выбора; 20 и более – 3 выбора).

Вопросы о желании обучающего совместно с кем-либо из своих товарищей участвовать в определённой деятельности называются критериями выбора. Критерии должны соответствовать возрасту учащихся и целям исследования. Одни из них направлены на выявление эмоциональных связей, другие – деловых.

Примерные критерии:

С кем из одноклассников вы хотели бы сидеть за одной партой?

Кого из вашего класса вы пригласили бы на свой День рождения?

Инструкция: Обучающимся предлагается подписать свой листок и написать на нем фамилии выбранных ими одноклассников.

Номера учащихся женского пола на социограмме обводят в круг. Номера учащихся мужского пола - помещают в треугольник. Взаимный выбор обозначают двусторонней стрелкой между двумя соответствующими номерами, невзаимный — односторонней стрелкой (от того, кто выбирал, к тому, кого он выбрал). Для большей наглядности или при большом количестве учащихся в классе указанные линии целесообразно вычерчивать различными цветами.

Представляемые на социограмме данные нередко для получения более подробной информации о характере межличностных отношений в группе дополняются числовыми показателями – индексами. Наиболее известный из них – индекс групповой сплочённости (ИГС):

 

О сплочённости класса говорят, если ИГС > 0,6.

Пример. Проведено социометрическое исследование класса из 8 человек.

 

Социоматрица

Ф.И.О. выбирающего Порядковые номера выбираемых   Сделано выборов
п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.
1. Васильев             + +  
2. Дмитриева +             Å  
3. Иванова   +           Å  
4. Михайлов         Å   Å    
5. Мишина       Å     Å    
6. Петров         +     +  
7. Сидорова Си       Å Å        
8. Смирнов   Å Å            
Получено выборов                  
Из них взаимных выборов                  
Социометрический статус III II III II II IV II I ##

Обозначения: I – «Звёзды»; II – «Предпочитаемые»;

III – «Пренебрегаемые»; IV – «Изолированные».

Социограмма

 
 
 
 
 
 
 
 


 

 

 

 

На основании социограммы можно сделать вывод о том, что в данном классе существуют две неформальные группы: 1) Михайлов – Мишина - Сидорова; 2) Дмитриева – Иванова - Смирнов. В первой группе взаимоотношения на равных, вторую возглавляет неформальный лидер Смирнов. Группы между собой отношений не поддерживают. Васильев и Петров стремятся быть принятыми каждой из групп. Однако к Васильеву проявляет интерес только один из членов второй группы, а Петров остаётся изолированным. Значение ИГС» 0,63 свидетельствует о достаточно высоком уровне сплочённости данного классного коллектива.

Причины сложившихся межличностных отношений в классе выясняются с помощью других методов (наблюдение, беседа и т.д.).

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных