Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 12: Об успехе христианском 3 страница




§ 437. Примечается во многих грешниках и беззаконниках, что они властям, господам, ро­дителям и благодетелям своим по закону есте­ственному усердствуют, но Богу того оказывать не хотят. 1) Многие царей, господ и родителей своих повеления и приказы слушают и исполняют, как и должно, но Божиих повелений, которые во все дни в храмах святых проповедуются и в книгах святых ради ведения и исполнения на­писаны, никто из них не хочет исполнять. Че­ловеку — царю, господину и отцу — покоряют­ся и повинуются, но Богу, власти Которого цари, господа и отцы подлежат и повиноваться дол­жны, — Богу, Который есть Царь царствующих и Господь господствующих и Отец всех, не хо­тят повиноваться. Слышат слово Его — и не внимают ему, что есть великая неправота без­законного сердца. Человека слушать и не слу­шать Бога, ради Которого и всякого властелина слушать должно, — кто не признает за преве­ликую неправоту? Но это всякий беззаконник творит, ибо не хочет заповедей Божиих исполнять. И сие-то есть, что говорит Господь через пророка Свое­го: «Слова Ионадава, сына Рехавова, который за­вещал сыновьям своим не пить вина, выполняют­ся, и они не пьют до сего дня, потому что слуша­ются завещания отца своего; а Я непрестанно говорил вам, говорил с раннего утра, и вы не по­слушались Меня. Я посылал к вам всех рабов Моих, пророков, посылал с раннего утра, и говорил: обратитесь каждый от злого пути своего и ис­правьте поведение ваше, и не ходите во след иных богов, чтобы служить им; и будете жить на этой земле, которую Я дал вам и отцам вашим; но вы не приклонили уха своего и не послушались Меня» (Иер.35:14—15). Это слово Божие и жалоба Его всякого грешника неисправного касается, ко­торый заповеди властелина, господина и отца своего слушает, но Бога, Господа Вседержите­ля, не слушает. Что властелин, или господин, или отец прикажет, то исполняет и делает, но что Бог приказывает, тому не внимает окаян­ный грешник. Человека слушает, но Бога, Со­здателя и Вседержителя, не слушает. Что этого безумнее и хуже может быть? 2) Кто дерзнет перед царем земным бес­чинствовать и законы его нарушать? Или еще: перед низшим властелином, или господином, или отцом своим кто бесчинствует? Самые беззаконные это творить или боятся, или сты­дятся. Но перед Богом, вездесущим и на все смотрящим, грешник бесчинствовать, закон Его святой и вечный нарушать и часто такое творить, о чем срамно писать и говорить, не стыдится, не боится, не ужасается. И непремен­но таковые или, по слову Псалмопевца, гово­рят в сердце своем: «нет Бога» (Пс.13:1); или ду­мают, что Бог не везде есть, и беззаконий их не видит, или неправосуден; или иные величеству Божию противные мысли питают в сердцах сво­их; или в глубоком о Боге забвении находятся. Иначе бы не дерзали беззаконий бесстрашно делать. Однако кажется, что совесть, хотя и по­мраченная, не перестает всякого беззаконника обличать и устрашать Божиим судом. Но греш­ник окаянный, презрев ее, и как конь свире­пый, перервав узду, стремится на всякое безза­коние, и чего перед человеком честным стыдит­ся, того пред величеством Божиим не стыдится, не боится делать. 3) Многие грешники любящих их любят и за добро, какое от них получили или получают, благодарят их, почитают их, услуживают им, и имя их везде с похвалою поминают, и хвалятся ими, как благодетелями своими, хотя то чело­век человеку не свое собственное, но Божие добро дает (ибо все Божие добро, какое ни име­ем), однако и за то благодарными себя благоде­телям своим показывают. Но те же грешники Бога, от Которого на всякий день сподобляют­ся бесчисленных благодеяний, от человеколю­бия единого происходящих, и Который соб­ственные Свои блага всем подает, — однако ж не благодарят. Не благодарят Его, что созданы Им, что питаются и одеваются Им, что сохра­няются Им, что ради них Сына Своего в мир послал Он и ради всех на смерть предал Его, дабы все спаслись. Этого не разумеют неисп­равные грешники и за это великое и чудное дело не благодарят Любителя и Благодетеля своего, Бога, ибо не любят Его, не почитают и не слу­шают Его, без чего благодарности быть не мо­жет. Ибо не слушать и тем гневить и раздражать благодетеля, и благодарным ему быть — дело невозможное есть. К благодарности требуется любовь и от любви почитание. Любовь же не хочет любимого оскорбить и раздражить, чего беззаконники не делают, следовательно, и Богу неблагодарны. 4) С каким усердием, любовью, почтением и благодарностью читает грешник письмо, ко­торое царь к нему напишет: часто в руки берет его, прочитывает, любуется им и перед прочи­ми хвалится им, и как его, как сокровище не­кое, бережет и сохраняет, сказать невозможно. Бог, Царь Небесный и Господь Вседержитель, написал письмо — святое Свое слово и послал его к нам всем без разбору, то есть благород­ным и простым, богатым и нищим, мне, тебе и другому. Послал через пророков и апостолов, рабов Своих, — в котором открыл нам волю и благоволение Свое к нам. Но грешник Боже­ственным тем письмом, как бы не к нему по­сланным, пренебрегает. Книжками, духом мира сего наполненными, забавляется и утешается и время свое в них проводит, но Божия слова прочитать или послушать не хочет, и держать у себя сокровища того не хочет, а хотя и держит, то или на столе валяется, или в шкафу место наполняет, но в сердце его не имеет места. И хотя вздумается когда ему взять в руки его, то так приступает к нему, как лихорадкою одер­жимый к пище. А из этого видно, какое почи­тание и к Творцу того — Богу Самому имеет! 5) Видим, каких только трудов и подвигов ни подъемлют грешники, когда царь обещает им ранг и честь, или иное какое награждение временное. Не только внутри отечества служат ему со всякою охотою и усердием, со всяким тщанием и прилежанием творят дело свое, но и вне отечества исходят на брань, ввергают себя в опасность смерти. Все это творят, чтобы от царя обещанную честь и от людей славу времен­ную получить. Эта надежда их поощряет и под­вигает к тому. Но те же старательные слуги ради Бога, Который обещает не временный, но веч­ный венец, не временную честь и славу, но веч­ную слугам Своим, и такого служения, какое ради человека и временной корысти подъемлют, поднять не хотят. Что это, христианин, как не то, что они царю земному, обещающему ранг и честь, ве­рят и ради того подвизаются, а Царю Небесно­му, обещающему вечную честь и славу, не верят и потому не хотят служить Ему и в подвиге хри­стианского благочестия стоять? Кто не поже­лает дружество с царем земным иметь, к нему на трапезу идти и с ним веселиться? Кто не хо­чет сыном царским быть и наследие земного царства иметь? Едва не всякий сего, Христовым именем знаменующийся, не отречется. Но смотри и примечай, желает ли и ищет ли того, что Бог неложный и истинный обещает. Бог обещается дружество с нами иметь: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его» (Ин.14:21). Любить Бога и быть Богом любимым, что есть, если не дружество? Дружество — это и есть взаимная любовь. Бог обещает нам Богом и От­цом нашим быть и нас за сынов Своих иметь. «И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2Кор.6:18). Бог зовет на великую вечерю в царствии небесном и обещает нам наследие небесного царствия. Но кто сему великому и небесному званию внимает? Кто ищет того, что нелож­ный Бог по милости Своей обещает? Все ока­янные грешники отрицаются. Возлюбили честь, славу, богатство и сласть мира сего бо­лее, нежели честь, славу, богатство и утешение небесное и вечное (Ин.12:43). С царем земным дружества ищут, но с Богом бессмертным и Царем Небесным не ищут; на трапезу земного царя со тщанием спешат, но к трапезе Небес­ного Царя не хотят идти; на земле царствовать временно желают, но на небе вечно царствовать не хотят. О, прельщение ума и сердца человеческо­го! «Начали все извиняться» (Лк.14:18). Начали все отказываться — от чего? — идти на угото­ванную небесную вечерю и послушать звания Божия. Почему? поскольку избрали временны­ми и земными сластями утешаться, но не не­бесными и вечными. И так звание Божие, ко­торым через рабов Своих зовет их, и Самого зовущего Бога презирают. Скажет кто: «Разве кто отрицается и не хо­чет обещанных вечных благ получить? Не вся­кий ли тех желает?» Ответ. Воистину мало таких есть, которые истинным желают сердцем! Ибо кто чего ис­кренно желает, тот, все оставив прочее, того единого со всяким тщанием и прилежанием ищет. Каких трудов не подъемлет богатства любитель ради богатства, славолюбец и често­любец ради славы и чести, сластолюбец ради желанной своей утехи! Сколько трудится и по­теет мужик земледелец ради плода, ученик ради разума и премудрости внешней! Кто того не видит, что всегда перед глазами нашими обра­щается? Так разумей и об обещанных от Бога благах. Поскольку же велики те неизреченные блага, потому и великих трудов и подвигов от нас к получению их требуют. Читай святое Евангелие и познаешь эту истину. Надобно отречься не только от мирских похотей, но и от самого себя, и взять крест свой, и следовать за Христом (Мф.16:24), последо­вать Ему не ногами, но сердцем, верою, любо­вью, терпением, кротостью, смирением, злостраданием. И так, где Он ныне Сам, туда и последователя Своего приведет, по неложному обещанию: «Кто Мне служит, Мне да последу­ет; и где Я, там и слуга Мой будет» (Ин.12:26). Чем больше добро, тем больших трудов требу­ет к получению его. Атак как нет большего доб­ра, чем вечное добро, и одно оно есть истинное добро, то больших трудов и подвигов от нас тре­бует, чтобы его постигнуть. «Так бегите, чтобы получить» вечное то добро, — говорит святой Павел (1Кор.9:24). Кто его получит? Не тот, кто лежит, но кто бежит. Кто бежит? Тот, кто, все прочее оставив позади, к тому одному, как сво­ему центру, стремится, спешит и подвизается. А у кого нет труда и подвига к тому, у того нет и желания истинного к тому. Желание истинное подвигает желающего к труду и научает способ искать, чтобы получить желаемое. Кто желает в Москву, или в Петербург, или в Киев прийти, тою дорогою идет, которая в те грады ведет, а не иною. Так к Богу и вечному Его царствию, которое должно прийти, нужно идти «тесными вратами» и узким путем, а не широким вратами и пространными путем, который ведет «в поги­бель» (Мф.7:13—14). «Многими скорбями надлежит нам войти в царствие Божие» (Деян.14:22). И Господь говорит: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк.21:19). И еще: «В мире будете иметь скорбь» (Ин.16:33). Ибо всякое зло и бед­ствие встречает тех, которые к Богу и царствию Его стремятся. Должно все то терпеть и против врагов — плоти, мира и дьявола подвизаться, дабы трудом и подвигом с помощью Божией получили то, что без труда в начале имели и потеряли. 6) Кто прогневать и оскорбить царя земно­го, или даже нижнего властелина, или высокое какое лицо не боится? Но Бога — великого Гос­пода и Царя великого «по всей земле, в руке Ко­торого все концы земли, и вершины гор Его же, Его и море, Он сотворил его, и сушу руки Его со­здали» (Пс.94:3—5), — такого великого Господа и Царя, Который небом и землею обладает, бе­зумный и окаянный грешник не ужасается про­гневать и оскорбить, более того, на всякий день и час прогневлять и оскорблять не стыдится и не боится. О, долготерпение Твое, Господи! О, слепо­та человеческая! Так грех у христиан усилился и в обычай во­шел, что как шуточную какую вещь его постав­ляют. Воистину таковые христиане в превеликой тьме ходят, хотя и мудрыми себе кажутся; и хотя звезды считают и других научают, но христи­анского алфавита не знают; и не только бесчув­ственны, но и мертвы, живут же только греху. 7) Во многих грешниках примечается, что они отца, или властелина, или друга или бла­годетеля своего, или иное какое почтенное лицо оскорбив, каются, сожалеют, и смиряют­ся, и просят прощения у него, признавая свою виновность, что похвально есть. Но Бога, Твор­ца и высочайшего своего Благодетеля, Который всех создал, питает, одевает и сохраняет, всегда оскорбляют; Бога, говорю, Который есть еди­на любовь и благостыня, оскорбляют всегда, и не каются, и не скорбят, и не сожалеют, и не смиряются перед Ним. И хотя многие, согре­шив, каются и исповедуются перед отцом ду­ховным, но, возвратившись, снова на те же гре­хи обращаются, и так церемонию только от­правляют, а не истинное покаяние творят. Ибо нет там истинного покаяния и сожаления, где грехи повторяются. Как кто может каяться и сожалеть, что то и то делал, но оставить того не хочет, тем и тем грехом Бога прогневал, но про­гневлять Его не перестает? Ложно, неистинно то покаяние, когда ка­ющийся грехов не оставляет. Надобно сожалеть о грехе, но и оставить грех; надобно и о том со­жалеть, когда мы ближнего обидели и оскор­били, но наиболее о том, что тем Бог прогнева­ли. Ибо кто против ближнего согрешит, тот и против Бога согрешит, заповедавшего любить ближнего и ничем не обижать его. И человек, как ни высок, или каким бы великим не был нашим благодетелем, ничто против Бога; по­тому и согрешение против человека всякого ничто против согрешения, которое бывает про­тив Бога. Потому царь Давид, хотя и против Урии тяжко согрешил, однако, кающийся, го­ворит Богу: «Тебе единому согреших, и лукавое пред Тобою сотворих» (Пс.50:6), рассуждая, что грех тот и обида, Урии сотворенная, касается Самого Бога, Который есть верховный Законодавец, Судия, Господь, Царь, Создатель и Благодетель всех, и величество Его бесконечно, так что весь мир как ничто против Него, — тем более один человек, кто бы он ни был. Поэтому согрешив­ший против ближнего должен не только сожа­леть, что оскорбил его, но прежде всего, что Самого Бога и Законодавца, Который велел никого не обижать, тем грехом прогневал и ос­корбил, и, смиряясь перед ближним и прося у него прощения, смиряться прежде всего перед Богом, и у Него просить прощения, что запо­ведь Его святую нарушил. 8) Как сильно многие христиане по славе и чести отца, или господина, или благодетеля своего ревнуют и защищают имя их, когда ху­лится! Но те же ревнители молчат, стыдятся или боятся защищать славу имени Божия, когда оно перед ними безбожными хулится. О, христиане! Так мы верны Господу Богу, Со­здателю, Искупителю и Промыслителю нашему, Который нас и отцов, господ и благодетелей наших создал, питает, одевает и сохраняет, что имя Его святое страшное и такого почитания не сподобляется от нас, какое отдаем челове­кам, созданию Его, отцам, господам и благо­детелям нашим! Также многие поступают, когда кто им са­мим досадит и имя похулит. О властях здесь речь, которым особенно долг надлежит славу и честь имени Божия защищать. Как ревнуют, ярятся, гневаются и защищают честь и славу свою! Но те же защитники тихо и кротко по­ступают с подчиненными, которые непрестан­но честь имени Божия преступлением закона Его умаляют или явно на имя Его изрыгают хулы. Что значит — имя и честь свою, которая ничто есть, более имени и чести Божией бес­конечной почитать? Увидишь, что есть имя и честь твоя, когда равно с простыми умирать будешь и в землю отойдешь; и познаешь, что есть имя и честь Божия, которой ныне пренеб­регаешь, когда предстанешь Страшному Его Суду, где «цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачалъники, и сильные, и всякий раб, и вся­кий свободный пожелают скрыться в пещеры и в ущелья гор» (Откр.6:15). 9) Видим, что многие христиане, называю­щие Бога помощником и защитником своим, Который действительно Помощник и Защитник христианам, когда в беду впадут, к князьям, вель­можам и прочим высоким по миру этому лицам ради защиты прибегают, и слыша от них обе­щаемое о себе ходатайство, надеются на них, хотя те и сами, как люди, всякой беде подле­жат. Бог всемогущий и преблагой и премудрый, Который один защищает и избавляет, обещает помощь всякому призывающему Его и говорит: «Призови Меня в день скорби твоей, и избавлю тебя» (Пс.49:15). Но они, оставив Бога, к людям в день скор­би своей прибегают, и так дотоле Бога помощ­ником своим имеют, доколе скорби не имеют, а в день скорби других помощников и защит­ников ищут. Есть и такие, которые в серебре и золоте, или хитрости, или силе, или сане своем помощи и защиты своей ищут; и так все тако­вые надеются на человека и на прочее созда­ние, а не на Бога и Создателя своего, а без на­дежды — и веры в Него не имеют. Ибо надежда от веры неотлучна, как и вера от надежды, но одна с другою совокупно пребывает. Отсюда заключается, что языком только называют Бога помощником, а в сердце других помощников имеют, а так устами только чтят Бога, а не сер­дцем. Ибо без веры и надежды чтить Бога не­возможно. Как человек считает непочтением к себе, ког­да его обещанию не верим, так тем более нелож­ному Богу и истинному не воздают почитания грешники, которые милостивым Его обещани­ям не веруют, но, оставив Его, к немощному со­зданию Его прибегают ради помощи и защиты. И поступают они подобно тому несмышлено­му рабу, который отвращается от царя своего, обещающего ему милость явить и в руке своей содержащего жизнь и смерть и все его благо­получие и неблагополучие, и обращается к низ­кому и немощному его рабу, и милости от него ищет, чем и чести царской досаждает, и себе более вредит, нежели пользы приносит. Так бед­ные грешники и Божию величеству досажда­ют, что не верят милостивым Его обещаниям, ибо «не верующий Богу представляет Его лживым» (1 Ин.5:10), — и себе тем вредят, когда от Со­здателя своего, у Которого в руке жизнь наша и смерть, благополучие и неблагополучие наше, отвращаются и обращаются к созданию Его, которое само без помощи, подкрепления и со­держания всемогущей Божией руки падает. 10) Видим еще, что многие христиане отцам своим по плоти стараются угождать, хотя и злым, дабы наследия после отцов своих не ли­шиться. Но те же человекоугодники Богу, Отцу Небесному, Который дает чадам Своим, угож­дающим Ему, вечное наследие и неизреченное, угождать не стараются, дабы того не лишиться. Не значит ли это, христианин, почитать вре­менное и сновидению подобное блаженство бо­лее истинного и вечного? Не значит ли это — не почитать и презирать Бога, уготовавшего и обе­щавшего то блаженство? О, как горько возры­дают эти наследники, когда в руках своих ниче­го не увидят, кроме одного лишения и пагубы! Когда Божии угодники наследуют «царство, уго­тованное им от создания мира», они выброшены будут «во тьму внешнюю, где будет плач и скре­жет зубов» (Мф.25:30, 34). 11) Видим еще, что многие христиане, ког­да отцы их, или власти, или господа за преступ­ление не накажут их, радуются, утешаются и благодарят их, но Бога, Которому на всякий день и час согрешают и бесконечного милосер­дия Его сподобляются, так что та милость, с этой Божией милостью сравненная, ничто есть, — однако же Его не благодарят. Суд, гнев и нака­зание человеческое тела единого касается, душе же повредить и погубить ее не может, но Бо­жий суд и гнев может и душу и тело в геенну огненную низринуть (Мф.10:28). Но грешник ослепленный того не примечает, и человека, малую ему милость являющего, благодарит, но Бога, Который на каждый день и час ему бес­конечную являет милость, не благодарит. О, когда бы всякому грешнику открылось внутреннее око, и познал бы, сколько он перед величеством Божиим на всякий день то словом, то делом, то помышлением согрешает, досаж­дает и оскорбляет, и какой от Него в этом ми­лости сподобляется, то непрестанно бы припа­дал перед Ним со смиренным и благодарным сердцем!.. Не только словом изобразить, но и умом понять невозможно, сколько милости Своей в этом являет нам Господь! Какой Царь так милостив и кроток, что, видя закон свой перед собой разоряемый, ра­зорителя может стерпеть? Скоро человеческая кротость в гнев и ярость претворяется. Бог ви­дит на всякое время закон Свой святой, неиз­меняемый и вечный, перед Собою грешником разоряемый, видит и терпит, и не только тер­пит, но и хранит грешника от врага его дьяво­ла, который согрешающему приседит и хочет душу его восхитить и во ад низринуть. О, чело­веколюбие Твое к нам, грешным, Боже наш! Кто может это исследовать или умом понять? Но грешная душа сего не разумеет и Бога чело­веколюбца не благодарит. Долготерпение же Божие спасения грешни­ка хочет и ищет, как учит апостол: «Долготерпе­ние Господа нашего почитайте спасением» (2 Петр 3:15). Ибо «благость Божия ведет его к покая­нию» (Рим 2:4). И если эту благость, долготерпе­ние Божие грешник нераскаянный сердцем презрит, тогда все его худые поступки, грехи и беззакония обличатся и представятся ему в день суда, как говорит Бог грешнику: «Обличу тебя, и представлю пред лицем твоим грехи твои» (Пс.49:21). И тогда суд и гнев Божий на себе почув­ствует; и чем более грешил и долготерпения Божия на себе познал, тем более уже гнев Бо­жий познает, как учит апостол: «По упорству тво­ему, грешник, и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения правед­ного суда от Бога» (Рим 2:5). «Уразумейте же это, забывающие Бога, дабы Он не восхитил вас, и (тогда) никто не избавит», — говорит пророк грешникам (Пс.49:22). 12) Примечается и то в христианах, что мно­гие с царем, или высоким каким лицом бесе­довать с радостью желают, ибо за честь себе то поставляют. Что честнее, как с Богом бессмер­тным и живым молитвою беседовать? К чему и Сам Бог по Своему человеколюбию призывает нас, как выше о том неоднократно сказано. Но грешная душа не разумеет и пренебрегает тем. Царь земной зовет к беседе — и как спешим, сказать невозможно, а Царь Небесный всегда зовет — и не хотим. Однако хотящему с Богом в молитве беседовать должно прежде очистить себя покаянием. Царь земной не терпит смрад­ных рубищ, так Царь Небесный отвращается от души, которая смрадными рубищами грехов замарана. Должно эти рубища души от себя от­ринуть и так к Небесному Царю приступать. 13) Еще примечаем, что христиане имя ца­рево почитают, и при воспоминании о нем по­кров с головы снимают, или голову преклоня­ют, как и должно, но святое и страшное имя Божие того не удостаивается от многих хрис­тиан. Иные в неправде и лжи имя Его помина­ют. Иные в ложной присяге восприемлют имя Его, и, учинив присягу и ее великим именем Божиим утвердив, тотчас на дела, противные присяге, устремляются. Другие в непотребных и подлых делах и словах беспрестанно вносят имя Его, повторяя, как обыкновенные для себя слова: «ей Богу, на то Бог, Свидетель Бог!» — и прочее. Есть и такие, которые в шутках и ко­щунстве (о, долготерпение Твое, Боже!), дерза­ют принимать имя Его, Ангелам святым и ду­шам сладкое, демонам страшное и всей твари честное. Так христиане таковые, отъемля от имени Божия достойное почитание, и Самому Богу, в имени Своем святом почитаемому, не воздают того. О, христианин несмысленный! Так ли ты почитаешь имя Создателя и Искупителя твое­го, что и такого почтения, какое человеку смер­тному показываешь, не удостаиваешь Его?.. 14) Многие, рассуждая о честности и бла­городстве отцов своих, имя их берегутся опо­рочить худыми поступками; удаляются от та­ких дел, которыми то бесчестится, но имя Не­бесного Отца, к Которому мнятся молиться: «Отче наш, Иже еси на небесех», — непрестан­но бесчестят, делая такие дела, которые хрис­тианскому званию противны. Таковы блудни­ки, прелюбодеи, пьяницы, похитители, граби­тели, клятвопреступники, разорители и прочие тому подобные. Как добрыми христианами имя Божие славится, по свидетельству Господню: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца ва­шего Небесного» (Мф.5:16), — так злыми делами бесчестится. А отсюда видно, что таковые чест­ные люди более любят и почитают отца своего — человека, нежели Бога, Небесного Отца, или даже никакой любви и почитания к Нему не имеют. Злой и неисправный христианин Бога любить и почитать не может, пока неисправен пребывает. 15) Многие неисправно живущие отцы на сынов, господа на рабов, власти на подчинен­ных своих негодуют и гневаются, что от них должного себе не видят послушания. И это есть правильная причина гнева и негодования их. Ибо всякий сын отцу, раб господину и подчи­ненный власти своей должен показывать по­слушание. Также сотворившие какое благоде­яние людям не терпят, когда от них не видят благодарности. Но сами эти негодующие рев­нители Богу, Верховному Господу, не показы­вают послушания и не воздают благодарности. И почему на себя не гневаются? Разве велико то, что их, людей, люди не слушают, а мало, что они сами Бога, Которому и они сами и подчи­ненные их подчинены, не слушают? Или разве добро, человеком человеку сотворенное, дос­тойно благодарности, а Богом сотворенное не достойно? Какая душа, хотя малую разума ис­кру имеющая, стерпит это? Кому более и по­слушание показывать нам, как не Богу, ради Которого и отцам, господам и властям нашим христиане повиноваться должны? И кого более благодарить нам, как не Бога, от Которого еди­но добро происходит, и добро Которого и бла­готворящие нам подают, а не свое? Все, что ни имеет человек, кроме немощи, растления и гре­хов своих, — Божие, а не его собственное: тело и душа — Божии. Однако негодует человек, когда сотворит кому добро и не чувствует от него благодарнос­ти, а сам каждый день и час от Бога получает добро и неблагодарным пребывает к Нему, но не примечает того. Также злые отцы на сынов, господа на рабов и власти на подчиненных не­исправных гневаются, но сами всегда неисп­равны перед Богом пребывают, и мнят, что то как бы ничто есть. Если правильно неисправ­ным властям, господам и отцам на подчинен­ных гневаться за непослушание их, то на себя прежде гневаться они должны, что сами перед Богом, как Ему подчиненные, неисправны. И если благотворящие грешники негодуют за неблагодарность людей, подобных себе, то прежде всего на себя негодовать должны, что к Богу, Творцу и высочайшему Благодетелю сво­ему, благодарности не имеют. Всякий грешник как послушания, так и благодарности не ока­зывает Богу, пока в звании и должности хрис­тианской неисправным пребывает. Ибо как послушание, так и благодарность Богу без со­блюдения заповедей Его, соблюдение же запо­ведей без любви к Нему не бывает, по слову Гос­подню: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня». И далее: «Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих» (Ин.14:21, 24). Видишь, христианин, каков перед Богом грешник неисправный: такого послушания, почитания, любви и благодарности не имеет к Богу, Создателю своему, какое послушание, почитание, любовь и благодарность человеку оказывает!

§ 438. Какую неблагодарность Богу, такую же и Христу Сыну Божию, оказывает грешник окаянный. И как к Богу, так и к Сыну Божию грешная душа не имеет почитания, кроме уст­ного и лицемерного. 1) Видим, как радуются граждане, когда царь в град придет, и с каким желанием, благо­говением и восклицанием встречают его все, сказать невозможно. Царь Небесный — Хрис­тос, пришел в мир этот к нам, как во град наш, рукою Его сотворенный, и «посетил нас Восток свыше» (Лк.1:78). Поет Его пришествие «воинство небесное» (Лк.2:13); показывает «звезда» (Мф.2:9); проповедуют славы Божией проповедники (1Кор.1:23; 2Кор.4:5; Кол 1:28). Но грешная душа стоит недвижима, и не встречает Его с подоба­ющей честью, не поклоняется Ему с верой и любовью; и хотя не говорит устами с против­никами Его: «Не хотим, чтобы он царствовал над нами» (Лк.19:14), — но не хочет покоряться Ему и взять иго Его на себя, которое должно всем, приемлющим Его как Царя своего, взять и но­сить, по повелению Его: «Возьмите иго Мое на себя» (Мф.11:29). А не принимая ига Его, и самого Его не принимает. Надобно принимающим Его как Царя сво­его и главу свою преклонить благому игу Его. Ибо невозможно быть подданным царю и за­кона его не принимать и не покоряться ему. Ибо подданный царю потому подданным называет­ся, что власти его и закону подлежит и покоря­ется. Так и Царю Небесному — Христу — те только поддаются и принимают Его как своего Царя, которые принимают иго Его и верно слу­жат Ему. Прочие же, хотя и называют Его Ца­рем своим, но не приемлют ига Его, и не поко­ряются Ему, не приемлют Его как Царя своего. Надобно таковым христианам опасаться того Страшного Суда Божия, которым грозит Хри­стос Царь иудеям, не принявшим Его: «Врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я цар­ствовал над ними, приведите сюда и избейте пре­до мною» (Лк.19:27). Приведутся на суд Его праведный все, ко­торые не принимают ига Его благого и не хотят Ему, истинному Царю, служить. Посекутся се­кирою праведного Его суда и будут брошены в огонь (Мф.3:10; 25:41). Тогда они познают власть Его, которой не хотели ныне охотно и усердно повиноваться и слушать Его. Христос — «Царь царствующих и Господь господствующих» (1 Тим 6:15), и Его власти небо, и земля, и преиспод­няя подлежат, однако не принуждает никого к принятию ига и работе Своей, но призывает только через проповедников Своих и обещает вечный покой работающим Ему, хотя и все вла­сти Его подданы. Принимающим же Его как Царя своего и служащим Ему верой и любовью подаст вечный покой в небесном Своем цар­ствии, которому не будет конца. Отвергающих же иго Его благое и не хотящих Ему как истин­ному своему Царю покоряться и служить, влас­тью и праведным Своим судом предаст вечному наказанию, ибо Ему, Царю своему, Которому должны повиноваться и служить, не повинова­лись и не служили. 2) Как еще радуется человек, когда придет и посетит дом его царь, или хотя бы высокий какой и почтенный господин: с какой охотой, усердием и желанием встречает, принимает и угощает его; с каким благодарением провождает его, всем то известно. Царь Небесный, Сын Божий хочет, как Душелюбец дома душ наших посетить, и стоит у всякого при дверях (о, че­ловеколюбие непостижимое!), и стучит: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вече­рять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20). Но грешная душа, бесстыдно затворив две­ри, не хочет сего высокого, великого и вожде­ленного Гостя пустить и принять. Увы нам, грешники! Что мы делаем? Где наша вера, смысл и разум? Царь Небесный сто­ит у домов наших, и толкает в двери, и хочет с царствием Своим благодатным пожить в домах наших, и с Отцом Своим Небесным обитель у нас сотворить, как говорит: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотво­рим» (Ин.14:23). Но мы не отверзаем Ему дверей наших и не хотим Его с подобающей честью принять. О крепкий и сильный Господи! Господи сил! Ударь крепко, и сокруши крепостью Твоею две­ри затворенные, и восприми дом Твой, кото­рым неправедно завладел чуждый, противник Твой! Надобно нам, христиане, ныне Его непре­менно в дома наши принять, если хотим с Ним вовеки жить. Ныне Он стоит и стучит в двери грешников, но будет время, когда грешники, не послушавшие и не принявшие Его, станут «сту­чать в двери и говорить: Господи! Господи! отво­ри нам; но Он скажет им в ответ: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели не­правды» (Лк.13:25, 27). 3) Как еще радуется человек, когда к нему, или в пленении находящемуся придет кто ос­вободить его; или во глубине утопающему руку помощи подать; или лютою болезнью одержи­мому здравие подать, и какое тому благодете­лю благодарение приносит, кто сего не знает? Кому свобода, жизнь и здравие не желаемо и не приятно? Кто сего добра более всего сокро­вища не почитает? Христос пришел к нам, пле­ненным дьяволом, обнаженным и раненным тем же врагом, и лежащим на пути мира сего, полумертвым (Лк.10:30), и во глубине погибе­ли утопающим; и хочет всем подать свободу, здравие и жизнь. «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк.19:10). Но сколь многие, мнящиеся быть христиа­нами, не хотят этого великого Благодетеля и Избавителя разуметь и Его великою милостью пользоваться. Предпочитают служить греху и тем дьяволу, нежели от его ига освободиться, и остаться в погибели, нежели в жизнь войти. И поступают подобно тому несмысленному плен­нику, который пришедшему его из плена осво­бодить не хочет последовать и от той беды осво­бодиться. Так Сын Божий, Господь наш, пришел к нам и вызывает из плена, и зовет во след Себе, дабы освободились от того и получили вечную небесного царствия свободу, но многие несмысленные, к тому же и неблагодарные, и даже те, кто записал Ему имя свое (при креще­нии), этим высоким Его благодеянием пренеб­регают, не хотят последовать Ему, дабы свобод­ными быть, и так в прежнем своем бедствии и злополучии остаются. Надобно непременно пленнику последовать за пришедшим его освободить, если освободить­ся хочет, и немощному слушать целителя свое­го, и утопающему в воде исполнить хотение про­стирающего ему руку, а иначе никто из них не может от бедствия своего освободиться. Так всякому, кто хочет освободиться от дьявола, греха и смерти вечной, должно непременно хо­тение Христа Избавителя исполнить и предать­ся в волю Его, дабы творил с ним, как лекарь с больным, и как наставник с заблудшим, и как освободитель с плененным, и как спаситель с погибшим. Иначе освободиться и спастись не­возможно. Христос, хотя и Человеколюбец, хотящих спасает, а не нехотящих. Вопрос: «Кто же не хочет спастись? Кто это­го великого добра себе не хочет?» Ответ. Христос говорит: «Иерусалим, Иеруса­лим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели» (Мф.23:37)! Ви­дишь, что хочет Христос, но не хотят люди. Истинному хотению последует соизволение, дело и труд. Каких трудов не подъемлют купцы ради желаемого богатства, земледельцы ради плодов, воины ради победы и славы, и прочие желающие временных вещей? Поскольку все они хотят получить желаемое, потому и трудят­ся ради того; и чем больше добро, тем больший прилагается труд к получению добра того. Ви­дишь, что желанию дело и труд последуют. А так как нет большего добра, чем вечное, и еди­но то добро есть истинное добро, и едино есть на потребу, по слову Господнему (Лк.10:42), то и больший труд прилагать нам должно к по­лучению его, нежели трудимся ради времен­ного. «Многими скорбями надлежит нам войти в царствие Божие», — по учению апостола (Деян.14:22). Видишь, что не только «скорбями», но и «мно­гими скорбями» входят в царствие Божие. А где многие скорби, там много трудов требуется, чтобы преодолеть их. Хотя и отворил Христос смертью Своею дверь к вечной жизни, и пода­ет ее верующим во имя Его, но нет к ней иного пути, кроме пути тесного, как Сам Господь го­ворит: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в по­гибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф.7:13—14). Плоть, или растле­ние плоти, мир и дьявол — враги христианские. Сии препятствие чинят нам, идущим к вечной жизни. Они заплетают ноги бегущих к получе­нию нетленного венца. Против этих врагов под­визаться надобно душе, хотящей спастись, и так войти в жизнь. Этот подвиг недремлющим оком совершается, и то со всесильной Божией помо­щью, которая просящим, ищущим и стучащим посылается (Мф.7:7—8). 4) Видим еще, как человек того своего бла­годетеля любит, который гневающегося на него царя умолит и его в милость царскую приведет, благодарит его и незабвенным дело то в памяти своей содержит, а тем более, когда от смерти, которой по законам и суду царскому подлежал, ходатайством своим его избавит. Каким великим это дело почитает всякий, всем известно. Сын Божий, Иисус Христос, Бога, вечного и Небесного Царя, разгневанного на нас за гре­хи наши, ибо все мы согрешили Ему, умолил, и умолил не только горячею Своею молитвою и слезами, но и глубочайшим смирением, стра­данием и смертью, смертью же крестною. Бла­говолил Он за нас, отверженных и изгнанных, странствовать, за бедных бедствовать, за про­данных под грех проданным и преданным быть, за поругаемых и осмеиваемых сатаной поруган­ным, осмеянным и оплеванным быть, за про­клятых законом под клятвою быть (Галл.3:13), за осужденных осужденным быть, за умерших умереть. О, человеколюбие Твое, Иисусе! Видишь ли, христианин, как дорого стало Сыну Божию исходатайствовать нам милость у Бога, раздраженного нашим законопреступлением? Учинил то Заступник и Ходатай наш, и так привел нас в милость Отцу Своему Небес­ному; разрушил смертью крестною смерть, и отворил путь к вечной жизни, и входят в нее благодарным сердцем приемлющие Его как Ходатая и Избавителя своего. Но грешник, сле­пой и нераскаянный не чувствует сего высоко­го Его благодеяния и не благодарит Его. Что есть временная жизнь, которую все по долгу естества оставить должны, в сравнении с вечной? Ничто!.. Однако грешник за великое по­читает ее и благодарит ходатаю той, но Христа, вечную жизнь заслужившего, не благодарит. Увы нам, бедные грешники! Какою великою тьмою объято сердце наше! Вопрос: «Как же христианам не благодарить Христа?» Ответ. Без любви благодарности быть не мо­жет, разве устная и лицемерная, как это всякий довольно знает. Сердце благодарное чувствует, помнит и всегда в памяти содержит благодеяние, и любит от чистого сердца благодетеля своего. Любящих же и не любящих Его знаки показы­вает Сам Господь: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня. Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое. Не любящий Меня не соблюдает слов Моих» (Ин.14:21,23—24). Чего не делает человек, чтобы любимому уго­дить и как бы чем его не оскорбить? Не только богатства, но часто и чести, и, что более, здра­вия своего не щадит. И, что ни хочет любимый, делает ради него любящий. Словом, любовь пленяет сердце любящего, и вслед влечет лю­бимого, и связывает с любимым, и едино с ним делает, что примечается в плотской и скверной любви. Ради Христа, Которого благодарить и к Ко­торому любовь иметь хвалишься, что таковое делаешь? Посмотри на сердце твое, чем оно пленено? Не любовью ли мира сего, которая отвращает человека от любви Христовой? Если славы, чести, почитания, богатства и плотоугодия ищешь, то известно знай, что мир лю­бишь, а не Христа, и тем пленено сердце твое; тот влечет тебя вслед себе, и с ним, любовью связан, пребываешь. Сыну своему богатое на­следие и дочери изобильное приданое, которых любишь, приготовляешь; богатые расширяешь дома, кареты и коней украшаешь ради гордос­ти и тщеславия; дорогими одеждами одеваешь­ся ради щегольства и пышности; изобильными трапезами и винами друзей и гостей угощаешь ради плотоугодия и человекоугодия; и на про­чие любимые твои утехи не щадишь имения своего, но ради Христа, ради Которого и души не должны мы щадить, что таковое делаешь? С чем, с какой милостью отходят от тебя бедные сироты и вдовицы, которых велел Хри­стос снабжать, и которые имя Христово тебе предлагают и просят от тебя милости? Празд­ны и с теми же слезами, с какими приходят!.. Так-то ты любишь Христа, что и между людь­ми, тобою любимыми и почитаемыми, не по­читаешь Его!.. Такая твоя к Нему и благодар­ность!.. Он ради тебя души Своей не пощадил, чтобы тебя от смерти избавить, смерти же веч­ной, а ты ради Него и меди не хочешь подать! А где крест твой, который любящим Христа дол­жно носить и вслед Его ходить? Попран на земле лежит, и далеко отскочил ты от него, стыдишься и ужасаешься его, а с ним и Христа, Крест понесшего и на Кресте распя­того. А что, когда нужда будет или отречься от Христа, или смерти жизнь свою в жертву при­нести, как то при гонителях Церкви было? Себя ли и жизнь свою отдать восхочешь ради Христа, чего вера в Него и любовь к Нему от нас требует, если ради Него денег, меди, сереб­ра и золота не хочешь дать, поносного слова и скорби претерпеть? Малого не хочешь сделать, великое ли сделаешь? Денег, славы и чести не хочешь ради Него презреть. Душу ли, которая человеку всего дороже, презреть восхочешь? Кто этому поверит? 5) Как еще человек человека любит и бла­годарит того, ходатайством которого честь и благородство временное себе получит, всему миру то известно. Христос вечное, высокое, небесное и неизреченное благородство нам ис­ходатайствовал, то есть «дал власть быть чадами Божиими», и дает то приемлющим Его верою: «Тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин.1:12). Но та же душа, чести и благородства любительни­ца, не любит Христа и не благодарит Его за вы­сочайшее то благодеяние. Что честь и благород­ство всякое мира сего против той чести? Вся­кая и царская честь, выше которой нет в мире сем, как грязь против золота и тьма против све­та, или даже ничто. Признаешь это за истину, христианин, если рассудишь верно о славе Божиих чад. Однако же за малое благодарит хода­тая своего, но Христа, Который вечную славу Крестом Своим отворил нам, не благодарит. А так и всего того добра, которое Он заслужил, лишается, как неблагодарный.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных