Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Статья 3: О христианской должности к Богу. 4 страница




§ 324. Чтобы последовать свойствам и бла­гим делам Небесного Отца, прежде должно от своих злых нравов отречься. Чтобы последовать воле Божией, прежде должно свою волю оста­вить. Если хотим правде Его, истине, благости, терпению, кротости, милосердию, милости и прочим Его Божественным свойствам подра­жать, то должны отречься от неправды, лжи, злобы, гнева, роптания, нетерпения, жестоко­сердия, скупости, нечистоты и прочих наших злых и богопротивных нравов. Примечай, христианин, что значит отречься от своего злонра­вия, и подражать благости Божией. Каждый из нас от своего рождения имеет в себе ветхого человека, и ветхим человеком от своих родителей рождается. Свойства и нрав его — не что иное, как самолюбие, плотоугодие, славолюбие, сластолюбие, неправда, ложь, нечистота, немилосердие, жестокосердие, гнев, ярость, злоба, роптание, хуление и прочие гре­хи. Таковы нравы ветхого рождения и ветхого человека. Ими он утешается и услаждается. Ему свойственно любить почитание, покло­нение, похвалу, славу человеческую. Ему свой­ственно гордиться, превозноситься, надмеваться, презирать другого, роптать, гневаться, ху­лить, злобиться, мстить словом или делом, зло за зло воздавать, и тем утешаться. Ему приятно все у себя иметь, а о другом не думать; утешать­ся всем тем, что принадлежит чувствам; в том только удовольствие, утешение, услаждение полагать, что чувства утешает, услаждает и уве­селяет; от того отвращаться, что им неприят­но, хотя и душе полезно и Богу угодно. Он о том только одном заботится, помышляет, на­чинает и делает, что видит, о временном, о том, что ему богатство, славу, честь и сласть теле­сную и временную приносит. Ему неприятно все то, что его злонравие обличает, а приятно все то, что сходно растленной его воле. Отвращает­ся он от всего того, что самолюбие, славолюбие и сластолюбие пресекает. Любит все то, что его прихоти умножает. Всячески богатеть, собирать, собранным утешаться, пространно жить, роскошь умно­жать, банкеты и пиршества устраивать, насы­щаться, напиваться, веселиться, украшаться и прочие прихоти исполнять — это его дело, в этом он свое удовольствие полагает. Он любит сам одеваться, питаться, хорошо отдыхать, а о ближнем не радеет. Любит иметь всякое доволь­ствие, хотя и было бы оно получено с обидой ближнего и презрением Божественного закона и Самого Законодателя. Он от других обиды, укоризны, бесчестия, поношения, клеветы, проклятия не терпит, озлобляется за это и мстит, но сам не стыдится других обижать, насиловать, обнажать, укорять, бесчестить, осуждать, клеве­тать на них и во всякое бедствие приводить их. Ему не стыдно в себе любить, хвалить то, что в других ненавидит и хулит. В нем и то примеча­ется, что он людей учит, наставляет, просвеща­ет, а сам весь ослеплен, безумен и несмыслен. Словом, в ветхом человеке кроется всякое беззаконие, грех, слепота, бесстыдство. Он не что иное, как только злые помышления зачи­нает и рождает. Ибо «из сердца человеческого исхо­дят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство» (Мк.7:21—22). В нем видится скотский нрав, звериный и змеиный. Скотская нечистота, скотское обжорство, лю­тость, гнев, ярость и звериное лукавство. По­смотри на скотов и зверей, что они делают, и сам узнаешь и признаешь, что все, что в них видишь, видится и в невозрожденном и необновленном благодатью Божией человеке, и что в каждом звере замечаешь, то все в одном чело­веке имеется. Лукав и хитер, как лис. Ядовит, как змей. Гневлив, яростен и лют, как лев. Обжора, как пес и волк. Нечист, как свинья, и прочее. Все это и прочее злонравие кроется в ветхом чело­веке, и при случае обнаруживается. От такого ветхого человека с его злонрави­ем христианину должно отречься, да так пос­ледует Богу в преблагих нравах Его: отречься лжи, лицемерия, лукавства, неправды, нечис­тоты, сребролюбия, скупости, гнева, ярости, сладострастия и прочего злонравия, и так пос­ледовать Божией истине, правде, святости, ми­лосердию, долготерпению, кротости, благости и прочим Божественным Его свойствам. Ибо как хотящему смотреть на небо, надобно очи от зем­ли отвратить и обратить на небо, и хотящему смотреть на солнце, должно к нему обратиться, так и хотящему подражать небесному житию должно оставить земное и скотское, и хотяще­му на Бога смотреть с верою, и святым Его нра­вам следовать, должно оставлять позади свое природное злонравие. И это и значит отречься от себя, своей воли, своего злонравия, то есть не делать того, что ветхий человек, живущий в нас, хочет, но делать то, что воля Божия от нас ищет и требует, если хотим Божиим свойствам и нра­вам следовать. Но как должно нам отлагать ветхого чело­века, тлеющего в похотях, так должно нам и в нового облечься, да так последуем Богу, наше­му Небесному Отцу. Поистине как ветхий че­ловек, так и новый в Слове Божием представ­ляется нам, да первого совлечемся, а во второ­го облечемся, первого образ скотский и земной с помощью и силой Святого Духа отложим, а второго образ Божий и небесный силой Того же Святого Духа воспримем; безобразия первого совлечемся, в благообразие второго облечемся, как апостол повелевает нам «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф.4:22— 24). Да так отлагая ветхого человека, образ ко­торого скотский и звериный, мерзкий и гнус­ный, и облекаясь в нового, образ которого — Божий, небесный и святой, сделаемся благи­ми нравами своими подобными Отцу нашему Небесному, Который нас по образу Своему и подобию создал, и тот образ, грехом растлен­ный, во Христе обновляет силою Святого Духа. Будем милосердными, как Он Милосерд. Будем чисты и святы, как Он Свят. Будем щед­рыми, кроткими, терпеливыми и милостивы­ми, как Он щедр и милостив, долготерпелив и многомилостив. И насколько будем совлекать­ся ветхого человека, настолько будем облекать­ся в нового, ибо отложение одного есть обли­чение в другого, и смерть одного есть жизнь другого. Ибо насколько совлекается и умерщ­вляется ветхий человек, настолько облекается и оживляется в нас новый. Насколько же обле­каться будем в нового человека, настолько бо­лее богоподобными будут наши свойства. На­сколько же более богоподобными будут свой­ства, настолько более чистым и ясным будет образ Божий в нас. Душа человеческая подобна зеркалу. Как в зеркале, обращенном к солнцу, тем яснее ви­дится солнце, чем чище зеркало, так в душе че­ловеческой, обратившейся к Богу, Вечному Солнцу, тем более ясный образ Божий изобра­жается и видится, чем более очищается она от грехов и следует святым Божиим свойствам и нравам. И как в зеркале не изобразится подобие солнца, если оно к солнцу не повернется или если будет закопченным и замаранным, так в душе человеческой не изобразится образ Бо­жий, если человек к Богу не обратится и не бу­дет очищаться от грехов. К Богу же мы обра­щаемся тогда, когда сердце наше, ум и жизнь нашу изменяем и начинаем новую жизнь, и так совлекаемся ветхого и облекаемся в нового че­ловека, который по образу и подобию Божиему создан (см. Быт 1:26—27).

Из вышеописанного видишь, христианин: 1) Что такое истинный христианин То есть христианин тот, который в себе имеет начало образа Божиего, и по правилу святого Слова Божиего, в котором образ Божий описывает­ся, житие свое старается исправлять, «совлека­ется ветхого человека с делами его и облекается в нового, который обновляется в познании по об­разу Создавшего его» (Кол 3:9—10), то есть плотс­кие вожделения и прихоти пресекает, и свой­ства нового рождения, то есть христианские добродетели показывает, и так Первообразу, Отцу Небесному, уподобляется, свойствам и нравам Его благим следует. Ибо этого непре­менно требует новое рождение, в котором христианин рождается от Бога, как выше сказано. 2) Видишь, что ничем иным Богу угодить не можем, как только тем служением, о котором Он в Своем слове сказал и повелел, то есть по­каянием, верой и покорением нашей воли Его воле святой, когда уклоняемся от того, чего Он не хочет, и стараемся делать то, что Он от нас хочет и требует. 3) Отсюда видишь, что без послушания и покорения воли человеческой Богу ничто не приятно, чтобы человек ни делал и помышлял. Надобно непременно волю свою Его воле по­корить, чего вера и новое рождение от нас тре­бует. 4) Видишь далее, что грехолюбивая и безза­конная жизнь противна вере, новому рождению, которое своих плодов, то есть христианских добродетелей требует, и, следовательно, про­тивно истинному христианству. 5) Отсюда видишь, что неисправный хрис­тианин, который противно Слову Божиему живет и исполняет прихоти ветхого человека, в плотском только рождении находится, не име­ет духовного и нового рождения, и так он не есть истинный христианин, а плотской, душев­ный и невозрожденный человек, хотя и крещен, и в Церковь ходит, молится и прочие христи­анские признаки показывает. Ибо христиани­ном делает не только внешность христианства, но живая вера, живущая в сердце и живость свою добрыми делами показывающая. Поэто­му истинный христианин уподобляется в Пи­сании доброму дереву, которое внутри себя доб­рые плоды приносит, а ложный христианин — худому древу, которое также внутри себя при­носит худые плоды (см. Мф.7:17—18). 6) Отсюда, наконец, следует, что таковые ложные христиане, хотя посреди Церкви и на­ходятся, но никакой части в Церкви не имеют, они не являются сынами Церкви, никакой ча­сти во Христе не имеют, хотя и исповедуют Его, пока чистосердечно к Нему не обратятся и похотей своих не оставят.

§ 325. Итак, возможно ли христианам, ко­торые неисправно живут, Бога как Отца при­зывать, как призывают истинные христиане? Подлинно невозможно призывать правильно и с пользой, пока себя не исправят и истинно не покаются. Сам рассуди, как без зазрения сове­сти будут призывать, как Отца, Бога, Святого, праведного, истинного, благого, милостивого, щедрого, и т.д., а нравами своими показывать противное, — что они не сыны Его, а противни­ки? Как блудники и прочие сластолюбцы ска­зать могут Святому Богу: «Отче наш», —когда сами от святыни и чистоты удаляются и уподобляют­ся скотам? Как неправедные, хищники, воры, лихоимцы и прочие, им подобные, дерзнут Богу Праведному говорить: «Отче наш», — когда сами неправдой отлучаются от Него и противятся Ему? Как льстецы и лукавые Бога, Который есть Истина, Отцом назовут, когда сами уподобляются отцу лжи, дьяволу, который «отец есть лжи и в истине не стоит», — по свидетельству Хрис­тову (Ин.8:44)? То же должно разуметь и о про­чих злонравных христианах, которые свойства нового рождения не показывают. Итак, Бог им не Отец? Бог, как Создатель, поскольку «Он повелевает солнцу Своему восхо­дить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:45), поскольку «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли по­знания истины» (1 Тим 2:4), — всем милостивей­ший Отец. Но собственно Отец Он только тех, которые возрождены верой во Христа, Сына Божиего, и Духом, и почитают Его как Отца, боятся и любят Его, и своими нравами Ему, как своему Отцу, уподобляются. Таковым и Хрис­тос повелел Бога Отцом призывать: «Отче наш, Иже еси на небесех» (Мф.6:9)! Могут ли таковые Его хотя бы Господом своим называть? Бог — как Отец, как уже ска­зано, так и Господь всех, поскольку всеми вла­деет и над всеми господствует, и Он есть «Царь царствующих и Господь господствующих» (1 Тим 6:15), но собственно Господь только тех, кото­рые Ему служат, Его слушают и повинуются святым Его повелениям. Потому только они Его своим Господом называть и призывать мо­гут, а те правильно Господом своим называть Его не могут, потому что не слушают Его и не служат Ему. Ибо как могут сказать: Господь мой и Царь мой, — а сами Господа и Царя Того не слушают? Ибо раб господина своего слушает, и подданный царю своему повинуется. Почему и Христос таким призывателям говорит: «Что вы зовете Меня: «Господи! Господи!» — и не делаете того, что Я говорю?» (Лк.6:46) Итак, они не рабы Божий? Они рабы Бо­жии, поскольку власти Его подлежат, но рабы негодные, о каковых сказано: «Негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф.25:30). Чьи же они, собственно, рабы? Раб принад­лежит тому господину, на которого работает, ибо и имя его означает работу, и раб от «работы» называется рабом. Итак, на кого работает и кому угождает раб, того он и раб. Они страстям и прихотям угождают и служат, итак, они рабы страстей своих. Послушай, что Христос о гово­рит таких: «Всякий, делающий грех, есть раб гре­ха» (Ин 8:34), и апостол Петр: «Кто кем побеж­ден, тот тому и раб» (2 Петр 2:19). Если же кто служит греху и страстям, тот Богу служить не может, следовательно, и рабом Его быть не мо­жет. Об этом Христос свидетельствует: «Никто не может служить двум господам: ибо или одно­го будет ненавидеть, а другого любить; или од­ному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне» (Мф.6:24). Итак, им и молиться Богу невозможно? Подлинно невозможно, пока таковыми пребы­вают. Что же им сделать должно, чтобы могли от этого тяжкого рабства избавиться, и Богу Жи­вому служить, и имя Его невозбранно призы­вать? Ответ: Должно оставить свои прихоти, и обратиться ко Христу с верою, и молить Его, чтобы Он освободил их от того тяжкого рабства, Он один таких порабощенных и плененных освобождает, по Его свидетельству: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин 8:36), — и так благодатью Единородного Сына Божия возвратиться и прийти к Небесному Отцу, как Сам говорит: «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин 14:6). Тогда Бог будет — их Бог, их Господь, Царь и Отец, и они будут люди Божии, рабы Господа Всевышнего и сыны Отца Небесного, как Сам милостиво обещает: «и буду их Богом, и они бу­дут Моим народом» (2Кор.6:16; Лев 26:12). И далее: «И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержи­тель» (2Кор.6:18; Иер.3:19; Ос 1:11). Это, христианин, ниже яснее увидишь. Только ты всегда в памяти держи, что не то дол­жны христиане делать, что нынешний свет де­лает, но то, чему Божие Слово учит. Ибо соблаз­ны день ото дня умножаются в мире, и один от другого неосмысленно научается злу, и так чис­ло истинных христиан умаляется. Ибо не все те христиане, которые крестом знаменуются, в Церковь ходят, имя Божие и Христово испове­дают, и прочие признаки христианства показы­вают. Знай, что много и безбожных кроется под этими признаками. Ибо без истинной и живой веры, как выше сказано и ниже еще будет ска­зано, истинного христианина быть не может.

Глава 5: О молитве, или призывании Бога

«Молитесь же так: Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим: и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Яко твое есть царствие и сила и слова во веки. Аминь!» — учит Христос (Мф.6:9-18).

§ 326. Молитва, или призывание имени Божиего, принадлежит к троякому долгу христи­анскому: к долгу по отношению к Богу, долгу по отношению к самому себе и долгу по отно­шению к ближнему. 1) К долгу нашему касательно Богу относит­ся то, чтобы молитвой и призыванием Его по­казывать нашу веру в Него, что мы истинно ве­руем в Него, иного Бога, кроме Него, не знаем, как источника всех благ Его исповедуем, наде­емся на Него, как на Истинного Отца, Который чад Своих любит и просимое подает, как и дети по плоти не к чужому отцу, но к своему, от кото­рого родились, с прошением приходят. И апос­тол говорит: «Как призывать Того, в Кого не уверо­вали» (Рим 10:14)? И Сам Господь Бог говорит: «Я Господь Бог твой» (Исх.20:2), то есть Меня одно­го знай, исповедуй, на Меня одного надейся и от Меня ищи всего добра. «Призови Меня в день скорби твоей, и избавлю тебя» (Пс.49:15). 2) Долг по отношению к самим себе: по­скольку мы как телесно, так и духовно скудны, бедны и окаянны, то должно с верой искать все­го добра от Подателя всех благ — Небесного Отца. 3) К долгу, касающегося ближнего, относит­ся следующее: христианская любовь требует, чтобы мы и за ближнего нашего молились, и как себе, так и ему просили добра у Бога наше­го, как апостол говорит: «Молитесь друг за дру­га, чтобы исцелиться» (Иак.5:16).

§ 327. Знает Бог и прежде прошения наше­го, чего мы требуем, как Христос говорит: «Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом» (Мф.6:32), то есть в пище, питье, одежде и во всем, необходимом для жизни, и подает блага Свои праведным и грешным, так как Милостив и Щедр: «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посы­лает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:45). Также ведает, что и духовные блага, как-то: вера, благодать, мир совести и прочее, нуж­ны нам к спасению. Но нам должно знать, что все блага от Бога происходят, «всякое даяние доб­рое и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов» (Иак.1:17). И потому их с ве­рой у Бога должно просить, да познаем и при­знаем, что все от Бога принимаем, и, прини­мая, благодарить Его, как Благодетеля, даром нас милующего.

§ 328. Всякого верного к молитве побужда­ют следующие причины: 1) Сам Бог повелевает молиться и призы­вать Его: «Призови Меня в день скорби твоей» (Пс.49:15). «Просите, ищите, стучите», — говорит Христос (Мф.7:7). Ив прочих местах Святого Писания то же повеление можно найти. 2) Нужда наша, как телесная, так и духов­ная, убеждает нас к молитве. Телесная нужна во временном и относящемся к временной жиз­ни, духовная — касающаяся спасения наших душ. 3) Многие обстоят нас беды, напасти, утес­нения, скорби и искушения, которых сами, без помощи Божией, которая подается молящим­ся, одолеть не можем. 4) Неизреченная польза, от молитвы про­исходящая, так как смиренная молитва все ис­прашивает у Милостивого и Благого Господа, и во многих местах Святого Писания можно найти тому примеры. 5) Великое благости Божией дело — то, что человек сподобляется с непостижимым Богом — Отцом и Сыном и Святым Духом — беседо­вать, нужды свои Ему представлять и просить о них, хвалить, воспевать и благодарить Его, что посредством истинных, верных и смиренных молитв бывает, как святой Иоанн Златоуст го­ворит: «Когда молишься, не с Богом ли беседу­ешь, скажи мне? Когда читаешь, слышишь Его, беседующего с тобой» (Беседа 6 на первое По­слание к Фессалоникийцам). За счастье свое считает человек, что с земным монархом раз­говаривает. Каким же должно великим благо­получием христианам считать то, что к беседе с Небесным Царем, Преблагим и Милостивым Богом, допускаются, и не только допускаются, но и привлекаются к тому повелением и обе­щанием того, что их прошение будет услыша­но! Посему, возлюбленный христианин, вкуси и видь, «сколь Благ Господь» наш (Пс.33:9)! Ибо не только допускает нас, недостойных и греш­ных, к Себе, но и привлекает, и не только при­влекает, но и научает нас, как приходить к Нему и молиться, как показывает молитва Господня. «Молитесь же так», — говорит Христос (Мф.6:9). А как «так»? — «Отче наш!» Отцом называйте Бога. Кто мы? Люди, прогневавшие Его, негодные рабы, грешники, «земля и пепел» (Сир 10:9). О Премилосердный Боже наш! Везде встречает нас благость Твоя, куда мы ни обратимся. И на что ни посмотрим, везде находим случай удив­ляться превеликому богатству благости Твоей. 6) Возбуждает к молитве когда без сомнения слышим обещание: «Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам», — говорит Христос — Истина (Ин 16:23).

§ 329. Чего у Милосердного Отца Небесно­го нам должно просить? 1) Всего, что славы имени Его и нашей пользы, как телесной и временной, так духов­ной и вечной касается, должны просить, что в Его святом Слове повелено, обещано и что воля Его святая хочет, в том же Святом Писании от­крытая. К духовной пользе относятся те блага, которые для душевного спасения и получения вечной жизни нужны, как-то: вера, отпущение грехов, благодать Его, обновление сердца, по­стоянство в вере, терпение в скорбях, бедах и тесноте, и прочее. К телесной пользе относит­ся все то, что телу нашему и поддержанию жиз­ни нужно, как-то: благоцветущее здравие, ра­зум, довольство в необходимом, пища, одежда, покой, и прочее. 2) О духовных благах должно просить по­добающим образом и ожидать без всякого со­мнения, как необходимо нужных для нашего истинного блаженства. Ибо их Сам Бог обещал подать нам без всякого изъятия, когда надле­жащим образом просим. «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Рим 10:13). И клятвой подтвердил, что «не хочет смерти грешника» (Иез.33:11). «Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него», — говорит Христос (Лк.11:13), Который «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим 2:4). Итак, нехорошо так говорить: «Гос­поди, если хочешь, и мне полезно, оставь мои согрешения, подай мне благодать Твою», и про­чее, ибо без сомнения известно, что и Бог хо­чет, и мне полезно, или даже необходимо нуж­но к спасению отпущение грехов, и прочее. 3) Временных благ, например, здоровья, продолжения жизни, благополучия и прочего, должно не просто просить, а с приложением сего: если воле Его святой угодно, и нам про­сящим полезно. «Ибо мы незнаем, о чем молить­ся, как должно», — говорит апостол (Рим 8:26). Часто о том просим Бога, что нам вредно и воле Его святой противно. Так делают дети малые, когда не хотят в баню идти, которая им очень полезна, и от нее у своих матерей отпрашива­ются. Так поступают и те, которые просят у Бога избавления из-под креста, скорби, болезни и прочего бедствия, не зная, что много полезнее им быть в неблагополучии, нежели в благопо­лучии. Что вредно и что полезно немощному — лекарь знает, и часто немощный у лекаря про­сит яда вместо лекарства, но благоразумный лекарь его не дает. Мы все перед Богом как не­мощные и как младенцы, не знающие нашей пользы, и часто просим того, что нам смерть душевную может принести, чего Бог, как Мило­сердный Отец и Благопромыслитель, не хочет, и просящим сынам Своим вместо хлеба — «ка­мень», вместо рыбы — «змею», и вместо яйца — «скор­пиона» не хочет подать (см. Лк.11:11). Потому вре­менного добра всегда должно так просить: Гос­поди, аще воле Твоей святой угодно и мне полезно, подаждь желаемое мною: аще ли ни, буди воля Твоя. Пример показал нам Сын Бо­жий, когда перед Своим вольным страданием молился Отцу Своему Небесному: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впро­чем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф.26:39).

§ 330. Молиться, или призывать Бога, дол­жно нам: 1) Во имя Иисуса Христа, Сына Божиего, как Сам Он говорит: «Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам» (Ин 16:23). То есть должно молиться и про­сить Бога, надеясь не на свою правду и дела, но на правду Христову и высочайшие Его заслуги, и ради Его неповинного страдания и смерти своей повинности просить прощения, по по­добию мытаря, молившегося: «Боже, милостив буди мне, грешному!» (Лк.18:13) «Потому что че­рез Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе» (Еф.2:18). И «никто не приходит к Отцу, как только через Меня», — говорит Сам Христос (Ин 14:6). Ибо какое Бог ни обещал нам подать благословение, во имя Его обещал, ибо «в Нем благословятся все народы», — говорит Писание (Пс.71:17; Гал.3:8). И так с этой на­деждой должно приступать к Отцу Небесному, и ради Единородного Сына, у Отца просить милосердия и ожидать без сомнения. 2) С истинной верой. «Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите», — говорит Христос (Мф.21:22). Вера утверждается истинным обеща­нием, всемогуществом, истиной, милосердием, премудростью обещающего Бога и заслугами Христовыми. А поскольку вера есть дар Свято­го Духа, Который не обитает в душе, осквернен­ной грехами, то «да отступит от неправды вся­кий, исповедующий имя Господа» (2 Тим 2:19). Кто хочет к Богу приступать и получать же­лаемое, тому должно отступить от грехов и с верой во Христа, Сына Божия, примириться с Богом. Блуд и всякая нечистота, хищение, во­ровство, вражда, злоба, сребролюбие, лихоим­ство, клевета, срамословие, проклятия, пьян­ство, ложь, лесть, лукавство и прочее тому по­добное затворяет двери молитве, пока человек в них пребывает. Итак, да отступит же от всего этого тот, кто хочет призывать имя Господне. «Подобает, — говорит святой Иоанн Златоуст, — молиться, но не замаранному сквернами. Говоришь: «Что, если впаду в согрешение?» Очисть себя. Как? Плачь, стенай, подай милостыню, примирись с тем, кого обидел, очисти язык, да более не прогневаешь Бога, и прочее, да не тебе скажет Господь: «когда умножаете моления, Я не слышу» (Ис.1:15. — Беседа 51-я на евангелиста Матфея). 3) Молиться должно не только языком, но и сердцем, то есть от сердца должна происхо­дить молитва. «Из глубины, — говорит святой Иоанн Златоуст, — призывай Бога, как говорит: «из глубины воззвал я к Тебе, Господи» (Пс.129:1); из внутренности изведи глас свой». И немного спустя: «Ибо не человеку молишься, а Богу вез­десущему, и прежде взывания слышащему, и тайны сердца ведающему» (Беседа 19 на еванге­листа Матфея). Ибо в молитве объявляем Богу сердечные наши желания, и потому должно и в уме помышлять, и в сердце иметь и желать то, что языком и словами произносим. Иначе ни­какой молитвы не будет, а только праздные сло­ва. Поэтому должно нам себя молитве приобучать, и об этом Господа Самого просить, чтобы Духом Своим Святым научил нас молиться, как апостолы просили Его об этом: «Господи! Научи нас молиться» (Лк.11:1). Отсюда можно заклю­чить, что не может быть истинной молитвы без действия Святого Духа. Ибо когда Этот Благой Утешитель коснется нашего сердца, тогда, как курение от зажженного фимиама, от сердца произойдет воздыхание, святое желание и ис­тинная молитва, и приблизится к престолу бла­годати.

§ 331. Молиться должно: 1) «Во всякое время» (Еф.6:18), «всегда» (Лк.18:1), «непрестанно» (1 Фес 5:17). Молиться же всегда и непрестанно означает не то, чтобы всегда чи­тать написанные псалмы или молитвы, и делать поклоны, — это невозможно, ибо любому хри­стианину надобно дело, согласное званию сво­ему, делать, а также утружденная плоть требует упокоения, сна, и прочего, но значит то, чтобы часто, во всяком начинании и деле, ум, сердце и воздыхание к Богу возводить и просить тем у Него милости, помощи и защиты. Причина тому следующая. В любое время сатана со сво­ими злыми слугами делает нам козни, а также плоть всегда противится духу (см. Гал.5:17), — и этим врагам мы сами противиться не можем, поэтому должно молитвой и происходящей от нее помощью Божией против них вооружать­ся, стоять и крепиться, как Псаломник гово­рит: «К Тебе возвел я очи мои, живущему на небе. Вот как очи рабов обращены на руки господ их, как очи рабыни обращены на руки госпожи ее, так очи наши — ко Господу Богу нашему, доколе Он помилует нас» (Пс.122:1—2). 2) Должно молиться на всяком месте. Так апостол говорит: «Желаю, чтобы на всяком мес­те произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (1 Тим 2:8). 3) Стоя, сидя, идя, почивая, делая что-либо руками, в уединении и в собрании возможно молиться. Ибо всегда, на всяком месте и во всех наших делах, и во время еды и пития, и в бесе­дах богоугодных можем ум наш и сердце воз­водить к Богу, нужды наши со смирением и ве­рою Ему представлять и милости у Него про­сить, и говорить: «Господи помилуй!» Так Моисей посреди многочисленного народа, ко­торый вывел из Египта и увидел его в стеснен­ных обстоятельствах, умом и сердцем воспел к Богу, хотя молитва Его словесная и не изобра­жается в Писании, ибо Бог отвечал ему: «Что ты вопиешь ко Мне» (Исх.14:15)? Езекия, благочес­тивый царь, лежа на одре, молился, и услышал его Бог (см. Ис.38:2, 4 и след.). Иона во чреве кита молился, и услышан был Богом (см. Ион 2:2—11). Три отрока в печи огненной молились, и были спасены (см. Дан 3:24—49, 50-94 и проч.). Ибо Бог смотрит не на внешний знак и положение тела, в каком оно находится, но на сердце, смирение, веру, и сердечное желание. Поэтому написано: «желание убогих», то есть сми­ренных, «услышал Ты, Господи, преданности сер­дца их вняло ухо Твое» (Пс.9:38).

§ 332. Внешние знаки молитвы в Святом Писании можно найти следующие: 1) коленопреклонение (см. 3 Цар.8:54; Деян.7:60; Еф.3:14); 2) воздеяние рук (см. Исх.9:22, 23, 29 и 33; 1 Тим 2:8; Пс.142:6); 3) возведение очей на небо (см. Ин 11:41; 17:1; Пс.120:1; 122:1-2 и проч.). Однако эти знаки без внутреннего истин­ного благорасположения и усердия бесполез­ны, ибо Бог на сердце, а не на внешность и на­ружность смотрит и не внешний, а внутренний, сердечный голос слушает. Поэтому тот, кто чи­тает много молитв, псалмов, или много кладет поклонов, но без разума, внимания, сердечно­го смирения и усердия, — никогда не молится. Ибо если человеку предлагаем наше прошение, то ум, сердце и все наше усердие собираем, тем более это должно являть, когда стоим в молит­ве пред Богом, «сердца и утробы испытующим» (Пс.7:10), и прошение наше простираем. Тут надобно непременно весь ум и сердце собрать, насколько возможно человеку, обложенному немощной плотью.

§ 333. Христианский долг требует молиться не только за себя самого, но и за всех человеков: 1) За царей и за всех начальствующих, «дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1 Тим 2:1—2). 2) За проповедников Слова Божия, пасты­рей и учителей, «чтобы Слово Господне распрос­транялось и прославлялось» (2 Фес 3:1), и чтобы они в житии и в звании своем были исправны­ми и непорочными, чтобы правильно учили, и, чему учат, того пример на себе показывали. 3) Друг за друга, как апостол увещает: «молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» (Иак.5:16). Поэтому и Христос повелел молиться Небес­ному Отцу, как бы единым гласом, всем хрис­тианам, и говорить: «Отче наш, Иже ecu на небесех» (Лк. 11:2; Мф.6:9). 4) Не только за братию и друзей, но и за вра­гов должно молиться христианам. «Молитесь за обижающих вас и гонящих вас», — говорит Хрис­тос (Мф.5:44), «да будете, — говорит далее, — сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повеле­вает солнцу Своему восходить над злыми и доб­рыми и посылает дождь на праведных и непра­ведных» (Мф.5:45). Так молился Сам Христос за врагов Своих: «Отче! Прости им» (Лк.23:34). И святой Стефан: «Господи! Не вмени им греха сего» (Деян.7:60). О чем молиться, научает молитва Господня — «Отче наш», о которой в следующем параграфе предлагается рассуждение с кратким изъясне­нием.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных