Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Пространство состояний сознания




Чтобы более подробно очертить границы РСС и вычленить его специфические качества, мы предлагаем вашему вниманию сле­дующую карту уровней измененных состояний сознания.

Сразу хочется уточнить, что термины «измененное состояние сознания» (ИСС) и «необычное состояние сознания» мы употреб­ляем как синонимичные, с логической точки зрения однозначные


по объему и содержанию. Хотя понятие «измененные состояния сознания» достаточно широко употребляется в науке, мы считаем, что сознание (индивидуальное свободное сознание) не меняется по существу. Можно корректно говорить об изменении содержа­ния сознания в зависимости от среды идентификации.

Для топологического обозначения РСС среди других ИСС мы предлагаем вашему вниманию континуум уровней измененности сознания (рис. 2), в котором крайние шкалы следующие: + 1 — состояние четкого, ясного, полного сознания, — 1 — глубокое психоделическое состояние сознания.



+ 1 ПСС ОСС

тсс о нес

PCC - 1 ПдСС


Рис. 2. Континуум уровней измененности сознания

У нас нет уверенности в том, что состояние четкого, ясного, полно­го сознания является приоритетом обычного состояния сознания, Более того, у нас есть предположение, что это состояние полноты осоз­нания не столь часто бывает в обычном (обыденном) состоянии со­знания (ОСС).

Полное, четкое, ясное осознание связано с такими состояниями сознания, как инсайт (от англ. insight — 'проницательность', 'ус­мотрение') в гештальт-теории. В русском языке есть очень емкое слово «озарение», означающее сиюминутное охватывание сути, общих, существенных и необходимых свойств, отношений внут­ренней и внешней реальности. Это некое предельное, пиковое со­стояние сознания в смысле его полноты и ясности. Трудно даже предположить существование человека, который находится все время в состоянии инсайта, или озарения.

Для обычного, обыденного состояния сознания больше прдхо-дит название «плавающего осознания», по глубине флуктуирую­щего в пределах от +1 до 0, то есть в пространстве от полного осоз­нания до «нулевого сознания», включая трансовые состояния со­знания (ТСС).

С одной стороны, мы должны признать, что для характеристики «плавающего осознания» больше подходят метафоры Н. Гурджие-ва, который предполагал, что элемент неосознания в жизни людей


велик. По его мнению, почти все люди представляют собой «маши­ны», не осознающие себя. Поведение и деятельность их автомати­зированы, алгоритмизированы, заданы социальными программа­ми и генетическим потенциалом.

С другой стороны, мы должны признать естественность «пла­вающего осознания» и его самодостаточность в потоке обыден­ной реальности, в которой приобретенные навыки, автоматизмы социального взаимодействия и внутренней работы имеют поло­жительный смысл в аспекте экономии психической и физичес­кой энергии.

Чтобы конкретнее обозначить карту пространства «плавающе­го осознания», опишем более подробно те состояния сознания, ко­торые мы определили как «трансовое» (ТСС) и «нулевое» (НСС).

Определяя трансовые (франц. transe — 'оцепенение') состоя­ния сознания, сразу обозначим объем этого понятия как необыч­ное состояние обычного сознания. В психотерапии и психиатрии транс понимается как вид сумеречного помрачения сознания с нарушением ориентировки в окружающем.

Трансовые состояния сознания характеризуются особой отре­шенностью сознания, вызываемой произвольно (при аутогенных тренировках, с помощью разнообразных ритуалов (мистерии, рели­гиозные обряды, камлания шаманов), на сеансах самовнушения и гипнотического воздействия (при направленных визуализациях, медитациях)) или возникающей спонтанно при «застревании» вни­мания на объектах интроспекции или качествах восприятия вне­шних предметов. К спонтанным трансовым состояния^ можно от­нести также суженные состояния сознания, возникающие в резуль­тате развития психического заражения (коллективных трансов, массовидных психических явлений) [27, 56, 62, 83, 130].

В трансовом состоянии повышается внушаемость, происходит перераспределение внимания и спад функций планирования. Как при целенаправленном вызывании транса, так и при спонтанном «выпадении» в транс происходит усиление репродуктивной актив­ности сознания, возникают яркие зрительные образы прошлого и проявляется повышенная способность к фантазированию, усили­вается тенденция к устойчивому искажению реальности. При этом человек может не замечать перехода от ОСС к ТСС и обратно.

Сужение сознания в трансовом состоянии особенно заметно в психотерапевтических сессиях (сеансах релаксации, направлен­ных визуализаций, настроек, эриксонианского и прямого гипноза и т. д.), особенно при фиксации на каком-либо ощущении, символе, образе, то есть ограничении круга воспроизводимых ситуаций, цикличности воспроизведений, а также регулярном возврате к ним.


Вне сомнения, при хорошо отработанной технологии сужение со­знания усиливается, снижается количество и качество осознава­емых явлений, уменьшается число анализируемых вариантов, воз­никает феномен «буквализма» и заметно увеличивается суггес­тивность.

Качественной характеристикой «нулевого» состояния сознания является полное отсутствие всякого осознания. При этом наблю­дается полная аутизация сенсорной сферы, воспоминания о пери­оде «нулевого» состояния сознания отсутствуют. Такое «выпаде­ние» осознания по ощущениям очень похоже на глубокий сон.

Еще раз подчеркнем, что эти состояния сознания являются нор­мой для ОСС. В любой момент времени возможен быстрый пере­ход к состояниям, близким в континууме к +1 с адекватной оцен­кой и взаимодействием с внешним и внутренним миром в «здесь и сейчас».

Об особенностях РСС мы уже говорили выше. Хочется отме­тить дополнительно, что в РСС также достаточно часто встречают­ся «нулевые» состояния сознания.

Под психоделическими состояниями сознания (ПдСС) мы по­нимаем изменения сознания, вызываемые введением в организм психоделиков или глубокими психофизиологическими сдвигами, которые появились в результате очень длительного и интенсивно­го применения других способов вхождения в ИСС. Психоделичес­кие состояния сознания могут быть индуцированы реальными жиз­ненными обстоятельствами. Таковыми являются предсмертные со­стояния, описанные Р. Моуди, состояния, характеризующиеся повышенными психическими и физическими возможностями (сверхбодрствование, сатори, проявления различных сидхи), транс­персональные переживания, вызванные болевым или психологи* ческим шоком и др. К естественным психоделическим состояниям мы можем отнести также осознаваемые (ясные) эмоционально насыщенные сновидения, «просоночные состояния сознания».

Расширенные и психоделические состояния составляют особую группу глубоких изменений в сознании, граничащих с множеством патологических состояний, являющихся областью деятельности психиатрии. Психоделические и расширенные состояния харак­теризуются особыми трансформациями сознания, связанными с изменениями во всех сферах восприятия, с сильными и зачастую необычными эмоциями, а также с глубокими переменами в мыс­лительных процессах. Нередко они сопровождаются множеством сильных психосоматических проявлений и неординарным пове­дением. В сознании происходят чрезвычайно глубокие качествен­ные изменения, но в отличие от бредовых состояний в нем не на-


блюдается грубых нарушений. В психоделических состояниях мы переживаем вторжение других измерений бытия, которые могут быть очень интенсивными и даже ошеломляющими. Но при этом мы все же не теряем пространственно-временной ориентации и отчасти остаемся в контакте с повседневной реальностью. Как пишет Станислав Гроф, мы одновременно присутствуем в двух разных реальностях [30].

Весьма важным и характерным аспектом психоделических со­стояний являются необычные изменения в чувственном восприя­тии. Если глаза открыты, формы и краски внешнего мира обычно резко преображаются, а когда мы закрываем глаза, у нас могут возникать и видения различных природных явлений, космоса, ми­фологических сфер. Иногда все это сопровождается широким ди­апазоном переживаний, в которых задействованы различные зву­ки, запахи, физические и вкусовые ощущения.

Эмоции, связанные с психоделическими и расширенными со­стояниями, охватывают очень широкий спектр и простираются далеко за пределы нашего повседневного опыта — от чувств эк­статического восторга, небесного блаженства и непостижимого по­коя до чудовищного ужаса, неудержимого гнева, бездонного отча­яния, гложущей вины и других крайних проявлений эмоциональ­ного страдания. Интенсивность этих переживаний сопоставима с описаниями! адских мук в великих религиях мира.

Аналогичным образом поляризованы и сопутствующие физи­ческие ощущения — в зависимости от содержания переживания это может быть как ощущение необычайного здоровья и благопо­лучия, оптимального физиологического функционирования и нео­бычайно сильного сексуального оргазма, так и крайний диском­форт, например, мучительные боли, давление, тошнота или чув­ство удушья.

Особенно интересным аспектом расширенных и психоделичес­ких состояний является их воздействие на процессы мышления. Как показывает наш экспериментальный опыт, интеллект не по­лучает повреждений, но работа его весьма отличается от обычного функционального режима. Как отмечает Ст. Гроф, хотя в таких со­стояниях мы не можем положиться на свои суждения по обычным практическим вопросам, на нас может буквально обрушиться по­ток удивительной (нрвой информации, касающейся великого мно­жества других моментов. Нас могут посетить глубокие психологи­ческие прозрения, проливающие свет на нашу личную историю, на бессознательные силы, которые движут нами, на наши эмоцио­нальные затруднения и межличностные проблемы. Мы можем так­же испытать необычайные откровения, затрагивающие различные


аспекты природы и космоса и намного превосходящие нашу обра­зовательную и интеллектуальную подготовку. Большинство инте­реснейших прозрений, которые открываются в холотропных со­стояниях, сосредоточено вокруг философских, метафизических и духовных проблем [30, 31, 34].

Мы можем перечислить несколько переменных, которые адек­ватно отражают качество глубины измененности сознания:

1) уровень аутизации сенсорной сферы:
min = +1,

max = — 1;

2) время выхода из ИСС:

0 или несколько секунд — ТСС, несколько минут или часов — РСС, несколько часов или суток — ПдСС;

3) степень психологической «включенности», «проживания»,
эмоциональной вовлеченности в происходящее:

max = +1 — в хилотропную или объективную реальность; max = — 1 — в холотропную или реальность «истых галлю­цинаций».

Способы вхождения в измененные состояния сознания

Особенности вхождения в ИСС во многом определяются спосо­бами, при помощи которых человек исследует свою внутреннюю картографию. Далее мы очень схематично опишем эти способы. Тем более что человечеством накоплен богатый, великолепный арсенал как естественных, базирующихся на ресурсных возможностях са­мой психики, так и искусственных, с использованием различных веществ, способов вхождения в измененные состояния сознания [30, 45, 46, 62, 78].

Самое интересное, с чем мы столкнулись, анализируя истоки при­менения расширенных состояний сознания, это тот удивительный факт, что во многих культурах любая духовная практика была связа­на с необычными состояниями сознания. Истоки использования нео­бычных состояний сознания находятся в глубокой древности, на заре возникновения1 человеческой цивилизации. Согласно археологичес­ким исследованиям наскальных рисунков и мест древних захоро­нений, шаманизм насчитывает около 40 000 лет [56, 68, 73, в5,^ 135, 142, 209, 247]. Системы медитации хатха-, лайя-, раджа-йоги сфор­мировались не позднее 10 тыс. лет до н. э. Исследования антрополо1 гами более половины мировых культур, существовавших в течение пяти последних столетий, показали, что 90 процентов из них имели некоторые институциализированные формы измененных состоя-


ний сознания. Необычные состояния сознания и по сей день явля­ются центральными для эзотерических течений канонических ре­лигий: исихазма и многих сектантских течений в христианстве, су­физма в исламе, различных йогических практик в индуизме, школ Дзен в буддизме и Каббалы в иудаизме. В разных культурах и рели­гиозных системах использовались различные способы достижения измененных состояний сознания.

Многолетняя работа с измененными состояниями привела нас к самому примитивному способу классификации методов и техник изменения состояния сознания. Мы можем вычленить некий кон­тинуум распределения плотности стимульного поля жизни во вре­мени и пространстве. Изменение сознания всегда является или искусственной, или спонтанно естественной (заданной ситуацией жизни) манипуляцией интенсивности стимульного поля. Для бо­лее детальной демонстрации нарисуем схему.

Рис.3. Методы изменения сознания

Крайние полярности:

+ 1 — максимальная интенсивлость стимульного поля —

гиперстимуляция.

— 1 — минимальная интенсивность стимульного поля —

гипостимуляция в вариантах различных депривационных

практик.

В обоих классах происходит трансцендирование Эго-сознания вплоть до идентификации с индивидуальным свободным сознани­ем, случаев астральной проекции и «выхода за пределы тела», а также переживания продуктов сознания трансперсонального и ин­терперсонального уровней.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных