Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Н.В. Гоголь, «Мёртвые души».




B1. Укажите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

 

B2. Покупку чего именно хочет оформить Чичиков в приведённой сцене?

 

ВЗ. Установите соответствие между тремя персонажами, фигурирую­щими (упоминающимися) в данном фрагменте, и присущими им качествами личности.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ
А) Манилов 1) «...медведь! совершенный медведь!»
Б) Чичиков 2) «Есть род людей, известных под именем: лю­ди так себе, ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, по словам пословицы».
В) Собакевич 3) «...не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод».
  4) «...пред ним стоял не нищий, пред ним сто­ял помещик».
Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков.

 

B4. Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА
А) Манилов 1) «С середины потолка висела люстра в хол­стяном мешке, от пыли сделавшаяся похожею на шелковый кокон, в котором сидит червяк. В углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на сто­лах»
Б) Чичиков 2) «В доме его чего-нибудь вечно недоставало: в гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей, которая, вер­но, стоила весьма недешево; но на два кресла ее недостало, и кресла стояли обтянуты просто ро­гожею...»
В) Собакевич 3) «На картинах всё были молодцы, всё грече­ские полководцы, гравированные во весь рост...»
  4) «Пока приезжий господин осматривал свою комнату, внесены были его пожитки: прежде всего чемодан из белой кожи...»
 

B5. Какой прием иносказательной выразительности использует Гоголь при описании присутственного места: «Герои наши видели... какую-то серую куртку... которая, своротив голову набок... выписывала бойко и замашисто какой-нибудь протокол»?

B6. Как в литературоведении называется изобразительное средство, с помощью которого Гоголь характеризует «шум от перьев» в присутственном месте?

B7. Какое средство психологического изображения героев использует Гоголь, характеризуя и молодых чиновников, и чиновника-старика?

С1. Какова главная тема приведенного фрагмента и какие изобразительные средства способствуют ее раскрытию?

С2. Укажите основные приемы сатирического изображения, которые Н.В. Гоголь использует в «Мертвых душах», и кто из русских писателей XIX-XX веков является продолжателем его традиций.

В1. Поэма

В2. Мёртвые души

В3. 2, 3, 1

В4. 2, 4, 3

В5. Метонимия, метафора

В6. Гипербола, сравнение

В7. Речь

 

- На все воля божья, матушка! - сказал Чичиков, вздохнувши, - против мудрости божией ничего нельзя сказать... Уступите-ка их мне, Настасья Петровна?

- Кого, батюшка?

- Да вот этих-то всех, что умерли.

- Да как же уступить их?

- Да так просто. Или, пожалуй, продайте. Я вам за них дам деньги.

- Да как же? Я, право, в толк-то не возьму. Нешто хочешь ты их откапывать из земли?

Чичиков увидел, что старуха хватила далеко и что необходимо ей нужно растолковать, в чем дело. В немногих словах объяснил он ей, что перевод или покупка будет значиться только на бумаге и души будут прописаны как бы живые.

- Да на что ж они тебе? - сказала старуха, выпучив на него глаза.

- Это уж мое дело.

- Да ведь они ж мертвые.

- Да кто же говорит, что они живые? Потому-то и в убыток вам, что мертвые: вы за них платите, а теперь я вас избавлю от хлопот и платежа. Понимаете? Да не только избавлю, да еще сверх того дам вам пятнадцать рублей. Ну, теперь ясно?

- Право, не знаю, - произнесла хозяйка с расстановкой. - Ведь я мертвых никогда еще не продавала

- Еще бы! Это бы скорей походило на диво, если бы вы их кому нибудь продали. Или вы думаете, что в них есть в самом деле какой-нибудь прок?

- Нет, этого-то я не думаю. Что ж в них за прок, проку никакого нет. Меня только то и затрудняет, что они уже мертвые.

"Ну, баба, кажется, крепколобая!" - подумал про себя Чичиков.

- Послушайте, матушка. Да вы рассудите только хорошенько: - ведь вы разоряетесь, платите за него подать, как за живого...

- Ох, отец мой, и не говори об этом! - подхватила помещица. - Еще третью неделю взнесла больше полутораста. Да заседателя подмаслила.

- Ну, видите, матушка. А теперь примите в соображение только то, что заседателя вам подмасливать больше не нужно, потому что теперь я плачу за них; я, а не вы; я принимаю на себя все повинности. Я совершу даже крепость на свои деньги, понимаете ли вы это?

Старуха задумалась. Она видела, что дело, точно, как будто выгодно, да только уж слишком новое и небывалое; а потому начала сильно побаиваться, чтобы как-нибудь не надул ее этот покупщик; приехал же бог знает откуда, да еще и в ночное время.

- Так что ж, матушка, по рукам, что ли? - говорил Чичиков.

- Право, отец мой, никогда еще не случалось продавать мне покойников. Живых-то я уступила, вот и третьего года протопопу двух девок, по сту рублей каждую, и очень благодарил, такие вышли славные работницы: сами салфетки ткут.

- Ну, да не о живых дело; бог с ними. Я спрашиваю мертвых.

- Право, я боюсь на первых-то порах, чтобы как-нибудь не понести убытку. Может быть, ты, отец мой, меня обманываешь, а они того... они больше как-нибудь стоят.

- Послушайте, матушка... эх, какие вы! что ж они могут стоить? Рассмотрите: ведь это прах. Понимаете ли? это просто прах. Вы возьмите всякую негодную, последнюю вещь, например даже простую тряпку, и тряпке есть цена: ее хоть по крайней мерз купят на бумажную фабрику, а ведь это ни на что не нужно. Ну, скажите сами, на что оно нужно?

- Уж это, точно, правда. Уж совсем ни на что не нужно; да ведь меня одно только и останавливает, что ведь они уже мертвые.

"Эк ее, дубинноголовая какая! - сказал про себя Чичиков, уже начиная выходить из терпения. - Пойди ты сладь с нею! в пот бросила, проклятая старуха!" Тут он, вынувши из кармана платок, начал отирать пот, в самом деле выступивший на лбу.

B1. Как сам Гоголь определил жанр «Мертвых душ»?

 

В2. Назовите литературное направление, принципы которого нашли своё воплощение в «Мертвых душах» Н.В.Гоголя?

 

В3. Укажите фамилию героини, с которой беседует Чичиков в приведённом фрагменте.

 

В4. Как называются значимые фамилии, отражающие особенности характеров и мировоззрение персонажей?

 

В5. Назовите художественное средство, представляющее собой выразительное оценочное определение («крепкоголовая», «дубинноголовая какая»)?

 

В6. Назовите форму общения между персонажами, основанную на обмене репликами и использованную Н.В.Гоголем в данном фрагменте.

 

В7. Свободный, непринуждённый характер речи персонажей подчёркнут в данном фрагменте при помощи нарушения прямого порядка слов в их фразах: «Я вам за них дам деньги»; «Ведь я мёртвых никогда ещё не продавала». Назовите этот приём.

 

С1. Какие черты характера помещицы Настасьи Петровны раскрываются в приведённом фрагменте?

 

С2. В каких произведениях русской литературы изображены персонажи, схожие по характеру и мировоззрению с героиней данного фрагмента, и в чём именно заключается это сходство? (Приведите 2 – 3 примера с указанием авторов.)

 

В1. Поэма

В2. Реализм

В3. Коробочка

В4. Говорящие

В5. Эпитет

В6. Диалог

В7. Инверсия

 

 

 

Чичиков, как уж мы видели, решился вовсе не церемониться и пото­му, взявши в руки чашку с чаем и вливши туда фруктовой, повел такие речи:

— У вас, матушка, хорошая деревенька. Сколько в ней душ?

— Душ-то в ней, отец мой, без малого восемьдесят, — сказала хозяй­ка, — да беда, времена плохи, вот и прошлый год был такой неурожай, что боже храни. <...> И умер такой всё славный народ, всё работники. После того, правда, народилось, да что в них: все такая мелюзга; а засе­датель подъехал — подать, говорит, уплачивать с души. Народ мертвый, а плати <...>

— На все воля божья, матушка! — сказал Чичиков, вздохнувши, — против мудрости божией ничего нельзя сказать... Уступите-ка их мне, Настасья Петровна?

— Кого, батюшка?

— Да вот этих-то всех, что умерли. <...>

Да как же? Я, право, в толк-то не возьму. Нешто хочешь ты их откапывать из земли?

Чичиков увидел, что старуха хватила далеко и что необходимо ей нужно растолковать, в чем дело. В немногих словах объяснил он ей, что перевод или покупка будет значиться только на бумаге и души будут прописаны как бы живые.

— Да на что ж они тебе? — сказала старуха, выпучив на него гла­за.

— Это уж мое дело. <...>

— Право, не знаю, — произнесла хозяйка с расстановкой. — Ведь я мертвых никогда еще не продавала.

— Еще бы! Это бы скорей походило на диво, если бы вы их кому-ни­будь продали. Или вы думаете, что в них есть в самом деле какой-нибудь прок?

— Нет, этого-то я не думаю. Что ж в них за прок, проку никакого нет. Меня только то и затрудняет, что они уже мертвые.

«Ну, баба, кажется, крепколобая!» — подумал про себя Чичиков.

— Право, отец мой, никогда еще не случалось продавать мне покой­ников. <...> Право, я боюсь на первых-то порах, чтобы как-нибудь не понести убытку. Может быть, ты, отец мой, меня обманываешь, а они того... они больше как-нибудь стоят. <...>

«Эк ее, дубинноголовая какая! — сказал про себя Чичиков, уже на­чиная выходить из терпения. — Пойди ты сладь с нею! в пот бросила, проклятая старуха!» Тут он, вынувши из кармана платок, начал отирать пот, выступивший на лбу. Впрочем, Чичиков напрасно сердился: иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совер­шенная Коробочка.

(Н.В. Гоголь «Мертвые души».)

 

B1. Укажите литературный род, к которому принадлежит это произве­дение.

 

B2. Как сам Н.В. Гоголь определил жанр «Мертвых душ»?

 

ВЗ. В рамках какого литературного направления работал Н.В. Гоголь, создавая «Мертвые души»?

 

B4. В бланк ответа впишите термин, которым обозначают слова и формы разговорной речи, придающих речи героев грубоватый, стилистиче­ски сниженный оттенок: «нешто», «крепколобая баба», «поди ты» и т.д.

 

B5. Как называются художественные определения, с помощью которых создается образ помещицы: «крепколобая», «дубинноголовая»?

 

B6. Как называется разговор двух (или более) героев между собой в ху­дожественном произведении?

 

B7. Какое художественное средство характеристики использует автор, на­зывая своих героев Коробочкой, Маниловым, Собакевичем и т.д.?

С1. Какое значение имеет этот эпизод для понимания авторского за­мысла?

С2. В каких произведениях русских писателей можно встретить жажду­щих наживы героев и как эти произведения соотносятся с поэмой Гоголя «Мертвые души»?

В1. Эпос

В2. Поэма

В3. Реализм

В4. Просторечие

В5. Эпитет

В6. Диалог

В7. Говорящие

 

 

Подъезжая к крыльцу, заметил он выглянувшие из окна почти в одно время два лица: женское, в чепце, узкое, длинное, как огурец, и мужское, круглое, широкое, как молдаванские тыквы, называемые горлянками, из которых делают на Руси балалайки, двухструнные легкие балалайки, красу и потеху ухватливого двадцатилетнего парня, мигача и щеголя, и подмигивающего и посвистывающего на белогрудых и белошейных девиц, собравшихся послушать его тихострунного треньканья. Выглянувши, оба лица в ту же минуту спрятались. На крыльцо вышел лакей в серой куртке с голубым стоячим воротником и ввел Чичикова в сени, куда вышел уже сам хозяин. Увидев гостя, он сказал отрывисто: «Прошу!» – и повел его во внутренние жилья.

Когда Чичиков взглянул искоса на ___________________, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя. Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги. Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке. Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура недолго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как то: напильников, буравчиков и прочего, но просто рубила со всего плеча: хватила топором раз – вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет, сказавши: «живет!» Такой же самый крепкий и на диво стачанный образ был у ________________: держал он его более вниз, чем вверх, шеей не ворочал вовсе и в силу такого неповорота редко глядел на того, с которым говорил, но всегда или на угол печки, или на дверь. Чичиков еще раз взглянул на него искоса, когда проходили они столовую: медведь! совершенный медведь! Нужно же такое странное сближение: его даже звали Михайлом Семеновичем. Зная привычку его наступать на ноги, он очень осторожно передвигал своими и давал ему дорогу вперед. Хозяин, казалось, сам чувствовал за собою этот грех и тот же час спросил: «Не побеспокоил ли я вас?» Но Чичиков поблагодарил, сказав, что еще не произошло никакого беспокойства.

Вошед в гостиную, ___________________показал на кресла, сказавши опять: «Прошу!» Садясь, Чичиков взглянул на стены и на висевшие на них картины. На картинах все были молодцы, все греческие полководцы, гравированные во весь рост: Маврокордато в красных панталонах и мундире, с очками на носу, Миаули, Канари. Все эти герои были с такими толстыми ляжками и неслыханными усами, что дрожь проходила по телу. Между крепкими греками, неизвестно каким образом и для чего, поместился Багратион, тощий, худенький, с маленькими знаменами и пушками внизу и в самых узеньких рамках. Потом опять следовала героиня греческая Бобелина, которой одна нога казалась больше всего туловища тех щеголей, которые наполняют нынешние гостиные. Хозяин, будучи сам человек здоровый и крепкий, казалось, хотел, чтобы и комнату его украшали тоже люди крепкие и здоровые. Возле Бобелины, у самого окна, висела клетка, из которой глядел дрозд темного цвета с белыми крапинками, очень похожий тоже на ___________________.

Н.В. Гоголь «Мертвые души»

 

B1 Как сам Н.В. Гоголь определил жанр «Мертвых душ»?

B2 Укажите фамилию героя, которую нужно вставить вместо пропусков.

B3 В первом томе «Мертвых душ» Чичиков посетил пятерых помещиков. Обозначьте цифрой, каким по порядку следования был помещик из приведенного отрывка.

B4 Как называется изображение внешности героя в литературном произведении (черт лица, фигуры, мимики, жестов, одежды)?

B5 Как называется изображение внутреннего пространства помещения, которое часто предпринимается с целью дополнительно охарактеризовать героя?

B6 При описании героя Н.В. Гоголь постоянно стремится уподобить его предметам или животным, сопоставить с ними: «мужское (лицо), круглое, широкое, как молдаванские тыквы...»; «он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя»; «цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке»; «дрозд темного цвета с белыми крапинками, очень похожий тоже на (фамилия героя)». Как называется в литературоведении прием такого соотнесения предметов (или явлений)?

 

B7 Как называется прием художественного преувеличения: «все эти герои были с такими толстыми ляжками и неслыханными усами, что дрожь проходила по телу»; «героиня греческая Бобелина, которой одна нога казалась больше всего туловища тех щеголей, которые наполняют нынешние гостиные»?

C1 Размышляя о герое, изображенном в этом отрывке, Чичиков вспомнит пословицу: «Кто уж кулак, тому не разогнуться в ладонь». Почему этот герой вызывает ассоциацию с «кулаком»?

C2 Для понимания каких героев русской литературы важны такие категории, как «материальное–идеальное», «телесное–духовное», «живое–мертвое», «статичное–динамичное» (для ответа выберите хотя бы одну пару)? Можно ли сопоставить их с героями «Мертвых душ (ответ аргументируйте)?

 

В1. Поэма

В2. Собакевич

В3. 4

В4. Портрет

В5. Интерьер

В6. Сравнение

В7. гипербола

 

«Кулак» в контексте пословицы – образ неподвижности, крепости, неспособности меняться. Именно эти черты присущи Собакевичу. Как указывает «Словарь литературных героев», в образе Собакевича олицетворена общечеловеческая страсть к тяжелому, земному, плотскому – и метафора «человек-кулак» ее ярко проявляет. Неповоротливость, неуклюжесть Собакевича усилена сравнением с медведем, а также описанием того, как натура «работала» над его лицом. Важны и сопоставления лица с неживыми предметами (пятаком, тыквой). В диалектическом сопряжении «живого и неживого», на котором основана поэма, «живой телесно» Собакевич оказывается омертвевшим, застывшим, согнувшимся в кулак навсегда – и в этом смысле противопоставлен всему тому, что на Руси движется, растет, развивается, стремится вдаль (образ дороги, птицы-тройки).

Для сопоставления с персонажами Гоголя школьники могут привлечь, например, Обломова (конфликт тела и души, статики и динамики) и чеховских героев (проблема омертвения, засасывающего влияния быта при отсутствии внутреннего сопротивления).

 

- Идите в комнаты! - сказала ключница, отворотившись и показав ему спину, запачканную мукою, с большой прорехою пониже.

Он вступил в темные широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба. Из сеней он попал в комнату, тоже темную, чуть-чуть озаренную светом, выходившим из-под широкой щели, находившейся внизу двери. Отворивши эту дверь, он наконец очутился в свету и был поражен представшим беспорядком. Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель. На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину. Тут же стоял прислоненный боков к стене шкаф с старинным серебром, графинчиками и китайским фарфором. На бюре, выложенном перламутною мозаикой, которая местами уже выпала и оставила после себя одни желтенькие желобки, наполненные клеем, лежало множества всякой всячины: куча исписанных мелко бумажек, накрытых мраморным позеленевшим прессом с яичком наверху, какая-то старинная книга в кожаном переплете с красным обрезом, лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха, отломленная ручка кресел, рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами, накрытая письмом, кусочек сургучика, кусочек где-то поднятой тряпки, два пера, запачканные чернилами, высохшие, как в чахотке, зубочистка, совершенно пожелтевшая, которою хозяин, может быть, ковырял в зубах своих еще до нашествия на Москву французов.

По стенам навешано было весьма тесно и бестолково несколько картин: длинный пожелтевший гравюр какого-то сражения, с огромными барабанами, кричащими солдатами в треугольных шляпах и тонущими конями, без стекла, вставленный в раму красного дерева с тоненькими бронзовыми полосками и бронзовыми же кружками по углам. В ряд с ними занимала полстены огромная почерневшая картина, писанная масляными красками, изображавшая цветы, фрукты, разрезанный арбуз, кабанью морду и висевшую головою вниз утку. С середины потолка висела люстра в холстинном мешке, от пыли сделавшаяся похожею на шелковый кокон, в котором сидит червяк. В углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах. Что именно находилось в куче, решить было трудно, ибо пыли на ней было в таком изобилии, что руки всякого касавшегося становились похожими на перчатки; заметнее прочего высовывался оттуда отломленный кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога. Никак бы нельзя было сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо, если бы не возвещал его пребыванье старый, поношенный колпак, лежавший на столе. Пока он рассматривал все странное убранство, отворилась боковая дверь и взошла та же самая ключница, которую встретил он на дворе. Но тут увидел он, что это был скорее ключник, чем ключница: ключница по крайней мере не бреет бороды, а этот, напротив того, брил, и, казалось, довольно редко, потому что весь подбородок с нижней частью щеки походил у него на скребницу из железной проволоки, какою чистят на конюшне лошадей. Чичиков, давши вопросительное выражение лицу своему, ожидал с нетерпеньем, что хочет сказать ему ключник. Ключник тоже с своей стороны ожидал, что хочет ему сказать Чичиков. Наконец последний, удивленный таким странным недоумением, решился спросить:

- Что ж барин? у себя, что ли?

- Здесь хозяин, - сказал ключник.

- Где же? - повторил Чичиков.

- Что, батюшка, слепы-то, что ли? - спросил ключник. - Эхва! А вить хозяин-то я!

 

В1. Назовите жанр произведения Н.В.Гоголя «Мёртвые души».

 

В2. Назовите фамилию помещика, к которому приехал Чичиков.

 

В3. Какое качество является основным, доминирующим в характере изображённого в отрывке помещика?

В4. Каким термином в литературоведении обозначается описание внутреннего убранства помещения?

 

В5. Как называется сопоставление одного предмета или явления с другим, использованное, например, в обороте «два… высохшие, как в чахотке»?

 

В6. Какой вид тропа, основанный на переносе по смежности, использован в словосочетании «шкаф с старинным серебром … и китайским фарфором»?

 

С1. Какова роль подробного описания предметного мира в характеристике изображаемого персонажа?

 

С2. В каких произведениях русской литературы 19 века мир вещей играл решающую роль в создании образа героя и в чём сходство этих произведении с произведением Н.В.Гоголя?

 

В1. Поэма

В2. Плюшкин

В3. Скупость

В4. Интерьер

В5. Сравнение

В6. метонимия

 

 

С1. По традиции вещи в художественном мире по­эмы выполняют характерологические функции: дета­лизированный интерьер позволяет «материализовать» унылую скаредность, абсурдную скупость Плюшкина. Окружающие его вещи уже как будто изжили себя, об­ветшали, утратили функциональность, но герой не в силах расстаться с ними. Плюшкину только кажется, что это он — хозяин вещам: наоборот, сами вещи, расставленные как попало или попросту беспорядочно сваленные, захватили жизненное пространство, кото­рое прежде занимал помещик. Сообщество вещей-«ка­лек» («отломленная ручка кресел», кусочек тряпки, иссохшая чахоточная зубочистка) представляет и Плюшкина как духовного «инвалида», утратившего в своей фанатичной бережливости всякий здравый смысл. Даже натюрморт с арбузом, фруктами и уткой выглядит как укор хозяину: именно на фоне этого гаст­рономического изобилия Плюшкин будет предлагать Чичикову угощение из засохшего кулича.

С2. Литературные «рецепты» Гоголя были примене­ны И. А. Гончаровым: его описание кабинета Обломова сразу заставляет вспомнить о доме Плюшкина. Дело не только в повторении одних и тех же элементов ин­терьера (бюро, фарфор, картины на стенах) — оба авто­ра подчёркивают, что комнаты героев похожи скорее на нежилые помещения: кругом пыль, покрывающая даже раскрытые страницы книг, паутина, засохшие крошки. Халат Обломова — это облагороженная версия халата Плюшкина: в обломовском есть и шик (он по­шит из настоящей персидской материи), и преданность хозяину, а плюшкинский, наоборот, выдаёт дырами и масляным лоском скаредность владельца. О характе­рах своих владельцев «проговариваются» вещи и в рас­сказах А. П. Чехова. Так, в «Ионыче» упоминание о за­ранее приготовленных нотах, лежавших на рояле для Екатерины Ивановны, заставляет усомниться в испол­нительских способностях девушки, хотя она и утверж­дает, что готовит себя к большой музыкальной карьере. Изменения в характере самого доктора Старцева автор показывает тоже при помощи вещных подробностей: со временем его любимым занятием сделалось перебирание и пересчитывание купюр, «добытых практикой».

 

 

При расставании слез не было пролито из родительских глаз; дана была полтина меди на расход и лакомства и, что гораздо важнее, умное наставление: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи _________: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а __________ не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете ________». Давши такое наставление, отец расстался с сыном и потащился вновь домой на своей сороке, и с тех пор уже никогда он больше его не видел, но слова и наставления заронились глубоко ему в душу.

Павлуша с другого же дни принялся ходить в классы. Особенных способностей к какой-нибудь науке в нем не оказалось; отличился он больше прилежанием и опрятностию; но зато оказался в нем большой ум с другой стороны, со стороны практической. Он вдруг смекнул и понял дело и повел себя в отношении к товарищам точно таким образом, что они его угощали, а он их не только никогда, но даже иногда, припрятав полученное угощенье, потом продавал им же. Еще ребенком он умел уже отказать себе во всем. Из данной отцом полтины не издержал ни копейки, напротив – в тот же год уже сделал к ней приращения, показав оборотливость почти необыкновенную:

слепил из воску снегиря, выкрасил его и продал очень выгодно. Потом в продолжение некоторого времени пустился на другие спекуляции, именно вот какие: накупивши на рынке съестного, садился в классе возле тех, которые были побогаче, и как только замечал, что товарища начинало тошнить, – признак подступающего голода, – он высовывал ему из-под скамьи будто невзначай угол пряника или булки и, раззадоривши его, брал деньги, соображаяся с аппетитом. Два месяца он провозился у себя на квартире без отдыха около мыши, которую засадил в маленькую деревянную клеточку, и добился наконец до того, что мышь становилась на задние лапки, ложилась и вставала по приказу, и продал потом ее тоже очень выгодно. Когда набралось денег до пяти рублей, он мешочек зашил и стал копить в другой. В отношении к начальству он повел себя еще умнее. Сидеть на лавке никто не умел так смирно. Надобно заметить, что учитель был большой любитель тишины и хорошего поведения и терпеть не мог умных и острых мальчиков; ему казалось, что они непременно должны над ним смеяться. Достаточно было

тому, который попал на замечание со стороны остроумия, достаточно было ему только пошевелиться или как-нибудь ненароком мигнуть бровью, чтобы подпасть вдруг под гнев. Он его гнал и наказывал немилосердно. «Я, брат,__ из тебя выгоню заносчивость и непокорность! – говорил он. – Я тебя знаю насквозь, как ты сам себя не знаешь. Вот ты у меня постоишь на коленях! ты у меня поголодаешь!» И бедный мальчишка, сам не зная за что, натирал себе колени и голодал по суткам. «Способности и дарования? это все вздор, – говаривал он, – я смотрю только на поведенье. Я поставлю полные баллы во всех науках тому, кто ни аза не знает, да ведет себя похвально; а в ком я вижу дурной дух да насмешливость, я тому нуль, хотя он Солона заткни за пояс!» Так говорил учитель, не любивший насмерть Крылова за то, что он сказал: «По мне, уж лучше пей, да дело разумей», – и всегда рассказывавший с наслаждением в лице и в глазах, как в том училище, где он преподавал прежде, такая была тишина, что слышно было, как муха летит; что ни один из учеников в течение круглого года не кашлянул и не высморкался в классе и что до самого звонка нельзя было узнать, был ли кто там или нет. <…> вдруг постигнул дух начальника и в чем должно состоять поведение. Не шевельнул он ни глазом, ни бровью во все время класса, как ни щипали его сзади; как только раздавался звонок, он бросался опрометью и подавал учителю прежде всех треух (учитель ходил в треухе); подавши треух, он выходил первый из класса и старался ему попасться раза три на дороге, беспрестанно снимая шапку. Дело имело совершенный успех. Во все время пребывания в училище был он на отличном счету и при выпуске получил полное удостоение во всех науках, аттестат и книгу с золотыми буквами за примерное прилежание и благонадежное поведение.

Н.В. Гоголь «Мертвые души»

B1 Как сам Гоголь определил жанр «Мертвых душ»?

B2 Запишите фамилию героя (в тексте на ее месте стоит знак <…>).

B3 Как называется описание жизненного пути героя, рассказ о его воспитании, взрослении (именно фрагмент такого рассказа предложен для анализа)?

B4 В какой главе «Мертвых душ» мы знакомимся с прошлым героя, с событиями, предшествующими основному сюжету(ответ запишите цифрой)?

 

B5 Запишите (в именительном падеже) слово, которое трижды употребил в своем наказе отец (в тексте оно обозначено пропусками) и которое может считаться ключевым для понимания мировоззрения героя.

B6 Целый ряд предложений в отцовском наказе построен схожим образом: НЕ делай то, А делай это, ЧТОБЫ получилось вот так. Как называется такое сходное построение смежных предложений?

B7 Как называется прием художественного преувеличения, примененный, например, в следующем отрывке: «в том училище, где он преподавал прежде, такая была тишина, что слышно было, как муха летит; что ни один из учеников в течение круглого года не кашлянул и не высморкался в классе и что до самого звонка нельзя было узнать, был ли кто там или нет»?

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных