Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема: Музыкальное оформление культурно-досуговых программ




Курган 2014г.

ОГЛАВЛЕНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ

Характеристика культурно-досуговых программ как части социально-культурной деятельности.

Музыкальный материал в оформлении культурно-досуговых программ.

Работа режиссера над музыкальным оформлением.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

Сoциокультурная деятельнoсть включает в себя культурнo-досуговые программы, которые становятся неотъемлемым атрибутом любого массового мероприятия. Организация культурнo-дoсуговых прoграмм предполагает испoльзование различных метoдов, фoрм и эффектов для создания атмосферы и реализации идеи мероприятия. Средства являются инструменты для раcкрытия cодержания; как способы передачи идей, научных взглядов, сoбытий, фактов, образов.

 

Одним из важных элементов культурно-досуговой программы является музыка.

Музыка- искусство, средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина, особым образом организованные во времени. Музыка, как ни один другой вид искусства способна с большой силой и полнотой передать чувства и мысли, различные эмоциональные состояния человека. Диапазон этих состояний и переживаний, выражаемых музыкой, безграничен.

Для проведения культурно-досуговой программы на самом высоком уровне необходимо, чтобы музыка была подобрана профессионально и послужила хорошим оформлением праздника.

В данном исследовании мы определим значимость правильного подбора музыкального материала на примере театрализованного концерта «Солнечный круг», так как практическая часть выполнена на примере театрализованного концерта «солнечный круг».

 

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ

 

Характеристика культурно-досуговых программ как части социально-культурной деятельности Социально-культурная деятельность направлена на создание условий для развития, самоутверждения и самореализации личности и общества(студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т.д. Как отмечают Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Суть и смысл социально-культурной деятельности заключаются в направленности непосредственно на активное функционирование личности в конкретной социальной среде, на формирование ее социально-культурного статуса, выбор и проведение адекватных форм ее участия в социально-культурных процессах. Значимость социально-культурной деятельности в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов, как отдельной личности, так и социума в целом. К основным функциям социально-культурной деятельности по Т.Г. Киселевой относятся: 1. Коммуникативная функция предполагает реализацию потребности человека в общении (клубная работа, творческие объединения, вечера отдыха, дискотеки, праздники, диспуты, вечеринки и т.п.), в непрерывном информационном взаимодействии в различных сферах общественной социально-культурной практики. Содержание этой функции представляет собой производство, обмен, потребление и использование огромных объемов информации из мира науки, искусства, религии и других областей. 2. информационно-просветительная функция наиболее полно воплощает в себе развивающее начало. Эта функция отличается постоянством и всеобщностью. Процесс просвещения носит непрерывный характер, каждый человек продолжает повышать уровень своего образования в течение всей жизни. Эта функция не связана с определенным регламентом, установленным и обязательным в учебных заведениях, а основана на добровольности, инициативе, самостоятельности самих людей. Эта функция обеспечивает более полное удовлетворение разнообразных индивидуальных интересов, запросов и предпочтений людей различных возрастов и профессий. 3. культуротворческая функция связана с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью (трудовая, техническая, спортивно-игровая, художественно-театральная, научно-исследовательская, прикладная), целенаправленная на творческую учебную деятельность детей (фестивали, олимпиады, конкурсы, туристические походы, школы актива и т. п.).Культуро-творческая деятельность дает возможность для более полной реализации разносторонних творческих способностей ребенка, подростка, взрослого человека. 4. рекреативно-оздоровительная функция представляет собой разработку и осуществление множества развлекательных, игровых, оздоровительных досуговых программ для различных групп населения, с целью восстановления сил, затраченных в процессе труда, снятия напряжения и одновременно развивающего воздействия. Эта функция по содержанию и характеру ориентирована на досуг активный и пассивный, коллективный и индивидуальный. Она способствует физическому и духовному восстановлению ребенка и взрослого человека (прогулки на воздухе, спорт, вечера отдыха, игры, забавы, развлечения и др.), а во многих случаях направлена на социально-культурную реабилитацию людей с ограниченными возможностями, как физическими, так и психическими. В зависимости от профессионального и непрофессионального, индивидуального и коллективного характера деятельности, от её содержания и наличия возрастных, и профессиональных условий, основные функции в каждом конкретном случае дополняются отдельным рядом специально востребованных функций, благодаря которым, в конечном счете, обеспечивается достижение конечного результата. Отличительными чертами социально-культурной деятельности являются: гуманистический, культурологически и развивающий характер. Составной частью социально-культурной деятельности является культурно-досуговая деятельность. По мнению Аванесовой Г.А., культурно-досуговая деятельность выступает целесообразно организованной и содержательно наполненной активностью больших групп людей или конкретного человека в свободное время, которая развивается на базе человеческой потребности в перемене характера деятельности, а также с целями рекреации и социально-культурного развития. Формы и виды этой деятельности человек выбирает самостоятельно, исходя из индивидуальных предпочтений, возможностей и уровня культурного развития, а также с учетом традиций, моды, влияния окружающих людей. Культурно-досуговая деятельность рассматривается как процесс приобщения к культуре, выраженный в материальной и духовной форме и представляет собой ценности, образцы и признанные способы поведения в нашем обществе, зафиксированные и передаваемые последующим поколениям в качестве результата. Культурно-досуговая программа представляет собой смонтированный воедино комплекс разнообразных элементов, среди которых можно выделить танцевальные блоки, игры, встречи с интересными людьми, концертные номера и многое другое. Интерес к содержанию культурно-досуговой программы реализуется через направленность чувств, в стремлении познать глубже смысл происходящих событий, дать им оценку, выработать к ним устойчивое отношение и мотивировать свое поведение. В ходе смыслового, интеллектуального и художественного воздействия культурно-досуговой программы аудитория воспринимает идеи в виде образов и понятий, осуществляет мыслительную переработку информации. Усвоение информационного потока различными группами аудитории является необходимым первичным условием культурно-досуговой деятельности. Культурно-досуговая программа несет в себе целью коллективный отдых населения, в названии ее часто присутствует указание на возраст аудитории (конкурсная семейная программа, детский утренник, молодежная шоу-программа). Эта форма мероприятия отличается разнообразием и непринужденностью форм общения - познавательных, развлекательных, самодеятельных, предоставлением участникам возможности переключаться с одного вида деятельности на другой. Такие программы требуют от организаторов творчества, фантазии и изобретательства, а также четкого построения сценария с учетом возраста аудитории. Виды культурно-досуговых программ: * познавательно-развлекательная программа (конкурс, викторина, интеллектуальная игра); * праздничная историческая программа (литературно-музыкальные композиции к памятным датам, концертные программы и др.); * танцевально-игровая программа (вечер отдыха, тематическая дискотека); * фольклорная программа (обрядовые праздники). А.Б. Гальченко выделяет следующие типы культурно-досуговых программ: 1. Разовая игровая программа не требует подготовки участников. Участники включаются в программу непосредственно в ходе «действа». При этом предлагаемые программы могут быть самыми разнообразными: интеллектуальные, игровые, конкурсные. Для описания разовой игровой программы может быть достаточно сценарного плана. 2. Конкурсно-игровая программа по заданной тематике предполагает предварительную подготовку участников. Это может быть турнир, КВН, всевозможные интеллектуальные игры и др. Образовательный и воспитательный смысл таких программ состоит в подготовке и совместном творчестве участников. Для конкурсно-игровой программы необходим полный сценарий с формулировкой задач, описанием мероприятий подготовительного периода, списком рекомендуемой литературы. В реальной практике преобладают комбинированные формы интеллектуальных игр. Чаще всего это сюжетные викторины с элементами экономической стратегии. Особенность интеллектуальных игр - наличие вопросов, предлагаемых участникам. Поэтому одной из важнейших задач организаторов таких игр является качественный подбор и составление вопросов. 3. Игра-спектакль. Для проведения такой игры необходима группа ведущих игровой программы. Сюжет спектакля строится таким образом, что его сторонние участники без предварительной подготовки могут играть небольшие роли или выполнять задания, от которых будто бы зависит судьба героев спектакля. 4. Театрализованная игра - требует погружения артистов и зрителей в определенную атмосферу, имеет четкую конструкцию игровой ситуации, достаточно длительный период подготовки. Темы таких игр могут быть самыми разнообразными. 5. Зрелище (концерт, литературно-музыкальная композиция, спортивное состязание и др.) характеризуется наличием исполнителей и зрителей. Для исполнителя – юного певца, танцора, гимнаста выступление – всегда волнение, душевный подъем. Зритель, даже если он очень эмоционально относится к программе, остается воспринимающим субъектом (реципиентом). 6. Праздник - особо значимый и трудоемкий по подготовке и организации тип досуговой программы. Он предполагает большое разнообразие видов деятельности и приемов постановки. Праздничные формы культурно-досуговой деятельности весьма разнообразны. К ним относятся: * слеты, смотры, конкурсы, творческие отчеты, фестивали детского творчества, * приветствия, презентации, церемонии; * гулянья, карнавальные шествия, театрализованные представления; * физкультурные праздники; * тематические недели, тематические дни и др. В рамках праздников могут использоваться торжественные ритуалы, выступления героев важных событий, награждения, различного рода зрелища, игровые программы. Программа праздника в написанном виде должна содержать не только перечень концертных номеров, но и план подготовки праздника, где описаны все организационные мероприятия и указаны ответственные за них. 7. длительная досуговая программа. Такая программа рассчитана на постоянный состав участников и может продолжаться в течение нескольких дней или недель, года и более. Можно выделить ряд особенностей длительной досуговой программы: * наличие развивающей социальной идеи (сюжета); * наличие коллективной творческой деятельности; * создание и закрепление положительных моделей поведения. В основе предложенной квалификации лежат два фактора: степень участия в программе и ее протяженность во времени. В настоящее время в современной культуре все большее место занимают увеселительные программы, различные шоу, которым отводится значительная роль в нравственном и художественном воспитания людей, организации их быта и досуга. Популярными видами культурно - досуговых программ являются шоу-программы, пышное костюмированное сценическое действие с участием «звезд», динамически яркое, насыщенное спецэффектами, зрелищное, несущее в себе сквозной сюжет с завязкой, кульминацией и развязкой. Существуют также такие виды комплексных досуговых программ, как бал, театрализованное шествие, посиделки, литературно-музыкальные композиции, посвященные памятным датам, а также большие праздничные концерты (8 марта, 9 мая, 23 февраля, День смеха - 1 апреля, Новый год, Рождество и др.) Принципы, которые должны быть положены в основу массовых мероприятий: информационной насыщенности, эмоциональности, массовости, активности, комплексности, преемственности. Охарактеризуем некоторые из них. Принцип информационной насыщенности предполагает наличие в содержании проводимого мероприятия (в зависимости от его целевой установки) исторических, краеведческих, этнических, научно-технических, художественно-культурных, этических и других сведений и фактов, например, организация детского фольклорного фестиваля. Такая информационная насыщенность обеспечивает не просто развлечение, а реальное пополнение знаний и практических навыков. Принцип комплексности заключается в сочетании познавательных, развлекательно-рекреационных, коммуникативных и других компонентов, индивидуальных, групповых, массовых форм работы. Принцип массовости характеризуется участием в программе всех желающих. Раскроем основные этапы технологического процесса при подготовке и проведении культурно-досуговой программы. Первый этап подготовки программы условно можно назвать этапом обоснования выбора программы. Данный этап включает в себя несколько разделов: * определение количества и распределение обязанностей разработчиков культурно-досуговой программы; * название программы. Выбор темы будущего проекта. Тематическая обоснованность исходит из названия программы и подразумевает, о чем в ней пойдет речь; * остановка целей и задач. Задачи являются поэтапными ступенями достижения поставленной цели, а сама цель выступает как конечный спланированный результат; * определение аудитория программы; * определение формы культурно-досуговой программы, времени и места ее проведения. Форма программы определяется на основе психолого-возрастной характеристики аудитории и соответствует ее особенностям. Второй этап подготовки программы - написание сценария, но не все досуговые программы должны опираться на полноценный сценарий. Например, детская конкурсно-игровая программа без элементов театрализации и единого художественного хода, может опираться лишь на сценарный план, в котором будет отражен порядок игр и конкурсов с указанием музыкальных, художественных и иных заметок. Сценарий культурно-досуговой программы - это подробная текстовая разработка,которая включает в себя литературную основу и организационные аспекты содержания программы. Сценарий предполагает последовательное изложение материала с первого эпизода или номера ко второму и т.д. Сценарий может соединять в себе одновременно элементы литературных, научно-публицистических произведений, произведения музыки, живописи, хореографии, кино, факты реальных событий, конкурсно-игровые элементы и многое другое. Выбор досуговых программ достаточно широк это может быть ток-шоу, литературно-музыкальные композиции, конкурсно-игровые программы, праздники, театрализованные представления. Разнообразие программ предполагает выбор определенного решения, соответствующего их форме. Однако большинство программ соответствуют «классической» форме построения. Опираясь на труды А.Д. Жаркова и профессора В.М. Чижикова «композиционная структура сценария культурно-досуговой программы состоит из: 1. Экспозиция - вступительная часть сценария. Она дает необходимые сведения о предстоящем действии, о героях и жизненных обстоятельствах. Экспозиция знакомит с правилами сценической игры. Другим видом экспозиции является пролог - прямое обращение автора к зрителю, краткий рассказ о характере будущего представления. Экспозиция длится до момента завязки. 2. Завязка - момент возникновения проблемы, которая выливается в развитие конфликта. С завязки начинается движение всего действия, его развитие. 3. Кульминация - наивысшая точка напряжения действия. Она играет существенную роль в раскрытии характеров героев и разрешении конфликта. 4. Развязка - заключительный момент в развитии действия, это момент полного разрешения конфликтной ситуации. 5. Финал - эмоционально-смысловое завершение произведения. Своеобразной формой финала, в котором подводится итог всего действия, является эпилог. Эпилог аналогичен прологу, т.е., если в начале сценария автор вводит зрителя в мир героев, знакомит с характером действия, то финал подводит определенные итоги, дает оценку завершившемуся действию. Таким образом, композиция сценария классической формы строится на зарождении, развитии и разрешении конфликта. Однако сценарии концертно-зрелищных, конкурсно-игровых программ не предполагают конфликтных ситуаций при сохранении экспозиции, завязки, кульминации и финала. Третий этап - проведение программы - представляет собой самую сложную и ответственную работу для всех участников. Необходимо соединить усилия всех, преодолеть нервное напряжение и решить поставленные задачи. При этом следует иметь план наблюдения за эффективностью программы. Быстрота ориентировки дает специалистам возможность не растеряться в непредвиденной ситуации при неожиданной реакции зрительного зала. Четвертый этап - завершающий этап работы над программой - анализ ее проведения, направленный на воспитание у участников чувства самокритичности, ответственности за порученное дело, умения принимать критику коллег, оценивать свою деятельность и деятельность своих коллег. Качество анализа данной программы во многом зависит от качества подготовки последующей программы. Если в ходе анализа обнаруживаются недостатки, ошибки, то необходимо предусмотреть все возможные меры, которые устранили бы их повторение. Анализ программы завершается общими выводами и предложениями, рекомендациями по устранению недостатков в последующей деятельности. Таким образом, культурно-досуговая программа является неотъемлемой частью социально-культурной деятельности. Самая хорошая культурно-досуговая программа должна начинаться, как уже отмечалось, с изучения аудитории, ее интересов и потребностей. Музыкальный материал в оформлении культурно-досуговых программ Эмоциональная выразительность музыки открывает перед режиссером широкие возможности, благодаря своей эмоциональной насыщенности она не только заменяет психологическое обоснование поведения героя, но сама становится сценическим образом, действующим лицом, выразителем темы и идеи. Музыка должна обогащать сценическое действие, придавать ему новые краски, быть созвучной с чувством персонажей или, наоборот, контрастной. Удачно подобранная и органически включенная в действие музыка - важный фактор музыкального оформления культурно-досуговых программ. Музыкальный материал - это сочетания звуков, из которых строится музыкальное произведение. Режиссер самостоятельно подбирает то или иное музыкальное произведение, согласуясь с образом персонажа, сюжетом, временем и местом действия и другими факторами. В некоторых случаях режиссер может поручить музыканту не только подобрать музыку, но и оркестровать по-новому отдельные номера сюжетной музыки согласно стилю всей постановки, актера. Иногда вместо понятия подбор организаторы культурно-досуговых программ употребляют такое понятие как, компиляция. Под подбором подразумевают выбор тех или иных произведений одного или нескольких авторов для музыкального оформления программы. Компиляция в музыкальном оформлении - работа над отобранной музыкой по органическому включению ее в спектакль. По мнению Козюренко И.Ю. ,высокохудожественная компиляция требует воплотить, оформить музыкальный материал в некоторое новое целое, которое отвечало бы ритму, смыслу и характеру. При компиляции вполне допустима связь отобранных фрагментов из произведений одного композитора с музыкой других композиторов. Многообразие сценических эпизодов и единство музыкального материала - таков необходимый синтез при компиляции. Таким образом, задача творческого работника, проводящего подбор и компиляцию, заключается в том, чтобы организовать и упорядочить музыку в соответствии с драматургическим развитием программы. Существует несколько методов подхода к использованию музыкального материала. Наиболее простой, а поэтому и чаще всего используемый - иллюстративно-изобразительный метод. При этом методе основное внимание уделяется внешней стороне действия; так, например, в сцене, где герои расстаются, вводится музыка, передающая это настроение; если на сцене раннее утро, восход солнца - подбирается музыка, отражающая эту картину. Под иллюстративной музыкой принято понимать музыку бездейственную, то есть лишь повторяющую то, что ясно и понятно без нее. Так, положительные образы выражаются в музыке красотой мелодии, богатством гармонии, разнообразием ритмов, прозрачностью инструментовки. При характеристике отрицательных образов, темных сил, иноземных врагов используются жесткие ритмы, мелодическая примитивность, резкость тембров, что в сочетании со сценическими образами, атмосферой сцены воспринимается зрителем как внутренняя убогость, ничтожество, жестокость, бездушие и т. д. Наиболее сложный метод - тематический. Такой метод требует глубокого взгляда на драматургию программы, определенного творческого опыта, музыкальной фантазии. В этих случаях музыка вводится как для характеристики отдельных героев, так и групп действующих лиц, объединенных общими интересами. Она может обобщать конкретное действие, указывать на дальнейшее развитие программы. При этом методе соблюдается единый стиль всего музыкального оформления, связанного единой музыкальной мыслью. Часто план музыкального оформления не содержит точно какого-либо одного метода: в одном фрагменте музыка может быть введена как иллюстративно-изобразительный элемент, в другом она раскрывает идейный смысл или характер героя, его настроение. Большое значение при выборе музыки имеют жанровые признаки произведения. Торжественный, патриотический концерт, игровая программа, новогодняя сказка требуют различной по форме и жанру музыки. Жанр (от французского - род, вид) - понятие, выработанное для обозначения внутривидовых подразделений искусства, ибо он воплощает черты эпохи, образа жизни и поведения людей. Жанр связан со всеми сторонами образной структуры искусства и прежде всего с темой, сюжетом, композицией. Отдельные элементы жанра (его внешние, материальные признаки) могут быть отнесены к художественной форме, но в целом он воплощает единство содержания и формы. Классификация жанров в музыке определяется жанрообразующими признаками. Оттого, какие признаки будут взяты за основу, такова будет в каждом конкретном случае и жанровая классификация. Музыкальные жанры чаще всего делят на три большие группы - вокальная (пение с инструментальным сопровождением или без него), инструментальная и вокально-инструментальная. Признаком, взятым за основу такой классификации, является способ исполнения, а основанием служит то обстоятельство, что в вокальной и инструментальной музыке разные возможности для раскрытия содержания. Вокальные жанры связаны со словом (романс, песня), в то время как идейно-эстетическое содержание инструментального произведения (соната, симфония) выражается только в музыкальных звуках. Промежуточной группой выступают жанры вокально-инструментальной музыки (кантата, оратория), объединяющей возможности вокала и инструментальной музыки. Направленность программы предопределяет характер музыкального оформления, и подбираемая музыка должна помочь выявить общие черты программы. Иногда за основу подбора музыки берут кульминационные моменты программы, а затем, исходя из выбранного для этой кульминации музыкального отрывка, подбирают по форме и содержанию остальные музыкальные номера. Музыкальная драматургия образуется как результат столкновения различных музыкальных характеристик и их развития. Решая вопросы музыкального оформления режиссер возлагает на музыку самые разнообразные драматургические задачи, использует различные её возможности. Музыка, введение которой всегда оправданно ситуацией, присутствующая в том или ином эпизоде, действующая на актеров слышащих и реагирующих на неё называется сюжетной. Сюжетная музыка - это главным образом музыка, звучащая в повседневной жизни персонажей, являясь органической принадлежностью быта, социальной среды она существенно помогает воссозданию черт конкретно-исторической обстановку. Задушевная песня формирует атмосферу сердечности, походная военная, шуточная, пародийная музыка создает соответствующее настроение и отношение к происходящему. Может отражать исторический ход событий, течение времени, действие за пределами сценической площадки. Музыка, обладая в принципе большими обобщающими возможностями, чем сценическое действие и даже словесная речь, способна ярче и полнее выявить и донести главную мысль, основную эмоцию действия и тем самым помочь зрителю глубже осмыслить происходящее на сцене. В роли обобщения обычно выступает условная музыка, так как она более свободна и самостоятельна и потому обладает, как правило, большими возможностями в смысле обобщения и ассоциации, чем сюжетная. Актеры на неё не реагируют и как бы не слышат её, но она активно воздействует на зрительское восприятие, обладая более полной свободой и самостоятельностью. Условная музыка не связанна с исполнительскими данными действующих лиц. Драматургические возможности условной музыки широки хотя введение её в сценическое действо достаточно трудно, она требует убедительного внутреннего оправдания. Но умело используемая режиссером, она может быть очень действенным средством выражения конфликта. Главное, насколько драматургически важным оказывается место, в котором дана та или иная музыка - включена ли она в узловой момент или второстепенные переходящие. Обобщающая функция музыки всегда тесно переплетается с режиссерским отношением к происходящему. Обобщение, осуществляемое режиссером, выявляет точку зрения на конкретный факт, событие, звено действия. Приступая к музыкальному оформлению, режиссер, музыкант, организатор должны понимать и чувствовать не только, что и как должно звучать, но и какими средствами можно достигнуть требуемого звучания. Одна из общих функций музыки - иллюстративность. Под иллюстративностью понимают прямую связь музыки со сценическим действием: персонаж получил радостное известие, напевает веселую песенку или танцует под звуки радиоприемника; драматически звучащая музыка выражает драматическую ситуацию на сцене и т. п. Однако следует заметить, что степень художественной выразительности музыки в этом случае во многом зависит от места включения и от самой музыки, от художественного вкуса, творческого чутья режиссера, композитора, звукорежиссера, организующих музыкальное оформление спектакля. Таким образом, музыкальная иллюстративность при творческом решении вопроса может помочь зрителю полнее прочувствовать сценическое действие, дополнить и разнообразить впечатления от видимого на сцене. Как известно, наиболее драматургический принцип, свойственный всем видам искусства, состоит в использовании контрастных, полярных сопоставлений: света и тени, форте и пиано, взлета и падения, напряжения, стремительности действия и задержки его. Контрастный принцип художественного оформления, в том числе и музыкального, получил самое широкое распространение. И.Ю.Козюренко отмечает, что применение музыки по принципу контраста заключается в движении ее по внутренней, скрытой линии подтекста, линии психологического содержания сцены. Использование контрастирующей музыки наиболее острый и сильный прием включения ее в действие, музыка в этом качестве способна показать самую «суть вещей». Прямая и контрастная зависимость - это крайне противоположные пределы. Музыка может быть и не иллюстративной, и не явно контрастной. Такое ее соотношение с действием, которое можно назвать «ассоциативным», нередко оказывается наиболее плодотворным. Не совпадая прямо с характером действия, музыка может раскрыть его скрытые стороны, и в этом случае она требует от зрителя ассоциативного домысливания и обобщения, а значит, усиливает его внимание и соучастие в происходящем. Привлекаемая к программе музыка лишь тогда сможет эмоционально и с полной силой воздействовать на зрителя, когда до конца будут раскрыты в гармоническом целом выразительные и изобразительные стороны всех ее элементов: мелодии, ритма, динамики, тембра. Выразительные возможности музыки неисчерпаемы. В музыке могут быть отражены образы жизни и смерти, героическая борьба, грезы, мечтания, тревожные предчувствия, сцены народного веселья, шествия, сражения, молитвы, радости, жалобы, шутки, гнев, ласки, грации и т. д. и т. п. У музыки нет средств, чтобы передать внешний вид предмета. Однако музыкальный образ воздействует не только на чувства и мышление зрителя, а также на его соображение, то есть может, как бы изобразительно конкретизировать те явления действительности, которые породили эти чувства и мысли. Мелодия является важнейшим элементом музыкального искусства. Привлекая музыку к программе, суждение о ней следует начинать с оценки ее мелодии. Мелодия, как и музыка в целом, имеет интонационную природу, то есть через интонацию выражается способность мелодии художественно воплощать чувства и мысли человека, его душевное состояние. Мелодия - богатейший источник самой разнообразной музыкальной выразительности. Богатство мелодий неисчерпаемо. Они могут носить самый различный характер: быть нежными, страстными, шутливыми, энергичными, мужественными и т. д. и т. п. Отдельные мелодии способны воссоздать тончайшие оттенки разнообразных эмоциональных состояний: радости, горя, волевых порывов и стремлений. В спектакле эти факторы очень важны для передачи мыслей, чувств героя, его переживаний. Мелодия состоит из звуков, различающихся как по высоте, так и по своему значению (устойчивые и неустойчивые). Соотношение, связь между собой устойчивых и неустойчивых звуков называется ладом - словом, равнозначным понятиям порядок, система. Лады отличаются друг от друга споим характером, выразительными возможностями, В современной ладовой системе самыми распространенными являются мажор и минор. Существуют мнения, что мажор в самом себе несет, бодрый энергичный, яркий характер, а минор ассоциируется с печалью, страданием, затененностью, матовостью. Но нельзя закрепить за ладами определенное образное смысловое значение, так как наибольшую выразительность приобретает произведение при сочетании мажора и минора. Каждый лад может звучать выше или ниже, и звуковой состав его в зависимости от этого меняется. Высотное положение мажорного и минорного лада образует тональность. Те или иные произведения в зависимости от своей тональности могут обладать ярким, светлым, даже блестящим колоритом, другие же сумрачным, приглушенным, иногда мрачным и зловещим. При подборе музыки следует найти ту тональность звучания, которая соответствует характеру сценического действия. Музыкальное оформление строится на ведущих мотивах - лейтмотивах отдельных персонажей, явления. Лейтмотив от немецкого «Leitmotiv» - ведущий мотив - относительно краткий музыкальный оборот, неоднократно повторяющийся на протяжении музыкального произведения и служащий обозначением и характеристикой определённого лица, предмета, явления, эмоции или отвлечённого понятия. Лейтмотив может быть средством напоминания зрителям о персонаже, событии. Вместе с тем он становится средством выражения сквозного действия и его развития. Обычно связь между определенными персонажами или определенной ситуацией и сопровождающим их музыкальным мотивом устанавливается с момента появления данного персонажа или возникновения данной ситуации. Так режиссер вызывает определенные, желательные для него ассоциации зрителя. Каждое последующее повторение такого мотива, пусть даже в измененном виде, закрепляет эту связь и усиливает у зрителя чувство образного «смысла» данного мотива. В программе может быть не один лейтмотив, а несколько, важно, чтобы их неоднократное появление и преобразование помогали выделить главные линии действия. Для того чтобы выразить музыкальную мысль глубоко и верно, надо подобрать наиболее свойственные характеру данной сцены тембры: более светлые или более темные, «теплые» или «холодные», сочные или более прозрачные. Динамикой музыкального произведения принято называть процесс изменения громкости, протекающий во времени и связанный с музыкальным развитием. Этот процесс включает в себя как постепенное усиление громкости (крещендо) и уменьшение громкости (диминуэндо), так и контрастные, внезапные сопоставления различных степеней громкости, Динамика, как и все остальные элементы музыкального языка, служит целям создания художественных образов в музыкальном произведении. Исполненное без динамики музыкальное произведение во многом утрачивает свою выразительную силу. Громкие звуки сильнее воздействуют на нервную систему, возбуждают, раздражают больше, чем тихие. Однако тихие звуки, таинственные шорохи настораживают, а восприятие еле слышных звуков требует напряженного внимания. Подъем, нарастание, как правило, способны более захватить внимание зрителя, держать его в состоянии напряжения, чем спад, успокоение. Кульминационный момент программы часто связан с музыкой. Иногда кульминация программы выделяется динамикой музыкального отрывка не через форте, а, наоборот, через пиано, что придает сцене особый характер. Так как динамика играет огромную роль в непосредственном воздействии на зрителя, то ее эффекты должны учитываться режиссером и музыкантом так, чтобы нарастание звука и вообще изменение динамики соответствовало развитию образа и его трактовке. Умение пользоваться динамическими оттенками, тонко и гибко передавать звук различной силы при воспроизведении музыки в спектакле позволяет правдиво, выразительнее подчеркнуть характер сценического действия. Ритм в музыке - это организация звука музыкального произведения во времени. Ритм не меньше, чем мелодия, тесно связывает содержание музыки с окружающей действительностью. Через ритмы передается духовная жизнь человека, интенсивность его эмоционального мира, чувств, которыми он живет. Ритм воспринимается слушателем гораздо легче, чем некоторые другие элементы музыкальной выразительности. По утверждению Станиславского, музыка с ее ритмом и мелодией способна самым прямым путем влиять на чувства зрителя и непосредственно вызывать и закреплять на сцене необходимое актеру самочувствие. Музыка, связанная с танцем, моторным движением, внешним действием, подчиняется одним законам ритмической организации, а музыка певучая требует иного размаха ритмического пульса. В понятие музыкального ритма входит метр - порядок чередования равных по длительности долей в музыке. Другими словами, метр есть музыкальная мера времени, в которой протекает процесс музыкального развития. Метр служит основой ритма и придает ему качественную определенность. Без метра нет отчетливого ощущения, восприятия. Именно благодаря метру музыка приобретает стройность и размеренность. С ритмом также тесно связан темп, степень скорости исполнения и характер движения музыкального произведения. Выразительность ритмического рисунка любой по длительности музыкальной мысли всегда проявляется в определенном темпе. Существует три основных вида темпа: быстрый, умеренный и медленный; каждый из них имеет много разновидностей. При неправильно выбранном темпе музыкального произведения, чрезмерно быстром или необоснованно замедленном, характер сценического действия может существенно измениться и даже исказиться. Темп и ритм в музыке существует не изолированно, а в совокупности с интонационными, ладовыми, гармоническими и другими элементами музыкальной речи. Ритм и темп - основные свойства всякого движения. Музыка же дополняет движение. Стремиться выявить его внутреннее содержание, предать ему эмоциональную окраску, вскрыть связанные с ним чувства и переживания персонажей. Музыкально-ритмическая сторона программы требует особого понимания. Основная задача найти для музыкального оформления программы тот ритм, темп, который вытекает из основного жизненного положения и основной идеи программы. Большое значение для выразительности любого музыкального звучания имеет тембр, то есть окраска звука, которой обладают каждый певчёский голос и музыкальный инструмент. При музыкальном оформлении широко используются разнообразные выразительные возможности тембра. Это одно из самых сильных и в то же время тонких средств выявления и передачи образов, мыслей и чувств в музыке. Каждое чувство требует соответствующей окраски звука для своего выражения. Музыке принадлежит важная роль как темпо-ритмическому фактору сценического действия. Особенно ярко это проявляется при сопровождении сцен, имеющих четко выраженный ритм сценического движения: походы, марши, танцевальные номера. В другом случае музыка выявляет не столько ритмические свойства движения, сколько усиливает динамическую напряженность данной сцены. Можно сказать, что в подавляющем случае вся музыка, так или иначе связана с темпом и ритмом или данного действия, или всей программы в целом. Музыка в этой функции может ритмически организовывать и придавать эмоциональную окраску не только действиям персонажей на сцене, но и движению неодушевленных предметов: автомашин, поездов и пр., а также животных, сочетаясь с звучанием соответствующих шумов или же «изображая» их с помощью выразительных средств самой музыки. В музыкальном словаре шум это (англ, noise; франц. bruit; нем. Gerаusch) - единое, неопределённое по высоте звучание, образованное множеством различных по частоте и силе, как правило нестабильных, периодически и непериодических колебательных движений, производимых одним или несколькими вибраторами. Мелизмы от греческого «melisma» - песнь, мелодия - небольшие мелодические обороты в вокальной и инструментальной музыке, обозначаемые в нотах особыми условными знаками или мелкими нотами. Мелизмы незаменимы. Он связывают ноты, они их оживляют; придают им, когда необходимо, особую силу и вес; делают ноты привлекательными, и, следовательно, обращают на себя особенное внимание; помогают прояснить содержание пьесы, будь оно печальным или радостным, или каким-либо еще – они всегда ему способствуют. Украшения дают немало поводов и материала для хорошего исполнения; благодаря им можно улучшить весьма среднее сочинение и напротив – наилучшая тема без них будет казаться пустой и глуповатой, а самое ясное содержание – смутным. Агогика от греческого «agoge» - движение - небольшие замедления и ускорения темпа при исполнении музыкального произведения, которые в нотном тексте не обозначаются, такое определение дает музыкальная энциклопедия. Агогика - одно из ярких средств музыкальной выразительности, допускающее по желанию исполнителя в разумных пределах незначительные, порой едва уловимые темповые отклонения/ Отклонения от темпа и размера произведения бывают кратковременными и подчиняются своим закономерностям. Так, например, ускорение или расширение темпа может сопровождать устремление к кульминации музыкальной фразы. Ускорение и замедление, как правило, потом уравновешиваются соответствующим изменением темпа. Наиболее значительные места произведения могут подчеркиваться некоторым оттягиванием. Иногда агогика регулируется специальными указаниями в нотах, что дает несколько большую свободу исполнителю. Шумовое оформление досуговой программы это воспроизведение на сцене звуков окружающей жизни, соответствующих сценарию. Шумовым оформлением занимается звукооформитель. Исполнителями являются участники специальной шумовой бригады. Работа над шумовым оформлением, правильный выбор нужного шума с учетом его фактора, громкости, тембра, специфики, во многом опирается на основную классификацию шумов: * шумы и звуки природы; * стихийных бедствий; * транспорта; * производственные; * батальные; * бытовые. В плане музыкального оформления должны быть предусмотрены все окончательно-установленные моменты действия, где должна звучать музыка. Указанные музыкальные произведения и фрагменты из них, вид звучания, продолжительность. Реплики на начало и окончание музыки. В дальнейшем все это ложится в основу так называемой музыкально-шумовой партитуры по которой ведется музыкальное сопровождение программы. Таким образом, музыка активно формирует впечатление зрителя, но делает это, как правило, незаметно, ненавязчиво, почти всегда оставаясь вне поля его внимания. Зритель обычно уносит общее впечатление обо всем спектакле, оценивает игру актеров, режиссерское решение, художественное оформление, но почти никогда не задумывается над тем, что именно внесла музыка в то или иное впечатление от спектакля. В заключение необходимо отметить, что как частные, так и общие функции музыки в программе могут наслаиваться, изменяться, сочетаться, переходить из одной в другую. Работа режиссера над музыкальным оформлением В работе по музыкальному оформлению программы можно наметить следующие основные этапы: режиссерский замысел музыкального оформления, сочинение оригинальной музыки или подбор готовых музыкальных номеров, репетиционная работа по введению музыки в программу, руководство музыкой при проведении программы. Приступая к подбору музыкального материала, режиссер должен знать не только характер необходимого музыкального произведения, но и достаточно ясно представлять себе, в каком именно исполнении оно должно прозвучать в программе: в исполнении симфонического, эстрадного, камерного или оркестра народных инструментов. При подборе вокальных произведений, будь то песня, романс, частушка, важно правильно выбрать не только жанр, но и определить - подходит ли музыкальный аккомпанемент для данного сценического действия. При подборе музыкального материала следует охватить взглядом программу в целом так можно определить и выявить в какой момент и какая именно нужна музыка. Необходимо учитывать сквозное развитие событий и характеров, порядок и соотношение эпизодов, композиционное построение, художественные компоненты. Наибольшее эмоциональное воздействие на зрителя музыка производит лишь при ее экономном введении и именно в тех местах, где она дополняет действие и помогает восприятию зрителя. По мнению Козюренко И.Ю., когда, в каких местах пьесы понадобится музыка вне конкретного материала, говорить невозможно, но можно считать закономерным, что «право» на музыку дает поэтическая глубина, эмоциональная наполненность действия, нередко - возвышенность его мотивов. Чем действие прозаичнее, чем оно обыденнее, тем меньше «оснований» для ввода музыки в данный эпизод. Но понимать эту закономерность формально тоже нельзя. Важна не внешняя поэтичность или обыденность, а внутренний смысл, не фактическая основа событий, а отношение к ним автора, режиссера и, наконец, самих действующих лиц. Музыкальное решение режиссер начинает осмысливать только после того, как разработаны основные вопросы драматургии программы. Музыкальный образ программы складывается в воображении постановщика не сразу. Творческая мысль режиссера нередко идет сложным путем, и в процессе работы над программой, при встрече с композитором, художником, звукорежиссером, исполнителями его музыкальный замысел может измениться. Нередко вопрос ввода отдельных музыкальных номеров в тот или иной эпизод сценического действия решается только в процессе репетиций и не всегда заранее может быть предусмотрен. Подход к музыке в программе во многом зависит от общей музыкальной культуры режиссера, от того, обладает ли режиссер музыкальным слухом, музыкальной памятью, чувствует ли ритм, умеет ли слушать и понимать музыку, может ли мыслить музыкальными образами и т. д. Ввести в программу музыку - значит найти стройную музыкальную драматургию всей постановки. Музыкальная драматургия может быть разработана режиссером широко или очень экономно, но всегда музыка должна подчиняться определенной точной мысли режиссерского замысла. Таким образом, быть или не быть музыке, как во всей программе, так и в отдельных ее сценах,- вопрос сугубо творческий. Режиссеру так же необходимо решить, как будет осуществляться музыкальное сопровождение программы: будет ли использован для этого оркестр, ансамбль или все пойдет в записи. На основании своего замысла режиссер составляет план музыкального оформления, который является составной частью общего постановочного плана программы. В этом плане указываются места в программе, где предполагается ввести условную музыку с указанием музыкальных тем, помогающих раскрыть характер персонажа или несущих ту или иную смысловую нагрузку; принцип реализации музыкального замысла; принцип музыкального сопровождения. Для успеха будущей программы, в интересах творческой дружной работы следует ознакомить всех участников музыкального и шумового оформления со своим замыслом. Для звукового оформления мероприятия режиссер должен обладать минимальным набором технических знаний. Звук делится авансценой на две неравные части: фронтальный (портальный или силовой) и бэклайн. Первый обращен к зрителям (гостям). Второй предназначен для исполнителей и обращен на сцену. Портальный звук - главный, от его качества, прозрачности, разборчивости и слышимости зависит успех или провал мероприятия. Главный вопрос - как разместить звуковое оборудование? Как отмечает Л. Аванесова, существует ряд физических закономерностей, которые следует учитывать: 1. При работе на улице лучше звук поднимать повыше по принципу линейных массивов. 2. По воде звук «летит» в разы дальше. 3. Если есть неподалеку здания, то звук надо развернуть так, чтобы зритель был между источником звука и стеной, тогда субъективно будет громче. Но лучше по возможности избегать неровных зданий. 4. В случае возникновения эха, мест, где звук непрозрачен, рекомендуется выставлять опорные источники звука. Например: основной звук со сцены и навстречу контровой меньшей мощности. 5. Необходимо учитывать погоду. При сильном ветре надо больше звука, а в мороз наоборот, плотность воздушной среды выше, звук «летит» дальше. Басовые и супербасовые частоты распространяются вовсе стороны равномерно и слышатся в 2–4 раза хуже, чем средние и высокие частоты, кроме того, средние и высокие частоты имеют узкую диаграмму направленности по сравнению с низкими. Это означает, что качественный звук услышат те, кто находится перед акустическими системами, а сбоку услышат только «буханье», то есть менее прозрачный звук. 6. В исторических интерьерах, существует проблема с эхом старинных дворцов. Все такие залы строились с учетом акустического оформления, так сказать, специальных событий прошлых веков, то есть балов. Аппаратуру следует установить на лоджии или балконы, то есть места, предназначенные для музыкантов. 7. В других сложных залах звук устанавливается небольшими порталами через равное количество метров для создания единого звукового поля. 8. Общее правило: следует оставлять запас времени для экспериментов в незнакомых залах. Бэклайн - этот звук обслуживает исполнителей, он сложен и многопланов. Прежде всего, исполнитель должен слышать себя и всех своих коллег во время концерта, даже если он работает под фонограмму. В некоторых случаях исполнитель должен сам отрегулировать звучание инструмента или микрофона. Так же в различных композициях исполнитель может включать или выключать разнообразные обработки звуковых сигналов, подстраивать инструменты онлайн и т. д. Если в программе предполагается перемещение артистов по сцене или залу, нужно предусмотреть бесперебойную работу аппаратуры на всем маршруте. Лучше всего заранее на репетиции проверить это. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Музыка - это вид искусства, которое отражает действительность, создает художественный образ и воздействует на человека по средством звуков. Особенностью музыки является то, что она таит в себе огромные возможности воздействия на человека и этим воздействием можно управлять. Музыкальный образ является отражением внешнего облика, характера, окружающей жизни, индивидуальной неповторимости. Все это достигается музыкальными выразительными средствами. Композицию в музыкальном искусстве отождествляют с музыкальной формой т.к. они придают единство и цельность произведению. Музыкальное произведение представляет собой единство содержания и формы. Содержанием музыки является отображение реальной действительности, воплощенное ее в специфических музыкальных образах. Музыкальный образ в свою очередь раскрывается через музыкальную форму, используемые приемы и средства. Культурно-досуговая программа является неотъемлемой частью социально-культурной деятельности. Самая хорошая культурно-досуговая программа должна начинаться, с изучения аудитории, ее интересов и потребностей. Музыка обогащает сценическое действие, придает ему новые краски, она созвучна с чувством персонажей или, наоборот, контрастна. Все это достигается с помощью музыкального материала и выразительных средств музыки. Направленность программы предопределяет характер музыкального оформления, и подбираемая музыка должна помочь выявить общие черты программы. Музыка активно формирует впечатление зрителя, но делает это, незаметно, ненавязчиво, почти всегда оставаясь вне поля его внимания. Музыкальное оформление является воплощением яркости и зрелищности программы. Музыка раскрывает характеры и образы героев, эмоционально воздействует на зрителя для наиболее полного переживания. Музыка обогащает сценическое действие, придает ему новые краски. Таким образом, музыкальное оформление является неотъемлемой частью технологического процесса создания культурно-досуговой программы. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Асанова, И. М. Организация культурно-досуговой деятельности [Текст] учеб. пособие / И. М. Асанова, С. О. Дерябина.-М.:Академия, 2011. Буйлова, Л. Н., Кленова, Н. В. Oсобеннности и типы культурно-досуговых программ [Текст]: практическое пособие/ Л. Н. Буйлова, Н.В. Кленова - М.: АРКТИ, 2005. Воробьева, И. В. Социально-культурная деятельность [Текст]: учеб.-метод. комплекс / И. В. Воробьева. - Минск : ГИУСТ БГУ, 2009. Гогоберидзе, А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста [Текст]: учеб. пособие для вузов/А. Г. Гогоберидзе. - М.: Академия, 2007. Жарков, А. Д. Продюсирование и постановка шоу-программ [Текст]: учебник / А. Д. Жарков.-М.:МГУКИ,2009. Новиков, Г. Н. Технологические основы социально-культурной деятельности: учеб. пособие / Г. Н. Новиков.- М.:МГУКИ,2010. Санкин, Л. А. Социально-культурная деятельность [Текст]: учеб. пособие / Л.А. Санкин. – СПб.: СПбГУП, 2006. Способин, И. Музыкальная форма [Текст]: учеб. пособие /И. Способин. - М., Музыка, 2007. Холопова, В. Н. Формы музыкальных произведений [Текст]: учеб. пособие для вузов/ В. Н. Холопова. - СПб: Лань, 2006. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс] / http://www.dic.academic.ru/ Мазель, Л. А. О художественном открытии [Электронный ресурс] http://www.literra.websib.ru- Малый академический словарь [Электронный ресурс] / http://enc-dic.com/academic/Muzka-21780.html Музыкальная энциклопедия [Электронный ресурс] / http://vnotke.com/Info/InfoOll.aspx?ID=8113 Назайкинский, Е. В. Логика музыкальной композиции [Электронный ресурс]/ http://www.vipstudent.ru/ Новаторов, В. Е. Современные технологии культурно-досуговой деятельности: состояние, проблемы, перспективы развития [Электронный ресурс]/ http:// www.omsu.omskreg.ru/vestnik/ Современная энциклопедия [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://enc-dic.com/enc_modern/Muzyka-7114.html Социологический словарь [Электронный ресурс] / http://mirslovarei.com/soc_a/ Толковый словарь русского языка Кузнецова [Электронный ресурс] / http://dic.academic.ru/dic.nsf/kuznetsov/31209/образ Толковый словарь Ушакова [Электронный ресурс] / http://enc-dic.com/ushakov/Muzyka-30941.html/ Философский словарь [Электронный ресурс] / http://mirslovarei.com/content_fil/kultura-duxovnaja-15673/ Художественная энциклопедия [Электронный ресурс] / http://enc-dic.com/enc_art/Kompozicija-555/

Источник: http://freeref.ru/wievjob.php?id=276515

vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных