Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие и научные основы криминалистической диагностики




Диагностическими называют такие задачи, которые изучают свойства и состояние объекта с учетом происходивших в нем изменений, определяемых условиями и факторами криминальной ситуации.

С точки зрения практической деятельности криминалистическая диагностика представляет собой распознавание состояния объекта, познание события, явления, процесса. Так по следам ног можно не только идентифицировать человека, но и судить о направлении его движения, приблизительной скорости, о факте перетаскивания тяжести, о его физическом состоянии. По следам орудия взлома - о способе взлома, о навыках лица, о его физической силе и т.п.

В число диагностических задач входят:

1) установление механизма отдельных этапов (стадий) события;

2) установление пространственной структуры обстановки преступного события;

3) определение вещественной структуры обстановки преступного события;

4) установление временных характеристик преступного события;

5) определение свойств действующих объектов;

6) ретроспективное исследование причинно-следственных связей;

7) прогнозирование действия причинно-следственных связей;

8) установление механизма преступного события в целом;

9) установление соответствия ситуации, излагаемой участником процесса (обвиняемым, потерпевшим), истинному (или возможному) механизму события, отдельным его элементам или событию в целом;

10) установление криминогенных факторов, составляющих элементы причины и условия преступного события.

Из приведенного перечня видно, что при всем своем многообразии диагностические задачи касаются трех категорий свойств и условий: внутренних (свойства и состояние объекта); внешних, обстановочных (время, место функционирования объектов) и механизма возникновения и протекания процессов (взаимодействие объектов между собой и т.п.).

При наличии общей цели идентификации и диагностики - установление фактов, свидетельствующих о происшедшем событии преступления, имеется немало различий в сущности решаемых при этом задач. В случае идентификации это - установление индивидуальности объекта, при диагностике - определение конкретного ситуационного условия события. Иначе говоря, в отличие от идентификации, при диагностике основное внимание уделяют не факту наличия тех или других признаков (общих и частных) а установлению механизма образования следов и условиям их возникновения. Оба процесса тесно связаны между собой. Так определение условий следообразования всегда сопутствует отождествлению объекта по его следу-отображению. В свою очередь, при диагностическом установлении механизма следообразования всегда учитываются свойства и состояние следообразующего объекта. Однако это не означает, что решение задач обеих групп составляет единое, неделимое целое. Они могут чередоваться, решаться одна за другой, могут решаться и по отдельности.

Основой методик диагностических исследований являются зако­номерности механизма воздействия типичных ситуационных условий события на материальную среду и закономерности отображения этого воздействия в окружающем пространстве. При проведении диагностических исследований во всех случаях определяющим является знание о возникновении изучаемых условий, их функционировании, измене­нии, закономерностях их влияния на различного рода объекты.

Одной из основных закономерностей, на которые опирается кри­миналистическая диагностика является закономерноть повторяемости материальных процессов. Вследствие этого повторяющиеся события или действия приводят к повторяющимся стабильным отображениям их в окружающем пространстве. Это позволяет выявить данные, общие для всех аналогичных процессов, а также сведения о возможных отклонениях и причину этих отклонений.

Например, чтобы установить, не исполнена ли рукопись в необычной позе, нужно знать закономерности влияния позы на процесс письма, свойства почерка и их проявление при выполнении рукописи в необычной позе; чтобы установить последовательность выстрелов, необходимо располагать сведениями об изменении интенсивности и характера отложения продуктов выстрела в области входного отверстия по мере производства выстрелов и образования нагара в канале ствола.

Основными методами, применяемыми при диагностических иссле­дованиях являются: метод сравнения, метод аналогии, моделирование и эксперимент.

Метод сравнения используется для сопоставления исследуемой ситуации, изучаемой по отображениям, с типичной, известной по закономерностям повторяющихся событий.

С помощью приема аналогии выводят вероятное умозаключение, степень вероятности которого зависит от числа сходных признаков и от того, насколько они существенны.

Моделирование, в первую очередь мысленное, пронизывает весь процесс диагностирования т.к. диагностическое исследование явля­ется само по себе непрерывным процессом создания на основе изуча­емых следов мысленных моделей типичных ситуаций и выбора из них наиболее приближенной к диагностируемому объекту.

Эксперимент при диагностических исследованиях проводится с целью получения эталонной модели для сравнения или воссоздания условий ситуации, а также для проверки правильности имеющихся фактических данных. Примером в первом случае может служить проведение эксперимента для определения дистанции выстрела. Во втором - реконструкция дорожно-транспортного происшествия (для проверки угла столкновения, обзора с места водителя и др.)

Как и в теории криминалистической идентификации, объекты, участвующие в диагностических исследованиях подразделяются на диагностируемые и диагностирующие. К диагностируемым относятся состояние, свойство объекта, механизм происшествия. К диагностирующим - признаки, отражающие в материальном виде это состояние, свойство и механизм.

Процесс криминалистической диагностики можно разделить на несколько этапов.

На первом этапе исследователь определяет цель исследования, проводит предварительное изучение объектов и анализ диагностических признаков. На этом этапе, в частности определяется как информация о событии распределена по отражающим (диагностирующим) объектам, какой потенциал информации и о каких признаках ситуации несут информацию те или иные отображения. Особенно важной на этой стадии является оценка достоверности и достаточности информации для решения задачи. При сомнениях в надежности информации и при ее дефиците необходимо определить, из каких источников и с по­мощью каких средств она может быть уточнена, проверена, восполне­на. На основе этого анализа выдвигаются различные гипотезы о ре­конструируемом (диагностируемом) объекте.

На втором - сравнительном этапе сконструированная гипотеза сопоставляется с типичными ситуациями. Из сходных ситуаций должна быть выбрана одна, наиболее близкая к исследуемой (диагностируемой). Как бы ни было велико совпадение признаков, исследуемая си­туация всегда будет отличаться от выбранной типичной. Эти отличия должны быть объяснены, т.е. должны быть найдены причины имеющихся расхождений. Как правило, различия между типичной и диагностируемой ситуацией определяются конкретными особенностями последней.

В процессе сопоставления выдвинутая гипотеза корректируется, в результате чего конструируемая модель ситуации все более приближается к диагностируемой.

На заключительном этапе - этапе синтеза всех исследуемых сведений) проверяется соответствие смоделированной ситуации всем имеющимся фактическим данным и формулируются выводы.

В зависимости от целей и направленности исследования выводы могут описывать вероятный ход события в данных условиях; объяснять возникновение следов при определенных обстоятельствах; устанавливать реальное существование факта или причинную связь между фактами.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных