Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






КУПЕЦ И ХРИСТИАНСКИЙ ДЕРВИШ




Один богатый купец из Тебриза приехал в Конию в поисках мудреца,который помог бы ему в его затруднениях. Побывав у религиозныхруководителей, законоведов и других, он прослышал о Руми и пришел к нему. Купец взял с собой пятьдесят золотых монет, решив под-нести их мудрецу.Когда он вошел в приемный зал и увидел Мауляну, его охватило волнение. Джалалуддин произнес: -- Твои пятьдесят золотых приняты, но ты потерял двести, и это привелотебя сюда. Бог наказал тебя, но он также показал тебе нечто. Теперь все утебя наладится. Проницательность Руми изумила купца. Руми продолжал: -- Тебе пришлось испытать много трудностей за то, что ты однажды,далеко на западе, в христианском мире проходя мимо христианского дервиша,лежащего на улице, плюнул на него. Найди его, попроси прощения и передай емунаш привет. Купец пришел в совершенное замешательство, увидев, что его душа --открытая книга для Руми. -- Смотри, -- сказал Джалалуддин, -- сейчас мы покажем его тебе. С этими словами мастер прикоснулся к стене комнаты, и взору купцаоткрылась базарная площадь в Европе с лежащим на ней святым. Купец ушел отмастера, глубоко потрясенный. Он немедля отправился в Европу и нашел христианского мудреца лежащим наземле. Когда он приблизился, франкский дервиш сказал: -- Наш мастер Джалал связался со мной. Купец взглянул в том направлении, куда указывал дервиш, и увидел,словно на картине, Джалалуддина, который пропел такие стихи: -- И для рубина, и для простой гальки -- для всего есть место на его холме. Возвратившись назад в Конию, купец передал поклон франкского святогоДжалалу и обосновался в дервишской общине. Современные академические исследователи немного прояснили, насколькоРуми повлиял на западную мысль и литературу. Нет сомнения, что у него былизападные ученики, кроме того, его истории появляются в сказках Г. Х.Андерсена, у Джестера Монорма и даже у Шекспира. На востоке традиционно повторяется весьма важное утверждение о связиРуми с западными мистиками и мыслителями. Настоящий вариант рассказа "Купец и христианский дервиш" взят изманускрипта Афлаки "Мунаджиб-аль-Арифин" ("Жития ранних дервишей орденаМевлавийа", датируемого 1353 годом).

ЗОЛОТОЕ СОКРОВИЩЕ

Давным-давно жил-был купец по имени Абдул Малик. За его щедрость людипрозвали его Добрым человеком из Хоросана. Абдул Малик постоянно жертвовализ своих несметных богатств на благотворительные цели и часто устраивал пирыдля бедняков. Но вот однажды он задумался над тем, что отдает только малую частьсвоих богатств и что истинная цена его щедрости ничтожна по сравнению судовольствием, которое она ему доставляет. И он тут же решил раздать все допоследнего гроша на благо людей. Так Абдул Малик расстался со всем своим состоянием. Он освободился отвсего, чем владел, ожидая встретить то, что при-готовила для него жизнь.Как-то во время медитации перед ним возникло странное видение: прямо на егоглазах, словно вырастая из пола, стала вырисовываться фигура таинственногодервиша в залатанных одеждах. -- О Абдул Малик, добрый человек из Хоросана, -- нараспев произнесдервиш, -- я -- твое реальное "я", теперь ставшее для тебя почти осязаемымпотому, что ты проявил истинную щедрость, по сравнению с которой твоярепутация щедрого человека -- ничто. И за это, а также за то, что ты сумелрасстаться со своими богатствами, не думая о своем удовлетворении, янаграждаю тебя из реального источника наград. С этого дня я буду являться пред тобой каждый день в этом облике. Тыбудешь ударять меня, и я буду превращаться в золотую статую. Ты можешьотламывать от статуи столько золота, сколько пожелаешь. И пусть тебя небеспокоит, что этим ты принесешь мне ущерб, ибо сколько бы ты ни взял, всеэто будет восстанавливаться из источника всех даров. Сказав это, он исчез. На следующее утро Малика пришел навестить его друг Бай Ака. Только ониуселись, перед ними возник призрак дервиша. Малик ударил его палкой, идервиш, повалившись на пол, прев-ратился в золото. Немного золота Малик взялсебе и немного подарил своему гостю. Возвратившись к себе домой, Бай Акал, не зная, что всему этомупредшествовало, стал думать, как бы и ему совершить подобное чудо. Он многослышал о чудесных силах дервишей и пришел к такому выводу: чтобы заполучитьзолото, достаточно избить дервиша. Бай Ака во всеуслышание объявил, что устраивает богатый пир, на которыйприглашаются все желающие дервиши. В назначенный день к дому Бай Ака потекли толпы дерви-шей. Усадив всехза стол, он стал их обильно потчевать, пока они не наелись досыта. Затем онсхватил железный прут и принялся лупить их так, что направо и налево падалиизбитые и покалеченные тела. Наконец, нескольким дервишам удалось схватитьбезумца, и они привели его к судье. Дервиши предъявили Бай Ака обвинение и вдоказательство представили своих раненых собратьев. Бай Ака сталоправдываться и рассказал все, что случилось в доме Малика. Малика вызвали в суд. Но по дороге его золотое "я" нашеп-тало ему, чтоговорить судье. Представ перед судом, он сказал: -- С вашего позволения, замечу, что, по-моему, этот человек сошел с умаили пытается как-то оправдать свою склонность нападать на людей без причины.Я в самом деле его знаю, но все то, что он рассказывает, совершенно несоответствует действи-тельности. Итак, Бай Ака поместили в сумасшедший дом, и там он пробыл некотороевремя, пока не успокоился. Дервиши почти тут же выздоровели благодарякакой-то известной им науке. И никто не верил, что такое изумительноесобытие, как превра-щение человека в золотую статую, могло когда-либослучиться. А Малик всю остальную жизнь, пока не отправился к своим предкам,продолжал разбивать статую, которая была им самим, и раздавать сокровищасвоего "я" тем, кому он мог помочь только материально. Дервишская традиция говорит о том, что священники передают своиморально-возвышенные учения в иносказательной форме, но дервиши скрываютсвои учения еще лучше, так как только усилия человека к пониманию или усилиясо стороны обучающего мастера создадут эффект, который действительно поможетвнутреннему изменению изучающего. Эта сказка еще больше походит на притчу, чем большинство ей подобных.Но дервиш, который рассказывал ее на базарах Пешавара, в начале XIX века,предупреждал: "Размышляй над первой частью рассказа, -- там ты найдешьметод, не обращай внимания на мораль".





Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных