Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Чего Бог хочет от нас?




 

Роман “Хижина” – это история зла и спасения, ярко изображающая состояние нашего мира и Божью силу, которая способна нас изменить. В данной главе мы рассмотрим, как в романе представлены зло и грех, а также спасение. Можно с уверенностью сказать, что в нашем мире люди плохо представляют себе, что такое грех, зло и спасение. В обществе об этих предметах существуют самые разные мнения, а церкви слишком часто не дают о них ясного учения. Как я понимаю, Уильям Янг хотел представить в своем романе библейский взгляд на эти вещи.

 

Трудные термины

 

Во многих кругах “зло” – почти неприличное слово. Его нечасто используют политики, деловые люди или ведущие телепередач. Когда же они его все-таки произносят, то, как правило, придают ему туманный смысл. Так, несколько лет назад президент Рональд Рейган говорил об “империи зла”. А президент Джордж Буш назвал три страны “осью зла”. И того, и другого резко критиковали за эти слова. Знает ли кто-нибудь, что такое зло? И как оно совмещается с представлениями о совершенно благом и всемогущем Боге, который все сотворил и управляет этим миром?

Психолог и писатель М.Скотт Пек восстановил в правах слово “зло” в кругах образованных западных людей. В своей книге “Люди лжи” он рассказал о своем столкновении с феноменом, описания которого он не нашел в “Диагностическом и статистическом руководстве по психическим болезням”, в стандартном руководстве для психиатров и психологов. Пек назвал этот феномен злом, что вызвало бурную реакцию среди его коллег. Однако он уверенно утверждал, что некоторые формы поведения людей настолько нелепы и разрушительны, что их можно назвать только злом; ни один другой термин здесь просто не подходит.

“Грех” и “спасение” сегодня также относятся к трудным для понимания терминам. Разве грех не сводится просто к неведению? Может быть, с ним можно справиться с помощью социальной инженерии? А слово “спасение” ассоциируется у нас с выжившими жертвами катастроф, уличными проповедниками и обходящими квартиры миссионерами. Применимы ли эти термины сегодня?

В “Хижине” слова “грех” и “спасение” встречаются не слишком часто, но стоящая за ними реальность составляет собой самую ткань романа. Зло существует, для него есть причина – грех, он него существует лекарство – спасение. И чтобы об этом рассказать, лучше всего использовать увлекательные истории, как делал и сам Иисус.

 

Отсутствие добра

 

Когда мы думаем о зле, перед нашим мысленным взором проходят картины нацистских лагерей или террористических актов. Но что такое зло, если быть точным? Это нечто реальное? Живет ли оно лишь в самых мрачных закоулках нашего мира или, быть может, в темных углах нашей психики? Почему зло существует в мире, созданном благим и всесильным Богом Библии? Я уже говорил, что некоторые называют проблему зла “скалой атеизма”. Многие атеисты и агностики скажут вам, что вера в Бога невозможна в свете страшных событий истории и особенно – холокоста середины ХХ века. Если Бог есть, Он в ответе за зло, разве не так? Что же это за Бог?

“Хижина” дает достаточно традиционный, хотя и не широко известный ответ на этот вопрос. Бог, в лице Сарайю, говорит Маку: «”Зло” – это слово, которым мы описываем отсутствие Бога, точно так же, как словом “темнота” мы обозначаем отсутствие света, а словом “смерть” – отсутствие жизни. И зло, и темнота могут быть поняты только в связи с Добром и Светом». Хотел ли Янг тем самым сказать, что зла не существует? Вовсе нет. Но приведенные здесь слова не помогают нам решить эту загадку.

Объяснение, которое приводит Янг, соответствует древней христианской традиции. Отцы церкви на заре христианства называли зло “нехваткой добра”, отсюда Янг делает вывод, что зло не существует. Но Григорий Нисский, блаженный Августин и другие христианские мыслители и богословы имели в виду нечто иное. Да и нам достаточно раскрыть любую газету, чтобы убедиться в том, что в мире царит зло.

Лучше понять это нам поможет нехитрая иллюстрация. В детстве я вместе с родителями побывал в Ветряной пещере в Южной Дакоте. Экскурсовод попросил нас всех сесть на камень в просторной “зале” в пещере. А затем он выключил свет. Мы оказались в непроницаемой темноте. Я не мог разглядеть своей руки, даже когда подносил ее к носу. Это было все равно что полная слепота. И эта тьма казалась реальностью, потому что и была реальной. Но это было просто реальное отсутствие света. Я на всю жизнь запомнил эти минуты. К тому же экскурсоводу не удалось сразу включить свет и он должен был нас на какое-то время покинуть, чтобы решить проблему. И мы просидели в полной темноте – при полном отсутствии света – около получаса. Да, я знаю, что мрак существует.

Тьма вполне реальна, то же самое можно сказать и про зло. И в обоих случаях эта реальность связана с отсутствием чего-то, с нехваткой, с пустотой. Зло – это просто отсутствие добра, но оно реально существует. Однако Бог его не создавал. Можно сказать яснее: его никто не создавал, потому что создать его невозможно. Мы принесли его в мир, отказавшись выполнять совершенную волю Божью. И мы все стали пленниками этого феномена отсутствия добра, который мы называем “злом”.

Нам часто вовсе не кажется, что зло есть нехватка добра. Так не думал и Мак – по крайней мере, в начале романа. И это можно понять. Его дочь Мисси похитили и убили. Это – зло! Как может Бог или кто-либо еще сказать, что это просто отсутствие добра? Но нам не стоило бы здесь употреблять слово “просто”. Когда я, будучи ребенком, сидел в беспросветной тьме пещеры, я не думал: “Это просто отсутствие света”. Это отсутствие может на нас давить, наполнять нас ужасом или даже убивать.

Зло обладает властью, это – черная дыра, которая всасывает в себя вещи и людей, хотя само по себе не существует. И за него отвечает не Бог, а мы с вами. Автор “Хижины” понимает это совершенно точно.

Однако я думаю, а где же в этой истории о зле и спасении сатана и духовные “начала и власти”? Хотя мне самому неприятно углубляться в этот аспект зла, Библия постоянно о нем напоминает. И такая книга, как “Хижина”, должна была бы попытаться включить в повествование сатану и бесов – хотя бы потому, что о них говорит Библия. Конечно, демонические силы не являются причиной зла, эта причина – мы. Но эти темные силы личностного характера действуют в нашем мире, стремясь увеличить зло, они искушают и соблазняют нас, и создают благоприятные возможности для того, чтобы мы совершали злые дела. По словам Библии, сатана “ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить” (1Пет.5:8). Не следовало ли автору “Хижины” упомянуть об участии сатаны в тех событиях, которые привели к убийству Мисси?

 

Наша “декларация независимости”

 

Итак, зло – это зияющая пустота, порожденная человеком, который отказался исполнять волю Божью. С этим прямо связано еще одно слово – “грех”. В “Хижине” оно встречается нечасто, так что читатель может подумать, что Янг не придает этому явлению большого значения. Однако при внимательном чтении можно заметить, что Янг постоянно об этом думает. Грех вводит в мир зло, и эта ужасная реальность порождает в нашем мире хаос, анархию и беззаконие.

В “Хижине” грех – это “декларация независимости” человека от Бога. Мак постоянно слышит упреки Бога в стремлении к независимости – можно понять, что они обращены и ко всем нам. Только сотворенные существа могут грешить, и это происходит тогда, когда они обращаются сами к себе. Люди склонны делать идолов из самих себя. Мы поклоняемся себе вместо Бога. Большинство из нас не считает себя участниками такого культа, но мы делаем именно это, когда решаем судить, что хорошо и что плохо, вместо Бога.

Когда Мак спрашивает Сарайю, как можно исправить мир, она отвечает, что люди должны отказаться от своего права самостоятельно решать, что есть добро и что есть зло. Они должны отказаться от стремления не зависеть от Бога, поскольку это лишь погружает их в темноту. Это влечет за собой смерть, так как тем самым они отделяют себя от источника жизни – Бога. Автор “Хижины” говорит, что человек утратил первоначальную доброту из-за своей свободной воли, поскольку он захотел жить без Бога. И теперь все вещи имеют для нас ценность в соответствии с нашими интересами, а не с добротой Бога. Автор связывает нынешнее состояние человечества с тем падением, которое произошло в Эдеме: “Решение съесть плод того дерева [познания добра и зла] разделило вселенную на части, отделило духовное от физического. Они [Адам и Ева] умерли, отторгая в выдохе своего выбора дыхание самого Бога”.

Зло появилось из-за греха, а грех стал результатом выбора человека, отказавшегося от Бога, – результатом грехопадения. “Хижина” разворачивает перед нами довольно мрачную картину человеческой жизни. Но то же самое утверждает любое направление ортодоксального христианства, опирающееся на Библию. В грехе и зле повинен человек, а не Бог. Эти вещи стали реальностью нашего мира из-за неправильного использования человеком дара свободы. Проблема не в том, что в нас вошла какая-то злая сущность или злая сила, но в том, что человек очень быстро захотел жить независимо от Бога. Это общая особенность всех людей, которая не имеет разумного объяснения. В Библии это явление названо “тайной беззакония” (2Фес.2:7).

Грех испортил наши взаимоотношения с Богом. “Хижина” постоянно напоминает о том, что мы утратили правильные отношения с Богом, а это порождает всяческий беспорядок во всех сферах нашей жизни. Однако Бог желает нас исправить, Он хочет, чтобы мы обрели утраченную целостность. Он хочет исцелить (в буквальном смысле – “сделать цельными”) наши отношения с Ним и готов сам все сделать за нас. Это и есть спасение, которое означает, что мы станем цельными.

На мой взгляд, “Хижина” дает верную картину, изображая грех как искаженные отношения с Богом, откуда рождаются все прочие грехи. Но, возможно, роман недостаточно глубоко отображает склонность человека ко греху. Писание называет нас “мертвыми по преступлениям и грехам… по воле князя, господствующего в воздухе”, то есть сатаны (Еф.2:1-2). Согласно Библии, когда человек живет без Бога, такая жизнь выглядит, мягко говоря, уныло. В “Хижине” нет отрицания этому, но и не придается должного значения. И это происходит потому, что, по мнению Янга, мы все еще сохранили способность вступить в правильные отношения с Богом, свободно ответив на Его любовь, без сверхъестественного вмешательства со стороны Бога, которое нас меняет.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных