Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 5: О том, что христианин должен верою и любовью следовать Христу.




 

«Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сде­лал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи зло­словим, Он не злословил взаим­но; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1 Петр 2:21-23).

«Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам», — говорит Христос (Ин.13:15).

«Кто Мне служит, Мне да последует», — говорит Христос (Ин.12:26).

§ 354. Поскольку приходим ко Христу и бла­годатью Его к Небесному Отцу Богу нашему не ногами, но сердцем и верою, не изменением места, но изменением сердца и мысли нашей на лучшее, потому и последуем Ему не ногами нашими, не переходом с места на место, но ве­рой, любовью, изволением и изменением жиз­ни нашей. Многие во время плотского Его жи­тия на земле ходили за Ним ногами, но сердца­ми от Него отвращались, а многие и враждовали и злобились на Него, каковы были книжники, фарисеи и прочие Его враги. Так и ныне мно­гие из христиан устами приближаются Ему, поют Ему, хвалят и говорят Ему: «Господи, Гос­поди», — но сердцами далеко отстоят от Него: хотят со Христом прославленным быть, но с поруганным быть не хотят. Но святая вера, ко­торая верного со Христом соединяет, требует того, чтобы верный везде и всегда, как член от главы, неотлучен был, то есть и здесь крест свой носил и за Ним ходил, и в будущем веке в славе с Ним царствовал. Должно христианину не только устами приближаться Христу, но и сер­дцем Ему прилепиться и последовать, если уго­дить и верно служить Ему хочет.

§ 355. Христос, Сын Божий, Господь наш, живя на земле, не только заслужил нам милость и благословение у Небесного Отца Своего, как выше о том многократно сказано, но и как сло­вом научил, так и делом показал, как нам Богу угождать, свято и по-христиански жить, по­скольку мы не знали сами, в чем то богоугодное житие состоит. Ибо, по свидетельству Свя­того Писания, «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли уразумева­ющий или ищущий Бога. Все уклонились, все ста­ли совершенно негодны: нет делающего добро, нет ни одного» (Пс.13:2—3). Поэтому Сын Божий явился на земле в об­разе человеческом и свято и непорочно пожил между людьми, так что «не сделал никакого гре­ха, и не было лести в устах Его» (1 Петр 2:22). И святое Свое житие подал нам в пример для под­ражания, чтобы на него, как в чистое зеркало, часто посматривали и верою в Него отирали скверны, к душам нашим прилипшие, как го­ворит: «Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин.13:15). Любовь, сми­рение, терпение, кротость, милосердие и про­чие святого Своего сердца свойства открыл, чтобы и мы делали то же, что в Нем видим, как говорит: «Научитесь от Меня» (Мф.11:29). Пото­му и апостолы святые к подражанию представ­ляют нам житие Христово: «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по сле­дам Его» (1 Петр 2:21). И святой Павел говорит: «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе», и прочее (Флп.2:5 и след.). Примечайте и внимайте, что сотворил Хри­стос Иисус. Он так велик и высок, что нет ни­кого Его больше и выше, ибо Он Бог, но как глубоко Себя ради нас смирил! На этот живой образ смирения взирайте и тому же учитесь. «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе».

§ 356. Кто хочет Христу последовать (вся­кий же христианин должен, как выше сказано и ниже скажется), тому должно прежде от себя отречься. Как хотящему на небо смотреть, дол­жно сперва очи свои отвратить от земли и так на небо смотреть, так и кто хочет Христу, то есть Христову небесному житию последовать, тот должен сперва от себя отречься, и так будет сво­бодно следовать Христу. Ибо как невозможно одновременно и на небо и на землю смотреть, так невозможно и себе и Христу последовать. Причина тому следующая: поскольку мы от природы нашей злы, от грешника Адама греш­никами и грехолюбивыми рождаемся все, то не иное что замышляем, как злое и суетное, а Хри­стос же есть самая чистейшая благостыня и свя­тыня, есть свет, никакой тьме не причастный (Ин.8:12; 1 Ин.1:5), — потому и не можем Ему последовать, пока себя, как злых, не отречем­ся. Потому и Сам Он говорит: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя» (Мф.16:24).

§ 357. Что значит отречься от себя, позна­ем, когда посмотрим на того, кто от ближнего своего отрекается. Всякий, кто от ближнего своего отрекся, удаляется от него: когда отре­ченный голодает, жаждет, в наготе, подверга­ется ударам, бесчестию, боли, не чувствует того отрекшийся; когда бедствует, не помогает ему; когда страждет, не сострадает ему. Так должно и нам по отношению к себе самим поступать, когда хотим истинно отречься от себя: когда хулят, ругают, поносят нас, бьют и уязвляют, лишают чести и имения, заключают в темницу и облагают оковами, изгоняют и от дома и оте­чества удаляют, — всего этого как бы не чув­ствовать на себе, как будто бы на другом ком, а не на нас, все то бедствие делалось. Это значит отречься от себя. Так отречься (от всего) должны мы и последовать Христу: отречь­ся от воли нашей и последовать воле Христовой; отречься от злонравия нашего и последовать благонравию Христову; отречься от гордости, злобы, зависти, ненависти, нетерпения, сребро­любия, самолюбия, славолюбия и прочего вет­хого Адама злонравия и последовать Христову смирению, кротости, любви, терпению, нище­те и прочим Божественным нравам. Никто не может одновременно быть гордым и смиренным, злобным и кротким, ропотливым и терпеливым, сребролюбцем и нестяжатель­ным, завистливым и любящим, похотливым и целомудренным, скупым и щедрым. Ибо порок и противная ему добродетель в едином сердце совместиться не могут, но одно другого изго­няет вон. Когда порок какой из сердца исхо­дит, тогда добродетель тому противная входит. Когда исходит гордость, приходит смирение. Когда отступает злоба, на место ее вступает кро­тость. Когда изгоняется ненависть, зависть, скупость, невоздержание, нечистота, тогда все­ляется любовь, милость, щедролюбие, воздер­жание, целомудрие и прочее. И чем более по­рок в человеке уменьшается, тем более добро­детель тому противная умножается. Чем более в ком гордость убавляется, тем более смирение возрастает. Чем более оскудевает злоба, нена­висть, зависть, скупость, немилосердие, нечи­стота, тем более возрастает кротость, любовь, щедролюбие, милосердие, чистота. Кто хочет последовать Христу, смирению, кротости, тер­пению, любви и прочим Божественным Его нравам, тому должно оставить свою гордость, злобу, мщение, гнев, нетерпение, ненависть, за­висть и прочие ветхого человека душепагубные свойства. Спросит кто: «Как же то может быть?» Ответ. Таковым образом то делается. Вос­стает в сердце твоем похоть к нечистоте, блуду и прелюбодеянию? Сердце твое похотствует, а сердце твое — ты сам, ибо сердце человеческое всего человека в себе заключает, и не иное что есть, как сам человек, внутри и вне со всеми своими наклонностями понимаемый. Отрекись от похоти этой злой, и с похотью от себя само­го, похотствующего, отрекись, и последуй чи­стотою и целомудрием пречистому и святых святейшему Христу. Поднимается в сердце тво­ем гордость, и, как змий, главу свою возносит, и хочет тебя угрызть? Отрекись от этой мерзос­ти, «ибо, что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк.16:15), — и последуй смиренному Иисусу смирением. Запаляется сердце твое ко гневу, злобе, мщению? Отрекись от того и пос­ледуй кротостью кроткому и незлобивому Аг­нцу, Христу Иисусу. Зачинается в сердце твоем зависть и ненависть, как младенец пагубный от змеиного семени? Отрицайся от того зла, умер­щвляй его внутри тебя и последуй любовью че­ловеколюбцу Сыну Божию. Восстает стыд бес­честия и страх смерти правды ради? Это плоти твоей славолюбивой и немощной свойство. Ободрись верою и духом, отрекись от немощи твоей, воззри на Христа поруганного, обесче­щенного, осмеянного, оплеванного, распято­го за грехи твои, и любовью последуй Ему, тебя ради пострадавшему. Так сперва от себя должно отречься, и так последовать Христу. И сие-то значит «распинать плоть со страстями и похотями» (Галл.5:24), «совлекаться ветхого человека с делами его, и обле­каться в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Кол 3:9—10; Еф.4:22—24). В человеке, христианскую веру воспринявшем и святым крещением обновленном, двоякий человек, но противный себе, должен быть: ветхий и новый, как о том выше много­кратно сказано. Ветхий человек не иное что в нас, как страсти греховные, с нами родившие­ся и ко греху нас склоняющие, как-то: нечис­тота плотская, неправда, ложь, лукавство, гор­дость, гнев, злоба, ненависть, зависть, сребро­любие, славолюбие и прочее. Новый же есть вера живая с плодами своими, подвизающаяся против ветхого человека, в страстях и похотях тлеющего, и этого подвига от всякого христиа­нина вера христианская требует. И в ком тако­го подвига нет, в том только один ветхий чело­век имеется, следовательно, и веры нет, кото­рая обновляет человека и подвизается против греха, как о том также выше сказано. Если же хотим Христу последовать, долж­но нам от ветхого человека, то есть гордости, сребролюбия, славолюбия, сладострастия, гне­ва, злобы, мщения и прочего отречься и воз­любить и последовать смирению, терпению, кротости и любви Христовой. Ветхий наш че­ловек ужасается бесчестия, поношения, пору­гания, уз, темницы, ссылки, изгнания. Но, ког­да Христовыми быть, Христу последовать, не должно нам в том ветхого человека слушать, но ради Христа бесчестие и прочее противное, нам приключающееся, презирать, взирая на Него, как Он ради нас не устыдился быть поруганным и прочие страсти претерпеть. Ветхий наш че­ловек ужасается смерти, но и в том вера наша нас да укрепит, и жизни нашей не щадит, где нужда есть, Христа ради, Который «положил за нас душу Свою» (1 Ин.3:16). Он нам предшел сми­рением, терпением, кротостью, злостраданием и показал путь от земли на небо. Поэтому дол­жно на Него взирать, за Ним идти, и тем путем за Ним следовать, и от ветхого человека, кото­рый нас от того пути отвлекает, отрицаясь и оставляя позади, последовать «Начальнику веры и Совершителю» (Евр.12:2). Родился Христос плотью — должны и мы родиться духом. Возрастал Христос — должны и мы расти духовно и не всегда младенцами быть во Христе. Искушаем был Христос сата­ною (Мф.4:1—11), — следует и нам искушаемы­ми быть от него и Христовою силою победить его. Вышел Христос на проповедь святого сво­его Евангелия, и учил правде, и свидетельство­вал истину, как Сам Он говорит: «Я на то родил­ся и на то пришел в мир, чтобы свидетельство­вать о истине» (Ин.18:37), — должны и мы, когда надлежит и где надлежит, истину не замалчи­вать, но безбоязненно слово истины свидетель­ствовать, и что в сердце веруем, устами испове­довать. Ненавидим был и гоним Христос за правду врагами правды — следует и нам, прав­ду исповедующим, то же терпеть от мира, ибо мир не любит правды. Подвизался Христос до смерти, смерти же крестной, за истину — так должны и мы до са­мой смерти стоять за истину, лживые уста заграждать, ложь и неправду обличать. Так по­страдал Христос и вошел в славу Свою, как го­ворит нам: «Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою» (Лк.24:26)? Так и нам следовать за Ним и «многими скорбями надлежит войти в царствие Божие», кровью и смер­тью Его отверстое (Деян.14:22). Ибо нет иного пути к тому царствию, кроме пути тесного, скорбного и крестного, «потому что широкие врата и пространный путь ведут в погибель» (Мф.7:13). Возразит кто: «Как же от себя отречься? Это дело невозможное». Ответ: 1) Не велит Христос совсем от себя отречь­ся: надобно плоть голодную питать, жаждущую напаять, нагую одевать, утружденную упокое­вать, ибо без того жить не можем. Надобно жизнь свою хранить и защищать. 2) За честь имени Его, в случае нужды, и плоть и жизнь нашу презреть должно, как Он Себя ради нас не пощадил. А без такой нужды себя и жизнь свою беречь. Например, когда нам следует или лишиться жизни, или согрешить Ему, в таком случае должны мы от себя отречь­ся и лишиться жизни, нежели согрешить Ему. Без того должны себя и жизнь свою хранить. 3) Когда велит Христос отречься, то подра­зумевается отречение от злонравия и злой воли нашей, как выше сказано, ибо без того не мо­жем угодить и последовать Ему. 4) Правда и то, что и злонравия нашего отречься и победить нашими силами не можем. Ибо злонравие свое победить, есть себя самого победить и отречься, что собственной нашей силе невозможно. Потому для этого искать нам должно помощи у Самого Бога, Который «все может» (Мф.19:26). Потому поведено молить­ся, просить, искать и стучать (Мф.7). Однако требуется и с нашей стороны старание, ибо Бог помогает труждающимся, а не лежащим и уны­вающим.

§ 358. Причины, ради которых должны мы от себя отречься и последовать Христу: 1) Если не хочешь от себя и злонравия свое­го отречься, снова ли хочешь обратиться к сата­не, делам его, служению и гордыне его, от кото­рых при крещении святом и вступлении в хрис­тианство отреклись мы и обещали Богу служить преподобием и правдою? Соединившись со Христом верою, снова ли хочешь союз этот спа­сительный разорвать? «Познав путь правды», сно­ва ли хочешь «возвратиться назад от преданной святой заповеди» истинной и на себе показать притчу: «пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи» (2 Петр 2:21—22), — и так попасться в тяжкое рабство дьявольское, от которого Сын Божий Кровью Своей искупил тебя и извел на свободу? Снова ли хочешь под гневом Божиим и клятвою быть? Ибо все это непременно последует не хотящему себя и своего злонравия ненавидеть, отрекать­ся, умерщвлять и последовать благому Христо­ву нраву. «Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня», — говорит Христос (Мф.10:38). И еще: «Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк.8:38). Стыдишься ли Христова смирения, терпе­ния, кротости, и хочешь с миром в гордости, злобе, почитании и славе быть? Стыдишься и слов Христовых, которые поучают смирению, терпению и кротости, следовательно, и не сле­дуешь Его смирению, терпению и кротости, а так и Самого Христа стыдишься. Стыдишься ли Самого Христа? Постыдится и Он тебя перед Ангелами святыми и всеми избранными Свои­ми. Ибо не имеешь знамения, что ты Христов. Ибо знамение Христова раба — вера, любовь, терпение, кротость и прочее. Горе же будет тем, которых Христос постыдится, отречется и ска­жет: «Не знаю вас, откуда вы» (Лк.13:25, 27). «Не знаю вас», поскольку вы в гордости своей не зна­ли Меня в смирении Моем. Что за этим страш­ным изречением последует? Страшнейший глас: «Отойдите от Меня все делатели неправды. Там будет плач и скрежет зубов» (Лк.13:27—28). 2) Смотри и рассуждай, сколько сыны века сего временных ради благ трудятся и подвиза­ются, ничего не почитают для себя тягостным и неудобным, дабы намеренное и желаемое получить. Не страшится воин исходить против неприятеля под пули, ядра, мечи и прочие ору­жия, явною смертью грозящие, чтобы от монар­ха, которому служит, честь и славу заслужить. Не боится купец скитаться по чужим странам, где повсюду разбои и прочие опасности, дабы тленное собрать сокровище. Не тяжко поселя­нину целое лето от зноя солнечного гореть и потом обливаться и трудиться ради желаемого плода. Чего ни делают честолюбцы? Каких ус­луг ни оказывают князьям, вельможам и про­чим высоким лицам? Не только им самим, но и слугам их угождают, ласкают, раболепствуют, чтобы честь желаемую получить. Их всех на­дежда временного блаженства так сильно по­ощряет и убеждает труды всякие подымать и противности терпеть. Как тебя не поощрит к подвигу надежда будущего вечного и неизре­ченного блаженства, когда на то верою взирать будешь! Истину тебе говорю, христианин: весь свет со всею славой, честью, великолепием, богат­ством и прочими утехами своими омерзеет тебе. Бесчестие, поношение и поругание ради Хри­ста за честь себе вменишь. Нет о том сомнения тем, которые верою взирают на будущую сы­нов Божиих славу. Различно ее изображает сло­во Божие и представляет нам в утешение и ду­ховную радость. Но Павел святой, неизреченных Божиих тайн зритель, краткими словами заключил: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приго­товил Бог любящим Его» (1Кор. 2:9). И Христос о избранных Своих говорит: «Тогда праведники воссияют, как солнце, в царстве Отца их» (Мф.13:43). Временное добро, как ни велико, и сколь долго ни иметь его, надобно, с лишением жиз­ни сей, и того лишиться, а часто и прежде кон­чины отступает от нас, однако с такой охотой ищут его люди. Тем более, ради приобретения вечного блаженства, которое обещал Бог лю­бящим Его, ничего для себя тягостным и не­удобным не должны мы почитать, хотя плоти нашей и горестно кажется, особенно когда Сам Бог обещал в том помогать нам, и помогает труждающимся и ищущим Его. «Все возможно верующему» и истинно хотящему (Мк.9:23). 3) Представь себе образ и нрав обоих — вет­хого Адама и Христа, нас ради бывшего чело­веком, и рассуди прилежно: кому лучше пос­ледовать? Гордость, высокоумие, зависть, зло­ба, нечистота, срамословие, обжорство, хищение, лукавство, лесть, ложь и прочие мерзости — это ветхого Адама свойства. Скот­ский и зверский нрав ветхого человека лютос­тью подобен льву, хитростью и лукавством лису, хищением волку, нечистотою и обжорством псу, злобою василиску, и прочее. И нравы, которые особенно и раздельно имеются в бессловесных, те все в одном ветхом человеке находятся. Та­ковая мерзость в ветхом человеке кроется, и при случае подобными себе плодами себя показы­вает. Сам ты, в ближнем твоем видя нрав сей, гнушаешься им, хотя и в своем сердце тот же нрав имеешь. Ибо все мы зло это в сердце сво­ем носим, как рожденное с нами. Обрати те­перь очи сердца своего на Христов нрав, кото­рый живо описывает нам святое Его Евангелие. В Нем является горячая любовь, объемлющая объятиями своими всех, друзей и врагов, серд­це, жаждущее всем спасения, смирение глубо­чайшее, кротость и долготерпение к хулителям, святыня чище света, благосклонность к прося­щим, милосердие к бедным, сострадание к страждущим, милость к грешникам, благость и снисхождение ко всем. Хотим Бога Отца Не­бесного видеть? Во Христе Его видим. Хотим Божественный Его нрав познать, как щедр, милостив, долготерпелив и многомилостив, как жаждет нашего спасения? Во Христе, Едино­родном Сыне Его, познаем. Это тебе о Спаси­теле нашем предлагаю, христианин, не для того, дабы хвалить Его, — выше Он нашей хвалы, Которого хвалят небесные силы, и солнце не требует доказательства к своему свету, — но что­бы представить тебе Божественный Его и пре­благой нрав, который сам собою влечет и при­влекать должен сердца наши к любви и подра­жанию Ему, и так бы, оставив ветхого человека мерзость, последовать Ему возмог ты верою и любовью. На эту Божественную доброту должно ве­рою взирать нам, и, как в зеркало взирая, оти­раем на лице пороки, — смотря на ту, омывать грехи и пороки, к душам нашим прилипшие, покаянием, отвержением своего злонравия и так с помощью Его обновляться в нового человека. Не только душеспасительно, как выше сказано, но и сладко последовать Христу, пре­благому, милостивому, милосердному, смирен­ному, долготерпеливому, кроткому и всех небес­ных добродетелей сокровищу и живому образу. Так отречемся же своего злонравия, как смрад­ной вони, и сему Божественному и пресладкому благоуханию последуем. «Благоухание мира Его лучше всех ароматов; как миро излитое, имя Его. Влеки нас за Тобою: в благоухании мира Тво­его побежим», сладчайший Иисусе (Песн 1:2—3). 4) Христос есть Глава Церкви, сыны Церк­ви — верные члены Его. Подобает нам, если истинными членами Его хотим быть, неотлуч­ными быть от Него, но верою и любовью с Ним соединенными, и что делает Он, делать и нам, и куда идет Он, за Ним следовать и нам, ибо члены от главы своей не отлучены, как видим в вещественном теле. Христос есть Вождь вер­ный и мудрый, Который по пути мира сего ведет следующих за Ним в небесное отечество, должны мы следовать за Ним, если не хотим заблудиться на пути погибели. Христос есть Пастырь добрый, должны мы глас Его слу­шать, которым Он вслед Себе идти призывает нас, и последовать Ему: «Кто Мне служит, Мне да последует» (Ин.12:26). Христос есть Учитель и Наставник наш, Который учит и наставляет нас на путь исти­ны, должны мы учиться от Него, чему Он и сло­вом и образом непорочного жития учит нас, и в слове Его пребывать, если хотим учениками Его быть, как Сам Он говорит: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики» (Ин.8:31). Христос есть Свет миру (Ин.8:12), и если не хотим во тьме быть, то должны Свету сему следовать, дабы тьма нас не объяла (Ин.12:35). Христос есть Жених верных душ, верные дол­жны верой и любовью Ему прилепляться, тво­рить волю Его. Христос есть Истина и Жизнь (Ин.14:6), должны мы держаться Его, если не хотим прельститься и умереть. Из сказанного следует, что если Христос есть Глава верных, то не члены Его те, которые ве­рою и любовью с Ним не соединены. Не соеди­нены же с Ним, ибо не следуют Ему. Не следуют Ему, ибо смирению, терпению, кротости и про­чим Божественным нравам не подражают. Если Христос есть Вождь к небесам, то непременно заблуждаются те, которые за Ним не следуют. Если Христос есть Пастырь наш, то не овцы его те, которые не слушают гласа Его: «Овцы Мои, — говорит Он, — слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною» (Ин.10:27). Если Христос есть Учитель и Наставник наш, то не ученики Его те, которые не учатся от Него смирению, терпению, кротости, и про­чему. Если Христос есть Свет, то непременно во тьме ходят те, которые не ходят вслед Его. Надобно во тьме быть непременно тому, кто удаляется от света. Если Христос есть Жених верным душам, то прелюбодействуют от Него те, которые удаляются от Него. Если Христос есть Истина, то непременно прельщаются и заблуждаются те, которые не придерживаются Его. Если Христос есть Жизнь, то мертвы те, которые отлучаются и удаляются от Него, как говорит: «Ибо вот, удаляющие себя от Тебя по­гибнут» (Пс.72:27). Видишь, возлюбленный христианин, как нужно нам следовать Христу, так что «едино сие есть на потребу» (Лк.10:42), и напротив того, как опасно удаляться от Него, у Которого одного только есть жизнь и блаженство. Оттрясем же леность, уныние и тягость греховную и побе­жим вслед Его, дабы привел нас ко Отцу Свое­му Небесному, чтобы «видеть лицем к лицу» доб­роту Его святейшую (1Кор.13:12). Ибо без Него не можем туда прийти, как говорит: «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6). 5) Требует того от нас Христова любовь, что­бы любовью последовали Ему, возлюбившему нас. Любя нас, Он сошел с небес и пришел в мир, любя нас, Высокий смирился, Сын Божий сыном человеческим нарицаться и быть благо­волил, изволил Бог во плоти явиться и на земле пожить, Царь и Господь наш к нам, подлым, бедным, окаянным и отверженным рабам, прийти и в рабском облике беседовать, и образ смирения, терпения, кротости и любви нам показать, крест понести и на кресте распяться ради нас. Сия Его Божественная и горячайшая любовь да привлечет нас вслед Его. «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Петр 2:21). Вне врат пост­радать изволил ради нас. «Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание» (Евр.13:12—13). То есть изыдем вне мира сего, не телом и ногами, но сердцами нашими. Оставим позади нас по­хоть плотскую, похоть очес и гордость житейс­кую, как сродников своих, «и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса» (Евр.12:1—2). Тому слава, честь и благодарение да будет, со Отцом и Святым Духом вовеки. Аминь.

 

КРАТКОЕ ИЗЪЯСНЕНИЕ СТАТЬИ СЕЙ

1) Вышеописанные христианские должнос­ти ко Христу Сыну Божию связаны между со­бою, и начало имеют от веры, и одна из другой следует. Если кто сердечно верует во Христа, тот и любит Христа. Кто любит Христа, тот почита­ет спасительное Его смотрение, рождение, стра­дание и Пострадавшего. Кто почитает Христа, тот усердно служит Ему. Кто усердно служит Ему, тот исполняет слово Его и святому житию Его следовать старается. Ибо вера — корень люб­ви, любовь же — источник благих дел, которы­ми Христа почитаем и следуем Ему. 2) Должность христианская ко Христу Сыну Божию связана с должностью к Богу. Ибо Бог повелел нам во Христа, Сына Его Единород­ного, веровать, любить Его, почитать, служить и следовать Ему: «Сей есть Сын Мой Возлюблен­ный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф.17:5). И Христос говорит: «Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он (Отец) послал» (Ин.6:29). Чему учит нас Христос Сын Божий, то и Отец Его Небесный говорит нам и велит слушать Его: «Его слушайте!» Бог в Сыне Сво­ем говорил нам, как написал апостол: «Бог, мно­гократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне» (Евр.1:1—2). Кто должность исполняет ко Христу, тот исполняет должность и к Богу, а кто оставляет должность ко Христу, тот остав­ляет должность и к Богу. «Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Ин.5:23). Не может веровать в Бога, кто не верует во Хри­ста Сына Божия. Не может любить, почитать, служить Богу, кто не любит, не почитает и не служит Христу. И так человек, не имеющий веры в Бога, есть безбожный, хотя устами ис­поведует Бога, ибо в сердце у человека должно быть богопочитание. 3) Здесь должность ко Христу Сыну Божию понимается в том смысле, что Он во плоти явился, страсти и смерть крестную претерпел ради нас. Иначе ему и та должность подобает, которая Богу принадлежит, ибо Христос есть Бог, второе Лицо Пресвятой Троицы, с Отцом и Святым Духом поклоняемый. 4) Должности к Богу и Христу Сыну Божию сами собою исполнять не можем, поскольку «плоть всегда желает противного духу» (Галл.5:17). Потому должно прилежно молиться о том, дабы Сам Бог помогал нам неотступно Своею бла­годатью. 5) Кто не старается должное Христу Сыну Божию, Искупителю своему, Избавителю и Спасителю, со Отцом и Святым Духом вместе воздавать, тот неблагодарен, и ходит в слепоте и заблуждении, и непременно погибнет, если не очувствуется и не обратится к Богу. «А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очи­щении прежних грехов своих» (2 Петр 1:9).

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных