Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 6. Риторика диалога




Диалогическая речь в отличие от монологической предполагает нескольких субъектов. Важнейшие жанры диалогической речи – беседа, спор, переговоры.

Виды беседы – деловая, светская, дружеская и др. Непродуктивные модели беседы: обсуждение исключительно интимных тем, «жалобы», «попеременная хула» и т.п.

Разновидности спора: дискуссия, полемика, дебаты, диспут. В зависимости от целей различаются: 1) спор для выяснения истины; 2) спор для убеждения оппонента; 3) спор для победы; 4) спор ради спора.

Полемические приемы и уловки: критика доводов оппонента, опровержение демонстрации, «сведение к абсурду», прием «бумеранга», атака вопросами, ставка на ложный стыд, ссылка на возраст, образование, положение оппонента, подмена тезиса, «просеивание фактов», поиск преувеличений и исключений, перевод вопроса на точку зрения пользы или вреда, манипулирование диалектическими противоречиями.

Приемы и уловки на переговорах: компенсация из чужого кармана, угрозы, «сжигание мостов», ссылка на ложные факты», лесть, крайние требования, игра на полномочиях и др.

 

 

1. Подготовьтесь к дебатам на следующие темы (правила проведения дебатов см. на с. 40):

 

1. Легализация оборота легких наркотиков (марихуаны, конопли).

2. Легализация проституции.

3. Расширение доступа к огнестрельному нарезному оружию.

4. Легализация однополых браков.

5. Необходимость высшего образования.

Правила для участников дебатов:

1. Уважительно относиться к оппонентам, обращаться к ним на «вы». Благодарить за ответ на каждый вопрос.

2. Соблюдать регламент.

3. Приводить аргументы в поддержку собственной точки зрения.

4. Несогласие с точкой зрения или аргументами оппонента выражать в форме вопросов.

5. Слушать ответы на вопросы, не перебивая и не выражая несогласия.

6. При ответе на вопрос оппонента отвечать не односложно, а приводить аргументы.

7. Ответить на заданный вопрос можно в заключительном слове, если участники не могут сразу дать на него ответ.

8. Капитан и члены команды могут совещаться друг с другом во время дебатов, а группа поддержки не имеет права вмешиваться.

 

2. Согласны ли вы с утверждением Б. Шоу: «Люди только тогда сообщают нам интересные сведения, когда мы им противоречим». Представьте, что вы готовитесь к интервью 1) с популярным писателем; 2) известным политиком; 3) Президентом России. Продумайте систему вопросов, которые вы хотели бы адресовать собеседнику.

 

3. Подготовьтесь к спору по одной из следующих проблем (при подготовке необходимо сформулировать тезис, продумать систему аргументации):

1. Независимость средств массовой информации.

2. Политическая активность российской молодежи.

3. Реформы в системе высшего образования.

4. Современное российское телевидение.

5. Толерантность в России.

 

Разделитесь на группы (у каждой группы должна быть своя точка зрения на проблему). Выберите из репертуара ролей роль, которой вы будете придерживаться на протяжении диалога. Желательно, чтобы распределение ролей по группам было симметричным.

Конструктивные роли:

1. Ваша задача – внимательно слушать собеседников, следить за ходом рассуждений. Вы должны выступить как минимум 3 раза, причем начинать реплику вы должны с фразы: «Правильно ли я понял(а)».

2. Вам необходимо выступить 3 раза и при этом создать впечатление глубокой эрудированности, сыграть роль наиболее компетентного эксперта по данному вопросу.

3. Ваша задача – путем различных вопросов помочь другим высказать свое мнение. В ходе спора старайтесь делать небольшие резюме, подводить итоги сказанному. Вы должны выступить не менее 3-х раз.

4. Вы должны сделать так, чтобы участники пришли к соглашению. Старайтесь сглаживать противоречия, указывать на то, что позиции спорящих в действительности взаимно дополняют друг друга. Вы должны выступить как минимум 2 раза.

5. Ваша задача – предлагать идеи. Ваши суждения должны быть хорошо аргументированы. Вы задаете тон полемике, ее результаты зависят от вашей активности.

6. Вам необходимо выдвигать контраргументы по существу, обнаруживать слабости в аргументации противника.

Неконструктивные роли:

1. Вам необходимо внимательно слушать собеседников с той целью, чтобы при первой возможности попытаться найти предлог для смены темы разговора, увода собеседников в сторону от обсуждаемых проблем. Вы должны выступить минимум 2 раза.

2. Вы должны выступить в роли страстного спорщика, стремящегося опровергнуть любое, даже самое бесспорное, суждение.

3. Вам следует выступить как минимум 3 раза, при этом ваши суждения не должны быть связаны с предметом разговора.

4. Вы играете роль оценщика и критикуете не мнения, а личности спорящих. Вы должны выступить не менее 3-х раз.

5. Вам скучно, предмет разговора для вас не интересен. Вы хотите сменить тему.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных