ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Кого из вашего класса вы пригласили бы на свой День рождения?СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА
Назначение: изучение межличностных отношений в группе (измерение степени сплочённости-разобщённости группы; выявление социометрического статуса отдельных учащихся; обнаружение сплочённых образований (неформальных групп) в группе, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры). Процедура исследования. Учащимся предлагается выбрать из числа своих одногрупников тех, с которыми они хотели бы вместе учиться, работать, отдыхать и т.д. Количество выборов, которые им предлагается сделать, зависит от количества учащихся в группе (менее 20 учащихся – 2 выбора; 20 и более – 3 выбора). Вопросы о желании обучающего совместно с кем-либо из своих товарищей участвовать в определённой деятельности называются критериями выбора. Критерии должны соответствовать возрасту учащихся и целям исследования. Одни из них направлены на выявление эмоциональных связей, другие – деловых. Примерные критерии: С кем из одноклассников вы хотели бы сидеть за одной партой? Кого из вашего класса вы пригласили бы на свой День рождения? Инструкция: Обучающимся предлагается подписать свой листок и написать на нем фамилии выбранных ими одноклассников. Номера учащихся женского пола на социограмме обводят в круг. Номера учащихся мужского пола - помещают в треугольник. Взаимный выбор обозначают двусторонней стрелкой между двумя соответствующими номерами, невзаимный — односторонней стрелкой (от того, кто выбирал, к тому, кого он выбрал). Для большей наглядности или при большом количестве учащихся в классе указанные линии целесообразно вычерчивать различными цветами. Представляемые на социограмме данные нередко для получения более подробной информации о характере межличностных отношений в группе дополняются числовыми показателями – индексами. Наиболее известный из них – индекс групповой сплочённости (ИГС):
О сплочённости класса говорят, если ИГС > 0,6. Пример. Проведено социометрическое исследование класса из 8 человек.
Социоматрица
Обозначения: I – «Звёзды»; II – «Предпочитаемые»; III – «Пренебрегаемые»; IV – «Изолированные». Социограмма
На основании социограммы можно сделать вывод о том, что в данном классе существуют две неформальные группы: 1) Михайлов – Мишина - Сидорова; 2) Дмитриева – Иванова - Смирнов. В первой группе взаимоотношения на равных, вторую возглавляет неформальный лидер Смирнов. Группы между собой отношений не поддерживают. Васильев и Петров стремятся быть принятыми каждой из групп. Однако к Васильеву проявляет интерес только один из членов второй группы, а Петров остаётся изолированным. Значение ИГС» 0,63 свидетельствует о достаточно высоком уровне сплочённости данного классного коллектива. Причины сложившихся межличностных отношений в классе выясняются с помощью других методов (наблюдение, беседа и т.д.).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|