Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






У Конституционного Суда своя роль в государстве




(БДГ. 2000, 1 февраля)

 

Какие из субъектов, имеющих право обращаться в КС, проявили наибольшую активность?

Высший Хозяйственный Суд и на основании статей 40, 122 Конституции — граждане. В Послании мы отвечаем и на этот вопрос.

 

Вы неоднократно отмечали, что Совмин и парламент не используют свое право обращаться в суд. Изменилось ли что-нибудь в 2000 году?

В 2000 году в области укрепления конституционной законности и совершенствования текущего законодательства мы весьма плодотворно сотрудничали с Правительством Республики Беларусь. Пожалуй только несколько застопорилось дело с пересмотром постановления Правительства по вопросу взимания платы за пользование жилыми помещениями и техническое обслуживание жилых помещений. Вопрос непростой, но мы надеемся, что он будет решен с учетом требований Конституции, закрепляющей правовой и социальный характер нашего государства. Что касается палат Парламента, то наше сотрудничество могло бы быть более полезным: ведь к депутатам обращается огромное число граждан и часто вполне обоснованно. При этом мы конечно же хотели бы уходить от рассмотрения чисто политических вопросов и сосредоточить свое внимание на тех проблемах, правильное разрешение которых позволило бы активно совершенствовать нашу правовую систему.

 

Не изменилась ли ваша точка зрения по поводу необходимости придания права инициировать рассмотрение дел в Конституционном суде гражданам и самому суду? Считаете ли вы это возможным в ближайшее время?

Нет не изменилась. Что касается инициирования дел самим Конституционным Судом (например, без обращения граждан), то отношусь к этому отрицательно. Решение вопроса об обращении граждан в Конституционный Суд возможно без корректировки Конституции.

 

По какому принципу КС отбирает для рассмотрения вопросы, поступающие от граждан? Почему суд не высказывает свою точку зрения об актах, имеющих громкий общественный резонанс. Например, о таких, как декрет президента № 40? Почему указы и декреты президента практически не попадают в поле зрения КС?

Среди актов Конституционного Суда действительно особое место занимают его заключения, принимаемые по инициативе шести субъектов, указанных в части четвертой статьи 116 Конституции. Однако Конституция состоит не только из этой одной статьи. Я бы предложил внимательно прочитать статьи 40, 59, 112, 122, 137 и другие. Принимая решения, мы выполняем возложенные на нас обязанности, обеспечиваем верховенство Конституции. У нас в 2000 году были предметом рассмотрения два Указа Президента Республики Беларусь. Что касается Декрета № 40, то с учетом того, что этот вопрос дебатируется в Палате представителей, я не буду его затрагивать.

 

Не считаете ли вы рекомендательные решения КС, которые выносятся в случаях, когда имеющие право на обращение в КС субъекты безмолвствуют, суррогатным продуктом деятельности суда по сравнению с его заключениями, исполнение которых обязательно? Ведь рекомендацию можно выполнять очень долго или вообще не выполнять...

Действительно, юридическая сила заключения заменяется при принятии решения силой аргументов. Если они правовые, а принятые за последние четыре года все решения я считаю таковыми, то в силу требований части первой статьи 137 Конституции эти решения тоже являются обязательными и в подавляющем числе случаев они исполняются.

 

Каковы недостатки белорусского законодательства, становится их меньше или больше? Может ли КС при его нынешних полномочиях быстро реагировать на их появление?

Никогда ни в одной стране в обозримом будущем не будет идеального законодательства. Недостатки будут, пока нормативные акты создаются не машинами, а людьми со своими симпатиями и антипатиями. Для того и создаются конституционные суды, чтобы споры разрешались не на улице, а в цивилизованных формах. У нас есть лица, которые по многим причинам очень ревностно относятся к деятельности Конституционного Суда, есть и чиновники, которые не прочь подать рассмотрение дела в Конституционном Суде как чуть ли не национальную трагедию.

 

В свое время вы высказывались о неконституционности института прописки, однако о его полной отмене речи не идет. Почему?

Мы приняли несколько решений, которые направлены на снятие ряда ограничений установленных законодательством (еще союзным) о прописке, в том числе о праве на куплю-продажу квартир (домов) гражданами Республики Беларусь, о реализации свободы трудового договора независимо от прописки и другие. Исполнение и защита прав граждан за органами управления и общими судами.

В заключение хотел бы отметить, что у Конституционного Суда нет и не должно быть своего аппарата для исполнения принятых им решений. Мы создаем для граждан правовые условия для обеспечения и защиты их прав и свобод, надлежащего выполнения своих обязанностей. У Конституционного Суда своя роль в государстве и мы стремимся придерживаться тех конституционных правил, которые ее (эту роль) определяют.

 


 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных