Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 2. О духовной мудрости 6 страница




СХ. Видишь, что желающие научиться ис­кусству, наукам и мирской мудрости, поступа­ют в училища и обучаются у учителей искусных, слушают их наставления и внимают правилам, поступая по ним: иначе не могут научиться, если по наставлениям и правилам учителей не будут поступать. Так подобает христианам — ученикам Христовым — учиться у Христа, Ко­торый есть Ипостасная Божия Премудрость, «Который сделался для нас премудростью от Бога» (1Кор.1:30), если хотят духовной и небесной мудрости научиться, как Сам Он говорит: «На­учитесь от Меня» (Мф.11:29),— должны внимать святейшим и истиннейшим догматам Его, на­ставлениям и правилам Его, которые подаются нам во святом Евангелии Его, божественном и небесном училище. Святые догматы и правила Его учат нас истинному покаянию, вере, сми­рению, любви, терпению, кротости, и прочему. В этом и состоит христианская духовная муд­рость, которая пред миром презренна и умале­на, но пред Богом честна и возвеличена. Искусные учителя, преподавая правила наук, показывают и образ, как по правилам тем поступать; ибо правило само без наглядного образа и дела немного пользы приносит, и по­чти никакой. Желая научить учеников своих, учителя их и показывают на деле, чему правила учат, чтобы, взирая на правила и дело, лучше научились по правилам поступать. Так, хрис­тианин, и Христос, небесный и премудрый наш Учитель, сотворил. Не только догматы небес­ной Своей премудрости предложил нам, но и образ подал, как говорит: «Я дал вам пример, что­бы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин.13:15). Учил смирению, терпению, любви, кро­тости и прочим добродетелям — и благоволил Сам это делом показать, когда нас ради сми­рился даже до омовения ног ученикам (Ин 13:5); терпел и был «послушным даже до смерти, и смер­ти крестной» (Флп.2:8); возлюбил врагов и за них молился: «Отче! Прости им» (Лк.23:34); и так по­казал нам совершенный и живой образ богоугод­ного жития, в чем истинная есть мудрость. Этой премудрости подобает нам учиться у Учителя нашего Христа, если хотим быть уче­никами Его, то есть христианами. Ибо хрис­тианин есть не что иное, как ученик Христов. Поэтому в начале христианства христиане на­зывались учениками, как читаем в Деяниях Апостольских (Деян.6:1-2; 9:1; 11:26, 29 и проч.). Если учениками Христовыми называ­емся, то непременно должны мы у Него учить­ся — чему же? Тому, чему Он и словом и делом учит: иначе напрасно и учениками называем­ся, если не учимся. Ибо ученик у учителя сво­его учится тому, чему он учит. Смотри, христианин, учишься ли у Христа христианской мудрости, без которой всякая мудрость безумие есть? Учишься правильно и красиво говорить: но учишься ли у Христа пра­вильно и красиво жить? Учишься природу ве­щей познавать, землю размерять, звезды счи­тать: но учишься ли немощь твою и бедность естества своего познавать, краткость дней сво­их мерить и грехом растленное сердце свое очи­щать? Учишься по-французски, по-немецки, по-итальянски говорить: но учишься ли по-христиански жить? Когда нет того, то знай, что все твое старание суетно и мудрость твоя безу­мие есть, и никакой пользы тебе не принесет, и не сотворит тебя блаженным, хотя ею и утеша­ешься. Но может быть противишься Христу или учению Его святому, хотя и учеником Его на­зываешься? Какая польза от имени без самой вещи? Совсем никакой. Что имя христианс­кое без обучения христианского? Ибо образ без самой вещи не иное что, как прелесть и обман. Христос смирился ради тебя — смотри, не гордишься ли ты? Христос обнищал ради тебя — смотри, не ищешь ли ненасытно богатства мира сего, не хочешь ли прославиться на земле? Христос Себя ради тебя не пощадил — смот­ри, не жалеешь ли ты подать куска хлеба или одеяния ближнему своему? Христос за врагов Своих молился — смот­ри, не злишься ли на оскорбивших тебя и лю­бишь ли тех, которые тебя ничем не обидели? Христос заушен и оплеван был ради тебя — смотри, не мстишь ли ты кому за противное и укорительное слово? Христос скорбь и болезнь имел — смотри, не живешь ли в сладострастии? Христос терновый венец носил — смотри, не хочешь ли ты венчаться славой мира сего? Христос о наших грехах плакал — смотри, ты о своих плачешь ли? О, сколь далеко отстоишь от общества хри­стианского и Самого Христа, если не только не учишься у Христа, чему Он и словом и приме­ром Своим учит, но и противишься Ему! Не только тот противится Христу, кто про­тивно слову Его святому учит, но и тот, кто про­тивно учению Его, житию Его живет. Не учишь против слова Его — хорошо; но смотри, не по­ступаешь ли в жизни своей против Христа? Ибо Он не только небесным догматам учит нас, но и небесному и святому житию и во образ Себя в том подает нам. Итак, хотя и не учим против­но Ему, но не хотим по правилам Его и образу святого Его жития поступать — противимся Ему. Осмотрись, возлюбленный христианин, пока время не ушло, и воздыхай к Нему, чтобы Сам Он исправил сердце твое и наставил на путь Свой. Не смотри, что нынешний свет делает, но смотри, чему Христос учит и словом и делом, если не хочешь навечно заблудиться и погиб­нуть. Поверь, что день ото дня умаляются сы­новья царствия Божия и умножаются сыновья неприязненные; грех час от часу усиливается, и соблазн более и более умножается. Помни, что Христос в Евангелии всем говорит: «Я Свет миру; кто последует за Мною, тот не будет хо­дить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин.8:12). Отсюда, без сомнения, заключаем, что непременно во тьме ходят, хотя бы и мудрыми казались, те, которые не идут во след Христа, то есть не подражают Его смирению, любви, терпению и кротости. Ибо слово Христово не ложно, а истинно и, как сказано, так и есть, потому что Он Сам «есть истина» (Ин.14:6).

CXI. Видишь, что впавший в погрешность перед монархом и подлежащий по законам осуждению смертному, не имея никакой надеж­ды, прибегает к любезному другу монаршему, ходатайству которого себя вверяя, надеется и от монарха милость получить; а как надеется, так и получает милость от него через ходатая своего. Отсюда в получившем милость следует: 1) утешение и радость в сердце; благодарение и любовь к благодетелю своему; 2) надежда на благодетеля, такого сильного и милостивого; 3) страх, как бы не оскорбить и не прогне­вать его, и так бы милости его не лишиться. Примечай, возлюбленный христианин, что сыны века сего делают, когда хотят от времен­ной беды избавиться и временную милость у подобных себе людей получить. От этого случая учимся мы, христиане, что есть евангельская святая вера, которую имеют истинные христиане в Господа нашего Иисуса Христа. Мы все, то есть весь род человеческий, согрешили перед Царем нашим Богом, по Пи­санию: «все согрешили и лишены славы Божией, и так заграждаются всякие уста, и весь мир ста­новится виновен пред Богом» (Рим.3:23, 19). Так по закону правды Божией неизменной подле­жали все вечному осуждению и вечной казни за свою вину. Но благость Божия, все премудро устраи­вающая, изобрела нам путь спасения чудным образом. Сын Божий, благоволением Небес­ного Своего Отца, человеком ради людей стал, и смертью правде Божией вместо нас удовлет­ворил, и так между Богом праведным и нами, согрешившими, Ходатаем сделался. Если кто этому всесильному и милостивому Ходатаю себя вверяет, свое сердце Ему отдает и имя свое имеет написанным на небесах (Лк.10:20), тот от Бога милость получает, освобождается от грехов и казни, последующей грехам, означа­ется праведным так, как бы он никакого греха не сотворил: ибо оправданием Христовым, ко­торое Он для верующих во имя Его неповин­ною смертью и страданием заслужил, как цар­скою багряницею, одевается и так чистым, праведным и святым пред чистейшими Божиими очами бывает, как об этом богомудрый Павел в лице всех верных говорит: «Который (Христос) сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплени­ем» (1 Кор.1:30). Получает же христианин великую сию и непостижимую милость от Бога как дар, верой одной, без всяких заслуг своих, но ради одних заслуг Христовых. Ибо что согрешивший и праведно осужденный заслужить может, кро­ме гнева и проклятия? Отсюда в том, который так во Христа сердечно верует и такую милость Божию в сердце своем чувствует, последуют непременно: 1) Утешение и радость, ибо вера без того не бывает. Ибо как не утешаться и не радоваться тому, кто вечному гневу Божию и осуждению подлежал, но такую милость, как дар, получил от Него? 2) Благодарность и любовь сердечная. Ибо как не благодарить такого Благодетеля и не лю­бить Его за такую великую благость? 3) Смирение. Так как такой милости от Бога удостаивается не по своему достоинству, а по одной благости Его и заслугам милостивого Ходатая. 4) Страх Божий, чтобы Бога опять не про­гневать и так бы милости Его не лишиться. 5) Молитва, чтобы Бог в благодати Своей содержал его и благодатью Своею сохранял от греха, дьявола и прочего. 6) Высокое почтение к спасительному Христову смотрению, воплощению, страданию и смерти: ибо этим одним от великого бедствия избавился и великой милости Божией удосто­ился. 7) Несомненная надежда вечной жизни: «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но пре­дал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего» (Рим. 8:32)? Так с апостолом рассуждает и заключает верная душа: вдруг, мол, если согрешу, такую милость получив от Бога и без всяких заслуг оп­равдавшись, опять потеряю то оправдание? От­вечает такому апостол святой Иоанн: «А если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника; Он есть умилос­тивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1Ин.2:1-2). То есть: со­грешивший не должен отчаиваться, а тотчас обратиться и прибегнуть к милостивому Хода­таю Иисусу Христу, признать грех свой со сми­рением и просить у Него прощения и милости, чтобы опять принял в общество верных Сво­их. Ибо не истощились щедроты Его и каю­щимся и стучащим в двери милосердия Его от­крываются. Однако должно крайне беречься от греха: хотя и непостижимо велика для греш­ников Божия милость, — не станем согрешать против милости Божией, чтобы, вместо ми­лости, правосудие Его на себе не узнать. Без сомнения милостив Бог, но и праведен: и кто, уповая на милость Божию, не перестает гре­шить, тому опасаться надо, чтобы не испы­тать на себе праведного суда Его. Ибо «Бог по­ругаем не бывает» (Галл.6:7). Отсюда заключаем, что в ком нет плодов веры, то есть добрых дел, тем более в ком есть злые дела, бесстрашная и закону Божию про­тивная жизнь, в том нет истинной сердечной веры, а есть только устная, ложная и обман­ная, хотя бы проповедовал и учил вере. Такой верой, особенно в нынешнем веке, исполне­ны уста премногих христиан, которые устами исповедуют и проповедуют Бога, но в сердце безбожие имеют и «делами отрекаются» от Него (Тит.1:16).

СХП. Видишь образ распятого на древе крестном Христа. Сколько здесь для тебя, хри­стианин, назидания, сколько поучения в деле христианского благочестия. Для этого и пред­ставляет нам Святая Церковь страшное и спа­сительное это зрелище, чтобы на него взирая, верою взирали на Христа, нас ради распятого, вспоминали, чем мы были и чем силою рас­пятого Христа сделались. Представляет оно нам: 1) Неизменную Божию правду. Видим здесь, что правда Божия нарушиться не может, но тре­бует непременно, чтобы вечный и святой закон Божий сохранялся в целости и не был наруша­ем, или чтобы законопреступник достойно на­казан был. 2) Тяжесть греха и гнев Божий за грехи наши. Легко человек может согрешить, но через всю вечность в геенском огне очищать грех свой будет, если здесь покаянием и верой во Христа не очистится от него. Тяжек грех, ибо никто его отнять от нас не мог, кроме неповинного Хри­ста, Сына Божия. Неумолим гнев Божий за грехи, ибо для умилостивления Его потребно было умереть за нас Христу Сыну Божию, и так за нас правду Божию умиротворить, которую мы грехами нашими раздражили, — чего никто, кроме Него, сделать не мог. Отсюда, христиа­нин, учись познавать гнев Божий за грехи и так избегать греха, ибо видишь в образе распятия Христова и прочих Его спасительных страстей и слышишь из истории евангельской, как Хри­стос, Сын Божий, неповинный, ужасно мучим был за грехи наши. Если же в каком грехе находишься, поста­райся отстать от него, чтобы не подпасть веч­ному суду и гневу Божию и за все свои грехи в гееннском огне без всякого послабления не страдать. От ужасного страдания Христова по­знавай, сколь великий гнев Божий возгорится на нераскаянных грешников, которые такую Божию благодать презрели и не хотели каять­ся, перестать грешить и к Богу обратиться, — а особенно на тех, которые Бога исповедуют, за­кон Его слышат и волю ведают, но делами сво­ими отрекаются от Него. Не только слово изоб­разить, но и ум понять не может бедствия того, возлюбленный христианин! Неизреченная и непостижимая милость Божия явилась к нам в том, что Сына Своего Единородного ради спа­сения нашего не пощадил. Но милость эта в ужасный гнев обратится для тех, которые не хотели милости той принять и употребить во спасение: «Бог поругаем не бывает», — учит апос­тол. Христос Сын Божий и Бог во плоти Своей так поруган, осмеян, обесчещен, уязвлен и му­чим был за грехи наши, что и помыслить о том ужасно. Как же презревшие это великое дело смотрения Его, за свои грехи, которыми прав­ду Божию раздражили, мучимы будут в гееннс­ком огне! Милостив Бог, и везде в святом Писании милость Его проповедуется, но для кающихся и обращающихся от грехов к Нему. А некающие­ся правду Его и праведный Его гнев на себе не­пременно познают. И чем кто более грешит, тем более на себе узнает гнев Божий, по неложному учению апостола: «По упорству твоему и нерас­каянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его» (Рим.2:5-6). 3) Представляет нам это зрелище безмерную благость Божию и беспримерное Его к нам ми­лосердие: так как ради спасения нашего Сына Своего Единородного не пощадил, но на смерть предал Его. Поскольку сами мы, согрешив, не могли спастись, не могли раздраженную греха­ми нашими правду Божию никакой жертвой вознаградить, грехов наших очистить и оправ­даться, потому для совершения этого великого дела Сына Своего послал в мир, дабы мы бла­годатью Его от грехов наших очистились, ве­руя в Него, и так бы спасение получили, кото­рое в Адаме потеряли. «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16). Взирая на образ распятия Христова, хрис­тианин, помысли о непостижимой благости и человеколюбии Небесного Отца и от чистого сердца благодари Его за это великое Его о нас смотрение. Взирай верою и на распятого Хри­ста, воскресшего и сидящего справа от Отца, и проси от Него исцеления греховных язв, как некогда взирали израильтяне на вознесенную змею в пустыни и исцелялись от укусов змеи­ных. «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:14 и 15). Отсюда черпай утеше­ние печальному сердцу твоему, которое сове­стью и страхом сокрушено из-за множества грехов. Если Бог Сына Своего не пощадил ради нашего спасения, неужели нас, согре­шивших и кающихся, и просящих прощения, ради Него не пощадит и не помилует? Этим утверждай веру свою и без сомнения на ми­лость Божию надейся, если истинно, обратив­шись от грехов, каешься. 4) В распятом Христе видим, христиане, безмерную Божию премудрость: ибо там путь к спасению нашему изобрела, где, казалось, ни­какого не было спасения. Ибо непременно сле­довало человеку, согрешившему против Бога вечного, навечно казненным быть, по силе правды Божией. Но Божия премудрость изоб­рела такое средство, которым и правда Божия свое требование удовлетворила, и милосердие Его над согрешившим человеком исполнилось. Христос, Сын Божий безгрешный и Бог во пло­ти, за грешников пострадал и умер, и так раз­драженную правду Божию за них вознаградил, а так и грешникам к милосердию Божию дверь отворилась. Правда Божия этой святейшей жертвой удовольствовалась, и милосердие Его место возымело для спасения человеческого. Отныне человек согрешивший — благодатью Божией и милосердием Его спасается; и правда Божия неизменна пребывает. Так премудрос­тью Божией и правда Божия, и милосердие Его в страдании и распятии Христовом исполни­лись. Древом запрещенным клятва вселилась в нас (Быт.3), и древом Крестным мы искуплены от клятвы и получили благословение (Галл.3:13-14): «ранами Христовыми» мы все «исцелились» (1Петр 2:24) и смертью Его ожили; скорбью Его мы утешились и Его бесчестием славу получи­ли; страданием Его наше страдание отнялось, и смертью Его наша смерть умертвилась; Кро­вью Его наши долги загладились, и Его совер­шенной правдой мы оправдались. Так все воз­можно Всемогущему, премудрому и благому Богу нашему. Благословенный Господи, во все века, слава Тебе! 5) В этом спасительном изображении ви­дим, возлюбленный христианин, вольное Сына Божия ради нас послушание, смирение глубо­чайшее, превеликое терпение и кротость. Во­лею ради нас благоволил быть «послушным даже до смерти, смерти же крестной»; волею ради нас смирился Господь славы так, что большего сми­рения быть не может; волею ради нас претер­пел такое бесчестие и страдание, больше ко­торого не может быть; и не только претерпел, но и молился за врагов своих: «Отче! Прости им» (Лк.23:34). Все же это Он сотворил из люб­ви к Небесному Своему Отцу и к нам, подлым рабам Своим, чтобы Его, грехами нашими раз­драженного и огорченного, вольным своим страданием умилостивить и нас, раздраживших и огорчивших, в милость Его привести, правде Его за нас удовлетворить и нам милость зас­лужить, проклятие с нас снять и благословение нам подать. Так сделался Он Ходатаем между Богом разгневанным и нами, прогневавшими. От Его послушания, смирения, терпения и кро­тости должны и мы учиться усердному послу­шанию, смирению, терпению и кротости, если хотим не напрасно христианское имя носить и Христовыми быть (Галл.5:22-26).

СХШ. Видишь, что человек, потеряв золо­то, серебро, камень драгоценный или честь, — сокровище свое, которым утешался, ищет его со всяким старанием и желанием, чтобы опять найти потерянное. Примечай, что сыны века сего делают, когда хотят сокровища свои отыс­кать, которые с великим трудом ищут, с вели­ким попечением хранят, но не долго содержат и вскоре с неизреченной печалью оставляют, оставляя свет этот. Примечай, говорю, возлюб­ленный христианин, как люди временное, тленное и, по правде сказать, обманчивое со­кровище ищут, в котором сердце их пребывает. От этого случая и примера сынов века сего учиться мы, христиане, должны искать сокро­вища христианского, которое есть Бог со все­ми благами Своими. А где Его искать нам? В городе, или на поле, или в пустыне? Нет! Бог никаким местом не заключается, и ни от ка­кого места не отлучается, но везде есть. Где же Его искать? Христос говорит: «Вот, царствие Божие внутри вас» (Лк.17:21). А где царствие Божие, там и Бог со Своими благами. Как это неоценен­ное сокровище искать? Многие изобретают многие средства к тому. Мы да внимаем следующим: 1) Отречься от самолюбия, так как оно от Бога удаляет всякого. Через самолюбие и пра­родители наши от Бога отпали, когда заповеди Божией ослушались, воле своей последовали, и захотели чести, Богу одному подобающей, и так потеряли ту честь, которою от Бога высоко превознесены были. 2) Должно волю свою воле Божией покорить и Его святому и премудрому Промыслу отдать себя, да делает с нами, как изволит, и, каким хочет, нас путем ведет — гладким или неровным, веселым или печальным, — как поступает искусный лекарь с немощным, который на волю его отдается и так исцеляется. 3) Если хотим Бога искать, то не должны искать в мире сем чести, богатства и славы. Поскольку Бога искать и чести, или славы, или богатства мирского искать вместе невозможно. Ибо сердце человеческое раздвоенным быть не может, но или к созданию, или к Создателю только прилепляется; и когда к созданию при­лепляется, то отпадает от Создателя; а когда к Создателю пристает, то отлучается от создания. Как, хотя два глаза имеем, не можем смотреть вместе и на небо и на землю, и взад и вперед, — тем более, одно сердце имея, не можем и к Богу прилепляться и к созданию. Надо непременно или Бога оставить и искать создания или создание оставить и Бога искать; или к Богу на небо смотреть или к со­зданию на землю; или Бога пред собою иметь и смотреть на Него верою или отвратиться от Него и смотреть к созданию — одно из двух надо избрать и искать того. Верно слово Христово и истинно есть: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6:21). Кто честь мира сего, или славу, или богатство, или что иное от мира сего сокровищем своим считает, к тому и сердце свое прилагает, то замышляет, о том печется, стара­ется, думает, желает и ищет старательно. Кто Бога сокровищем своим единым имеет, тот все, что помимо Бога есть, позади оставив, к Нему одному сердцем, мыслью, старанием, попече­нием и желанием стремится, и хотя много пре­пятствий от мира, плоти и дьявола ему бывает, однако, по подобию огня, кверху всегда стре­мится и к желаемому своему сокровищу изо всех сил понуждает себя восходить и восходит. Ибо Духа удержать, остановить и отвратить никто и ничто не может. 4) Нет удобнейшего пути ко взысканию и обретению великого и высочайшего Бога, как истинное и сердечное смирение. Бог, будучи благ и милосерден, ничем так не преклоняется и ничто так не милует, как смиренное и сокру­шенное сердце. «Жертва Богу дух сокрушенный: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс.50:19). Об этом во многих местах Святого Писания свидетельствуется, что Бог смиренное сердце привлекает к себе Своею благодатью. От смирения же сердечного неотлучна бывает духовная нищета, то есть познание и призна­ние своего недостоинства, ничтожества, под­лости и окаянства во всяких вещах, телесных и духовных: ибо нищий духом всего себя недо­стойным признает за свое ничтожество. Так же неотлучно терпение истинное и кротость: ибо всякого злополучия достойным себя признает и злотворящим не мстит, считая себя того дос­тойным. К таковому смиренному сердцу Бог приходит и исполняет его Своею благодатью. 5) К этому средству принадлежит молитва усердная, которая не в одних словах и чтении молитв, но в «духе и истине» состоит (Ин.4:23). Поищем, любезный христианин, этого веч­ного и неоцененного сокровища со всяким на­шим усердием и старанием, чтобы здесь, в этом веке его отыскав, и в будущем его иметь без кон­ца. Если временное, скорогибнущее, обманчи­вое и бездушное сокровище люди так усердно ищут; насколько более Бога, Который есть Жизнь вечная, радость и веселье вечное, при­лежно и всяким образом искать должно. Если же будем искать Его, то найдем; если же оста­вим Его, то и Он оставит нас навсегда, как царь Давид Соломону, сыну своему, говорит: «Если бу­дешь искать Его, то найдешь Его, а если оставишь Его, Он оставит тебя навсегда» (1Пар.28:9). Только здесь Он ищется и находится ищущими Его, а по смерти уже нет никакого способа к тому. Кто здесь не найдет, тот вовеки останет­ся без Бога, без Которого, как Жизни и Ис­точника жизни, не что иное будет такому, как вечная пагуба и смерть.

CXIV. Видишь, что кто в дружбу с царем земным войти удостоится, все имеет, кроме ко­роны, скипетра и порфиры его; ибо все у него получает, что по воле его просит. Никто его, как друга царева, ни обидеть, ни озлобить и ни обесчестить не может, но, более того, всякий почитает его и ищет у него и через него у царя милости, как много таких примеров видим в истории. Разумей, что так, или даже несравнен­но блаженнее, бывает человек, который верой обретет Царя Небесного и в святейшее Его дру­жество войти удостоится. Такому будет Бог Бо­гом его, крепостью его, утверждением его, при­бежищем его, избавителем его, помощником его, защитником его и заступником его. И с Богом все его будет. Оставляет честь, славу, бо­гатство, утешение мира сего; но в Боге несрав­ненно лучшую честь, славу, богатство и утеше­ние верой обретает. Убегает от чести, славы, бо­гатства и роскоши; но за ним все превосходным образом следует так, как за идущим к солнцу тень следует. Причина же всего этого в том, что Бог есть начало и источник, от Которого все блага, ви­димые и невидимые, проистекают, и какое в созданиях ни содержится добро — от Бога произошло и в Боге превосходным образом имеется. Ибо никто не может подать того, чего сам не имеет, как философы истинно учат. Бог подает всем бытие, красоту, смысл, разум и про­чие блага — Сам же превосходным образом имеет их. Бог подает солнцу, луне, звездам и огню свет — Сам же в Себе превосходнейший есть Свет. Подает всем животным жизнь — и Сам есть превосходнейшая Жизнь. Насаждает в сердцах человеческих любовь — и Сам по пре­восходству в Себе имеет любовь. Так в Боге все сокровенно есть, что в созданиях по малейшей части рассеяно; и сокровенное в Нем превос­ходно и несравненно лучше и более. Так, по­скольку от солнца просвещается воздух, то в солнце самом — больший и превосходнейший есть свет. Поскольку огонь дает нам тепло — он в себе гораздо большее тепло имеет. Так и о про­чих естественных вещах разумей. Так в Боге все блага имеются, которые есть в созданиях. И так, кто Бога обретает, тот все блага с Богом и в Боге обретает превосходнейшим образом. Блаженно и прелюбезно сердце, в котором всех благ Сокровище пребывает! Весь свет ему со всем своим сокровищем, увеселением, ра­достью, утехой, славой и честью ничто: одним тем, что имеет внутри, довольствуется. Что в богатстве, чести, славе, утехе мирской тому, который всех благ Источник имеет внутри себя! На что ему искать утешения вне, когда внутри себя имеет Источник всякой утехи? Подобно это тому, как тот, кто, от источника живой воды напившись, оставляет ручейки от него проис­текающие. Кто, от солнца имея освящение, не требует от свечи света. Кто, всяких вещей до­вольствие и изобилие у себя имея, не имеет нужды просить подаяния. Кто, порфирой цар­ской одеваясь, не требует другого простого оде­яния. Кто, царскую славу имея, не ищет низ­шего чина славы. Кто, будучи здоров, не тре­бует помощи от лекарства. Так, кто Бога, всех благ Источника, имеет, какая ему нужда в про­чих мира сего благах? И поскольку Бога имеет, у Которого в руке весь свет, то и имеющему Бога все покоряется. Такой поистине «ничего не имеет, но всем обла­дает» (2 Кор.6:10). Не имеет богатства; но весь мир служит ему, как читаем в священной и цер­ковной истории о таковых, которые были до­мом и жилищем Божиим. И хотя «многие скорби праведным» (Пс.33:20), но «все любящим Бога со­действует ко благу» (Рим.8:28), ибо скорби их умножают им блаженство, а не отнимают. Ли­шаются внешнего имения; но внутреннего со­кровища их лишить никто не может. Помрача­ют славу их; но она, как свет в темном месте, еще больше сияет. Оскорбляют тело, но они душою радуются; бьют тело их, но они большим огнем любви и ревности по Богу воспламеня­ются, по подобию кремня, который, чем более сечется, тем большие испускает из себя искры. О, блаженное состояние такового сердца! Оно еще на земле чувствует небесной радости час­тицу. Это богатство и утешение подобает нам, христианам, искать, чего от нас ни самая смерть не отнимет, — а не искать мира сего сокрови­ща, которое, как только придет, так скоро и отойдет от нас.

CXV. Видишь, что, когда огонь коснется ладана или иного какого благоуханного порош­ка, тотчас курение дыма бывает и приятное бла­гоухание восходит. Так точно бывает, когда сер­дца человеческого коснется благодать Святого Духа: тогда пробуждается в таковом сердце воз­дыхание и молитва истинная, как благоухание, от огня возбужденное, и восходит в высоту к Небесному Отцу, и обретает у Него благодать и милость. Этот случай нас учит просить у Бога Духа Святого, чтобы Он возбуждал в сердцах наших истинную молитву, — «Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» (Рим.8:15).

CXVI. Видишь, что всякая созданная вещь добра и уделяет свою доброту желающим ею пользоваться. Солнце, луна, звезды, огонь име­ют свет и нам свет свой сообщают; вода прохла­дительна и утоляет нашу жажду; земля плодо­родна и подает нам хлеб и насыщает плоть нашу; звери, скоты, птицы и рыбы различную нам приносят пользу. И нет такой вещи во всем есте­стве, которая бы доброты в себе не имела и не подавала пользы. Отсюда заключаем, христиа­нин, что если создания добры и «добры весьма», по свидетельству святого Писания (Быт.1:31), — насколько более Сам Создатель. Ибо все созда­ния только следы благости Божией, которая в них является; и свидетели той благости, кото­рую безгласно нам свидетельствуют и пропове­дуют, да вкусим и видим, «сколь благ Господь» (Пс.33:9), Который сотворил блага эти. Ибо «небеса проповедуют славу Божию» (Пс.18:2), не гласом, но представлением и свидетельством о славном Творце своем, Который такие дивные и славные дела сотворил из ничего. Так вся тварь пропове­дует и доказывает благость Божию, благого Со­здателя своего, Который такие блага создал. Если дело благое — насколько больше Сам Де­лающий. Если воздух от солнца светел бывает — насколько больше само солнце светло; если мед вещи сладкими делает — насколько больше сам мед сладок для вкушающих его. Бесспорна эта истина для здравого разума. Если созданные вещи хороши, и «хороши весьма» — насколько больше Сам Создатель их. Отсюда следует, любезный христианин: 1) Создания нам, разумной твари, как перстом, указывают на Создателя и, как бы взяв за руку, ведут к познанию благости Божией, так точно, как ручьи к самому источнику живой воды; и подают нам случай вкусить и видеть, «как благ Господь». Как бы говорят нам: смотрите на нас, мы все добрыми Создателем сотворе­ны, мы все вам пользу приносим и подаем, — «вкусите и видите, коль благ Сам Господь», сотво­ривший нас! 2) Тем самым научают нас Его — Источни­ка благ — любить, Его одного искать, как су­щественного и вечного Блага, от Которого все благое происходит. 3) Тем самым, что благость Божию пропо­ведуют, отводят нас от себя, то есть от любви своей, и приводят к любви Божией; отвращают сердце наше от себя и привлекают к любви высочайшего Блага, от Которого сами начало и бытие свое восприняли. Подобно тому, как истекающие ручьи указывают на сам источник водный, чтобы из него самого пили воду, а не из ручьев. 4) Учат нас благодарить Бога за то, что Им созданными благами пользуемся, довольствуемся и теми жизнь нашу сохраняем: ибо без созданного и единой минуты жить не можем. 5) отсюда познаем, что мы сами по себе скудны, нищи, бедны и убоги: ибо все, что ни имеем, Божие есть добро, а не наше, как и сами не свои, а Божии. 6) Отсюда учимся познавать наше ничтожество, бедность и окаянство, и так смиряться. 7) Когда все чужое добро имеем, то есть Божие, а не наше, то должны мы с благослове­нием Божиим и молитвою всего касаться и все употреблять, чтобы не грешить против Созда­теля, создания Его употребляя без Его благо­словения. 8) Употреблять не для плотоугодия и рос­коши, но по необходимости: пищу ради укрепления немощной плоти, питье ради утоления жажды, одежды ради согревания и прикрытия наготы, и прочее. 9) Поскольку не свое добро имеем, а Божие, то, что ни имеем, по воле и велению Его должны уделять требующей братии нашей во славу Его — да будет слава одному Тому, от Которого всякое добро происходит. 10) Поскольку мы и сами не свои, а Божии, потому и жить не так должны, как мы хотим, но как Бог велит, и с прочими созданиями, Ему, как рабы Его, служить неослабно: ибо все создания Его служат Ему неотступно, так, как Он повелел и учредил. 11) Отсюда следует, что безответны те, ко­торые этих обязанностей не исполняют: сама совесть их и закон естественный осудит их в том.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных