Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Статья 6: О должности христианской к ближнему




 

Об этой должности сказано в первой книге, в гла­ве о любви, милости и прочем. Здесь та же должность изъясняется от подобия, взятого от членов тела чело­веческого, поскольку христианство — это духовное тело, по учению апостола Павла.

«Как в одном теле у нас мно­го членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим 12:4—5).

§ 444. Истинные христиане со Христом, как тело с главою, духовно соединены, о котором соединении прекрасно и утешительно святой Златоуст беседует так: «Смотри, Христос — Глава, мы же тело. Может ли быть какое между те­лом и главою расстояние? Он Основание, мы же здание. Он Лоза, мы же ветви. Он Жених, мы же невеста. Он Пастырь, мы же овцы. Он Путь, мы же идущие. Мы церковь, Он Живу­щий в ней. Он Первенец, мы же братия. Он Наследник, мы же сонаследники. Он Жизнь, мы же живущие. Он Воскресение, мы восстаю­щие. Он Свет, мы просвещаемые. Все это со­единение являет» (Беседа 8-я на 1-е Послание к Коринфянам). Но как со Христом, так и друг с другом, как единого тела члены и единую Главу — Христа, имеющие, соединены христиане. Посему, последовательно, такая должность тре­буется от христиан друг к другу.

§ 445. Христиане должны между собою мир и согласие о Христе иметь. В вещественном теле все члены согласны и мирны пребывают: рука на руку, нога на ногу, око на око и на прочие члены не враждует, но что один член делает, то и другие; куда одно око смотрит, туда и другое; куда одна нога ступает, туда за нею и другая сту­пает. Так и в прочих телесных членах великое согласие между собою и во всем составе имеет­ся. Так Творец устроил, иначе бы не мог цел быть состав. Такое согласие должно быть и в духовном теле, то есть в христианстве. Союза и мира сего причину полагает апостол: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над все­ми, и через всех, и во всех нас» (Еф.4:4—6). И в другом месте: «Все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свобод­ные, и все напоены одним Духом» (1Кор.12:13). К этому миру и увещевает христиан: «Ста­райтесь иметь мир со всеми и святость, без ко­торой никто не увидит Господа» (Евр.12:14). Та­кой союз мира был у христиан первенствующей Церкви, как святой Лука об этом свидетель­ствует: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа» (Деян.4:32). Погрешают те христиане и от должности своей уклоняются, которые друг с другом ссорятся и друг с другом враждуют, а так и с Богом иметь мира не могут, пока во вражде пребывают. Ибо хотящему мир иметь с Богом, должно с братом прежде при­мириться, по слову Господню: «Если ты прине­сешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пой­ди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой», и прочее (Мф.5:23— 24 и след.). И «если не будете прощать людям со­грешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших», — говорит Господь (Мф.6:15). То же изображается и притчею о царе и долж­нике его и товарище того должника (Мф.18:23— 35). А кому отпущения грехов нет, тот и мира с Богом иметь не может, следовательно, и гневу Его подлежит, и всему временному и вечному бедствию, которое Божию гневу последует.

§ 446. Между христианами должна быть любовь нелицемерная. В вещественном теле члены все связаны жилами, так и в духовном христианства теле христиане, как друг другу члены, должны быть связаны союзом любви. Это заповедует христианам Своим Христос: «Сие заповедаю вам, да любите друг друга» (Ин.15:17). К этому увещевают апостолы: «Постоянно лю­бите друг друга от чистого сердца» (1 Петр 1:22). «Братолюбие между вами да пребывает» (Евр.13:1). «Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга» (1 Ин.4:11). Плоды любви: «Любовь долготерпит, мило­сердствует, любовь не завидует, любовь не пре­возносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все пе­реносит. Любовь никогда не перестает» (1Кор.13:4-8). Если хотят христиане истинными христиа­нами быть, а не лицемерами, должны показать христианство свое любовью, по учению Господ­ню: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13:35). Ибо «нелюбящий брата пребывает в смерти. Вся­кий, ненавидящий брата своего, есть человеко­убийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» (1 Ин.3:14-15).

§ 447. Христиане должны быть друг к другу милосердными. В вещественном теле, если «страдает один член, то страдают с ним все чле­ны» (1Кор.12:26). Когда болит рука, или нога, или голова, или глаз, или какой другой член, соболезнуют ему и прочие все члены, так и в теле духовном христиане должны друг другу соболезновать и сострадать. Когда один хрис­тианин бедствует и страждет, его бедствием и страданием подвигнуться должны и прочие христиане и ему сострадать. К сему увещевает христиан апостол: «Помните узников, как бы и вы с ними были вузах, и страждущих, как и сами находитесь в теле» (Евр.13:3). И еще: «Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф.4:32). И Христос говорит: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк.6:36). Милосердным же быть не иное что есть, как сердцем соболезновать болезнующему, состра­дать бедствующему и страждущему и «плакать с плачущим» (Рим 12:15). Если какой христианин над бедствием брата своего милосердием не подвигается, то свидетельствует о себе, что хри­стианского духа не имеет. Таковы те, которые за обиды на других гневаются и мстят им; ко­торые братии своей в нуждах не помогают, а могут помочь; которые нищих и бедных, имея возможность снабдить, отсылают от себя без удовольствия их, и прочих милосердия дел, о которых поминается в 35 и 36 (стихах) главы 25 Матфея, не делают им. Христианин не может быть без веры, вера без любви, любовь же без милосердия. Ибо любовь не только над братом своим единоверным, но и над неверным и вра­гом своим милосердствует, и не может не бла­готворить всякому, кого ни видит требующим благотворения.

§ 448. В вещественном теле один член дру­гому помогает. Рука руке, нога ноге, глаз глазу, ухо уху, и прочие члены друг другу помогают. Нога спотыкающаяся от другой ноги подкреп­ляется; рука другую руку и прочие члены моет, утирает, исправляет и в прочем служит; око ви­дением, ухо слышанием, ноздри обонянием, ноги движением и бегством прочим членам и всему телу служат; желудок и чрево варением пищи и питья работает для всего тела. Так и в духовном теле христиане друг другу должны помогать и служить, «любовью служить друг дру­гу» (Галл.5:13). Когда один немоществует, другой ему послужить должен; когда один печалится, другой — утешать его; когда один изнемогает в вере, другой — его подкреплять; когда один со­вращается с пути истинного, другой — направ­лять его. И всякий, богатый убогому, разумный скудоумному, здоровый больному, свободный заключенному, молодой старому, сильный не­мощному, и каждый должен, чего себе хочет, то и другому делать, и чего не хочет себе, того и другому не делать. К этому во многих местах Слово Божие уве­щевает нас. А Христос Господь наш все, что ни сотворится христианину доброе, как христиа­нину, Себе сотворенным вменяет, как говорит: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы на­поили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посети­ли Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. И так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25:35—36,40). А те, которые братии своей — христианам — не помогают, да внимают, что далее Тот же правед­ный Судия скажет им: «Идите от Меня, прокля­тые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ан­гелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; бо­лен и в темнице, и не посетили Меня. Так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне « (Мф.25:41-43, 45). Если же неблаготворящим такой страшный ответ будет, то какой же ответ будет тем, кото­рые у христиан и то, что имеют, отнимают и зло творят им? Рассуждай об этом, христианин, который не только не творишь добра, но и зло творишь братии своей. От сего видишь, хрис­тианин, что как от благотворения познается христианин истинный и живой член духовного тела Христова, так от неблаготворения, тем бо­лее от злотворения, примечается лицемерный, гнилой и мертвый, или паче отсеченный член. Ибо единого тела члены друг друга чувствуют болезнь и нужду и потому друг другу помогают. А когда христианин другому не помогает, то это знамение, что он не чувствует его болезни, как несоединенного себе члена, и потому, не чув­ствуя, не соболезнует и не помогает ему. Иначе бы не оставил его без помощи в нужде его.

§ 449. В вещественном теле один член дру­гого предостерегает и защищает от находящих бедствий. Рука предохраняет главу, очи и про­чие члены, когда приходит бедствие от ударения жезла, меча и прочего. Очи предостерегают ви­дением другие члены, уши слухом и внятным слышанием при находящей напасти от слуха зла; язык вкушением и испытанием вредного желудку и всему телу, обоняние чувствованием пагубного всему составу смрада, ноги бегом спасают от приближающегося зла, и так все члены друг о друге и о целости всего состава телесного пекутся. Так должны и христиане друг о друге, как друг друга члены, заботиться и промышлять, когда видят друг другу наступаю­щую беду, — иной словом и советом, иной мо­литвою, иной самым делом от находящего бед­ствия предостерегать и охранять. А те, которые того не делают, но, более того, путь к бедствию коварно братии своей устраивают, к сему свя­тому и союзом любви связанному обществу не принадлежат, но подобны «деревьям, не прино­сящим доброго плода, которые срубаются и бро­саются в огонь» (Мф.3:10), или, скорее даже, по­добны «ветвям засохшим и изверженным вон, ко­торые собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин.15:6).

§ 450. В теле вещественном чрево ради все­го тела работает, варит пищу, вырабатывает соки и обращает в кровь, и так через кровь по всем членам разделяет, и таким образом все члены и все тело подкрепляет, умножает и в возраст приводит. Такими в духовном теле пас­тыри должны быть, как чрево в деле своем: пищу слова Божия сперва внутри себя чтени­ем, поучением, размышлением и вниманием, одного места с другим соотношением, как бы разжевать и сварить, и в сок и кровь духовную обратить, и так братии своей, духовным членам, разделять, и тем расслабленных подкреплять, младенствующих в возраст приводить, «доколе все придем в единство веры и познания Сына Бо­жия, в мужа совершенного, в меру полного возра­ста Христова» (Еф.4:13). А те пастыри, которые сего не делают, погрешают против должности своей и напрасно имя пастыря на себе носят. Ибо пастырь не себе пастырь есть, но овцам пастырь. Почему и воздадут ответ Начальнику пастырей, Иисусу Христу в день суда, Который тогда от руки их взыщет Своих овец.

§ 451. Видим, что в теле вещественном все члены ради чрева работают, все ему служат, пищу и питие промышляют ему, чтобы укреп­лялось, поскольку оно ради общей пользы чле­нов работает и варит пищу. Ибо если чрево, не приемля пищи, ослабевает, то и все члены ос­лабеют, и так весь человек слабым сделается, что примечаем на немощных, которые пищи не приемлют, и от глада истаивающих, и всякий на себе во время голода и жажды узнает. Так и в духовном теле, то есть христианстве, должно быть. Поскольку пастыри и учителя ради общей пользы трудятся, то всем христианам сообща питать их должно. Должно, говорю, питать их, дабы имели время ради общей христианской пользы трудиться, в чтении и размышлении Божия слова упражняться, и так как бы сварен­ную пищу слова Божия на пользу слушателей своих разделять. Ибо «трудящийся достоин на­грады своей» (1 Тим 5:18). Если пастыри «сеют духовное, велико ли то, если у» слушателей «пожи­нают телесное» (1Кор.9:11)? Если они души слу­шателей питают словом Божиим и так о веч­ном их спасении промышляют, велико ли есть, когда от них телесную пищу к содержанию временной жизни получают? Насколько душа от тела и вечная жизнь от временной отличается, настолько пища Божия слова, которою питают души слушателей пас­тыри, дороже пищи телесной, которую от слу­шателей своих приемлют. «Наставляемый сло­вом, делись всяким добром с наставляющим» (Галл.6:6). Какой воин служит когда-либо на своем со­держании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его?Кто, пася стадо, не ест молока от стада?» (1Кор.9:7)

§ 452. Из вышеописанного видим, христи­анин: 1) Сколь велико соединение верных со Хри­стом, Сыном Божиим, — а именно таково, как у всего тела и членов с главою, — в чем состоит превеликая честь, слава и радость их. 2) Как должны христиане Христу, Главе сво­ей, повиноваться и ничего против воли Его не творить. Видим, что естественного тела члены все повинуются главе своей и ничего против нее не творят. Руки ничего не делают, ноги не хо­дят, чрево не принимает пищи, язык не гово­рит, и все тело не движется, если голова не по­мыслит и не захочет, а когда захочет голова, и что задумает и захочет, то и делают члены ее, и всякий член свое дело исполняет: очи смотрят, и куда хочет она, обращаются; язык говорит то и столько, что хочет и сколько хочет она; ноги идут, куда хочет; руки делают то, что хочет. Так и прочие члены воле главы своей повинуются. Такое повиновение и послушание христиане обязуются оказывать Христу, Главе своей свя­той: не делать ничего, чего Он не хочет, и де­лать все, что Он хочет. Так покажут, что они подлинно верою и любовью с Ним соединены, как с главою члены. 3) От сего видно, что те христиане отсече­ны и отторгнуты от Христа и Церкви Его свя­той, которые Ему послушания не оказывают, но по своим прихотям живут. Члены своей главе повинуются, но другого тела главе не повину­ются. Например, Петрова тела члены не дела­ют того, что Павлова голова задумает и захо­чет, так как Петровы члены не соединены с Павловою головою. Так, тот христианин, кото­рый не чинит послушания Христу, свидетель­ствует о себе, что он отторгся от Христа и не есть истинный и живой член Церкви Его свя­той, но есть член мертвый, и как ветвь, высох­шая и отсеченная от лозы (Ин.15:6), хотя и имя Христово исповедует, и в церковь с верными ходит, и прочие дела творит. 4) Еще видишь, как христианин с братом своим христианином обходиться должен, а именно, как сам с собою, то есть не лестно, не коварно, не лицемерно, но просто и искренно; чего себе не хочет, того и ему не делать; и чего себе хочет, то и ему делать; что языком ему го­ворит, то и в сердце иметь; и как внешне явля­ется ему благосклонным, ласковым, любящим и благотворительным, таковым и внутри себя быть. Всего этого требует соединение членов, в едином теле соединенных. 5) Кто с ближним не любовно, но лукаво и лицемерно и немилостиво обходится, не есть истинный христианин, как выше сказано, но есть лицемер. 6) Таковые христиане да внимают, что им пророк возвещает: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго пло­да, срубают и бросают в огонь» (Лк.3:9).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных