Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Стадии эволюции научной школы




Профессионалы, получившие академическое образование по психологии, достаточно хорошо представляют, что современная академическая психология занимается более всего картами пси­хического, то есть концепциями и теориями, касающимися психи­ки. Иногда они настолько не соотносимы с самой территорией пси­хического, что их объединяет только интенция к интерпретации и то, что они являются продуктами психики их авторов.

Такие карты психического обозначаются или именем отца-ос­нователя (фрейдизм, райхианство, юнгианская психология), или категорией, которая является стержневой для концепции (деятель-ностный подход, гуманистическая психология, бихевиоризм).


В любой профессиональной среде факт множества карт явля­ется достоверным. Это касается не только психологии, но и лю­бой опредмеченной научно-теоретической деятельности челове­ка. То есть в психологии, как и в других науках, существуют сотни и тысячи карт, которые являются попытками осмыслить психи­ческую реальность. Каждая такая попытка имеет свою эволю­цию, которая по стадиям и тенденциям является общей для всех концептуализации.

Вначале опредмечивается определенный феномен, факт, идея. Таковыми являются «поведение крысы в проблемном ящике» в бихевиоризме, «условный рефлекс на слюноотделение» в павлов­ской теории об условнорефлекторной деятельности или эффект «незавершенного действия» Б. В. Зейгарник. Мы можем обозна­чить эту фазу развития как стадию адекватного опредмечивания. На начальных стадиях любая концепция является корректным объяснительным механизмом конкретной территории психичес­кого: фрейдовское толкование истерии, объяснение зрительного восприятия на начальных этапах развития в гештальт-психоло­гии, роль травмы рождения Отто Ранка.

Затем наступает стадия экспансии. На этой стадии объясни­тельный принцип начинает проецироваться на другие террито* рии психического, Появляются теории, объясняющие активность личности вообще. Возникает школа, представители которой, одур­маненные аналитической красотой реализации первой стадии (для мужчин это очень важно, а ученые в основном мужчины, а если честно сказать — только мужчины), забывая, что линейка — идеальный инструмент для измерения только определенного рас­стояния, начинают носиться с этим приспособлением во всех сферах человеческого.

На третьей стадии глобализации и онтологизации концепция принимает характер всеобъемлющей теории, которая уже име­ет мировоззренческий характер и претендует на истину, у нее есть свои воинствующие сторонники (как правило, намного бо­лее ограниченные и глупые, чем отец-основатель), которые ви­дят смысл своей жизни в том, чтобы «реализовать самые пере­довые идеи»...

На третьей стадии теория превращается в ту карту, которая то­пологически объемлет всю территорию, она не только показывает структурную мозаику, но и выстраивает динамические, энергети­ческие взаимодействия между областями.

Более того, теория становится объясняющим принципом инди­видуального развития личности от рождения до смерти и всей эво­люции человечества.


Собственно, это и есть признак вырождения теории. Потому что нет ни одной карты психической реальности, которая бы соот­ветствовала самой территории. На третьей стадии, несмотря на все попытки апологизации теории, вдруг обнаруживается понят­ный даже среднему студенту разрыв, щель между реальностями: с одной стороны, есть карта, есть смысловые пространства теории, с другой стороны, есть психическая реальность; есть психология и есть жизнь, которая функционирует по своим законам.

Но возвратимся к нашей теме о холотропном сознании. Самая, наверное, интересная черта этой концепции, что она с самого за­рождения претендует на третий уровень — глобализации и онто-логизации. Мне это напоминает историю о Лао-цзы, каноничес­ком просветленном китайском философе, жившем в VI в. до Рож­дества Христова. Рассказывается, что мать носила Лао-цзы в чреве 62 года (по другим источникам — 72 или 81 год), что он ро­дился с белыми, как у старика, волосами, и потому народ называл его Лао-цзы, то есть старый мальчик. Как бы там ни было, Лао-цзы появился уже взрослым, я бы сказал, старым, уже в предель­ном осознании.

Концепция о холотропном сознании, на первый взгляд, вызы­вает такие же мысли в силу нашего интуитивного доверия процес­суально-линейному развитию систем.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных