ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Принцип целостностиНесмотря на элементаризм и атомизм многих направлений, психология всегда находилась в условиях выбора: притязать на целостность или отказаться от нее. Возможно, это удастся психологии, если она интегрирует накопленный опыт и если у психологов не исчезнет вовсе тоска по утраченной целостности своей науки. Возвратить прежнюю целостность предмету психологии — душе — уже вряд ли удастся. Наивность детства психологии хоть и невинна, но трудно ее возродить из взрослости. Интегративная парадигма — попытка построить новую целостность, которая повысит ценностное и смысловое измерение психологии. Принцип целостности подразумевает понимание личности как чрезвычайно сложной, открытой, многоуровневой, самоорганизующейся системы, обладающей способностью поддерживать себя в состоянии динамического равновесия и производить новые структуры и новые формы организации. Так, существенным моментом, отличающим интегративное направление от многих других, является ориентация в его практике не исключительно на прошлый опыт индивида, как в психоанализе, и не только на настоящее, как в гештальт-терапии, а на временную целостность человека, включающую его прошлое, настоящее и будущее как в филогенетическом, так и в онтогенетическом аспектах. Единовременное акцентирование интегративного подхода в психологии и на земной, биосоциальной природе человека, и на космической, и на хилотропной, и на холотропной, структурной и энергетической, при опоре на монистическую идею как сущность бытия сознания, является попыткой формирования новой методологии психологии. В самом широком смысле предметом интегративной психологии является процесс самораскрытия, самодвижения, саморазвития, самораспаковывания индивидуального свободного сознания в континууме пространства — времени. В качестве объекта вычленяется как эволюция сознания в самом широком масштабе, так и вся ее культурная феноменология в материальном, социальном и духовном проявлениях. Вне сомнений, любой академический психолог может сказать, что объект слишком глобален и расплывчат, но следует понимать, что все это в разорванном, фрагментарном аспекте уже существует в теле психологии в разных экспериментальных и теоретических областях. Интегративный подход позволяет охватить сознание в целостности, как активное, открытое, саморазвивающееся неструктури- рованное пространство, способное наполнять реальность смыслом, отношением и переживанием. Это понимание справедливо как для онтогенеза, так и филогенеза сознания, как для личности, так и для малых и глобальных социальных общностей. Подход позволяет объединить телесные переживания (ощущения), эмоции, чувства, мышление и духовные переживания в целостность, в единство системы «Человек», и показать, при каких условиях возможно достижение ею подлинной целостности и аутентичности. Снимается проблема разделения «душа —тело» (психосоматическое единство становится очевидным). Еще А. Адлер [2] подчеркивал подход к пониманию каждого человека как интегрированной целостности в рамках социальной системы. Основные принципы Адлера — холизм (целостность), единство индивидуального стиля жизни, социальный интерес, или общественное чувство, и направленность поведения к цели. В интегративной методологии также подчеркивается приоритет действий социальных влияний на каждого индивидуума и важность социальных интересов: чувства общности, кооперации, заботы о других. Сложность предмета усилий психологии как науки, предмета профессиональной деятельности психологов — сложность личности и социальных сообществ заключается в том, что их содержание не определяется лишь набором проблем, которые они осознают и демонстрируют, или неким кризисным состоянием. Как правило, за демонстрируемыми личностными проблемами стоят более глубокие неосознаваемые структуры (гештальты, системы конденсированного опыта, целостности психической реальности, субличности и т. п.). Они являются не только своеобразными паттернами связи индивидуальной психики с окружающим миром и несут определенный личностный смысл, но и являются отражением глубинных интерперсональных и трансперсональных измерений. Более того, на мой взгляд, мы все время должны учитывать «вечную философию» человека с ее незыблемой истиной преодоления всех пределов. «Человек есть нечто, что должно превозмочь» (Ницше), и человек получает свое Обоснование, свою целостность и свой смысл в трансцендировании. Трансцендирование существует не только в положительном векторе духовной реализации. По сути дела, сущность духовного поиска в религиозно-философских традициях состояла в попытке преодоления локальности жизни человека, ограниченности его способностей, его смертности, в попытке перевода человека в космическое измерение. Для интеллигентной ментальности есть более эстетичные примеры трансцендирования, как в практике науки, когда у человека создаются «органы» — научные теории, приборы, гипотезы, переводящие его в космическое измерение. Ведь открытие законов природы — это есть не что иное, как делание человека через опыт его сознания соразмерным космосу и устройству универсума. Через практику философии человек также становится соразмерным Вселенной как всеединству, получает самообоснование в качестве космического феномена. Через предельный опыт в области искусства человек также способен трансцендировать свои границы и воплощать космическую гармонию. Весь этот опыт преодоления себя через создание специфических духовных органов для перевода в космическое измерение был характерен для человека на протяжении всей его истории (Мамардашвили, 1992). Но мы не можем не видеть негативный вектор этой вечной попытки трансцендировать ограничения, когда они приводят к социальной девиации, к пограничной психопатологии или к суициду. Клиент психологической работы существует вне любых теорий и концепций (если только он не дипломированный психолог или психотерапевт). И приступая к реализации психологической работы с кризисами, следует иметь в виду относительность любой, даже самой экономичной и элегантной теории психического, поскольку сложность нашего объекта деятельности несопоставима ни с одной идеей о нем. Многоуровневость психики подразумевает и многоуровневость проблемных состояний и кризисных явлений. То или иное кризисное состояние, осознаваемое клиентом и являющееся для него проблемой, можно рассмотреть как незначительную часть мощной энергетической структуры, проходящей через все уровни психического. В соответствии с принципом целостности любые психологические или социально-психологические трудности, кризисные явления клиента несут двоякий смыл: с одной стороны, они являются признаками нарушения целостности функционирования психики, с другой — актом ее восстановления. Поэтому побуждение клиента к нахождению позитивных смыслов в его проблемной ситуации является часто первым шагом к восстановлению целостности. Столь частое в процессе психологической работы сопротивление клиента является, по большому счету, сопротивлением системы дестабилизирующему, дезорганизующему воздействию специалиста. Мы должны предельно четко понимать, что гомеостатическая тенденция выражена и в личности наркомана, и в личности безработного, и в личности бомжа. Если клиент удерживается в процессе психологической работы и первоначальные социальные нарушения исчезают, то нет никакой гарантии, что через некоторое время мы не столкнемся с возникновением принципиально новой, социальной девиации. Мы должны признать печальный факт, что любая социальная девиация носит, в первую очередь, компенсаторный характер и является отражением внутренних процессов самоорганизации и стабилизации. Методологический принцип целостности необходим для реализации следующих целей: а) формирования теоретических моделей той глубины, соотно б) построения перспективных проектов разрешения кризисных в) адекватного использования различных психотехнологий для В качестве базисных посылок, описывающих принцип целостности, мы можем обозначить следующие положения: 1. Основными процессами в функционировании психической реальности (как на индивидуальном, так и групповом уровнях) являются процессы организации, то есть образования новых структур и их интеграция в системы более сложной организации. Сознание является сущностно самой сложной формой организации и интеграции опыта. 2. Основная функция человека и групп как целостных систем — структурный, биоэнергоинформационный обмен со средой (социальной и природной). 3. Процессы эволюции и инволюции личности и групп понимаются следующим образом: повышение целостности и внутренней непротиворечивости является прогрессивным, а увеличение раздробленности, конфликтности понимается как деструктивное и регрессивное. 4. В ходе эволюции уровень организационной сложности, интегрированности, количество взаимосвязанных уровней и гибкость психической реальности человека как саморефлексирующей целостной системы возрастает. Эту же закономерность мы можем наблюдать и при групповой динамике. 5. В самоорганизующихся системах процессы развития и функционирования тождественны, то есть психика как сложная система имеет качество трансформации, внутреннего изменения как инвариантное, имманентно присущее ее существованию. Методологический принцип целостности является краеугольным камнем не только в познании кризисного состояния личности и группы, но и стратегической, отправной точкой построения профессиональной деятельности, исследования. Принцип целостности в психологическом исследовании кризиса дает возможность вскрыть глубинные связи, раскрыть субстанциональные свойства, сущность и выявить тем самым качественную определенность любого кризисного феномена, способ его существования и одновременно выстроить адекватную систему воздействия на него и его трансформации. Принцип целостности в контексте интегративного подхода при работе с кризисом является, в первую очередь, принципом экологичности и подразумевает следование логике внутреннего процесса трансформации личности, динамике кризисных состояний, хотя она может не совпадать с нашими представлениями о «правильности» изменений. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|