Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Статья 4: О христианской должности ко Христу, Сыну Божию




Глава 1: О вере во Христа

«Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единород­ного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16).

О вере и ее свойствах сказано во второй гла­ве первой статьи этой книги. Здесь еще о вере во Христа нужно предложить тебе, любезный читатель, поскольку в вере состоит все наше бла­женство. А так как верою во Христа все спаса­ются, которые ни спасаются, то для лучшего понятия веры во Христа нужно здесь предложить и то, что нас вринуло в ров погибели, от кото­рой верою во Христа спасаемся, и вкратце кос­нуться дивного о нас Божия смотрения, кото­рым нас человеколюбиво благоволил спасти, — особенно ради простых людей.

§338. 1) Бог наш и Творец, в трех Лицах поклоняемый, когда сотворил небо и землю и все укра­шение их, после создал человека Адама и по­мощницу ему Еву. От них двоих весь род чело­веческий произошел и умножился. Их двоих все люди имеют первыми своими родителями. 2) Этих наших прародителей преблагой Бог создал не так, как прочие вещи, но неким див­ным и человеколюбивым советом. Созидая прочие твари, Бог говорил: «Да будет», — и было так (Быт.1:3, 6, 9, 11, 14, 15, 20, 24); «Он изрек, и они явились, повелел, и создались» (Пс.148:5). Пе­ред тем, как создать человека, говорил: «Сотво­рим человека по образу Нашему и по подобию» (Быт.1:26). Настолько высоко человека, выше про­чих тварей, превознес, что не только Своим Божественным советом, но и по образу Своему сотворил его. От этого познай, человек, твое высокое и дивное первоначальное благородство и непостижимую благость Бога нашего. По об­разу Божию ты создан! (Быт.1:27). 3) Созданным прародителям нашим, и в раю, прекрасном месте сладостей, учиненным, Бог дал заповедь: «От всякого дерева в раю буде­те есть, а от дерева познания добра и зла не ешь­те от него, ибо в день, в который вкусите от него, смертью умрете» (Быт.2:16—17). 4) Заповеди Божией прародители наши не сохранили, от заповеданного древа вкусили (Быт.3:6). К такому преслушанию и законопреступлению их прельстил змий лукавый и сата­на, позавидовав великому их блаженству. И так они, не послушав Бога, Создателя своего, по­слушав же обольстителя и врага своего, весьма тяжко согрешили перед Богом. Потому они лишились Божией милости и благодати, кото­рою их Бог почтил в создании, потеряли образ Божий, и из святых и праведных сделались не­чистыми, скверными и грешными, и подпали праведному гневу Божию и всякому неблаго­получию, временному и вечному. 5) Этой греховной язвой прародителей наших заразились и мы, их сыны, и с нею зачина­емся и рождаемся, как о том воздыхает и сетует Псаломник: «В беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя» (Пс.50:7), — и так с ними стали подвержены временному и вечному бед­ствию. Нам всем следовало не только времен­но, но и вечно с ними умирать, горькую чашу гнева Божия и вечного мучения в аду пить, и у дьявола, злого совета которого мы послушали, быть во власти и поругании. «Ибо возмездие за грех — смерть», — говорит апостол (Рим 6:23). 6) Бог, по великой Своей милости и непос­тижимой благости, «не по беззакониям нашим по­ступил с нами, и не по грехам нашим воздал нам» (Пс.102:10). Еще прародителям нашим обещал послать избавление и спасение — им и всему миру, — что означают те самые слова, которые Бог сказал змию: «Той (Христос, благословенное семя) твою сотрет главу» (Быт.3:15). 7) Свое отеческое благословение к роду че­ловеческому и милостивое обещание Бог мно­гократно повторял и открывал святым патри­архам, Аврааму, Исааку, Иакову и прочим. От­крывал пророкам и им повелевал возвещать и проповедовать грядущего в мир Спасителя, как о том в книгах Ветхого Завета написано, в Сего Избавителя грядущего и веровали ветхозаветные отцы, и спаслись веровавшие в Него (Пс.117:26; Деян.15:11). 8) Когда приблизилось то время, в которое Бог определил прийти в мир Избавителю и явиться миру, перед Его пришествием родился пророк от неплодных и престарелых праведных родителей — священника Захарии и Елисаве­ты — именем Иоанн (Лк.1:57—63). Этот пророк был послан Богом приготовить путь Избавите­лю, грядущему в мир, как о том Захария, отец его, Духом Святым сказал ему, рожденному: «И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предыдешь пред лицем Господа приготовить пути Ему» (Лк.1:76). И Сам Бог еще прежде о нем предсказал через пророка: «Вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приго­товит путь Твой пред Тобою» (Мал 3:1; Мк.1:2). Потому называется он Предтечей Святой Цер­ковью, что перед пришествием Христовым, как заря перед солнцем, «предшествовал» и пропове­дал приблизившееся Солнце правды, — Хрис­та. Этот пророк проповедал Христа, уже при­шедшего в мир, говоря: «Идет за мною Сильней­ший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его» (Мк.1:7). И указы­вал на Христа, говоря: «Вот Агнец Божий, Ко­торый берет на Себя грех мира. Сей есть, о Ко­тором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня», и прочее (Ин.1:29—30 и след.). 9) Пришествие Христово в мир «было так: в шестой месяц» по зачатии Иоанна Предтечи во чреве Елисаветы «послан был Ангел Гавриил от Бога к Деве» Марии, Которая тогда жилище свое имела во граде галилейском Назарете, и, при­дя к Ней, сперва поздравил Ее так: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами!» Потом объявил Ей: «Зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус», и прочее. Пресвятая Дева, услышав о таком неслыханном деле, сказала Ангелу: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» А когда Ангел ответил Ей: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя», — и прочие слова в уверение приложил, — соизволила на то благодатная Дева: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твое­му». Так Сын Божий Иисус Христос, благоволе­нием Небесного Своего Отца и наитием и осенением Святого Духа, во чреве девическом за­чался плотью (Лк.1:24—38). Это Божие благоволение к нам, грешным и погибшим, празднуется Церковью 25 марта (7 апреля по новому стилю». Это милосер­дное к нам Божие благоволение Святая Цер­ковь называет Благовещением, потому что бла­гая весть Деве Богородице и всей твари с небес на землю через Ангела Божия была принесена и объявлена. Ибо отсюда началось наше спа­сение. 10) Наконец, воссияло Солнце правды из девственной утробы, родился от Девы Сын Бо­жий, явился на земле Царь Небесный, «Слово стало плотию», и Ветхий днями был пеленами, как младенец, повит, Невидимый показался, и Питающий всякую плоть, материнским моло­ком питаться изволил. При рождении Его Ан­гелы святые воспели славу и хвалу Божию: «Сла­ва в вышних Богу, и на земле мир, в человеках бла­говоление!» (Лк. 2:14). Рождество по плоти Сына Божия Спаса нашего Церковь празднует 25 де­кабря (7 января по новому стилю). 11) Рожденный Сын Божий в восьмой день был обрезан по закону Моисееву, и «дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве» (Лк.2:21). «Иисус» значит «Спаситель, ибо Он спасает людей Своих от грехов их» (ср. Мф.1:21). Помедлим здесь, любезный читатель, и по­дивимся благости Божией. Принял обрезание Тот, Который не имеет скверны. Принял нарицание и имя Тот, род и имя Которого неизре­ченно. Нарекся Иисус, дабы самим именем по­казать, что Он есть Спаситель мира, и ведет людей Своих не в Хананею, как Иисус Навин, но в небесное царствие. Нарекся сыном чело­веческим Тот, Который на земле не знает отца. Зачался Тот, Который начала не имеет. Стал видимым Тот, Который по Своему естеству не­видим. Осязался материнскими руками Тот, Который Ангелам неприступен. Был повит пе­ленами Тот, Который одевает небо облаками. Ради меня и тебя, человек, воспринял Сын Бо­жий это великое посольство. «Благослови, душа моя, Господа!» 12) Как прошло сорок дней от рождения, святою Матерью принесен во храм Господень, дабы «по закону Моисееву представить Его пред Господом». В то время, по смотрению Божию, пришел в храм Господень Симеон праведный, муж престарелый, которому было обещано, «что он не увидит смерти, пока не увидит Христа Господня». Как только он увидел младенца Иисуса, принесенного в храм Божий, Духом Святым узнал, что младенец Тот есть Мессия, Богом обещанный и пророками проповеданный. И взяв Его с благоговением на свои руки, «благо­словил Бога» и с радостью воскликнул: «Ныне от­пускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, кото­рое Ты уготовал пред лицем всех народов», и про­чее (Лк.2:22—31 и след.). И это отмечает празд­ник Сретения Господня, 2 февраля (15 февраля по новому стилю (прим. ред.)). 13) Будучи двенадцати лет, Иисус, Сын Бо­жий, в праздник Пасхи взошел в храм Божий, и сев посреди учителей, слушал и вопрошал их. «Все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его» (Лк.2:42—47). Хотя по возрасту был и отро­ком, но в таком возрасте действовала и пока­зывалась ипостасная премудрость Божия, ибо Он есть «Божия сила и Божия премудрость» (1Кор.1:24). 14) Лет около тридцати жития Своего на земле (Лк.3:23), Христос крестился в реке Иор­дане пророком и Предтечей Иоанном (о кото­ром упомянуто в пункте 8). Тогда явился над Ним Дух Святой «в виде голубине», и Отец Не­бесный гласом с небес засвидетельствовал: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф 3:16-17; Мк.1:9-11; Лк3:21-22). Здесь явно нам открылась тайна Пресвятой Троицы. Сын во плоти крестился, Дух Святой на Него сошел, Отец свидетельствовал с небес. Так Триипостасный Бог — Отец, Сын и Святой Дух, Создатель наш, о спасении нашем про­мышляет! Это спасительное Богоявление праз­днуется 6 января (19 января по новому стилю). Примечай здесь, православный христиа­нин, Христос крестился не так, как мы крещаемся. Мы крещением омываемся от скверн гре­ховных и освящаемся. Христос не имел греха, и потому Ему не было нужды омываться от гре­ха, но Своим крещением Он освятил и устано­вил наше крещение. 15) После крещения Сын Божий «возведен был Духом в пустыню для искушения от диавола», и был им искушаем, и победил искусителя (Мф.4:1—11). Постой и здесь, и подивись благости и смирению Сына Божия. Будучи Богом, попус­тил злому и нечистому духу приступить к Себе и различно искушать. И так показал, что каж­дому рожденному водой и Духом и начинаю­щему служить Господу следует искушение, как говорит Сирах: «Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению» (Сир 2:1). Победил Он искусите­ля, — для нас победил, чтобы мы Им побеж­денного силой Его побеждали. 16) После претерпленного искушения и по­беды Христос вышел из пустыни и пошел на про­поведь святого Евангелия, которое из недр Сво­его Небесного Отца принес на землю, и с ним открыл нам всю Его благость и человеколюбие, говоря: «Покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк.1:15). 17) В начале Своей проповеди собрал двенадцать учеников из простых, низкого проис­хождения людей, которых назвал апостолами, дабы они были Его очевидными свидетелями всему миру, как Он Сам сказал им по воскресе­нии Своем: «Будете Мне свидетелями в Иеруса­лиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян.1:8). И апостол Иоанн с братией своей, прочими апостолами, говорит: «Ибо жизнь явилась (то есть Христос, Слово Отчее), и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и яви­лась нам» (1 Ин.1:2), — и еще: «И мы видели и сви­детельствуем, что Отец послал Сына Спасите­лем миру» (1 Ин.4:14). 18) С двенадцатью апостолами переходя с места на место, и из града во град, и из селения в селение Он приносил святое Свое Евангелие и сеял семя спасительное слова Божия; насаж­дал веру в сердцах человеческих и показывал путь к вечной жизни и небесному царствию; учил истинному богопочитанию и поклоне­нию, которое бывает «в духе и истине» (Ин.4:24); учил любви к Богу и ближнему, кротости, сми­рению, терпению, милосердию и прочим доб­родетелям. Чему словом учил, то делом и при­мером Своим показывал. Потому учиться не­порочному христианскому житию от Себя велел, как от живого образа и чистого зерцала. «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сер­дцем» (Мф.11:29), — и еще: «Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин.13:15). 19) Сотворил преславные чудеса: слепых, глухих, немых, расслабленных исцелял, прока­женных очищал, демонов изгонял, мертвых воскрешал, многие тысячи людей в пустыне несколькими хлебами напитал, и прочие выше­естественные дела творил. Этим показывал людям, что Он есть Мессия, Богом обещанный и пророками проповеданный, как Сам Иоанну Предтече, через Своих учеников вопрошающе­му Его: «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?», — отвечал: «Пойди­те, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокажен­ные очищаются и глухие слышат, мертвые вос­кресают и нищие благовествуют» (Мф.11:2—5). Как бы сказал: из дел Моих примечайте, что пришло то время, о котором Исаия изрек: «Тог­да откроются глаза слепых, и уши глухих услы­шат. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет ясен» (Ис.35:5—6). Здесь примечай, христианин, что Христос не так творил чудеса, как святые Его творят. Святые молитвой и име­нем Христовым творят чудеса, а не сами собою. Христос же Сам, как Бог, творил чудеса. Ибо чудеса творить (свойственно) одному только Богу. 20) Люди, слушая небесное, спасительное и утешительное Христово учение и видя Его преславные чудеса, ходили за Ним в великом мно­жестве, как овцы за добрым пастырем, иные, желая исцелиться от своих недугов, иные — по­слушать Его святое учение, и все получали от Него, чего с верою желали и искали. «И весь на­род искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех» (Лк.6:19). 21) Услышали голос доброго Пастыря и Его заблудшие овцы, и познали Его. Блудницы, мытари и прочие грешники приходили к Нему, как говорит святой Лука: «Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его» (Лк.15:1). И принимали исцеление душевных своих язв, от­пущение грехов. Так, христианин, Христос Сын Божий, живя на земле и проповедуя Евангелие царствия, «для всех сделался всем»: для сущих во тьме Он свет, для слепых прозрение, для глу­хих слышание, для немых речь, для расслаблен­ных исцеление, для прокаженных очищение, для мертвых воскресение и жизнь, для грешни­ков спасение. Приступим и мы к Нему, не на земле ходящему, но одесную Бога сидящему, приступим верою сердечною, а не ногами, и, объявив язвы и недуги наши, возвысим к Нему глас: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй нас!» Не пре­зрит и нас Тот, Который никого не презрел, с верою к Нему приходящего. Но посмотрим, чем воздали Ему люди Его, которых Он пришел взыскать и спасти. 22) Слава о Нем, как о неслыханном учите­ле и чудотворце, везде прошедшая, подвигла на зависть фарисеев, книжников и законоучите­лей иудейских, поэтому они различно хулили Сына Божия и старались славу Его помрачить, но «свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин.1:5). Последовала подруга зависти — зло­ба, и научила их убийству своего Мессии, по­тому искали Его умертвить, но не могли, ибо еще не пришло время Его страдания. 23) Сын Божий, провидя, что Ему следует от беззаконных Своих людей испить чашу стра­дания, предсказывал о том Своим ученикам, «что Ему должно идти в Иерусалим и много по­страдать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день вос­креснуть» (Мф.16:21). 24) Когда приблизилось время Его спаси­тельного страдания, Он, взяв трех Своих уче­ников, — Петра, Иоанна и Иакова, — взошел на высокую гору, где начал молиться, и «просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет». Там явились два пророка, Мо­исей и Илия, которых видели и апостолы, и раз­говаривали с Ним. Услышали потом и глас, от великолепной славы к Нему пришедший: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое бла­говоление; Его слушайте». Устрашившись Боже­ственного того гласа, апостолы пали ниц на землю (Мф.17:1-6; Лк.9:28—35). Помедлим и здесь, любезный читатель, и обратим умные наши очи на Божественную славу преобразив­шегося Господа. Апостолы, увидев славу Христову, сколько могли видеть, такую радость и сладость в сердцах почувствовали, что святой Петр не мог умолчать и воскликнул ко Христу: «Господи! хорошо нам здесь быть» (Мф.17:4). Толь­ко некую часть славы Христовой увидели апо­столы и так усладились, — какая же радость в избранных Божиих будет в будущем веке, где покажет им всю Свою Божественную славу! Постараемся же и мы славу ту видеть благода­тью Его, и славу мира сего презрим. 25) Когда уже пришло время Христу Сыну Божию пострадать за спасение мира, Он поехал в Иерусалим, «сидя на ослице». Люди, услышав о Его приходе, вышли на встречу Ему из города, иные из них постилали ветви на пути, по кото­рому Он ехал, иные полагали одежды свои, иные держали в руках ветви от финиковых де­ревьев и восклицали: «Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф. 21:7-9; Мк.11:7-10; Лк.19:35-38; Ин.12:14—5). Примечай здесь, христианин, с какой славой Христос шел в Иерусалим. На что же? На вольное Свое страдание и поносную крестную смерть. За кого? За меня и тебя, по­гибшего. Отсюда познай огромную Его любовь, жаждущую нашего спасения. Примечай также человеческое непостоянство. Тот же народ, ко­торый восклицал Христу: «Благословен Грядущий во имя Господне», — после вопил против Христа к Пилату: «Возьми, возьми, распни Его!» (Ин.19:15). Из этого учись презирать людскую славу и по­хвалу, ибо, кого ныне хвалят, того после про­клинают. Но посмотрим, что последовало после на­родного ликования о Христе. 26) Ликование народа, учиненное Христу, подвигло книжников, фарисеев и архиереев иудейских на большую зависть и злобу. Пото­му как прежде, так и тем более тогда собрав­шись, они советовались, как погубить Того, Который их пришел спасти. Но из-за народа они не могли того явно учинить, поскольку все Его держались, слушая Его учение. Тогда на­шелся сосуд погибели, один из двенадцати, не­благодарный ученик Иуда Искариотский. Он присоединился к их пагубному совету, и за тридцать сребреников продал им бесценного своего Учителя, и лобзанием и лестью предал им Его в руки ночью (Мф.26:14—16, 47—50). Примечай здесь, христианин, что сребролюбие делает со своими любителями. Иуда не ужас­нулся продать за такую малую цену бесценно­го Христа, своего Благодетеля и Учителя, и так купил себе вечную погибель. То же последует и прочим сребролюбцам, которые не ужасаются всякое зло делать, чтобы обогатиться, «ибо корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим 6:10). 27) Предание Иисуса Христа Сына Божия так учинилось предателем: после вкушения вет­хозаветной пасхи и Тайной Вечери, о чем Цер­ковь творит воспоминание в Великий Четвер­ток, Сын Божий с апостолами пришел в мес­течко, «называемое Гефсимания», и, взяв Петра, Иакова и Иоанна, Своих избраннейших учени­ков, и отойдя несколько от прочих апостолов, начал скорбеть и тосковать (Мф.26:36—38). По­том, немного от них отступив, молился Отцу Своему Небесному с коленопреклонением и преклонением лица Своего на землю, и такую молитву сотворил троекратно, как святой Еван­гелист повествует (Мф.26:39—44). Поскольку Иуда предатель знал, что Иисус много раз на том месте собирался со Своими учениками, — взяв (с собою) слуг от архиереев и фарисеев, пришел туда с фонарями, светильниками и ору­жием. Со светильниками же пришел потому, что тогда была ночь (Ин.18:2—4). А чтобы ему было удобнее предать Сына Божия в их руки, дал им такой знак: «Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его» (Мф.26:48). И тотчас подойдя ко Христу, сказал: «Радуйся, Равви (учитель)! И по­целовал Его» (Мф.26:49). И таким образом раб и льстец предал Господа своего в руки вражьи. Тог­да пришедшие взять Христа «связали Его» (Ин.18:12). Апостолы, видя такое злодейское начи­нание, «оставив Его, все бежали» (Мк.14:50). Итак Христос, взятый руками беззаконных и связан­ный, приведен к Каиафе архиерею, где книж­ники и старцы собрались (Мф.26:57). 28) Здесь приведенный Сын Божий непра­ведный суд претерпел от беззаконных судей, где на Него различные и ложные клеветы от лже­свидетелей приносимы были, против которых Он молчал: «Иисус молчал» (Мф.26:59—63). По­том осудили на смерть Судию живых и мерт­вых: «они же сказали в ответ: повинен смерти» (Мф.26:66). Осужденный на смерть «Бессмерт­ный, смерти и жизни Господь», был оплеван, по ланитам ударяем и различно мучим и поругаем во всю ту ночь (Мф.26:67). 29) Как настал день, связав Сына Божия, привели к игемону Пилату и просили его умер­твить Христа крестной смертью, а он, хотя и отказывался то учинить, видя Его неповин­ность, однако, поскольку сильно настаивали и устрашали его: «Если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, против­ник кесарю» (Ин.19:12), — учинил по их воле и прошению, предал в руки беззаконных непо­винного, дабы распять (Ин.19:16). 30) Тогда, взяв Сына Божия, поруганного, осмеянного, уязвленного, замученного и воз­ложив на Него крест Его, отягченный нашими грехами, повели на большее бесчестие и стра­дание, то есть на распятие: «и, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое лобное» (Ин.19:17). И так Иисус Христос, Сын Божий, по принятии многих бесчестий, посмеяний, хуле­ний, уязвлений, мучений, распят на кресте между двумя разбойниками и смертью крестною заключил подвиг Свой, нас ради и нашего ради спасения воспринятый (Ин.19:18). День сей, в который Христос пострадал, Церковью Святой называется Великим Пятком, — потому что великое дело нашего спасения в этот день Сын Божий совершил, как Он Сам, уми­рая на Кресте, возгласил: «Совершилось!» (Ин.19:30). 31) Смерти Христовой последовали знаме­ния и чудеса: «завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни рас­селись; и гробы отверзлись; и многие тела усоп­ших святых воскресли» (Мф.27:51—52 и след.). 32) Умерший за наше спасение Сын Божий погребен был, и почивала святейшая Его плоть во гробе три дня и три ночи, как Он Сам о том предвозвестил: «Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф.12:40). 33) В третий день по крестной и животво­рящей Своей смерти восстал из мертвых Сын Божий (Лк.24:7, 21; 1Кор.15:4; Деян.10:40). Восстанием из мертвых показал нам Христос, что Он победитель смерти, греха, ада, дьявола и всех наших грехов, и тем нас уверил, что и мы, умершие, восстанем, когда будет время, от Бога определенное. Этот день Воскресения Христо­ва называется Пасхой. Пасха значит «переход», ибо верующие во Христа смертью и воскресе­нием Его от смерти к жизни вечной, и от земли к небесам переходят, как Церковь Святая поет в день Воскресения Христова. 34) По воскресении Своем Христос не ско­ро от земли отлучился, но сорок дней пребы­вал и являлся апостолам святым и прочим вер­ным, говоря им о царствии Божием (Деян.1:3). 35) После сорока дней, от горы Елеонской, которая близ Иерусалима, перед апостолами вознесся на небо и сел по правую сторону Бога Отца (Мк.16:19; Лк.24:51; Деян.1:9-11). Задержимся и здесь, возлюбленный хрис­тианин, и подивимся великости благости Божией. Смотри, на какую высоту превознесено естество человеческое, ипостасно соединенное Слову Божию! Одесную Бога сидит Христос с прославленною Своею святою плотью. Нас ради на земле родился, пожил, пострадал, умер, воскрес, вознесся на небо, и сидит во славе Отчей, и ходатайствует о нас (Рим.8:34). Благо­дари об том Бога, благоволившего этому. Радуй­ся духом и торжествуй, поплевав на прихоти мира сего, как на кал, старайся достигнуть бла­годатью Божией участи спасаемых, и лицом к лицу видеть во славе царствующего Сына Божия, Которого ныне верой видишь. Христос, Глава верных, вознесся на небо, — вознесутся и духовные члены тела Его, истинные христи­ане. Прославился Христос, — с Ним прославят­ся и верные рабы Его, и предстанут Ему, как Царю своему, одеты в ризы, расшитые золотом и приукрашенные (Пс.44:14). Облекутся чис­тою оправдания Его порфирою, как сыны ца­ревы, и воцарятся с Ним во веки веков. Разу­мей эту славу истинных христиан и пустые мира сего титулы, ранги, славу, честь, которыми сыны века сего утешаются, вменяй как ничто. Истинно это признаешь, когда верою размыс­лишь о будущей сынов Божиих славе. Да спо­добит нас части той Искупитель наш, Сын Бо­жий. 36) Вознесшийся на небо Христос послал от Отца Своего Небесного Духа Святого на апос­толов и на всякую плоть, как обещал: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребу­дет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять» (Ин.14:16—17). Но и Сам Он обещал неотлучно пребывать с верными «до скончания века» (Мф.28:20), ибо, «возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» (Ин.13:1). 37) Апостолы святые, Духом Святым про­светившись и укрепившись, во всю вселенную пронесли это неизреченное богатство Божией благости; Сына Божия, плотью в мир пришед­шего, проповедали; веру в Него в сердцах че­ловеческих насадили; идолобесие опровергли, тьмою неведения Божия народы помраченные просветили; очи сердечные ослепленных к по­знанию истинного Бога отверзли; основали Церковь Божию на лице всей земли; единое благословенное стадо из разных народов, как диких зверей, собрали; Троицу Святую — Отца и Сына и Святого Духа, единого Бога, почитать научили; огонь Божией любви в сердцах веру­ющих возожгли и надеждою жизни и блажен­ства будущего века утвердили, как написано о них: «Они пошли и проповедовали везде, при Гос­поднем содействии и подкреплении слова после­дующими знамениями» (Мк.16:20). 38) Спасительным учением этих богоглаголивых проповедников Святая Церковь, рассе­янная по лицу всей земли, просвещается, на­ставляется, созидается, спасается и от плачев­ной мира сего юдоли в горний и небесный Сион, к Царю своему и бессмертному Жениху переселяется, помощью Святого и животворя­щего Духа, где не верою, но лицом к лицу спо­добляется чистейшую и святейшую Его красо­ту видеть. 39) По блаженной кончине апостолов свя­тых учинились преемники их — святители Хри­стовы, пастыри и учителя, которые тем же сло­вом учения их Церковь Христову пасут, настав­ляют, утверждают и предпосылают, с помощью Божией, в небесную ограду, и сами, веру сохра­нив и течение совершив, туда же по трудах и подвигах переселяются, — что и до конца века будет, ибо «врата ада не одолеют созданной на камне» веры Христовой Церкви (Мф.16:18). Видим, православный христианин, первое пришествие Спасителя нашего в мир. Ожида­ем еще и второго, по неложному обещанию: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет та­ким же образом, как вы видели Его восходящим на небо», — что Ангелы Господни сказали апос­толам, смотрящим на возносимого Христа (Деян.1:11). Два сии пришествия Христовы не равны, как видим в святом Его слове. Первое было тихое: «Сойдет, как дождь на руно, и как капля, каплющая на землю» (Пс.71:6). Второе страшное и скорое: «ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так бу­дет пришествие Сына Человеческого», — говорит Христос о Себе (Мф.24:27). Первое было сми­ренное, ибо пришел в облике человека и раба с людьми и рабами беседовать, дабы смирением Своим всех привлечь к Себе. Второе будет слав­ное, ибо «приидет Сын Человеческий во славе Сво­ей и все святые Ангелы с Ним» (Мф.25:31). В пер­вом пришел «взыскать и спасти погибшее» (Лк.19:10). Во втором придет судить и воздать всем по делам их: верных, пребывших до конца в вере, ввести в вечное блаженство и небесное царствие, а неверных и не сохранивших веры — вечному предать наказанию. И так «пойдут сии в муку веч­ную, а праведники в жизнь вечную» (Мф.25:46). Так все смотрение Сына окончится. Тогда нач­нется вечность блаженная на небесах, пренеблагополучная и бедственная в аду. Тогда одни будут царствовать и веселиться без конца, дру­гие же бедствовать и страдать без конца. При­мечай здесь, христианин, что Христос, Который пришел в мир грешников призвать на покаяние, пострадал и умер за грешников, Тот же будет и судить непокаявшихся грешников, и насколь­ко тих, смирен, кроток и милостив был ко греш­никам в первом пришествии, настолько гнева и ярости изольет на непокаявшихся грешников, таковую Его благодать презревших, так что ска­жут они горам и камням: «Падите на нас и со­кройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять» (Откр.6:16—17)?

§ 339. Видел ты, христианин, вкратце пред­ставленное Сына Божия в мир пришествие, о котором святое Его Евангелие обстоятельно нам повествует. Но знай, что никакой пользы не будет, если слышать только о Христе, в мир пришедшем, но не иметь в Него истинной и живой веры. Ибо многие и язычники слышат, что Христос в мир пришел и чудеса сотворил, но не веруют. Даже и сам дьявол со злыми ан­гелами своими знает о том и святого имени Его трепещет, но это знание для них совершенно бесполезно. Так и христианам знание о Хрис­товом в мир пришествии не принесет пользы, если они не имеют в сердце живой в Него веры. А чтобы живую во Христа иметь веру, должно всякому познать и признать душевную свою бедность и окаянство, как сказано выше. Ибо истинная во Христа вера подает живое и дей­ствительное утешение души. А чтобы утеше­ние воспринять, должно почувствовать скорбь, печаль и страх суда. Ибо утешение — для пе­чального утешение, и врачевство болящему по­дается, как говорит Христос: «Не здоровые име­ют нужду во враче, но больные» (Мф.9:12). Истинное познание праотеческого греха и всякого бедствия, от того последующего, не попускает человеку веселиться безумно, но со­держит его в сокрушении сердечном, страхе и печали. Сам рассуди, как возможно тому ра­доваться, у кого внутри неисцельная болезнь содержится и очевидною грозит смертью. Пра­отеческого греха зло неисцельно заразило душу нашу со всеми ее силами, так что человек стал умом слеп, волею преслушлив, сердцем отвра­щен от Бога. Откуда последовало, что между добром и злом распознать не может, и часто вместо добра зло избирает, добродетель поро­ком и порок добродетелью называет, радуется о том, что ему во зло и вредно, печалится о том, что ему полезно. Такая пагубная тьма разум че­ловеческий объяла. Сердце и воля человечес­кая не иное что замышляет и хочет, как только противное воле Божией, «потому что помышле­ние сердца человеческого — зло от юности его» (Быт.8:21). На малом детище примечай зло сие, как в нем злое сие семя произрастает в плоды свои злые. Какое в нем показывается самолюбие, гнев, ярость, зависть и вражда! Как во гневе кричит и ярится! Это плоды змеиного семени, на сердце человеческом посеянного. Кто бы мог познать зло то, в сердце человеческом скрыва­ющееся, когда бы оно само себя через внешние признаки не показывало? Чем более растет че­ловек мерою возраста, тем большее возникает из сердца его зло, и при умножении лет умно­жаются и поднимаются душепагубные страсти и похоти плотские. Тут является блудное похотение, любочестие, гордость, пышность, самомнение, высокоумие, злоба, славолюбие, сребролюбие, пока­зывается лицемерие, ложь, лукавство, лесть, хитрость, пронырство, хищение и всякая не­правда и всякое зло. Все это не к чему иному, как к вечной погибели и смерти ведет бедного человека. Дан был от Бога закон, чтобы злу этому вос­препятствовать и человека, в вечную погибель идущего, удержать, но он только немощь чело­веческую показывал, а не врачевал, обличал, а не помогал, грех показывал, но греха не отни­мал, казнью угрожал, но от казни не освобож­дал. Посему святое Божие слово заключило, что «все согрешили и лишены славы Божией, и весь мир стал виновен пред Богом» (Рим 3:23, 19). А оттуда следовала всему миру казнь вечная, по строго­сти правды Божией, ибо Бог вечный и беско­нечный грехами мира прогневан и огорчен. От сего тяжкого долга никто из людей сам собою никаким образом освободиться не мог, как бы ни старался о том, ибо Бог, огорченный, про­гневанный и обесчещенный человеческим гре­хом, есть бесконечный. Но следовало непременно всякому заклю­ченным быть в темницу вечную за долг свой и платить правде Божией раздраженной вечною казнью. Но и угодить Богу никто из людей не мог сам собою, ибо всякий «по природе чадом гнева» рождается (Еф.2:3), «в беззакониях» зачинается «и во грехах» рождается (Пс.50:7). И закона Бо­жия, который должно совершенно исполнить, никто совершенно исполнить не мог, и не мо­жет, праотеческим грехом ко всякому злу пре­клоняемый и влекомый, — и это зло чувствуют во плоти своей и сами возрожденные (Рим 7:18—24). Потому и сами святые, этим злом движимые и подстрекаемые, в тяжкие грехи пада­ли и падают, как в священной и церковной ис­тории читаем. А эти падения показывают то, что всякий человек все грехи может делать, если благодать Божия не укрепит его и не поможет ему. Отсюда научись, христианин, познавать немощь свою, бедность и окаянство твое духов­ное. Отсюда примечай, сколь великое зло, — зло, которое до смерти оплакать не можем, грех Адамов, семя змеиное, ядовитое и смертонос­ное, разлитое по всем силам душевным и теле­сным, — сколь великое, говорю, зло кроется в сердце нашем, от которого избавиться и кото­рого победить силою своею не можем. Страшно и жалостно описывается в Святом Писании человек, который Святым Духом не возрожден. «Безумный сказал в сердце своем: «Нет Бога». Они развратились и стали гнусны в делах: нет делающего добро. Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли ура­зумевающий или ищущий Бога. Все уклонились, все стали совершенно негодны: нет делающего добро, нет ни одного» (Пс.13:1—3). И еще: «Гортань их — открытый гроб; языком своим обманыва­ют; яд аспидов на губах их. Уста их полны зло­словия и горечи. Ноги их быстры на пролитие кро­ви; разрушение и пагуба на путях их; они не зна­ют пути мира. Нет страха Божия перед глазами их», — говорит апостол об иудеях, которые за­кон Божий, им преданный, имели, но беззакон­но жили, как добавляет далее: «но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом» (Рим 3:11-19). Если говорится, что такие беззакония и ра­стления были у тех, которые имели закон Бо­жий и хвалились о Боге, что уже сказать о языч­никах, которые, как дикие звери, жили и дела­ли то только, что чувства их услаждало и что неразумное сердце их замышляло и похотствовало? Ужасная тьма заблуждения покрывала и охватывала сердца их. Мало им было солнце, луну, звезды и прочие создания Божии вместо Бога почитать, они и сами страсти: нечистоту, пьянство, гнев, ярость, свирепость — обогот­ворили. Все это зло и мерзость от первород­ного греха, в сердце человеческом живущего, произошло и разлилось. Ибо всякий идол сам по себе ничто (1Кор.8:4). Серебро, золото, де­рево, животные — все это создания Божии, для пользы Создателем устроенные, но мерзостью перед Богом бывают и в погибель человеку об­ращаются не сами по себе, — ибо «хороши весь­ма» создания Божий (Быт.1:31), — но от сердеч­ного человеческого произволения, ибо человек тому, как Богу, сердце свое отдает и посвящает. Солнце, луна, звезды, звери, скоты и всякое животное, также огонь, вода и прочие стихии, хлеб, вино и прочее на служение человеку со­зданы, дабы, их употребляя, познавал Созда­теля и Ему благодарил и Ему служил. Но ос­лепленный человек превратным образом дела­ет: что должно ему служить, тому он служит, и что ему покоряться должно, тому он душу и сер­дце свое покоряет. Всякая мерзость прежде внутри, в сердце человеческом начинается и потом вне исходит и является. Вне сердца человеческого идол есть ничто, но всякий идол в сердце человеческом есть. Сердце человеческое есть мерзкое капище, идолов и мерзостей исполненное. Оно вымыс­лило всякое идолонеистовство и в самое дело произвело. Там всякое зло и богопротивная мер­зость кроется. И если верою не будет очищено, не иное что зачинает и рождает, как только злые и богопротивные плоды. И хотя многие, верою не очищенные и Духом не возрожденные, кажут­ся внешне добрыми, но внутрь злы и подобны «окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Мф.23:27). Бог же по сердцу и внутреннему состоянию судит, а не по внеш­нему. Такое великое, как дерево, зло с горьки­ми своими плодами от семени змеиного возрос­ло, посеянного на сердце праотца Адама, и в зачатии и рождении нашем плотском на наши сердца, как яд смертоносный, изливается и все наши силы душевные и телесные заражает, так что от природы не иное что может мыслить и делать, как только суетное, непотребное и злое. Ныне рассуди, христианин, что есть сам по себе человек без Христа, если ни помыслить, ни хотеть, ни делать чего богоугодного не мо­жет без благодати Его, как и Сам сказал Хрис­тос: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5), — он как розга иссохшая, которая толь­ко к сожжению годна. А так человек не иное что перед Богом, как мерзость и смрад, от ко­торого святейшие Его отвращаются очи, а по­сему не иному чему подлежит, как проклятию, осуждению и мучению вечному. В это зло и бед­ствие Адам нас ввергнул своим грехопадением, но Христос, Сын Божий пришел в мир от всего того зла нас избавить. Он, явившись во плоти, сделался ходатаем и стал посредником между Богом, прогневанным нашими грехами, и людьми, Его прогневавши­ми. Закон Божий и волю Божию исполнил со­вершенно, так что «не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» (1 Петр 2:22). Грехи мира на Себя взял, чтобы, как Агнец непорочный, очистить их. «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира», — показывал на Него всему миру Предтеча святой (Ин.1:29). «Не знавшего греха Бог сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2Кор.5:21). И «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Ин.2:2), и прочее. Взяв наши грехи на Себя, взял и казнь, за грехи нам должную, ибо грехи без казни не бывают. «Господь возложил на Него гре­хи всех нас. Он изъязвлен был за грехи наши и му­чим за беззакония наши» (Ис.53:5—6). Мы достой­ны были вечного от лица Божия отвержения, осуждения и в аду с дьяволом и злыми его ан­гелами мучения как отступники и разорители Святого Его закона, но Христос, Сын Божий, Царь славы и Господь наш, эту нашу казнь взял на Себя, и за нас, рабов Своих непотребных, так ужасно хулим, осмеян, обесчещен, поруган, уязвлен, мучим, и такою поносною смертью умер, а так от вечного наказания, которого мы достойны, избавил нас, и Божие благослове­ние, милость, благодать и вечную жизнь, кото­рой мы недостойны, у Небесного Своего Отца заслужил нам. Так Он стал для нас совершеннейшим врачевством против всякого нашего бедствия и окаянства, и живым и известнейшим источни­ком всякого истинного блаженства. Он Освободитель наш от пленения и влас­ти дьявольской. Он Исцелитель язв наших, которыми мы от врага того, как от разбойника, смертельно уяз­влены. Он Свет против тьмы нашей. Он Врач против немощей наших. Он нам Премудрость против безумия и не­доумения нашего. Он Утешение против всякой печали нашей. Он Жизнь и жизни Источник против смер­ти нашей. Он Оправдание против грехов наших. Он Заступник против клеветников наших. Он Мир и Покой против злой совести нашей. Он Победа против врагов наших. Он Помощник нам в брани нашей против дьявола, плоти, мира, греха и прочих врагов наших. Он Ходатай наш против гнева и суда Божия. Он Укрепление нам в слабости, изнемогании и малодушии нашем. Он Путь и Вождь к вечной жизни, блажен­ству и царствию небесному. Словом, Он «сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искупле­нием» (1Кор. 1:30). Слепы мы были, — Он нам стал премудро­стью. Грешны мы были, — Он нашим стал оправ­данием. Скверны мы были, — Он нам сделался ос­вящением. Пленены мы дьяволом были, — Он нашим стал избавлением. Это высочайшее Его благо­деяние и милость как всему миру, так мне и тебе, человек, подалось. Мой и твой Он есть избавитель, искупитель, заступник, помощник, утешитель, оправдание, освящение, мир, вос­кресение, надежда в жизни, при смерти, по смерти вечная жизнь, вечная радость, слава и блаженство, если истинно, сердечно и нелице­мерно веруем в Него. О сем да будет Ему с От­цом и Духом Святым благодарение и слава от нас, недостойных. Аминь.

§ 340. Веровать во Христа не иное что есть, как из закона узнав и сердечно признав свою бедность и окаянство, которое от греха и греху последующего праведного гнева Божия быва­ет, — из Евангелия же познав благодать Божию, всем открытую, к Нему единому, то есть Хрис­ту, под защиту и покровительство прибегнуть, Его единого Избавителем и Спасителем от того бедствия признать и иметь, на Него единого, как на несомненное и непоколебимое вечного спасения основание, всю надежду неуклонно и неотступно утверждать как спасения вечного, так и в подвиге против дьявола, плоти, мира и греха во время жизни, при смерти и по смерти. Для разъяснения следующий пример возьми себе в рассуждение, христианин Если бы какой монарх разгневался на город какой за преступление, за которое следовала гражда­нам смертная казнь, и в таком бы бедственном случае вступился любезный монарший сын за граждан, и к отцу разгневанному ходатайство­вал, со смирением предавая себя воле отчей и желая терпеть за повинных все, что от монарха было бы определено, чтобы бедных осужден­ных в милость родителю своему привести, и так бы всех, которые бы к нему ни прибегали под покров и защиту, привел в царскую милость, — тогда бы вся надежда на их спасение и жизнь милостивому тому ходатаю достойно припи­саться должна была, ибо без его ходатайства всем следовало непременно быть казненным смертью. «Весь мир сделался виновным пред Бо­гом, потому что все согрешили» (Рим 3:19, 23), и потому всем следовало праведным судом Божиим вечно умирать. Сын Божий, Иисус Христос, за всех согрешивших вступился: «Христос за всех умер» (2Кор.5:15), и так сделался «посредником между Богом и человеками» (1 Тим 2:5), Бога раз­гневанного вольным Своим смирением и по­слушанием умилостивляя и разгневавших в милость Ему приводя. И так все, которые к Нему, как Ходатаю сво­ему, под защиту и покров прибегают, в милость Богу посредством Его приходят, как Сам Он говорит: «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6). И Отец с небес свидетель­ствует о Нем: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф.17:5). Слушаем Его, когда оставляем грехи, ка­емся и веруем во святое Евангелие Его, как Он говорит: «Покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк.1:15). Так приемлющим Христа Сына Божия и верующим в Него все блага от Бога человеко­любиво подаются: отпущение грехов, оправда­ние, обновление, благодать Святого Духа, по­могающая и укрепляющая в немощах их, в под­виге против дьявола и прочих врагов, сыновство, наследие, вечная жизнь и прочее, как апостол вкратце заключил: «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего» (Рим 8:32)? Из вышеизложенного видно: 1) Вера непосредственно зрит и принимает Христа как причину всех благ, человеку от Бога обещанных, ибо без Него никто не может к Отцу прийти и обещанных благ от Него сподо­биться. И так всякий, принимая Христа истин­ною верою, верует и в Бога, пославшего Его. Верующий в Сына, верует и в Отца, пославше­го Его, и так посредством Сына к Отцу прихо­дит, как Он говорит: «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6). 2) Как от ветхого Адама воспринял человек в плотском рождении всякое зло и бедствие, грех и проклятие, гнев и смерть, так верующему во Христа подобает от Него воспринять всякое доб­ро и блаженство, оправдание, благословение Божие, благодать, обновление и вечную жизнь. Как от Адама воспринял сердце нечистое, грехолюбивое, сребролюбивое, гневливое, злоб­ное, завистливое, непокорное, немилосердное, жестокое, льстивое, лукавое, лживое, лицемер­ное, гордое и всякое злонравие, — так подоба­ет ему верою от Христа воспринять сердце, чи­стоту любящее, доброхотное, смиренное, боголюбивое, братолюбивое, терпеливое, кроткое, щедролюбивое, милостивое, благопослушное, простое, нельстивое, и прочее добронравие. Ибо как от Адама рождаемся по плоти, и в этом рождении всякое злонравие с нами рождается, так от Христа рождаемся по духу, и в этом рож­дении ветхого человека со страстями и похотями совлечься подобает, и «облечься в нового чело­века, созданного по Богу, в праведности и свято­сти истины» (Еф.4:22—24). И как в Адаме умерли мы духовно, стали недействительными, как мертвые, к творению добрых дел, так во Христе и Христовою благо­датью должно нам воскреснуть духовно, то есть оживиться верою и благодатью Его к творению богоугодных дел, «дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в об­новленной жизни» (Рим 6:4). Поэтому в обратив­шемся и истинно верующем во Христа все иным оказывается, чем прежде было: иные склонности, иное желание, иное мудрование, иные слова, дела и замыслы, чем прежде были, как читаем в церковной истории о многих по­каявшихся и верою обновившихся, которые, как от сна греховного пробудившись, начали дела Божий творить, или точнее, как от мерт­вых восстав, начали по пути заповедей Божиих ходить. 3) Отсюда бывает в одном и том же христи­анине истинном брань между плотью и духом, между злонравием ветхого и добронравием но­вого человека, ибо «плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся» (Галл.5:17). 4) Видно еще отсюда, что злонравие и без­законное житие противно вере христианской, и потому в ком оно имеется, в том нет веры, хотя и исповедует Христа и христианином име­нуется. Блуд и всякая нечистота, хищение, во­ровство, клятвопреступление, неправда в судах и во всяком деле, пьянство, лесть, лукавство, ложь, злоба и прочее тому подобное изгоняют веру из сердца. Исповедание православной веры может быть в таких, ибо многие, и безза­конно живя, право мудрствуют о вере, многие из них и проповедуют веру, но все таковые не имеют сердечной веры, которая человека об­новляет, из злонравного в добронравного пе­ременяет и истинным христианином делает. Иное есть знание и исповедание веры, иное же есть сердечная вера, о чем выше в первой ста­тье сказано.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных