Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Интерперсональное бессознательное 4 страница





щадях, в священных рощах и у священных ручьев (Диане, Афроди­те, Геркулесу).

Алтарем мог быть священный огонь (храм Весты), место алтаря могут занимать лингам и йони (шиваистские храмы и левотантри-ческие культы).

У евреев в древности был обычай воздвигать алтари на возвыше­ниях двух видов: для сжигания жертвенных животных и для фими­ама и хлебных даров.

Что касается христианской традиции, то в православной цер­кви алтарем называется часть храма, предназначенная для свя­щеннослужителей и отделенная от средней части храма высоким иконостасом. В нем находится престол в виде равностороннего прямоугольника, с положенными на нем антиминсом, крестом, Евангелием. Под престолом или в антиминсе полагается часть святых мощей, в воспоминание древнехристианского обычая со­вершать литургию на гробницах мучеников в катакомбах. Пре­стол покрывается священными одеждами. В алтаре находится также жертвенник для совершения проскомидии. Алтарь означа­ет небо, где обитает Бог, а храм — землю. Самое важное место в алтаре — престол — особо освященный четырехугольный стол, ук­рашенный двумя материями: нижней — белою из полотна и верх­ней — из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники.

Алтарь отделяется от средней части храма особою перегород­кою, которая уставлена иконами и называется иконостасом.

В иконостасе имеются три двери, или трое врат. Средние врата, самые большие, помещаются в самой середине иконостаса и назы­ваются царскими вратами, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в Святых Дарах. Через царские врата никому не разрешается проходить, кроме священ­нослужителей. У царских врат со стороны алтаря висит завеса, ко­торая, смотря по ходу Богослужения, открывается или закрывается. Царские врата украшаются изображением на них икон: Благовеще­ния Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов, т. е. апостолов, написавших Евангелие: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Над царс­кими вратами помещается икона Тайной вечери.

Направо от царских врат всегда помещается икона Спасителя, а налево от царских врат — икона Божьей Матери.

Направо от иконы Спасителя находится южная дверь, а налево от иконы Божьей Матери находится северная дверь. На этих боко­вых дверях изображаются архангелы Михаил и Гавриил, или пер­вые диаконы Стефан и Филипп, или же первосвященник Аарон и


пророк Моисей. Боковые двери называются еще диаконскими вра­тами, так как через них чаще всего проходят диаконы.

Дальше, за боковыми дверями иконостаса, помещаются иконы особенно чтимых святых. Первой иконой справа от иконы Спаси­теля (не считая южной двери) должна быть всегда храмовая икона, то есть изображение того праздника или того святого, в честь кото­рого освящен храм.

На самом верху иконостаса помещается крест с изображением на нем распятого Господа нашего Иисуса Христа.

Если иконостасы устраиваются в несколько ярусов, т. е. рядов, тогда обычно во втором ярусе помещаются иконы двунадесятых праздников, в третьем — иконы апостолов, в четвертом — иконы пророков, на самом же верху всегда помещается крест.

Кроме иконостаса, иконы размещаются по стенам храма, в боль­ших киотах, т. е. в особых больших рамах, а также располагаются на аналоях, т. е. на особых высоких узких столиках с наклонной повер­хностью.

Некоторая часть алтаря находится перед иконостасом. Ее на­зывают солеёй (греч. «возвышение посреди храма»), а середину солеи — амвоном (греч. «восхожу»). С амвона священник произ­носит самые значительные слова при совершении службы. Амвон символически очень значим. Это и гора, с которой проповедовал Христос; и вифлеемская пещера, где он родился; и камень, с кото­рого ангел возвестил женам о вознесении Христа. По краям солеи у стен храма устраивают клиросы — места для певцов и чтецов. Само название клиросов происходит от названия певчих-священ­ников «клирошане», то есть певчие из священнослужителей, кли­ра (греч. «жребий, надел»). У самых клиросов обыкновенно ставят хоругви — иконы на материи, прикрепленные к длинным древкам в виде знамен. Их носят во время крестных ходов.

В лютеранских церквах находится алтарь, украшенный крес­том, цветами и свечками, в кальвинистских — только простой, снаб­женный крестом стол. В православной церкви алтарь с иконоста­сом имеют не только духовную, но и эстетическую, историческую и реальную материальную ценность. Так, в Свято-троицком собо­ре иконостас сделан из итальянского мрамора, а иконы — извест­ные работы Ван Дейка, Куверчино, Якимова, И.Х. Рубенса, Рафа­эля Менгса. Рака с мощами св. Александра Невского из серебра, на раке — покров с бриллиантами, пожертвованный императри­цей Екатериной II, с восточной стороны раки серебряная пира­мида с двумя ангелами, трофеи и воинские доспехи с древним оружием. На изготовление всех этих предметов употреблено до 87 пудов серебра.


Храмы не только по внешнему виду, но и по внутренней архитек­туре отличаются от всех других зданий — жилых, административ­ных или промышленных. Главное отличие трансперсоны матери­альной на макроуровне заключается в том, что любое сооружение имеет глубокий символизм и мифологическое, культурно-истори­ческое, мистическое, психодуховное насыщение.

Для примера рассмотрим православные храмы. Они в своем ос­новании устраиваются в виде креста. Это означает, что храм посвя­щен распятому на кресте Иисусу и что крестом Иисус Христос не только избавил человеческий род от власти темных сил, но и заклал свою жизнь ради искупления его грехов. То, что храм устраивается в виде продолговатого корабля, означает, что Церковь, подобно ко­раблю, по образу Ноевого ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном. Иногда храм устраивается в виде круга, что символизирует вечность Церкви Христовой. Если храм устроен в виде восьмиугольника, то это символ звезды, означаю­щей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

Как мы уже указывали выше, храм носит имя в память того или другого священного события или посвящается святому угоднику, например, Троицкий храм, Преображенский, Вознесенский, По­кровский, Михаило-Архангельский, Николаевский и т. д.

Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изоб­ражающим собою небо. Купол заканчивается вверху главою, на ко­торой ставится крест, во славу главы Церкви — Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав, тогда две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе; три главы — три лика Святой Троицы; пять глав — Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав — семь таинств и семь вселенских соборов, девять глав — девять чинов ангельских, тринадцать глав — Иисуса Христа и двенадцать апостолов, а иногда строят и большее количество глав, которые имеют сакральный смысл и мифологи­ческую символику.

Форма купола также имеет символический смысл. Шлемовид-ная форма напоминала о духе воинства, о духовной борьбе, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы. Форма луковицы — символ пла-, мени свечи, обращающий паству к словам Христа: «Вы — свет миру». Замысловатая форма и яркая раскраска куполов на храме говорит о красоте Небесного Иерусалима.

Даже цвет купола важен в символике храма. Золото — символ силы и небесной славы. Золотые купола у главных храмов и у хра­мов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам. Синие ку­пола со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, пото­му что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии. Тро-


ицкие храмы имеют зеленые купола, потому что зеленый — цвет Святого Духа. Храмы, посвященные святым, увенчаны также зе­леными или серебряными куполами.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится коло­кольня или звонница, то есть башня, на которой висят колокола. Колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верую­щих на молитву, к богослужению, равно и для того, чтобы возве­щать о важнейших частях совершаемой в храме службы. Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о Богослужении). Звон во все колокола, выражающий христианс­кую радость, по поводу торжественного праздника и т. п., называ­ется «трезвон». Звон колоколов по поводу печального события на­зывается «перезвон». Колокольный звон напоминает пастве о выш­нем, небесном мире.

В соответствии с мифологией, сам Господь дал людям еще в Вет­хом Завете через пророка Моисея указания, каким должен быть храм для богослужений. Новозаветный православный храм устроен по образцу ветхозаветного.

Как ветхозаветный храм (вначале — скиния) разделялся на три части: святое святых, святилище и двор; так и православный хрис­тианский храм делится на три части: алтарь, средняя часть храма и притвор.

Как святое святых тогда означало, так и теперь алтарь означа­ет — Царство Небесное. Если в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из них освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придель­ными или приделами.

Во времена Ветхого Завета в святая святых никто не мог вхо­дить. Только первосвященник — один раз в год и то лишь с кровью очистительной жертвы. Ведь Царство Небесное после грехопаде­ния было закрыто для человека. Первосвященник же был прообра­зом Христа, и это действие его знаменовало людям, что придет вре­мя, когда Христос через пролитие Своей крови, страданиями на кресте, откроет Царство Небесное для всех. Вот почему, когда Хри­стос умер на кресте, завеса в храме, закрывавшая святое святых, разорвалась надвое: с этого момента Христос открыл врата Цар­ства Небесного для всех, кто с верою приходит к Нему.

Православные храмы (как и все храмы других религий) строят­ся алтарем на восток — в сторону света, где восходит солнце: Гос­подь Иисус Христос есть для нас «восток», от Него воссиял нам вечный Божественный Свет. В церковных молитвах мы называем Иисуса Христа: «Солнце правды», «с высоты Востока», (т. е. «Вос­ток свыше»); «Восток имя Ему».


В православном храме святилищу соответствует средняя часть храма. Как мы уже указывали выше, в святилище ветхозаветного храма никто не имел право входить, кроме священников. В.право­славном храме стоят все верующие христиане, потому что теперь ни для кого не закрыто Царство Божие.

Двору ветхозаветного храма, где находился весь народ, соответ­ствует в православном храме притвор. Он теперь существенного значения не имеет. Раньше в притворе стояли оглашенные, которые готовились стать христианами. В настоящее время иногда тяжело согрешивших и отступивших от Церкви временно посылают стоять в притворе для исправления.

При входе в храм снаружи устраивается паперть — площадка, крыльцо.

Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным.

На мой взгляд, даже пространственная символика отражает три мира духовной традиции: людей не прошедших инициацию или от­вергнутых, инициированную в ритуалистику и базовые смыслы па­ству и посвященных во все таинства пастырей.

Храм любой традиции, его архитектура, внутреннее убранство, росписи — это огромное символическое, мифологическое про­странство, отражающее представление о мире с момента его со­творения, эволюцию человечества с наиболее важными события­ми, авторитетами и даже возможные (часто достаточно четкие и однозначные) перспективы развития человека и рода людского.

Для примера энциклопедии и онтологии мира опять рассмот­рим православный храм. В соответствии с пространственной сим­воликой верхняя его часть называется «небо», а нижняя — «зем­ля». Небо и земля составляют космос, устройство мира. Храм внут­ри расписывали и расписывают даже в XXI веке всюду, где только можно, даже в уголках, которые не видны глазу. В самом куполе, в наиболее высокой точке храма изображается Иисус Христос — Пантократор (Вседержитель). В левой руке Иисус держит книгу, правой — благословляет Вселенную.

При переходе от купола к основному объему храма образуются полусферические плоскости, на которых изображаются четыре евангелиста, несущие на землю небесную Благую Весть через Еван­гелия. Своды и арки соединяют небо и землю. На сводах изобра­жаются основные события евангельской истории, на арках — апо­столы, пророки, святые, те, кто помогает людям в их восшествии на небо. Стены храма расписываются сюжетами из Священной ис­тории: это Ветхий Завет, Новый Завет, а также Вселенские Собо­ры, жития святых — вплоть до истории государства и данной мест-


ности. Круг сюжетов на первый взгляд кажется ограниченным и повторяющимся, тем не менее ни один храм внутри не похож на другой — в каждом программа росписей оригинальная. В каждом православном храме присутствует вся история человечества, начи­ная с грехопадения Адама и Евы вплоть до современности — святых XX века. Кульминация мировой истории и вершина мироздания — Голгофа, место, где был распят Иисус Христос и совершилась жер­тва и победа над смертью в акте Воскресения. Все это сосредоточе­но в восточной части храма, там, где расположен алтарь.

Можно сказать, что все искусственные сооружения вокруг алта­ря — изображения, скульптуры, композиции являются продолже­нием духовной идеологии алтаря и «раскручивают» основные сю­жетные линии духовной традиции.

Метауровень трансперсоны материальной

Этот уровень проявлен монастырями, лаврами, храмовыми и другими архитектурными комплексами, которые целостно пере­дают культуру и содержание духовной традиции.

Одним из наиболее древних комплексов является Абу-Симбел — скала на западном берегу Нила, в которой высечены два знаме­нитых древнеегипетских храма, основанные Рамзесом II (1388 — 1322 гг. до н.э.). Один из этих храмов, самый большой, был воз­двигнут в честь самого царя Рамзеса, другой же — в честь его пер­вой жены, царицы Нофретари. В первом из них, отличающемся хорошо сохранившимися важными историческими изображения­ми и надписями, изображен царь, поклоняющийся самому себе, т.е. его божественный образ, коему поклоняется царь-человек. Окру­женный другими божествами, он выделяется в виде громадной фи­гуры, обращенной спиной к скале. У входа в храм, по бокам высече­ны в скале четыре колоссальные изображения сидящего царя, вы­шиною в 20 м. Впереди малого храма стоят шесть статуй, высеченных горельефом, а именно — на каждой стороне по два изображены царя и по одному царицы.

Классическим русскими образцами трансперсоны материаль­ной на метауровне являются Киево-Печерская и Троице-Сергиева лавры, а также Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге, ко­торая была основана в 1710 году на берегу реки Невы и Черной реч­ки, в воспоминание побед великого князя Александра Невского над шведами. В Лавре 12 церквей: Свято-Троицкий собор, Благовеще­ния Пресвятой Богородицы, святого Александра Невского, святого Сергия, церковь сошествия Святого Духа, святого Феодора и свято­го Николая Чудотворца, архангела Михаила, Крестовая в доме мит­рополита, праведного Лазаря на старом лазаревском кладбище, во


имя Богоматери всех скорбящих радости, святого Николая, Богома­тери Тихвинской на тихвинском кладбище.

Кроме церквей, до революции Александро-Невская лавра вклю­чала огромное количество сооружений обслуживающего характе­ра: покои митрополита, помещения для монашествующей братии, дома начальствующих лиц монастыря и викарных епископов, риз­ницу, библиотеку, помещения комитета духовной цензуры, большое количество каменных домов по Невскому проспекту и набережной Невы, около 100 каменных амбаров. В ризнице монастыря храни­лись драгоценные сосуды, кресты, Евангелия, иконы, старинные архиерейские облачения, антиминсы, княжеская шапка, даже трость и кровать Петра 1-го. Кроме земельных участков по реке Неве, в лавре имеются три кладбища: старое лазаревское, тихвинское и никольское.

В индуизме примером метауровня трансперсоны материальной является храмовый комплекс в Махабалипураме близ Мадраса.

Он был построен при царе Нарасим-хавармане I (640 — 674) из династии Паллавов, известном также под именем Махмалла. Этот архитектурный комплекс включает в себя центральный Прибреж­ный храм, пять маленьких скальных храмов-ратх, комплекс пе­щерных храмов и грандиозный наскальный рельеф «Нисхожде­ние Ганга», являющийся уникальным явлением мирового искус­ства. Прибрежный храм в Махабалипураме является центром святилища. Он представляет собой высокую рельефную башню-шикхару, пирамидальной формы, возвышающуюся на квадрат­ной платформе-цоколе с идущей вокруг галереей. Стены храма поддерживают статуи священного быка Нанди, посвященного богу Шиве. К главной башне примыкает вестибюль и небольшое промежуточное помещение, через которое можно попасть в боль­шой зал для церемоний, поддерживаемый могучей колоннадой. Мощеный двор храма окружает каменная ограда, на которой вос­седают священные быки Нанди. Маленькие храмы-ратхи назва­ны по именам эпических героев и богов: Арджуна-ратха, Дхарма-раджа-ратха, Бхима-ратха, Сахадева-ратха и Ганеша-ратха, по­священная слоноголовому богу Ганеше. Ратхи целиком высечены из монолитных скал с тщательностью, характерной для скульп­турных произведений. Высота самого большого из них не превы­шает 14 метров в высоту. Этот храмовый комлпекс представляет собой не только энциклопедию индийского зодчества, но и базо­вых мифов индуизма.

Буддийской реализацией мегауровня трансперсоны матери­альной является храм «Боробудур» или «храм тысячи Будд» на острове Ява.


Он воспроизводит легендарную гору Меру из древнеиндийской мифологии, ее огромную золотую вершину, на которой покоится все мироздание. Боробудур является третьим в мире по величине буд­дийским храмовым комплексом, уступая лишь Ангкору в Камбодже и бирманскому Шведагону. Если смотреть с высоты, то храмовый комплекс предстает в виде огромного геометрического знака и сак­ральной мандалы, отражающей структуру мироздания.

Но самым большим в мире религиозным комплексом и одновре­менно проявлением метауровня трансперсоны материальной явля­ется Карнакский храмовый комплекс в восточной части Фив, кото­рый строился непрерывно в течение двух тысяч лет — из поколения в поколение, от фараона к фараону и был главной святыней египет­ского государства на протяжении полутора тысяч лет.

Он состоит из трех больших частей, посвященных «владыке Фив» — солнечному Амону-Ра, его супруге, покровительнице цариц Мут и их сыну — лунному богу Хонсу.

Несмотря на религозную, этническую, расовую, государствен­ную или временную переменную, метауровень трансперсоны ма­териальной выполняет несколько базовых функций:

— является реализованным «градом духовности»;

— выполняет онтологическую функцию, объясняющую сущно­стную природу мира, его устройство;

— наполняет индивидуальное бытие экзистенциальными смыс­лами и нравственными ориентирами;

— задает эталон, образец, идеал человеческой жизни;

— является энциклопедией развития всего человечества, наибо­лее важных событий и авторитетов;

— является материализованной, предметно оформленной мифо­логией, задающей этические и эстетические идеалы;

— задает возможность анализа модели мира, мировоззрения, идеологии представителей духовной традиции.

Я медитировал и посещал все возможные храмы, начиная от при­родных мест силы шаманизма, язычества, зороастризма и заканчи­вая буддийскими, иудаистскими, христианскими, мусульманскими и даже бахаистскими святилищами.

По опыту могу сказать, что несмотря на различия во внешнем пространстве, все они открывают доступ к истинным духовным переживаниям, наполняющим жизнь глубинным, сакральным смыслом.

Они открывают путь к Богу.

Если ты готов встать на путь.

И глаза твои и душа твоя открыты.


Трансперсона социальная

В этом разделе мы хотим изложить наше понимание презента­ции духовного на уровне социальных статусов и ролей.

Для примера разберем христианскую духовную традицию и ее проявление в православной церкви, которая по о примеру ветхо­заветной церкви, где были первосвященник, священники и леви­ты, святые Апостолы, имеет три степени священства: епископов, священников и диаконов.

Все они называются священнослужителями, потому что через таинство инициации они получают в соответствии с христианской традицией благодать Святого Духа для священного служения цер; кви Христовой; совершать богослужения, учить людей христианс­кой вере, благочестию и управлять церковными делами (при ана­лизе мы использовали труд «Закон Божий» протоирея Серафима Слободского).

В зависимости от отношения к браку и образа жизни духовен­ство подразделяется на две категории — «белое» (женатое) и «чер­ное» (монашествующее). Диаконы и священники могут быть как женатыми (но только первым браком), так и монашествующими, а епископы — только монашествующими.

Епископы составляют высший чин в церкви. Они получают выс­шую степень благодати. Епископы называются еще архиереями, т. е. начальниками иереев, священников. Епископы могут совершать все таинства и все церковные службы. Это значит, что епископам принадлежит право не только совершать обычное богослужение, но и инициировать в священники, а также освящать миро и анти­минсы, что не дано священникам.

По степени священства все епископы между собою равны, но старейшие и наиболее заслуженные из епископов называются ар­хиепископами, столичные же епископы называются митрополи­тами, так как столица называется по-гречески митрополией. Епис­копы столиц — Иерусалима, Константинополя, Рима, Александ­рии, Антиохии, а с XVI века и русской столицы Москвы, называются патриархами.

В период с 1721 года по 1917 год Русская православная церковь управлялась Святейшим синодом. В 1917 году собравшимся в Мос­кве Священным собором был избран снова для управления Рус­ской православной церковью «Святейший патриарх Московский и всея России».

В помощь епископу иногда дается другой епископ, который в таком случае называется викарием, т. е. наместником.

Священники, а по-гречески иереи или пресвитеры, составляют второй священный чин после епископа. Священники могут совер-


шать с благословения епископа все таинства службы, кроме тех, которые положено совершать только епископу, т. е. кроме таинства священства и освящения миро и антиминсов.

Христианская община, подчиненная ведению священника, на­зывается его приходом.

Более достойным и заслуженным священникам дается звание протоиерея, т. е. главного иерея, или первенствующего священни­ка, а главному между ними — звание протопресвитера.

Если священник является в то же время монахом, то он называет­ся иеромонахом, т. е. священномонахом. Иеромонахам, по назначе­нию их настоятелями монастырей, а иногда и независимо от этого, как почетное отличие, дается звание игумена или более высокое зва­ние архимандрита. Особенно достойные из архимандритов избира­ются в епископы.

Диаконы составляют третий, низший священный чин. «Диакон» слово греческое и означает: служитель. Диаконы служат епископу или священнику при богослужении и совершении таинств, но сами совершать их не могут. Участие диакона в богослужении не обяза­тельно, а потому во многих церквах служба происходит без диакона.

Некоторые диаконы удостаиваются звания протодиакона, т. е. перводиакона.

Монах, получивший сан диакона, называется иеродиаконом, а старший иеродиакон — архидиаконом.

Иерархию духовенства можно представить! в виде таблицы:

 

Иерархическая степень «Белое» (женатое) духовенство «Черное» (монашест­вующее) духовенство
Диакон Диакон Протодиакон Иеродиакон Архидиакон
Священство Иерей (священник) Протоиерей Протопресвитер Иеромонах Игумен Архимандрит
Архйерейство   Епископ Архиепископ Митрополит Патриарх

Монашество имеет свою внутреннюю иерархию, состоящую из трех степеней (принадлежность к ним обычно не зависит от при­надлежности к той или иной собственно иерархической степени): иночество (рясофор), монашество (малая схима, малый ангельский


образ) и схима (великая схима, великий ангельский образ). Боль­шинство современных монашествующих принадлежит ко второй степени — к собственно монашеству, или малой схиме. Получить рукоположение в архиерейский сан могут только те монашеству­ющие, которые имеют именно эту степень. К названию сана мо­нашествующих, принявших великую схиму, прибавляется части­ца «схи» (например, «схиигумен» или «схимитрополит»). При­надлежность к той или иной степени монашества подразумевает различие уровня строгости монашеской жизни и выражается че­рез различия в монашеской одежде. При монашеском постриге приносятся три основных обета — безбрачия, послушания и не­стяжания, а также присваивается новое имя в знак начала новой жизни.

Кроме трех священных чинов, в церкви существуют еще низ­шие служебные должности: иподиаконы, псаломщики (дьячки) и пономари. Они, принадлежа к числу церковнослужителей, назна­чаются на свою должность не через таинство священства, а толь­ко по архиерейскому на то благословению.

Псаломщики имеют своей обязанностью читать и петь, как при богослужении в храме на клиросе, так и при совершении свя­щенником духовных треб в домах прихожан.

Пономари имеют своей обязанностью созывать верующих к бо­гослужению колокольным звоном, возжигать свечи в храме, пода­вать кадило, помогать псаломщикам в чтении и пении и так далее.

Иподиаконы участвуют только при архиерейском служении. Они облачают архиерея в священный одежды, держат светиль­ники (трикирий и дикирий) и подают их архиерею для благосло­вения ими молящихся.

Таким образом, при самом конспективном исследовании струк­туры трансперсоны социальной в православии, мы видим несколь­ко закономерностей, которые присущи всем социальным систе­мам:

— иерархичность, пирамидальная структура по отношению ко власти и подчинению;

— различный уровень допускаемости к наиболее важным со­бытиям духовной жизни;

— различные функциональные, ролевые обязанности;

— разный уровень жизни, досуга, доступа к материальным ценностям;

— различный уровень инициации к ценностям.

Мы можем как угодно дифференцировать уровни социальной иерархии в социальной трансперсоне. Они зависят о степени организации церкви, ордена или сангхьи.


Важно не это.

Важно, что в социальной презентации духовного мы можем вычленить всего три уровня посвящения в сакральные смыслы традиции.

Первый уровень — это паства, профанический уровень, кото­рый обслуживается церковью (неважно — христианской, буддий­ской, католической, мусульманской или какой-то еще). Важно, что это духовная социальная организация, которая питается энерги­ей паствы.

Второй уровень — монашество, носители традиции, идей, смыслов, психотехник и базовых состояний, крепости веры.

Третий уровень — апостолы традиции, обладатели высших со­стояний, просветленные, ретрансляторы традиции, сохраняющие и преумножающие духовное богатство.

Трансперсона духовная

Мы уже не раз останавливались на трансперсональном опыте в предыдущих главах нашей книги. Трансперсона духовная вклю­чает переживания, в которых чувство самотождественности вы­ходит за пределы индивидуальной, или личной, самости, охваты­вая человечество в целом, жизнь, Дух и космос.

Трансперсональные переживания мы обозначаем как надлич­ностные «простирающиеся за личное», «превосходящие персо­нальное». Мы считаем, что состояние личности, ее структура, опыт, мотивация, биографические комплексы если и не являются исходными, определяющими трансперсональные переживания, но достаточно сильно влияющими на их содержание.

Так же мы уверены, что для достижения надличностных со­стояний всегда требуется преодоление личностного уровня, хотя трансперсональные переживания сосуществуют наряду с пер­соной и рядом, подобно сосуществованию мира сновидений и мира бодрствования.

Трансперсона духовная это превосхождение границ тела, пер­соны, ограничений трехмерного пространства и линейного вре­мени.

Мы не будем подробно описывать эти переживания, так как они были объектом нескольких наших монографий («Изменен­ные состояния сознания: системный анализ», «Трансперсональ­ная психология: истоки, история, современное состояние» и др.)

Перечислим базовые феноменологические группы, которые мы идентифицируем как трансперсональные:






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных