Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Можно ли завершить избирательный марафон?




(Вечерний Минск. 1991, 17 октября)

 

Времена, когда в течение одного дня избирались все депутаты Советов народных депутатов сверху донизу, бесповоротно прошли. И это прекрасно.

Вместе с тем нельзя признать нормальным положение, когда уже более полутора лет многие Советы, в том числе и Верховный, работают с меньшим числом депутатов, чем это предусмотрено Конституцией или иными законодательными актами. Избирательный марафон явно затянулся. Проведено уже шесть этапов повторных выборов. Неизбранными только по Минску остаются около ста депутатов городского и районных Советов, 11 депутатов республики. По данным Мингорсовета, на проведение повторных выборов использовано более миллиона рублей, примерно 11 тонн бумаги. К работе в избирательных комиссиях привлекается около трех тысяч человек.

Показательным в этом плане был и последний тур этой кампании: из 14 избирательных округов лишь в одном — Осиповичском городском — выборы состоялись (в них приняло участие более 54 процентов избирателей). На наш взгляд, необходим поиск правового решения сложившейся ситуации.

Конечно, следует признать, что на этот счет имеются различные точки зрения. Одни, скажем, предлагают выборы вообще прекратить, а Советам в течение оставшегося срока полномочий работать в том составе, в каком они к настоящему времени избраны. Теоретически это возможно, однако на практике вызовет ряд затруднений, прежде всего в плане представительства в Совете соответствующей части населения. Кроме того, потребуются изменения Конституции (Основного Закона) республики, что повлечет за собой пересмотр ряда других законодательных актов. Но самое главное: в выборах постоянно, принимает участие большое количество избирателей, которые, реализуя свое активное избирательное право, хотели бы иметь своего представителя в Совете. И лишать их этого права нет ни юридических, ни моральных оснований.

Руководство Минского городского Совета предлагает приостановить действие статей 57 и 54 избирательных заковав, которые предусматривают необходимость проведения повторных выборов. С точки зрения юридической техники это сделать несложно. Однако здесь возникают некоторые вопросы. Приостановить — значит лишь временно прекратить выборы, а не отказаться от них.

Есть принципиальные противники какого-либо изменения избирательных законов. Это объяснялось наряду с другими причинами и необходимостью во что бы то ни стало создать равные условия всем кандидатам для их избрания. С этим нельзя согласиться. И вот почему. Кандидаты, выдвигавшиеся в начале прошлого года и несколько позднее, и кандидаты «образца» 1991 года уже в силу изменившейся социально-экономической, политической обстановки находятся в разном положении. К сожалению, жизнь людей не улучшилась и по вине тех, кто шел первым. В основном по этой причине рейтинг депутатов, а значит и кандидатов в таковые упал. Апатия избирателей неизмеримо возросла. Вместе с тем было бы неправильно сводить дело только к этим причинам.

Если касаться правового аспекта, то основным камнем преткновения сейчас являются положения закона о том, что выборы считаются состоявшимися, если в них приняло участие половина и более избирателей, внесенных в списки, то есть 50 и более процентов таких граждан.

Избранным же считается кандидат в народные депутаты, получивший на выборах больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Таким образом, теоретически для избрания необходимо набрать 25 процентов голосов избирателей плюс один. Кстати говоря, в Верховном Совете Республики Беларусь работает много депутатов, получивших 26 — 28 процентов голосов избирателей. В этой связи, если нельзя принципиально менять Закон и считать избранным кандидата, получившего любое относительное большинство по отношению к своим соперникам, то следовало бы ориентироваться на эту, уже апробированную цифру голосов.

Думается, самым оптимальным будет закрепление в законах о выборах правила о том, что избранным считается кандидат, получивший более 25 процентов голосов. Если по округу шло несколько кандидатов, то избранным будет считаться тот, кто имеет большинство голосов (естественно, при соблюдении требования 25 процентов). Участие же в выборах не менее половины избирателей скорее формальное, искусственное в создавшейся ситуации требование. От него необходимо как можно скорее отказаться, чтобы не испытывать терпение людей. Ведь уже были ситуации, когда в округе, насчитывающем около 20 тысяч избирателей, за кандидата голосовали 6 тысяч человек. Но в то же время не пришло на участки еще 4 тысячи избирателей, хотя бы только для того, чтобы проголосовать против и чтобы выборы при этом считались состоявшимися.

На наш взгляд, подобное изменение Закона о выборах позволит придать избирательной кампании новый импульс, а значит, и скорее ее завершить с тем, чтобы Советы работали более эффективно. Да и сколько можно разбазаривать средства налогоплательщиков?

 

 


 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных