Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 9: О христианском долге, который последует вере святой и из вышеписанных рассуждений следует 5 страница




 

Глава 11: Как христианин может себя утешать в приключающихся скорбях?

«Сын мой! не пренебрегай на­казания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того на­казывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?» и прочее (Евр.12:5—7 и след.).

§ 420. Дабы возмочь, христианин, в случив­шейся скорби получить утешение печальному сердцу твоему, внимай следующему рассужде­нию: 1) Без всякого сомнения известно, что ис­тинным христианам без скорби в мире этом быть невозможно. Так свидетельствует Божие слово: «Многи скорби праведным» (Пс.33:20); в «мире буде­те иметь скорбь» (Ин.16:33); «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим 3:12). Ибо «путь», который их вводит «в жизнь, узок» (Мф.7:14). Что же? Ты ли один хочешь без скорби пребыть, и с тесного пути на «простран­ный», который «ведет в погибель» (Мф.7:13), вый­ти, и так из числа истинных христиан себя исключить? Прочитай священную от начала мира историю и увидишь, что все святые чашу горе­сти крестной пили, и ныне в мире странствую­щие пьют, и до конца мира будут пить. Достаточно тебе к утешению твоему то, что и ты «со­участник им в скорби» (Откр.1:9), что «участвуешь в Христовых страданиях» (1 Петр 4:13), что ты «уже не чужой и не пришелец, но согражданин свя­тым и свой Богу» (Еф.2:19). Мало ли тебе быть сыном Церкви Святой, быть живым членом Христовым, здесь Ему сообразным быть в стра­дании и в будущем веке в славе? Это всякую горесть усладить может, если примешь то в рас­суждение. Только смотри, стараешься ли дос­тойно ходить такового звания, имеешься ли истинный христианин. О сем должно печалить­ся, но не отчаиваться, но истинно исправить­ся, каяться и верою во Христа утешаться. А скорбь тебе не повредит, не отнимет у тебя ис­тинного блаженства, но паче умножит, как ниже увидишь. 2) В случившейся скорби помни, сколько претерпел ради нашего спасения Христос, Гос­подь наш. Он неповинно и ради нас терпел. Нам ли, рабам Его, и рабам негодным и достойным всякой скорби, не терпеть того, чего мы дос­тойны? Послушай, что говорит Господь: «Помни­те слово, которое Я сказал вам: раб не больше гос­подина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин.15:20). Если хорошенько рассудишь, Кто есть Христос, что, и ради чего, и ради кого такое страшное мучение и бесчестие претерпел, — великое во всякой скорби утешение получишь и всякую скорбь с благодарением и радостью примешь. 3) Помни, что скорбью истинные христиа­не сообразуются образу страдания Христова, дабы и в славе сообразными Ему быть: «С Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим 8:17). «Который уничиженное тело наше преобра­зит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (Флп.3:21). «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны». Воскрес Христос пострадавший и умерший, воскреснут и христиане, члены Его, с Ним страждущие. Вознесся на небо Христос, возне­сутся и рабы Его. Прославился Христос, про­славятся и рабы Его. Воцарился Христос, во­царятся с Ним и терпящие рабы Его. «Если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем» (2 Тим 2:11—13). О, сколь великое утешение отсюда проис­текает, что страждущие истинные христиане не только в страдании Христу, Господу своему и Царю, сообразуются, но и в славе Ему сообраз­ны будут! Кого в скорби не ободрит и не уте­шит надежда славы той? Рассуждай так, возлюбленный христианин, о достоинстве и славе чад Божиих, и находя­щую скорбь встречай с радостью, и нашедшую терпи с благодарением, ибо она тебе духовное утешение приводит с собою, и хотя плоть твою и оскорбит, но дух твой увеселит. Последуй ныне Христу, дабы и там с Ним быть. Не сты­дись ныне «поругание Его носить» (Евр.13:13), дабы с Ним и прославиться. Пей ныне «уксус, смешанный с желчью» со Христом (Мф.27:34), дабы сподобиться пить вино вечной радости за трапезою Его в царстве небесном (Лк.22:30; Ис.65:13). От этого источника черпали святые му­ченики утешение, и на всякое мучение, как на сладкий пир, спешили; ничего не отреклись, но всякое ужасное мучение претерпели. Рассуж­дали они, сколь великая честь — за Христа, по­страдавшего за весь мир, страдать, и так сооб­разоваться Пострадавшему, и размышляли об апостольском утешительном слове: «Как вы уча­ствуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторже­ствуете» (1 Петр 4:13), и, поминая вечную сла­ву, утешали себя в страдании тем, «что нынеш­ние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим 8:18);» ибо кратковременное легкое страда­ние наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2Кор.4:17). После малой скорби великая и бесконечная радость, после времен­ного бесчестия вечная слава, и после маловре­менного зла вечные и непостижимые блага пос­ледуют (см. 1Кор.2:9). Скажет кто: «Мученики за Христа страда­ли, и потому как страданием тем, так и надеж­дою будущей славы утешались». Правда, но и ты, если христианин, то какую скорбь ни терпишь, и если терпишь не как убийца, или как вор, или как злодей, и прочее, но как христианин, то «Христовым страстям приобщаешься», п отому и надеждою вечной сла­вы утешайся. Ибо не только мученики, но и все святые скорбным путем вошли в небо. Нет ино­го пути к отечеству небесному, кроме пути кре­стного, ибо «многими скорбями надлежит нам войти в царствие Божие» (Деян.14:22), и «тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь» (Мф.7:14). Надобно и нам тем же путем идти, если с ними участие иметь хотим. Не скорби же, любезный христианин, но еще и радуйся и благодари в скорбях, что так блаженнейшему святому избранных Божиих собору, которые под знамени­ем креста здесь Христу Царю служили, и ныне живущие на земле служат, причисляешься и Самому Христу Царю следуешь и сообразуешь­ся. Сия есть примета избранных Божиих, что их мир ненавидит, и ненавидит не за какие злые дела, но за то, что, удаляясь от злых его дел, усердно Господу своему работают. Если бы вы были от мира, — говорит им Христос, — «то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин.15:19). 4) Всякая скорбь не по случаю бывает, но скорбь нам посылается от Бога и есть Его оте­ческое наказание, которым наказывает нас не от гнева, но от любви, как учит апостол: «Господь, кого любит, того наказывает; бьет же вся­кого сына, которого принимает» (Евр.12:6). Как на нечестивых изливает гнев Свой праведный, и чашу гнева Его и ярости вовеки будут пить; так благочестивых не яростью обличает, и не гневом наказывает, но по-отечески бьет, во гне­ве милости поминает, наказывает, но смерти не предает, как поет пророк: «Научая наказал меня Господь, смерти же не предал меня» (Пс.117:18), — и апостол говорит: «Будучи же судимы, наказы­ваемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1Кор.11:32). От начала мира до Хрис­та, и от Христа доныне ни один благочестивый не был без наказания Господня отеческого, но все то приняли от руки Господней, и приняли с благодарением, «что имели участие в святости Его» (Евр.12:10). Знаешь, что и отец плотской сына своего наказывает не от гнева, но от люб­ви, тем более Бог, естеством благой, наказыва­ет чад Своих от единой любви и милости. Скажет кто: «Я такую или такую-то беду принимаю от людей». Правда и то, что люди, дьяволом научаемые, наводят нам беды и скорби, но попущением Божиим. Ибо люди и дьявол ничего не могут нам сделать, когда им Бог не попустит. Попускает же им в наше наказание, и сколько им попускает Бог, столько они нам и досаждают и озлобля­ют. Известна эта истина из истории об Иове и Давиде святом и прочих. Помни, христианин, в скорби своей утеши­тельное слово: «Господь, кого любит, того нака­зывает; бьет же всякого сына, которого прини­мает. Если вы терпите наказание, то Бог посту­пает с вами, как с сынами» (Евр.12:6—7). И поминая, благодари Его, что и от тебя отечес­кой Своей любви и милости не отнимает. Держи в памяти всегда, что далеко лучше всякое наказание здесь терпеть от руки Господ­ней и вовеки в будущей жизни утешаться, не­жели здесь без наказания быть и по смерти веч­ный Божий гнев терпеть, которого никак не избегнут ненаказанные и неисправные грешники. Примечай и то, что написал апостол: «Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны» (Евр.12:8). Когда отец сына без наказания оставляет и по­пускает ему по своей воле жить, то видно, что отринул его от себя. Так, когда и Бог оставляет человека без наказания, это знамение отверже­ния его от Божией милости, и не иное что та­кому следует, как вечный Божий гнев на себе терпеть. Ибо все избранные Божии и чада Его причастниками были, и ныне есть, отеческого Его наказания. Желать должно, христианин, отеческого Божия наказания, а не убегать от него, и о последовавшем радоваться и благода­рить за то Небесного Отца. 5) Хотя и посылает Бог рабам Своим скор­би, но не оставляет их в скорбях, а с ними в скорбях их, как и говорит: «С ним Я в скорби» (Пс.90:15). Так читаем о святом Иосифе, сыне патри­арха Иакова, что «Бог был с ним» (Деян.7:9). Хотя в рабство продан был Иосиф, «стеснили окова­ми ноги его, в железо вошла душа его» (Пс.104:18), однако был Бог с ним. Был и со святыми пат­риархами Авраамом, Исааком и Иаковом, хотя и многие беды окружали их. Потому пишется, что «никому не позволял обижать их, и наказывал за них царей (говоря): Не прикасайтесь к пома­занным Моим и пророкам Моим не делайте зла» (Пс.104:14—15). Был с потомками их, людьми Израилевыми во Египте, хотя и великое пора­бощение и озлобление терпели они от беззакон­ного народа. Потому Сам Бог говорил Моисею: «Я увидел страдание народа Моего в Египте» (Исх.3:7). Был с ними и во исходе их из Египта. «Море увидело и побежало; Иордан возвратился вспять; горы прыгали, как овцы, и холмы, как ягнята у овец, и прочее. От лица Господня подвинулась земля, от лица Бога Иаковля» (Пс. 113:3—4,7). Был с ними и в пустыне, как поет Моисей в песне своей: «Он нашел его в пустыне, в степи печаль­ной и дикой, ограждал его, смотрел за ним, хра­нил его, как зеницу ока Своего; как орел покрыва­ет гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих», и проч. (Втор 32:10—11 и след.). Был с ними и в земле, которую дал им в насле­дие. И хотя многие посылал им напасти, но не оставлял их в напастях их, как читаем в книгах Ветхого Завета. Был с тремя отроками в печи разожженной (Дан 3:49, 92), как Церковь поет Ему: «В пещь огненную ко отроком еврейским снизшедшаго, и пламень в росу преложшаго Бога, пойте дела», и прочее (Песнь 8-я гласа 2-го). Был с мучениками посреди печи скорбей, мучений и страданий, был и с прочими святы­ми. Есть и ныне неотступно с рабами Своими, чтящими Его, и до скончания века будет: «Се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:20). Но когда слышишь, возлюбленный христи­анин, что Бог с верными рабами Своими есть в скорбях, не просто разумей это, как Божие пре­бывание с ними, но Он и сохраняет их, помо­гает им, утешает их, растворяет горесть крест­ную сладостью любви Своей, подавая ко вку­шению благость Свою, как матерь малое дитя свое скорбящее и плачущее различно утешает; и так или облегчает тягость скорбей, или когда нужно, совсем изымает их от печи скорбей. Потому благость эта и человеколюбие Божие удивительно изображается в Писании Святом. Уподобляется «орлу», покрывающему гнездо свое и птенцов своих согревающему, как видели выше в песне Моисеевой; уподобляется «крову крыль­ев, крову» (Пс.16:8; 35:8; 60:5; 62:8; 90:1) и «плечам» защищающим, как говорит: «Плечами Своими защитит тебя» (Пс.90:4 и проч.). Видишь ли, какое присутствие Божие с рабами Своими в скорбях их! Помни, что и ты в скорбях твоих, когда терпишь их без роптания, приобщаешься этой благости Божией и чело­веколюбию, которое рабы Его на себе позна­ют, и будь доволен тем, что и с тобою есть Бог в скорби твоей таким же образом, «ибо нет лицеп­риятия у Бога» (Рим 2:11), но всякого «уповающе­го на Господа милость окружит» (Пс.31:10). Ве­дай и то, что нет там Бога, где радость и веселье мира этого есть, когда люди радуются о богат­стве, о чести, о славе, о роскоши, когда лику­ют, пиршествуют, смех вызывают, танцуют, пьянствуют, поют недостойное христиан, кри­чат и прочие непотребные веселости произво­дят. Отходит от таких людей Бог, ибо бесчини­ем их оскорбляется, но приходит туда лукавый мира сего дух, ибо угодные ему дела там тво­рятся. Приходит же Бог к скорбным и печалью сокрушенным сердцам, и, как в сосуды празд­ные, изливает живую прохлаждения и утеше­ния воду. «Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет» (Пс.33:19). Близ Гос­подь, «исцеляя сокрушенных сердцем, и обвязывая раны их» (Пс.146:3). Ибо «жертва Богу дух сокру­шен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничи­жит» (Пс.50:19). 6) Сколь полезно и нужно нам это отечес­кое Божие наказание, невозможно и сказать. Рассуди, сколько кроется в сердце нашем ду­ховных немощей, которые в плотском рожде­нии родились с нами. Какая гордость, гнев, зло­ба, зависть, сребролюбие, нечистота и прочее! Все эти немощи всевидящее Божие око видит и наведением скорбей и напастей, как жесто­ким врачевством, хочет их исцелить, если Ему в волю себя отдадим. Ибо всякая скорбь и на­пасть учит нас смирению, терпению, кротости и прочему добру. Кто в болезни захочет злиться и мстить? Кто в нищете, в темнице, в изгнании будет гордиться? Беда учит смиряться и все тер­петь. Беда подобна узде, которою свирепые кони сдерживаются и укрощаются. Естество наше свирепеет и как бы беснуется, но бедами и напастями, как уздою, удерживается и укро­щается. Хотя беда и скорбь нашедшая для пло­ти нашей и горестна, но для души нашей це­лебна. Утешаемся и радуемся, когда лекарь не­мощное тело наше исцеляет, хотя горьким и жестоким врачевством то исцеление бывает, и благодарим его, и мзду даем, тем более радо­ваться и от сердца Бога благодарить должно нам, когда Он душевные наши немощи скорбями и напастями исцеляет. Насколько душа честнее тела, настолько немощь ее опаснее, и исцеление ее дороже нам должно быть. Знал эту пользу святой Давид и благодарил Бога, что смирил его: «Благо мне, что Ты смирил меня, чтобы я научился уставам Твоим» (Пс.118:71). Этот святой пророк Духом Святым знал, сколь великая польза происходит от оте­ческого Божия наказания, и потому благода­рил Его за то, и нам образ к тому подает, и это­му царю Израилеву, который, в такой великой будучи славе, не оскорбился, и не изнемог от наказания Господня, и нам должно подражать, и благодарить смиряющего нас Бога нашего, «и учиться уставам Его, учиться плоть распинать со страстями и похотями» (Галл.5:24), «да не цар­ствует грех в смертном нашем теле, чтобы нам не повиноваться ему в похотях его» (Рим 6:12). Поэтому Иаков, святой апостол, утешает вер­ных: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпе­ние» (Иак.1:2—3). Посему и Павел святой с вер­ными хвалится в скорбях и говорит: «Хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпе­ние, от терпения опытность, от опытности на­дежда, а надежда не постыжает» (Рим 5:3—5). Смотри и примечай, христианин, к чему приводит скорбь: к терпению, опытности, на­дежде, которая не посрамит. Так вера святая, повинующаяся Божией воле и следующая На­чальнику веры и Совершителю Иисусу, ведет верное сердце многими скорбями, как степе­нями, к концу своему — спасению вечному, и сбывается слово Писания: «Верующий в Него не постыдится» (1 Петр 2:6). Должно сердечно при­знать, что милосердный Бог великое нам делает благодеяние, когда нас скорбями и напастями, как жезлом отеческим, наказывает. Сам рассуди, христианин, сколько таковых имеется, которые, в благополучии и веселости живя, развратились и, как кони, на своей воле разгулялись, и рассвирепели, и погибли, что повседневно пред глазами нашими обращается. Весьма мало благочестия в богатых и славных мира этого примечается: гордость, скупость, са­молюбие, роскошь и почти одно только плотоугодие видится, — что не к иному чему, как к погибели ведет, «потому что широки врата и про­странен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими» (Мф.7:13). Тебя же до того милосердие Божие не допускает и хочет тебя этим скорбным путем в вечную радость ввести. Примечай, что благополучие и злополучие делает: Адам, праотец наш, в благополучии рай­ском согрешил тяжко, и отпал от Бога и погиб, поэтому выгнан из рая и предан на труды, скор­би, беды и напасти, дабы покаянием снова взыскать Господа (Быт. гл. 3). И израильтяне, когда в Египте терпели озлобление, искали Гос­пода и воздыхали к Нему, и услышал их Господь, как Моисею сказал Бог: «Вижу притеснение на­рода Моего в Египте, и слышу стенание его» (Деян.7:34). Но когда в пустыне на свободе были, раз­вратились и забыли Бога: «И ел Иаков, и утуч­нел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего» (Втор 32:15). Но когда в беды и напасти снова впали, живя в земле обетованной, — снова обращались к Богу и искали Его, как читаем в книге Судей и в прочих книгах. Вот как благополучие отводит от Бога, злополучие же, как узда, приводит и при­влекает нас к Богу. «Великое добро есть скорбь», — говорит св. Златоуст (Беседа 16-я на Деяния). Великое доб­ро, ибо смиряет нас, ибо пресекает путь к плотоугодию и погибели, ибо исправляет нас, ве­дет к покаянию и обращает к Богу, и так отво­дит от погибели, и поставляет на пути к вечной жизни. Великую и милость делает с нами Отец Небесный, когда посылает на нас скорби и на­пасти. О, скорбь — жезл Божия наказания, горь­кое, но целебное наше врачевство, училище смирения, терпения и кротости, знамя Хрис­товых воинов, путь к вечной жизни! «Наказывай нас, Господи, но по правде, не во гневе Твоем» (Иер.10:24). Скажет кто: «Тяжко и люто терпеть скорбь». Правда, но гораздо тяжелее вечную терпеть скорбь, если отсюда отойдешь ненаказанным и неисправленным. Нынешнего времени скорбь для плоти на­шей горестна, но плод ее сладок и благоприя­тен. «Всякое наказание в настоящее время кажет­ся не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности» (Евр.12:11). И сам ты, если разумен и любишь детей своих, не даешь им по своей воле жить, но учишь, наказываешь и бьешь, чтобы исправ­ны были, хотя и знаешь, что наказание то им неприятно и горестно. А может быть, что и от отца своего наказываем был и терпел, и благо­дарно поминаешь ныне наказание то. Почему же Божия отеческого наказания не хочешь благо­дарно терпеть? Знаешь, что польза от наказания бывает, и наказываешь детей своих. Почему же от руки Господней наказания, полезного и ду­шеспасительного, не хочешь с благодарением, а по крайней мере, с молчанием и без негодо­вания принять? Ибо Господь наказывает нас «для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его», да живы будем (Евр.12:9—10). И наказание Его краткое и легкое: краткое, ибо временное, и, хотя до конца продолжится, кончиною пре­кратится; легкое, ибо наказывает Он и милует, опечаливает и утешает, оскорбляет и увеселя­ет, уязвляет и врачует, и бьет, но не умерщвляет. Что же? Хочешь ли ненадолго наказанным быть, и по-христиански пожить здесь, и по смерти вовеки жить, царствовать, утешаться, радоваться и вечно блаженным быть? Или без наказания кратковременного и легкого быть, «которое всем обще», и неисправным от века отой­ти, и там навечно погибнуть, терпеть и стра­дать? Ибо это неисправным непременно пос­ледует. Избирай из этих двух одно, что тебе угод­нее — это или то. Избирай, что хочешь, человек! А я то избираю и хочу последовать немощным, которые отдают себя в волю искусного лекаря, желая исцелиться от болезни. Так и мне долж­но отдаться, как немощному, в волю премуд­рого Врача душ наших — Господа, да поступает со мною, как хочет. Знаю я совершенно, что какое Он ни подаст мне лекарство, мне оно полезно будет. Хочу с пророком исповедаться Ему: «Благо мне, что Ты смирил меня, чтобы я научился уставам Твоим» (Пс.118:71). «Верю, что увижу блага Господни на земле живых. Уповай на Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и уповай на Господа» (Пс.26:13—14). Ибо и Христос говорит о Себе: «Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?»(Лк. 24:26), — так апостол Его о всех верных говорит: «Многими скорбями надлежит нам войти в царствие Божие» (Деян.14:22). Не широким и пространным, но узким и тесным путем туда входят. (Смотри еще об этом главу о терпении, благодарении и узком пути в первой книге).

§ 421. Утешение против духовного искуше­ния, которое бывает через помыслы, к отчая­нию склоняющие. Хотя и всякому христиани­ну может это искушение приключиться, ибо сатана, который такое искушение наводит, ни­кого не оставляет, однако особенно тому при­ключается, который во грехах не мало времени прожил, и Божией благодатью исправившись, начал каяться. Какое же и сколь тяжкое бед­ствие это бывает, те только знают, которые страждут то. Они непрестанно чувствуют вол­ны, ударяющие в души их: «Несть спасения ему в Бозе его» (Пс.3:3). Что тяжелее человеку может быть, когда сатана хочет у него отнять вечное спасение? Посему восстает в сердце так бед­ствующего страх, ужас, печаль, тоска, смуще­ние и всякое беспокойство, так что никогда не может веселым быть. Всякое утешение внеш­нее, каким ни утешаются люди, ему нисколько не на пользу. Ищет утешения, как голодный хлеба и жаждущий питья, но не находит. От чего бывает, что в таком душевном страдании и те­лом изнемогает, бледнеет, сохнет и истаивает. Ибо страх и печаль, как огонь внутренний, пищу и питье поедает. Однако сколько может человек человеку помочь, предлагаю такой страждущей душе из Святого Писания утеши­тельные рассуждения, которые могут несколь­ко прохладить, с помощью Божией, печальное сердце. 1) Когда о грехах твоих помышляешь, по­мышляй и о милосердии Божием. Сколько тво­их грехов ни есть, и как они ни велики, но у Бога более милости. Слышишь, что апостол Духом Святым говорит нам, грешным, в утешение: «Бог, богатый милостью» (Еф.2:4). Не только ска­зал: милостив Бог, но и «богатый милостью». Это богатство милости проповедует нам и Моисей Боговидец: «Господь, Господь Бог щедр и милостив, долготерпелив и многомилостив и истинен» (Исх.34:6). Проповедует святой Давид, узнав на себе то богатство милости: «Возвеличилась до небес милость Твоя, Господи» (Пс.56:11). И еще: «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомило­стив» (Пс.102:8), — и в прочих местах. Словом, милость Его такова, каково величество Его. «Каково величие Его, такова и милость Его», — говорит премудрый Сирах (Сир 2:18). Величе­ство же Его бесконечно, потому и милость Его бесконечна. От этого источника проистекает, что Он «не по беззакониям нашим» творит нам, «и не по грехам нашим» воздает нам (Пс.102:10), но по бесконечному Своему милосердию «изгладит беззакония наши, и ввергнет в пучину морскую все грехи наши» (Мих.7:19). Источник этот не исчерпается, не иссыха­ет, но всегда исполненным пребывает, и все к нему через пророка призываются жаждущие: «Жаждущие, идите все к водам» (Ис.55:1). Одно требуется — «да оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его» (Ис.55:7). Открывает его нам Единородный Сын Божий: «Так возлю­бил Бог мир, что отдал Сына Своего Единород­ного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Сво­его в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спа­сен был чрез Него» (Ин.3:16—17). Хвалят, поют и прославляют Ангелы: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благо­воление!» (Лк. 2:14), — и «желают проникнуть» (1 Петр 1:12). Славят и превозносят во всех своих писаниях апостолы, черпают и предлагают всем пастыри и учителя, вкушает и прохлаждается вся Святая Церковь, прибегают нищие, убогие и жаждущие грешники и получают прохлажде­ние. К этому благости и милосердия Божия ис­точнику и нам должно прибегать во время зноя, и жаждущим душам почерпать «воду веселия». Для того и представляет нам его святое Божие сло­во, дабы во время зноя искушений прибегали к нему и оттуда почерпали живую воду прохлаж­дения. «А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и уте­шением из Писаний сохраняли надежду» (Рим 15:4). Скажет кто: «Многи и тяжки мои грехи». Ответ: но благость и милосердие Божие бесконечно, и перед ним все твои грехи, какие бы они ни были, как капля воды перед целым морем, и «когда умножился грех, стала преизобиловать благодать Иисусом Христом Господом нашим» (Рим 5:20—21), — и этой благодати «ши­рота и долгота, и глубина и высота» неизмерима и непостижима (Еф.3:18). Спросит кто: «Как мне со святыми участие иметь, которые в таких великих добродетелях пожили?» Ответ: Ты молись Господу с разбойником иметь участие, который при самом исходе раз­бойник был и, с сожалением и верою испустив ко Христу глас: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в царствие Твое!» (Лк 23:42), — прежде апо­столов в рай взошел и ныне со Христом в раю, как сказал ему Христос: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23:43). Молись с мытарем, блуд­ным сыном, блудницею, Манассиею и прочи­ми грешниками покаявшимися вчиненным быть, которые ныне все со Христом в раю, и ты, когда в вере утвердишься, с ними будешь и с Самим Христом, следовательно, и со всеми святыми. Ибо где Христос, там и все святые Его. Помни, что и апостолы и все святые благо­датью Христовою спаслись. И из апостолов многие великими грешниками были: Матфей мытарем был, Петр трижды отрекся от Христа, Павел гнал Христа и Церковь Его. Но Бог, бо­гатый милостью, этих грешников сделал проповедниками Евангелия Своего, дабы как сло­вом, так и делом самим проповедовали неис­черпаемую Его благодать всему миру, и какую сами от Бога получили милость, ту и всем греш­никам ко внушению предлагают. Потому и гре­хов своих в писаниях своих исповедовать, и себя перед всем миром за грешников призна­вать не стыдились. Павел святой называет себя «бывшим хулителем и гонителем и обидчиком, — но помилован, говорит, был, — и первым из греш­ников: «Христос Иисус пришел в мир спасти греш­ников, из которых я первый» (1 Тим 1:13, 15). Святой Матфей, перечисляя имена апостолов, говорит о себе: «Матфей мытарь» (Мф.10:3). От­вержение Петрово все святые евангелисты опи­сали, но все помилованы и апостолами учине­ны, и тем помилованием, как живым гласом, всему миру проповедуют, что есть грешникам кающимся надежда, отверсты двери милосер­дия Божия обращающимся, приемлет Отец Небесный обращающихся блудных сынов, го­ворит ныне Христос грешнику кающемуся во грехах: «Прощаются тебе грехи» (Лк.7:48), — и отверзает двери райские разбойникам кающим­ся и Его Господом исповедующим, ибо «Сын Че­ловеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк.19:10). Нет лицеприятия у Бога, но всех равно ми­лует, принимает и спасает кающихся, тебя ли одного отвергнет? Такой благостью Божией, всем грешникам отверстой, печальная душа, утешайся и утверждайся в вере. 2) Когда ты во грехах жил и грехами Бога прогневлял, Бог не хотел тебя, ради благости Своей погубить, но терпел тебя, ибо таким об­разом «благость Его на покаяние тебя вела». Ныне ли захочет погубить тебя, когда ты престал от грехов? Когда ты воле Божией противился, миловал тебя Бог, — ныне ли не помилует тебя, когда хочешь и стараешься волю Его творить? Когда ты отвращался от Бога, то Бог по Своему милосердию от тебя не отвращался, — ныне ли отвратится от тебя, когда ты к Нему обращаешь­ся? Когда ты Его оставлял и удалялся, Он тебя не оставлял, но на покаяние призывал и ожи­дал, — ныне ли оставит тебя и удалит щедроты Свои от тебя, когда с покаянием приближаешь­ся к Нему? Не презрел тебя, преогорчевающего грехами, — презрит ли умилостивляющего воз­дыханием и слезами? Миловал тебя, не бояще­гося Его, сохраняя жизнь твою от козней врага дьявола, погибели твоей ищущего и душу твою во ад свести хотящего, — ныне ли не помилует боящегося? Помни, что пророк поет: «Как отец милует сынов, так Господь помиловал боящихся Его. Ибо Он знает создание Свое, помнит, что мы — прах земной» (Пс.102:13—14). Помяни, что Бог — Отец наш: «Ты — Отец наш; ибо Авраам не узна­ет нас, и Израиль не признает нас своими; Ты, Господи, Отец наш», — говорит к нему пророк (Ис.63:16), — и более любит и милосердствует о нас, нежели матерь наша. «Забудет ли женщи­на грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Яне за­буду тебя», — говорит Господь (Ис.49:15). И Он не только просто Отец, но «Отец милосердия и Бог всякого утешения» (2Кор.1:3). Помяни, что поет Давид святой: «Бог спасения нашего, Бог наш, Бог во спасение» (Пс.67:20—21). Противно Тому погублять, Которому свой­ственно спасать. Чуждое дело Тому зло творить, Которого естество есть благо творить. «Никто не благ, как только один Бог» (Мф.19:17), то есть естественно и собственно. Послушай, что Бог о Своем благоволении к нам говорит: «Разве Я хочу смерти беззаконника?— говорит Господь Бог. — Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?»(Иез. 18:23). А то, что многие погибают, бывает не от Его благоволения, но от своего произволения, ибо не хотят покаяния творить. Одно с твоей стороны требуется, чтобы ты ут­вердился в том, что Бог и к тебе, кающемуся, милостив, что Он твой Отец, и Отец щедрот, Бог спасения, Бог во спасение. 3) Помни, что Христос во утешение нам грешным говорит: «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк.19:10). И апос­тол его: «Верно и всякого принятия достойно сло­во, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников» (1 Тим 1:15). Если Христос пришел взыс­кать погибших, взыщет и тебя, поскольку и ты один из погибших. Если грешников спасти при­шел, то и тебя пришел спасти, поскольку и ты один из грешников, ради которых Он пришел в мир. Ради грешников в мир пришел, ради грешников на земле пожил, пострадал, умер, воскрес, на небо вознесся, сидит одесную Бога и ходатайствует о грешниках, как святой Иоанн во утешение нам грешным говорит: «Дети мои! если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Ин.2:1—2). Этот всемилостивый Ходатай наш всякую милость заслужил нам у Небесного Своего Отца и дерзновение подал нам к Нему присту­пать. Избавил нас от врагов наших, от которых мы своею силою избавиться не могли. Враги наши: грех, дьявол, смерть и ад. Одолели они нас и торжествовали над нами как побежден­ными, и никто от них нас не мог избавить, ник­то за нас не вступился, не было нам помощни­ка против них, но Сын Божий встал за нас, как говорит Сам через пророка: «Я смотрел, и не было помощника; дивился, что не было поддержива­ющего; но помогла Мне мышца Моя, и ярость Моя — она поддержала Меня: и попрал Я их во гневе Моем, и сокрушил их в ярости Моей, и вы­лил на землю кровь их» (Ис.63:5—6). Он дьявола, страшного исполина, победил и связал, «дела его разрушил» (1 Ин.3:8); грехи верующих в Него Кровью Своею загладил; смерть смертью Своею и воскресением попрал и умертвил; ад разорил, и так пленение душ наших возвратил; и взошел на небо, и ныне Он «одесную Бога, и ходатайствует за нас» (Рим 8:34). И поем Ему, как Победителю врагов наших и нашему Изба­вителю: Ты «восшел на высоту, пленил плен» (Пс.67:19). И сами некогда, когда «тленное сие обле­чется в нетление и смертное сие облечется в бес­смертие», будем над этими врагами нашими тор­жествовать: «Поглощена смерть победою. Смерть, где твое жало?ад, где твоя победа» (1Кор.15:54— 55)? «Душа же наша уповает на Господа, ибо Он помощник и защитник наш. О Нем возвеселится сердце наше, и на имя святое Его мы уповали. Да будет, Господи, милость Твоя на нас, как мы упо­вали на Тебя» (Пс.32:20—22). Рассуди, за кого Христос умер? За грешни­ков. За кого грех, дьявола, смерть и ад победил? За грешников. За грешников скорбел до смер­ти, ужасался и тужил, дабы их от вечной скор­би, ужаса и печали избавить. За грешников на суде беззаконном судим был, дабы их от веч­ного суда освободить. За грешников связан был, дабы их узы растерзать. За грешников оп­леван, обесчещен, поруган, осмеян был, дабы их от дьявольского поругания восхитить. За грешников уязвлен, ударяем и мучим был, дабы их от вечного мучения избавить. За грешников на древе крестном умер, дабы их смертью Своею оживить. За грешников из мертвых вос­стал, дабы их оправдать. Он «предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим 4:25). Если все это за грешников сделал Христос, то и за тебя, поскольку и ты один из грешников. За­чем же хочешь лишить себя таких и столь вы­соких Его благодеяний, которые всем грешни­кам кающимся и верующим в Него даром подаются? Пострадал, умер и воскрес Христос за нас. С нашей стороны требуется то, чтобы грехи ос­тавить, каяться и веровать в Него, и так Хрис­тос будет нашей правдой, избавлением, освя­щением, победой, торжеством, вечной жизнью, славой и блаженством. Он «сделался для нас пре­мудростью от Бога, праведностью и освящени­ем и искуплением» (1Кор.1:30). 4) Читаем в книгах Моисеевых (Числ.21:6— 9), что, когда угрызаемы были змеями сыны Израилевы в пустыне, Моисей, по повелению Божию, сотворил змею медную и вознес ее на высоту, дабы угрызаемые люди взирали на ту, и так бы от угрызений исцелялись, что и дела­лось. «И когда, —говорит Писание, — змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оста­вался жив». Вознесение змеи той знаменованием было вознесения Христова на Крест, как Сам Христос утешительно нам это истолковал: «Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:14—15). Как тогда люди, угрызенные зме­ями, взирали на вознесенную змею и исцеля­лись, так ныне угрызенные жалом греховным змия адского, когда очами веры взирают на Христа, вознесенного на древо крестное, от уг­рызения того исцеляются и оживляются. Взи­рай и ты верою на распятого Христа, и исце­лишься от язв греховных, и оживешь. Взираю­щим на Него верою всем подается исцеление и вечное спасение. Тебе ли одному откажет в том нелицеприемный и милосердный Бог? «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин.1:29), в котором (мире) я и ты заклю­чаемся. Каким может быть твой грех, настолько великий, тяжкий и ужасный, что его бы от тебя, с верою к Нему пришедшего, этот Агнец Божий не взял? Какая язва твоя так велика, что ее бы Он не исцелил! Какое огорчение твое так силь­но, что его бы тебе, со смирением и верою про­сящему, не оставил Тот, Кто за распинателей и ругателей Своих молился: «Отче! прости им» (Лк.23:34)? Прочитай евангельскую книгу: кому в ми­лости и человеколюбии Своем отказал Тот, Кто для того и пришел, чтобы всем милость Свою явить? Кого от Себя отогнал, кого отринул Тот, Кто всех пришел к Себе призвать? «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я ус­покою вас» (Мф.11:28). Блудницы, разбойники, мытари и прочие грешники приходили к Нему и получали милость, ибо Он «пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф.9:13). Слепые прозрение от Него получали, хро­мые хождение, прокаженные очищение, рас­слабленные крепость, бесноватые освобожде­ние, глухие слух. Твоей ли душе не подаст ис­целения? Тело смертных исцелял, — душу ли бессмертную не исцелит Тот, Кто на то и при­шел, чтобы души наши, грехом умершие, ожи­вить? Ибо чем душа лучше тела, тем и исцеле­ние ее нужнее телесного. Поэтому и Христос более печется о душе, нежели о теле, и как Тво­рец и Искупитель наш более заботится о нас, нежели мы о себе. Все заботы наши возложим «на Него, ибо Он печется» о нас (1 Петр 5:7). 5) Помни в утеснении совести твоей, что апостол во утешение наше написал: «Тот, Ко­торый Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Рим 8:32). Он «предан за грехи наши и воскрес для оп­равдания нашего» (Рим 4:25). Рассуждай об этой непостижимой Божией благодати. Если Бог Сына Своего ради нас, грешных, не пощадил, то не пощадит ли ради Него нас кающихся? Если ради нас предал Его, то не примет ли нас, ради Него, с покаянием к Нему приходящих? Если за грехи наши предал Его, как не отпус­тит нам, кающимся и верующим в Него, грехов наших ради Него? Если ради того в мир Его послал, чтобы нас от грехов избавить, то не из­бавит ли нас ради Него, верующих в Него? Если на бесчестие, раны, распятие и смерть нас ради, грешных (о, непостижимая благость Божия!), предал Его Бог, то как не отверзет нам двери милосердия Своего ради Него, двери к вечной жизни, славе и блаженству, верующим в Него? Великое подал Бог нам, малое ли не подаст? Великое и непостижимое благости Божией дело, что Он благоволил воплотиться Сыну своему ради нас и умереть, меньшее — спасти нас ради Него. От воплощения и смерти Христовой, как от живого и приснотекущего источника, все наше блаженство, отпущение грехов, оправдание, благодать, избавление от смерти и ада, вечная жизнь и все проистекает. Если Сына Своего не пощадил, но за нас предал Его, то как с Ним не подаст нам всех Своих благ? Для этого и послал Его в мир, чтобы нас, кающихся и верующих в Него, спасти, — как же не спасет? Ибо цель пришествия Христова в мир — спасение наше, «ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк.19:10). «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников» (1 Тим 1:15). Если тогда нас помиловал, когда мы были врагами Его, то тем более ныне помилует, когда смертью Сына Его примирились с Ним. «Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его» (Рим 5:10); «потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их» (2Кор.5:19). Мы согрешили, но Он не только не отомстил нам, но и помиловал нас. Мы до­садили Ему, но он не только не возненавидел, но и предварил нас любовью Своею. Мы вра­гами Его были, но Он не только не враждовал с нами (ибо Бог, как благой, или даже сама бла­гость, никогда не враждует), но и послал Сына Своего примирить нас с Собою, нас, врагов Своих, с Собою примирить. Пришел Сын и примирил нас с Отцом Своим, «быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2:8). «Вознесся на небо Сын и воссел одесную Бога» (Мк.16:19). Послал апостолов, как посланников Своих, к нам и через них нас увещевает, чтобы мы примирились с Ним, и все они в писаниях своих увещевают нас: «От имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Хрис­това просим: примиритесь с Богом. Ибо не знав­шего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2Кор.5:20-21). Смотри и познай благость и человеколюбие к нам Божие. Хотя мы и враждуем против Него, разоряя святой и вечный закон Его, как Он го­ворит: «Кто не со Мною, тот против Меня» (Мф.12:30), однако Он в благости и человеколюбии Своем к нам пребывает неизменен, и не только неизменен пребывает, но и хочет, чтобы мы, враждующие, примирились с Ним, и ожидает нас. На что и Единородного Сына Своего по­слал, и по Нем апостолов во всю вселенную разослал, и ныне восставляет пастырей и учи­телей, которые Словом Его святым увещевают нас, дабы обратились, покаялись и примири­лись с Ним. Как же Сей, Который хочет, ожи­дает, и как бы жаждет нашего обращения, не примет обращающихся? Непременно сотворит с нами, как с блудным сыном сотворил благо-утробный отец его; прострет и нам отеческие Свои объятья, и руками Своими, которыми сотворил и создал нас, обымет нас, и отверзет дом Церкви Своей нам, и сопричтет нас свя­тым, домашним Своим, и в лучшую одежду об­лачит нас (Лк.15:20—24), и повелит Ангелам Своим радоваться о нас, ибо «бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк.15:10). 6) Бог научает нас, как нам и каяться подо­бает, как в пророческих и апостольских писа­ниях видим, и примеры покаявшихся написать повелел; как Ему молиться и просить у Него прощения, о чем и Псалтырь, и молитва «Отче наш» и прочие пророческие молитвы свиде­тельствуют. Как же не услышит кающихся, про­сящих и молящихся Тот, Кто образ подал, как каяться, просить и молиться? И возбуждает Духом Своим Святым в сердцах наших возды­хания и святые желания. Как не услышит тех желаний и воздыханий наших, которые Сам возбуждает в нас? Веру имей, христианин, что всякое желание, воздыхание и слеза кающихся у Него сочтена и записана. Забывает Он грехи кающихся (см. Иез.18:22), но воздыхания и желания их не забывает: «желание убогих Ты ус­лышал, Господи, преданности сердца их вняло ухо Твое» (Пс.9:38). Воистину убоги те, которые не находят в себе никакой правды, кроме грехов, но желают той от Бога, каковых услышать обе­щал Господь. «Я, Господь, услышу их, Я, Бог Израилев, не оставлю их» (Ис.41:17). 7) «Христос Иисус пришел в мир спасти греш­ников» (1 Тим 1:15). Цель пришествия и страда­ния Христова — вечное наше спасение. Сколь благоприятно Небесному Отцу отпускать гре­хи кающемуся грешнику, ибо тогда плод стра­дания Христова получается! Ибо плод страда­ния Христова — отпущение грехов, оправдание и вечное наше блаженство. Ибо Бог для этого и послал в мир Сына Своего, чтобы грешников спасти, приемлющих Его за Спасителя своего. Как же Отец Небесный с радостью не отпустит грехи как всем грешникам кающимся, так и тебе, когда видит, что оттуда плод страдания Сына Его происходит? Ибо от отпущения гре­хов — оправдание, от оправдания спасение веч­ное последует. Сугубая радость бывает Отцу Небесному оттого, что грешник кается, отпу­щение грехов получает и спасается, ибо тогда исполняется воля Его святая, которая «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим 2:4), и Кровь Единородного Сына Его, ради спасения грешников пролитая, плод и цель свою получает. Как Тот не отпустит нам грехов, Кто Сам желает отпустить, если мы истинно каемся и о том молимся Ему? 8) Некающимся нисколько не на пользу страдание и смерть Христова, хотя они и испо­ведуют имя Христово, но следует им суд Божий и вечное в аду осуждение, как отвергшим и пре­зревшим великую Божию благодать. Благодать же, хотя и благодать есть, хотящих спасает, а не нехотящих. Кающимся же и верующим во Хри­ста должно сею благодатью утешаться и непре­менно ожидать милости Божией и вечного бла­женства, смертью Христовою отверстого. 9) Хотя и известно, что эти душепагубные помыслы, производящие страх, печаль, утесне­ние совести и отчаяние, от дьявола бывают, од­нако попущением Божиим. Дьявол без попу­щения Божия ничего не может нам делать. По­пускает же Бог такое искушение на нас, как и всякое, не на пагубу, но на великую пользу нашу, как сказано выше. Посему познаем силу и горесть греха, который так сильно уязвляет совесть нашу. Ибо как змей уязвляет тело, и оно, уязвленное, страждет, мучается и умирает, так содеянный грех уязвляет душу, от чего душа мучается и страждет, совестью снедаема. Пото­му грех называется в Святом Писании «жалом смерти» (1Кор. 15:56). Еще познаем гнев Божий против греха, клятву законную, которою зако­нопреступники поражаются (Галл.3:10; Рим 4:15; Еф.5:6). Познаем великое мучительство дьяво­ла, который попущением Божиим так смущает и мучает душу. А от этого учимся и убеждаемся от греха старательнее беречься, по увещанию премудрого Сираха: «Беги от греха, как от лица змея; ибо, если подойдешь к нему, он ужалит тебя. Зубы его — зубы львиные, которые умерщвляют души людей. Всякое беззаконие как обоюдоост­рый меч» (Сир 21:2—4). Тщательно остерегаемся той вещи, от кото­рой вред себе узнали. Сколь же таковое искуше­ние сильно ко исцелению злонравия сердечно­го! Ибо как огнем иссушается влага, мокрота и гной смрадный, так огнем такого искушения иссушается влага нечистоты, злости, гордости, высокоумия, самолюбия, славолюбия, сребро­любия и прочих похотей, которые не иначе пред Богом имеются, как перед нами гнойный смрад и всякая скверна. И как в печи искушается се­ребро и золото и чистейшим делается, так и в этой искушения печи очищается человек от злонравия. И хотя во всяком искушении истин­но то, но более в духовном. Ибо тогда познает человек, что он в себе носит, как немощен, бе­ден, окаянен, и так, узнав, смиряется. Еще по­знает, сколь суетна всякая утеха мира сего, и так от всякой мира сего суеты отвращается. Нако­нец, узнав бедность и окаянство свое и ниот­куда не получая помощи, к единому источнику блаженства и утешения — Богу, прибегает и ищет от Него всего своего блаженства. 10) Когда такое искушение минуется, тогда преизобильно утешится душа печальная. Как после великой бури и мрачных дней яснее нам сияет солнце и более увеселяет нас, так после бурного этого искушения слаще почувствуется милость Божия. Тогда такое сердце на самом деле познает, что есть закон, который обличает грех, устрашает и проклятием поражает греш­ника, и что есть Евангелие, которое врачует и утешает уязвленное страхом и печалью сердце. И как после бани малый отрок, или человек, утружденный после трудов, сладко почивает и упокоевается, или, как корабль, переплыв море, тихо стоит в гавани, так имеется и душа, претерпевшая и окончившая такую бурную не­погоду. Ожидай и ты такой тишины и покоя. Непременно будет тебе, если потерпишь. «Ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит» (Евр.10:37).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных