Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сияющая ясность непреходящего осознания 2 страница




Итак, когда я пребываю как Свидетель, все вещи возникают во мне в той степени, в которой я сам есть все вещи. Нет субъекта и объекта, поскольку я не вижу облака, я — это облака. Нет субъекта и объекта, поскольку я не чувствую прохладного ветерка, я — это прохладный ветерок. Нет субъекта и объекта, поскольку я не слышу раскатов грома, я — это раскаты грома.

Я уже не на своей лицевой стороне, я уже не смотрю на мир вот отсюда; я — просто мир. Я — не вот здесь. Я потерял лицо — и обнаружил свой Подлинный Лик, сам Космос. Поет птица, и я — эта птица. Встает солнце, и я — это солнце. Сияет луна, и я — эта луна, в простом, непреходящем осознании.

Когда я пребываю в простом, чистом, непреходящем осознании, каждый объект является своим собственным субъектом. Каждое событие “видит само себя” как таковое, потому что теперь я — это событие, которое видит себя. Я не смотрю на радугу; я — радуга, которая видит себя. Я не глазею на дерево; я — дерево, которое видит себя. Весь явленный мир продолжает возникать как он есть, за исключением того, что все субъекты и все объекты пропали. Гора все еще остается горой, но это не объект, на который смотрят, а я не отдельный субъект, который на нее глазеет. И я, и гора возникаем в простом, непреходящем осознании, и оба мы освобождаемся в этом просвете, мы оба обретаем свободу в этом недуальном пространстве, мы оба обретаем просветление в этом отверстии, которое есть непреходящее осознание. Эта открытость свободна от отчужденного насилия, называемого “субъект и объект”, “вот здесь” против “вон там”, самость против другого, я против мира. Я окончательно потерял лицо и обрел Бога, в простом непреходящем осознании.

Когда я пребываю как вневременной Свидетель, Великий Поиск прекращается. Великий Поиск — это враг непреходящего Духа, жестокая ложь перед лицом великодушной бесконечности. Великий Поиск — это поиск предельного опыта, сказочных видений, рая наслаждений, бесконечного благополучия, мощного прозрения — поиск Бога, поиск Богини, поиск Духа — однако Дух не есть объект. Дух не может быть схвачен, достигнут или увиден: это непреходящий Очевидец. Искать Очевидца — значит упускать суть. Вечно искать — значит вечно упускать суть. Как вы можете искать то, что прямо сейчас может быть осознано на этой странице. ВЫ И ЕСТЬ ЭТО САМОЕ! Вы не можете выйти и искать то, что есть Искатель.

Когда я не объект, я — Бог. Когда я ищу объект, я прекращаю быть Богом, и эту катастрофу никогда не исправить более интенсивным поиском дополнительных объектов.

Скорее, я лишь могу пребывать как Свидетель, который уже свободен от объектов, свободен от времени и свободен от поиска. Когда я не объект, я — Дух. Когда я пребываю как свободный и бесформенный Свидетель, я — с Богом прямо сейчас, в этот вневременной и бесконечный момент. Я вкушаю бесконечность и пропитан полнотой, именно потому что я больше не ищу, но просто пребываю в том, что я есть.

До Авраама — я есть. До Большого Взрыва — я есть. После конца вселенной — я есть. Во всем, великом и малом — я есть. И все же, меня никогда нельзя услышать, почувствовать или увидеть; Я — непреходящий Очевидец.

Именно потому что предельная реальность не есть нечто видимое, но скорее есть Очевидец, то, что видимо в любой момент не имеет ни малейшего значения. Видите ли вы покой или смятение, уравновешенность или волнение, блаженство или ужас, счастье или печаль — не имеет значения: это не состояния, но Очевидец этих состояний, который уже Свободен.

Таким образом, суть абсолютно не в измененнии; суть в признании непреходящего Очевидца. Даже в разгар Великого Поиска и даже в худших из моих само-сокращенных состояний у меня есть мгновенный и непосредственный доступ к непреходящему Свидетелю. Мне нет нужды пытаться вызвать к жизни это простое осознание. Мне нет нужды входить в это состояние. Для этого не требуется ровным счетом никаких усилий. Я просто замечаю, что уже существует осознание неба. Я просто замечаю, что уже существует осознание облаков. Я просто замечаю, что непреходящий Свидетель уже функционирует в полную силу: этого состояния нетрудно достичь, но невозможно избежать. Я всегда уже нахожусь в лоне этого непреходящего осознания, предельной Пустоты, в которой все явленное возникает в настоящий момент.

Когда вы — Свидетель всех объектов, и все объекты возникают в вас, вы находитесь в предельной Свободе, в необъятном охвате всего пространства. В этом простом Едином Вкусе ветер не овевает вас, он веет внутри вас. Лучи солнца не падают на вас, они исходят из самих глубин вашего существа. Когда идет дождь, вы плачете. Вы можете выпить Тихий Океан одним глотком и заглотить вселенную целиком. Сверхновые звезды рождаются и умирают в недрах вашего сердца, а галактики бесконечно кружат там, где, как вы думали, была ваша голова, и все это просто, как пение малиновки на рассвете.

Каждый раз когда я распознаю или признаю непреходящего Свидетеля, я прекращаю Великий Поиск и расстаюсь с отдельной самостью. И это предельная, секретная, недуальная практика, практика “не-практики”, практика простого признания, практика вспоминания и распознавания, вневременно и вечно основанная на том факте, что есть лишь Дух, Дух, который нетрудно найти, но не возможно избежать.

Дух — единственная вещь, которая никогда не отсутствовала. Это единственная постоянная в вашем меняющемся опыте. Вы знали об этом буквально миллиард лет. И вы можете это подтвердить. “Если вы понимаете это, то пребывайте в том, что понимает, и это как раз и есть Дух. Если вы не понимаете этого, тогда пребывайте в том, что не понимает, и это как раз и есть Дух”. Вечно, вечно и до конца мира существует один лишь Дух, Свидетель этого и каждого момента.

 

Зеница Духа

 

Когда я пребываю в простом, чистом, непреходящем осознании, я пребываю во внутреннем Духе; я по сути есть ни что иное как сам свидетельствующий Дух. Я не становлюсь Духом; я просто признаю Дух, который я всегда уже есть. Когда я пребываю в простом, чистом, непреходящем осознании, я — Свидетель Мира. Я — зеница Духа. Я вижу мир так, как его видит Бог. Я вижу мир так, как его видит Богиня. Я вижу мир так, как его видит Дух: каждый объект — объект Красоты, каждая вещь и событие — жест Великого Совершенства, каждый процесс — рябь на поверхности озера моего внутреннего Бытия; я не стою в стороне как изолированный свидетель, но обнаруживаю, этот свидетель — единый вкус со всем, что возникает внутри его. Целый Космос возникает в зенице Духа, в Аз Духа, в моем собственном внутреннем осознании, этом простом непреходящем состоянии, и я просто это и есть.

Из сути простого, непреходящего осознания воскреснет целостность тело-разума человека. Когда вы пребываете в первобытном осознании, это осознание начинает насыщать ваше бытие, и новая судьба воскрешается из потока сознания. Когда Великий Поиск прекращен, и ощущение отдельной самости распято; когда непрерывность свидетельствования в вашем случае стабилизировалось; когда непреходящее осознание служит вашей неизменной основой — тогда весь ваш тело-разум будет регенерировать, воскресать и реорганизовывать себя вокруг внутреннего Духа, и вы восстанете в сознании, как из мертвых, к новой судьбе и новому долгу.

Вы перестанете существовать как отдельная самость (со всем ущербом, который она причиняет тело-разуму), вместо этого вы будете существовать как средство выражения Духа (при этом, тело-разум теперь свободно функционировать в своем высшем потенциале, неискаженном и не подверженном жестоким мучениям само-сокращения). Из сути непреходящего осознания вы восстанете, воплощая какую-либо из просветленных качеств Будд и бодхисаттв — “тот, чье существо (саттва) есть непреходящее осознание (бодхи)”.

Буддийские названия не столь важны; главное, что просветленные качества, которые они обозначают, существуют. Суть просто-напросто в том, что, если вы устойчиво усвоили простое, непреходящее осознание — если Великий Поиск и само-сокращение были лишены изолированной жизни и возвращены к Богу, возвращены к своей основе в непреходящем осознании — тогда вы восстанете из сути непреходящего осознания и воплотите любую из высочайших возможностей этой основы. Вы станете средством выражения Духа, который и есть вы сами. Эта непреходящая основа будет жить через вас, как вы, в разнообразии сверхобычных форм.

Возможно, вы возникнете как Самантабхарда, чье непреходящее осознание принимает форму необъятного сознания равноправия: вы поймете, что непреходящее осознание, которое в полной мере присутствует в вас, это то же самое осознание, что в полной мере присутствует во всех чувствующих существах без исключения — то же самое, единое и единственное — одно сердце, один разум, одна душа, которая дышит, бьется и пульсирует во всех чувствующих существах как таковых — и само ваше спокойствие (выражение лица, самообладание?) будет напоминать всем существам об этом простом факте, напоминать им, что существует лишь один Дух, напоминать им, что нет ничего ближе к Богу, ведь существует лишь Бог, существует лишь Богиня.

Возможно, вы возникнете как Авалокитешвара, чье непреходящее осознание принимает форму кроткого сострадания. В сияющей прозрачности непреходящего осознания все чувствующие существа появляются как равные формы внутреннего Духа или чистой Пустоты, и, значит, присутствует отношение ко всем существам как к сыновьям и дочерям Духа, которым они и являются. У вас не будет другого выбора, как только посвятить свою жизнь этому состраданию, так что сама ваша улыбка будет согревать сердца тех, кто страдает, и они будут ждать от вас обещания, что они тоже могут быть освобождены и войти в необъятное пространство своего собственного первобытного осознания. И вы никогда не свернете с этого пути.

Возможно, вы возникнете как Праджняпарамита, мать Будд, чье непреходящее осознание принимает форму необъятной объемности, чрева великого Нерожденного, в котором существует весь Космос. Ведь по глубошайшей истине, именно из сути вашего собственного простого, чистого, непреходящего осознания рождаются все существа; и именно в суть вашего простого, чистого, непреходящего осознания все существа возвратятся. Пребывая в сияющей прозрачности непреходящего осознания, вы наблюдаете, как возникают миры, возникают все Будды и возникают все чувствующие существа как таковые. И к вам они все возвратятся. И вы улыбнетесь, и примете их в этой необъятной, вечной мудрости, и все начнется снова и снова, и снова во чреве вашего непреходящего состояния.

Возможно, вы возникнете как Манджушри, чье непреходящее осознание принимает форму лучезарного ума. Хотя все существа в равной мере представляют внутренний Дух, некоторые из них с трудом распознают эту непреходящую Таковость. Из сути сознания равноправия с блеском возникнет распознавание мудрости. Вы будете инстинктивно видеть, что истинно, а что ложно, и, значит, вы будете вносить ясность во все, к чему бы вы ни прикоснулись. И если само-сокращение не прислушивается к вашему тихому голосу, ваше непреходящее осознание проявится в своей жестокой форме, которая, как говорят, есть ни что иное как устрашающая (щий) Ямантака, Слуга Повелителя Смерти.

Итак, возможно, вы возникните как Ямантака, неистовый защитник непреходящего осознания и самурай-воитель внутреннего Духа. Именно те факторы, которые склонны блокировать непреходящее осознание, должны быть незамедлительно отсечены. Вот почему непреходящее осознание часто проявляется в таких жестоких формах. Вы просто будете подвигнуты на то, чтобы из сути сознания равноправия выявить ложное, поверхностное и преходящее. Это время для меча, а не для улыбки. Но это всегда меч распознавания мудрости, который безжалостно отсекает все препятствия на пути к сути всеохватного.

Возможно, вы возникните как Бхайшаджьягуру, чье непреходящее осознание принимает форму исцеляющего сияния. Из сияющей прозрачности непреходящего осознания вы будете подвигнуты на то, чтобы напомнить больным, скорбящим и страждущим, что, хотя боль реальна, это не то, что они есть. От простого прикосновения или улыбки сокращенные души расслабятся и войдут в необъятное пространство внутреннего осознания, и болезнь потеряет всякий смысл в сиянии этого освобождения. И вы никогда не познаете утомления, ведь непреходящее осознание функционирует без усилий, и вы будете неустанно напоминать всем существам, кто и что они есть на самом деле по ту сторону страха, в предельной любви и непоколебимом приятии, которое есть зеркальный разум непреходящего осознания.

Возможно, вы возникнете как Майтрейя, чье непреходящее осознание принимает форму обещания, что даже в бесконечно отдаленном будущем непреходящее осознание все еще будет просто присутствовать. Из сияющей прозрачности первобытного осознания вы поклянетесь пребывать со всеми существами вплоть до бесконечно удаленного будущего, потому что, даже хотя эти “будущие” возникнут в простом настоящем осознании, том же настоящем осознании, которое сейчас видит именно это.

Это просто лишь несколько потенциалов непреходящего осознания. Буддийские названия не имеют значения; как и любые другие. Это просто несколько форм вашего собственного Воскресения. Это несколько возможностей, которые могут вдохнуть в вас душу после смерти Великого Поиска. Это лишь несколько взглядов на мир Глазом Духа, непреходящим Аз Духа. Все эти возможности — это то, что вы видите прямо сейчас, когда вы видите мир так, как его видит Бог, из внесущностной сути простого непреходящего осознания.

 

И все кончено

 

Возможно, вы возникните как одна из этих форм непреходящего осознания. Однако неважно, что будет потом. Когда вы пребываете в сияющей прозрачности непреходящего осознания, вы — не Будда или бодхисаттва, ни то, ни это, ни там, ни здесь. Когда вы пребываете в простом, непреходящем осознании, вы — великий Нерожденный, свободный от каких бы то ни было качеств. Осознающий цвет, вы лишены цвета. Осознающий время, вы вне времени. Осознающий форму, вы бесформенны. В необъятном пространстве первобытной Пустоты вы навеки невидимы для этого мира.

Попросту, как воплощенное существо, вы также возникаете в мире формы, который есть ваше собственное проявление. И внутренние потенциалы просветленного разума (внутренние потенциалы вашего непреходящего осознания) — такие как самообладание, распознавание мудрости, зеркальная мудрость, сущностное сознание и вседостигающее осознание — сопрягаются с врожденными предрасположенностями и особыми талантами вашего собственного тело-разума. И, таким образом, когда отдельная самость умирает в необъятном пространстве собственного непреходящего осознания, вы восстанете воодушевленными одним из этих разнообразных просветленных потенциалов. Затем вас будет побуждать не Великий Поиск, а Великое Сострадание, дарованное этими потенциалами, некоторые из которых кротки, а некоторые воистину жестоки — однако все они есть просто возможности вашего собственного непреходящего состояния.

И, таким образом, пребывая в простом, чистом, непреходящем осознании, вы возникните с качествами и добродетелями ваших собственных высочайших потенциалов. Это может быть: сострадание, способность распознавать мудрость, когнитивное прозрение, целительные способности, жестокое напоминание, художественные наклонности, атлетическое мастерство, задатки учителя, а, может, что-то предельно простое, к примеру, лучшие садоводческие навыки во всем квартале. (Другими словами, это может быть любая линия развития, выпущенная в свое первобытное состояние, выпущенная в свое собственное пост-пост-конвенциональное состояние.)2 Когда тело-разум освобождается от жестокостей, обусловленных само-сокращением, он естественным образом тяготеет к своему высшему достоянию, выраженному в огромных потенциалах просветленного разума, великих потенциалах простого, непреходящего осознания.

Так, когда вы пребываете в простом, непреходящем осознании, вы — великий Нерожденный; но как только вы рождены — когда вы возникаете из непреходящего осознания — вы будете проявлять определенные качества; качества, присущие внутреннему Духу, и качества, окрашенные предрасположенностями вашего тело-разума и его особыми талантами.

И какой бы ни была форма вашего Воскресения, вы восстанете, побуждаемые не Великим Поиском, а вашим собственным Великим Долгом, вашей безграничной Дхармой, проявлением ваших высочайших потенциалов, и мир станет изменяться благодаря вам. И вы никогда не дрогнете, никогда не потерпите поражение в своем Великом Долге, вы никогда не отступите, потому что простое, непреходящее осознание будет с вами сейчас и навсегда, даже до конца миров, потому что сейчас и навсегда, и бесконечно навсегда есть лишь Дух, лишь внутреннее осознание, лишь простое осознание именно этого и больше ничего.

Но все это путешествие к тому, что есть, начинается в безначальном начале: мы начинаем с того, что просто признаем, что в этом всегда уже вся суть. (“Если вы понимаете это, то пребывайте в том, что понимает, и это как раз и есть Дух. Если вы не понимаете этого, тогда пребывайте в том, что не понимает, и это как раз и есть Дух”.)

Мы позволяем этому признанию непреходящего осознания возникнуть — мягко, случайно, спотанно, сквозь ночь и день. Это простое, непреходящее осознание нетрудно получить, но невозможно избежать, и мы просто замечаем его.

Мы осуществляем это мягко, случайно и спонтанно, днем и ночью. Двольно скоро, через все три стадии бодрствования, сна и глубокого сна, это признание крепнет добровольно, используя свои внутренние силы, затмевая препятствия, скрывающие его природу, пока это простое, непреходящее осознание не заявляет о себе в нерушимой непрерывности в ходе всех изменений состояния, всех изменений пространства и времени, после чего пространство и время теряют какой бы то ни было смысл, проявляя то, что они есть на самом деле — сияющие покровы лучезарной Пустоты, которая сейчас есть только ты — и вы впадете в эту Красоту, и умрете в эту Истину, и растворитесь в этом Благе, и не остается никого, кто бы мог свидетельствовать в пользу ужаса, всерьез воспринимать слезы, изобретать беспокойство, отрицать Божественное, которое одно единственное есть, одно единственное было и одно единственное будет.

И когда-нибудь, прохладной и прозрачной ночью луна осветит притихшую в ожидании Землю лишь с тем, чтобы напомнить всем оставшимся и отставшим, что все это игра. Лунный свет воспламенит сны в их спящих сердцах, и вы снова будете втянуты в то, чтобы ответить на самые жалобные молитвы, и вы окажетесь прямо здесь, прясмо сейчас, недоумевая, что бы это значило на самом деле — пока вспышка понимания не пробежит по вашему лицу, и все будет кончено. Затем вы возникнете как сама луна и будете напевать эти сны в своем собственном сердце; и вы возникнете как сама Земля и будете славить всех ее благословенных обитателей; и вы возникнете как само Солнце, светящее в бесконечность и слишком очевидное, чтобы его нельзя было увидеть; и в этом Едином Вкусе первобытной чистоты, без начала и без конца, без входа и выхода, без рождения и смерти, все это предельно сбывается; и шум поющего водопада где-то вдалеке — это все из оставшегося, что может рассказать нам эту сказку ясной прохладной ночью, так прекрасно умытой в лунном свете, только так, и снова только так.

Когда умирал великий мастер дзен Фа-Цзянь, на крыше заверещала белка. “Это только это, — сказал он, — и больше ничего”.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

Введение

 

1. См. K. Wilber, Quantum Questions: Mystical Writings of the World’s Great Physicists (Boston: Shambhala Publications, 1985).

2. “Интегральное” и “интегральные исследования” иногда ассоциировались со Шри Ауробиндо, его учеником Харидасом Чаундхури и Калифорнийским институтом интегральных исследований (основанным Чаундхури и другими), поэтому уместно сказать несколько слов о каждом из них.

Как будет ясно из последующих страниц, Ауробиндо оказывал и продолжает оказывать фундаментальное влияние на мою работу. Фактически, в Главе 6 мы увидим, что он способствовал моему переходу от того, что я называю “Романтической/Уилбера-I” моделью, к модели “Ауробиндо/Уилбера-II”. Тем не менее, в конечном счете я усовершенствовал эту модель в “Уилбер-III” и “Уилбер-IV”, что я поясню в главах 9, 10 и 11. Поэтому в этих главах содержится моя критика Ауробиндо (и Чаундхури).

Суть критики состоит в том, что и Ауробиндо, и Чаундхури были пионерами в индивидуальной йоге и практике. Эта йога в особенности фокусировалась на интегрировании Восходящего и Нисходящего потоков в человеческом существе, тем самым, охватывая весь спектр сознания как в трансцендентальном/восходящем, так и в имманентном/нисходящем измерениях. “Подъем и спуск, следовательно, являются двумя нераздельными аспектами движения интегральной йоги; это систола и диастола интегральной само-дисциплины” (Chaundhuri, 1965, стр. 41).

Я полностью согласен с этим. Однако, на самом деле, этот подход представляет собой лишь начало гораздо более интегрального взгляда (который я опишу в последующих главах как Уилбер-III и Уилбер-IV). Истинно интегральной йоге требуется в большей степени учитывать западный вклад в психологию, психотерапию и трансформацию личности (Уилбер-III), а также ей нужно найти свое место в контексте четырех секторов и их исторического развертывания (Уилбер-IV). Таким образом, моя критика Ауробиндо и Чаундхури — это усовершенствование, а не отрицание; однако это усовершенствование, без которого, я полагаю, их системы остаются достаточно ограниченными и частичными. Я убежден, что это станет ясно в последующих главах.

Калифорнийский институт интегральных исследований — одно из немногих заведений высшего образования, который позволяет студентам придерживаться более интегральной ориентации, включая изучение западных/восточных традиций. Тем не менее, по моему мнению, с некоторых пор он превратился в источник системы педагогики, которая по большей части противостоит эволюции, Ауробиндо, Чаундхури и становится неприкрыто регрессивной. Я уже не могу без оговорок рекомендовать студентам этот институт. В то же время здесь преподают множество одаренных ученых, и студентам просто следует проявлять крайнюю осторожность при выборе курса. Те же предосторожности относятся, как я полагаю, и к Институту Наропа в Булдере, Колорадо. Однако, учитывая эти оговорки, это два учебных заведения, где, будучи слегка поддержанным опытным консультантом, студент сможет освоить интегральную программу, даже если общая атмосфера будет этому препятствовать. Другие достойные упоминания институты включают Институт трансперсональной психологии в Пало-Альто и Университет JFK (Дж. Ф. Кеннеди) в Оринда, Калифорния. (С полным перечнем учебных заведений, предлагающих трансперсональные курсы и программы, можно ознакомиться в The Common Boundary Education Guide, который можно заказать по адресу: Common Boundary, 5272 River Rd., Suite 650, Bethesda, MD 20816. Существует также справочник Ассоциации трансперсональной психологии: Association for Transpersonal Psychology, 345 California St., Palo Alto, CA 94306. Те, кто интересуется исследованиями в области медитации, могут обратиться по адресу: Meditation Research Network, Institute of Noetic Sciences, 475 Gate 5 Road, Sausalito, CA 94965.)

В то же время, как станет ясно из последующих глав, интегральный подход сегодня еще не так широко признан (а тем более., не так широко принят) в центрах высшего образования страны, от Гарварда до Западной Джорджии, от Беркли до Унивеситета Коннектикута, от Стэнфорда до Норвича, от Вермонта до Аризоны. Сегодня почти в каждом университетье курс по интегральным исследований, проводимый опытным консультантом, может дать массу возможностей.

3. Что касается экстремального конструктивизма, то здесь индивидуальный субъект (“я”) растворяется в межсубъективных лингвистических определителях, что громогласно провозглашается в знаменитых лозунгах о смерти субъекта, смерти автора, смерти человека. Язык как таковой замещает индивидуальную самость как реальный субъект дискурса (те., вы не говорите — через вас говорит сам язык), и мы с вами, таким образом, просто бестолку болтаемся сбоку: “Я” деконструируется в ни что иное как лингвистическое “Мы”, и смерть субъекта слоняется по коридорам постмодернистского вакуума.

Не только все “Я” (со своей истинностью) растворяются в лингвистическом “Мы”, но и все “это” (со своими объективными истинами), подобно этому, испаряются в игре произвольных построений. Нет истины и нет истинности, на их месте правит культурная конструкция, побуждаемая лишь властью, идеологией, гендером, тем или иным центризмом, мерзкими мотивами мерзких людей — все в одну шеренгу.

И все же самим фактом выдвижения своих теорий они, на самом деле, делают нечто, что, по категорическому утверждению этих теорий, невозможно (а именно, представляют то, что, как им кажется, является теорией, независимой от власти и идеологии). “Я” и “это”, которым отказано в реальном существовании перед лицом всемогущественного конструирования “Мы”, фактически вновь заявляют о себе в виде внутренних противоречий. И лишь при условии признания отвергнутых сфер частичные истины конструктивизма могут быть приняты и переработаны в более объемный, более открытый и интегральный подход.

4. Очень многое может объяснить противопоставление культурных конструктивистов — которые сводят все к динамическому коллективному Мы (Нижний Левый угол) — системным теоретикам, которые сводят все к динамическому коллективному Это (Нижний Правый угол). Это, другими словами, еще одна версия конфликта “ внутренний холизм против внешнего холизма”.

Так, для культурного конструктивизма (или внутреннего холизма) истина — это главным образом согласованная теория истины или межсубъектное сцепление, поскольку не существует субъективных “это”, которые могли бы “зацепить” какую-то из аналогичных теорий истины. Лишь культурное реально, лишь Мы реально, и, значит, вся истина и истинность сводятся к культурным интересам и произвольным конструкциям,которые сами существуют, только потому что они обладают мерой согласованности: культурная исключительность реальна, и все другие “истины” — это производные от великого конструктива Мы. Ни “Я”, ни “это” не могут расчитывать на членство в этом культурном клубе — они получат “от ворот поворот”.

Для теории систем (или внешнего холизма) истина заключается в функциональном соответствии или межобъектном сцеплении: лишь социальное — первичная реальность. Общая особенность внутреннего и внешнего холизма заключается в том, что оба они закрепляют свои критерии истины в коллективном: один — в культурном (Нижнем Левом углу), другой — в социальном (Нижнем Правом углу). Поскольку оба этих направления “холистичны”, вы можете подумать, что они являются удачными деловыми партнерами, однако, на самом деле, они неприкрыто ненавидят друг друга, поскольку первое служит сокращенной версией субъективизма, а последнее — объективизма; большая система “Мы” противостоит большой системе “Это”.

Так, вы никогда не услышите от системного теоретика, что все системы просто сконструированы или произвольны, или существуют лишь как идеология гендера, власти, расизма и так далее. Отнюдь. Системные теоретики по большей части преданные науке люди, монологичные по сути, и они убеждены, что их системы реально существуют, по большей части независимо от терминов, используемых для их описания: реальные ученые изучают реальные системы в реальном мире! Никакого “произвольного конструктивизма” — за что им огромное спасибо! Внешние холисты — это реалисты почти во всех отношениях.

Однако, конечно, внутренние холисты — культурные конструктивисты — совершенно не верят ни в какие независимые или реалистические “это” — будь то динамический процесс, взаимосвязанные системы или нечто подобное — поскольку все “это” и “Я” есть культурно сконструированные продукты лингвистического “Мы”. Поэтому они убеждены, что “системы” системных ученых — это всего лишь произвольные выдумки евроцентричной рациональности, приводимой в движение попыткой завладеть властью над всем миром, властью, которая находит свое предельное выражение в грандиозных нарративах (повествованиях) и тоталитарных парадигмах, таких как теория систем, парадигмах, которые обусловлены худшими формами маргинализации, гегемонии, угнетения и жестокой агрессии; все это рядится в одежды знания, которое реально есть ни что иное как слегка замаскированная власть.

Внутренний и внешний холизм, будучи, по иронии судьбы, отчасти истинными и, значит, в конечном счете не-холистичными, постоянно держат друг друга за горло. И в каждом случае отрицаемые и пренебрегаемые секторы чудесным образом снова заявляют о себе, досаждая империалистам изнутри в форме серьезных внутренних противоречий, взрывая их узость, предлагая более широкое и открытое видение и призывая нас к более интегральному подходу.

 

ГЛАВА 1: СПЕКТР СОЗНАНИЯ

 

1. Система Веданты (и ее дальнего родственника Ваджраяны) содержит утонченную общую модель структур и состояний сознания, которую я, более технологично, объяснил бы примерно так:

Пять оболочек — это оболочки сознания или “разума” в очень широком смысле: физическое сознание, эмоциональное сознание, концептуальное сознание, интуитивное сознание, блаженное сознание. Это то, что я называю базовыми структурами сознания, (верхними) измерениями и уровнями человеческой души (Левой Руки).

Однако Веданта понимала, что нет разума без тела, нет сознания без соответствующей поддержки. Так, каждый тип разума поддерживается телом — грубым телом (поддерживающим низшие формы разума), тонким телом (поддерживающим “средние” формы разума) и каузальным телом (поддерживающим высшие или неявленные формы разума). Эти тела попросту служат “материальной” поддержкой “сознательного” процесса — другими словами, они являются измерениями Правой Руки человеческой души. (В Ваджраяне и Тантре, в общем случае, три разума поддерживаются тремя “ветрами” или энергетическими потоками, которые также называются грубым, тонким и очень тонким.)






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных