ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Принцип многомерности истиныПринцип многомерности истины гласит следующее: любое объяснение и понимание индивидуальной психической реальности, а также социально-психологических закономерностей групп и сообществ всегда будет неполным, а значит и неистинным. При любом объяснении и понимании будет ряд неучтенных переменных, влияющих на поведение человека или группы, и выведенные закономерности в индивидуальной психической реальности, в групповом пространстве будут справедливы лишь при определенных условиях и с определенной (неопределенной) вероятностью. Поэтому любое объяснение и понимание человека и групп может претендовать на жизнь и истинность. Принцип многомерности отражает факт высокой динамичности индивидуальной психической реальности и межличностных отношений, их изменчивость и развитие. Душа — тайна тайн. Истина о душе многолика. Каждый лик заслуживает доверия и как зеркало (пусть иногда замутненное или по-разному кривое) отражает Единое. И поэтому «не сотворите кумиров» и не цепляйтесь за истину как за веру. Истина многомерна и многолика. Правы материалисты и идеалисты, глупые и умные, образованные и необразованные, и гений человеческий настолько же близок к истине, насколько деревенский дурак. Истина многоголоса и каждый клиент «глаголет нам ее устами». И каждая школа практической психологии, психотерапии просто на свой лад описывает свой предмет. Мы можем чем-то восторгаться, что-то презирать, не принимать, отрицать. А принцип многомерности истины говорит — все правы, ибо истина и церковь одна. Только каждый смотрит в разные части этой церкви, рассказывает об увиденном на своем языке в соответствии со своим жизненным опытом, образованием, мировоззрением и групповыми приоритетами. Мы не имеем никаких предвзятых отношений к существованию абсолютной и относительной истины и вполне осознаем принцип конкретности истины. Принцип многомерности истины в реальном взаимодействии психолога с клиентом выдвигает следующие требования: • при интеграции кризисного состояния преследовать не свои личные цели, а помочь личности и группе в достижении их собственных целей; • предлагать альтернативные способы восприятия жизни и кризисного состояния в том числе. Если необходимо — операцио-нализировать выход из кризиса, указывать реальные действия, которые должен сделать клиент. Брать ответственность. • понимать и с определенной долей условности принимать любой образ мира и действовать в соответствии с ним; • хорошо понимать и представлять многообразие теорий, концепций, моделей о любой проблемной ситуации. Умение работать внутри нескольких парадигм. Умение видеть ценность альтернативных подходов к работе с кризисным состоянием личности и группы. Принцип многомерности истины — призыв к рефлексивной, понимающей и сопереживающей розиции по отношению к любому мнению, позиции, опыту, суждению, идее, теории и учению. Одновременно он означает изменчивость содержания, формы и способов взаимодействия с клиентом в зависимости от его личности (со-циальнопсихологических характеристик группы, когда клиентом является группа), его интересов и мотивов, установок, а также установок и возможностей специалиста. Любая теория, концепция, терапевтический миф, учение, идея, житейское суждение о психической реальности при кажущейся зачастую их полноте и универсальности являются справедливыми лишь при определенных обстоятельствах и с известной долей вероятности. Следует помнить, что как самые гениальные психологические теории, так и заявления некоторых клиентов о «сглазе», «порче» являются в первую очередь попыткой структурировать и транслировать собственный внутренний опыт. Предельное осознание относительности и в то же время истинности любого понимания психического освобождает специалиста от догм и приближает его к точке мудрости, к драгоценному состоянию Равно-стности. Наш разум производит объяснения, а реальность снисходительно принимает любое из них. Бб В заключение хотелось бы отметить, что методологические принципы интегративного подхода являются не сводом правил, определяющих процесс психологической работы, а скорее направлением профессионального мышления, философской и психологической тенденцией, имеющей практическое применение. Триединство метода психологии В начале любого научного труда принято описывать актуальность поставленной проблемы. Что касается проблемы метода психологии, актуальность очевидна — психология и есть метод — теоретического описания психического, исследования феноменологии психической реальности и воздействия на нее. Автор этой книги пришел в психологию из своих личных кризисов за методом. С глубокого детства меня «доставала» проблема смерти и своего умирания. В подростковом возрасте к этой стержневой проблеме бытия человека в мире добавились еще две — одиночество и сезонные депрессии. Я боялся осени, «когда умирают одинокие» (из моего дневника седьмого класса). И когда небо затягивало тяжелыми облаками и начинались бесконечные дожди, мне казалось, что Господь плачет над юдолью человека, и скорбь моя была глубока. И я пришел на факультет психологии Ярославского государственного университета в 1975 году с полной и наивной уверенностью, что психология даст мне способ разрешения экзистенциальных проблем смерти, одиночества и депрессии. Пять лет обучения не разрешили моего коана. Более того, знакомство с профессором Михаилом Семеновичем Роговиным открыло мне, что наиболее посвященные в предмет психологии несут ту же тяжелую ношу, с которой я пришел в университет. Вне сомнений, я узнал в университете о том, что я холерик и экстраверт и мой IQ выше высокого. Но это не разрешило ни моих внутриличностных проблем, ни тем более межличностных. И закончил университет одинокий степной волк с ницшеанским Заратустрой в центре своей духовной идентификации, наполнивший свои проблемы философским и мировоззренческим осмыслением. Эта часть книги — не дань той категории метода, который является общепризнанным в психологии. Это попытка нового, интегративного понимания метода психологии, который вбирает в себя не только классические представления, но и его духовное, философское, психотехническое осмысление. Последние 15 лет мы посвятили поиску методологической системы психологии, наиболее адекватной по отношению к накопленно- му в культуре опыту. Постепенное формирование учения об этой системе, наши методологические изыскания привели нас к интегративной методологии и попытке целостного описания психической реальности. Мы будем рассматривать метод в интегративной психологии в его триединстве: 1) как способ теоретического исследования; 2) как систему способов и приемов эмпирического изучения; 3) как профессиональное психологическое психотехническое, практическое воздействие или взаимодействие с субъектом (индивидуальным или групповым). Следует отметить, что в первых двух компонентах современная психология достаточно сильна, но третий аспект метода даже на уровне личностного роста и разрешения внутренних проблем самого психолога очень не развит. Именно поэтому в настоящий момент остро стоит проблема психотехнизации психологии, особенно в ситуациях кризисных. Именно по этой причине на третьем аспекте метода мы остановимся более подробно. Но при этом проблему методов воздействия мы будем толковать более многомерно и расширенно. На наш взгляд, современная психология не может существовать без инструментов самоисследования, методов разрешения внутриличностных и межличностных проблем, кризисных состояний, инициации духовного опыта, каковыми и являются психотехники, разработанные внутри психодуховных, в том числе религиозных, мистических, эзотерических традиций человечества. Метод как способ теоретического исследования Когда я представляю теоретическое содержание современной психологии, то мое сердце наполняется грустью и отчаянием. У меня возникает ощущение, что я хочу переплыть океан на маленькой лодочке и уже видя гребни волн, понимаю, что это невозможно: не превозмочь. Не хватит даже сотен жизней и упорных сидений с утра до вечера перед текстами, чтобы даже конспективно ознакомиться с сотворенной человеческим умом психологией. И каждый психолог, умудренный минимальным знакомством с теорией психологии, понимает, что психологию трудно объяснить не потому, что в ней существует недостаток интерпретаций и пониманий, а потому, что есть ужасающее разум множество пониманий и объяснений. Мы не будем останавливаться на конкретных методах формирования психологических теорий и концепций типа анализа, син- теза, эмпирического обобщения и т.д. Нам важно выстроить минимальные требования к теоретическим построениям, которые существуют в психологии. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|