Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Социально-демографические детерминанты преступности несовершеннолетних.




Нестабильность экономики общества и как следствие снижение жизненного уровня многих семей, наличие значительных слоев населения, находящихся на грани или за чертой бедности, ослабление инфраструктуры здравоохранения, образования и культуры заметно ухудшили положение детей и возможности семьи и государства по их жизнеобеспечению, развитию и социализации[23].

По мнению ученых криминологов, при выявлении конкретных механизмов детерминации и причинности преступности в регионах, на объектах применительно к разным социальным группам необходимо анализировать не только объективно складывающуюся ситуацию в экономической, политической, социальной, духовной сферах жизни общества, но и характеристики различных социальных групп, слоев населения, общностей.

Несовершеннолетние – это один из наиболее сложных периодов развития личности. Противоречия между наличными потребностями людей и неравными возможностями их удовлетворения приобретают особенно острый характер применительно к подросткам и молодежи[24].

По мнению Забрянского Г.И, противоречия между потребностями и возможностями применительно к несовершеннолетним в современном российском обществе можно конкретизировать следующим образом:

- противоречия между целями, к которым общество призывает стремится подростков и теми легальными возможностями, которые оно им предоставляет для их достижения;

- противоречия между расширением потребностей в квалифицированном, престижном и высокооплачиваемом труде и ограниченными возможностями их удовлетворения;

- противоречия между стремлением к богатству и ощущением невозможности его достижения легальными способами;

- противоречия между необходимостью усиления социальной и правовой защиты несовершеннолетних и ограниченными материальными возможностями общества[25].

Я.И. Гилинский считает, что подростковая молодежная преступность подчиняется общим закономерностям. По его мнению, нет каких-то особых, специфических «причин» преступности подростков и молодежи, но социально-экономическое неравенство, неравенство возможностей, доступных людям, принадлежащих к различным группам (стратам), своеобразного проявляется применительно к подросткам и молодежи[26].

Таким образом, ухудшение экономической ситуации в обществе, резкое снижение уровня жизни отразилось, прежде всего, на наименее защищенных членах общества, то есть на несовершеннолетних. Уязвимость последних связана с тем, что у них еще не сформирована до конца система ценностей и неустоявшаяся психика, по сравнению со взрослыми людьми. За отсутствием возможности легально удовлетворять свои необходимые потребности, подростки начинают зачастую добывать вещи и продукты преступным путем. Одно из таких следствий экономического кризиса, как безработица, уменьшило возможности подростков в сфере трудоустройства, особенно тех подростков, кто уже отбыл наказание в воспитательных учреждениях.

Сильно ухудшилось и положение с организацией досуга подростков по месту жительства. Многие спортивные и творческие организации прекратили свое существование и подростки просто не знают чем себя занять в свободное время.

По мнению многих исследователей, причиной огромного роста преступности среди несовершеннолетних служит развал Советского Союза, в результате чего возникла безработица, появилось огромное количество нищих, бомжей, а также и преступников. Приблизительно 35–40 % от общего числа населения страны начало свое существование за чертой бедности. В результате многие подростки оказались не в состоянии получить даже нормальное образование, так как учеба в ВУЗах стала платной. Как следствие, лица, не получившие нормальное образование, потом не в состоянии найти хорошо оплачиваемую работу и остаются и дальше за чертой бедности. По статистике именно лица, выросшие в неблагополучных семьях за чертой бедности, в детских домах или интернатах сначала пополняют ряды мелких уличных группировок, а затем уже и более крупных банд[27].

В условиях рыночной экономики особенно актуален вопрос воспитания подрастающего поколения, привития ему духовно-нравственных ценностей, формирования правового сознания и предупреждения неправомерного поведения.

Подрастающее поколение стало в настоящее время одной из наиболее социально и экономически незащищенных категорий населения. Многие дети и подростки находятся в стрессовом, раздраженном, агрессивном и апатическом состоянии.

В современных российских условиях, связанных с трансформацией общественного устройства, отклоняющееся поведение в среде несовершеннолетних все более принимает формы массового явления, что ставит эту проблему в число наиболее актуальных для отечественной науки.

Государство, проводя экономические реформы, легализуя свободную торговлю, оказалось не готовым к значительному росту преступности. Медлительность в развитии рыночных отношений, их правовая неурегулированность привела к стиранию граней между законным и незаконным бизнесом, создала благоприятные условия для крупномасштабного проникновения преступности в экономическую сферу. По мнению многих экспертов, главной причиной ухудшения криминальной обстановки стали товар и «преступным путем нажитый капитал».

Значительно возросли проявления мошенничества, осуществляющиеся под прикрытием различных лжепредприятий, фирм и организаций. Мечты о совсем нетрудном обогащении приводят к нарушению законов, что порождает различные преступления, а также ведет к нравственной деградации подрастающего поколения. Богатство стало самоцелью многих людей, в том числе и многих подростков.

В результате падения производственной сферы значительная часть граждан имеет доходы ниже прожиточного минимума. Именно по этим причинам, потеряв надежду на помощь государства и общественности, многие подростки оставляют учебу в школе и подрабатывают в различных коммерческих структурах, часто торгующих вино-водочными изделиями.

Как результат негативных процессов и явлений в последние годы усугубляется деформация духовной жизни. Психология индивидуализма, бездуховности, продажности, правового нигилизма становится повсеместной.

Сегодня в огромном дефиците оказались качества личности, которые оказывают благоприятное воздействие на сохранение связей во всех типах общностей, начиная с семьи и заканчивая государством, нацией, обществом. Это – долг, гражданственность, патриотизм, благотворительность, сострадание (эмпатия), дисциплина, ответственность, воля и т.п.

Многими людьми, особенно молодыми, утрачены привычные жизненные ориентиры, вера в духовные ценности, значительно ослаблены родственные, семейные, производственные и иные связи, что существенно снижает возможности социального контроля. Поэтому причиной многих преступлений зачастую является страх и тревожность, связанные с неопределенностью будущего.

В современном обществе существуют объективные факторы для такой тревожности: расслоение в связи с различным уровнем материальной обеспеченности, объемом и качеством социальных услуг, невозможностью удовлетворения многих первоочередных потребностей, напряженностью в межличностных отношениях.

В условиях современного экономического развития страны преступность самым тесным образом связана с нарождающимся классом собственников, «новых русских», с их ценностными ориентирами. Особенно это действует на подсознание подростков. Господствует дух быстрой наживы, а они уже сами выбирают методы и средства достижения желанной цели.

Деформации духовной жизни подростков в большой мере способствует и проникновение через средства массовой информации стандартов повседневного поведения, не совместимых с ценностными ориентациями нашего общества (культ силы, жестокости, культ наркотиков как «нормы» жизни современного подростка и т.д.)

Серьезным фактором, способствующим росту преступности среди несовершеннолетних, являются и условия содержания несовершеннолетних преступников в следственных изоляторах и воспитательных колониях. Нередко они находятся в одних камерах со взрослыми преступниками, и, из-за загруженности следственных органов, проводят там долгое время.

Несовершеннолетним, вина которых не доказана, приходится до суда в течение нескольких месяцев, а то и лет, постоянно бороться за свою жизнь и здоровье. Они сидят в тесных и душных камерах, где при норме 3-4 человека обычно содержится 10-15. Положенные прогулки постоянно сокращаются и отменяются за любое нарушение режима.

Попадая в колонию, подросток оказывается, при попустительстве администрации, в чрезвычайно жестоком мире психологически неуравновешенных, социально дезадаптированных, ожесточенных сверстников, которые к тому же, вследствие их возраста, безгранично жестоки. В колониях для несовершеннолетних насилуют, издеваются и калечат друг друга.

Администрация изоляторов не вмешивается во внутрикамерные конфликты и тем более не заступается за несовершеннолетних. В результате, многие из них после суда поступают в колонию больными, психологически сломленными и озлобленными. Кроме того, сидя в камерах, следственных изоляторах, они постигают науку «воровской» жизни. Неудивительно, что уже через год, а тем более через 5-7 лет такой жизни молодой человек выходит из колонии ожесточенным и с изуродованной психикой.

Социальная среда предоставляет широкий выбор агрессивных и противоправных моделей поведения. Как большинство социальных навыков усвоение преступной модели поведения происходит в наблюдении за действиями окружающих и фиксировании последствий этих действий[28].

Проблема заключается в противоречии между возможностями воздействия общества на личность подростка и реальным государственно оформленным запросом на выражение этих действий со стороны правоохранительных органов, учебных заведений и прочих. Осуждая подростков, мы до такой степени приписываем криминальное поведение личностным диспозициям, что не принимаем в расчет ситуативные факторы. В том невнимании и отсутствии помощи, с которым сталкиваются дети, виноваты не только родители, но и почти все аспекты нашей сегодняшней действительности.

Быть подростком очень тяжело. Наполненный энергией, высвобожденной в физиологических сдвигах пубертата, одержимый возникшей потребностью в независимости, полный ожиданий будущих успехов в большой жизни, подросток проходит через тяжкие испытания в поисках собственного пути в новом для него мире. Взрослым надо создавать условия для развития подростков и делать это заботливо. Нужно уважать подростков, помогать им развивать чувство правильной самооценки и давать при необходимости полезные советы - все это способствует становлению их личностной и социальной зрелости.

Подростки не становятся лучше, если требовать от них хорошего поведения или угрожать им. Они набирают мудрую силу, социальную и личностную зрелость, когда им предоставлены хорошие условия, правильный уход, доброжелательное, откровенное и честное общение, когда их обучают анализировать и противостоять негативным влияниям[29].

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных