Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Песня Вологодского края




(собиратель В. В. Гура)

 

 

Омовение молодых перед свадьбой свойственно всем индоевропейским народам. Свадебная баня у славян являлась, наряду с баней рожениц и баней для мёртвых, одной из основных банных магических процедур. Свадебная баня была одним из обязательных этапов предстоящей инициации, она включала в себя два вида ритуалов: это подвенечная баня невесты, которая устраивалась накануне свадьбы перед девичником, и мытьё молодожёнов утром на второй день свадьбы.

 

Баня невесты перед венчанием напрямую связана с её статусом в отчем доме, близким к статусу покойницы. Считалось, что мытьё в бане смывает с невесты «информацию» о девичестве перед переходом в иной статус, предохранит её ритуальную чистоту от негативных воздействий, колдовства и повлияет в желательном направлении на её будущую семейную жизнь. Для невесты баню тщательно вычищали, скоблили набело и украшали ветками. Подруги жарко топили её и при этом гадали о нраве жениха и его родни. Гадание это совершали по пению раскалённых камней, опускаемых в воду. Затем торжественная процессия, возглавляемая братом невесты (или в иных местах деревенским колдуном), направлялась в баню. Второй шла близкая подруга (или позже – крестная мать), которая «разметала дорожку» невесте. Невеста же причитала по воле и прощалась с девичеством.

 

Во тёплой да парной баенке

Моя волюшка спугаласе,

Во каменочку кладаласе,

А на водушку садиласе,

Серой утушкой явиласе.

А на окошечко садиласе,

Белой лебедью явиласе,

Она крылушки расправила,

По околенки ударила.

Улетела моя волюшка

На безродную сторонушку…

 

О невесте шептались: «Пошла смывать девьи гульбы, прохладушки». Перед входом в баню невеста кланялась на все четыре стороны, молилась, ей не давали переступить порог бани, а вносили на руках. Перед мытьём подружки расплетали ей косу, а затем парились, хлестали веником невесту и друг друга. Веник для невесты был особым образом подобран и украшен. При этом считалось, что та из подруг выйдет замуж раньше всех, кого невеста первой этим веником ударит. Мытьё невесты сопровождалось песнями и причитаниями. В Пензенской губернии невеста, лёжа на полке, впервые произносила имя жениха – громко, чтобы другие слышали. Произносить имя его до бани считалось для невесты неприличным (Свадебные обычаи и песни у крестьян Саранского уезда, 1864). Считалось, что муж не будет колотить жену, если в предсвадебной бане не бить клюкой головешку в каменке. Воду, которой мылась невеста, сохраняли, чтобы подмешать её в пищу жениха и его родни – это делалось на любовь с их стороны.

 

 

В ряде районов деревенский колдун следил за ритуальным омовением невесты. Он вёл её в баню, опоясавшись рыболовной сетью, заговаривал воду; затем он должен был попарить невесту берёзовым веником и прочитать заговор: «Как на этом берёзовом венике никогда листьям не опасть, так и у «имярек» муж бы никогда от неё не ушёл!» Затем с тела невесты сырой цельной рыбиной стирали пот, рыбину эту готовили и угощали ею жениха.

 

О самой свадьбе говорили: «По рукам, да и в баню. Дай бог любовь да совет!» Или так: «По рукам, да и баню. Репа продана, и воз накрыт». И велели молодым: «Жена мужа почитай, как Предков своих; муж жену береги, как трубу на бане!» Мать невесты пекла специальный хлеб, также называемый «банником», и благословляла им к венцу молодых. До сих пор сохранился обычай этот хлеб с солью да жареную птицу и столовые приборы зашивать в скатерть и передавать свахе, которая на другой день после свадьбы раскрывала этот свёрток (тоже называвшийся «банником») и в свою очередь вручала новобрачным по выходе из бани. Молодые обязательно должны отведать хлеб-банник.

 

Второй вид свадебной бани - мытьё молодожёнов после брачной ночи. Это было обязательным действом, нарушение старинного обычая влекло за собой осуждение молодых общественным мнением, невзирая на их статус. Например, когда Великий князь Литовский Александр, женившись на московской княжне Елене в 1499 году, не взял бани, бывшие при новобрачной московские «бояре ему то являли, да речь говорили» (Сахаров И. Сказания русского народа о семейной жизни своих предков, 1837). Топила баню обычно дружка, иногда с помощью свахи. Банное помещение украшали цветами и усыпали благовонными травами. В Чердыни баню украшали «вичками» - берёзовыми веточками с разноцветными лоскутками и лентами, которые втыкались в щели стен и потолка парной и предбаннике, а также вдоль дороги к бане (Предтеченский Я. О свадебных обрядах г. Чердыни, 1859). Молодые шли в баню рано утром. Родители благословляли их хлебом-солью, гости одаривали деньгами. Во время мытья новобрачных гости собирались у бани и громко шумели и кричали, били в заслон и сковороды, отгоняя злых духов. В бане на каменку лили мёд и бросали хмель и зерновой хлеб, «чтобы молодым жить в меду богато». В «Домострое» упомянута баня жениха, где новобрачную «в мыльню не водят», а умывают в сеннике. Это отразилось и в свадебных песнях. Также распространён обычай, когда молодуха, придя в первый раз мыться в баню в дому мужа, дарит её «хозяину»-баннику полотенце, чтобы заручиться его благорасположением и покровительством. В Прикамье существовал обычай принимать баню после новобрачных всем свадебным гостям, причём мылись они также попарно, мужчина с женщиной.

 

Банные ритуалы по существу были не менее обязательны, чем венчание: одно дополняло другое. В начале ΧΧ в., по свидетельству М. В. Красноженовой, в п. Усть-Мана накануне свадьбы в бане вместе мылись жених и дружка, и последний обливал жениха наговоренной водой из трёх разных ключей в качестве мощного оберега от возможной порчи. До настощего времени у позднепоселенцев в с. Нагорное Ирбейского района на второй день свадьбы существует шуточная «баня»: родственники молодого встречают гостей в воротах и шлёпают по спине берёзовыми вениками, иногда требуя за это плату. Опаздывающих же грозят «выпарить» крапивным веником.

БАНЫЕ ПРЕМУДРОСТИ ОТ БАНЩИКА БОРОДЫ (НИКОЛАЯ СТИХИНА)

 

В своей повседневной работе банщиком мне приходится довольно часто сталкиваться с ситуациями, когда люди, посещая баню, не знакомы с основными моментами этого действия. О некоторых из них я и хочу вам рассказать.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных