Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Характеристики холотропного сознания




В соответствии с концепцией Ст. Грофа, холотропные состоя­ния характеризуются волнующими изменениями восприятия во всех чувственных сферах. Когда мы закрываем глаза, наше зри­тельное поле наполняется образами, почерпнутыми из нашей лич­ной истории или нашего личного и коллективного бессознательно­го. У нас могут быть видения и переживания, рисующие разнооб­разные виды животного и растительного царства, природы вообще или космоса. Наши переживания могут увлечь нас в царство архе-типических существ и мифологические области. Когда же мы от­крываем глаза, наше восприятие окружающего может становить­ся обманчиво преображенным живыми проекциями этого бессоз­нательного материала. Все это также может сопровождаться широким набором переживаний, задействующих и другие чувства: разнообразные звуки, запахи, вкусы и физические ощущения [30, 31, 34].

Гроф пишет, что эмоции, вызываемые холотропными состояни­ями, охватывают очень широкий спектр, как правило, простираю­щийся далеко за пределы нашего повседневного опыта и по своей природе, и по своей интенсивности. Они колеблются от чувств во-


сторженного вознесения, неземного блаженства и «покоя, превос­ходящего всякое понимание», до бездонного ужаса, смертельного страха, полной безысходности, снедающей вины и других видов невообразимых эмоциональных страданий. Крайние формы по­добных эмоциональных состояний соответствуют описаниям рай­ских или небесных сфер, или же картин ада, изображаемых в пи­саниях великих мировых религий [30, 31, 34].

Гроф считает, что особенно интересным аспектом холотропных состояний является их воздействие на процессы мышления. Рас­судок не поврежден, но он работает таким образом, который рази­тельно отличается от его повседневного способа действия. Мы, быть может, не всегда способны полагаться на наш здравый рассудок и в обыкновенных практических вещах, а тут оказываемся букваль­но переполнены замечательными и убедительными сведениями о множестве предметов. У нас могут появиться глубокие психологи­ческие прозрения относительно нашей личной истории, наших бессознательных движений, эмоциональных затруднений и меж­личностных проблем. Мы переживаем необыкновенные открове­ния относительно различных сторон природы и космоса, которые со значительным запасом превосходят нашу общеобразовательную и интеллектуальную подготовку. Однако, и это гораздо важнее, самые интересные прозрения, достигаемые в холотропных состо­яниях, вращаются вокруг философских, метафизических и духов­ных вопросов.

Более того, в соответствии с концепцией Грофа, мы можем пе­реживать последовательность психологической смерти и возрож­дения и широкий спектр трансперсональных явлений, таких как чувства единства с другими людьми, с природой, вселённой, с бо­гом. Обнаруживаем и то, что кажется памятью из других воплоще­ний, встречаемся с яркими архетипическими образами, общаемся с бесплотными существами и посещаем бесчисленные мифологи­ческие ландшафты. Холотропные переживания такого рода явля­ются основным источником существования космологических, ми­фологических, философских и религиозных систем, описывающих духовную природу и космоса, и всего существующего. Они пред­ставляют собою ключ к пониманию обрядовой и духовной жизни человечества, начиная с шаманизма и священных церемоний ту­земных племен и заканчивая большими мировыми религиями [56, 68, 73, 85, 135, 142, 209, 247].

Таким образом, даже минимальный обзор положений Грофа по­казывает глобализм этого подхода. Особым аргументом глобализ­ма является его анализ холотропных состояний сознания в исто­рии человечества.


Собственно, такой изначальный посыл, на мой взгляд, вполне заслуживает одобрения. Тем более, что этому подходу предшество­вала сорокалетняя экспериментальная работа с измененными со­стояниями сознания.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных