Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Правовые меры в системе профилактики преступности несовершеннолетних.




В стране складывается очень тревожная ситуация распространения детской безнадзорности и беспризорности, которая зачастую приводит несовершеннолетних в криминальную среду.

Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»[38] определяет основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права (разд. 1, п. 1, разд. 1 и др.).

Ситуация по вопросам защиты прав детей за последние годы не претерпела кардинальных изменений и даже усугубилась. Комплекс проблем, порожденных социально – экономическими сложностями, ставит задачи, решение которых требует выработки новых подходов, в том числе и в необходимости совершенствования законодательства РФ и субъектов РФ по поддержки семьи, материнства, отцовства детства, а также конкретизации механизмов реализации законов[39].

Принятие РФ обязательств по соблюдению всех ратифицированных бывшим СССР международных соглашений в области прав человека, в том числе Конвенции ООН о правах ребенка[40] от 20.11.1989, обязывает обратить повышенное внимание на защиту прав несовершеннолетних. Эта Конвенция ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13.06.1990 № 1559-1, вступила в силу для СССР 15.09.1990.

Названное Конвенция регулирует отношения в наилучших интересах ребенка. При этом четко выделяется защита прав пяти категорий несовершеннолетних:

· общие права ребенка (ст.ст. 1-22);

· права несовершеннолетних, лишенных свободы (п.п. «с» и «д» ст. 37);

· права несовершеннолетних, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (п. «б» ст. 37 и ст. 40);

· права несовершеннолетних, явившихся жертвами любых видов пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления, пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, наказания или вооруженных конфликтов (ст.ст. 38 и 39);

· права неполноценных в умственном и физическом отношении детей (ст. 23).

Кроме этого, для целей названной Конвенции раскрывается содержание понятия «ребенок». Им является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее (ст. 1).

В Конституции РФ[41] слова «дети», «детство», «материнство» употребляются в пяти статьях (ч. 2 ст.ст. 7, 38, ч. 1 ст. 39, ст. 43, п.п. «е» и «ж» ст. 72). Это нормы о том, что в РФ обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (ч. 2 ст. 7), материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ч. 1 ст. 38). Забота о детях, их воспитание –равное право и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38), трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о трудоспособных родителях (ч. 3 ст. 38) и другие. Конституционные гарантии.

На основании сравнительного анализа Конституции РФ и всех основных законов субъектов РФ можно сделать вывод о том, что большинство основных законов повторили нормы Конституции РФ, касающихся вопросов воспитания и образования детей, а также защиты государством материнства, детства и семьи.

В то же время конституции и уставы субъектов РФ обошли молчанием такой важнейший принцип Конвенции как «наилучшие интересы ребенка», в этих документах также не раскрывается содержание понятия «ребенок».

В части 2 статьи 22, в ч.ч. 1 и 2 ст. 47, в ст.ст. 48, 49, 51 Конституции РФ идет речь о подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в ч. 2 ст. 20, ст. 50 – об осужденных, но несовершеннолетние граждане при этом в отдельную категорию не выделяются. Отсутствуют нормы в Конституции РФ о защите прав несовершеннолетних, явившихся жертвами любых видов пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления, пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, наказания или вооруженных конфликтов.

В Уголовном кодексе РФ[42] есть специальный раздел V, посвященный особенностям уголовной ответственности несовершеннолетних, и глава 20, предусматривающую преступления против семьи и несовершеннолетних.

В Указе Президента РФ «Об утверждении стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года»[43] № 690 от 09.06.2010 отмечается о том, что одной из причин устойчивого сокращения численности молодого трудоспособного населения страны является расширение масштабов незаконного распространения наркотиков в России. Основными угрозами в данной сфере являются:

-широкое распространение в обществе терпимого отношения к немедицинскому потреблению наркотиков;

- увеличение численности лиц, вовлеченных в немедицинское потребление наркотиков;

- недостаточная эффективность организации оказания наркологической медицинской, педагогической, психологической и социальной помощи больным наркоманией;

- сокращение числа специализированных наркологических медицинских учреждений, низкое число наркологических реабилитационных центров в субъектах РФ, а также недостаточное количество медицинских психологов, специалистов по социальной работе и других специалистов. Участвующих в осуществлении медико-социальной реабилитации;

- недостаточная доступность медико-социальной реабилитации для больных наркоманией;

- недостаточно широкий для обеспечения занятости молодежи спектр предложений н рынке труда;

- слабая организация досуга детей, подростков и молодежи (п. 23 Раздела 4).

Нормативно-правовая база по правам несовершеннолетних в РФ, профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних:

- ФЗ «О полиции»;

- ФЗ «Об опеке и попечительстве»[44];

- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»[45];

-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»[46];

- ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ»[47];

- ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских объединений в РФ»[48];

- ФЗ «Об образовании в РФ»[49];

- Постановление Правительства РФ от 27.11.2000 № 896 «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации»[50],

- Приказ Минздрава России от 14.07.2003 № 307 «О повышении качества оказания лечебно-профилактической помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним»[51];

ФЗ «О основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», закрепляет правовое положение субъектов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, в том числе органов внутренних дел, и устанавливающему основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних[52].

Данный нормативный акт федерального значения уточняет законодательство РФ о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, называет органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, перечисляет категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, закрепляет основания и регламентирует сроки ее проведения, конкретизирует права лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, регламентирует порядок применения мер взыскания в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, детализирует основные направления их деятельности, исследует порядок производства по материалам о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, рассматривает вопросы помещения несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей.

Согласно положений Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 16.01.2012 №7 «Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности»[53], прокуратурам, в том числе, приказано рассматривать в качестве важнейшего направления противодействия преступности осуществление надлежащего надзора за исполнением законов, имеющих целью предупреждение преступлений, совершаемых несовершеннолетними и в отношении их.

В силу положений Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи»[54] - прокуратурам, в том числе, приказано осуществлять постоянный надзор за исполнением законов о социальной защите несовершеннолетних, обращая особое внимание на своевременность оказания помощи детям, находящимся в социально опасном положении, детям из малообеспеченных и многодетных семей (пособия, компенсационные выплаты, организация питания в образовательных учреждениях и т.д.); регулярно проверять исполнение законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделениями по делам несовершеннолетних, другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

Следующую группу правовых документов по иерархии образуют подзаконные нормативно-правовые акты в рассматриваемой сфере.

Законодательные органы субъектов принимают свои дополняющие нормы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Например, Закон Алтайского края «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае»[55], принятый Постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 06.12.2002 №393 (с изменениями от 03.04.2015 №26-ЗС).

Значительную по объему группу подзаконных актов составляют акты, устанавливающие правовой статус и регламентирующие порядок создания, организацию работы, функции региональных и муниципальных КДНиЗП. Сейчас вступило в силу новое постановление Правительства РФ от 06.11.2013 № 995 «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав»[56]. Положения же о КДНиЗП субъектов федерации и муниципального уровня утверждены исполнительными органами государственной власти в некоторых субъектах РФ.

В силу ст. 7 Закона Алтайского края «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае», принятого Постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 06.12.2002 №393 (с изменениями от 03.04.2015 №26-ЗС) - Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав являются органами, координирующими деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае.

Анализируя современное отечественное законодательство, можно отметить устойчивые тенденции развития и совершенствования правовой базы всей системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, переориентации ее от репрессивных начал на охранно-защитные функции.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных