ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Интерперсональное бессознательное 4 страницащадях, в священных рощах и у священных ручьев (Диане, Афродите, Геркулесу). Алтарем мог быть священный огонь (храм Весты), место алтаря могут занимать лингам и йони (шиваистские храмы и левотантри-ческие культы). У евреев в древности был обычай воздвигать алтари на возвышениях двух видов: для сжигания жертвенных животных и для фимиама и хлебных даров. Что касается христианской традиции, то в православной церкви алтарем называется часть храма, предназначенная для священнослужителей и отделенная от средней части храма высоким иконостасом. В нем находится престол в виде равностороннего прямоугольника, с положенными на нем антиминсом, крестом, Евангелием. Под престолом или в антиминсе полагается часть святых мощей, в воспоминание древнехристианского обычая совершать литургию на гробницах мучеников в катакомбах. Престол покрывается священными одеждами. В алтаре находится также жертвенник для совершения проскомидии. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю. Самое важное место в алтаре — престол — особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней — белою из полотна и верхней — из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники. Алтарь отделяется от средней части храма особою перегородкою, которая уставлена иконами и называется иконостасом. В иконостасе имеются три двери, или трое врат. Средние врата, самые большие, помещаются в самой середине иконостаса и называются царскими вратами, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в Святых Дарах. Через царские врата никому не разрешается проходить, кроме священнослужителей. У царских врат со стороны алтаря висит завеса, которая, смотря по ходу Богослужения, открывается или закрывается. Царские врата украшаются изображением на них икон: Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов, т. е. апостолов, написавших Евангелие: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Над царскими вратами помещается икона Тайной вечери. Направо от царских врат всегда помещается икона Спасителя, а налево от царских врат — икона Божьей Матери. Направо от иконы Спасителя находится южная дверь, а налево от иконы Божьей Матери находится северная дверь. На этих боковых дверях изображаются архангелы Михаил и Гавриил, или первые диаконы Стефан и Филипп, или же первосвященник Аарон и пророк Моисей. Боковые двери называются еще диаконскими вратами, так как через них чаще всего проходят диаконы. Дальше, за боковыми дверями иконостаса, помещаются иконы особенно чтимых святых. Первой иконой справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) должна быть всегда храмовая икона, то есть изображение того праздника или того святого, в честь которого освящен храм. На самом верху иконостаса помещается крест с изображением на нем распятого Господа нашего Иисуса Христа. Если иконостасы устраиваются в несколько ярусов, т. е. рядов, тогда обычно во втором ярусе помещаются иконы двунадесятых праздников, в третьем — иконы апостолов, в четвертом — иконы пророков, на самом же верху всегда помещается крест. Кроме иконостаса, иконы размещаются по стенам храма, в больших киотах, т. е. в особых больших рамах, а также располагаются на аналоях, т. е. на особых высоких узких столиках с наклонной поверхностью. Некоторая часть алтаря находится перед иконостасом. Ее называют солеёй (греч. «возвышение посреди храма»), а середину солеи — амвоном (греч. «восхожу»). С амвона священник произносит самые значительные слова при совершении службы. Амвон символически очень значим. Это и гора, с которой проповедовал Христос; и вифлеемская пещера, где он родился; и камень, с которого ангел возвестил женам о вознесении Христа. По краям солеи у стен храма устраивают клиросы — места для певцов и чтецов. Само название клиросов происходит от названия певчих-священников «клирошане», то есть певчие из священнослужителей, клира (греч. «жребий, надел»). У самых клиросов обыкновенно ставят хоругви — иконы на материи, прикрепленные к длинным древкам в виде знамен. Их носят во время крестных ходов. В лютеранских церквах находится алтарь, украшенный крестом, цветами и свечками, в кальвинистских — только простой, снабженный крестом стол. В православной церкви алтарь с иконостасом имеют не только духовную, но и эстетическую, историческую и реальную материальную ценность. Так, в Свято-троицком соборе иконостас сделан из итальянского мрамора, а иконы — известные работы Ван Дейка, Куверчино, Якимова, И.Х. Рубенса, Рафаэля Менгса. Рака с мощами св. Александра Невского из серебра, на раке — покров с бриллиантами, пожертвованный императрицей Екатериной II, с восточной стороны раки серебряная пирамида с двумя ангелами, трофеи и воинские доспехи с древним оружием. На изготовление всех этих предметов употреблено до 87 пудов серебра. Храмы не только по внешнему виду, но и по внутренней архитектуре отличаются от всех других зданий — жилых, административных или промышленных. Главное отличие трансперсоны материальной на макроуровне заключается в том, что любое сооружение имеет глубокий символизм и мифологическое, культурно-историческое, мистическое, психодуховное насыщение. Для примера рассмотрим православные храмы. Они в своем основании устраиваются в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому на кресте Иисусу и что крестом Иисус Христос не только избавил человеческий род от власти темных сил, но и заклал свою жизнь ради искупления его грехов. То, что храм устраивается в виде продолговатого корабля, означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноевого ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном. Иногда храм устраивается в виде круга, что символизирует вечность Церкви Христовой. Если храм устроен в виде восьмиугольника, то это символ звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире. Как мы уже указывали выше, храм носит имя в память того или другого священного события или посвящается святому угоднику, например, Троицкий храм, Преображенский, Вознесенский, Покровский, Михаило-Архангельский, Николаевский и т. д. Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собою небо. Купол заканчивается вверху главою, на которой ставится крест, во славу главы Церкви — Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав, тогда две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе; три главы — три лика Святой Троицы; пять глав — Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав — семь таинств и семь вселенских соборов, девять глав — девять чинов ангельских, тринадцать глав — Иисуса Христа и двенадцать апостолов, а иногда строят и большее количество глав, которые имеют сакральный смысл и мифологическую символику. Форма купола также имеет символический смысл. Шлемовид-ная форма напоминала о духе воинства, о духовной борьбе, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы. Форма луковицы — символ пла-, мени свечи, обращающий паству к словам Христа: «Вы — свет миру». Замысловатая форма и яркая раскраска куполов на храме говорит о красоте Небесного Иерусалима. Даже цвет купола важен в символике храма. Золото — символ силы и небесной славы. Золотые купола у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам. Синие купола со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии. Тро- ицкие храмы имеют зеленые купола, потому что зеленый — цвет Святого Духа. Храмы, посвященные святым, увенчаны также зелеными или серебряными куполами. Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница, то есть башня, на которой висят колокола. Колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, равно и для того, чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы. Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о Богослужении). Звон во все колокола, выражающий христианскую радость, по поводу торжественного праздника и т. п., называется «трезвон». Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон». Колокольный звон напоминает пастве о вышнем, небесном мире. В соответствии с мифологией, сам Господь дал людям еще в Ветхом Завете через пророка Моисея указания, каким должен быть храм для богослужений. Новозаветный православный храм устроен по образцу ветхозаветного. Как ветхозаветный храм (вначале — скиния) разделялся на три части: святое святых, святилище и двор; так и православный христианский храм делится на три части: алтарь, средняя часть храма и притвор. Как святое святых тогда означало, так и теперь алтарь означает — Царство Небесное. Если в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из них освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельными или приделами. Во времена Ветхого Завета в святая святых никто не мог входить. Только первосвященник — один раз в год и то лишь с кровью очистительной жертвы. Ведь Царство Небесное после грехопадения было закрыто для человека. Первосвященник же был прообразом Христа, и это действие его знаменовало людям, что придет время, когда Христос через пролитие Своей крови, страданиями на кресте, откроет Царство Небесное для всех. Вот почему, когда Христос умер на кресте, завеса в храме, закрывавшая святое святых, разорвалась надвое: с этого момента Христос открыл врата Царства Небесного для всех, кто с верою приходит к Нему. Православные храмы (как и все храмы других религий) строятся алтарем на восток — в сторону света, где восходит солнце: Господь Иисус Христос есть для нас «восток», от Него воссиял нам вечный Божественный Свет. В церковных молитвах мы называем Иисуса Христа: «Солнце правды», «с высоты Востока», (т. е. «Восток свыше»); «Восток имя Ему». В православном храме святилищу соответствует средняя часть храма. Как мы уже указывали выше, в святилище ветхозаветного храма никто не имел право входить, кроме священников. В.православном храме стоят все верующие христиане, потому что теперь ни для кого не закрыто Царство Божие. Двору ветхозаветного храма, где находился весь народ, соответствует в православном храме притвор. Он теперь существенного значения не имеет. Раньше в притворе стояли оглашенные, которые готовились стать христианами. В настоящее время иногда тяжело согрешивших и отступивших от Церкви временно посылают стоять в притворе для исправления. При входе в храм снаружи устраивается паперть — площадка, крыльцо. Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. На мой взгляд, даже пространственная символика отражает три мира духовной традиции: людей не прошедших инициацию или отвергнутых, инициированную в ритуалистику и базовые смыслы паству и посвященных во все таинства пастырей. Храм любой традиции, его архитектура, внутреннее убранство, росписи — это огромное символическое, мифологическое пространство, отражающее представление о мире с момента его сотворения, эволюцию человечества с наиболее важными событиями, авторитетами и даже возможные (часто достаточно четкие и однозначные) перспективы развития человека и рода людского. Для примера энциклопедии и онтологии мира опять рассмотрим православный храм. В соответствии с пространственной символикой верхняя его часть называется «небо», а нижняя — «земля». Небо и земля составляют космос, устройство мира. Храм внутри расписывали и расписывают даже в XXI веке всюду, где только можно, даже в уголках, которые не видны глазу. В самом куполе, в наиболее высокой точке храма изображается Иисус Христос — Пантократор (Вседержитель). В левой руке Иисус держит книгу, правой — благословляет Вселенную. При переходе от купола к основному объему храма образуются полусферические плоскости, на которых изображаются четыре евангелиста, несущие на землю небесную Благую Весть через Евангелия. Своды и арки соединяют небо и землю. На сводах изображаются основные события евангельской истории, на арках — апостолы, пророки, святые, те, кто помогает людям в их восшествии на небо. Стены храма расписываются сюжетами из Священной истории: это Ветхий Завет, Новый Завет, а также Вселенские Соборы, жития святых — вплоть до истории государства и данной мест- ности. Круг сюжетов на первый взгляд кажется ограниченным и повторяющимся, тем не менее ни один храм внутри не похож на другой — в каждом программа росписей оригинальная. В каждом православном храме присутствует вся история человечества, начиная с грехопадения Адама и Евы вплоть до современности — святых XX века. Кульминация мировой истории и вершина мироздания — Голгофа, место, где был распят Иисус Христос и совершилась жертва и победа над смертью в акте Воскресения. Все это сосредоточено в восточной части храма, там, где расположен алтарь. Можно сказать, что все искусственные сооружения вокруг алтаря — изображения, скульптуры, композиции являются продолжением духовной идеологии алтаря и «раскручивают» основные сюжетные линии духовной традиции. Метауровень трансперсоны материальной Этот уровень проявлен монастырями, лаврами, храмовыми и другими архитектурными комплексами, которые целостно передают культуру и содержание духовной традиции. Одним из наиболее древних комплексов является Абу-Симбел — скала на западном берегу Нила, в которой высечены два знаменитых древнеегипетских храма, основанные Рамзесом II (1388 — 1322 гг. до н.э.). Один из этих храмов, самый большой, был воздвигнут в честь самого царя Рамзеса, другой же — в честь его первой жены, царицы Нофретари. В первом из них, отличающемся хорошо сохранившимися важными историческими изображениями и надписями, изображен царь, поклоняющийся самому себе, т.е. его божественный образ, коему поклоняется царь-человек. Окруженный другими божествами, он выделяется в виде громадной фигуры, обращенной спиной к скале. У входа в храм, по бокам высечены в скале четыре колоссальные изображения сидящего царя, вышиною в 20 м. Впереди малого храма стоят шесть статуй, высеченных горельефом, а именно — на каждой стороне по два изображены царя и по одному царицы. Классическим русскими образцами трансперсоны материальной на метауровне являются Киево-Печерская и Троице-Сергиева лавры, а также Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге, которая была основана в 1710 году на берегу реки Невы и Черной речки, в воспоминание побед великого князя Александра Невского над шведами. В Лавре 12 церквей: Свято-Троицкий собор, Благовещения Пресвятой Богородицы, святого Александра Невского, святого Сергия, церковь сошествия Святого Духа, святого Феодора и святого Николая Чудотворца, архангела Михаила, Крестовая в доме митрополита, праведного Лазаря на старом лазаревском кладбище, во имя Богоматери всех скорбящих радости, святого Николая, Богоматери Тихвинской на тихвинском кладбище. Кроме церквей, до революции Александро-Невская лавра включала огромное количество сооружений обслуживающего характера: покои митрополита, помещения для монашествующей братии, дома начальствующих лиц монастыря и викарных епископов, ризницу, библиотеку, помещения комитета духовной цензуры, большое количество каменных домов по Невскому проспекту и набережной Невы, около 100 каменных амбаров. В ризнице монастыря хранились драгоценные сосуды, кресты, Евангелия, иконы, старинные архиерейские облачения, антиминсы, княжеская шапка, даже трость и кровать Петра 1-го. Кроме земельных участков по реке Неве, в лавре имеются три кладбища: старое лазаревское, тихвинское и никольское. В индуизме примером метауровня трансперсоны материальной является храмовый комплекс в Махабалипураме близ Мадраса. Он был построен при царе Нарасим-хавармане I (640 — 674) из династии Паллавов, известном также под именем Махмалла. Этот архитектурный комплекс включает в себя центральный Прибрежный храм, пять маленьких скальных храмов-ратх, комплекс пещерных храмов и грандиозный наскальный рельеф «Нисхождение Ганга», являющийся уникальным явлением мирового искусства. Прибрежный храм в Махабалипураме является центром святилища. Он представляет собой высокую рельефную башню-шикхару, пирамидальной формы, возвышающуюся на квадратной платформе-цоколе с идущей вокруг галереей. Стены храма поддерживают статуи священного быка Нанди, посвященного богу Шиве. К главной башне примыкает вестибюль и небольшое промежуточное помещение, через которое можно попасть в большой зал для церемоний, поддерживаемый могучей колоннадой. Мощеный двор храма окружает каменная ограда, на которой восседают священные быки Нанди. Маленькие храмы-ратхи названы по именам эпических героев и богов: Арджуна-ратха, Дхарма-раджа-ратха, Бхима-ратха, Сахадева-ратха и Ганеша-ратха, посвященная слоноголовому богу Ганеше. Ратхи целиком высечены из монолитных скал с тщательностью, характерной для скульптурных произведений. Высота самого большого из них не превышает 14 метров в высоту. Этот храмовый комлпекс представляет собой не только энциклопедию индийского зодчества, но и базовых мифов индуизма. Буддийской реализацией мегауровня трансперсоны материальной является храм «Боробудур» или «храм тысячи Будд» на острове Ява. Он воспроизводит легендарную гору Меру из древнеиндийской мифологии, ее огромную золотую вершину, на которой покоится все мироздание. Боробудур является третьим в мире по величине буддийским храмовым комплексом, уступая лишь Ангкору в Камбодже и бирманскому Шведагону. Если смотреть с высоты, то храмовый комплекс предстает в виде огромного геометрического знака и сакральной мандалы, отражающей структуру мироздания. Но самым большим в мире религиозным комплексом и одновременно проявлением метауровня трансперсоны материальной является Карнакский храмовый комплекс в восточной части Фив, который строился непрерывно в течение двух тысяч лет — из поколения в поколение, от фараона к фараону и был главной святыней египетского государства на протяжении полутора тысяч лет. Он состоит из трех больших частей, посвященных «владыке Фив» — солнечному Амону-Ра, его супруге, покровительнице цариц Мут и их сыну — лунному богу Хонсу. Несмотря на религозную, этническую, расовую, государственную или временную переменную, метауровень трансперсоны материальной выполняет несколько базовых функций: — является реализованным «градом духовности»; — выполняет онтологическую функцию, объясняющую сущностную природу мира, его устройство; — наполняет индивидуальное бытие экзистенциальными смыслами и нравственными ориентирами; — задает эталон, образец, идеал человеческой жизни; — является энциклопедией развития всего человечества, наиболее важных событий и авторитетов; — является материализованной, предметно оформленной мифологией, задающей этические и эстетические идеалы; — задает возможность анализа модели мира, мировоззрения, идеологии представителей духовной традиции. Я медитировал и посещал все возможные храмы, начиная от природных мест силы шаманизма, язычества, зороастризма и заканчивая буддийскими, иудаистскими, христианскими, мусульманскими и даже бахаистскими святилищами. По опыту могу сказать, что несмотря на различия во внешнем пространстве, все они открывают доступ к истинным духовным переживаниям, наполняющим жизнь глубинным, сакральным смыслом. Они открывают путь к Богу. Если ты готов встать на путь. И глаза твои и душа твоя открыты. Трансперсона социальная В этом разделе мы хотим изложить наше понимание презентации духовного на уровне социальных статусов и ролей. Для примера разберем христианскую духовную традицию и ее проявление в православной церкви, которая по о примеру ветхозаветной церкви, где были первосвященник, священники и левиты, святые Апостолы, имеет три степени священства: епископов, священников и диаконов. Все они называются священнослужителями, потому что через таинство инициации они получают в соответствии с христианской традицией благодать Святого Духа для священного служения цер; кви Христовой; совершать богослужения, учить людей христианской вере, благочестию и управлять церковными делами (при анализе мы использовали труд «Закон Божий» протоирея Серафима Слободского). В зависимости от отношения к браку и образа жизни духовенство подразделяется на две категории — «белое» (женатое) и «черное» (монашествующее). Диаконы и священники могут быть как женатыми (но только первым браком), так и монашествующими, а епископы — только монашествующими. Епископы составляют высший чин в церкви. Они получают высшую степень благодати. Епископы называются еще архиереями, т. е. начальниками иереев, священников. Епископы могут совершать все таинства и все церковные службы. Это значит, что епископам принадлежит право не только совершать обычное богослужение, но и инициировать в священники, а также освящать миро и антиминсы, что не дано священникам. По степени священства все епископы между собою равны, но старейшие и наиболее заслуженные из епископов называются архиепископами, столичные же епископы называются митрополитами, так как столица называется по-гречески митрополией. Епископы столиц — Иерусалима, Константинополя, Рима, Александрии, Антиохии, а с XVI века и русской столицы Москвы, называются патриархами. В период с 1721 года по 1917 год Русская православная церковь управлялась Святейшим синодом. В 1917 году собравшимся в Москве Священным собором был избран снова для управления Русской православной церковью «Святейший патриарх Московский и всея России». В помощь епископу иногда дается другой епископ, который в таком случае называется викарием, т. е. наместником. Священники, а по-гречески иереи или пресвитеры, составляют второй священный чин после епископа. Священники могут совер- шать с благословения епископа все таинства службы, кроме тех, которые положено совершать только епископу, т. е. кроме таинства священства и освящения миро и антиминсов. Христианская община, подчиненная ведению священника, называется его приходом. Более достойным и заслуженным священникам дается звание протоиерея, т. е. главного иерея, или первенствующего священника, а главному между ними — звание протопресвитера. Если священник является в то же время монахом, то он называется иеромонахом, т. е. священномонахом. Иеромонахам, по назначению их настоятелями монастырей, а иногда и независимо от этого, как почетное отличие, дается звание игумена или более высокое звание архимандрита. Особенно достойные из архимандритов избираются в епископы. Диаконы составляют третий, низший священный чин. «Диакон» слово греческое и означает: служитель. Диаконы служат епископу или священнику при богослужении и совершении таинств, но сами совершать их не могут. Участие диакона в богослужении не обязательно, а потому во многих церквах служба происходит без диакона. Некоторые диаконы удостаиваются звания протодиакона, т. е. перводиакона. Монах, получивший сан диакона, называется иеродиаконом, а старший иеродиакон — архидиаконом. Иерархию духовенства можно представить! в виде таблицы:
Монашество имеет свою внутреннюю иерархию, состоящую из трех степеней (принадлежность к ним обычно не зависит от принадлежности к той или иной собственно иерархической степени): иночество (рясофор), монашество (малая схима, малый ангельский образ) и схима (великая схима, великий ангельский образ). Большинство современных монашествующих принадлежит ко второй степени — к собственно монашеству, или малой схиме. Получить рукоположение в архиерейский сан могут только те монашествующие, которые имеют именно эту степень. К названию сана монашествующих, принявших великую схиму, прибавляется частица «схи» (например, «схиигумен» или «схимитрополит»). Принадлежность к той или иной степени монашества подразумевает различие уровня строгости монашеской жизни и выражается через различия в монашеской одежде. При монашеском постриге приносятся три основных обета — безбрачия, послушания и нестяжания, а также присваивается новое имя в знак начала новой жизни. Кроме трех священных чинов, в церкви существуют еще низшие служебные должности: иподиаконы, псаломщики (дьячки) и пономари. Они, принадлежа к числу церковнослужителей, назначаются на свою должность не через таинство священства, а только по архиерейскому на то благословению. Псаломщики имеют своей обязанностью читать и петь, как при богослужении в храме на клиросе, так и при совершении священником духовных треб в домах прихожан. Пономари имеют своей обязанностью созывать верующих к богослужению колокольным звоном, возжигать свечи в храме, подавать кадило, помогать псаломщикам в чтении и пении и так далее. Иподиаконы участвуют только при архиерейском служении. Они облачают архиерея в священный одежды, держат светильники (трикирий и дикирий) и подают их архиерею для благословения ими молящихся. Таким образом, при самом конспективном исследовании структуры трансперсоны социальной в православии, мы видим несколько закономерностей, которые присущи всем социальным системам: — иерархичность, пирамидальная структура по отношению ко власти и подчинению; — различный уровень допускаемости к наиболее важным событиям духовной жизни; — различные функциональные, ролевые обязанности; — разный уровень жизни, досуга, доступа к материальным ценностям; — различный уровень инициации к ценностям. Мы можем как угодно дифференцировать уровни социальной иерархии в социальной трансперсоне. Они зависят о степени организации церкви, ордена или сангхьи. Важно не это. Важно, что в социальной презентации духовного мы можем вычленить всего три уровня посвящения в сакральные смыслы традиции. Первый уровень — это паства, профанический уровень, который обслуживается церковью (неважно — христианской, буддийской, католической, мусульманской или какой-то еще). Важно, что это духовная социальная организация, которая питается энергией паствы. Второй уровень — монашество, носители традиции, идей, смыслов, психотехник и базовых состояний, крепости веры. Третий уровень — апостолы традиции, обладатели высших состояний, просветленные, ретрансляторы традиции, сохраняющие и преумножающие духовное богатство. Трансперсона духовная Мы уже не раз останавливались на трансперсональном опыте в предыдущих главах нашей книги. Трансперсона духовная включает переживания, в которых чувство самотождественности выходит за пределы индивидуальной, или личной, самости, охватывая человечество в целом, жизнь, Дух и космос. Трансперсональные переживания мы обозначаем как надличностные «простирающиеся за личное», «превосходящие персональное». Мы считаем, что состояние личности, ее структура, опыт, мотивация, биографические комплексы если и не являются исходными, определяющими трансперсональные переживания, но достаточно сильно влияющими на их содержание. Так же мы уверены, что для достижения надличностных состояний всегда требуется преодоление личностного уровня, хотя трансперсональные переживания сосуществуют наряду с персоной и рядом, подобно сосуществованию мира сновидений и мира бодрствования. Трансперсона духовная это превосхождение границ тела, персоны, ограничений трехмерного пространства и линейного времени. Мы не будем подробно описывать эти переживания, так как они были объектом нескольких наших монографий («Измененные состояния сознания: системный анализ», «Трансперсональная психология: истоки, история, современное состояние» и др.) Перечислим базовые феноменологические группы, которые мы идентифицируем как трансперсональные: Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|