Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ДОРОГА К ХРАМУ... СВЕТА 21 страница




3. Работа настоящего Учителя — воистину работа творче­ская, не менее творческая, чем работа художников, композиторов и других деятелей искусства. Их, кстати, тоже не нужно контро­лировать, пристёгивать к определенной идеологии, как это было при лжесоциализме (термин И. Ефремова). Высококультурные истинные творцы не только сами могут творить Красоту, но они могут вести за собой народ на высоты Духа...

4. Так же, как понятие Человек является не названием вида, а высоким званием — чело + век = мудрость на века, — так и Учитель — это не название профессии, а высокое звание, кото­рое нужно заслужить всей своей жизнью, преданностью высоким светлым идеалам и любовью к детям. Не от правительства нужно получать звание «народный учитель», а от самих детей и их родителей после долгих десятилетий самоотверженного труда. Истинный Учитель не убоится никаких трудностей, ибо
имеет самое главное, что нужно детям — любовь к ним и ве­ликое терпение. Внешнее руководство нужно клеркам, творцам оно только мешает. Отмени аппарат насилия и клерки, случайно попавшие в сферу образования, сами разбегутся. Они не выдер­жат груз свободы и полной ответственности за самостоятельную работу с учениками.

5. Страшная беда нашего времени заключается в том, что практически все мы занимаемся не своим делом. Тюремно-палочная система образования не даёт человеку возможности познать себя, определить свою миссию. Вот мы и занимаемся случайными делами, занимая, вполне возможно, места других, имеющих призвание именно к этому делу. Я всегда недоумевал, зачем нужны сотни тысяч клерков, тучами закрывающих небо­ свод над детством? Что делают эти взрослые, конечно же, ум­ные дяди и тёти, коих в таком количестве наплодила система? Неужели они сами не видят уродливый конечный результат всей их псевдодеятельности? Уверен, что многие и внутри структур министерства образования прекрасно понимают, что нужны ра­дикальные реформы всей этой пирамиды, которые позволили бы резко снизить (лучше бы убрать совсем) давление на школу. Именно это давление, «обязаловка», принуждение и не позволя­ют воспитывать свободных и здоровых людей.

Если снять это насилие, то расцветут улыбками лица наших детей, радостно и свободно вздохнут истинные учителя, которым только и нужно было, чтобы исчезли надзиратели. Ответствен­ности такие люди не боятся. Если и нужны сфере образования какие-то структуры кроме Школ Нового типа, то я бы их на­звал Цитаделями Знаний. В этих творческих исследовательских структурах можно было бы собирать весь передовой опыт ре­альной работы с детьми, осмысливать его, создавать книги, жур­налы, видеофильмы, чтобы распространять этот передовой опыт для ознакомления с ним всех желающих. Для ознакомления, а не для жёсткого навязывания. Каждый учитель из этой копил­ки отечественного и планетарного опыта сможет взять то, что близко ему, что органично для его метода работы с детьми...

6. Истинные успехи в воспитании и образовании невозможны, если нравственный аспект воспитания не выйдет на первое место. Для этого каждый учитель не может не быть высоконравственным человеком — воином Света. Мысли, слова и дела учителя всегда должны быть в гармонии. Сама его жизнь будет являться примером и мощным стимулом для воспитания нравников от недреманного ока сотен тысяч надсмотрщиков, мы ни­когда не поймем, на что же способен Человек, зачем Природа дала ему такой удивительный мозг и такое совершенное тело. Человек — дитя Бога. Он есть отражение Вселенной. Если бы мы развивали самого Человека, а не технопротезы, то жизнь на нашей планете была бы совершенно иной, и мы, бездумно унич­тожающие удивительную биосферу, не повисли бы сегодня над страшной пропастью небытия

7. От количества нам давно пора переходить к качеству. Вос­питание должно помочь сформировать высоконравственную личность. Обучение должно позволить КАЖДОМУ ребенку раскрыть свой потенциал. Учителя, не оглядываясь на надзи­рателей, должны спокойно заложить крепкий фундамент, дать инструментарий самостоятельного познания. Это и есть главные задачи начального и среднего образования. Имея такой прочный фундамент, каждый построит на нём свой дом, добирая с помо­щью самообразования то, что необходимо именно ему.

Как бы мы ни украшали здание, если оно имеет негодный фундамент, то непременно рухнет. Без мощного морально-нравственного фундамента школа не имеет будущего, и такая школа тоже непременно рухнет, но похоронив под обломками миллионы искалеченных душ.

8. XXI век — век Образа. Невнимание к искусству лишило образовательный процесс образов. Поэтому и суммарный Образ Мира получается искажённым. Схоластические теории ученика­ми не усваиваются. Учителя и ученики при нынешней организа­ции учебного процесса только теряют бесценное время жизни. Образование должно обратиться лицом к величайшим сокро­вищам мировой культуры и непременно к своим национальным сокровищам. Традиционная отечественная культура имеет ог­ромное количество ветвей. Бережное отношение к этим ветвям укрепит «корневую систему», и тогда нас не унесёт ветром как перекати-поле. Пока же мы именно это растение и напоминаем. Непросветлённое сумеречное сознание неспособно открыть­ся навстречу Богу-Свету. В школах-тюрьмах происходит страш­ный в своей бессмысленности процесс. Детей начиняют какой-то жвачкой, но ребенок, сопротивляясь насилию, тут же отторгает насильно в него втиснутое. Запоминает ненадолго, чтобы «спихнуть» на экзаменах, и тут же забывает. Это похоже на массовое заболевание, но все с таким положением дел мирятся.

Нам нужно исцеление Культурой. Школа должна в полной мере использовать неисчерпаемый потенциал Культуры, вклю­чая разные её направления либо непосредственно в саму ткань учебного процесса, либо изучая их в рамках продлённого дня. В своей книге «Здравствуйте, дети» Ш. А. Амонашвили так гово­рит об этой проблеме: «Я мечтал, чтобы в группе продлённого дня дети занимались музыкой, балетом, рисованием, драматиза­цией, чтобы они научились самовыражению на разных языках искусства. Ведь, чтобы радоваться искусству, воспитываться искусством, надо, чтобы у человека все дверцы сердца и души были распахнуты настежь для его восприятия». Без радостного погружения в мир Культуры человек не сможет сохранить мно­гомерность сознания. А одномерные манкурты потеряют право называться людьми. Культура одухотворяет человека, поднима­ет его над обыденностью.

9. Укрепляя и развивая традиционные искусства, не нужно бояться и нововведений. Применение солнечного инструмен­тария, естественно поворачивающего людей лицом к природе, возвращающего человека в природу, поможет насытить учеб­ный процесс образами Реальности, привнесёт в школьную жизнь важнейший духовный вектор, которого она сегодня практически лишена. По моему глубокому убеждению, будущая модель об­разования невозможна без широкого применения искусства на всех этапах обучения детей, без освоения всех сокровищ миро­вой Культуры. От советского периода в жизни нашей страны осталось чудовищное правило финансирования Культуры по остаточному принципу. В новой «демократической» России си­туация стала ещё хуже. Жаль, что чиновники, не получившие в своё время должного воспитания и образования, совершенно не понимают насколько такой подход губителен для будущего страны...

10. Многолетний опыт создания аудиовизуальных композиций на высоком художественном уровне и демонстрации их школь­никам показывает не только большую эффективность процесса передачи знаний детям именно таким способом, но и безуслов­ную перспективность использования всего богатства, выра­ботанного мировой культурой и отражённого в произведениях искусства. Обучение должно быть процессом радостным и твор­ческим. «Творчество необходимо сегодня более чем когда-либо, и оно должно быть переориентировано на цели сохранения чело­вечества и всего живого на нашей планете».[64] Из школы должна выходить творческая личность с многогранными интересами и со своим выработанным за годы обучения отношением к Приро­де и к братьям нашим меньшим, которых нужно защищать, а не загонять в Красную книгу.

Это поможет воспитывать нравственных, добрых людей, глубоко понимающих природу и искренне сочувствующих всем обитателям земной биосферы. Остановить вакханалию тотального уничтожения природы, вернуть ей первозданную чистоту сможет только столь же чистый и целостный человек, руковод­ствующийся Высшими Едиными Законами Бытия. Человек нравственный ощущает свою личную ответственность за всё. Развить у детей чувство сопричастности всему живому, вырас­тить детей «в обнимку с природой», изучать природу, пройдя вместе с детьми сотни километров по родным заповедным угол­кам, — вот задача учителя, любящего и детей, и весь живой мир. И только на этом фоне возникнет естественное чувство особой любви к своей Родине, к своим родным местам, которые дети
исходили своими ногами, отсняли тысячи раз, зарисовали, воспе­ли в стихах и прозе. Тогда появится и нормальное чувство патри­отизма, которое без этой основы вырождается в отвратительный национализм, шовинизм, плодящий скинхедов и детей-убийц.

Соблюдение вышеперечисленных принципов помогло бы не только детям Нового сознания, но всем детям раскрыть их огромный потенциал. Нет задачи более важной сегодня для пе­дагогики, чем эта. В школе мы должны научить детей самому главному: бесконечно любить и беречь матушку-Землю, любить свою Родину, постигая при этом с огромным интересом и уважением культуру других народов. Если мы этому детей не научили, то школа своей задачи не выполнила. Просто начинить человека определённой суммой знаний опасно. В руках безнравственного человека полученные знания являются самым страшным оружием... Бросив всех школьников в океан Интернета, переселив их в киберпространство, мы можем вместо расцвета человека в эпоху ноосферы получить духовных калек, моральных уродов, посту­пающих подобно биороботам...

Быть или не быть человечеству? Быть или не быть Человеку? Вопросы не просто актуальные, а жизненно важные, и решать их нашей цивилизации нужно немедленно. Как? Универсального ответа нет. Каждый в меру своего духовного развития и в меру той ответственности, которую он способен в себе обнаружить, будет решать этот наиважнейший вопрос сам... Оглядываясь на почти сорокалетний опыт работы Оптического театра, а также на реальный опыт применения управляемой свето-звуковой сре­ды как инструмента преподавателя могу в заключение сказать следующее. Разрабатывая и внедряя солнечный инструментарий в разные сферы нашей жизни и, прежде всего, в сферу образова­ния, я руководствовался огромным желанием жить в гармонии с Природой, сочувствием и состраданием к детям (мы все — дети матушки-Земли). Не меньше сочувствовал я и учителям, шёл от их нужд и потребностей. Разрабатывая новый инструментарий, я не мог не учитывать, что и сама наша матушка-Земля в своем развитии тоже пришла к новому циклу, к смене эпох. Следова­тельно, и инструментарий должен быть особенным, учитыва­ющим эту важнейшую веху в развитии планеты и всего чело­вечества. Поэтому большое внимание обратил на целостность (континуальность) информационных потоков, излучаемых этим инструментарием, на чистоту этих потоков, на их соответствие Единым Законам Бытия...

Чтобы адекватно отвечать на вызовы времени, во главу угла всех своих экспериментов и всех демонстраций в Оптическом театре как прообразе Школы нового типа я ставил и ставлю не­сколько главных задач:

1. Учить детей и не калечить их при этом, как это делает обычная школа. Создать такие условия, чтобы человек радост­но и заинтересованно открывал для себя новые знания, новые миры, исцеляя при этом свою душу от негатива современного мира. Для этого и был создан солнечный инструментарий.

2. Учить, раскрывая удивительное совершенство божественного мира, пробуждая восторг перед его Красотой и Гармонией, воспитывая любовь к этому живому миру.

3. Учить, пробуждая в человеке чувство сострадания и ог­ромной ответственности за всю биосферу и ноосферу, за всю вселенную, являющуюся нашим истинным домом. Не забывать о том, что Земля — только колыбель человечества.

4. Помогать детям на этапе обучения и врастания в мир осоз­навать свою миссию, раскрывать свой истинный потенциал, вы­рабатывать присущий Человеку масштаб мышления. Он должен быть не просто государственным, а планетарным, космическим. Этого человеку сегодня катастрофически не хватает. Воспита­ние и образование только тогда будет выполнять свою роль, когда поможет ребёнку в полной мере раскрыть дремлющую в нём Природу, чтобы он стал Человеком, Богочеловеком, творчески участвующим в мистерии Жизни, в переходе всего человечества на иную, более высокую, ступень Бытия.

Уверен, что цели могут и должны быть именно такими — возвышенными и прекрасными. А учитель должен сметь ставить такие задачи и всей своей жизнью доказывать, что они выполни­мы, что они ему по плечу. Конкретная маленькая, достижимая цель не будет ни зовущей, ни ведущей. Только высокие цели на пределе возможностей, ещё лучше за гранью наших возможнос­тей, будут теми зовами из будущего, которые помогут создать на нашей планете нашими руками и сердцами столь долгожданную систему Света. Пришло время Выбора. И выбор сегодня за каж­дым живущим. Не от партий и президентов зависит наше буду­щее. Оно зависит от каждого из нас. Оно зависит от тебя.

 


[1] Капица П. Л. Некоторые принципы творческого воспитания и образо­вания современной молодёжи. // Эксперимент, теория, практика. М., Нау­ка, 1974, с. 159

[2] Никита Моисеев «Быть или не быть... человечеству?», Москва, 1999, с. 40.

[3] Там же, С. 42.

[4] Бердяев Н. А. Дух и машина, Судьба России. М., 1990, с. 219.

[5] Никита МОИСЕЕВ «Быть или не быть... человечеству?», Москва, 1999, с. 40.

 

[6] Джебран Халиль Джебран, «Избранное», Ленинград «Художествен­ная литература», 1986. с. 65.

[7] Джебран Халиль Джебран, «Избранное», Ленинград «Художествен­ная литература», 1986, с. 197-198.

[8] Дахов А. В., Щуров В. А. Апокалипсис технического объекта, Ниж­ний Новгород. 1992, с. 16-18.

[9] Скороходова О. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир, Педагогика, М, 1972, с. 415

[10] Там же, с. 23.

[11] Хорхе Анхель Ливрага, Делия Стейнберг Гусман, Сокровенный смысл жизни, Сборник. T.I, M., Культурный центр «Новый Акрополь», 2005, с. 24-25.

[12] Газета «Аргументы и факты», №42,2005.

[13] Дмитрий Морозов, «Техника безопасности для родителей детей ново­го времени», РИПОЛ КЛАССИК, М., 2007, с.141.

[14] Иллич Иван, «Освобождение от школ». Просвещение, М., 2006, с. 54.

[15] Иллич Иван, «Освобождение от школ», Просвещение, М., 2006, с. 61.

[16] Иллич Иван, «Освобождение от школ», Просвещение, М., 2006, с. 126.

[17] Шалва Амонашвили, «Истина школы», Изд. Международный Центр Гуманной педагогики.

[18] Иллич Иван, «Освобождение от школ», Просвещение, М., 2006, с. 107.

[19] Иллич Иван, «Освобождение от школ», Просвещение, М., 2006, с. 90.

[20] Иллич Иван, «Освобождение от школ», Просвещение, М., 2006, с. 95.

[21] Антуан де Сент-Экзюпери «Планета людей» в сб. «Цитадель», С-Пб., Изд. «Азбука-классика», с. 179-180.

[22] Иллич Иван, «Освобождение от школ», Просвещение, М., 2006, с. 124.

[23] Осознание духовных процессов. М., Издательство «КМК Лтд.», 2002. с. 27-28.

[24] Там же, с. 19.

[25] Шалва Амонашвили, «Истина школы», Изд. Международный Центр Гуманной Педагогики.

[26] Ли Кэрролл, Джен Тоубер Дети ИНДИГО, М.ЮОО Издательский дом «София», 2005, с. 27.

[27] Там же, 2005, с. 27-28.

[28] Ли Кэрролл, Джен Тоубер Дети ИНДИГО, М.ЮОО Издательский дом «София», 2005, с. 28-29.

[29] Ли Кэрролл, Джен Тоубер Дети ИНДИГО-2, М.: ООО Издательский дом «София», 2005, с. 54.

[30] Ли Кэрролл, Джен Тоубер Дети ИНДИГО, М.:ООО Издательский дом «София», 2005, с. 224.

[31] Ли Кэрролл, Джен Тоубер Дети ИНДИГО, М.ЮОО Издательский дом «София», 2005, с. 226.

[32] Ли Кэрролл, Джен Тоубер Дети ИНДИГО, М.: ООО Издательский дом «София», 2005, с. 27.

[33] Терменвокс — первый в мире электромузыкальный инструмент, со­зданный русским изобретателем Л. С. Терменом в 1920 году. В Оптическом театре находится инструмент, изготовленный самим Л. Терменом. Играют на нём, ни к чему не прикасаясь, а взаимодействуя с электромагнитным полем.

[34] Светоорган — инструмент для дистанционного управления всеми сол­нечными инструментами Оптического театра. Разработан мною в 1963 году.

[35] Школа радости. Повесть об учителе. Воронеж, Творческое объедине­ние «Альбом», 2006. с. 66.

[36] Заряна и Нина Некрасовы, Перестаньте детей воспитывать — помоги­те им расти, М.:ООО Издательский дом «София», 2006, с. 35.

[37] Там же. С, 33.

[38] В. Сухомлинский Антология гуманной педагогики. Издательский Дом Шалвы Амонашвили, М., 1997, с. 57.

[39] Дмитрий Морозов, Техника безопасности для родителей детей нового времени, РИПОЛ КЛАССИК. М., 2007, с. 86.

[40] Морозов Д.В. Воспитание в третьем измерении. Изд. «Китеж», с. 128.

[41] Симон Соловейчик, Педагогические максимы, Изд. Первое сентября.

[42] К.Леонтьев, Музыка и цвет, Изд. «ЗНАНИЕ», Москва, 1961, с. 54.

[43] К.Леонтьев, Музыка и цвет, Изд. «ЗНАНИЕ», Москва, 1961, с. 7.

[44] Gonzaque P.G. La musique des Yeux. St.Petersbourg, 1807.

[45] Луначарский А.В. Об изобразительном в искусстве, т. 1. М., «Совет­ский художник», 1967, с. 184.

[46] Брюсов В. Об искусстве, М., 1899, с. 21.

[47] Г. И. Гидони, «Искусство Света и Цвета», Издание автора, Ленинград, 1930, с.16.

[48] Там же, с. 16.

[49] Майкельсон А. Световые волны и их применение, СПб, 1912, с. 2.

[50] Этот первый свето-инструмент подробно описан в журнале «Техни­ка — молодёжи», № 4 за 1969 год и в вышедшей в 1987 году книге «Свето­музыкальные инструменты». Авторы Б. Галеев, С. Зорин, Р. Сайфуллин.

[51] Ё. Галеев, С. Зорин, Р. Сайфуллин «Светомузыкальные инструмен­ты», М., «Радио и связь», 1987.

[52] Газета «Миасский рабочий», №139 (15888) от 31 июля 2007 г., с. 3.

[53] С. Зорин Интегральное искусство и обучение (В сб. «Психолого-педагогические аспекты интенсификации учебной деятельности», М., МГУ), 1983.

[54] Поль Элюар «Письма к Гала», Москва, «Сварог и К», 1999, с. 176.

[55] С. Зорин Управляемая цветозвуковая среда в интенсивном обучении. В сб.«Методы интенсивного обучения иностранным языкам», М., МГПИИЯ, вып. 4,1977.

[56] Сегодня Л. А. Карпенко — зав. Лабораторией теории и истории пси­хологии Психологического Института РАО.

[57] С.Зорин Управляемая аудиовизуальная среда — инструмент препода­вателя, В сб. Тезисов Всесоюзной конференции «Функциональная свето­музыка на производстве, в медицине и в педагогике», Казань, 1988.

[58] С. Зорин Партитура светомузыкального произведения, В сб. «Всесо­юзная школа» по проблеме «Свет и музыка», Казань, 1979.

[59] Лесгафт Антология гуманной педагогики. Издательский Дом Шалвы Амонашвили, М., 2002., с. 99.

[60] Хорхе Луис Борхес, собрание сочинений, том четвертый, Издатель­ство «Амфора», 2005, с. 93.

[61] Н. П. Бехтерева «Магия мозга и лабиринты жизни», Издательство СОВА, М., С-П., 2007, с. 251.

[62] Ушинский (Антология гуманной педагогики). Издательский Дом Шалвы Амонашвили, М., 1998, с. 68.

[63] Бухтояров А. А., Степанов А. М. Третий Эон, 2006, с. 53.

[64] Н. П. Бехтерева «Магия мозга и лабиринты жизни», Издательство «Сова», М., С-П.,2007, с. 189.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных