Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Академические школы в литературоведении.

Филологическая наука и логика ее развития. Зависимость предмета исследования от концепции искусства и проблемы автора. Образ как отражение конкретной личности (биографическая), своего времени (культурно-историческая), взаимодействия времен в их сюжетном преломлении (сравнительно-историческая), взаимодействие временного и вечного начала (мифологического), отражение доминирующих идей времени, формирующих гегемонию определенного класса, “социальный дарвинизм” (социологический). Формальная школа: текст, освобожденный от внеэстетической реальности. Структурализм и постструктурализм: текст как сделанная «вещь»; позиция автора и «всеведение» читателя.

Проблема автора: тождество автора и героя – нарушение авторско-персонажного тождества - интерес к автору как биографической личности - «литературная личность» - автобиографический миф об авторе – культурологический миф об авторе – «смерть автора» - рождение читателя как автора и автора как читателя (постмодернизм).

Внутренняя логика развития литературоведения: культурно-историческая школа теория И. Тэна и теория М. Бахтина; сравнительно-историческая школа и теория интертекста; биографическая школа и концепция автобиографического мифа; мифологическая школа и гендерные методики анализа; психологическая школа и герменевтика.

Тема 1. Культурно-историческая школа.

- Культурно-историческая школа: время появления, основатель и продолжатели, основные положения.

- Как реализуется в произведении триединство И. Тэна «раса, среда, момент»?

- Проанализируйте в логике И. Тэна повесть М. Лермонтова «Бэла».

 

Литература

Академические школы в литературоведении. М., 1975.

Тэн И. Степень важности характера. // И. Тэн. Философия искусства. М., 1996. С.271-293.

 

Тема 2. Сравнительно-историческая школа.

- Сравнительно-историческая школа: время появления. Основные представители.

- Основные положения теории заимствования.

- Сравнительно-исторический анализ типологических схождений.

- Проанализируйте в логике сравнительно-исторического анализа балладу Жуковского «Ундина» и повесть М. Лермонтова «Тамань».

 

Литература

Академические школы в литературоведении. Изд. то же.

Дюришин Д. Теория сравнительного изучения литературы. М., 1979. С.141- 172.

Миловидов В.А. Текст, контекст, интертекст. Тверь, 1998.

 

Тема 3. Мифологическая школа и логика ее развития.

- Время возникновения, родоначальники и основные положения теории «первых мифологов».

- В чем специфика мифологического анализа?

- Что такое архетип?

- Проанализируйте в мифологическом аспекте поэму «Демон» и «демонические» образы в лирике и эпике Лермонтова.

 

Литература

Академические школы в литературоведении. Изд. то же.

Руднев В. Введение в прагмасемантику. // Винни Пух и философия обыденного языка М., 1994. С. 9-48.

Маркович В.М. Миф о Лермонтове на рубеже XIX-XX веков. // В.М. Маркович. Пушкин и Лермонтов в истории русской литературы. С.-П., 1997.

 

4. Психологические школа и ее модификации.

- В чем своеобразие психологического анализа Д.Н. Овсянико-Куликовского?

- Какие понятия составляют основы «психологии искусства» Л. Выготского?

- Дайте анализ повести «Княжна Мери» в логике Л. Выготского

 

Литература

Выготский Л. «Тонкий яд». Синтез. // Л.С. Выготский. Психология искусства. М., 1968. С. 154-187. ИЛИ: его же «Легкое дыхание» (там же).

Овсянико-Куликовский Д. Печорин. // Д.Н. Овсянико-Куликовский. Литературно-критические работы в 2-х тт. Т.2. М., 1989. С. 98-122.

 

5. Принципы анализа формальной школы.

- Когда, где и кем была создана формальная школа?

- Каковы принципы «формального» анализа?

- «Как сделан «Фаталист» Лермонтова»?

Литература

Шкловский Б. Искусство как прием. // Поэтика. Вопросы литературоведения. Хрестоматия. М., 1992. С. 24 - 41.

Эйхенбаум Б. Как сделана «Шинель» Гоголя. Там же. С. 93 -112.

 

6. Структурализм.

- Что наследует структурализм от формализма?

- Какова методика структуралистского анализа?

- Проанализируйте стихотворение «Выхожу один я на дорогу» по модели Р. Якобсона.

Литература.

Лотман Ю.М. Структура художественного текста (любое издание, есть в Интернете)

Руднев В. Структурная поэтика. // В. Руднев. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. М., 2001. С. 436 - 439.

Якобсон Р. Лингвистика и поэтика. // Структурализм: «за» и «против». М.. 1975. С. 193 -231.

Якобсон Р. И Леви-Стросс К. «Кошки» Шарля Бодлера. // Структурализм: «за» и «против». С. 231 - 256.

 

7. Социологическая школа

- Когда, где и кем была создана социологическая школа?

- Каковы принципы анализа?

Литература.

В.Ф.Переверзев, П.Н.Сакулин. Любые статьи, например, «Горе от ума» А.С. Грибоедова.

 

8. Деконструктивизм

- Когда, где и кем была создана постструктуралистская школа?

- Каковы принципы анализа?

- В чем разница понятий текст и произведение?

Литература.

Р.Барт S/Z Москва: Ad Marginem, 1994.

Барт Р. Смерть автора.

Фуко М. Что такое автор.

 

 

Сайт по ВСЕМ школам:

http://lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:01316:article# Академические школы в литературоведении

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Изучение научного стиля письма


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных