Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Восстановление испорченных взаимоотношений




 

Дело нашего спасения начинает сам Бог. В “Хижине”, в согласии с христианской традицией, сказано, что падшее человечество не в силах себе помочь, оно не способно вытащить себя за волосы из болота. И потому прежде всего человеку необходимо восстановить отношения с Богом – и это совершает сам Бог. Автор “Хижины” ясно показывает нам, что грех приносит вред не только нам, но и Богу. Дело в том, что Бог не может просто простить человечество, Ему надо сначала что-то сделать с его виной. И Бог находит решение – это Иисус, и особенно, – Его крест. Когда Мак спрашивает, что именно Иисус совершил на кресте, Бог отвечает, что через смерть и воскресение Иисуса Бог полностью примирился с нашим миром. Через крест Христов Бог примирил мир с самим собой, а себя – с миром. Автор не объясняет, как именно это произошло, он просто констатирует факт.

Грех стал препятствием для Бога. Он хотел восстановить испорченные взаимоотношения, потому что любит мир – любит всех людей. Однако Бог не мог просто взмахнуть волшебной палочкой и сказать: “Грех для меня ничего не значит, все вы прощены”. За это надо было заплатить выкуп, за это кто-то должен был понести наказание. Именно это и совершил Бог в Иисусе, так что теперь Он полностью примирился с миром. Так что со стороны Бога разрушенные отношения уже восстановлены. И теперь уже настал наш черед сделать ответный шаг.

Говоря о примирении Бога с миром, Мак спрашивает: “С целым миром? Ты имеешь в виду всех, кто в тебя верит?” Бог отвечает: “Со всем миром, Мак”. И объясняет, что примирение подобно улице с двусторонним движением. Бог уже сделал свою работу “совершенно, полностью, окончательно”. Бог говорит Маку, что любовь не навязывает взаимоотношения силой, она только открывает для них путь. Что же Янг имеет в виду?

Если я правильно понимаю, автор “Хижины” утверждает: благодаря кресту каждый человек уже прощен и примирился с Богом. Это относится абсолютно ко всем людям. Но это нечто вроде декларации прощения, а чтобы оно стало реальностью, человек должен его принять и не отказываться от него. Это и составляет вторую половину пути к исцелению. Бог уже проложил дорогу к восстановлению отношений, остальное зависит от нас. В “Хижине” однозначно говорится о том, что само по себе прощение не строит взаимоотношений. Чтобы возникли отношения, человек, получивший прощение, должен сделать ответный шаг.

То, что в “Хижине” говорится о спасении, согревает сердце, однако, если судить с точки зрения Библии, там сказано не все. Чего же не хватает? Древней библейской и христианской истины о возрождении – о новом рождении, о возвращении к жизни, об обновлении человека под действием Духа Божьего. “Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое” (2Кор.5:17). Когда Бог действует в нас, мы можем преодолеть духовное омертвение, унаследованное нами от родителей и предков. Янг пытается свести все, что касается спасения, исключительно к восстановлению взаимоотношений, и он вправе поместить отношения в самый центр картины. Однако это не все. Мы можем восстановить отношения с небесным Отцом только благодаря силе Святого Духа, действующего в нас. Без воздействия Духа мы не в состоянии даже пожелать исправить наши отношения с Отцом! И нам недостаточно обстоятельной беседы в Богом, нам нужно, чтобы в нас действовал Дух Божий, который заново творит нас, чтобы мы могли вступить в союз с Богом.

 

Свободный ответ

 

Даже наш ответный шаг к Богу мы делаем не без участия Бога. В “Хижине” об этом ничего не говорится. На всем протяжении романа Янг постоянно упоминает наш добровольный ответ. И это действительно зависит от нас. Что же мы должны сделать? Автор “Хижины” отвечает на это по-разному, но в любом случае предполагает, что это всегда свободный и добровольный ответ. Это именно наш ответ, а не результат действия Бога.

Здесь придется сделать паузу и поговорить о богословии. Некоторые христиане верят в то, что Бог предопределяет все события без исключения. Каким-то сокровенным и таинственным образом Он является конечной причиной всего. Автор “Хижины” не верит в то, что Бог – хотя бы тайно или косвенно – действует подобным образом; об этом ясно свидетельствует весь роман. В частности, Бог не влияет на волю человека, не “сгибает” ее, как думают некоторые христиане. Повернется ли человек к Богу – это зависит только от него. Да, вследствие грехопадения людская воля связана грехом. Но благодать Божья дает человеку возможность принять свободное решение и отозваться или не отозваться на призыв Бога.

И та, и другая точка зрения встречается у ортодоксальных христиан, опирающихся на Библию. Приверженцы обеих точек зрения могут сослаться на Писание, а также на труды отцов церкви и деятелей Реформации. И здесь и там мы видим твердое выражение веры в то, что только Божья благодать – основа и источник для нашего поворота к Богу.

Однако в “Хижине”, где речь идет о спасении и восстановлении отношений между Богом и людьми, есть одна особенность, не слишком хорошо сочетающаяся с классическим христианским богословием. Роман отводит слишком важную роль свободе воли, и это умаляет значение Божьей благодати. Писание и традиционное христианское богословие утверждают, что правильный ответ человека Богу рождает Божья благодать, которую богословы называют подготовительной (предупредительной) благодатью. Божья благодать полагает начало взаимоотношениям и дает человеку, не принуждая его, возможность ответить Богу. Она исцеляет смертельную рану греха, которая связывает нашу волю и обрекает нас на бунт против Бога, так, что воля становится свободной. Таким образом, когда мы поворачиваемся к Богу и начинаем восстановление отношений с Ним, нам нечем хвалиться. Спасение от начала до конца остается даром Бога (Еф.2:8-9).

На мой взгляд, “Хижина” преуменьшает значение подготовительной благодати или, по меньшей мере, подводит читателя к мысли, что человек после грехопадения способен сам, без особой помощи Божьей, должным образом отозваться на призыв Бога к восстановлению отношений. Хотя многие христиане об этом не задумываются, все христианские деноминации отвергли эту идею. Популярные христианские песнопения, речения и телевизионные шоу часто передают иную идею, изображая Бога, который ждет нашей инициативы. Если Янг не согласен с такими неортодоксальными представлениями, ему следовало бы особо подчеркнуть, что нашему ответу на призыв Бога предшествует действие Божьей благодати. Он этого не сделал, и потому у читателя “Хижины” создается впечатление, что мы способны отозваться на Божий призыв самостоятельно. Текст Флп.2:12-13 содержит опровержение таких представлений: “Со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению”.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных