Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Что бы вы хотели пожелать гражданам Беларуси накануне Дня Конституции?




— Хотелось бы пожелать, чтобы наша Конституция стала тем документом, который является настольной книгой. Чтобы именно ею мы руководствовались, когда речь идет о наших с вами правах, свободах и обязанностях. Желаю, чтобы каждый гражданин Беларуси мог с уверенностью сказать, что все его права, предусмотренные Конституцией, безоговорочно обеспечиваются.

 

 


 

Конституция Беларуси и некоторые вопросы Союза с Россией

(Республика. 1997, 14 мая)

 

Анализ Договора о Союзе Беларуси и России, а также проекта Устава показывает, что эти важнейшие документы существенно продвигают наши две страны к более тесному межгосударственному образованию. Однако предлагаемый Союз далек от модели, скажем, СССР или иной формы федерации. И это вполне понятно: и Беларусь, и Российская Федерация - суверенные государства. Они сохраняют независимость, свои органы государственной власти, осуществляющие полномочия в рамках своих Конституций. Беларусь как суверенное государство обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику. Государственный суверенитет был юридически закреплен в современный период 25 августа 1991 года, когда Декларации о государственном суверенитете Беларуси был придан статус конституционного закона, а затем и в Конституции 1994 года. Ни один международный договор по Конституции Беларуси не может стоять выше Основного Закона. Поэтому Президент Беларуси А.Г.Лукашенко связан требованиями Конституции и действует в ее рамках, когда заявляет о недопустимости потери суверенитета в результате заключения международного договора.

Конституция Республики Беларусь допускает в принципе ее участие в межгосударственных образованиях. Об этом, в частности, говорится в статье 8, согласно которой Республика Беларусь в соответствии с нормами международного права может на добровольной основе может входить в межгосударственные образования и выходить из них. Однако не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции Беларуси. Более того, в нашем законодательстве предусмотрена возможность проверки Конституционным Судом международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь на соответствие Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь. Поэтому вполне допустимо внесение уполномоченными на то органами или лицами предложения о проверке конституционности любого подписанного международного договора.

В проекте Устава проводится идея о рекомендательном характере актов, принимаемых органами Союза. Интересно сравнить проект Устава с Декларацией о применении правовых актов Европейского сообщества. Основным условием сплочения и единства в процессе Европейского строительства является полное и точное включение в национальное законодательство адресованных ему директив. Существенное условие правильного функционирования Сообщества, как указано в Декларации, заключается в том, чтобы меры, предпринимаемые различными государствами-членами, обеспечивали применение законодательства Сообщества с такими же эффективностью и строгостью, с какими применяются их национальные законы. В этом видится реальность любого Союза. В наших условиях решить данную задачу непросто. Мне представляется, что при этом следует исходить по меньшей мере из двух условий: с одной стороны, нельзя подменять органы государственной власти каждой страны, а с другой, там, где это возможно, надо обеспечить прямое действие решений органов Союза. Это может выражаться в принятии согласованных решений главами государств в пределах их компетенции, определенной конституциями каждой из стран-участников договора. Сложнее, видимо, реализовать эту идею на парламентском уровне, т.к. парламент - орган коллегиальный и здесь не всегда мнение части депутаций, делегированных в Парламентское собрание Союза, может совпадать с позицией остальных членов парламентов наших стран. Следует найти механизмы, которые способствовали бы более строгому исполнению принятых решений вышеназванным представительным органом Союза. Видимо, придется больше уделять внимания в парламентах Беларуси и России выработке концепций будущих решений Парламентского собрания. Конституции Беларуси и России, естественно, не содержат указания на то, что Парламентское собрание Союза обладает правом законодательной инициативы в парламентах наших стран. Однако, думаю, не исключается право парламентов закрепить в своих Регламентах положение об обязательности рассмотрения решений органов Союза. При этом следует определить сроки и процедуру их рассмотрения.

На практике могут возникнуть вопросы о юридической оценке принимаемых органами Союза нормативных актов.

В Конституции Беларуси с марта 1994 года содержится положение о праве Конституционного Суда Беларуси давать заключения о соответствии нашему Основному Закону актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь. Тем самым здесь обеспечивается защита Конституции республики и ее верховенство.

В проекте Устава (ст.18) говорится о том, что решения органов Союза принимаются в пределах их компетенции и без ущерба конституционным принципам государств-участников. Однако более точно будет соответствовать сути договора указание в Уставе на необходимость соответствия принимаемых решений органами Союза не только конституционным принципам, но конституционным нормам, то есть всему Основному Закону страны.

Расплывчатым является положение ст.18 проекта Устава, согласно которому при необходимости органы государственной власти государств-участников приводят свои акты в соответствие с решениями органов Союза или издают акты, обеспечивающие реализацию этих решений. Неясно, кто же будет определять такую необходимость: Высший совет, Парламентское собрание либо орган государственной власти государства-участника и т.д. Следовало бы более четко сказать на этот счет.

Оцениваю как позитивные многие нормы проекта Устава, посвященные правовому статусу граждан Беларуси и России. Трудно возражать против таких прав, как свободное передвижение и постоянное проживание в пределах наших государств с соблюдением установленных правил; на дополнительную защиту на территории третьих стран; на владение, пользование и распоряжение имуществом на территории другого государства с учетом национального законодательства и др. Отмечу, что свою лепту в этом направлении внес и Конституционный Суд Беларуси, который 25 марта 1997 г. дал толкование своего заключения от 27 июня 1996 г. по вопросу о конституционности некоторых актов парламента и правительства о купле-продаже квартир (домов) в Республике Беларусь. Было разъяснено, что иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь и имеющие законный источник существования, пользуются наравне с гражданами Республики Беларусь правом приобретения в порядке купли-продажи квартир (домов) в Беларуси. При этом не исключается возможность установления международными договорами и законами Республики Беларусь особенностей приобретения ими квартир (домов) по договорам купли-продажи. Согласно белорусскому законодательству этим правом не обладают иностранные граждане и лица без гражданства, не имеющие постоянного места жительства. Однако, по мнению Суда, указанные лица вправе приобрести квартиры (дома) в Республике Беларусь в соответствии с международными договорами и установленной процедурой реализации норм международных договоров.

В целом думаю, что объективно в Союзе Беларуси и России заинтересованы все. Союз позволит укрепить не только экономику двух стран, но и будет способствовать более эффективной работе государственных структур, должностных лиц в области прав, свобод, конституционных обязанностей граждан. Мы должны работать во имя этих целей.

 

 


 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных