Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Статья 3: О христианской должности к Богу. 2 страница




§ 312. Из вышеописанного видишь, хрис­тианин, что христиане, которые не оказывают Богу послушания, но по своей воле и прихотям живут, следуют ветхому Адаму, который, оста­вив Божию заповедь, послушал дьявольского совета и в так лишился Божией благодати, и подпал праведному Божиему гневу, проклятию и смерти. Так и христиане неисправные, сле­дуя ему, оставляют Божий заповеди, и, как Псаломник говорит, повергают слова Божии назад вспять (см. Пс.49:17), и слушают совета того же врага, и волю его злую в плотских своих похо-тях исполняют, и так показывают, что хотя они и крещены, но не имеют нового духовного рож­дения, а пребывают в ветхом, находятся вне числа истинных христиан, вне Церкви святой, и так находятся под гневом Божиим и клятве и вечному осуждению подлежат. А следовательно, Христос, имя Которого они исповедуют, никакой пользы им не прино­сит, по словам Христовым: «Не всякий, говоря­щий Мне: «Господи! Господи!» — войдет в царство небесное, но исполняющий волю Отца Моего Не­бесного» (Мф.7:21), — пока себя не исправят и не покаются. А когда обратятся и чистосердеч­но станут каяться, и покаяние свое плодами по­каяния засвидетельствуют, — снова Христос — их Христос будет со всеми Своими Божествен­ными заслугами. Напротив того, христиане, которые стара­ются послушание Богу оказывать, волю Божию и заповеди Его соблюдают, следуют Христу, Сыну Божиему, новому «безгрешному Адаму, и Господу с небес» (1Кор.15:47), Который совер­шенно исполнил волю Божию и закон Божий, Который «не сделал никакого греха, и не было лес­ти в устах Его» (1Петр 2:22), Который «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2:8). И этим показывают, что они истинные христиане, истинно во Христа веру­ют, истинно Христовы: «которые распяли плоть со страстями и похотями» (Гал.5:24), истинно «рождены от Бога и знают Бога» (1 Ин 4:7; 5:1), и в Бога веруют, и находятся у Бога в милости и благодати. Итак, видишь, что как от истинного послу­шания познается истинный христианин, так от непослушания познается ложный христианин Ибо где истинное послушание к Богу, там и истинная вера в Бога, которая человека делает послушным Богу, а где нет истинного послуша­ния, там нет веры истинной, но притворная. Ибо истинная вера не может быть без послу­шания, как видели мы в Аврааме, который в пример отца верным положен. Смотри об этом места Святого Писания: «Если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы. А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слы­шал от Бога: Авраам этого не делал», — говорит Христос иудеям (Ин 8:39—40). «Вы не из овец Моих, как Я сказал вам. Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною» (Ин 10:26—27). «О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение — с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом, и прочее. Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем об­щение с Ним, а ходим во тьме, (то есть в грехов­ной тьме), то мы лжем и не поступаем по исти­не; если же ходим во свете, подобно как Он во све­те, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого гре­ха», — говорит святой Иоанн с прочими апосто­лами, братией своей, всем верным (1 Ин 1:3—7). «А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: «Я познал Его», — но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» (1 Ин 2:3—4). «Если вы знаете, что Он Праведник, знайте и то, что вся­кий, делающий правду, рожден от Него» (1Ин.2:29). «Возлюбленные! Мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он Чист» (1Ин 3:2-3). «Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его» (1 Ин 3:6). И еще: «Кто делает грех, тот от дья­вола, потому что сначала дьявол согрешил» (1 Ин 3:8). И еще: «Всякий, рожденный от Бога, не де­лает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рож­ден от Бога. Так узнаются дети Божии и дети дьявола», и прочее (1 Ин 9:10 и след. См. еще: 4:7-8; 5:18; Иак. 2:18 и пр.; Ин 8:34,44; 15:2; Гал.5:24 и пр.). Внимай этому и рассуждай, христианин! Свойство веры есть Бога своим Богом, Госпо­дом и Царем признавать, исповедовать и назы­вать, как читаем в книгах пророческих, апос­тольских и Святых Отцов и учителей церков­ных, то же видим и в церковных песнях. Поэтому, если ты веруешь, что Бог — твой Бог, Господь, Царь и Избавитель, то должно тебе веру свою от дел своих показать, должно тебе Богу, Господу, Царю и Избавителю послушание и повиновение оказывать. Ибо какой раб гос­подина своего и подданный царя своего не слушает? Рабу какого-либо господина призна­вать его за своего господина и не слушать, и называться рабом этого господина и ему не служить, — уму непостижимо, и это дело не­возможное. Так и Бога признавать от сердца за своего Бога, Господа и Царя, но Ему не оказы­вать должного послушания, — невозможно. Из этого следует, что если кто повиновения и по­слушания Богу не оказывает, это есть признак того, что Он для него не Господь и Бог, и пото­му веры в Него истинной не имеет, хотя устами и исповедует Его. Ибо не едиными устами ис­поведовать, но и сердцем веровать в Бога — истинная и спасительная вера, как пишется: «сердцем веруют к праведности, а устами испо­ведуют ко спасению» (Рим 10:10).

Глава 2: О прославлении имени Божия

«Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославля­ли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16).

«Едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию» (1Кор.10:31).

«Воздайте Господу славу и честь, воздайте Господу славу имени Его» (Пс.28:1-2).

§ 313. Имя Божие само в себе как свято, так и славно и препрославлено, и потому от нас не требует прославления. И как солнце, хвалят его или хулят, всегда светло само в себе пребывает и лучи света своего во всю поднебесную испуска­ет, так и имя Божие, славится ли, или хулится человеками, — всегда равно, всегда славно, свя­то и страшно пребывает, и лучи славы своей из­дает. Издает в созданиях, ибо «небеса проповеду­ют славу Божию» (Пс.18:2), и «вся земля полна сла­вы Его» (Ис.6:3). Издает в дивных и страшных делах Его, преславных чудесах Его. И потому слава имени Его как от хуления человеческого не умаляется, так и от прославления не умно­жается. Ибо слава имени Божия вечна, бесконечна и неизменна, как и Сам Бог, и потому ни умно­житься, ни умалиться в себе не может. Но наш христианский долг требует, чтобы мы как сами в себе славили его, так и пресекали то, чем оно хулится, и хулящим, насколько можем, заграж­дали уста. Ибо добрый сын о славе отца своего, и верный раб о славе господина своего, всегда и везде печется, и пресекает то, чем слава и честь их помрачается. Тем более христианам, как сынам и рабам Божиим, о славе Отца Не­бесного и Господа своего заботиться и ревно­вать должно, как Сам Господь говорит: «Сын про­славляет отца, и раб господина своего боится. И если Я Отец, то где прославление Мое? И если Я Господь, то где страх предо Мной» (Мал 1:6)?

§ 314. Великое имя Божие заключает в себе Божественные Его свойства, никакой твари не сообщаемые, но Ему единому принадлежащие, как-то: единосущие, присносущие, всемогущество, благость, премудрость, вездесущие, все­ведение, правда, святость, истина, духовное существо, и прочие. Эти собственные свойства открывает нам Святой Дух в Своем Слове, и по-разному изображает их ради просвещения на­шего и прославления имени Божия. Истинное и действительное познание Божиих свойств (сколько можно человеку в этом веке познать), и, так сказать, вкушение, по пророческому уче­нию, как говорит: «Вкусите и видите, как Благ Господь» (Пс.33:9), соделывает в человеке про­свещение и изменение, и так к прославлению имени Божиего приводит. От познания единосущного Божества сле­дует, что мы будем единого Бога знать и почи­тать, и кроме Него никаких других богов не признавать и не почитать, как Сам говорит: «Я Господь Бог твой, да не будет у тебя иных богов, кроме Меня» (Исх.20:2—3), и еще: «Слушай, Изра­иль! Господь Бог наш, Господь един есть» (Втор.6:4). Ибо хотя веруем и исповедуем Триипостасного Бога, Отца и Сына и Святого Духа, но единое Божество в Трех Ипостасях почитаем. От познания присносущного бытия, бес­смертия и вечности Божией, следует, что Он един существенно живет, и есть Источник на­шей жизни. От Него одного жизнь наша зави­сит, и житие наше не иное что, как тень движу­щегося дерева, которая тогда движется, когда движется дерево. А так научаемся, что мы та­кое и от Кого жизнь наша зависит: от Того, Который всегда живет, и не может не жить, и все оживляет и движет. Так убеждаемся припи­сывать Ему бытие, жизнь и движение наше с апостолом: «мы Им живем, и движемся, и существуем» (Деян.17:28). И от этого гордость, пыш­ность и надменность наша ниспадает. Познанию вездесущия Божиего последует благоговение к Богу. Ибо если Бог — везде, то и со мной, и с тобой, и со всяким, и пред Ним ходим, и что ни делаем, ни говорим и ни мыс­лим, — пред Ним делаем, говорим и мыслим. Так удержится человек от бесчиния, но будет пред Лицом Его, как Создателя, Царя и Госпо­да своего, благоговение показывать. Ибо если перед лицом земного Царя нашего и человека стыдимся и опасаемся даже малейшее бесчи­ние показывать, то тем более перед Лицом Бога, Царя неба и земли, Который «Царь царствующих и Господь господствующих» (1Тим.6:15)! Этому последует дерзновение против страха вражьего, ибо Бог с нами, ибо можем со Псаломником в нужном случае утешать себя: «Если я пойду среди тени смертной, не убоюсь зла, ибо Ты со мною, Боже» (Пс.22:4)! Везде и во всяком месте можем призывать Его и молиться Ему, так как Он везде с нами. Никуда от суда Его убежать не можем, так как Он везде достигает и предваряет нас Своим присутствием (см. Иер 23:24; Пс.138:7-12). Но тем самым убеждаемся смиряться перед Ним, с умилением падать и просить прощения и по­милования. Познание невещественного и духовного существа Божиего учит нас почитать Его не те­лесными обрядами и церемониями, не только внешне, но духом и истиной, страхом, любо­вью, покорением воли нашей и надеждой на Него: «Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему долж­ны поклоняться в духе и истине», — по словам Христа (Ин 4:24). Бог есть Дух — духовного почитания и поклонения требует. Познанием истины Божией научаемся во всем Ему верить, что Он ни говорит, ни откры­вает, ни обещает и ни предсказывает нам. Потому что Бог солгать не может, ибо Он — веч­ная Истина, но непременно то, что открывает, так и есть, как открывает, и что обещает и пред­сказывает, то непременно в свое время сбудет­ся. Ибо «верен Господь во всех словах Своих» (Пс.144:13). «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мф.24:35). Отсюда следует страх Суда Божиего, кото­рый Бог в Слове Своем возвещает, а от этого истинное покаяние. Оттуда — надежда и уте­шение кающемуся, ибо Бог кающихся обещал помиловать; надежда в молитве, ибо молящих­ся обещал услышать; надежда воскресения мер­твых, вечной жизни и будущих благ, которые «приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2:9). Познание правды Божией, которая всяко­му воздает по делам и требует, чтобы грех не был оставлен без наказания, которая приводит в страх суда Божиего, в истинное покаяние и со­крушение за грехи, и с пророком убеждаемся смиренно молиться Богу: «не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый» (Пс.142:2), — отводит от греха, ибо правда Бо-жия за грех наводит на грешника казнь, и приводит в познание грехов, ибо когда наказываем­ся, должны правду признавать и прославлять: «Праведен Ты, Господи, и правы суды Твои» (Пс.118:137)! И производит терпение, ибо должны то терпеть, что грехами себе заслужили. Ибо Бог никого не обидит, но что делает — праведно делает. Хотя Бог, как Милосердный, не по мере наших грехов наводит на нас казни, но во гне­ве милости и щедроты Свои поминает. Вкушение благости Божией, от которой, как от живого и приснотекущего источника, изливаются на нас неисчислимые щедроты, милости и благодеяния, возбуждает нас к ис­тинной и сердечной Божией любви. Ибо есте­ственным законом разума убеждаемся благо и благодетеля любить, благодарить и от любви прославлять и почитать Его. И хотя часто бы­вает, что люди любят и зло, но любят его под видом добра. Так любят нечистоту, сласть, рос­кошь и прочие бесчинные страсти, поскольку ими плоть их утешается и услаждается, хотя душа и бедствует. Познанию премудрости Божией последует несомненная надежда на Бога, ибо то, что на­шему слепому уму кажется непостижимым и противным, Он в пользу нам обратить может и обращает. И где нам кажется, что нет способа к избавлению и спасению нашему, там Он спо­соб обретает, как Премудрый. И что по мнению нашему к плохому концу идет, то Он, по пре­мудрости Своей, к доброму концу приводит. Отсюда следует терпение во всяких искуше­ниях, бедствиях и тесноте, ожидание милос­тивого избавления или помощи. Так читаем о святом Иосифе, который братией своей был продан в Египет в рабство, но премудрым Божиим Промыслом сделался господином Егип­та, питателем той страны, отца, братии и их до­машних, как сам братии своей исповедал: «Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и напитать ваш остаток великий» (Быт 45:7). И еще: «Не бойтесь! Ибо я Божий. Выумышляли против меня зло, Бог же обратил это в доб­ро, дабы было то, что теперь есть, и напита­лись бы люди многие» (Быт 50:19—20). Также израильтяне, выйдя из Египта и при­дя к морю, думали, что им причинят зло гоня­щие их египтяне, и Моисей к ним говорил, уте­шая их: «Дерзайте, стойте, и видьте спасение от Господа, которое Он сотворит вам ныне» (Исх.14:13)! Но Божия премудрость изобрела им спа­сение, которого не чаяли, и показала путь ко спасению, где пути не было, так, что от кото­рых боялись погибели, тех самих погибшими увидели, и где себе чаяли смерти, там спасение получили (Исх.14). От познания всеведения Божиего последу­ет опасение не только дел и слов, но и помыш­лений, советов сердечных, помыслов, богопро­тивных намерений, лукавства, лжи и лицеме­рия. Ибо Бог не только дела и слова наши, но и помышления, намерения и помыслы наши, куда они клонятся, ясно видит и записывает их в книге Своей (см. Пс.138:1—5 и след.). Напро­тив того, будет старание о добрых делах, словах, помышлениях и намерениях, о чистосердечии, простосердечии и истине. Познание святости Божией научает нас «очи­щать себя от всякой скверны плоти и духа, со­вершая святыню в страхе Божием» (2Кор.7:1), если хотим иметь с Ним общение. Ибо осквернившемуся греховными пороками общения с Ним, как с самой чистейшей Святостью, иметь невозможно, потому что «Бог есть свет, — по учению апостола, — и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине» (1 Ин 1:5—6). Отсюда последует в греш­нике истинное покаяние, через которое он при­ходит к Святейшему Богу, и получает верою общение с Ним, в праведнике — большее опа­сение скверн греховных, и тщательнейшее по­учение в добродетельной христианской жизни. Когда в сердце нашем ощущаем всемогуще­ство Божие, тогда отгоняется сомнение о Бо­жественных Его тайнах, непостижимых умом нашим. Ибо если Бог — Всемогущий, то все может сделать, что открыл и обещал. Так отно­сительно воскресения мертвых разум наш сам в себе волнуется и не верит, но ощущением все­могущества Божия в вере укрепляется и без со­мнения надеется на это, твердо уверяясь, что Тот, Который из ничего все создал, может тем более силой и словом Своим собрать и оживить рассыпанный прах тел. Тот, Который «сказал — и появились, повелел — и создались» (Пс.148:5), — скажет — и все будет, повелит — и все воссозда­стся, что в Слове Своем обещал. Тем утверждай­ся, христианская душа, что Богу все возможно. Когда воображает человек в своем сердце величество Божие, тогда уничижает себя, так как если «все народы пред Богом, как ничто» (Ис.40:17), тем более один человек, я или ты. От­сюда последует смирение, последует, что с пророком смиренно Ему будем говорить: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу по милости Твоей и истине Твоей» (Пс.113:9). Отсюда видишь, христианин, что:

1) От истинного богопознания последует истинное богопочитание и благочестие. 2) Чем кто более Бога познает, тем усерднее Его почитает и заповеди Его соблюдает. 3) Беззаконная жизнь — это признак незна­ния Бога, по учению апостола: «кто говорит: «Я познал Его», — но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» (1 Ин 2:4). 4) Отсюда видишь, что не тот Бога знает, кто много о Боге говорит и учит, а живет несоглас­но учению, но тот, кто благочестиво живет, Бога боится, любит, и заповеди Его соблюдает. 5) Видишь еще, что истинная вера и истин­ное богопознание неразлучны, то есть где ис­тинное богопознание, там и истинная вера, и наоборот: где истинная вера, там и истинное богопознание. 6) Видишь, что неисправные христиане, как Бога не знают истинно, так и истинной веры в Бога не имеют, хотя и исповедуют Бога. 7) Отсюда следует, что они вне Церкви свя­той находятся, хотя и ходят в церковь, и дума­ют, что Бога призывают, но от Христа им нет никакой пользы, пока они чистосердечно не обратятся и не перестанут грешить.

§ 315. Прославляется имя Божие: 1) Когда Святое Писание, пророками и апо­столами проповеданное, за истинное Его сло­во принимаем, и как дар Его великий, нам, не­достойным, от Него посланный, почитаем, дар, который пророки и апостолы Его принесли от Него и вручили нам. И когда всему, что в нем благоволил открыть, без сомнения веруем, и исповедуем Бога Истинного так, как пишется об Аврааме: «не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу» (Рим 4:20). 2) Когда истинно веруем во имя Единород­ного Сына Его Иисуса Христа, в Святом Писа­нии проповеданного, по написанному: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин 20:31). 3) Когда о Божественных Его свойствах, показанных в Святом Писании, правильно мудрствуем и исповедуем, особенно там, где честь и слава имени Его святого требует, напри­мер, перед врагами Божиими, которые или не признают Его, или зло и хулительно о Нем муд­рствуют. Отсюда бывает в рабах Божиих горячая ревность о славе Божией перед Его врагами. Отсюда вольное страдание и смерть принима­ют те, которые лучше желают страдать и уме­реть, нежели слышать имя Бога своего прези­раемым и хулимым, что сделали святые муче­ники и исповедники, как читаем в священной церковной Истории. Отсюда бывает, что «все, желающие жить благочестиво во Христе Иису­се, будут гонимы» (2 Тим 3:12). Ибо благочести­вые как делом жития своего, так и словом об истине свидетельствуют, а этого злой мир не любит, и потому гонит свидетелей истины. 4) Прославляется имя Божие, когда пове­даем дивные Его дела и чудеса, и воспеваем Сотворившего их. Ибо для того и написаны они в священных книгах, чтобы, на них взирая, мы познали силу и всемогущество Того, Который это сотворил, и, удивляясь дивным делам Божиим, познали, сколь дивен и чуден Тот, Кото­рый такие славные дела творит. Таких чудесных дел Божиих преисполнены книги Ветхого За­вета. В Новом Завете чудо чудес — то, что «Бог явился во плоти» (1 Тим 3:16), на земле с людьми пожил, от рабов Своих злых за рабов Своих грешных пострадал, умер, воскрес и вознесся во славе. Видим это великое и умам нашим не­постижимое дело Бога нашего. Удивляемся и познаем из этого, что Тот Бог, Который мир создал, милостиво и промышляет о нем. Буди слава Ему вовеки! 5) Прославляется имя Божие терпением неповинных рабов Божиих, когда они за исти­ну и честь Бога своего, не только имений сво­их, но и жизни своей не щадят, и тем доказыва­ют, что силен Бог, за Которого страдают и Ко­торый немощную плоть на такое страдание и терпение укрепляет. И надежда, ради которой страдают, не суетна, но явна. Почему читаем в Церковной истории, что и сами враги их тер­пению удивлялись, и познавали Божию силу, укрепившую их, и так к тем, которых мучили, присоединялись и прославляли имя Божие. 6) Прославляется имя Божие несомненной на Него надеждой. Ибо так показываем, что Истинен Бог, Который обещал избавить, Всеси­лен, Который может спасти, Премудр, Который знает, как спасти, Благ, Который хочет спасти уповающих на Него. И так несомненной надеж­дой на Бога исповедуем Божию истину, всемо­гущество, премудрость и благость. А так отда­вая Богу то, что Его принадлежит, отдаем Ему и славу Его. «Самая великая Ему от нас слава и честь, — говорит святой Иоанн Златоуст, — ког­да мы уповаем на силу Его, хотя это и против­ным кажется тому, что этими очами видим. И что ты дивишься тому, что Богу великая честь от того, что мы не сомневаемся? И подобные нам люди в великую себе поставляют честь, когда мы не сомневаемся, но веруем их обещаниям, в ко­торых представляют нам нечто временное и тленное» (Беседа 39 на Книгу Бытия). 7) Прославляется имя Божие искренним благодарением за оказанные и оказываемые Его благодеяния. Ибо в благодарении признаем наше недостоинство и Божию милость и бла­гость, которая и недостойным блага Свои пода­ет, как Псаломник поет: «Исповедуюсь Тебе, Гос­поди Боже мой, всем сердцем моим, и прославлю имя Твое вовек, ибо милость Твоя ко мне велика, и Ты избавил душу мою от ада преисподнейшего» (Пс.85:12-13). И это особенно проявляется, когда в скорби и под крестом Его благодарим и испове­дуемся, как святой Давид делал: «Благо мне, Гос­поди, что Ты смирил меня» (Пс.118:71). «Ибо Гос­подь, кого любит, того наказывает» (Евр.12:6). 8) Прославляется имя Божие благочестивой жизнью христиан. Так велит Христос имя Не­бесного Отца славить. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16). Такое прославление бывает не голосом, но тог­да, когда подается повод к познанию и прослав­лению имени Божия. Так «небеса проповедают славу Божию» (Пс.18:2). «Так хвалит Его солнце, луна, звезды, свет, небеса небес» и все создания (Пс.148:3—4 и след.). Ибо взирая на дивное Бо­жие создание, и от этого получая несказанную пользу, убеждаемся прославлять Создателя и удивляться всемогуществу, премудрости и бла­гости Того, Который такие дивные дела ради нас, разумной твари, сотворил. Так люди, взи­рая на благочестивую и святую жизнь христиан, не могут не прославлять Господа их, Который таких рабов у Себя имеет, что хотя они имеют с прочими общее естество и немощи, но имеют и отменные нравы и отличаются от них, как свет от тьмы, день от ночи, золото от болота. Так бывает отцу слава, когда дети его, и госпо­дину честь, когда рабы его пребывают в посто­янстве. Ибо не могут люди не хвалить отца за постоянство детей, и господина — за постоян­ство рабов. Говорят: знать, хороший отец, ко­торый так детей держит, и разумный господин, который так рабов своих учит и наставляет! Так не знающие Истинного Бога в познание при­ходят, видя честную и постоянную жизнь хри­стиан, и веруют в Того Бога, Который таких по­стоянных у Себя рабов имеет, и «прославляют сами имя Отца нашего Небесного. Потому чита­ем в Церковной истории, что многие язычни­ки приходили в познание Истинного Бога и принимали христианскую веру, видя добронра­вие христиан и их благочестивую жизнь. 9) Наконец, прославляется имя Божие, ког­да не нашему имени, но Его имени ищем от добрых дел славы и похвалы, и все, что доброе делаем, Ему приписываем, как Виновнику и Началу всякого добра, да будет честь и слава за добро Тому единому, от Которого все добро про­исходит. Святой Василий Великий говорит: «Тогда во славу Божию все делаем, когда все ради Бога, по заповеди Его делаем, ни в чем похвалы человеческой не ищем». И далее: «Тот во славу Божию ест и пьет, кто в пище и питье поминает Божии блага, и ест не как раб чрева, ради сласти, но как делатель Божий, чтобы че­рез творение дел Его обрести большую кре­пость» (Краткие правила. Вопрос 195).

§ 316. Хулится святое и страшное имя Божие по-разному: 1) Когда человек не верит Слову Его свято­му и открытым в нем тайнам и обещаниям. Ибо хотя неверующий и не называет Его ложным, но самым делом это показывает, как говорит апостол: «не верующий Богу представляет Его лживым» (1 Ин 5:10). Ибо кто не верует слову Божиему, тот Самому Богу не верует, и так страшно хулит Его. Сюда относятся не призна­ющие воскресения мертвых и прочих тайн, ко­торые открывает Слово Божие. 2) Хулится имя Божие, когда человек явно изрыгает на Него хулу, называет Его или непра­ведным, или немилостивым, или не признает присносущного Его бытия, или Промысла о создании Своем, или прочие тому подобные хульные слова на Него произносит. И если даже кто хульным словом и не касается имени Его, но в сердце держит мысли, Божественным Его свойствам противные, то также имя Божие ху­лит. Ибо Бог глубину сердца человеческого ви­дит, и одинаково, как сердечным, так и устным хулением величество Его бесчестится. 3) Страшно имя Божие хулится, когда дело Его Божественное приписывается противнику Его дьяволу, каковыми хулителями были книж­ники и фарисеи во время жития Христова на земле, или иной какой твари, как то сделали израильтяне, которые великое дело избавления своего из Египта приписали бездушному тель­цу: «Это боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли египетской» (Исх.32:4). 4) Хулится имя Божие, когда человек ту сла­ву и честь, которую Богу должен воздавать, от Него отнимает и себе приписывает. Ибо ставит себя так, как идола, на том месте, на котором Бога должен ставить и почитать, и таким обра­зом от Бога сердцем отступает и впадает в ду­ховное идолопоклонство. Таковы те, которые или надеются на свою силу, премудрость, разум, искусство, хитрость, или сделанное доброе дело себе приписывают, или от добрых своих дел ищут себе похвалы и славы. Ибо известно, что без Божией помощи сила, разум и искусство наше ничего не может. Также без Бога и добра не мо­жем делать. Зло творить и грешить сами можем, и грешим, но добро творить без Него не можем (см. Ин 15:5). 5) Хулится имя Божие ложной присягой, когда люди в сердце имеют не то, что словом объявляют, клянутся именем Божиим, Бога в свидетели своей совести призывают и обещают правду хранить, принимая честь, но в сердце за­мышляют, как бы, будучи в чести, обогатиться взяточничеством и неправдой. Также ложным свидетельством хулится имя Божие, когда сви­детели клянутся именем Божиим, что истину объявляют, но на самом деле лгут. И прочие, которые клянутся именем Божиим во лжи, имя Божие хулят. Ибо все таковые помышляют в сердцах своих, что или нет Бога, или Он есть, но не знает тайн человеческих, или неправосу­ден, или иное что злое и хульное о Нем думают. 6) Бесчестится имя Божие тогда, когда не в нужных и важных случаях, а в низких и без вся­кой правильной причины оно поминается, как то у людей в злой обычай вошло почти при вся­ком слове поминать: «Ей Богу! На то Бог! На то Христос! Свидетель Бог! Бог видит!» — и про­чее. Ибо хотя таковые, по застарелому обычаю, и не примечают, как бесчестят имя Божие, так как обычай ослепляет разум, но если осмотрят­ся, то увидят и признают это за истину. Ибо чем у имени Божиего отнимается честь, тем оно бесчестится. Но всякий может видеть, что та­ким бесстрашным и непочтительным помина­нием отнимается у Него достойная честь. Ибо имя Божие, как великое, святое и страшное, должно со страхом и почтением поминать. Но когда человек этого по отношению к Нему не оказывает, то тем самым отнимает у Него дос­тойную честь и так бесчестит. И это — хитрость сатаны, который ищет, как посредством чело­века Бога бесчестить и самого человека погу­бить. Имя земного Монарха люди с почтением поминают, а имя Божие, как низкую вещь (что и писать страшно, но нужно, по причине зло­нравия и застарелого злого обычая бесстрашных христиан, чтобы они от этого обычая отстали), низкую, говорю, и легкую вещь во всяких под­лейших словах, и, что горше того, в шуточных приводить не устрашаются!.. О долготерпение Твое, Боже, Который все это видишь и слы­шишь, и терпишь безумие человеческое! 7) Хулится имя Божие роптанием против Бога, что бывает в несчастии и бедах. Есть обы­чай так роптать: «Что я сделал? Чем я согрешил? Неужели я самый грешных из всех?» — и про­чие безумные речи. Ибо как все, так беды и на­пасти не без Промысла Божиего приключают­ся. А потому кто в бедах ропщет против Бога, хотя и не называет Его неправедным, но делом и негодованием своим показывает, что как бы неправедно посылаются на него напасти от Бога. Иначе поступает верное и смиренное сер­дце — оно в напастях и бедах правду Божию прославляет: «Праведен Ты Господи, и правы суды Твои» (Пс.118:137)! Оно, будучи смиряемо, Богу поклоняется и благодарит Его: «Благо мне, что Ты смирил меня» (Пс.118:71).

8) Бесчестится и хулится имя Божие преступ­лением святого Его закона и беззаконной жиз­нью, как апостол говорит: «преступлением закона бесчестишь Бога, — и из пророка приводит: имя Божие вами хулится у язычников» (Рим 2:23—24; Ис 52:5). Это апостолом говорится об иудеях, которые закон Божий, врученный им, содер­жали и им хвалились, но этот закон преступа­ли и разоряли. То же надо понимать и о хрис­тианах, которые вступили на место иудеев, не принявших Христа, стали людьми Божиими, и взяли закон Божий, который иудеи содержали, и, вступая в христианское общество, обещали его хранить, но на самом деле исполнять его не только не хотят и не стараются, но даже бес­страшно его нарушают. Поэтому, как тогда иудеями, так и ныне без­законными христианами великое имя Божие хулится у язычников. Ибо как добродетельная жизнь христиан подает повод людям к познанию и прославлению имени Божиего, как сказано выше, так беззаконная жизнь подает повод к отвращению от Него и хулению Его. Ибо языч­ники, глядя на беззаконную жизнь христиан, и замечая, что их жизнь лучше и разумнее, чем тех (ибо нет таких беззаконий, хищений, лихо­имства, воровства, насилия, лжи, лукавства, хитрости, язвительных насмешек, нечистоты, пьянства и прочего бесчиния в честных языч­никах, которыми управляет только естествен­ный закон, как в христианах, именем христиан­ским, как в волки, покрытые овечьей шкурой, и законом Божиим написанным хвалящихся), — на это, говорю, глядя, отвращаются от христи­анской веры, и Бога, Творца христианского за­кона, оставляют, и так в своем нечестии утвер­ждаются и вечно погибают. Горе таким христианам! Им следует Суд Бо­жий более жестокий, нежели язычникам. Ни­как не поможет им призывание имени Христо­ва: «Господи, Господи!»— а услышат от Христа: Не знаю вас (Мф.7:21-23; Лк 13:25-28; Мф.25:11 12), как себя ни ласкают и ни утешают злую совесть свою. 9) Бог везде есть, и нет такого места, где бы Бог не присутствовал. Отсюда следует, что все, что ни делаем, делаем пред Ним. Отсюда рас­суди, христианин, какое бесчестие оказывает Ему человек, когда беззаконничает. Если бы какой бесчинник перед земным Монархом дер­знул бесчинствовать и законы его нарушать, не великое ли бесчестие и стыд сделал бы монар­ху? Истина эта бесспорна, любой это признает. Так несравненно большее бесчестие оказывает человек Богу, когда пред Ним закон Его святой бесстрашно нарушать дерзает, и так перед свя­тейшим Его присутствием бесчинствовать, не боясь Его правды, не почитая света чистейшей Его святости, не стыдясь бесконечного Его ве­личества. С блудницей ли обнимается и беззаконни­чает — Бог смотрит на это. Хулит ли Его, или бесстрашно в низких вещах и в шутках, или в ложной присяге, или в иной какой лжи произ­носит, и приводит в подтверждение лжи своей, как бы истины; грабит ли и похищает чужое, обманывает и прельщает ближнего своего, бьет или злословит, укоряет и осуждает его, — делает то пред Богом, Который и на обижающего, и на обижаемого смотрит. Сквернословит ли и кощунствует — слышат то святейшие уши Его. Словом, какое ни делает беззаконие словом, делом и помышлением, — перед бесконечным величеством Его и святыней делает. Отсюда можешь видеть, какое Ему непоч­тение, а следовательно, и бесчестие оказывает бесстрашный беззаконник. Кто? Человек, Ему подвластный, Его раб, Его создание, «земля и пепел» (Сир 10:9)! Человек, о котором Он про­мышляет, которого питает, поит, одевает, сохра­няет, ради которого Сына Своего послал в мир, чтобы он спасся! Кому он оказывает такое непочтение? Без­начальному, Бесконечному, небо и землю в руке держащему, Непостижимому, Великому и Страшному Богу, Создателю и Высочайшему Благодетелю своему, Которого должен боять­ся, почитать и Которому должен поклоняться! Из вышеписанного видишь, христианин:1) Насколько велика злоба и хитрость дья­вола, который всегда старается Бога похулить или языком, или делом, или помышлением че­ловеческим, и так Его прогневать, а человека от Бога отвести и погубить! Так он поступил с прародителями нашими, которых своим злым советом в хуление и тяжкий грех вверг. Бог им объявил: «Смертью умрете в тот день, когда вку­сите от заповеданного древа» (Быт 2:17), но дья­вол, напротив, говорил: «Не умрете, но будете, как боги» (Быт 3:4—5). Они, послушав ложь, не поверили Богу, будто бы неистинно было сло­во Его. Ибо всякий, «не верующий Богу представ­ляет Его лживым» (1 Ин 5:10). И так тяжко Его похулили. То же делается и ныне, когда люди не веруют Слову Божиему, Его истине и святым заповедям, и таким образом бесчестят великое имя Божие. 2) Какая тяжкая слепота и неблагодарность человека, если он Бога, Которого, как Созда­теля, Отца, Господа, Благодетеля и Промысли-теля своего, должен слушать, почитать, славить и благодарно поклоняться, — не слушает, не почитает, и по отношению к Нему неблагодар­ным является! Чего Бог ради человека не сде­лал? Небо украсил солнцем, луною и звездами ради него. Воздух ради него разлил; облака на нем повесил, которые, как мехи, всюду воду разносят и проливают на землю; землю различ­ными плодами наполнил; моря, озера, реки и источники пролил и различные роды рыб в них умножил. Слово Свое святое, как благоприят­ное послание, к нему через пророков и апосто­лов послал, и в нем волю Свою и благословение к нему открыл. Сына Своего Единородного в мир послал, чтобы спасти человека. Но ослеп­ленный человек не чувствует того. Такого Бла­годетеля своего не хочет почитать, но или хульным языком касается страшной славы Его, или неверием сердца хулит Его, или презрением и преступлением Его святого и вечного закона бесчестит Его, и так Бога, почтившего его, как говорит святой Иоанн Златоуст, бесчестит (Бе­седа 6 на Послание к Римлянам). 3) Видишь отсюда, сколь велико долготер­пение Бога, Который грешника и хулителя, бес­честящего Его, терпит и тотчас его не казнит. Какой земной монарх так терпелив и кроток, который бы раба своего, подобного ему чело­века, перед ним бесчинствующего и его бесче­стящего, стерпел? Не слышно о таком нигде. Быстро человеческая кротость переменяется и распаляется. Бог наш не таков. Видит, и терпит, и ждет покаяния грешника. Отсюда видишь, что «никто не благ, как только один Бог», — по учению Христову (Мф.19:17). 4) Из этого можем видеть, что на неблаго­дарных и нераскаянных грешников, которые долготерпения Божиего не хотят в покаяние и спасение себе принять и употребить, возгорит­ся гнев Божий. Ибо чем более человек грешит и о долготерпении Божием не радеет, тем более собирает себе гнева Божиего, по апостольско­му слову: «О человек! Пренебрегаешь богатством благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к по­каянию? Но, по упорству твоему и нераскаянно­му сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гне­ва и откровения праведного Суда от Бога» (Рим 2:4—5). Ибо хотя Бог Благ и Милостив, но и Пра­веден, Его правда требует, чтобы грешник нерас­каянный, как неблагодарный и презирающий вечный закон Божий и Самого Бога, был на­вечно казнен. Это непременно будет с нерас­каянными беззаконниками, что бы они ни вы­мышляли для смягчения и утешения своей злой и грызущей совести. «Бог поругаем не бывает» (Гал.6:7). Благость Божия и долготерпение в том показываются, что Он грешника, святой Его закон нарушающего, терпит, не тотчас казнит его, но ожидает его на покаяние, или, как апо­стол учит, «ведет его к покаянию» (Рим 2:4). Но если грешник это «богатство благости Божией» презрит и пребудет в своем нераскаянии и оже­сточении, тогда правда Божия в свое дело всту­пит, и «воздаст ему по делам его» (Рим 2:6). 5) Мы, слава Богу, еще не погибли, еще бла­гость Божия терпит нас, еще «к покаянию нас ведет», еще можем покаяться и спастись. Ну же, обратимся к Богу и покаемся, да спасемся. По­стараемся впредь грехов беречься, ибо ими ве­ликое Божие имя бесчестится. А Бога, потер­певшего наши грехи, от сердца возблагодарим, и самих себя постыдимся, что перед Богом так бесстыдно поступали и подобающей Ему чес­ти и славы не воздавали. Попечемся о том, что­бы сделать это, пока благость Божия терпит нас и «ведет к покаянию», да, вознерадев о благости Божией, дело правды Его на себе не узнаем. Ибо не тщетно Слово Божие, но, как Сам Бог, так и Слово Его — истинно, и что возвещает, то непременно будет и исполнится. Исполнится то, что сказано: «воздаст каждому по делам его».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных