Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сказка - один из видов повествовательной литературы, произведение в прозе или - реже - в стихах, в котором идет речь о вымышленных события, иногда фантастического характера.

СКАЗКА в начальной школе

Сказка - жанр эпоса. С. разнообразны; они бывают народны е (русские и других народов нашей страны и зарубежные) и авторские.

Сказка - один из видов повествовательной литературы, произведение в прозе или - реже - в стихах, в котором идет речь о вымышленных события, иногда фантастического характера.

В традициях русской методики не обсуждать с детьми аллегорический смысл сказки: «Пусть в сказке все говорит само за себя (В.Г. Белинский). Любая сказка воспринимается сказителем и слушателями как вымысел, даже если в ней обычные герои действуют в хорошо знакомой обстановке. Этот принцип народной сказки сформулировал А. Пушкин: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Дети без постороннего вмешательства улавливают идейную направленность сказки: добро побеждает зло. Уже после первичного восприятия учащиеся проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам.

Задача учителя при анализе сказок - помочь детям заметить формальные

признаки данного жанра.

В кумулятивной сказке - это нагромождение событий и героев, способ нанизывания одного события за другим, выстраивания звеньев в цепочке последовательных действий.

В волшебной сказке - это специфика структуры пространства, наличие двух миров и границы между ними, обязательный переход главным героем этой границы «туда» и «обратно», перерождение героя в конце сказки.

В новеллистической (бытово й) сказке - это резкая смена точки зрения, относительно которой ведется повествование. Поэтому при чтении кумулятивной сказки полезно схематично обозначить цепочку героев и связи событий, приведших к развязке сказки. При чтении волшебной сказки - дать детям задание начертить схему путешествия героя в иной мир и обратно. А при работе над бытовой сказкой удобно использовать пересказ с изменением лица рассказчика.

Аллегорический смысл сказок приоткроется ребенку в том случае, если он уяснит функцию формальных элементов и сумеет соотнести их с целостным восприятием текста, а не будет интерпретировать сказки, исходя из своих житейских установок. Очень важно научить детей отделять сюжет сказки от способа ее рассказывания, поэтому при анализе внимание концентрируется на формулах:

Н а ч а л а: Жили-были..., В некотором царстве, в некотором государстве …;

П р о д о л ж е н и я: Долго ли, коротко ли…, Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…;

К о н ц а: И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…, Вот вам сказка, а мне кринка масла.

 

Сказка народная – один их основных эпических жанров устного народного творчества. Главная задача сказок - рассказать о поступках и внутреннем мире героев, оценить их с точки зрения рассказчика, напомнить о том, что народ считает хорошим, а что плохим, что добром, а что - злом. Поэтому в сказках обязательно присутствуют два типа героев - злые и добрые. Герои-злодеи подвергают добрых героев испытаниям, подчас одерживают над ними временную победу, но, как правило, терпят поражение. Иногда

бывает и наоборот: например, в сказке про колобка лиса его съела.

 

Основные виды народных сказок – волшебные, сказки о животных и бытовые.

Широкое распространение получили сказки литературные (авторские). Писатели-сказочники часто используют народные сказочные мотивы или создают свои сказки.

Сказка бытовая - разновидность народных сказок.

Сюжет помогает раскрыть и испытать черты характера и свойства ума обычных героев: попа, солдата, мужика, бабы, царя, барина и др. Зло не страшное и не сильное, а смешное. Здесь тоже есть вымысел (но не столь фантастический, как в волшебной сказке). Герой бытовой сказки запросто может встретиться с царем, неправдоподобно легко обмануть глупого барина или жадного попа, варить кашу из топора… Речь рассказчика бытовой сказки проста, а речь героев представлена диалогом, в процессе которого проявляются ум и характеры героев.

Сказка волшебная. Действие происходит в реальном иволшебном мирах; герои могут быть как людьми, так и волшебными существами, наделенными необычными возможностями. Два типа героев – добрые и злые.

Добрые: герой-заступник непосредственно борется со злодеем, герой-страдалец незаслуженно терпит несчастье, а его спасает герой-заступник; герои-помощники приходят на подмогу и добрым и злым героям (например, серый волк, Сивка-бурка). Сюжет направлен на то, чтобы испытать внутренний мир героев; он подчинен схеме: приказ - испытание - награда

(соответственно завязка, кульминация, развязка). Зачины «Жили-были …», «В тридевятом царстве…», завершает С. формула концовки («Стали жить-поживать и добра наживать» или «Тут веселым пирком да за свадебку»). Присказка обычно не связана с событиями сказки и не совпадает с общей таинственной тональностью волшебной С., например: «Вот вам сказка, а мне бубликов связка…» или «Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец»(концевая присказка). Язык волшебной сказки особенный: постоянные эпитеты (добрый молодец, красна девица, дремучий лес, зыбучие пески, синее море, лазоревые цветы, шелковая трава и др.).

 

Сказка о животных. Герои: страдальцы, заступники и злодеи Кот, петух и лиса»). Методика работы над этими сказками мало отличается от методики чтения рассказов, урок строится по структуре комбинированного урока литературного чтения (см. лекцию.)

Методика работы со сказкой такая же, как и над рассказом.

Памятка для учащихся (вопросы для анализа):

 

1. Прочитай внимательно сказку, определи автора и вид.

2. Как ты думаешь, что в этой сказке вымышлено, а что взято из реальной жизни. Назови волшебные предметы, которые являются частью реальной жизни сейчас; подумай, чего мы не можем встретить в реальной жизни.

3. Что тебе в этой сказке понравилось больше всего. За какого героя ты больше всего переживал. Опиши чувства, которые ты переживал вместе с этим героем.

4. Какой момент сказки ты считаешь самым захватывающим?

5. Назови положительных и отрицательных героев. Перечисли основные черты характера этих героев, вспомни важные и значительные их поступки.

6. Какие пословицы могли бы передать основную мысль этой сказки? Одним предложением вырази основную мысль сказки самостоятельно.

7. Какие еще сказки тебе напомнила эта сказка своим замыслом, сюжетом или характером главных героев?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | СКАЗКА об отравленных яблоках


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных